Статья 57. Гражданский кодекс о реорганизации

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

1. Статьи 57 — 60 ГК РФ посвящены одному из случаев универсального правопреемства — реорганизации юридического лица. Реорганизация в зависимости от формы может являться основанием возникновения или прекращения юридического лица.

Существует пять форм реорганизации — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При слиянии ранее существовавшие объединяющиеся юридические лица прекращаются и возникает новое. Присоединение означает прекращение присоединяющегося юридического лица; разделение влечет прекращение юридического лица, которое разделяется, и возникновение новых лиц. При выделении из состава юридического лица образуется одно или несколько новых юридических лиц. Наконец, преобразование юридического лица означает смену его организационно-правовой формы.

2. Реорганизация юридического лица может быть добровольной (по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) или принудительной (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда).

Как правило, добровольная реорганизация может осуществляться по усмотрению уполномоченных на то лиц или органов. Причины принятия такого решения не имеют юридического значения. Интересы кредиторов реорганизуемого в добровольном порядке юридического лица защищают положения ст. ст. 58 — 60 ГК РФ и другие нормы гражданского права. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законом, реорганизация допускается лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О защите конкуренции» с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее — последний баланс; в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления), превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

2) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает 3 млрд. рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает 6 млрд. рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций или присоединение финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ).

На основании ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Собрание законодательства РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

3. Реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного либо нескольких юридических лиц может осуществляться по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Условия, при которых допускается принудительное разделение или выделение, определены ст. 38 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в силу норм банковского законодательства в случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции либо сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе потребовать от кредитной организации осуществления реорганизации кредитной организации.

Последствия невыполнения требования о принудительной реорганизации учредителями (участниками) юридического лица, уполномоченным ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию его учредительными документами, определяются в соответствии с п. 2 комментируемой статьи. На основании судебного решения вне процедур банкротства происходит замена органа юридического лица на внешнего управляющего, который выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.

4. Комментируемая статья определяет момент, с которого реорганизация считается завершенной, — момент государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Аналогичные положения содержит ст. 16 Закона о регистрации юридических лиц.

Гражданский кодекс

Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Статья 57 ГК РФ. Реорганизация юридического лица

Новая редакция Ст. 57 ГК РФ

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Комментарий к Ст. 57 ГК РФ

Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица (кроме случая выделения) с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства.

Другой комментарий к Ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Реорганизация является способом образования новых и прекращения существующих юридических лиц. Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 58 ГК РФ):

1) преобразование — изменение организационно-правовой формы юридического лица;

2) слияние — прекращение двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица;

3) присоединение — прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;

4) выделение — создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без его прекращения;

5) разделение — прекращение юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

2. Законодательство РФ содержит ряд правовых норм, регулирующих процесс преобразования юридического лица.

А. Преобразование коммерческих организаций в коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ).

Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество (п. 2 ст. 112 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251; 2003. N 9. Ст. 805) государственное или муниципальное унитарное предприятие в процессе приватизации может быть преобразовано в открытое акционерное общество.

Б. Говоря о преобразовании коммерческих организаций в некоммерческие необходимо заметить, что согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерное общество вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие может быть преобразовано в государственное или муниципальное учреждение по решению его собственника (ст. 34 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В. Преобразование некоммерческих организаций в коммерческие организации допускается в случаях преобразования объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в хозяйственное товарищество или общество (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК РФ) и учреждения в хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Г. Преобразование некоммерческих организаций в некоммерческие организации регламентируется ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческое партнерство вправе преобразовываться в общественное объединение, фонд или автономную некоммерческую организацию.

Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественное объединение либо в фонд.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию.

3. Согласно п. 1 комментируемой статьи реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Таким органом является высший орган управления. При этом если высший орган управления является коллегиальным, то для принятия решения о реорганизации юридического лица требуется, как правило, квалифицированное большинство голосов или единогласие. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях решение о реорганизации некоммерческой организации принимается квалифицированным большинством или единогласно, а решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 92 ГК РФ), о преобразовании производственного кооператива (п. 2 ст. 112 ГК РФ) должно быть принято единогласно.

