ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ. Пособие по гинекологии

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

Зарождение акушерской практики

Акушерство (франц. accoucher — помогать при родах) — область клинической медицины, изучающая физиологические и патологические процессы, происходящие в организме женщины, связанные с зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом, а также разрабатывающая методы родовспоможения, профилактики и лечения осложнений беременности и родов, заболеваний плода и новорожденного. Акушерство неразрывно связано с гинекологией.

Гинекология — это наука о заболеваниях женских половых органов. Кроме этого, акушерство немыслимо без участия сестринского дела, анатомии, физиологии, фармакологии, психологии, гигиены, а также терапии, хирургии, педиатрии и других медицинских наук.

Исторические исследования позволяют предположить, что уже в период каменного века (неолита) суще­ствовала помощь в родах, которую оказывали старшие, опытные женщины, колдуны и шаманы. Акушерская помощь наряду с рациональными приема­ми, безусловно имевшими место, сочеталась с использованием амулетов, заклинаний, специальных средств народной медицины, в том числе лекар­ственных трав.

Первые сведения о родовспоможении и женских болезнях содержатся в медицинских текстах древнего Востока: китайских иероглифических рукописях, египетских папирусах («гинекологический папирус» из Кахуна, XIX в. до н. э., и папирус Г. Эберса, XVI в. до н. э.), вавилонских и ассирийских клинописных табличках (II—I тысячелетия до н. э.), индийских аюрведических текстах.

В них говорится о женских болезнях (смещении матки, опухолях, воспалениях), диететике беременных, нормальных и осложненных родах. В самхите известного хирурга древней Индии Сушруты упоминается о неправильном положении плода в матке и операциях поворота плода на ножку и на головку, а в необходимых случаях — об извлечении плода путем плодоразрушающих операций.

Высокий уровень медицинских знаний, изложенных в текстах Сборника Гиппократа, свидетельствует о том, что к моменту окончания этого труда медицина Древней Греции, в частности акушерство, прошла долгий путь развития.

В Сборнике указывалась истинная продолжительность беременности: 280 дней (4 раза по 10 нед, или 10 раз по 4 нед), хотя допускались и другие сроки (210 дней, или 3 раза по 10 нед). Единственно правильным положе­нием плода в матке в конце беременности считалось головное предлежание. Поперечное, косое и тазовое предлежания рассматривались как ненормаль­ное. Полагали, что до 7 мес беременности плод в матке находится в тазовом предлежании, а затем поворачивается головкой вниз вследствие силы тя­жести и в результате разрыва тяжей, удерживающих его в положении голов­кой вверх.

Главной причиной наступления родов считалось то, что ребенок, испытывая голод, упирается ножками в дно матки и за счет активных движений рождается на свет. Однако, нужно отметить, что некоторое зна­чение в процессе родов последователями Гиппократа придавалось также сократительной деятельности матки и брюшному прессу. Достаточно по дробно рассматривались вопросы, посвященные диагностике и диететике беременности.

В Сборнике описывались такие виды патологии беременности и родов, как привычное невынашивание, пузырный занос, кровотечения, эклампсия, преждевременное излитие околоплодных вод, выпадение и обвитие пупови­ны, аномалии положения плода в матке. Впервые было представлено по­дробное описание или упоминание о многих акушерских операциях. При полном ножном предлежании предлагалось не тянуть за ножки и дожидаться самопроизвольного рождения плода. Если при этом головка застревала в родовых путях, считалось целесообразным производить декапитацию и кра­ниотомию. При ягодичном предлежании рекомендовался поворот на голов­ку, при выпадении ручки — вправление ручки, при поперечных и косых положениях — операция эмбриотомии, при задержке плаценты в матке — ее ручное удаление.

Большое внимание в Сборнике уделено патологии послеродового пе­риода. Упоминаются повреждения половых органов, воспалительные про­цессы, изменения положения матки, послеродовые параличи, эклампсия. Особое значение в происхождении осложнений послеродового периода при­давалось задержке лохий, многие лечебные и профилактические мероприя­тия были направлены на устранение этой патологии.

Древние греки знали и о кесаревом сечении, однако производили его только на мертвой женщине с целью извлечения живого плода (согласно мифологии, так был рожден бог врачевания Асклепий). Заметим, что первые достоверные сведения об успешной операции кесарева сечения на живой роженице относятся к 1610 г., ее произвел немецкий акушер И. Траутман (I. Trautmann) в г. Виттенберг. Раньше название кесарево сечение неправильно связывали с легендой о рождении при помощи подобной операции римского диктатора Гая Юлия Цезаря.

Акушерство в средние века и эпоху Возрождения

Состояние акушерства в раннее средневековье во многом отражает состояние медицины в целом. Книги по акушерству в основном представляли собой разделы из учений античных авторов, но именно этому периоду мы обязаны тем, что до нас дошли многие медицин­ские тексты.

Постепенное возрождение медицины в Европе началось в Салерно (XI—XII века). В это время здесь вышла книга по акушерству под названием «Тротула», которая представляла собой антологию трудов античных авторов, но при этом имела и самостоятельное значение. В ней подчеркивалось, что главная роль в рождении плода принадлежит не активным движениям плода, а сокращениям матки. Кроме того, в этой книге содержалось описание разрывов промежности.

В XIII—XV веках появились сообщения о кесаревом сечении на мерт­вых, описывались отдельные случаи акушерской патологии, давались реко­мендации по диететике женщин во время беременности и в послеродовом периоде.

XV—XVI века ознаменовались коренным пересмотром многих анатомических воззрений Галена, на протя­жении нескольких веков считавшихся незыблемой истиной.

Андрей Везалий (1515—1564) — врач и анатом, лейб-медик Карла V, потом Филиппа II отверг господствовавшее на про­тяжении многих веков учение о расхождении лонного сочленения в родах и точно описал различия мужского, женского и детского таза. Кроме того, он подробно описал строение мускулатуры матки и связи матки с соседними органами. Везалий первым указал на то, что, кроме двух зародышевых листков плодного яйца (хориона и амниона), существует еще «первая и самая наружная оболочка», имеющая характерное железистое строение, т.е. децидуальная оболочка. В 1566 г. Везалий дополнил анатомическое описа­ние половых органов точным описанием девственной плевы и сыровидной смазки, покрывающей тело плода.

Первое в Западной Европе обширное руководство по женским болезням «De mulierum affectioni-bus» было составлено в 1579 г. Луисом Меркадо (Mercado, Luis, 1525—1606) — профессором университета г. Толедо (Испания).

Габриэле Фаллопий (1523—1562) — итальянский анатом эпохи Возрождения впервые отметил, что влагали­ще является отдельным от матки органом. Он же гораздо подробнее, чем его предшественники, описал яйцеводы у женщины, которые он назвал маточными трубами (Фаллопиевы трубы). Фаллопий точно описал анатомию круглых маточных связок, а в яичниках он наблюдал «пузырьки либо с водянистым, либо с желтоватым, либо с мутным содержимым», т.е. фолликулы и желтые тела. Он первым употребил термин «плацента».

Ученик Везалия Джулио Чезаре Аранцио подробно описал многие детали фетоплацентарного кровообращения и строение плода.

В XVI веке центром развития акушерства стала Франция. Ученые Фран­ции возродили поворот плода на ножку и первыми указали на возможность проведения операции кесарева сечения на живой женщине.

