Правовые основы взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. Шос договор

Правовые основы взаимодействия Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества

(Лялина И. С.) («Право и политика», 2006, N 5)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

Лялина Ирина Сергеевна — младший научный сотрудник Центра международно-правовых исследований Института государства и права Российской академии наук.

В настоящее время мировая тенденция такова, что важнейшей частью системы всеобщей безопасности становятся региональные организации . В Центральной Азии действует две организации, основной или одной из основных целей которых является установление и сохранение безопасности в регионе. Это Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). ——————————— П. 272 доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность», которая была созвана в 2003 году по предложению Генерального секретаря ООН в составе видных деятелей разных государств, чтобы оценить угрозы миру и безопасности и внести рекомендации по противодействию этим угрозам при главенствующей роли Организации Объединенных Наций // www. un. org/russian/secureworld.

Организация Договора о коллективной безопасности представляет собой региональную военно-политическую структуру, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Она стала продолжением сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности 1992 г. Целями ОДКБ, в соответствии с ее Уставом, являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Шанхайская организация сотрудничества — региональная международная организация, членами которой являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Организация стала продолжением сотрудничества государств в рамках «Шанхайской пятерки», которое первоначально было направлено на урегулирование пограничных вопросов, а затем распространилось и на экономическое партнерство в регионе. Основные цели ШОС в области безопасности: укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе. Основополагающими документами являются: Декларация о создании ШОС 2001 года и Хартия ШОС 2002 г. Будучи созданными относительно недавно, именно эти две организации позиционируют себя как структуры, обладающие необходимым потенциалом для стабилизации обстановки и ликвидации угроз в Центральной Азии. Примечательно и то, что большинство государств — участников ОДКБ (Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) являются одновременно и членами ШОС. Помимо них в ОДКБ входят Армения и Белоруссия, а в ШОС — Узбекистан и Китай. Такое совпадение географического положения, целей и членов в какой-то момент должно было выразиться в идее о сотрудничестве ОДКБ и ШОС. Государства-члены ОДКБ и ШОС всегда подчеркивали, что организации являются структурами, открытыми для сотрудничества с иными государствами и международными организациями. На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в июне 2005 г. Президент РФ В. В. Путин особо отметил, что «эффективная борьба с терроризмом, наркотрафиком и другими угрозами напрямую зависит от скоординированности и эффективности международных усилий» и подтвердил возможность практического взаимодействия ОДКБ с ШОС . ——————————— В. В. Путин. Заявление для прессы по итогам сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ // www. dkb. gov. ru/start/index. htm.

В преддверии саммита ШОС, состоявшегося в июле 2005 г., Генеральный секретарь ОДКБ Н. Н. Бордюжа заявил о том, что рассматривает возможность сотрудничества с ШОС и в Секретариат ШОС направлено соответствующее предложение . ——————————— www. dkb. gov. ru/start/index. htm

Этот призыв был услышан: в октябре 2005 г. на заседании Совета глав правительств ШОС Председатель Правительства РФ М. Фрадков, говоря об отношениях с ОДКБ, подчеркнул, что вопрос находится «в стадии изучения возможности взаимодействия» . ——————————— http://www. strana. ru/stories/01/09/13/1553/263401.html

В связи с этими заявлениями, как нам представляется, необходимо изучить основы и возможные формы сотрудничества ОДКБ и ШОС, заложенные в документах обеих организаций, с тем, чтобы впоследствии максимально использовать потенциал такого взаимодействия. Во-первых, говоря о членах организаций, хотелось бы подробнее остановиться на интересах России и Китая. Российская Федерация исходит из того, что нестабильность на южных рубежах СНГ представляет реальную угрозу и затрагивает ее национальные интересы. Поэтому особое значение придается развитию на постсоветском пространстве сотрудничества в военно-политической области, сфере безопасности, а также борьбе с международным терроризмом путем повышения эффективности форм и методов противодействия последнему и безотлагательных мер по его нейтрализации . Что касается Китайской Народной Республики, то это, несомненно, важнейший участник ШОС, крупный политический игрок в регионе, придающий организации силу и авторитет. Китай не в меньшей степени, чем Россия, заинтересован в безопасности и стабильности Центрально-азиатского региона. Последним примером такого отношения КНР является пристальное внимание и реакция китайского правительства на кризисы в Киргизии и Узбекистане в 2005 г. При этом близость последнего к проблемному Синьцзян-Уйгурскому автономному району вызывает особую обеспокоенность со стороны Китая. ——————————— Раздел IV Концепции внешней политики РФ // Российская газета. 2000. 11 июля. Раздел I Концепции национальной безопасности РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

Во-вторых, это касается целей обеих организаций. Главной и практически единственной целью Организации Договора о коллективной безопасности является (что видно из самого названия организации) «достижение и поддержание безопасности, укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов» (ст. 3 Устава ОДКБ). В случае с ШОС дело обстоит несколько иначе. Поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в регионе обозначено в Декларации о создании ШОС в качестве одного из приоритетов, помимо торгово-экономического, научно-технического, культурного, образовательного, энергетического, транспортного и экологического сотрудничества (п. 2). Однако сам факт закрепления этих положений позволяет рассматривать ШОС как организацию, ответственную за поддержание мира и безопасности в регионе. В данном случае спорным представляется мнение некоторых авторов о необязательности закрепления цели по обеспечению международного мира и безопасности в документах организации. Например, А. М. Насырова пишет, что «важным является не закрепление положений о сохранении мира и безопасности в качестве цели организации, а конкретно осуществленный вклад в миротворчество», и поэтому «в качестве региональных могут рассматриваться организации, первоначальные цели которых направлены на сотрудничество в экономической, культурной или же социальной областях, если они внесли конкретный вклад в сохранение мира» . Позволим себе не согласиться с данным утверждением. В теории международного права общепризнанным является положение о том, что цели организации имеют значение при определении ее компетенции. Данный вопрос был тщательно исследован в работах Е. А. Шибаевой . ——————————— Насырова А. М. Региональное миротворчество на примере Содружества Независимых Государств. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. Казань, 2005. С. 17. Шибаева Е. А. Право международных организаций: вопросы теории. М.: Междунар. отношения, 1986. С. 24.; Шибаева Е. А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 18.

