Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО. Проверка электронного осаго сотрудником гибдд

Что изменится после уравнивания бумажного и электронного полисов ОСАГО?

Различия между ними позволит стереть присвоение уникальных номеров. С их помощью сотрудники ГИБДД смогут убедиться в достоверности полиса даже без его предъявления. Но неточность в законе не дает понять, в каком виде водителя попросят показать документ при проверке

Электронные полисы ОСАГО становятся все популярнее у автовладельцев. В течение первого квартала 2020 г. было выдано 4,25 млн таких полисов. По словам президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, это число составляет около половины всех договоров ОСАГО, заключенных с января по март текущего года.

Стремясь укрепить тенденцию к росту количества выданных электронных полисов, обе палаты Федерального Собрания РФ в середине апреля одобрили поправки к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». По задумке парламентариев с принятием поправок жизнь автовладельцев станет проще. Так, будут стерты различия между страховыми полисами ОСАГО, получаемыми на бумажном носителе, и электронными полисами.

Начнут действовать эти поправки в ноябре текущего года.

Как будет выдаваться электронный полис?

С 2017 г. все страховые компании обязаны предоставлять автовладельцам возможность заключить договор ОСАГО онлайн. Для этого необходимо зайти в личный кабинет на сайте страховщика и заполнить заявление на заключение договора.

В течение одного рабочего дня после его заключения страховая компания вносит сведения о договоре в автоматизированную информационную систему (АИС). После выплаты владельцем транспортного средства страховой премии страховщик направит ему электронный полис.

Сейчас, если договор заключен онлайн, полис обязательно оформляется на бланке и либо выдается автовладельцу в офисе страховой компании, либо направляется ему за его же счет по почте. После вступления в силу поправок полис по желанию автовладельца можно будет напечатать на бланке страховщика или на обычной бумаге.

В каком виде нужно будет предъявлять полис сотрудникам ГИБДД?

Каждому договору ОСАГО страховщики станут присваивать уникальный номер, который будет фиксироваться в АИС. Таким образом, этот номер позволит сотруднику ГИБДД при проверке полиса идентифицировать страховую компанию и убедиться в достоверности документа. После вступления в силу поправок водитель сможет предъявить сотруднику ГИБДД полис в следующем виде:

1) на бланке строгой отчетности (если полис был получен традиционным способом);

2) с помощью мобильного устройства или в виде распечатки электронного полиса (если полис был получен онлайн). В новом законе указано, что «страховой полис может быть представлен для проверки по требованию… сотрудников… в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе». Получается, что автовладелец должен быть готов предъявить электронный полис двумя указанными способами. Но учитывая, что уникальный номер полиса будет отображаться в АИС, возможно, на практике сотрудники ГИБДД будут интересоваться только номером полиса и не будут просить показать документ на мобильном устройстве или предъявить его распечатанную копию. При этом требование сотрудника правопорядка предоставить электронный полис на бланке строгой отчетности после вступления в силу поправок будет незаконным.

Электронный полис защитит от «липовых» страховщиков?

В настоящее время мошенники находят действующий полис через АИС, а потом, используя его реквизиты, делают поддельный документ и продают его ничего не подозревающему автовладельцу. При проверке поддельного полиса по его номеру в АИС сервис подтверждает существование такого документа. Также продавцы поддельных полисов похищают бланки из страховых компаний или вступают в сговор с их сотрудниками. Страховые агенты списывают бланки как утраченные и продают их номера. Уравнивание бумажного и электронного полисов должно способствовать увеличению доли выданных электронных полисов.

Однако «липовым» может оказаться и полис, купленный онлайн. Это случается при приобретении полиса на созданном мошенниками сайте-клоне. Он может быть один в один схож с сайтом крупной страховых компаний.

Помните: покупать электронный полис нужно на официальном сайте лицензированной страховой организации. Причем переходить на него лучше по ссылке с сайта Российского союза автостраховщиков.

Кроме того, чтобы не купить фальшивый полис, необходимо убедиться в том, что страховая компания имеет лицензию на его выдачу. Для этого следует воспользоваться сайтом Центрального банка: можно открыть реестр субъектов страхового дела либо найти компанию в справочнике участников финансового рынка.