Большое значение для развития акушерства и гинекологии имела деятельность Амбруаза Паре, который вернул акушерству забытую операцию поворота плода на ножку, ввел в широкую практику гинекологические зеркала и организовал при парижском госпитале Hotel-Dieu первое родовспомогательное отделение и первую в Европе акушерскую школу. В нее принимались только женщины. Обучение длилось 3 месяца, из них 6 недель отводилось на практические занятия. Видным представителем этой школы был Франсуа Морисо (Mauri-ceau, Francois, 1637—1709) — автор капитального руководства о болезнях беременных женщин «Traite des maladies des femmes grosses et accouchees», (1668), предложивший несколько новых акушерских операций и инструментов.

Акушерство в XVII – XIII веках

В истории акушерства XVII век занимает особое место. Если предыдущее столетие дало много нового в области анатомии родовых путей и плода, то в XVII столетии продолжает развиваться учение о физиологии беременности. Именно в этот период был сделан важный вывод о том, что «плод в матке живет не душой матери, а своей собственной жизнью».

Значительные успехи в XVII веке были достигнуты в изучении яични­ков. Нильс Стенсен (Николай Стеной, 1638—1686), профессор из Копенгагена, был первым, кто однозначно высказался за то, что «женские яички» содержат яйца и что матка у женщины выполняет функцию, аналогичную функции яйцеводов у яйцекладущих млекопитающих. Подробное описание яичников и маточных труб оставил голландец Ренье де Грааф.

В XVII веке впервые была четко сформулирована концепция существования у женщины яйцеклетки, созревающей в яичнике.

Центром развития клинического акушерства в этот период оставалась Франция, где были заложены основы классического оперативного акушер­ства.

Представительницей французской школы акушерства являлась Луиза Буржуа, работы которой появились в 1609—1642 гг. и были переведены на многие языки. Она была первой, кто подробно описал роды в лицевом предлежании, случаи выпадения пуповины, определила показания к приме­нению поворота плода на ножку и др.

Франсуа Морисо был первым французским хирургом, который занимался почти исключительно акушерством. Его труд «Болезни беременных женщин и родильниц и т.д.» (1668), переведенный на многие языки и выдержавший большое число изданий, стал настольной книгой для многих поколений врачей и акушерок во всем мире. Морисо первым описал ручное пособие при тазовых предлежаниях по освобождению головки плода.

Еще одной страной, много сделавшей для развития акушерства в XVII веке, была Голландия. Особо следует отметить заслугу Гендрика ван Девентера, который одним из первых начал изучение узкого таза, в том числе и плоского. Ван Девентер подчеркивал, что оценка размеров таза должна быть неотъемлемой частью акушерского исследования.

Акушерство в Англии в XVII веке в целом существенно отставало от французского. Однако англичане сыграли значительную роль в области использования акушерских щипцов. Так, Чемберлен (1670) специально ездил в Париж, чтобы ознакомить Морисо с акушерскими щипцами, но Морисо предложил Чемберлену заведомо неподходящий для наложения щипцов вариант родов у карлицы с абсолютно узким тазом. В результате женщина погибла, а внедрение акушерских щипцов в широкую практику в Европе (кроме Англии и Голландии) было заторможено на несколько десятилетий.

История акушерства в России

Долгое время в России акушерская по­мощь осуществлялась повитухами. Не только на селе или в городе, но и в столице цар­ские и боярские жены рожали в большинстве случаев с помощью бабок-повитух, уровень медицинских зна­ний которых был весьма невысок. Иностранные врачи, приглашаемые в Москву для обслуживания царского двора, акушерскими познаниями тоже не отличались. Многие из них ехали в Мос­ковию с целью личной наживы.

Названия «бабка-повитуха», «бабушка-повитуха» и «повивальная бабка» (повивавшая, свивавшая пеленкой дитя) — так на Руси именовались жен­щины, оказывающие пособие роженице, — дает осно­вание предположить, что такая женщина приглаша­лась в большинстве случаев только при трудных ро­дах: в легких же случаях она приглашалась уже после родов для перевязки пуповины и повития (пеленания) младенца. С одной стороны, это диктовалось извест­ным суеверием — стремлением скрыть роды от окру­жающих и избежать «дурного глаза», а с другой сторо­ны, видимо, соображениями экономии. Функции по­вивальных бабок помимо первого ухода за младенцем были весьма разнообразны и заключались в исполне­нии с давних времен установленных обычаев, пове­рий, заговоров и различных действий. Так, чтобы «раз­вязались» роды, повитуха расплетала роженице косы, развязывала на одежде все узелки, ходила с рожени­цей до полного изнеможения последней, подвешивала ее за руки, встряхивала, опрыскивала «с уголька», разминала ей живот для «правления» плода и пр. При этом, чем более бабка-повитуха знала подобных прие­мов, якобы ускоряющих роды, тем более опытной и знающей она считалась в «бабичьем деле».

Древнейшим местом для родов, которое готовили загодя, не только у крестьян, но и у царей была баня — «мыльня». Ее с усердием мыли, скребли добела ножами пол, полати и стены, протапливали — чтобы легче было «размягчить» тело роженицы, но париться ей не разрешалось. Баню протапливали специально заготовленными дровами: рябиновыми — чтобы отогнать нечистую силу, дубовыми — чтобы ребенок родился сильным, березовыми — чтобы дитя было красивым.

Акушерки, практиковавшие в то время в боль­ших городах России, были почти исключительно ино­странки. Вполне понятно, что помощью этих врачей и акушерок могло пользоваться только сравнительно ог­раниченное число рожениц из привилегированного класса, вся же остальная масса русского населения (го­рода и деревни) по-прежнему довольствовалась услу­гами повивальных бабок.

Впервые в России Петром I были изданы некото­рые законоположения, касающиеся деятельности ба­бок-повитух, которые не подвергались никакому кон­тролю. Прежде всего в 1804 г. был издан указ, запре­щавший под страхом смертной казни убивать родив­шихся уродов, что практиковалось повитухами и не противоречило установившимся в народе взглядам.

Но дело призрения «зазорных младенцев» продви­галось медленно, а потому Петр I в 1714 и 1715 гг. снова издает подобные указы, добавляя распоряжение о том, чтобы для ухода за подкинутыми младенцами в «шпиталетах» набрать «искусных жен».

Читайте так же:  В какие сроки нужно оплатить транспортный налог. Автотранспортный налог срок уплаты

С распространением в России просвещения и ростом общей культуры увеличился спрос на разумную акушерскую помощь, ощутилась потребность организовать подготовку если не врачей-акушеров, то на первое время хотя бы отечественных акушерок. Уже после Петра I, в царствование Елизаветы, правительство сделало решительный шаг в деле плановой подготов­ки акушерок.

Становление акушерского образования в России связано с именем Павла Захаровича Кондоиди (1710—1760). В 50-х годах XVIII в. он был назначен на должность архиатра — старшего врача Медицинской канцелярии, учрежденной вместо Аптекарского приказа в. 1723 г. в соответствии с реформами Петра I.

21 марта 1754 г. П. З. Кондоиди сделал «Правительствующему Сенату от Медицинской канцелярии о порядочном уч­реждении бабичьева дела в пользу общества представление», в котором указывал, «сколько злых следствий рожащам за неимением ученых и искусных бабок ежед­невно происходит», а потому считал необходимым взять на учет всех повивальных бабок, подвергнуть их экза­менам, ввести за счет казны «присяжных бабок», «го­родовых» акушеров и акушерок и открыть в Москве и Петербурге по одной «бабичьей» школе для подготов­ки акушерок.