В-третьих, это единообразный подход в определении круга угроз, бороться с которыми призваны обе организации. Ст. 3 Хартии ШОС содержит исчерпывающий перечень таких угроз: терроризм, сепаратизм и экстремизм, незаконный оборот наркотиков и оружия, другие виды транснациональной преступной деятельности, а также незаконная миграция. Устав ОДКБ, в общих чертах повторяя этот список, не содержит нормы о сепаратизме, в дополнение к незаконному обороту наркотических средств указывает психотропные вещества, называет организованную транснациональную преступность, при этом сам перечень угроз остается не исчерпывающим (ст. 8). Такая «открытость» позволит ОДКБ в перспективе при необходимости более широко трактовать вызовы безопасности, относя к ним, в частности, эпидемии, вопросы экономической, экологической и информационной безопасности . ——————————— Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М.: Научная книга, 2004. С. 4.

В любом случае можно предположить, что в будущем при возможном сотрудничестве организаций по конкретным вопросам не возникнет противоречий в трактовке угроз и вызовов, стоящих перед ОДКБ и ШОС. В-четвертых, сама возможность сотрудничества закреплена в основных документах обеих организаций. Так, ст. 8 Устава ОДКБ содержит норму о том, что осуществление деятельности происходит в том числе «в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН». В п. 7 Декларации о создании ШОС говорится о готовности развивать диалог, контакты и сотрудничество в любых формах с другими государствами и соответствующими международными и региональными организациями. Хартия ШОС подкрепляет это положением о возможности взаимодействия с другими государствами и международными организациями, в том числе по отдельным направлениям сотрудничества (ст. 14). Учитывая, что декларируемая возможность взаимодействия ОДКБ и ШОС еще не перешла в практическую плоскость, а также исходя из анализа документов и деятельности данных организаций, можно было бы предложить следующие формы сотрудничества. 1. Взаимодействие может в первую очередь осуществляться через проведение консультаций по вопросам сотрудничества в области безопасности на уровне секретариатов обеих организаций на регулярной или разовой основе в форме совместных совещаний, конференций, семинаров с участием военных специалистов и ученых. Такая возможность предусмотрена, например, п. 2 «Временной схемы взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами» . Международная организация может быть приглашена, с предварительного согласия всех государств-членов, к участию в многосторонних консультациях по политическим вопросам, проводимых по линии министерств иностранных дел государств — членов ШОС. Приглашенная международная организация может участвовать в дискуссиях в процессе консультаций, но не имеет права подписывать итоговые документы консультаций и вносить в них изменения и дополнения. Приглашение в данном случае носит разовый характер (ad hoc). ——————————— Далее — Временная схема.

2. В процессе таких консультаций стороны могут проводить обмен материалами и информацией, степень конфиденциальности которых должна быть оговорена особым соглашением. 3. Взаимодействие может выражаться в принятии ОДКБ и ШОС совместных документов, носящих политический характер, например, демонстрирующих общий подход к событиям, происходящим в мире, а также в отношении ситуации, представляющей угрозу безопасности и стабильности в регионе совпадающей ответственности обеих организаций. 4. Еще одной формой сотрудничества можно назвать участие в официальных мероприятиях каждой из организаций на уровне, к примеру, Генерального секретаря ОДКБ и Исполнительного секретаря ШОС. Так, ШОС может участвовать в мероприятиях по линии других международных организаций по их приглашению либо по собственной инициативе на уровне действующего председателя СМИД или, по его поручению, на уровне председателя Совета национальных координаторов государств — членов ШОС (п. п. 3, 4 Временной схемы). 5. Также представляется возможным проведение совместных мероприятий, например, аналогичных регулярно осуществляемым ОДКБ операциям «Канал», в процессе которых принимаются меры по уничтожению посадок опиумного мака и пресечению путей его поставки из Афганистана. 6. Разработка единых документов, носящих международно-правовой характер, по вопросам безопасности, в частности, унифицированных списков организаций, признаваемых террористическими и экстремистскими на территориях государств — членов ОДКБ и ШОС. Подобная работа сейчас ведется в рамках ОДКБ. А на саммите ШОС в Астане в июле 2005 г. была обозначена необходимость составления единого розыскного реестра лиц, объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического характера . На наш взгляд, совместный документ по данному вопросу мог бы стать началом и основой сотрудничества ШОС и ОДКБ в борьбе с терроризмом. ——————————— www. globalaffairs. ru/news/4284.html

Несмотря на наличие у данных организаций документов, регламентирующих их отношения с другими международными структурами, представляется целесообразным заключение в рамках ОДКБ и ШОС специального соглашения об основах их сотрудничества, в котором следует закрепить не только формы, но степень такого взаимодействия. Помимо вышеперечисленного, сотрудничество ОДКБ и ШОС может происходить путем предоставления статуса наблюдателя на основе взаимности. Устав ОДКБ в ст. 21 закрепил не только самое возможность получения международной организацией такого статуса, но и процедуру его предоставления. Для этого заинтересованная сторона подает официальное заявление Генеральному секретарю ОДКБ, а Совет коллективной безопасности принимает решение о предоставлении статуса наблюдателя при ОДКБ. Хартия ШОС также содержит норму о том, что заинтересованной международной организации может быть предоставлен статус партнера по диалогу или наблюдателя (ч. 2 ст. 14), решение об этом принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел (п. 4 Положения о статусе наблюдателя при ШОС от 17 июня 2004 г.). Продолжая рассмотрение вопроса о возможности сотрудничества, следует обратить внимание на еще одно обстоятельство. Тот факт, что в становлении ОДКБ и ШОС принимали участие в большинстве одни и те же государства и сам процесс шел практически параллельно, привел к схожести (не только по названиям, но и по полномочиям) органов этих организаций. Органами ОДКБ, согласно ее Уставу, являются: Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности и постоянно действующий рабочий орган — Секретариат Организации (ст. 11). А ст. 4 Хартии ШОС закрепила структуру этой организации следующим образом: Совет глав государств, Совет глав правительств (премьер-министров), Совет министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств и/или ведомств, Совет национальных координаторов, Региональная антитеррористическая структура и Секретариат. Таким образом, мы имеем следующую ситуацию. Совет коллективной безопасности является высшим органом ОДКБ, и в его состав входят главы государств-членов (ст. 13 Устава), Совет глав государств ШОС также является высшим органом организации, объединяющим глав государств — членов ШОС (ст. 5 Хартии). И решение основных, важнейших вопросов деятельности организации (в том числе и сотрудничество с другими международными организациями) является их прерогативой. Так, Совет глав государств ШОС «определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее… взаимодействия с другими государствами и международными организациями» (ст. 5 Хартии). Нетрудно предположить, что, совпадая на две трети персонального состава, эти представительные по своему характеру органы могут практически без затруднений принимать принципиальные решения о взаимодействии ОДКБ и ШОС, например, как уже отмечалось выше, по вопросу о предоставлении статуса наблюдателя. То же самое относится и к Советам министров иностранных дел обеих организаций, имеющим консультативный характер. В частности, это может выражаться в проведении общих консультаций и разработке совместных политических документов по различным международным проблемам. Что касается Совета министров обороны ОДКБ, то, будучи «консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества» (ст. 15 Устава), он может взаимодействовать с совещанием министров обороны ШОС. Такая структура прямо не предусмотрена Хартией ШОС, однако возможность ее созыва вытекает из положений ст. 8, где говорится о том, что в целях рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС и при наличии решений Совета глав государств и Совета глав правительств «руководители отраслевых министерств и/или ведомств (в нашем случае — министерств обороны) государств-членов проводят совещания на регулярной основе». Интересен вопрос о региональной антитеррористической структуре (РАТС) ШОС (Штаб-квартира находится в городе Бишкек Кыргызской Республики). В развитие положений Хартии (ст. ст. 4, 10) было заключено специальное «Соглашение между государствами — членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре» от 7 июня 20
02 г. . Она была создана с целью содействия координации и взаимодействию компетентных органов государств-членов в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (ст. 3 Соглашения о РАТС). Представляется, что именно с помощью этого постоянно действующего органа (ст. 10 Хартии) ШОС наиболее тесно должна сотрудничать с ОДКБ. Среди функций и задач РАТС (ст. 6 Соглашения о РАТС) особо выделено установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (п. 12). Это могло бы выражаться в таких формах сотрудничества, как: во-первых, деятельность по подготовке документов, носящих международно-правовой характер, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в частности, по формированию единого для ШОС и ОДКБ списка террористических организаций и их участников (п. п. 4, 9), а во-вторых, проведении совместных мероприятий, например, участие в научно-практических конференциях, семинарах, в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (п. 11). ——————————— Далее — Соглашение о РАТС.