Как предъявлять электронный полис ОСАГО в ГИБДД в 2020 году

Бесспорно, введение е-ОСАГО облегчило получение автостраховки. Число оформлений электронной автогражданки растет, но пока электронный вариант документа не может во всех ситуациях заменить бумажный, и это вызывает массу недоразумений между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Еще не все российские водители знают, как возить с собой полис ОСАГО в электронном виде и что показывать ГИБДД при проверке документов.

Как оформляется электронный полис

Полис в электронном виде оформляется на сайте страховой компании (СК). Можно выбрать подходящую и зарегистрироваться в ней сразу либо же воспользоваться сайтом Российского Союза автостраховщиков (РСА) или порталом Госуслуги, откуда клиента в любом случае направят на сайт выбранной СК.

На сайте страховщика заполняется форма с данными о страхователе и его автомобиле, после проверки которой клиент получает СМС с кодом активации аккаунта. Далее выбирается договор, в котором можно прочитать, как пользоваться электронным полисом ОСАГО.

После оплаты страховщик заносит информацию в единую базу АИС РСА и высылает полис на адрес электронной почты, указанный в заявке.

Бланк распечатывается, а при желании его можно даже заверить печатью в офисе СК. Процедура занимает не более часа. Чтобы не тратить время, лучше сразу выяснить, какие страховые компании выдают электронный полис ОСАГО.

Пройдите социологический опрос!

Когда нужно предъявлять автогражданку

Сначала давайте разберемся, обязан ли водитель предъявлять страховой полис инспектору ДПС в принципе. Согласно закону об ОСАГО, сотрудник ГАИ может потребовать предъявить автогражданку только при составлении протокола об административном нарушении или при оформлении ДТП.

Одновременно с этим ПДД (п.2.1.1) обязывают водителя по требованию сотрудника полиции передавать ему страховой договор в случаях, когда страховая обязанность определена федеральным законом. В принципе, это одно и то же, только далеко не все сотрудники и не всегда трактуют требования в пользу водителя, и это факт.

Разобравшись, приходим к единому мнению о том, в каких случаях показывается страховка ГИБДД:

Последнее нигде не закреплено законодательно, но, понимая специфику работы ГАИ, всегда можно пойти навстречу ее сотрудникам. Если быть юридически точным, далеко не при каждой остановке автомобиля правоохранительные органы имеют право проверять всю документацию на ТС, и вопрос, имеет ли право сотрудник ГИБДД проверять страховку ОСАГО, каждый раз актуален.

С другой стороны, раз уж водитель обязан всегда иметь при себе весь пакет документов, включая страховку, никаких отговорок, чтобы не предъявлять ее, не существует. В целях поддержания безопасности ДПС имеет право останавливать транспорт и проверять наличие документов. Более того, за управление без страховки предусмотрен штраф, что само по себе определяет возможность такой проверки.

Конечно, можно попытаться избежать полицейского произвола, зная, в каких случаях предоставляется страховой полис сотруднику ДПС. Но стоит ли обращать на такие мелочи внимание законопослушному гражданину?

Проверка электронного полиса ГИБДД

Ранее при встрече с инспектором ГАИ водитель показывал заверенный печатью СК бланк страховки на стандартном листе формата А4. Сотрудник проверял срок действия, проводил сверку указанных в нем данных с данными в водительском удостоверении, и на этом всё.

Как правило, все документы, включая полис ОСАГО, хранились в бардачке или другом удобном для этого месте автомобиля, и ни у кого лишних вопросов не возникало.

Но прогресс и новые реалии ставят перед нами вопрос, как предъявлять инспектору ГИБДД электронный полис ОСАГО. Ведь он хранится в электронном виде в архиве РСА, и пощупать его нельзя.

На этот счет для полицейских выпустили специальный циркуляр.

Порядок проверки электронного ОСАГО разъяснен в отдельном письме Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД под номером 13/12-у-4440.