П. З. Кондои­ди сыграл очень большую роль в вопросе организации акушерского образования в России. Он первый организовал преподавание акушерства в России и правильно оценил всю важ­ность организации акушерской помощи населению. Кондои­ди, оценивая специфические особенности госпитальных школ, которые имели своим назначением подготовку военных лекарей, не решился ввести преподавание в этих школах акушерства. Но так как потребность в рациональной акушерской помощи к этому времени уже достаточно назрела, П.З. Кондоиди поставил воп­рос об отдельной организации акушерских школ, что и было им предложено в упомянутом выше «Представ­лении» в Сенат. П. З. Кондоиди дал подробную и точ­ную инструкцию для теоретического и практического преподавания, установил точные сроки обучения и производства экзаменов.

Преподавательский персонал каждой школы должен был состоять из «профессора бабичьего дела» и его помощника-лекаря, именовавшегося акушером. Преподавание анатомии женского полового аппарата должно было проводиться на тру­пах. К слушанию «лекционов» профессора при­влекались также и практикующие уже бабки, так как школы имели целью подготавливать новых акушерок и совершенствовать знания старых. Кроме этих заня­тий, носивших теоретический характер, должны были происходить и занятия практические, у постели роже­ницы. Вести их должны были бабки, уже имевшие право практики, которые с этой целью брали учениц с собой на роды. Весь курс обучения укладывался в шесть лет. По истечении первых трех лет обучения поруча­лась самостоятельная практика, но под наблюдением опытной бабки. Предполагалось, что школы обеспечат кадрами акушерок не только крупные города, но и всю страну.

Правительствующий Сенат 5 мая 1754 г. утвердил представление Меди­цинской канцелярии и ассигновал кредит в 3000 руб. на первоначальное учреждение бабичьего дела. В то время это были очень большие деньги. После такого материального обеспечения акушерских школ можно было приступать к их открытию, что Кондоиди и сделал немедленно, почти одновременно в Москве и Петербурге.

При наборе учениц в школы возникли большие трудности. Когда на основании утвержденного Сенатом указа была произведена регист­рация проживающих в Петербурге и Москве бабок, то их оказалось в Петербурге 11, а в Москве — 4. Кроме того, в Петербурге были 3 и в Москве — 1 бабка, кото­рые могли практиковать только под надзором более опытной. Таким образом, на два крупных столичных города Российской Империи оказалось всего 19 жен­щин, имеющих ту или иную акушерскую квалификацию. Это был весь резерв, из которого можно было вербовать учениц. Но все же школы начали свою рабо­ту.

В Московской школе был избран профессором Иоганн Фридрих Эразмус с титулом «доктор бабичьего дела». Таким образом, с 1758 г. в Москве существовала акушерская школа (впоследствии преобразованная в Повивальный институт при Московском императорском воспитательном доме), руководимая профессором-акуше­ром.

В первые десятилетия существования этой школы (до открытия Пови­вального института в 1801 г.) занятия с акушерками проводились на дому у профессора акушерства. И. Ф. Эразмус проводил занятия с городскими аку­шерками в своей квартире на Новой Басманной улице. Он руководил Московской акушерской школой вплоть до своей смерти.

Великие врачи

И. Ф. Эразмус был опытным врачом-практиком и прекрасным педагогом, автором первого в России учебника по повивальному искусству, академиком одной из научных академий, профессором, который впервые в России применил акушерские щипцы и произвел операцию кесарева сечения.

В 1759 г. Сенат по прошению П.З. Кондоиди, принял решение, чтобы по рецептам акушеров из столичных аптек от­пускались бесплатно для неимущих родильниц и новорожденных младенцев необходимые лекарства и вещи за счет остаточных сумм, определенных Сенатом для «бабичьего дела».

В 1784 г. в Петербургской «бабичьей школе» начал преподавать Нестор Максимович Максимович-Амбодик (1744—1812) — первый российский профессор повивального искусства (1782), один из основоположников научного акушерства, педиатрии и фармакогнозии в России. В 1770 г. после окончания Петербургской госпитальной школы он был направлен по особой стипендии на медицинский факультет Страсбургом го университета, в котором в 1775 г. защитил докторскую диссертацию о печени человека («De hepate humano»).

С самого начала своей педагогической деятельности он значительно видоизменил и улучшил преподавание, введя занятия на фантоме. Для этого он заказал по собственным моделям и рисункам фантом женского таза с деревянным ребенком, акушерские щипцы («клещи») с деревянными руко­ятками, серебряный катетер и пр.

За большие заслуги Медицинская коллегия в 1782 г. присвоила Н. М. Максимовичу-Амбодику звание профессора повивального искусства. Им было написано первое русское оригинальное руководство по акушерству под названием «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» (1784— 1786).

Н. М. Максимовичу-Амбодику принадлежит большая роль в создании медицинской терминологии, чему он способствовал не только своими переводами и сочине­ниями, но и составлением ряда словарей. Амбодика по праву считают отцом русского акушерства.

У истоков русского акушерства видное место занимает и другой ученый-патриот Герасим Иванович Кораблев, врачебная деятельность которого связана с Мос­ковской медико-хирургической академией. Кораблев был видным акушером, он написал ряд статей, научно обосновавших отдельные вопросы акушерства. Он со­ставил солидное учебное руководство по акушерству на русском языке «Курс акушерской науки и жен­ских болезней, или Учение о жизни женской каса­тельно половых отправлений, изложенное в физиологическом, диэтическом, патологическом, терапевтичес­ком и оперативном отношениях».

Систематическое преподавание акушерства в Московском университете было начато в 1790 г. Вильгельмом Михайловичем Рихтером. С 1801 по 1807 г. В.М. Рихтер был директором созданного им Повивального института при Московском императорском воспитательном доме.

Открытие факультетских клиник Московского университета на Рожде­ственке в 1846 г. знаменовало собой важный этап в жизни медицинского факультета. Отныне клинический метод преподавания стал основой всего учебного процесса. В результате этого медицинский факультет Московского университета встал в один ряд с лучшими медицинскими учебными заведе­ниями Европы и появилась возможность подготовки большого числа хоро­шо обученных врачей, столь необходимых России.

В 1851 г. клиника Московского университета в связи с отставкой В. М. Рихтера по выслуге лет перешла под руководство бывшего ассистента Дерптского университета, а затем адъюнкта московской клиники профессо­ра Владимира Ивановича Коха, одновременно являвшегося ди­ректором родовспомогательного заведения при Московском императорском воспитательном доме. В. И. Кох был первым профессором акушерства в Мос­кве, начавшим читать лекции на русском языке. Он значительно изменил и сам метод преподавания. Лекции В. И. Коха служили образцом по богатству научного содержания, ясности изложения, прекрасной литературной обра­ботке материала. При В. И. Кохе началась защита первых написанных по-русски диссертаций.

Новый период в жизни клиники наступил в 1874 г., когда ею стал заведовать Александр Матвеевич Макеев. Он ввел антисептику в акушерстве. С первых же дней своей педагогической деятельности он учил студентов, что «родильная горячка» — не эпидемия, а эндемия и сепсис. В клинике широко пользовались различными антисептическими средствами (йодоформ, сулема, карболовая кислота, креолин).