Читайте так же:  Покупка квартиры с обременением. Как правильно оформить квартиру с обременением

В заключение позволим себе отметить несколько моментов. С точки зрения международного права взаимодействие Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества представляется перспективным и требующим дальнейшего изучения. Анализ действующих в рамках этих организаций правовых актов, безусловно, имеет первостепенное значение, но особое внимание в данном случае следует обратить на разработку основных положений специального Соглашения о взаимодействии ОДКБ и ШОС, в котором, как нам представляется, необходимо закрепить специфику такого сотрудничества, выражающуюся в высокой степени взаимного доверия. Также хочется отметить, что подобное сотрудничество отражает понимание Россией и Китаем — основными и важнейшими участниками исследуемых организаций — международного порядка в I веке. Согласно их совместному заявлению, отличительной особенностью развития современных международных отношений признается региональная интеграция и отмечается позитивное значение региональных многосторонних организаций в формировании нового международного порядка. «В области региональной безопасности принципиальное значение имеет создание на базе комплексного учета интересов всех участников открытого и не направленного против других стран механизма сотрудничества в области безопасности. Стороны выступают за налаживание горизонтальных связей между региональными интеграционными объединениями, формирование между ними климата взаимного доверия и сотрудничества» . ——————————— П. 10 Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке от 1 июля 2005 года.

Документы, подписанные по итогам заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества

1. Циндаоская декларация Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

2. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Плана действий на 2018–2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

3. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2020–2021 годы.

4. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Антинаркотической стратегии государств – членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018–2023 годы и Программа действий по ее выполнению.

5. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Концепции Шанхайской организации сотрудничества по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.

6. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о разработке проекта Программы сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества по продовольственной безопасности.

7. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Концепции сотрудничества в области охраны окружающей среды государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

8. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Программы действий по реализации положений Совместного обращения глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи.

9. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Доклада Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Шанхайской организации сотрудничества за период с июня 2017 года по июнь 2018 года.

10. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об утверждении Доклада Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2017 году.

11. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о подписании Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018–2022 гг.).

12. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о Генеральном секретаре Шанхайской организации сотрудничества.

13. Решение Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о Директоре Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества.

14. Совместное обращение глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи (принимается без подписания).

15. Заявление глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС (принимается без подписания).

16. Совместное заявление глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества по упрощению процедур торговли (принимается без подписания).

17. Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (принимается без подписания).

Документы, подписанные в рамках заседания Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества

1. Меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства между министерствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, отвечающими за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность.

2. Меморандум между таможенными службами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества об обмене информацией о трансграничном перемещении озоноразрушающих веществ.

3. Регламент информационного взаимодействия круглосуточных контактных пунктов, осуществляемого с использованием каналов оперативной платформы CENcomm RILO-МОСКВА.

4. План совместных действий по реализации Программы по развитию сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма на период 2020–2020 годы.

5. Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (2018–2022 годы).

EREPORT.RU

мировая экономика

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

Шанхайская организация сотрудничества или ШОС является евразийской политической, экономической и военной организацией, которая была основана в 2001 году в Шанхае лидерами Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны были членами Шанхайской пятерки, основанной в 1996 году; после включения Узбекистана в 2001 году, страны-члены переименовали организацию.

Шанхайская пятерка была первоначально создана 26 апреля 1996 с подписанием Договора об углублении военного доверия в приграничных районах в Шанхае главами государств Казахстана, Китайской Народной Республики, Кыргызстана, России и Таджикистана. 24 апреля 1997 года те же страны подписали Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы на встрече в Москве.

Последующие ежегодные саммиты Шанхайской пятерки группы прошли в Алма-Ате (Казахстан) в 1998 году, в Бишкеке (Кыргызстан) в 1999 году и в Душанбе (Таджикистан) в 2000 году.

В 2001 году ежегодный саммит вернулся в Шанхай, Китай. Там страны-члены пятерки приняли Узбекистан в Шанхайскую пятерку (таким образом превращая его в Шанхайскую шестерку). Тогда все шесть глав государств подписали 15 июня 2001 года, Декларацию о Шанхайской организации сотрудничества, отметив положительную роль Шанхайской пятерки и стремясь перевести ее на более высокий уровень сотрудничества. 16 июля 2001 года, Россия и КНР, две ведущих страны этой организации, подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В июне 2002 года главы государств-членов ШОС встретились в Санкт-Петербурге, Россия. Там они подписали Хартию ШОС, которая содержала цели организации, принципы, структуру и форму работы, и утвердили ее официально с точки зрения международного права.

На шесть полноправных членов ШОС приходится 60% суши Евразии, а ее население составляет четверть населения мира. С учетом государств-наблюдателей, население стран ШОС составляет половину населения Земли.