Легитимность полиса проверяется через специальный сервис в Интегрированной мультисервисной телекоммуникационной сети МВД. Примерно вот так сотрудник ГИБДД будет проверять электронный полис ОСАГО:

Читайте так же:  Договор хранения битума образец. Договор хранения битума образец
  • Войдет в базу.
  • Введет данные регистрационного номера и VIN-код автомобиля.
  • Запустит поиск.
  • Есть и альтернативный вариант, доступный для всех, а не только для полицейских. Это проверка на официальном сайте РСА. Процедура там практически такая же.

    Обязательно ли возить с собой бумажный полис

    Страховщики рекомендуют распечатать полис ОСАГО на принтере, заверить его печатью страховщика и в таком виде возить с собой. Казалось бы, разницы между такой копией и образом, скачанным на телефон, не должно быть. Номер и данные те же, но в случае ДТП водитель не всегда сможет их вспомнить или воспользоваться своим гаджетом. Тот может разрядиться, сломаться, а сотруднику ДПС нужно срочно узнать, застрахован ли участник аварии.

    Мы уже рассказали, как он может определить, действителен ли распечатанный онлайн-полис ОСАГО. Без номера это сделать сложно. В теории бумажная копия не нужна и это понятно (ее легко подделать). Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов планировал внести изменения в ПДД относительно отказа от распечатки полиса. Тем не менее п. 2.1.1 Правил до сих пор остается в прежней редакции.

    Сотрудник ГИБДД не признает полис: что делать

    Бывает так, что сотрудник ДПС никак не хочет верить копии, апеллируя к вышеуказанным требованиям правил. Такие проблемы с ГИБДД электронный полис ОСАГО, несмотря на все его удобство, все же иногда вызывает.

    Формально распечатка не является полисом, и придраться к его отсутствию можно. Часто вызывает недовольство полицейских отсутствие живой печати. Конечно, копия любого документа вызывает меньше доверия. Но только не в нашем случае. Факт страхования фиксируется в единой базе, для проверки достаточно ввести номер полиса. А если у инспектора нет интернета или планшета, это проблема не водителя.

    Коль уж ответ на вопрос, можно ли ездить с электронным полисом ОСАГО, положительный, за свои права можно и нужно бороться. Стоит напомнить полицейскому о внутреннем распоряжении, о котором мы писали, о п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО, предусматривающих возможность использования электронных полисов.

    К слову, всех сотрудников ДПС инструктировали, что если сведения о договоре ОСАГО есть в системе, то нельзя привлекать водителя к ответственности за отсутствие полиса.

    Даже если в такой ситуации выпишут штраф, его легко обжаловать. Ну а если полис не зарегистрирован в общей информационной базе, придется платить. Согласно ст. 12.37 ч.2 КоАП, штраф оставляет 800 рублей.

    Покупаем электронное ОСАГО онлайн: Видео

    Автолюбитель со стажем вождения больше 20 лет. Высшее техническое образование. Опытный копирайтер, специализируюсь на тематиках в банковской сфере, технической.

    Как ГИБДД проверяет электронный полис ОСАГО?

    Наличие полиса ОСАГО у всех автомобилистов, участников дорожного движения, является обязательным условием, закрепленным на законодательном уровне (ст. 4, ч. 1 Федерального Закона РФ № 40-ФЗ от 25.04.2002 года). В настоящее время оформлять договор обязательного автострахования можно как в стандартном порядке, через сотрудников страховой компании (СК), так и на сайте СК посредством интернета. И если методика проверки сотрудниками ГИБДД полиса на официальном бланке не вызывает вопросов, то досмотр электронного полиса вызывает у многих автовладельцев законный интерес. Далее в статье рассмотрим, как эта процедура происходит на практике, и какие документы должны быть у водителя для проверки.

    Порядок процедуры

    Водитель транспортного средства (ТС) обязан по требованию сотрудника ГИБДД предъявить оригинал полиса на унифицированном бланке, если документ оформлен напрямую в офисе СК или у ее представителя. Чаще всего проверка полиса осуществляется при нарушении ПДД, при ДТП. Но иногда проводится и просто сверка документов.

    Сотрудник Госавтоинспекции обращает внимание в первую очередь на подлинность бланка, соответствие предъявляемого документа автомобилю, на который оформлена страховка, срок действия, правомерность нахождения за рулем данного водителя, если документ оформлен на ограниченное количество лиц. При каком-либо несоответствии в содержании или форме полиса, сотрудник ГИБДД обязан наложить административное взыскание в форме предупреждения или административного штрафа.