А.П. Матвеев предложил профилактику офтальмобленнореи введе­нием в конъюнктивальные мешки новорожденных 2 % раствора ляписа, что способствовало почти полной ликвидации этого опасного заболевания.

К 70-м годам XIX века клиника на Рождественке перестала удовлетво­рять требованиям современного акушерства. Новая акушерская клиника, открытая в 1889 г. на Девичьем поле, начала успешно справляться с этой задачей.

Исключительную личность в истории женского врачебного образования представляет Вар­вара Александровна Кошеварова-Руднева как первая русская женщина, получившая в Рос­сии диплом врача. Сирота, не имея средств к существованию, она ценой неимоверного труда, граничившего с самопожертво­ванием, окончила отличницей школу повивальных бабок и добилась разрешения продолжать учение, чтобы стать врачом.

В начале XIX века некоторые русские женщины стали посещать лекции в университетах. Это вызывало тревогу царского пра­вительства, и в 1863 г. был утвержден новый универ­ситетский устав, запрещающий доступ в университе­ты женщинам даже в качестве вольнослушательниц.

Но не смотря на это, Варвара Александровна добилась разрешения продолжить учение, чтобы стать врачом. В 1863 году она была прикомандирована к медико-хирургической академии на 5 лет, для полного прохождения курса медицинских наук, наравне со студентами академии. Это произвело большую сенсацию в обществе. Кашеваровой-Рудневой приходилось держать себя весьма осторожно, вдали от всяких кружков, так как начальство было весьма недовольно нахождением женщины в стенах академии.

«Я была одна, — пишет Кошеварова, — среди более чем тысячи студентов, и мне нужно было соблюдать величайшую осторожность во всех отношениях. За мной ведь следило столько зорких глаз, что малейшая ошибка повлекла бы мое удаление из академии, но начальство ничего не могло найти предосудительного в моем по­ведении».

С неимоверной борьбой за каждый шаг впе­ред Кошеварова пробивалась к цели и окончила меди­ко-хирургическую академию в 1868 г., избрав в даль­нейшем своей специальностью акушерство и гинеко­логию. В 1876 г. В. А. Кошеварова первая из женщин защитила в России диссертацию на степень доктора медицины на тему: «Материалы для патологической анатомии маточного влагалища». Ею написан также ряд других научных работ по акушерству и гинеколо­гии.

В конце 70-х — начале 80-х годов XIX века прогресс в области акушер­ства распространяется и на другие регионы России. Благодаря деятельности земства возникают благоустроенные родильные дома, приюты и школы для повивальных бабок.

Акушерские клиники русских университетов начинают давать стране не только образованных специалистов-практиков, но и науч­ных исследователей. Создаются акушерско-гинекологические общества, со­зываются съезды акушеров и гинекологов, выходят специальные акушерские журналы. В это время в России возникают специальные учреждения, имею­щие целью усовершенствование врачей в области акушерства и гинекологии. С открытием Высших женских медицинских курсов русским женщинам открылся доступ к полноправной врачебной деятельности, в том числе в области акушерства.

В Петербургской академии кафедру акушерства в 1848 г. занял талан­тливый ученик Н. И. Пирогова А.А. Китер (1813—1879). Он написал первый в России учебник по гинекологии «Руководство к изучению женских болезней» (1858) и произвел первую в стране успешную чрезвлагалищную операцию удаления матки, пораженной раком (1842).

В 1858 г. А. А. Китера на этом посту заменил выдающийся русский акушер А. Я. Крассовский (1821 — 1898). В 1872 г. он покинул академию и занял должность директора Петербургского родовспомогательного заведения, которым руководил до конца жизни. Он реорганизовал систему родовспомогательного и лечебного дела, предоставил широкую возможность усовершенствования врачам с пе­риферии, развернул большую научно-исследовательскую работу. Благодаря введенной А. Я. Крассовским системе строгих профилактических мероприя­тий смертность родильниц снизилась с 4 до 0,2 %. А. Я. Крассовский оставил после себя два фундаментальных руководства: «Курс практического акушер­ства» и «Оперативное акушерство с включением учения о неправильностях женского таза». А. Я. Крассовский внес большой вклад в развитие учений об узком тазе и о механизме родов.

В 1876 г. кафедра акушерства и детских болезней Петербургской меди­ко-хирургической академии разделилась на детскую и две акушерские — академическую и госпитальную. Во главе последних находились такие крупные ученые и педагоги, как М. И. Горвиц, К. Ф. Славянский, А. И. Лебедев, Г. Е. Рейн и др.

Большую роль в деле развития акушерства в России сыграла акушерская клиника Казанского университета. Научно-преподавательская и лечебная деятельность казанской кафедры особенно ярко проявилась в период пребывания на ней с 1885 по 1899 г. выдающегося русского акушера Н.Н. Феноменова (1855—1918). Им был предложен ряд новых методов акушерских и гинекологических операций, изобретены новые инструменты. В 1892 г. вышло руководство Н. Н. Феноменова «Оперативное акушерство», которое выдержало несколько изданий.

Дальнейший расцвет казанской школы связан с деятельностью круп­нейшего представителя отечественного акушерства B. C. Груздева (1866—1938). Он был автором фундаментального руководства «Курс акушер­ства и женских болезней» (1919—1922; 1928; 1930), в котором отражен опыт русских акушеров-гинекологов за предыдущие полтора столетия.

Читайте так же:  Понятие и признаки хищения чужого имущества. Хищение чужого имущества понятие признаки формы виды

Петербургский Клинический повивальный институт претерпел значи­тельную реорганизацию после 1893 г., когда его директором был назначен выдающийся акушер-гинеколог Дмитрий Оскарович Отт (1855— 1923).

Д. О. Отт организовал в институте широкую подготовку специализиру­ющихся по акушерству и гинекологии врачей. В 1904 г. под руководством Отта были построены новые клинические и учебные корпуса института.

В XIX веке акушерские клиники при медицинских факультетах университетов открылись во многих городах России. В акушерской кли­нике Харьковского университета работал выдающийся русский акушер И. П. Лазаревич (1829—1902). В 1869 г. он организовал в Харькове Повивальный институт для подготовки акушерок. И.П. Лазаревич написал известное двухтомное руководство «Курс акушерства» (1877, 1892); он усо­вершенствовал многие акушерские инструменты. Особую известность приобрела его модификация акушерских щипцов — щипцы с прямыми лож­ками.

После переезда акушерской клиники Московского университета на Де­вичье поле среди молодых ученых клиники быстро выдвинулся талантливый врач Н.И. Побединский, создавший в 90-е годы XIX века новое хирургическое направление в акушерстве, которое поставило московскую акушерскую клинику в один ряд с крупными клиническими учреждениями России и Европы. Важными направлениями его научных исследований были проблемы асептики, антисептики и лечения послеродовых септических за­болеваний. Диссертация Н. И. Побединского о предлежании плаценты полу­чила известность и за пределами России. Большое внимание Н. И. Победин­ский уделял проблемам женского образования в России.

В 1923 г. акушерская и гинекологическая клиники Московского уни­верситета были объединены под руководством Михаила Сергеевича Малиновского. М.С. Малиновский успешно разрабатывал физиологи­ческое направление в акушерстве. Он является автором известного руковод­ства для студентов и врачей «Оперативное акушерство», выдержавшего несколько изданий.