Читайте так же:  Федеральные новости. Заявление на сдачу егэ 2020

4. В случаях, установленных законом, осуществляется принудительная реорганизация юридических лиц в виде разделения или выделения, которая проводится по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (п. 2 ст. 57), а реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляется лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57).

В соответствии со ст. 19 Закона о конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган (которым в соответствии с абз. 6 п. 13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945) является Федеральная антимонопольная служба) вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации, занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности. Под систематическим осуществлением монополистической деятельности понимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установленном порядке фактов указанной деятельности. Предписание о принудительном разделении или выделении коммерческой организации принимается при наличии следующих условий:

— если это ведет к развитию конкуренции;

— при возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

— при отсутствии между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг));

— при возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных Федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайств соответствующих коммерческих организаций. Порядок предоставления ходатайств и уведомлений антимонопольным органом регламентируется Положением о порядке предоставления антимонопольным органом ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями ст. ст. 17 и 18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденным Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 13 августа 1999 г N 276 (БНА. 2000. N 1).

5. При реорганизации путем слияния, разделения, выделения и преобразования предполагается создание новых юридических лиц. Поэтому реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу новая организация не появляется. В связи с этим реорганизация считается завершенной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Как изменится процедура реорганизации юридического лица

При проведении реорганизации юридического лица после 1 сентября 2014 года понадобится учесть ряд новых правил.

Дело в том, что с 1 сентября вступят в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (далее Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснутся, в частности, положений о реорганизации юридического лица.

А именно в отношении реорганизации закон:

расширит круг ситуаций, когда можно будет реорганизовать юридическое лицо,

упростит порядок реорганизации в форме преобразования,

установит необходимость составлять передаточный акт при разделении или выделении и отменит такую обязанность для реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования,

изменит порядок расчетов с кредиторами реорганизуемого юридического лица,

увеличит минимальный срок, по истечении которого можно будет зарегистрировать создаваемое юридическое лицо,

предусмотрит последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным либо реорганизацию корпорации несостоявшейся.

Расширится круг ситуаций, когда можно будет провести реорганизацию

Юридическое лицо можно будет реорганизовать в гораздо большем количестве случаев, чем сейчас, но в то же время понадобится учитывать установленные ограничения.

Во-первых, разрешат сочетать между собой разные формы реорганизации: слияние и разделение, преобразование и выделение и т. д. (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. а п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это существенно упростит и ускорит процесс реорганизации.

Сейчас одновременно использовать разные формы по общему правилу запрещено. Например, нельзя провести слияние двух ООО и сразу выделить из состава созданного общества еще одно ООО. Закон предусматривает исключение лишь для акционерных обществ: можно провести разделение или выделение АО одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ Об акционерных обществах).

Во-вторых, в реорганизации смогут участвовать юридические лица разных организационно-правовых форм, которые закон разрешит преобразовывать друг в друга (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. а п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Например, ООО можно будет присоединить к АО в рамках одной процедуры. Сейчас же для этого нужно последовательно провести две реорганизации в разных формах: сначала преобразовать ООО в АО, а затем присоединить созданное АО к другому (существующему) АО.

Однако несмотря на новые возможности для проведении реорганизации Гражданский кодекс РФ будет предусматривать ряд ограничений.