    Особенности проверки э-полиса

    Вся информация, содержащаяся в электронном полисе ОСАГО, заносится в единую виртуальную базу информации Российского союза автостраховщиков (РСА). Данный факт подразумевает, что при проверке документов сотрудник ГИБДД должен с помощью специального интернет-сервиса МВД в режиме реального времени отыскать и сверить необходимые сведения. Обязательность и процедура проверки электронной страховки регламентирована Письмом ГУОБДД МВД России № 13/12-у-4440 от 03.07.2015 года. Алгоритм действий представителя ГИБДД при проверке электронного полиса следующий:

    1. Сначала сотрудник полиции просит водителя предъявить свидетельство о регистрации ТС, сверяет идентичность информации, приведенной в документе, и данного автомобиля (проверяет государственный номер, марку, цвет ТС).
    2. Затем работник ГИБДД (при отсутствии бумажного варианта полиса ОСАГО) проверяет наличие электронного договора обязательного автострахования с помощью специального сервиса МВД, введя в поле запроса гос. номер ТС и его VIN. Проверка может осуществлять либо на смартфоне (планшете), либо в автомобиле ГИБДД, оборудованном персональным компьютером, либо на стационарном посту, либо с помощью запроса по рации к указанным точкам.
    3. Сотрудник полиции получает и сверяет полученную информацию.

    На этом процедура проверки заканчивается. Согласно ПДД (п. 2.1.1), водитель обязан представлять для проверки по требованию представителя ГИБДД такие документы, как водительские права, СТС, страховой полис, а также специальные документы (при необходимости). Водителю следует знать о том, что несоблюдение предписания законодательства на наличие указанных документов наказуемо. Статья 12.3, ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) гласит:

    «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, … влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

    Таким образом, обязанность предъявлять полис страховки прописана однозначно. Но что же делать, если данный документ был оформлен через интернет? Как подтверждение оформленного договора обязательного страхования автогражданской ответственности может служить распечатка полиса, форму которого СК высылает страхователю на адрес его электронной почты после того, как тот платит страховой взнос. Это прописано в ст. 32, ч. 1 ФЗ № 40-ФЗ. Статья гласит, что водитель при наличии у него полиса ОСАГО в электронной форме, обязан иметь при себе распечатку действующего документа.

    Заключение

    Таким образом, автовладельцы транспортных средств обязаны оформлять полис ОСАГО, они вправе сделать это традиционным или электронным способом. При управлении автомобилем водитель должен иметь при себе либо документ на унифицированном бланке строгой отчетности, выписанный в страховой компанией, либо распечатанный на принтере бланк электронного полиса. Проверить подлинность распечатанного документа — обязанность сотрудника ГИБДД.

    Проверка электронного полиса ОСАГО ГИБДД

    С 01 октября 2015 года автовладельцы получили возможность приобретать полисы ОСАГО в электронном виде.

    С одной стороны электронное ОСАГО открыло массу новых возможностей.

    Теперь можно приобрести полис, не выходя из дома в любое удобное время. И оплатить его кредитной картой, не прибегая к наличным деньгам.

    Причем в качестве страховщика доступны все компании, работающие в системе электронного ОСАГО. Автовладелец выбирает любую из них, а не только ту, чей офис продаж есть в его родном городе.

    Подробнее о том, какие компании имеют право заключать полисы ОСАГО в электронном виде, читайте в статье – «Кто может продавать электронное ОСАГО?»

    Выбирая электронную форму полиса, не придется бороться с недобросовестными страховщиками, навязывающими дополнительные страховки.

    И можно не опасаться за то, что агент «по невнимательности» не учтет правильный КБМ, обнулив все скидки за безаварийность, накопленные за многие годы. При расчете стоимости электронного полиса на сайте в обязательном порядке происходит проверка сведений по КБМ через специализированную базу АИС РСА.

    Но с другой стороны возникла новая трудность. Проверка полиса ГИБДД.

    Как происходила проверка бумажного полиса ОСАГО сотрудником ГИБДД?