В научной и педагогической работе принимал большое участие профессор В.В. Строганов, получивший известность благодаря предложенной им системе лечения эклампсии.

Крупным акушером-гинекологом советского периода был К.К. Скробанский (1874—1946), возглавлявший кафедру акушерства и гинеколо­гии 1-го Ленинградского медицинского института. К.К. Скробанским был написан ряд трудов по акушерству, в том числе ставший классическим учебник акушерства. Ученый много занимался проблемами обезболивания родов.

Большой вклад в разработку таких проблем акушерства, как учение о биомеханизме родов и узкий таз, внес заведующий кафедрой акушерства 2-го Московского медицинского института И.Ф. Жорданиа. Он явля­ется автором известного учебника акушерства для студентов.

К. Н. Жмакин заведовал кафедрой акушерства и гинекологии 1-го Московского медицинского института с 1948 по 1967 г. Вместе с В. И.Бодяжиной он написал учебник акушерства, выдержавший несколько изданий. К. Н. Жмакин и его многочисленные ученики с успехом изучали такие акту­альные проблемы, как оперативное акушерство, узкий таз и др.

Большой вклад в развитие отечественного акушерства внесли также Н.А. Цовьянов, Б. А. Архангельский (1890—1934), И.Е. Кватер, А. Э. Мандельштам, И. И. Яковлев, И. Л. Брауде (1882— 1960) и др.

В. И. Бодяжина, прекрасный лектор и соавтор К. Н. Жмакина по учебнику акушерства для студентов, внесла большой вклад в разработку многих проблем акушерства (критические периоды внутриутробного разви­тия плода, гипоксия плода и др.).

С именами академика АМН СССР Л. С. Персианинова и его учеников связана успешная разработка таких важнейших проблем акушерства, как регуляция сократительной деятельности матки, борьба с акушерским травматизмом, обезболивание родов. Л.С. Персианинову принадлежит также заслуга развития нового направления в акушерстве — антенатальной охраны плода, внедрение в акушерскую практику современных методов диагностики: электро- и фонокардиографии плода, ультразвукового исследо­вания, амниоцентеза и др. Л. С. Персианинов является автором двухтомного «Акушерского семинара», повторно переиздававшегося в 1973 и 1974 г.

Большим достижением акушерства советского периода было создание единой государственной системы охраны здоровья матери и ребенка. 28 декабря 1917 г. при Наркомате государственного призрения был сформиро­ван отдел по охране младенчества, впоследствии преобразованный в отдел по охране материнства и младенчества. С 1920 г. этот отдел перешел в ведение Наркомата здравоохранения. В годы разрухи и гражданской войны этот отдел развернул широкую пропаганду идей охраны матери и ребенка среди широких масс населения. Работа отдела в тот период состояла в составлении декретов, разработке инструкций и положений, созыве различ­ных совещаний, конференций и т.д.

После окончания гражданской войны Наркомздрав приступил к широ­кой реорганизации акушерской помощи в стране. Основной задачей этого этапа было создание сети государственных акушерско-гинекологических учреждений, доступных для всего женского населения. Такими учреждения­ми стали фельдшерско-акушерские пункты, сельские родильные дома и женские консультации. К 1939 г. число акушерских коек в сельских боль­ницах и родильных домах было доведено в РСФСР до 26 795, а число коек в колхозных родильных домах — до 16 800.

В годы Великой Отечественной войны советские акушеры-гинекологи в тяжелых условиях продолжали оказывать помощь женщинам. Так, проф. К.К. Скробанский работал в осажденном Ленинграде в течение всего перио­да блокады.

В послевоенный период система охраны здоровья матери и ребенка продолжала развиваться. Значи­тельную роль в этом сыграла большая методическая работа, проводимая ведущими специали­зированными институтами, в частности Научным центром акушерства, ги­некологии и перинатологии РАМН (Москва), НИИ акушерства и гинеко­логии (Санкт-Петербург) и др.

Гинекология — Савельева Г.М. — Учебник (2012)

Год выпуска: 2012

Автор: Г.М. Савельева, В.Г. Бреусенко

Описание: С момента последнего издания учебника гинекологии прошло 5 лет, он востребован и не лежит на полках.
Новое время характеризуется развитием новых технологий в гинекологии, которые внедряются в практику, меняя врачебные подходы к диагностике и лечению многих заболеваний.
С внедрением в практику фокусированной ультразвуковой абляции, эмболизации маточных артерий появилась возможность малоинвазивного лечения миомы матки, создания условий для более бережной миомэктомии и сохранения репродуктивной функции.
По-новому в настоящее время рассматривается проблема рака шейки матки в связи с уточнением его этиологии — появились новые возможности вакцинопрофилактики этого опасного заболевания.
Реконструктивная хирургия при пролапсе гениталий, несостоятельности тазового дна, стрессовом недержании мочи сегодня также претерпела существенные изменения, более широко используют проленовые сетки, внедрена в практику операция «пролифт».
Внедрение трехмерного ультразвукового сканирования способствует более точному определению характера яичниковых образований, позволяет правильно выбрать хирургическую тактику.
Постоянно совершенствуются методы контрацепции, знание которых необходимо каждому врачу.
В соответствии с пожеланиями студентов авторы стремились к тому, чтобы объем учебника существенно не увеличился. Вопросы, предлагаемые в конце каждой главы, помогут студентам проконтролировать свои знания.
Авторский коллектив благодарит зав. кафедрой патологической анатомии Московского государственного медико-стоматологического университета доктора медицинских наук, профессора О.В. Зайратьянца за предоставленный иллюстративный материал по гистологии.
Надеемся, учебник «Гинекология» станет настольной книгой для студентов и начинающих врачей, преподавателей, а дополнительные материалы пополнят знания и облегчат их усвоение.

Методы обследования гинекологических больных

  • Анамнез и осмотр
  • Специальные методы исследования
  • Инструментальные методы исследования
  • Нейроэндокринная регуляция менструального цикла
    ДЕТСКАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ
    Анатомо-физиологические особенности девочки в процессе созревания репродуктивной системы
    Пороки развития половых органов

  • Непроходимость влагалища и шейки матки
  • Удвоение матки и влагалища
  • Аплазия матки и влагалища
  • Нарушения полового развития девочек
    Маточные кровотечения пубертатного периода
    Вульвовагиниты у девочек
    Травмы половых органов у девочек
    ОБЩАЯ ГИНЕКОЛОГИЯ
    Нарушения менструального цикла

  • Аменорея
  • Аменорея центрального генеза
  • Яичниковая аменорея
  • Надпочечниковая аменорея
  • Аменорея, обусловленная патологией щитовидной железы
  • Маточная форма аменореи
  • Определение уровня и характера поражения системы регуляции менструальной функции при аменорее. Общие принципы терапии
  • Физиология и патология периода пре- и постменопаузы
    Воспалительные заболевания женских половых органов

  • Воспалительные заболевания нижних отделов половых путей
  • Инфекционные заболевания влагалища
  • Воспалительные заболевания верхних отделов половых путей (органов малого таза)
  • Эндометриоз
    Заболевания вульвы и влагалища