1. Специальные нормы закона смогут запрещать использовать те или иные формы реорганизации, сочетать их и (или) проводить реорганизацию с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Это будет следовать из абзаца 4 пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

2. Участие в реорганизации юридических лиц разных организационно-правовых форм будет допустимо при условии, что закон будет разрешать преобразование лица одной из таких форм в лицо другой из этих форм (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Например, слияние ООО и АО не будет противоречить закону, поскольку ООО можно преобразовать в АО, а АО в ООО (п. 1 ст. 68 ГК РФ). А вот слияние ООО и потребительского кооператива провести не удастся, так как закон будет запрещать реорганизацию хозяйственных обществ в некоммерческие общества (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

3. Особые правила реорганизации будут предусмотрены в законах, регулирующих деятельность следующих юридических лиц (абз. 5 п. 1 ст. 57 ГК РФ):

кредитных, страховых, клиринговых организаций,

специализированных финансовых обществ,

специализированных обществ проектного финансирования,

профессиональных участников рынка ценных бумаг,

акционерных инвестиционных фондов,

негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций,

управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов,

акционерных обществ работников (народных предприятий).

Порядок преобразования будет проще

Провести реорганизацию в форме преобразования станет значительно проще, чем сейчас.

Это будет связано в первую очередь с тем, что закон конкретизирует последствия такой реорганизации: в процессе преобразования права и обязанности юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Исключение составляют права и обязанности в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ, подп. г п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Поскольку права и обязанности кредиторов изменяться не будут, к отношениям, возникающим в процессе преобразования, не будут применяться положения о гарантиях прав кредиторов (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ). А именно при преобразовании больше не понадобится:

уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации,

публиковать уведомления в журнале Вестник государственной регистрации,

удовлетворять требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

Положения о правопреемстве понадобится отражать только при разделении и выделении

В настоящее время права и обязанности в процессе реорганизации передаются на основании (ст. 58 ГК РФ):

передаточного акта при слиянии, присоединении и преобразовании,

разделительного баланса при разделении и выделении.

После 1 сентября 2014 года порядок указания положений о правопреемстве изменится:

передаточный акт потребуется составить при разделении и выделении (п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ, подп. б, в п. 13, п. 14 ст. 1 Закона № 99-ФЗ),

при слиянии, присоединении и преобразовании ни передаточный акт, ни разделительный баланс составлять не понадобится (п. 1, 2, 5 ст. 58 ГК РФ, подп. а, г п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Вероятно, это объясняется тем, что при проведении реорганизации в любой из этих трех форм не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику.

Передаточный акт по-прежнему должен будет содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.

Кроме того, в передаточном акте необходимо будет установить порядок определения правопреемства на случаи, если после даты составления акта:

изменятся вид, состав, стоимость имущества,

возникнут, изменятся, прекратятся права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

Такие правила будут предусмотрены в пункте 1 статьи 59 Гражданского кодекса РФ.

Внимание! Неправильное составление передаточного акта повлечет риск солидарной ответственности

Изменится порядок расчетов с кредиторами

Новшества, касающиеся отношений с кредиторами реорганизуемого юридического лица, можно условно разделить на три группы.

Во-первых, закон уточнит, при каких именно условиях кредитор будет вправе обратиться к реорганизуемому юридическому лицу с требованием о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении связанных с этим убытков (далее требование).

Это можно будет сделать, если одновременно будут выполняться следующие условия:

1) права требования кредитора возникли до того, как юридическое лицо опубликовало первое уведомление о реорганизации (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ),

2) юридическое лицо не предоставило кредитору достаточное обеспечение (абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ),

3) закон либо соглашение кредитора с юридическим лицом не предусматривает запрета предъявить требование (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

В каких случаях предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательства реорганизуемого юридического лица (либо обеспечение возмещения убытков, связанных с прекращением такого обязательства) будет считаться достаточным

Во-вторых, конкретизируют порядок предъявления требования к реорганизуемому юридическому лицу. Во многом он будет совпадать с тем порядком, который в настоящее время предусмотрен в отношении ОАО (п. 3 ст. 60 ГК РФ).

Так, кредитор сможет предъявить требование лишь в судебном порядке (т. е. ограничиться направлением претензии в адрес реорганизуемого лица не удастся).

Причем требование можно будет предъявить не позднее 30 дней после того, как опубликуют последнее уведомление о реорганизации (абз. 2 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

В-третьих, установят порядок исполнения заявленного требования.