    Водитель при проверке инспектором ГИБДД документов на автомобиль и наличие страховки просто предъявлял бумажный оригинал полиса ОСАГО.

    Читайте так же:  Запрос о предоставлении информации в управляющую компанию. Заявление о предоставлении информации ук

    Инспектор ГИБДД сверял данные автомобиля, водительского удостоверения, смотрел на сроки действия договора страховании. И если там всё было в порядке, желал счастливой дороги и отпускал водителя.

    К этой процедуре все участники дорожного движения давно привыкли, и она превратилась в повседневную рутину.

    Что поменялось в работе ГИБДД с введением электронного полиса ОСАГО?

    С введением электронного полиса ОСАГО процесс проверки наличия страховки инспектором ГИБДД кардинально изменился.

    Дело в том, что электронная форма полиса ОСАГО в буквальном смысле означает – сведения о страховании ответственности водителя фиксируются в электронной форме и хранятся в электронном архиве РСА. И бумажный полис на руки страхователю уже не выдается.

    То есть ознакомиться с бланком ОСАГО сотрудник ГИБДД не может.

    Легитимность оформленного электронного полиса в ГИБДД теперь должны проверять через специальный сервис в сети ИМТС МВД России. Или альтернативным путем — с помощью официального сайта РСА.

    Информация о том, в каком порядке сотрудники ГИБДД проверяют электронное ОСАГО, доведена до всех сотрудников региональных подразделений Госавтоинспекции отдельным разъяснительным письмом. Письмо от 03.07.2015 №13/12-у-4440 подготовлено Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.

    Как проходит проверка электронного полиса ОСАГО ГИБДД?

    Сотрудники ДПС осуществляют проверку наличия либо отсутствия полисов ОСАГО у владельцев транспортных средств, заключивших договор ОСАГО в виде электронного документа, с использованием специального ресурса в сети ИМТС МВД России.

    Для этого вводится информация о государственном регистрационном знаке и VIN транспортного средства.

    В случае недоступности специального ресурса в сети ИМТС МВД России, инспектор ГИБДД может проверить легитимность электронного полиса ОСАГО с помощью официального сайта Российского Союза автостраховщиков.

    Что должен возить с собой водитель, застрахованный по электронному ОСАГО?

    При оформлении полиса ОСАГО в электронной форме на электронную почту страхователя от страховой компании придёт следующий пакет документов: электронный полис ОСАГО, электронная копия квитанции об оплате, памятка страхователя, перечень представительств страховой компании в регионах РФ, ссылка для проверки легитимности электронного полиса.

    К слову, информация о том, что автовладелец застраховал свою ответственность надлежащим образом, поступает в информационную систему РСА в режиме онлайн. То есть сразу после оплаты электронного полиса и получения подтверждающей информации на email, можно садиться в автомобиль и ехать по своим делам.

    Однако в связи с тем, что техническая оснащенность отдельных патрулей ГИБДД оставляет желать лучшего (особенно на трассах, отдаленных от населенных пунктов) рекомендуется возить с собой распечатку электронной копии, полученной от страховой компании.

    Конечно, распечатка не заменяет в полной мере оригинальный бланк ОСАГО. Но наличие бумажной копии полиса может в будущем значительно упростить общение с инспектором ГИБДД и сэкономить водителям время.

    В России упростят порядок проверки электронных полисов ОСАГО

    — МВД России разработан проект постановления правительства, предусматривающий внесение изменений в правила дорожного движения, касающихся перечня документов, предъявляемых водителем транспортного средства для проверки сотрудникам ГИБДД, — сообщила официальный представитель ведомства Ирина Волк. — Проект сейчас проходит процедуру общественного обсуждения на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов.

    Напомним, что спорная ситуация возникла после того, как в закон об ОСАГО были внесены изменения. Произошло это в мае этого года. Согласно требованиям закона водитель, который приобрел электронный полис ОСАГО, может предъявлять для проверки как копию такого полиса на бумажном носителе, так и электронный документ. То есть показать этот полис на смартфоне или планшете. При этом сотрудник ГИБДД может проверить, заключал ли водитель такой договор в автоматизированной информационной системе ОСАГО.

