Вопрос: Какие льготы предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в училище, техникум или вузы? (Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае). Льготы на образование детям сиротам

Вопрос: Какие льготы предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в училище, техникум или вузы? (Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае)

Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в среднеспециальные и высшие учебные заведения предусмотрены ст. 16 Закона РФ «Об образовании» N 3266-1 от 10.07.1992 года (в редакции от 28.02.2008), а также ст. 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в редакции от 22.08.2004), а именно: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Кроме того, дети указанной категории имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Также без взимания платы дети-сироты имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вопрос: Какие льготы предусмотрены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в училище, техникум или вузы?

Кузнецова предложила вернуть сиротам льготы при поступлении в техникумы

Детский омбудсмен Анна Кузнецова направила в Госдуму законодательные инициативы, которыми предлагается вернуть сиротам льготы на поступление в организации среднего профессионального образования, а также предоставить им дополнительные возможности для поступления в суворовские и кадетские училища. Об этом сообщается на сайте уполномоченного при президенте по правам ребёнка.

Как отметила Кузнецова, Закон «Об образовании» ранее устанавливал, что дети-сироты принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса, если они успешно прошли вступительные испытания. Но данная норма утратила силу в 2012 году. Омбудсмен указала, что ранее действующая госгарантия по-прежнему востребована, а основным фактором успешного трудоустройства детей-сирот является возможность получить конкурентоспособную профессию.

В Госдуму внесли проект о дополнительных гарантиях жилищных прав выпускников детдомов

«Уполномоченный предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приёма на обучение по программам среднего профессионального образования», — указывается в сообщении.

Также омбудсмен в письме обратила внимание, что дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются по адаптированным образовательным программам, получают только свидетельство об обучении. Но данный документ не позволяет им в будущем получить среднее профессиональное образование. Кузнецова предлагает внести поправки, согласно которым имеющие свидетельство об обучении дети-инвалиды смогут получать дальнейшее образование по программам профподготовки.

Кузнецова отметила, что действующее законодательство предусматривает право преимущественного приёма детей-сирот в кадетские и суворовские военные училища. Однако на практике они пользуются преимуществом при приёме в эти учреждения только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, а это значительно снижает доступность кадетского образования для сирот.

В письме омбудсмена указывается, что у детей, которые живут в семьях, чаще есть возможность дополнительно готовиться к поступлению в училище. В связи с этим уполномоченный предложила предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной госслужбе.

Утверждены нормативы затрат на обеспечение дополнительных гарантий прав на образование детей-сирот

Кроме того, сейчас почти не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот, отмечается в письме. В связи с этим Анна Кузнецова предлагает отнести детей-сирот и детей без попечения родителей к категории граждан, нуждающихся в соцобслуживании. Предлагается также наделить их правом получать услуги, которые способствовали бы улучшению условий жизни, социализации, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.

Кузнецова обратила внимание, что сейчас неудовлетворительно выполняются права выпускников сиротских учреждений на труд и соцзащиту от безработицы. Так, по информации Роструда, в 2017 году общее число детей-сирот, нуждающихся в трудоустройстве, составило почти 34 тысячи человек, из них трудоустроено лишь 26,7 процента. При этом с каждым годом доля лиц, которые нашли работу, сокращается.

В связи с этим омбудсмен предложила внести поправки в части осуществления разработки и реализации региональных программ, где будут предусмотрены мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот.

Читайте так же:  Чтобы пережить развод, необходимо избавиться от «комплекса жертвы». Как спокойно пережить развод

Вне конкурса

Обычно вузовская льготная квота составляет 10 процентов от всех мест. Большая часть детей-сирот выбирает именно этот путь. Так в вузы поступает примерно 4,5 тысяч абитуриентов. Чтобы стать студентами, таким выпускникам достаточно принести ЕГЭ с минимальными баллами. Понятно, что уровень знаний у этих первокурсников гораздо ниже, чем у тех, кто поступил по конкурсу. В итоге, по данным Минобрнауки, после первой же сессии отчисляется до 7 процентов льготников, а среди «конкурсных» студентов таких всего 1,2 процента. Еще одна важная деталь: правило льготного поступления по квоте действует только до 2017 года. «Сейчас действует так называемая переходная норма», — пояснил руководитель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов.

Подготовительные отделения, которые должны подтягивать абитуриентов, большой популярностью у детей-сирот не пользуются. В прошлом году, например, вузы получили 2281 место, а дети-сироты заполнили только 402. Причин много: во время учебы на подготовительном отделении дети-сироты не имеют полного гособеспечения как студенты-первокурсники, не получают право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно, гораздо ниже стипендия и нет гарантий на получение места в общежитии. Закон «Об образовании» дает койко-место только студентам. Сказывается и психологический фактор: студентом, пусть и слабым, ты становишься сегодня, а что будет через год — неизвестно.

На подготовительных отделениях вузов учатся не только дети-сироты, но и военнослужащие. Демобилизованные, как правило, могут приступить к учебе только в октябре-ноябре, поэтому начать учебный год с 1 сентября подготовительному факультету сложно. В этом году, например, предлагается начать учебу на подготовительных отделениях с 10 января. «Аттестаты дети-сироты получат в июне. Что они будут делать до января? Где жить? Что есть?»- замечает Никонов.