Факт того, что кредитор предъявил требование, не будет считаться основанием приостанавливать процедуру реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 60 ГК РФ). В то же время исполнить это требование понадобится до завершения данной процедуры. В качестве одного из возможных способов исполнения закон будет прямо называть внесение долга в депозит (абз. 4 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Вместе с тем, кредитор утратит право требовать досрочного исполнения обязательства (его прекращения и возмещения убытков), если в течение 30 дней с момента, когда кредитор предъявил требование, юридическое лицо предоставит ему достаточное обеспечение (абз. 5 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Внимание! Если реорганизуемое юридическое лицо не исполнит требование кредитора и не предоставит достаточное обеспечение, возникнет солидарная ответственность

Увеличится минимальный срок, по истечении которого можно будет зарегистрировать создаваемое юридическое лицо

Юридическое лицо, создаваемое в процессе реорганизации, удастся зарегистрировать только после того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации (по общему правилу он будет составлять три месяца с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации). Если в результате реорганизации будет создано несколько юридических лиц, любое из них не получится зарегистрировать до истечения указанного выше срока (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ, подп. в п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Сейчас конкретный момент для подачи документов на регистрацию создаваемого лица не установлен. Однако перед такой регистрацией необходимо дважды опубликовать уведомление о реорганизации в журнале Вестник государственной регистрации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ). Первое уведомление публикуется в любой срок после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации. Второе уведомление разрешается опубликовать не раньше чем через месяц после первого. Сразу после этого можно подавать документы на регистрацию создаваемого лица. Следовательно, фактически минимальный срок, по истечении которого можно провести регистрацию, составляет чуть больше месяца.

Читайте так же:  Как правильно сделать развод ленточной пилы. Развод для пилы

Выходит, что после 1 сентября 2014 года ждать момента, когда можно будет подать документы для регистрации создаваемого лица, придется почти на два месяца больше, чем сейчас.

Предусмотрят последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным

В Гражданском кодексе РФ появится статья 60.1, посвященная последствиям признания недействительным решения о реорганизации (п. 16 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Требование о признании такого решения недействительным смогут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

участники реорганизуемого юридического лица,

иные лица, не являющиеся участниками юридического лица, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно будет не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации. Правда, такое правило будет содержать оговорку о том, что закон может устанавливать иной срок (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Факт того, что суд признает решение о реорганизации недействительным, повлечет следующие последствия.

1. Юридическое лицо (лица), созданное в результате реорганизации, продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

Это правило будет распространяться на все созданные юридические лица независимо от того, завершена реорганизация или нет. Если зарегистрируют только часть создаваемых лиц (например, при выделении), то правопреемство наступит лишь в отношении них. В остальной части права и обязанности сохранятся за прежним (реорганизуемым) юридическим лицом (п. 3 ст. 60.1 ГК РФ).

2. Лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки:

участнику реорганизованного юридического лица, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании,

кредиторам реорганизованного юридического лица.

К числу лиц, которые понесут такую солидарную ответственность, будут относиться, в частности:

члены коллегиального органа реорганизованного юридического лица, которые голосовали за принятие решения о реорганизации,

юридические лица, созданные в результате этой реорганизации.

Такие правила будут установлены в пункте 4 статьи 60.1 Гражданского кодекса РФ.

Предусмотрят последствия на случай, если реорганизацию корпорации признают несостоявшейся

В Гражданском кодексе РФ появится статья 60.2, посвященная признанию несостоявшейся реорганизации корпорации (п. 16 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Требование о признании реорганизации несостоявшейся сможет предъявить участник корпорации, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу. С таким требованием понадобится обратиться в суд (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Суд будет вправе удовлетворить завяленное требование в каждом из следующих случаев:

участники реорганизованной корпорации на самом деле не принимали решения о реорганизации,

документы, представленные для госрегистрации создаваемых юридических лиц, содержали заведомо недостоверные данные о реорганизации.