В июле 2005 года на пятом саммите в Астане, Казахстан, с представителями Индии, Ирана, Монголии и Пакистана, посетившими саммит ШОС в первый раз, президент принимающей страны Нурсултан Назарбаев поприветствовал гостей словами, которые никогда прежде не использовались в любом контексте: «Лидеры государств, сидящих за этим переговорным столом представители половины человечества».

К 2007 году ШОС инициировала более двадцати масштабных проектов, связанных с транспортом, энергетикой и телекоммуникациями и проводила регулярные заседания по безопасности, военным делам, обороне, иностранным делам, экономике, культуре, вопросам банковской сферы и другим вопросам, которые поднимались должностными лицами государств-членов.

ШОС установила отношения с Организацией Объединенных Наций, где она является наблюдателем в Генеральной Ассамблее, в Европейском союзе, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в Содружестве Независимых Государств и Организации исламского сотрудничества.

Структура ШОС

Совет глав государств является высшим органом, принимающим решения в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Этот совет собирается на саммитах ШОС, которые проводятся каждый год в одном из столичных городов государств-членов. Нынешний Совет глав государств состоит из следующих членов: Алмазбек Атамбаев (Кыргызстан), Си Цзиньпин (Китай), Ислам Каримов (Узбекистан), Нурсултан Назарбаев (Казахстан), Владимир Путин (Россия), Эмомали Рахмон (Таджикистан).

Совет глав правительств является вторым по значимости органом в ШОС. Этот совет также проводит ежегодные саммиты, на котором его члены обсуждают вопросы многостороннего сотрудничества. Совет также утверждает бюджет организации. Совет министров иностранных дел также проводить регулярные встречи, на которых они обсуждают текущую международную ситуацию и взаимодействие ШОС с другими международными организациями.

Совет национальных координаторов, как следует из его названия, координирует многостороннее сотрудничество государств-членов в рамках устава ШОС.

Секретариат ШОС является основным исполнительным органом организации. Он служит для реализации организационных решений и указов, подготовки проектов документов (например, деклараций и программ), наделен функциями документарного депозитария для организации, организует конкретные мероприятия в рамках ШОС, а также способствует и распространяет информацию о ШОС. Он расположен в Пекине. Нынешний Генеральный секретарь ШОС — Муратбек Иманалиев из Кыргызстана, бывший киргизский министр иностранных дел и профессор Американского университета в Центральной Азии.

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте, Узбекистан, является постоянно действующим органом ШОС, который служит для развития сотрудничества государств-членов в отношении трех зол — терроризма, сепаратизма и экстремизма. Глава РАТС избирается сроком на три года. Каждое государство-член также посылает постоянного представителя РАТС.

Сотрудничество стран ШОС в области безопасности

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества в области безопасности, прежде всего, сосредоточена на проблемах безопасности стран-членов в Центральной Азии, что часто описывается как основная угроза. ШОС противостоит таким явлениям как терроризм, сепаратизм и экстремизм. Однако деятельность организации в области социального развития ее государств-членов также быстро растет.

16-17 июня 2004 года на саммите ШОС, который состоялся в Ташкенте, в Узбекистане была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). 21 апреля 2006 года ШОС объявила о планах по борьбе с трансграничной наркопреступностью посредством контртеррористических операций. В апреле 2006 года заявлялось, что ШОС не имеет планов стать военным блоком, тем не менее, он утверждал, что повышенные угрозы «терроризма, экстремизма и сепаратизма» делает необходимым полномасштабное вовлечение вооруженных сил.

В октябре 2007 года, ШОС подписала соглашение с Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в столице Таджикистана Душанбе для того, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, борьба с преступностью и незаконным оборотом наркотиков. Совместные планы действий между двумя организациями были утверждены в начале 2008 года в Пекине.

Организация также выступила против кибервойн, заявив, что распространение информации, вредной для духовных, нравственных и культурных сфер других государств следует рассматривать как «угрозу безопасности». Согласно принятого в 2009 году определения «информационная война», в частности, расценивается как попытка одного государства подорвать политическую, экономическую и социальную системы другого государства.

Военная деятельность ШОС

В последние несколько лет деятельность организации была направлена на тесное военное сотрудничество, обмен разведывательной информацией и борьбу с терроризмом.

Странами ШОС проводился ряд совместных военных учений. Первое из них состоялось в 2003 году: первая фаза прошла в Казахстане, а вторая — в Китае. С тех пор Китай и Россия объединили усилия для проведения крупномасштабных военных учений в 2005 году( Мирная миссия 2005), 2007 и 2009 годах под эгидой Шанхайской организации сотрудничества.

Более 4000 китайских солдат приняли участие в совместных военных учениях в 2007 году (известных как «Мирная миссия-2007»), которые проводились в Челябинской России около Уральских гор и были согласованы в апреле 2006 года на встрече министров обороны ШОС. Военно-воздушные силы и высокоточное оружие также использовались. Тогдашний министр обороны России Сергей Иванов заявил, что учения являются прозрачными и открытыми для СМИ и общественности. После успешного завершения учений, российские чиновники пригласили Индию также участвовать в подобных учениях в будущем под эгидой ШОС. В учении «Мирная миссия 2010», проведенном 9-25 сентября 2010 года в Казахстане на полигоне Матыбулак, приняли участие более 5000 военнослужащих из Китая, России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. Они провели совместное планирование военных операций и оперативные маневры. ШОС выступает в качестве платформы для более крупных военных заявлений стран-членов. Например, во время учений 2007 года в России, на встрече с руководителями государств-членов ШОС, в том числе при участии тогдашнего председателя КНР Ху Цзиньтао, президент России Владимир Путин воспользовался случаем, чтобы объявить о возобновлении регулярных полетов российских стратегических бомбардировщиков с целью патрулирования территорий впервые после холодной войны . «Начиная с сегодняшнего дня, такие полеты должны будут проводиться регулярно и в стратегическом масштабе», — сказал Путин. «Наши летчики были на земле слишком долго. Они рады начать новую жизнь».

Экономическое сотрудничество ШОС

Все члены Шанхайской организации сотрудничества, кроме Китая также являются членами Евразийского экономического сообщества. Рамочное соглашение для повышения экономического сотрудничества было подписано государствами-членами ШОС 23 сентября 2003 года. На том же заседании в КНР премьер Вэнь Цзябао, предложил долгосрочную цель создать зону свободной торговли в ШОС, и принять другие более неотложные меры для того, чтобы улучшить поток грузов в регионе. В соответствии с этим, план, состоящий из 100 конкретных действий, был подписан через год 23 сентября 2004 года.