    1. Доброкачественные заболевания вульвы и влагалища
    2. Фоновые и предраковые процессы вульвы
    3. Злокачественные опухоли вульвы и влагалища
    4. Внутри маточная патология
    5. Рак эндометрия
    6. Рак маточной трубы
    7. Миома матки
    8. Саркома матки
    9. Заболевания шейки матки
    10. Рак шейки матки
    11. Опухолевидные образования придатков матки
    12. Опухоли яичников
    13. Рак яичников
    14. «Острый живот» в гинекологии

    15. Внематочная беременность
    16. Апоплексия яичника
    17. Перекрут ножки опухолей придатков матки
    18. Некроз миоматозного узла
    19. Использование вспомогательных репродуктивных технологий в лечении женского и мужского бесплодия
    20. Техника типичных операций на внутренних половых органах

    21. Оперативная техника некоторых лапароскопических операций
    22. Кафедра акушерства, гинекологии и репродуктологии ПСПбГМУ

      объявления

      Рекомендуемая литература по гинекологии

      Рекомендуемая литература по гинекологии

      1. Айламазян Э.К., Рябцева И.Т. Неотложная помощь при экстремальных состояниях в гинекологической практике. С-Пб.: Гиппократ, 1992. – 176 с. – (БПВ).

      2. Адамян Л.В. Эндометриозы: Руководство для врачей /Адамян Л.В., Кулаков В.И.- М.: Медицина, 1998. – 320 с.

      3. Баскаков В. П. Клиника и лечение эндометриоза. Л., Медиш’иа, 1979.

      4. Бауер Г. Цветной атлас по кольпоскопии. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 288с.

      5. Бохман Я.В. Руководство по онкогинекологии.- СПб.: Фолиант, 2002. – 542 с.

      6. Вихляева Е. М., Василевская Л. Н. Миомы матки. М., 1981.

      7. Гинекология от пубертата до менопаузы: Практ. руководство для врачей/ Под. ред. акад. РАМН, проф. Э.К.Айламазяна – М.: МЕДпресс-информ, 2004.-448 с.

      8. Григорова Т.М. Трофобластическая брлезнь. – М.: Медицина, 1985, 160 с.

      9. Грязнова И. М. Внематочная беременность. М., Медицина, 1980

      10. Гуркин Ю.А. Гинекология подростков. Руководство для врачей.- СПб.: Фолиант, 1998. – 560 с.

      11. Давыдов С.Н., Хромов Б.М., Шейко В.З. Атлас гинекологических операций. – М.: «Знание-М», 1998, 296 с.

      12. Дильман В. М. Эндокринологическая онкология. Л., Медицина. 1983.

      13. Колачевская Е. Н. Туберкулез женских половых органов. М., Медицина, 1975.

      14. Лапароскопия в гинекологии / Под ред. Савельева Г.М., Фёдоров И.В.- М.:Медицина, 1997.

      15. Мандельштам А. Э. Семиотика и диагностика женских болезней, Л., Медицина, 1976.

      16. Манухин И. Б. Клинические лекции по гинекологической эндокринологии / Манухин И. Б., Тумилович Л. Г., Геворкян М. А. – М.: МИА, 2003.

      17. Медицинская лабораторная диагностика. Программы и алгоритмы / Под ред. А.П.Карпищенко. – СПб.: Интермедика, 2001.

      18. Орджоникидзе Н.В. Генитальный герпес (этиология, патогенез, клиника, диагностика, планирование беременности) / Орджоникидзе Н.В., Тютюнник В.Л., Марченко Л.А. // Акуш. и гин. – 2001. — №3. – с.61-63.

      19. Основные методы исследования и оперативные вмешательства в гинекологии: учебное пособие /Колгушкина Т.Н., Коршикова Р.Л., Пересада О.А. и др. — Минск: Вышейшая школа, 1999.

      20. Пепперелл Р., Хадсон Б., Вуд К. Бесплодный брак М., Медицина, 1983.

      21. Прилепская В.Н. Кольпоскопия / Прилепская В.Н., Роговская С.И., Межевитинова Е.А. — М.: Медицина, 1997

      22. Попиль И.И. Эндоскопия в гинекологии / Попиль И.И., Томич Н.В., Созанский А.М.. — М., 1999

      23. Руководство по эндокринной гинекологии / Под ред. Е. М. Вихляевой. – М.: МИА, 2002.

      24. Савельева Г.М. Гистероскопия / Савельева Г.М,.Бреусенко В.Г, Каппушева Л.М., Ред. И.В.Федоров. — М.:Медицина, 1999.

      25. Савельева Г.М., Серов В.Н. Предрак эндометрия. М.: Медицина, 1980.

      26. Серов В.Н., Прилепская В.Н., Овсянникова Т.В. Гинекологическая эндокринология. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 528 с.

      27. Синдром гиперандрогении у женщин. Методическое пособие для врачей под ред. Акад. И.И.Дедова. М., 2003.

      28. Сидорова И.С. Миома матки и беременность. М.: Медицина, 1985.

      29. Сметник В. П. Неоперативная гинекология / Сметник В. П., Тумилович Л. Г. — 3-е издание. – М.: МИА, 2003.

      30. Сметник В.П. Руководство по климактерию / Сметник В.П., Кулаков В.И. — М. МИА, 2001. – 120 с.

      31. Урманчеева А.Ф. Диагностика и лечение опухолей яичника / Урманчеева А.Ф., Кутушева Г.Ф. — СПб.,2001.- 48с.

      Гинекология (ЛФ 5 ку .

      Тематический план

      Учреждение образования

      Н.И. Киселева, Л.Е.Радецкая, Н.П.Жукова, И.М.Арестова, Н.С.Дейкало, Д.М.Семёнов, О.В Лысенко, А.Г.Бресский, Т.Н.Мацуганова, М.И.Дедуль, О.И. Прусакова, Е.Д.Кожар, Е.А. Колбасова, Т.А. Рождественская, Е.В. Ковалёв (@egkovalev), Ю.Г. Цуран, А.В. Земцова, Т.В. Сафонова

      Кафедра акушерства и гинекологии
      Гинекология
      Для студентов 5 курса лечебного факультета дневного отделения

      Рассмотрено и утверждено на заседании Центрального учебно-методического Совета ______2020, протокол № ___

      ОТРАБОТКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СОСТОИТСЯ 3.09. 19 В 14.00 В 5 КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

      НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

      Вниманию студентов 5 курса лечебного факультета и ФПИГ!

      Кафедра акушерства и гинекологии напоминает, что согласно п. 6 Положения об освобождении студентов от устного этапа сдачи экзамена (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине, утвержденного приказом ректора № 176-уч от 23.04.2015 г., учебно-познавательная деятельность студента, претендующего на освобождение от устного этапа сдачи экзамена (дифференцированного зачета), должна удовлетворять всем нижеперечисленным критериям:

      6.1. рубежный рейтинг по учебной дисциплине 90% от максимального и выше;
      6.2. текущие оценки, полученные на практических и лабораторных занятиях 7 баллов и выше, причем общее количество оценок 9 баллов и
      выше должно составлять не менее 75% от общего количества оценок по дисциплине;
      6.3. оценки, полученные на коллоквиумах, итоговых, контрольных работах 8 баллов и выше;
      6.4. отсутствие пропусков по неуважительной причине в течение всего периода изучения учебной дисциплины;
      6.5. сдача экзаменационного тестирования по дисциплине с первого раза на 90% и выше;
      6.6. сдача практических навыков по дисциплине с первого раза на оценку 9 баллов и выше.