Факт того, что суд признает реорганизацию корпорации несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

1. Юридические лица, существовавшие до реорганизации, восстановятся, и одновременно с этим прекратятся созданные юридические лица. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

2. Сделки между созданными юридическими лицами и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако сторонами по этим сделкам будут считаться не созданные юридические лица (они прекратят свою деятельность), а восстановленные юридические лица. Такие лица будут считаться солидарными должниками и солидарными кредиторами по данным сделкам.

3. Переход прав и обязанностей от реорганизованных юридических лиц к созданным лицам будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного лица, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) лица.

Какие последствия возникнут, если за счет имущества (активов) одного из реорганизованных юридических лиц созданное лицо исполнит обязанности другого из реорганизованных лиц, а затем суд признает реорганизацию корпорации несостоявшейся

4. Участники реорганизованной корпорации будут признаны обладателями долей участия в ней в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников, участник, утративший долю в реорганизованной корпорации, сможет потребовать:

возвратить ему долю участия с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такая доля перешла в процессе или после реорганизации, и

возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате доли.

Статья 57. Реорганизация юридического лица

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Комментарий к ст. 57 ГК РФ

1. Комментируемая статья, посвященная реорганизации ЮЛ, понятие реорганизации не раскрывает. Смысл данной юридической процедуры состоит в том, что посредством ее создаются одни (новые) и прекращаются другие (существующие) ЮЛ, причем обычно данные процессы связаны между собой. Поэтому реорганизация — альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) ЮЛ и одновременно один из способов прекращения одного (нескольких) ЮЛ. Так, реорганизация возможна в пяти формах: слияние (A + B = C), присоединение (A + B = A), разделение (A = B + C), выделение (A = A + B), преобразование (A -> B) (п. 1 ст. 57). Таким образом, при слиянии, разделении и преобразовании возникновение и прекращение ЮЛ протекают параллельно; напротив, при выделении возникновение одного (нескольких) ЮЛ не сопряжено с прекращением другого ЮЛ, а при присоединении прекращение одного (нескольких) ЮЛ не сопряжено с возникновением другого ЮЛ. Поэтому выделение — только способ возникновения ЮЛ (если, конечно, выделение из состава ЮЛ одного или нескольких ЮЛ не связано с одновременной ликвидацией реорганизуемого ЮЛ), а присоединение — только способ прекращения ЮЛ.

При слиянии реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего ЮЛ, а ЮЛ, реорганизованные в форме слияния, с этого момента считаются прекратившими свою деятельность. При разделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ, а ЮЛ, реорганизованное в форме разделения, с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При преобразовании реорганизация считается завершенной с момента регистрации вновь возникшего ЮЛ, а преобразованное ЮЛ с этого момента считается прекратившим свою деятельность. При выделении реорганизация считается завершенной с момента регистрации последнего из вновь возникших ЮЛ. Наконец, при присоединении реорганизация считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных ЮЛ (п. 4 ст. 57 ГК, ст. 16, п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).

Никакие другие формы реорганизации невозможны, но возможны комбинации названных форм, например особо предусматриваемое для акционерного общества разделение (выделение), осуществляемое одновременно со слиянием (присоединением). При реорганизации в форме разделения (выделения), осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния, реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния. В свою очередь, реорганизация в форме разделения (выделения) и одновременно осуществляемая реорганизация в форме присоединения считаются завершенными с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения); такая запись вносится одновременно с внесением в ЕГРЮЛ записи о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения или выделения, причем сначала вносится запись о регистрации общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения (выделения), затем — запись о прекращении его деятельности (п. п. 1, 9 ст. 19.1 Закона об акционерных обществах). Подробнее о регистрации ЮЛ, создаваемых путем реорганизации, и внесении в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией ЮЛ см. гл. V Закона о регистрации юридических лиц; о регистрации изменений в учредительные документы ЮЛ и о внесении изменений в сведения о ЮЛ, содержащиеся в ЕГРЮЛ (не связанных с внесением изменений в учредительные документы ЮЛ), — гл. VI Закона о регистрации юридических лиц; см. также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864).