Депутаты Госдумы рекомендовали правительству проработать вопрос о социальной поддержке детей-сирот, выбравших подготовительные отделения. В том числе, предоставить полное гособеспечение слушателям, бесплатный проезд к месту учебы и бесплатный проездной, а Минобрнауки — регламентировать начало учебного года, чтобы оно не было «плавающим», обеспечить местом проживания выпускников интерната до момента поступления на подфаки вузов, бесплатный проезд для зачисления.

Вместе с этим все эксперты поддержали предложение продлить для детей-сирот льготный период для поступления по квоте еще на два года. В Минобрнауки пообещали, что к 2020 году в России будут созданы все условия для выравнивания учебных возможностей социально незащищенных детей и детей из семей.

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

— дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, которым не противопоказано обучение в высшем учебном заведении;

— граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, при условии среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума;

— граждане, пострадавшие во время аварии на Чернобыльской АЭС;

— дети военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей или умерших вследствие ранений или заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей;

— дети Героев Советского Союза, героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

— дети сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей;

— дети прокурорских работников, погибших при исполнении служебных обязанностей;

— военнослужащие по контракту, продолжительность службы которых составляет не менее трех лет, а также военнослужащие запаса, прошедшие военную службу по призыву и по контракту и поступающие в вузы по рекомендации командиров;

— инвалиды войны, участники боевых действий, ветераны боевых действий;

— граждане, принимавшие участие в испытании ядерного оружия;

— военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в «горячих точках».

Льготы на образование детям сиротам

Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова предлагает вернуть сиротам льготы на поступление в учреждения среднего профессионального образования и дать им дополнительные возможности для поступления в кадетские и суворовские училища. Соответствующие предложения она направила в Госдуму, сообщается в понедельник на сайте детского омбудсмена.

Кузнецова отмечает, что ранее закон «Об образовании» устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний, принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса. В 2012 году эта норма утратила силу. «Учитывая, что ранее действующая государственная гарантия по-прежнему актуальна и востребована, а возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации детей-сирот, уполномоченный предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приема на обучение по программам среднего профессионального образования», – говорится в сообщении.

Кузнецова также обращает внимание на то, что дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь по адаптированным образовательным программам, получают лишь свидетельство об обучении. Этот документ не позволяет им в дальнейшем получить среднее профессиональное образование. Уполномоченный предлагает внести в законодательство поправки, чтобы дети-инвалиды, имеющие свидетельство об обучении, могли получать дальнейшее образование по программам профессиональной подготовки.

Также у Кузнецовой возникли вопросы к предоставлению льгот детям-сиротам при приеме в кадетские и суворовские военные училища. «Действующее законодательство предусматривает право преимущественного приема в указанные образовательные учреждения, но на практике дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются преимуществом при приеме в училища только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, что значительно снижает доступность кадетского образования для сирот», – говорится в релизе.

Читайте так же:  Как ответить взятки. Как ответить взятки

Как поясняет пресс-служба детского омбудсмена, дети, живущие в семьях, чаще имеют возможности дополнительно готовиться к поступлению в училище. В связи с этим Кузнецова предлагает «предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной государственной службе».

Кроме того, сейчас практически не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот, полагает Кузнецова.

В этой связи она предлагает отнести детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к категории граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, и одновременно наделить их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.

Льготы в области образования, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Право на бесплатное (за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации) обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования.

2. Право на бесплатное получение 2-го среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

3. Право на бесплатное обучение (за счет бюджетных средств и в пределах утвержденной квоты) по программам бакалавриата и специалитета. Данное право установлено для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1.01.2020 г. и при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

4. Преимущественное право зачисления в образовательные организации (реализующие программы основного общего и среднего общего образования), имеющие целью подготовку к военной или иной государственной службе (в том числе к государственной службе российского казачества).

5. Преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по программам бакалавриата и специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

6. Право на полное государственное обеспечение на период очного обучения по образовательным программам среднего профессионального либо высшего образования. Полное государственное обеспечение сохраняется на время академического отпуска, предоставленного по медицинским показаниям. При этом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обучаться за счет бюджетных средств.

7. Право на стипендию и ежегодное пособие на приобретение литературы и письменных принадлежностей в размере
3-месячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. При этом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны обучаться за счет бюджетных средств.

8. Получение одежды, обуви, мягкого инвентаря (постельного белья) и оборудования (мебели) по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также денежная компенсация. Такое право имеют выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет бюджетных средств (общеобразовательных учреждений). Размеры денежной компенсации различаются в зависимости от последующего устройства ребенка (трудоустройство либо поступление в образовательную организацию среднего или высшего образования).

9. На период обучения – бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

10. Иные льготы детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, которые предусмотрены законодательством субъектов РФ, где проживают и обучаются такие дети.

Особые права для сирот и инвалидов, поступающих в вузы

Для желающих поступить в высшие учебные заведения появились некоторые новшества — изменились правила зачисления льготников. Рассмотрим, какие предоставляются льготы сиротам и инвалидам при поступлении в вузы.