Читайте так же:  Адвокат Алексей Дудник: Заочный арест Леоновича по делу ЮКОСа незаконен. Адвокат дудник алексей

26 октября 2005 года в ходе Московской встречи на высшем уровне ШОС, генеральный секретарь организации заявил, что ШОС будет уделять первостепенное внимание совместным энергетическим проектам, которые будут включать в себя нефтегазовый сектор, освоение новых запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Создание Межбанковского совета ШОС также было согласовано на этом саммите в целях финансирования будущих совместных проектов.

Первое заседание Межбанковского объединения ШОС состоялось в Пекине 21-22 февраля 2006 года. 30 ноября 2006 года, в рамках международной конференции ШОС: итоги и перспективы, состоявшейся в Алма-Ате, представитель МИД Российской Федерации заявил, что Россия разрабатывает планы для «Энергетического клуба ШОС». Необходимость создания такого клуба была подтверждена в Москве на саммите ШОС в ноябре 2007 года. Другие члены ШОС не взяли на себя обязательства по реализации идеи. Однако на саммите 28 августа 2008 года было заявлено, что «на фоне замедления темпов роста мировой экономики проведение ответственной валютной и финансовой политики, контроля над потоками капитала, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности приобрели особое значение».

16 июня 2009 года на Екатеринбургском саммите Китай объявил о планах предоставить кредит в 10 миллиардов долларов США государствам-членам ШОС, чтобы укрепить экономики данных государств в условиях мирового финансового кризиса. Саммит прошел вместе с первым саммитом БРИК и отметился совместным китайско-российским заявлением о том, что данные страны хотят большую квоту в Международном валютном фонде.

На саммите ШОС 2007 года вице-президент Ирана Парвиз Давуди обратился с инициативой, которая вызвала большой интерес. Он тогда сказал: «Шанхайская организация сотрудничества является хорошим местом для проектирования новой банковской системы, которая не зависит от международных банковские системы».

Президент России Владимир Путин тогда прокомментировал ситуацию следующим образом: «Мы сейчас четко видим дефектность монополии в мировых финансах и политике экономического эгоизма. Для решения текущей проблемы Россия примет участие в изменении глобальной финансовой структуры, так чтобы она смогла гарантировать стабильность и процветание в мире и обеспечить прогресс… Мир наблюдает появление качественно иной геополитической ситуации, с появлением новых центров экономического роста и политического влияния… Мы станем свидетелями и примем участие в трансформации глобальной и региональной систем безопасности и развитии архитектуры, адаптированной к новым реалиям 21-го века, когда стабильность и процветание становятся неразлучными понятиями».

Культурное сотрудничество ШОС

Культурное сотрудничество также происходит в рамках ШОС. Министры культуры стран ШОС встретились в первый раз в Пекине 12 апреля 2002 года и подписали совместное заявление для продолжения сотрудничества. Третье совещание министров культуры состоялось в Ташкенте , Узбекистан, 27-28 апреля 2006 года.

Фестиваль искусств и выставка под эгидой ШОС состоялись в первый раз во время саммита в Астане в 2005 году. Казахстан также предложил проводить фестиваль народного танца под эгидой ШОС. Такой фестиваль прошел в 2008 году в Астане.

Саммиты Шанхайской организации сотрудничества

Согласно Хартии ШОС, саммиты Совета глав государств проводятся ежегодно в разных местах. Место проведения этих встреч на высшем уровне следует в алфавитном порядке названия государства-члена на русском языке. Устав также определяет, что саммит Совета глав правительств (то есть, премьер-министров) ежегодно встречается в месте, определенном ранее по решению членов совета. Саммит Совета министров иностранных дел проводится за один месяц до ежегодного саммита глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел могут быть созваны любыми двумя государствами-членами.

Главы государств
Дата Страна Расположение
14 июня 2001 Китай Шанхай
7 июня 2002 Россия Санкт-Петербург
29 мая 2003 Россия Москва
17 июня 2004 Узбекистан Ташкент
5 июля 2005 Казахстан Астана
15 июня 2006 Китай Шанхай
16 августа 2007 Киргизия Бишкек
28 августа 2008 Таджикистан Душанбе
15-16 июня 2009 года Россия Екатеринбург
10-11 июня 2010 Узбекистан Ташкент
14-15 июня 2011 Казахстан Астана
6-7 июня 2012 Китай Пекин
13 сентября 2013 Киргизия Бишкек
Главы правительств
Дата Страна Расположение
Сентябрь 2001 Казахстан Алматы
23 сентября 2003 Китай Пекин
23 сентября 2004 Киргизия Бишкек
26 октября 2005 Россия Москва
15 сентября 2006 Таджикистан Душанбе
2 ноября 2007 Узбекистан Ташкент
30 октября 2008 Казахстан Астана
14 октября 2009 Китай Пекин
25 ноября 2010 Таджикистан Душанбе
7 ноября 2011 Россия Санкт-Петербург
5 декабря 2012 Киргизия Бишкек
29 ноября 2013 Узбекистан Ташкент

Будущие возможные члены ШОС

В июне 2010 года, Шанхайская организация сотрудничества утвердила порядок приема новых членов, хотя новые члены до сих пор не были приняты. Несколько государств, однако, участвовали в саммитах ШОС в качестве наблюдателей, и некоторые из которых выразили заинтересованность в присоединении к полноправным членам организации в будущем. Перспективы вступления Ирана в организацию вызвали академическое внимание. В начале сентября 2013 года премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил в ходе встречи со своим китайским коллегой, что Армения хотела бы получить статус наблюдателя в ШОС.

Наблюдатели ШОС

Афганистан получил статус наблюдателя в 2012 году на саммите ШОС в Пекине, Китай 6 июня 2012 года. Индия в настоящее время также имеет статус наблюдателя в ШОС. Россия призвала Индию присоединиться к этой организации в качестве полноправного члена, потому что она видит Индию в качестве важнейшего будущего стратегического партнера. Китай «приветствовал» присоединение Индии к ШОС.

Иран в настоящее время имеет статус наблюдателя в организации, и планировалось, что страна станет полноправным членом ШОС 24 марта 2008 года. Однако из-за введенных Организацией Объединенных Наций санкций, прием Ирана в организацию в качестве нового члена временно блокирован. ШОС заявил, что любая страна под санкциями ООН не может быть допущена к организации. Монголия стала первой страной, получившей статус наблюдателя на Ташкентском саммите 2004 года. Пакистан, Индия и Иран получили статус наблюдателя на саммите ШОС в Астане, Казахстан 5 июля 2005 года.

Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф высказался в пользу вступления его страны в ШОС в качестве полноправного члена во время совместного саммита в Китае в 2006 году. Россия публично поддержала намерение Пакистана получить полное членство в ШОС, а премьер-министр РФ Владимир Путин сделал соответствующее заявление на совещании ШОС в Константиновском дворце 6 ноября 2011 года.

Партнеры по диалогу ШОС

Положение партнера по диалогу было создано в 2008 году в соответствии со статьей 14 Хартии ШОС от 7 июня 2002 года. Эта статья касается партнера по диалогу в качестве государства или организации, которые разделяют цели и принципы ШОС и желают установить отношения равноправного взаимовыгодного партнерства с Организацией.

Беларусь получила статус партнера по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Беларусь обратилась за получением статуса наблюдателя в организации и ей была обещана поддержка Казахстана в достижении этой цели. Однако тогдашний министр обороны России Сергей Иванов выразил сомнение относительно возможного членства Беларуси, заявив, что Беларусь является чисто европейской страной. Несмотря на это, Беларусь была принята в качестве партнера по диалогу на саммите ШОС в 2009 году.

Шри-Ланка получила статус партнера по диалогу в ШОС в 2009 году на саммите группы в Екатеринбурге. Турции, члену НАТО, был предоставлен статус партнера по диалогу в ШОС в 2012 году на саммите группы в Пекине. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что он в шутку даже обсуждал возможность отказа Турции от вступления в Европейский Союз в обмен на полноправное членство в Шанхайской организации сотрудничества.

Отношения Шанхайской организации сотрудничества с Западом

Западные наблюдатели от СМИ считают, что одной из первых целей ШОС должно стать создание противовеса НАТО и США, в частности для того, чтобы избежать конфликтов, которые позволили бы США вмешиваться во внутренние дела стран, граничащих с Россией и Китаем. И хотя Иран не является членом, бывший президент страны Махмуд Ахмадинежад использовал трибуну ШОС для того, чтобы провести словесную атаку на Соединенные Штаты. США направили заявку на получение статуса наблюдателя в ШОС, но она была отклонена в 2006 году.

На саммите в Астане в июле 2005 года, в связи с войнами в Афганистане и Ираке и неопределенностью относительно присутствия американских войск в Узбекистане и Кыргызстане, ШОС призвал США установить сроки вывода своих войск из государств-членов ШОС. Вскоре после этого, Узбекистан попросил США закрыть авиабазу К-2.

ШОС пока не сделал никаких прямых заявлений против США или их военного присутствия в регионе. Однако, некоторые косвенные заявления на последних саммитах были преподнесены в западных СМИ как завуалированная критика Вашингтона.

Геополитические аспекты ШОС

За последние годы было много дискуссий и комментариев о геополитической природе Шанхайской организации сотрудничества. Мэтью Бруммер в Журнале о международных делах, отслеживает последствия расширения Шанхайской организации сотрудничества в Персидском заливе.

Иранский писатель Хамид Голпира сказал следующее: «Согласно теории Збигнева Бжезинского, управление Евразийским континентом является ключом к мировому господству, а контроль над Центральной Азией является ключом к контролю над евразийским континентом. Россия и Китай обращали внимание на теории Бжезинского, поскольку они сформировали Шанхайскую организацию сотрудничества в 2001 году, якобы, чтобы обуздать экстремизм в регионе и повысить безопасность на границах, но, скорее всего, реальной целью стало уравновешивание деятельности США и НАТО в Центральной Азии».

На саммите ШОС 2005 года в Казахстане была принята Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, в которой выражалась их «озабоченность» относительно существующего мирового порядка и содержались принципы работы организации. Она включала в себя следующие слова: «Главы государств-членов отмечают, что, на фоне противоречивого процесса глобализации, многостороннее сотрудничество, основанное на принципах равного права и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств, неконфронтационного способа мышления и последовательного движения к демократизации международных отношений, способствует общему миру и безопасности, и призывают международное сообщество, независимо от его различий в идеологии и социальной структуре, сформировать новую концепцию безопасности, основанную на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и взаимодействии».

В ноябре 2005 года министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что ШОС ведет работу по созданию рационального и справедливого мирового порядка и что Шанхайская организация сотрудничества предоставляет нам уникальную возможность принять участие в процессе формирования принципиально новой модели геополитической интеграции.

Китайская ежедневная газета выразила этот вопрос в следующих выражениях: «Декларация указывает, что страны-члены ШОС имеют возможность и обязанность обеспечить безопасность в Центрально-Азиатском регионе, и призывают западные страны оставить Центральную Азию. Это является наиболее заметным сигналом, который саммит дал миру».

Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао сделал вывод, что США маневрируют, чтобы сохранить свой статус единственной сверхдержавы в мире и не дать любой другой стране шанс создать проблему для них.

В статье в The Washington Post в начале 2008 года сообщалось, что президент России Владимир Путин якобы заявил, что Россия могла бы направить ядерные ракеты на Украину, если сосед России и бывшая братская республика в Советском Союзе присоединится к альянсу НАТО и установит элементы системы противоракетной обороны США. «Это ужасно сказать и даже страшно подумать, что, в ответ на размещение таких объектов на территории Украины, что теоретически не может исключаться, Россия нацелит свои ракеты на Украину», — сказал Путин на совместной пресс-конференции с тогдашним президентом Украины Виктором Ющенко, который находился с визитом в Кремле. «Представьте себе, это всего лишь на секунду».

Международная федерация по правам человека признала ШОС «транспортным средством» для нарушений прав человека.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — постоянно действующая межправительственная международная организация, основанная лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. 9 июня 2017 года лидеры государств — членов ШОС подписали решение о приеме Индии и Пакистана в организацию.

Странами-наблюдателями в ШОС на данный момент являются Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия, странами-партнерами — Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.
Декларация о создании ШОС подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 года.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Свою историю Шанхайская организация сотрудничества ведет с 1996 года, когда в Шанхае главами России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана было подписано «Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы». После подписания этого документа появился термин «Шанхайская пятерка».

В 1997 году в Москве странами было подписано «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы». Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнерских отношений. Постепенно круг вопросов расширился до сфер внешней политики, экономики, охраны окружающей среды, включая использование водных ресурсов, культуры и т.д.

После включения в организацию Узбекистана в 2001 году «пятерка» стран стала «шестеркой» и была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества.

В июне 2002 года на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС, была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 года. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке (Киргизия) в августе 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

В 2006 году организация анонсировала планы борьбы с международной наркомафией как финансовой опорой терроризма в мире, в 2008 году — активное участие в нормализации обстановки в Афганистане.