    Но в правилах дорожного движения до сих пор прописано требование, что водитель, заключивший электронный договор автогражданки, должен возить с собой его копию только на бумажном носителе. В итоге тех водителей, которые не имели при себе распечатки, некоторые сотрудники ГИБДД наказывали, как за управление без документов.

    С этой ситуацией пришлось разбираться Верховному суду. В итоге в постановлении Пленума ВС было четко прописано, что если водитель приобрел электронный полис, то возить с собой бумажную копию ему не обязательно. Верховный суд напомнил, что правила дорожного движения утверждаются постановлением правительства. А закон имеет большую силу, чем постановление правительства. Следовательно в ситуации, когда у водителя нет распечатки полиса, требуется руководствоваться законом об ОСАГО, а не правилам дорожного движения.

    Другое дело, что не все сотрудники Госавтоинспекции изучают постановления Пленума Верховного суда. Поэтому правила необходимо было скорректировать. И вот наконец подготовлены необходимые корректировки в Правила.

    После того, как поправки примут, пункт 2.1.2 ПДД обяжет представлять по требованию сотрудников полиции для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, представлять его в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

    Проверка факта заключения договора обязательного страхования может осуществляться путем запроса сведений о нем в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

    Надо сказать, что МВД, а также депутаты могли бы пойти и на более решительные меры. Ведь в АИС ОСАГО есть информация не только об электронных полисах, а обо всех заключенных договорах. Почему бы вовсе не отказаться от ношения с собой этого документа? Ведь проверить по базе данных, вписан ли тот или иной водитель в полис, может не только сотрудник ГИБДД, но и обычный человек, воспользовавшись электронным сервисом ОСАГО.

    Напомним, что еще в начале года начальник Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников предлагал рассмотреть возможность не возить с собой даже водительское удостоверение. Ведь базы данных позволяют проверить? есть у водителя права или нет. Более того, по фотографии человека можно установить, получал ли он права. А в полисе ОСАГО даже фотографии нет, идентифицировать личность нужно по водительскому удостоверению.

    Проверка электронного осаго сотрудником гибдд

    В России уже давно появились электронные полисы ОСАГО, но водители до сих пор не знают, стоит ли их печатать. Многочисленные разъяснения, в которых указано, что электронный полис имеет такую же силу, как и бумажный, только путают автомобилистов. Страховщики говорят, что автомобилисту достаточно просто знать номер своего страхового договора и при необходимости сообщить его инспектору ГИБДД. Да и сама распечатка ничем не заверенной, кроме электронной подписи, бумаги кажется странной. Но при встрече с сотрудниками Госавтоинспекции все оказывается иначе.

    В подобную спорную ситуацию с инспекторами ГИБДД попала столичная автомобилистка. Хотя автовладелица оформила страховку в электронном виде, полицейский оштрафовал ее на 500 руб. за отсутствие полиса ОСАГО. Оказалось, что у нее на руках не было распечатанного документа. Проверять номер полиса через базу Российского союза автостраховщиков (РСА) инспектор отказался. Как рассказала Autonews.ru автомобилистка, все произошло поздно вечером 29 июля в районе улицы Красноказарменная.

    «Я была уверена, что электронный полис ОСАГО имеет такую же силу, как и напечатанный на бланке, и что распечатывать его не обязательно, — поделилась автомобилистка. — Но в ответ на это инспектор зачитал мне ч. 2 ст. 12.3. КоАП России «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД». И добавил, что не сможет проверять каждый такой полис, если у него разрядится телефон. Я нашла свой полис по базе РСА, но инспектор даже смотреть на него не стал. Рассказал, что нас много таких, без бумажных полисов, и все получают штрафы. Но я считаю, что это законодательная коллизия: да, сотрудник ГИБДД прав, ПДД нужно соблюдать, но зачем тогда вообще нужен электронный полис, если он не работает?»

    Автомобилистка призналась, что в памятке по е-ОСАГО, которую она получила от своей страховой («Ингосстрах») при оформлении полиса, сказано, что водителю необходимо иметь с собой распечатку полиса (ст. 32 Закона об ОСАГО).