2. Всякая реорганизация возможна по решению учредителей (участников) или органа ЮЛ, уполномоченного учредительными документами на принятие решения о реорганизации (добровольная реорганизация) (п. 1 ст. 57). Для слияния и присоединения хозяйственных обществ нужен договор между сливающимися обществами (между присоединяемым обществом и обществом, к которому происходит присоединение) (ст. ст. 52, 53 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. ст. 16, 17 Закона об акционерных обществах). Данные договоры, а также решения о реорганизации посредством других форм должны содержать целый ряд существенных условий, устанавливаемых законом (см., например, п. 3 ст. 16, п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 18, п. 3 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона об акционерных обществах).

В предусмотренных законом случаях разделение и выделение возможны по решению уполномоченных госорганов или суда, а слияние, присоединение и преобразование требуют согласования с уполномоченными госорганами (ср. абз. 1 п. 2 и п. 3 ст. 57). В том и в другом случае речь, в частности, идет об антимонопольных органах (см. п. п. 1 — 3 ч. 1 ст. 27, ст. 38 Закона о защите конкуренции). Реорганизация ЮЛ по решению госоргана осуществляется учредителями (участниками), уполномоченным ими органом или органом ЮЛ, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами, в срок, определенный в данном решении (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий — лицо, назначенное судом по иску госоргана для реорганизации ЮЛ (принудительная реорганизация). С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению ЮЛ, он выступает от имени ЮЛ в суде, составляет необходимый при разделении (выделении) разделительный баланс (п. п. 3, 4 ст. 58, ст. 59 ГК) и передает его вместе с учредительными документами вновь возникающих ЮЛ на рассмотрение суда для утверждения. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов вновь возникающих ЮЛ — основание для регистрации последних (абз. 2 п. 2 ст. 57).

Слияние, присоединение, разделение и выделение возможны только в условиях соблюдения чистоты формы. Поэтому акционерное общество может слиться только с другим акционерным обществом (присоединиться только к другому акционерному обществу), а результатом разделения производственного кооператива (выделения из него) могут быть только другие — один или несколько производственных кооперативов. И только при преобразовании одна форма меняется на другую (п. 5 ст. 58 ГК), при этом свобода смены формы ограничена законом (ст. 68, п. 2 ст. 92, п. 2 ст. 104, п. 2 ст. 112 ГК, ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

Читайте так же:  Услуги оказываемые нотариусом. Киров нотариус доверенность

Иногда закон запрещает преобразование одной формы коммерческой организации в другую, иногда же разрешает преобразование коммерческой организации в некоммерческую, и наоборот. Так, акционерное общество не может преобразоваться в хозяйственное товарищество, но может преобразоваться в некоммерческое партнерство (п. 2 ст. 104 ГК, п. 1 ст. 20 Закона об акционерных обществах), унитарное предприятие — в государственное (муниципальное) учреждение (ст. 34 Закона об унитарных предприятиях), некоммерческое партнерство и частное учреждение — в хозяйственное общество, объединение ЮЛ (ассоциация или союз) — в хозяйственное общество или товарищество (п. п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Преобразование коммерческой организации в некоммерческую предполагает переход от универсальной правоспособности к специальной и наоборот с учетом правил п. 1 ст. 49 ГК. Иногда свобода преобразования ограничивается указанием на невозможные формы правопреемника. Так, благотворительные организации не могут быть преобразованы в хозяйственные товарищества и общества (п. 2 ст. 11 Закона о благотворительной деятельности). Известны также ЮЛ (в частности, фонды), которые по прямому указанию закона не подлежат реорганизации в принципе (п. 6 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

3. Реорганизацию следует отличать от целого ряда других мероприятий, с которыми так или иначе связано изменение организационной и (или) имущественной составляющей ЮЛ, а именно от: а) изменения состава участников ЮЛ (в том числе смены собственника его имущества); б) изменения состава и размера имущественных взносов участников в имущество ЮЛ; в) изменения внутренней структуры (устройства) ЮЛ (слияния или разделения цехов, бригад, производств, в том числе филиалов и представительств и т.п.); г) изменения органов ЮЛ (например, формирования в хозяйственном обществе отсутствовавшего прежде совета директоров или отказа от директора в пользу управляющего или управляющей организации); д) создания товариществом или обществом дочернего общества по принципу одночленной компании; е) комплексного отчуждения имущества ЮЛ.