      Уважаемые студенты! Обращаем ваше внимание, что рейтинговая оценка по дисциплине в соответствии с действующим Положением о рейтинговой оценке знаний студентов включает не только текущие оценки, оценку по истории болезни , но и баллы за посещение лекций, выполненения тестов по лекциям УСР, научные публикации, доклады на конференциях и др.

      Кафедра акушерства и гинекологии

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

      Тема №1. Фоновые, предраковые и доброкачественные заболевания органов репродуктивной системы женщины.

      Тема №2. Фоновые, предраковые и доброкачественные заболевания органов репродуктивной системы женщины (миома матки, эндометриоз).

      Тема №3. Гинекологические заболевания, требующие неотложной помощи.

      Тема №4. Детская гинекология.

      Тема №5. Бесплодный брак. Планирование семьи

      Тема №6. Оперативная гинекология.

      Лекции

      Видеолекции

      УСР

      Аттестационные материалы

      ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

      «Уважаемые студенты! В связи с внедрением новых Клинических протоколов диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии, для подготовки к практическим занятиям и к экзамену по практическим навыкам кафедра акушерства и гинекологии рекомендует пользоваться электронным вариантом нового учебно-методического пособия по практическим навыкам, размещенным на сайте дистанционного обучения в Практическом разделе.»

      БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

      Домашнее задание по теме №1. Фоновые, предраковые и доброкачественные заболевания репродуктивной системы женщины.

      Домашнее задание по теме №2. Фоновые, предраковые и доброкачественные заболевания органов репродуктивной системы женщины (миома матки, эндометриоз).

      Домашнее задание по теме №3. Гинекологические заболевания, требующие неотложной помощи.

      Домашнее задание к теме № 4 Детская гинекология

      Домашнее задание по теме № 5 Бесплодный брак. Планирование семьи

      Домашнее задание по теме №6. Оперативная гинекология

      СПРАВОЧНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

      ЛИТЕРАТУРА

    23. Акушерство и гинекология : учеб.- метод. пособие по практ. навыкам / Т. Н. Мацуганова [и др.] ; М-во здравоохранения Республики Беларусь, УО «Витебский гос. Мед. ун-т». – Витебск : [ВГМУ], 2016. – 38 с.
    24. Гинекология: учебник / под редакцией С. Н. Занько. – Минск: «Вышэйшая школа», 2010. – 640 с.
    25. Гинекология : учеб. пособие для студентов учреждений высш. образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» / Ю. К. Малевич [и др.] ; под общ. ред. Ю. К. Малевича. — Минск : Беларусь, [2018]. — 318 с.
    26. Акушерство. Гинекология. Бесплодный брак. Клиническая фармакология / под ред. В. Е. Радзинского, Р. Н. Аляутдина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 672 с.
    27. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. // Под ред. Г.М. Савельевой, В.Н. Серова, Г.Т. Сухих. – М. : ГЭОТАР, 2016. – 1024 с.
    28. Арестова, И.М. Герпетическая инфекция в акушерстве и гинекологии: методическое пособие. — И.М. Арестова, Н.И.Киселева. – Минск : Тирас-Н, 2016. – 40 с.
    29. Гинекология: Национальное руководство / под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих, В. Н. Серова, И. Б. Манухина, В. Е. Радзинского. – М. : ГЭОТАР– Медиа, 2017. – 1048 с.
    30. Гинекология : нац. рук. : крат. изд. / Э. К. Айламазян [и др.] ; под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих, И. Б. Манухина ; Рос. о-во акушеров-гинекологов, Ассоц. мед. обществ по качеству. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 690 с.
    31. Инфекционно–воспалительные заболевания в акушерстве и гинекологии. Руководство / под ред. Э. К. Айламазяна. – М. : ГЭОТАР– Медиа, 2016. – 320 с.
    32. Заболевания шейки матки и генитальные инфекции / под ред. проф. В. Н. Прилепской. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — 384 с.
    33. Киселева, Н. И. Гинекология : учеб.- метод. пособие к практ. занятиям (для студентов высш. мед. учеб. заведений) / Н. И. Киселева ; М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед. ун-т. – Витебск : ВГМУ, 2014. – 62 с.
    34. Киселева, Н. И. Острый живот в гинекологии : [пособие] / Н. И. Киселева ; М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед.ун-т. – Витебск : [ВГМУ], 2014. – 127 с.
    35. Клинические протоколы наблюдения беременных, рожениц, родильниц, диагностики и лечения в акушерстве и гинекологии / Министерство здравоохранения Республики Беларусь. — Минск, 2018. – 202 с.
    36. Малевич, Ю. К. Справочник врача женской консультации / Ю. К. Малевич. – Минск: Беларусь, 2014. – 415 с.
    37. Оперативная гинекология / В. И. Краснопольский, С. Н. Буянова, Н. А. Щукина, А. А. Попов. – М. : МЕДпресс–информ, 2017. – 320 с.
    38. Руководство по амбулаторно–поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии / под ред. В. Н. Серова, Г. Т. Сухих, В. Н. Прилепской, В. Е. Радзинского. – М.: ГЭОТАР–МЕД, 2016. – 1136 с.
    39. Сборник задач по акушерству и гинекологии: пособие / Н.И. Киселева, И.М. Арестова, Н.П. Жукова, Н.С. Дейкало, О.И. Прусакова. – Витебск: ВГМУ, 2018. – 98 с
    40. Тестовые задания по учебной дисциплине «Акушерство и гинекология» / Н.И. Киселева, И.М.Арестова, Д.М.Семенов, О.В.Лысенко, Е.А.Колбасова, — Витебск : ВГМУ, 2018. – 284 с.
    41. Учебно-методический комплекс для студентов по дисциплине «Гинекология» : для занятий на 5 курсе лечеб. фак. (осень) / М-во здравоохранения Республики Беларусь, Витебский гос. мед.ун-т ; [разраб. Н. И. Киселева]. – Витебск : [ВГМУ], 2013. – 19 с.
    42. Dutta, D. C. Textbook of Gynecology : including Contraception / D. C. Dutta ; edited by Hiralal Konar. — 7th ed. — New Delhi [etc.] : Jaypee. The Health Sciences Publisher, [2016]. — XX, 574 p.
    43. Konar, H. Manual of Obstetrics and Gynecology for the Postgraduates : (Previously known as Master Pass in Obstetrics and Gynaecology) / H. Konar ; foreword B. N. Chakravorty. — 2nd ed. — New Delhi [etc.] : Jaypee. The Health Sciences Publisher, [2017]. — XXIV, 618 p.
    44. Учебное пособие «Диагностические и лечебные манипуляции в гинекологии», второе издание, выпущено в 2013 году сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии медицинского института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» в соответствии с ФГОС и программой дисциплины «Акушерство и гинекология», предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». Пособие составлено с использованием собственных научных исследований авторов по проблемам инновационных технологий в высшем медицинском образовании. Оно включает методические положения и дидактические приемы по оптимизации одного из основных разделов медицинского образования – освоению студентами практических навыков по изучаемой дисциплине – гинекологии.