Параллельно деятельность ШОС получила и широкую экономическую направленность. В сентябре 2003 года главы правительств стран-членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли на пространстве ШОС, а в краткосрочной перспективе — активизация процесса создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Читайте так же:  Что такое работа юриста в консалтинге. Я работал юристом в консалтинге

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глав государств глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС.

Совет глав правительств (СГП) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствует на заседании Совета глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание. Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров) государств-членов.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК).

В рамках Шанхайской организации сотрудничества также действуют две неправительственные структуры: Деловой совет ШОС и Межбанковское объединение ШОС.

Страны председательствуют в Организации поочередно, с годовой цикличностью, завершая срок полномочий саммитом на территории председательствующего государства.
Решения в ШОС принимаются на основе консенсуса.

Организация имеет два постоянно действующих органа — секретариат в Пекине (Китай) под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет региональной антитеррористической структуры (РАТС) в Ташкенте (Узбекистан).

Генеральный секретарь и директор исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. Эти посты соответственно занимают Рашид Алимов (Таджикистан) и Евгений Сысоев (Россия).

Официальные рабочие языки ШОС — русский и китайский.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выбор ШОС – договор о дружбе

Руководители стран, где живут почти 40% населения планеты, встречаются 16–17 августа в столице Киргизии Бишкеке на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Здесь будут обсуждаться региональные и международные проблемы, а также дальнейшее развитие практического сотрудничества. При этом расширение самой организации в повестке дня не значится.

Помимо всех шести стран-участниц (Россия, КНР, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) на уровне глав государств представлены страны со статусом наблюдателей – Иран и Монголия, а также с гостевыми приглашениями – Туркмения (впервые) и Афганистан. Всего во встрече участвуют 10 президентов. Индия и Пакистан, имеющие статус наблюдателей, направили в Бишкек министров.

Саммит заседает на фоне проходящих в Челябинской области совместных антитеррористических учений стран ШОС «Мирная миссия-2007». Хотя это дало повод для комментариев в СМИ, выделяющих военную составляющую как наиболее значимый аспект сотрудничества в рамках ШОС, дипломаты и другие официальные представители стран-участниц в своих заявлениях перед встречей неизменно делали упор на пропаганду мирных, неблоковых аспектов ШОС, его открытость и мирные устремления, прежде всего экономическое взаимодействие.

По словам заместителя министра иностранных дел России Александра Лосюкова, в Бишкеке будет подписан объемный документ – Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов ШОС. Общие взгляды лидеров ШОС на развитие ситуации в мире найдут отражение в Бишкекской декларации саммита. Кроме того, планируется заключить соглашение о сотрудничестве в области культуры.

Не подтвердились и слухи о предстоящем приеме Ирана в члены ШОС и вообще о расширении ШОС на саммите в Бишкеке. По словам посла КНР в Москве Лю Гучана, ШОС не является «закрытым клубом», однако пока не подготовлены документы, устанавливающие порядок и критерии приема новых участников, и организация пока сконцентрируется на налаживании работы в нынешнем составе.

Упомянутый Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве станет, по всем признакам, документом, отражающим не только общую направленность деятельности ШОС, но и определяющим важнейший – политический – критерий приема в ее состав новых участников. В дальнейшем предстоит установить другие критерии, в частности определиться по поводу региональных или иных рамок.

Все это напоминает о практике АСЕАН, выдвинувшей в качестве условия признания других стран своими партнерами подписание ими Договора о дружбе и сотрудничестве. В итоге некоторые потенциальные «партнеры», в том числе США, утратили к этому интерес. В договор, как известно, были включены уже ставшие общепризнанными принципы ненападения, невмешательства во внутренние дела и т.п. (Россия присоединилась к договору).

Одним из приоритетных в повестке дня саммита будет экономическое направление деятельности ШОС, в частности осуществление принятой в 2003 году на уровне глав правительств Программы торгово-экономического сотрудничества на период до 2020 года. Главы государств – стран ШОС намерены уделить должное внимание вопросам борьбы с новыми вызовами и угрозами. Проявлением этого будет их присутствие 17 августа на полигоне в Челябинской области РФ при осуществлении активной фазы совместных антитеррористических учений «Мирная миссия-2007».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Рубль/Валюты ШОС

Страна Код Валюта Ном. Курс

Официальный курс ЦБ России

Новости

Все темы »

МИД стран ШОС

В Бишкеке 16 августа 2007 года состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Президент Республики Казахстан, Председатель Китайской Народной Республики, Президент Кыргызской Республики, Президент Российской Федерации, Президент Республики Таджикистан, Президент Республики Узбекистан 16 августа по итогам заседания подписали Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

Текст Договора приводится полностью:

Государства-члены Шанхайской организации сотрудничества (далее ШОС или Организация) — Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, далее именуемые «Договаривающимися Сторонами»;

будучи связанными историческими узами добрососедства, дружбы и сотрудничества; руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Хартией Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года;

будучи убежденными в том, что укрепление и углубление отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества между государствами-членами Организации отвечает коренным интересам их народов и способствует делу мира и развития на пространстве ШОС и во всем мире;

признавая, что процессы глобализации усиливают взаимозависимость государств, в результате чего их безопасность и процветание становятся неразрывно связанными;

полагая, что современные вызовы и угрозы безопасности носят глобальный характер и эффективно противостоять им можно, лишь объединяя усилия и придерживаясь согласованных принципов и механизмов взаимодействия;

осознавая необходимость уважения культурно-цивилизационного многообразия современного мира; подтверждая готовность расширять взаимовыгодное сотрудничество как между собой, так и со всеми заинтересованными государствами и международными организациями в целях содействия построению справедливого и рационального миропорядка для создания благоприятных условий устойчивого развития государств-членов Организации;

подтверждая далее, что настоящий Договор не направлен против каких-либо государств и организаций, и Договаривающиеся Стороны придерживаются принципа открытости внешнему миру;

стремясь превратить пространство ШОС в регион мира, сотрудничества, процветания и гармонии;

руководствуясь намерением способствовать демократизации международных отношений и становлению новой архитектуры глобальной безопасности на основе равенства, взаимного уважения, взаимного доверия и выгоды, отказа от блокового и идеологического разделения;

будучи преисполненными решимости укреплять дружественные отношения между государствами-членами Организации, с тем чтобы дружба их народов передавалась из поколения в поколение;

договорились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны развивают долгосрочные отношения добрососедства, дружбы и сотрудничества в областях, представляющих интерес для Договаривающихся Сторон, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Договаривающиеся Стороны разрешают разногласия друг с другом мирным путем, руководствуясь Уставом Организации Объединенных Наций и общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Хартией Шанхайской организации сотрудничества от 7 июня 2002 года.