Все эти мероприятия отличаются от реорганизации тем, что изменения (состава участников, размера или структуры имущества, подразделений, органов и т.п.) происходят в рамках одного и того же существующего ЮЛ при отсутствии ЮЛ-правопреемника, а иногда отсутствует необходимый для реорганизации признак универсального правопреемства (например, дочернее общество наделяется учредителем только имущественными активами, но не пассивами, а в таких условиях говорить можно только о сингулярном правопреемстве). При комплексном отчуждении имущества ЮЛ и вовсе имеют место два разных субъекта — отчуждатель и приобретатель (имущества), связанные отчуждательной сделкой (ст. ст. 559 — 566 ГК), причем ни тот ни другой не прекращаются и не возникают вновь, как при реорганизации.

Сложнее соотнести реорганизацию в форме преобразования и изменение вида ЮЛ в рамках единой формы (например, переход от закрытого акционерного общества к открытому или от казенного предприятия к предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения). Сам законодатель явно смешивает вид и форму преобразуемого ЮЛ (п. 5 ст. 58 ГК), говорит о преобразовании закрытого акционерного общества в открытое (абз. 3 п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах) и, заявляя о том, что «не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия. «, немедленно говорит о преобразовании казенного предприятия в обычное (ср. п. 4 и абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях). Отсюда само преобразование (и сопряженное с ним правопреемство) можно рассматривать и в связи с реорганизацией как одну из ее форм, и вне связи с реорганизацией как простое видоизменение в рамках единой организационно-правовой формы.

Судебная практика по статье 57 ГК РФ

3 июля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 58, пунктов 2 и 6 статьи 1232 Гражданского кодекса РФ
3 июля 2018 года Конституционный Суд РФ разъяснил нормы о переходе исключительного права на товарный знак.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 57 ГК Российской Федерации ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом. В развитие данного положения пункт 4 статьи 123.8 ГК Российской Федерации исключает преобразование ассоциаций (союзов) в организационно-правовые формы в том числе коммерческих юридических лиц, учитывая различное правовое положение видов юридических лиц, основные цели деятельности которых не совпадают (пункт 1 статьи 50 ГК Российской Федерации).

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные обществом требования. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу положений пунктов 1 и 4 статьи 57, пункта 5 статьи 58, пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в результате реорганизации акционерного общества в форме преобразования в общество, последнее как правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него обязанностей по уплате страховых взносов несет обязанность, и, соответственно, пользуется правами правопредшественника в полном объеме, в том числе и в части права в отношении установленной на очередной календарный год скидки к страховому тарифу. При реорганизации юридического лица в форме преобразования, то есть изменения у юридического лица организационно-правовой формы, происходит универсальное правопреемство, к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме в силу самого закона, новое юридическое лицо не возникает, а меняется только его организационно-правовая форма. Юридическое лицо при таком преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 10, 57, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», установили, что обстоятельства реализации недвижимого имущества ООО «Доминиум» свидетельствуют о недобросовестном поведении (злоупотреблении правом) ответчиками, которые при заключении оспариваемых сделок действовали явно в ущерб истцу, в результате чего ООО «Русский мех» утратило возможность взыскания задолженности по исполнительным производствам и вступившему в законную силу судебному акту по делу N А23-6851/2014. Подобные действия сторон не соответствуют разумности и добросовестности, влекут причинение ущерба заинтересованному лицу, в связи с чем действия ответчиков по выводу ликвидных активов оценены судами как злоупотребление правом. Поскольку при заключении договоров купли-продажи от 06.08.2015 и от 10.08.2015 ответчиками допущено злоупотребление правом, суды признали данные сделки недействительными в силу ничтожности и применили последствия их недействительности в виде двусторонней реституции, в рамках которой спорные объекты недвижимого имущества возвращены обществу «Мидиан», а ИП Денисову С.А. — уплаченные им по договорам купли-продажи денежные средства.