      Основная цель издания – помочь студенту (или начинающему врачу) в короткий промежуток времени найти ответы на основные вопросы практической гинекологии, устранить пробелы в знаниях классических и современных методов обследования гинекологических больных, выполнении манипуляций и операций; подготовиться к государственной аттестации.

      Иллюстрированный материал (фото, таблицы, схемы) наглядно отражают важнейшие этапы выполнения гинекологических операций.

      Учебное пособие изложено на 84 страницах, включает введение, главы клинических, специальных методов обследования гинекологических больных, правила предоперационной подготовки и технику выполнения типичных брюшнополостных и влагалищных гинекологических операций (поэтапно). Заключительные разделы учебного пособия содержат контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи с эталонами ответов по каждому практическому занятию.

      Для объективной оценки уровня усвоения студентами практических навыков сотрудниками кафедры разработаны инновационные технологии контроля знаний с использованием рейтинг-системы, в которой каждая существенная операция (СО) имеет количественную оценку (в баллах).

      Такая система позволяет в конце цикла суммировать набранные студентом баллы и персонифицировать его рейтинг.

      Контрольные тестовые задания являются первым этапом клинической подготовки студентов, а выбор лечебной тактики при решении ситуационных задач способствует развитию у них клинического мышления.

      Пособие имеет гриф УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, рекомендовано для студентов медицинских вузов, клинических ординаторов и интернов специальности «Акушерство и гинекология», а также врачей смежных специальностей.

      В связи с востребованностью учебное пособие в 2013 году издавалось дополнительным тиражом.

      Пособие по гинекологии

      ОСОБЕННОСТИ АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПРИ ОПЕРАЦИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

      КИРЕЕВ С.С. 1 , МАТВЕЕВ А.Ф. 1 , ТУПИКИН Ю.В. 1 , КИСЕЛЕВ А.В. 1
      Тип: статья в журнале — научная статья Язык: русский
      Номер: 2 Год: 2017 Страницы: 175-179
      УДК: 618

      ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
      Издательство: Тульский государственный университет (Тула)
      eISSN: 2075-4094

      Изучено влияние различных видов анестезии на основные параметры жизненно важных функций организма у 88 пациенток при выполнении оперативных лапароскопий. Установлено, что оптимальные условия для нормального функционирования сердечнососудистой системы и мозгового кровообращения создаются при эпидуральной и комбинированной анестезии. Внутривенный наркоз может применяться только для обезболивания кратковременных плановых операций у молодых женщин без экстрагенитальной патологии. Эндотрахеальный наркоз, длительная эпидуральная анестезия и комбинированная анестезия достаточно адекватны и эффективны, могут быть использованы для обезболивания лапароскопических гинекологических операций любого объема Нами определена адекватность вариантов анестезии (внутривенная, регионарная анестезия, тотальная внутривенная в сочетании с ИВЛ) и оценены их преимущества с позиции минимального влияния на показатели газообмена, центральной гемодинамики и обеспечения защиты от хирургической агрессии.

      Изучено влияние различных видов анестезии на основные параметры жизненно важных функций организма у 88 пациенток при выполнении оперативных лапароскопий. Установлено, что оптимальные условия для нормального функционирования сердечнососудистой системы и мозгового кровообращения создаются при эпидуральной и комбинированной анестезии. Внутривенный наркоз может применяться только для обезболивания кратковременных плановых операций у молодых женщин без экстрагенитальной патологии. Эндотрахеальный наркоз, длительная эпидуральная анестезия и комбинированная анестезия достаточно адекватны и эффективны, могут быть использованы для обезболивания лапароскопических гинекологических операций любого объема Нами определена адекватность вариантов анестезии (внутривенная, регионарная анестезия, тотальная внутривенная в сочетании с ИВЛ) и оценены их преимущества с позиции минимального влияния на показатели газообмена, центральной гемодинамики и обеспечения защиты от хирургической агрессии. Проведено обследование гемодинамики, внешнего дыхания и кислородного статуса на этапах оперативного вмешательства с последующей коррекцией выявленных нарушений. Это позволяло существенно оптимизировать проводимое анестезиологическое пособие о оперативное вмешательство. Анестезиологическое пособие, как при традиционном оперативном вмешательстве так и при эндоскопическом вмешательстве по компонентом сходны, благодаря мастерству анестезиологов удалось гемодинамику и оксигенацию удержать на компенсаторном уровне.

      Акушерство и гинекология

      Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Львовой А.В., 2018

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Богдановой А.М., 2018

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Мелкозеровой О.А., 2017

      Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Камаловой Е.Ю., 2017

      под ред. В.Е. Радзинского и Е.Ю. Глухова, 2017

      Т.А. Обоскалова, Е.Ю. Глухов и др., 2017

      Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Зорникова Д.Л. , 2017

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Глухова Е.Ю., 2017

      Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук Глухова Е.Ю., 2016

      Ворошилина Е.С., Литусов Н.В., Плотко Е.Э., Зорников Д.Л., Хаютин Л.В., 2017

      С.И. Роговская, В.Н.Подзолкова, А.Г. Куликов, Т.Н. Бебнева и др., 2017

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Д.В. Погорелко, 2016

      под ред. В.Е. Радзинского и Е.Ю. Глухова, 2016

      Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Гурбангельдиева Д. Ч., 2015

      Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Марченко Т.Б., 2015

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Марченко Т.Б., 2015

      Гизингер О. А., Зиганшин О. Р., Семенова И. В., Летяева О. И., Зиганшина Т. А. и др., 2015

      С. И. Роговская, В. Н. Подзолкова, Т. Н. Бебнева и др., 2015

      Сборник статей, 2014

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Летяевой О.И., 2014

      Т. А. Обоскалова, Е. Ю. Глухов, И. В. Лаврентьева и др., 2014

      А.С. Гаспаров, Е.Д. Дубинская, 2013

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук И.В. Семeновой, 2013

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук Е.Э. Плотко, 2013

      Т.А. Обоскалова, Е.Ю. Глухов, И.В. Лаврентьева, Е.Э. Плотко, Е.Ю. Судаков, Е.И. Нефф, Г.Я. Бучок, 2012

      Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук М.Ф.Дорфман, 2012

      Т.А. Обоскалова, Е.Ю. Глухов, И.В. Лаврентьева, Е.Э. Плотко, Е.Ю. Судаков, Е.И. Нефф, 2012

      Т.А. Обоскалова, В.Е. Радзинский, Т.В. Узлова, Е.Ю. Глухов, Ю.Д. Вученович, Л.Н. Есипова, О.В. Бутунов, 2011

      Н. В. Кунгуров, Ю. Н. Кузнецова, Н. В. Зильберберг, Н. П. Евстигнеева, 2010

      С.И. Роговская, В.Н. Прилепская, Т.Н. Бебнева, Н.И. Кондриков, А.В. Ледина, Е.А. Межевитинова, 2008

      Т.А. Обоскалова, Е.Ю. Глухов, Е.И. Нефф, 2008

      Т.А. Обоскалова, Е.Ю. Глухов, Ю.В. Кононов, В.В. Шевченко, 2007

      Производство и продажа медицинского оборудования и медицинских инструментов.

      Все материалы, авторские права на которые принадлежат ООО «ФОТЕК», могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, публичных материалах, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без существенных ограничений по объему и срокам публикации.

      Единственным условием перепечатки и ретрансляции является активная ссылка на ФОТЕК. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны ООО «ФОТЕК» не требуется.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.