    Читайте так же:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры. Как подать на возврат налога при покупке квартиры

    Подход инспекторов ГИБДД к электронным полисам ОСАГО неоднозначен. Ситуацию не упростили ни дополнительные разъяснения со стороны МВД России, ни принятый в третьем чтении Госдумой закон об электронных полисах ОСАГО.

    Закрыв весеннюю сессию, депутаты уравняли в правах бумажные и электронные страховые полисы ОСАГО — каждому договору теперь будут присваивать уникальные номера для идентификации страховщика и подтверждения достоверности полиса. Необходимость изготовления полисов на бланках строгой отчетности с применением специальных методов защиты полностью исключили. Водителям, согласно тексту закона, достаточно будет предъявить инспекторам ГИБДД распечатанный страховой полис, приобретенный в электронном виде, или информацию о его номере и страховщике, с которым заключен договор. Уникальный номер договора позволит идентифицировать страховщика и проверить, что купленный полис — настоящий.

    При этом в РСА объяснили Autonews.ru, что электронные полисы ОСАГО и до этого момента не обязательно было оформлять на бланках. Однако одновременно с этим в РСА советуют перестраховываться и все равно возить с собой бумажный документ. «Рекомендуется их все же распечатывать и возить с собой — на случай, если у инспектора ГИБДД возникнут проблемы с проверкой полиса по базе», — объяснили в РСА.

    Адвокат Михаил Никитин считает, что водители, которые точно не хотят получить штраф и не хотят проблем с ГИБДД, должны обязательно иметь распечатанный полис. Именно это требование прописано в ПДД. При этом все внутренние документы и разъяснения, которые эксперт получал от МВД России, говорят об обратном.

    К примеру, иногда автомобилисты апеллируют к письму ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 №13/12-у-4440, которое разослали всем начальникам подразделений ГАИ на региональном уровне. Согласно тексту письма, инспекторы ГИБДД имеют право при помощи сайта РСА проверять наличие либо отсутствие полисов ОСАГО у владельцев транспортных средств, заключивших договор ОСАГО в виде электронного документа.

    «При наличии в информационной системе сведений о заключении такого договора исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ», — говорится в письме.

    Однако адвокат подчеркивает: письмо МВД сотрудники ГИБДД должны принять к сведению, но окончательное решение принимать, исходя из всех норм законодательства. Дополнительные разъяснения Никитин получал от МВД России в 2017 году. Там заверили, что «электронный полис равнозначен документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

    «Я уверен, что требование об обязательной распечатке е-ОСАГО исчезнет с 29 октября 2020 г., согласно федеральному закону от 01.05.2020 N 88-ФЗ, который внес в том числе поправки в закон об ОСАГО. Кроме того, у нас есть правовая позиция Верховного суда. Где четко прописано, что штрафовать за отсутствие бумажного полиса нельзя. Но инспекторы ГИБДД будут по-прежнему в первую очередь руководствоваться ПДД. Скорее всего, такие штрафы можно будет оспорить, и суды, имея на руках все поправки в закон об ОСАГО, позицию ВС, будут отменять эти постановления. Но чтобы избежать судебных процессов, получается, что без бумажки пока не обойтись», — рассказал юрист.

    Михаил Никитин напомнил, что далеко не у всех инспекторов ГИБДД сейчас есть техническая возможность оперативно проверять наличие полисов ОСАГО в электронном виде. Если в крупных городах у сотрудников ГИБДД на руках, как правило, есть хорошее оборудование, то в регионах ситуация иная. Кроме того, не в каждом районе хорошо работает связь.

    В РСА, в свою очередь, заверили, что обязанность водителей представлять сотрудникам полиции именно распечатку электронного полиса полностью будет исключена с 29 октября. Предъявлять документ инспекторам ГИБДД можно будет только в электронном виде.

    «Сейчас действует одна редакция закона об ОСАГО, однако с 29 октября 2020 года вступит в силу новая, — отметили в РСА. — Таким образом, до 29 ноября 2020 г. водитель обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении электронного договора ОСАГО и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции. А с 29 ноября страховой полис ОСАГО может быть представлен для проверки по требованию сотрудника полиции на бумажном носителе, а в случае заключения электронного договора ОСАГО — в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе».