Согласно законодательной базе Российской Федерации, для льготной категории абитуриентов существует 4 типа привилегий:

  1. Право поступать в вузы без сдачи экзаменов (вне конкурса).
  2. Зачисление на бюджетные места с целью получения диплома бакалавра либо специалиста в пределах установленной квоты (в данном случае необходимо получить положительные баллы за вступительные экзамены).
  3. Зачисление на отделения подготовительного обучения при вузах, что увеличивает шансы поступить в конкретное учебное заведение (этой привилегией можно воспользоваться только единожды).
  4. Получение преимущества при зачислении в университет или институт (работает в том случае, когда двое абитуриентов, среди которых есть льготник, набирают равное количество баллов. В данной ситуации преимущество получает льготник). Это право распространяется на все льготные категории.

Виды привилегий для детей-сирот

Закон РФ «Об образовании» гласит, что сироты имеют право на зачисление в вузы вне конкурса при наличии положительной оценки за вступительные экзамены. Это право дается в рамках квоты, установленной в каждом высшем учебном заведении. В соответствии с ней выделяется 10% бюджетных мест из общего количества.

Другая льгота, предоставляемая сиротам при поступлении в университеты, институты и академии – зачисление на отделения подготовки при высших учебных заведениях (без сдачи экзаменов) и бесплатное обучение на этих отделениях (сейчас их не так уж и много — они работают в примерно 60 российских вузах). Таким образом абитуриенты в дальнейшем получают больше шансов поступить на общих основаниях. До 2014 года включительно этот вид льготы был единственным для детей-сирот. Сегодня же можно выбрать либо подготовительное обучение, либо льготное зачисление в пределах особой 10-процентной квоты на бюджетные места.

Читайте так же:  Одинцово мировой суд 153. Одинцово мировой суд 153

Согласно актуальной редакции закона об образовании правом на поступление в рамках особой квоты дети-сироты могут воспользоваться до 1 января 2021 года. Возможно, и в дальнейшем государство не откажется от поддержки абитуриентов, оставшихся без родителей, и срок действия льготы будет продлен.

Особенности вступительной кампании для инвалидов

Льготы инвалидам при поступлении в вуз такие же, как и для детей-сирот. Абитуриент может выбрать либо обучение на отделении подготовки, либо льготное поступление согласно квоте. Правило сохраняется то же – поступающий должен сдать экзамены на положительную оценку. Количество мест для людей с ограниченными физическими возможностями составляет 2-3% от всех льготных мест.

В случае с инвалидами есть свои нюансы подачи документов. Во-первых, будущий студент должен предоставить справку медико-социальной экспертизы о том, что обучение в высшем учебном заведении ему не противопоказано. Во-вторых, при сдаче вступительного экзамена для этой категории абитуриентов выделяется дополнительное время, но не более 1,5 часа.

Льготы при поступлении в высшее учебное заведение предусмотрены законодательством:

  • для людей с I и II группами инвалидности;
  • для детей-инвалидов;
  • для инвалидов с детства;
  • для инвалидов войны, а также ставших ими после травмы или заболевания, полученных во время военной службы.

Документы, необходимые при поступлении

Напомним, что подать документы на льготном основании можно только в одно учебное заведение и лишь на одну специальность. Если у абитуриента есть желание попробовать свои силы и в других вузах, то льготы при поступлении в данном случае уже не действуют.

Среди документов, которые необходимо предоставить льготнику при поступлении в вуз, обязательно должны быть:

  • заявление определенного образца;
  • паспорт;
  • документ о законченном среднем образовании (если нет оригинала, то можно обойтись заверенной копией);
  • документы, дающие право на внеконкурсное зачисление:
    • для инвалидов – справка медико-социальной экспертизы, которая подтверждает инвалидность и возможность учиться в вузе;
    • для детей-сирот – справка из соответствующих органов о подтверждении их статуса;
    • сертификат с результатами ЕГЭ;
    • несколько фотографий.
    • Таким образом, государство беспокоится о том, чтобы у всех граждан России была возможность получить высшее образование независимо от социального статуса и состояния здоровья.

      Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставлены льготы на поступление в вуз

      Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающий гарантии на поступление в вуз для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Документом предусмотрено наделение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правом на прием на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

      Как отмечает один из инициаторов закона – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Людмила Бокова, поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставляют детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие же льготы на поступление в вуз, как и у детей-инвалидов. «После вступления поправок в силу зачисление таких детей на бюджетные места в вузы будет осуществляться вне конкурса в рамках специальной квоты на получение высшего образования представителями льготных категорий граждан», – уточнила Людмила Бокова.

      Напомним, что по действующему законодательству квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, выделенных образовательной организации на очередной год, по специальностям или направлениям подготовки (ч. 6 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

      Установленные законом меры будут действовать в течение трех лет – до 1 января 2017 года. При этом, по сообщению Совета Федерации, сенаторы не исключают возможности продления действия льгот в случае выявления при проведении мониторинга ситуации с приемом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вузы, необходимости применения такой меры.

      Помимо этого, законом установлено право лиц, имеющих высшее профессиональное образование, быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.