Исследовав, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 50.1, 57, 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статьями 33, 51, 53 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) и положениями Закона N 129-ФЗ, суд отказал в удовлетворении требований, придя к правомерному выводу, что документы, представленные в регистрирующий орган для регистрации реорганизации юридических лиц, соответствовали требованиям, предъявляемым к ним действующим законодательством.

Суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 57, 58, 59, 382, 383, 384, 388.1, 389.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 54 «О некоторых вопросах применения главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) о перемене лиц в обязательстве на основании сделки», указал, что в рамках настоящего дела заявление ООО «АО Грань» и поданное одновременно с ним заявление ЗАО НПО «Арктур» о замене взыскателя на ООО «АО Грань» на основании договора цессии подлежат удовлетворению в части замены на фактически присужденную сумму судебных издержек на момент их присуждения и только в размере присужденной суммы, а именно — 100 000 рублей, в остальной части заявления удовлетворению не подлежит. Заявление ЗАО НПО «Арктур» о его замене в порядке процессуального правопреемства на ООО «Арктур» в оставшейся части суммы расходов на оплату услуг представителя, заявленных к взысканию, то есть в пределах требований по кассационной жалобе, является обоснованным и соответствующим положениям статьи 48 Кодекса.

В соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Отказывая в удовлетворении заявления Шора О.А., суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной инстанции и округа, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, руководствуясь положениями статьей 198 — 201 того же Кодекса, а также положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статей 57, 58, 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также учитывая правовую позицию, изложенную в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2007, исходил из того, что представленные заявителем для государственной регистрации документы не соответствовали требованиям законодательства.

Как следует из обжалуемых актов, на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО «Интербилдинг», состоявшемся 23.07.2015, были приняты следующие решения: реорганизовать ЗАО «Интербилдинг» в форме его преобразования в ООО «Интербилдинг»; определить порядок и условия преобразования в создаваемое общество в соответствии с нормами статей 57 — 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статей 15, 20 Закона N 208-ФЗ, соответствующими положениями Устава. Участниками создаваемого общества становятся акционеры ЗАО «Интербилдинг», которые приобретают доли в уставном капитале создаваемого общества путем обмена акций, принадлежащих каждому из акционеров на доли в уставном капитале создаваемого общества; сформировать уставной капитал создаваемого общества за счет обмена акций ЗАО «Интербилдинг» на доли в уставном капитале создаваемого общества в размере 10 000 рублей, а также установить следующий порядок обмена акций ЗАО «Интербилдинг» на доли участников в уставном капитале создаваемого общества: 8350 обыкновенных именных бездокументарных акций, номинальной стоимостью 1 рубль каждая, обмениваются на 100 долей номинальной стоимостью 100 рублей каждая; избрать генеральным директором создаваемого общества Мельника Вадима Владимировича; утвердить Устав создаваемого общества;

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 54 57, 58, 59, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 11, 21.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции до 01.01.2017), пунктом 68 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состав номера регистрации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (действовавшего в спорный период), правовой позицией сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2016, пришли к выводу о незаконности отказа Управления Росреестра в возврате излишне уплаченных Обществом денежных средств.

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 57, 58, 209, 450.1, 451.1, 622, 689, 698, 699 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из того, что все права и обязанности УФМС по Республике Крым и городу Севастополю перешли его правопреемнику Министерству внутренних дел по Республике Крым, который является надлежащим ответчиком по данному делу ответчику.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.