    ГИБДД и электронное ОСАГО

    Количество оформленной в электронном виде «автогражданки» стремительно растет; представители РСА и Центробанка рапортуют о востребованности данного вида услуги. Но точно ли владельцу электронного полиса не грозят проблемы при контакте с сотрудниками ГИБДД?

    К сожалению, хотя е-ОСАГО было введено ещё 1 июля 2015 года, случаи неправомерных штрафов за электронные договоры до сих пор встречаются. Как правило, страхователи распечатывают полученные файлы электронных полисов. Однако некоторые инспекторы ГИБДД при проверке документов не принимают соответствующую распечатку, строго следуя п.2.1.1 Правил дорожного движения. Действительно, данный пункт обязывает водителя иметь при себе и предъявлять полис «автогражданки» , которым данная распечатка формально не является. Некоторые из представителей полиции требуют поставить на ней «живую» печать, заверив её таким образом в офисе страховщика; другие пытаются найти на ней «электронную печать», неверно трактуя понятие «усиленная квалифицированная электронная подпись» (которой подписывается электронный полис).

    Недоверие инспекторов к распечаткам без живой печати и подписи можно понять: в прошлом году с поддельными полисами по разным оценкам ездили до 10% автовладельцев.

    К тому же, хотя электронное ОСАГО стало массово внедряться только пару месяцев назад, активизация мошеннических схем в этой области налицо. РСА предупреждает о появлении сайтов-клонов интернет-площадок известных страховых компаний, обещающих оформить е-ОСАГО – на деле, разумеется, просто обманывающих автолюбителей.

    Е-полис: иметь или не иметь?

    Возможные проблемы с ГИБДД, как одно из «неудобств» электронной «автогражданки», признают и в Центробанке. Кстати, еще в конце 2015 года вице-премьер И. Шувалов давал поручение внести изменения в Правила дорожного движения в части возможности даже не распечатывать электронный полис. Однако пока п. 2.1.1 остается в прежней редакции.

    Учитывая обстоятельства, автовладельцам не помешает иметь представление о некоторых нормативных установках. В частности, п. 7.2 ст. 15 Федерального закона № 40 и п. 1.11 Правил ОСАГО предусматривают возможность оформления полиса в электронном виде. При этом для е-ОСАГО нет отдельной формы полиса – разница только в серии документа (для электронных полисов сейчас используется серия ХХХ).

    Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

    Выберите тип ТС

    Статья 32 Федерального закона об ОСАГО возлагает контроль за выполнением обязанности по страхованию автовладельцами своей ответственности на полицию. Также законом предусмотрено, что водитель должен иметь при себе полис ОСАГО или распечатку информации о заключении электронного договора. Именно информации. Таким образом, законодательно установлено, что водитель может предъявить сотруднику полиции как обычный бумажный полис, так и распечатанную информацию о е-ОСАГО. Понятно, что в этом случае инспектору ГИБДД важно иметь возможность проверить действительность страховки.

    Внутренним письмом ГИБДД №13/12-у-4440 от 03.07.2015 г. во все подразделения были разосланы соответствующие разъяснения, предписывающие сотрудникам осуществлять проверку наличия полиса ОСАГО через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или через сайт РСА. Для этого инспекторам нужна лишь информация о государственном регистрационном знаке и VIN-номере транспортного средства. Данное письмо также поясняет, что если в системе есть сведения о заключении договора ОСАГО, то исключается привлечение водителя к ответственности за отсутствие при себе полиса (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

    Нормы есть, но есть пробел

    Получается, что в нормативные документы по «автогражданке» необходимые изменения внесены. Имеется также внутреннее письмо ГИБДД, касающееся «виртуального» страхования. Однако ПДД пока допускает разность трактовок, что иногда приводит к неприятностям.

    При возникновении проблем с полицией, связанных с электронным полисом, нелишне напомнить инспектору о нормах закона и вышеуказанном внутреннем распоряжении. А выписанный штраф за отсутствие полиса ОСАГО следует обжаловать – в этой ситуации автолюбитель будет иметь все шансы на успех. Вместе с тем, время на споры и обжалования никто не компенсирует. Поэтому пока «обычный», бумажный полис нередко пользуется бо?льшим доверием у страхователей.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.