Договаривающиеся Стороны уважают право друг друга на выбор пути политического, экономического, социального и культурного развития с учетом исторического опыта и национальных особенностей каждого государства.

Договаривающиеся Стороны, уважая принципы государственного суверенитета и территориальной целостности, принимают меры по недопущению на своей территории любой деятельности, противоречащей этим принципам.

Договаривающиеся Стороны не участвуют в союзах или организациях, направленных против других Договаривающихся Сторон, не поддерживают какие-либо действия, враждебные другим Договаривающимся Сторонам.

Договаривающиеся Стороны уважают принцип нерушимости границ, активно прилагают усилия к укреплению доверия в военной области в приграничных районах, исходя из решимости превратить границы друг с другом в границы вечного мира и дружбы.

Договаривающаяся Сторона в случае возникновения ситуации, ставящей под угрозу ее безопасность, может проводить консультации в рамках Организации с другими Договаривающимися Сторонами для адекватного реагирования на возникшую ситуацию. Статья 7

Договаривающиеся Стороны прилагают усилия в рамках ШОС для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, укрепляют координацию и сотрудничество в таких областях, как защита и повышение роли Организации Объединенных Наций, поддержание глобальной и региональной стабильности, продвижение международного процесса контроля над вооружениями, предотвращение распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также проводят регулярные консультации по этим вопросам.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, участниками которых они являются, активно развивают сотрудничество по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своим национальным законодательством и на основе международных договоров, участниками которых они являются, усиливают взаимодействие в розыске, задержании, выдаче и передаче лиц, подозреваемых, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений, связанных с террористической, сепаратистской, экстремистской деятельностью, а также и иных преступлений.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области охраны государственной границы и таможенного контроля, регулирования трудовой миграции, обеспечения финансовой и информационной безопасности.

Договаривающиеся Стороны содействуют развитию контактов и сотрудничества между правоохранительными органами и органами судебной власти Договаривающихся Сторон. Статья 10

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество по линии министерств обороны в различных формах.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в таких областях, как содействие реализации прав человека и основных свобод в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством.

Договаривающиеся Стороны в соответствии со своими международными обязательствами, а также национальным законодательством гарантируют на своей территории обеспечение законных прав и интересов проживающих на ней граждан других Договаривающихся Сторон, а также способствуют оказанию друг другу необходимой правовой помощи.

Статья 12 Договаривающиеся Стороны признают и защищают законные права и интересы друг друга в отношении имущества одной Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны.

Договаривающиеся Стороны укрепляют экономическое сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды, создают благоприятные условия для развития торговли, стимулирования инвестиций и обмена технологиями в рамках ШОС.

Договаривающиеся Стороны оказывают содействие экономической деятельности, включая создание правовых условий для деятельности на своей территории физических и юридических лиц другой Договаривающейся Стороны, ведущих законную хозяйственную деятельность, а также защиту на своей территории законных прав и интересов таких физических и юридических лиц.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в международных финансовых учреждениях, экономических организациях и форумах, членами которых они являются, а также в соответствии с уставными положениями таких учреждений, организаций и форумов оказывают содействие при вступлении других Договаривающихся Сторон в эти организации.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в сфере промышленности, сельского хозяйства, в финансовой, энергетической, транспортной, научно-технической, инновационной, информационной, телекоммуникационной, авиакосмической и других, представляющих взаимный интерес сферах, стимулируют осуществление региональных проектов в различных формах.

Договаривающиеся Стороны всемерно содействуют сотрудничеству в законодательной сфере, на регулярной основе обмениваются информацией о разрабатываемых, принимаемых и действующих законах, осуществляют сотрудничество в разработке международно-правовых документов. Договаривающиеся Стороны поощряют контакты и сотрудничество между законодательными органами и их представителями.

Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования, принимают необходимые меры по разработке и реализации специальных программ и проектов в этих сферах.

Договаривающиеся Стороны оказывают взаимное содействие и помощь в предупреждении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

Договаривающиеся Стороны развивают между собой обмены и сотрудничество в области культуры, искусства, образования, науки, технологий, здравоохранения, туризма, спорта и других социальных и гуманитарных сферах.

Договаривающиеся Стороны взаимно поощряют и поддерживают установление прямых связей между учреждениями культуры, образовательными, научными и исследовательскими учреждениями, осуществление совместных научно-исследовательских программ и проектов, сотрудничество в подготовке кадров, обмене студентами, учеными и специалистами.

Договаривающиеся Стороны активно способствуют созданию благоприятных условий для изучения языка и культуры других Договаривающихся Сторон.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Договаривающихся Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются.

В целях выполнения настоящего Договора Договаривающиеся Стороны могут заключать международные договоры в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.

Споры, связанные с толкованием или применением положений настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров между Договаривающимися Сторонами.

Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его Договаривающимися Сторонами. Настоящий Договор заключается на неопределенный срок и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию последней ратификационной грамоты.

Настоящий Договор остается в силе в отношении любой из Договаривающихся Сторон, пока она является государством-членом Организации. Участие Договаривающейся Стороны в настоящем Договоре прекращается автоматически с даты прекращения ее членства в ШОС.

После вступления настоящего Договора в силу он открыт для присоединения любого государства, ставшего членом Организации. Для присоединяющегося государства настоящий Договор вступает в силу на тридцатый день с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующего документа о присоединении.

В настоящий Договор с согласия всех Договаривающихся Сторон могут вноситься изменения и дополнения, оформляемые отдельными протоколами.

Подлинный экземпляр настоящего Договора сдается депозитарию. Депозитарием настоящего Договора является Секретариат Шанхайской организации сотрудничества, который в течение пятнадцати дней с даты подписания настоящего Договора направляет Договаривающимся Сторонам его заверенные копии.

Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Бишкеке 16 августа 2007 года в одном экземпляре на русском и китайском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Примечание: Настоящий договор вступит в силу в соответствии со статьей 23

© 2007-2020, Информационное агентство ИнфоРос. Тел.: +7 495 718-84-11, E-mail: [email protected]

Портал «ИнфоШОС» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и
охраны культурного наследия. Свидетельство Эл № 77-31649 от 04 апреля 2008 г.

При цитировании и перепечатке материалов ссылка на портал «ИнфоШОС» обязательна.
Для использования материалов в печатных изданиях необходимо письменное согласие редакции
Если вы увидели ошибку, выделите ее мышкой и нажмите клавиши Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС (16.08.2007 г.)