Компетенция ЦИК России. Полномочия избирательного права

Компетенция ЦИК России

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

(статья 21 пункт 9 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования;

обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

осуществляет меры по организации единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума, установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации;

устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, иными федеральными законами.

Полномочия избирательного права

1. Избирательная комиссия Костромской области (далее – Избирательная комиссия) является государственным органом Костромской области, осуществляющим подготовку и проведение выборов и референдумов на территории Костромской области. Избирательная комиссия является юридическим лицом и действует на постоянной основе с 1995 года

Избирательная комиссия формируется на паритетных началах губернатором Костромской области и Костромской областной Думой в составе 14 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. В действующем составе Избирательная комиссия сформирована в декабре 2016 года. Срок полномочий Избирательной комиссии составляет 5 лет. Для обеспечения деятельности Избирательной комиссии как коллегиального органа сформирован аппарат, который осуществляет правовое, организационно-методическое, кадровое, документационное, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Избирательной комиссии.
Избирательная комиссия имеет официальный печатный орган — сборник «Вестник избирательной комиссии Костромской области».
Полномочия Избирательной комиссии установлены статьей 38 Избирательного кодекса Костромской области, статьей 45 Кодекса о референдумах в Костромской области, статьей 15 Закона Костромской области от 18 июня 2012 года № 239-5-ЗКО «О выборах губернатора Костромской области», статьей 23 Закона Костромской области от 28 декабря 2012 года № 320-5-ЗКО «О порядке отзыва губернатора Костромской области».
В соответствии со статьей 17 Устава Костромской области Избирательной комиссии принадлежит право законодательной инициативы в Костромской областной Думе по вопросам ведения.
В соответствии с действующим федеральным законодательством по инициативе Избирательной комиссии приняты кодифицированные правовые акты: Избирательный кодекс Костромской области, Кодекс о референдумах в Костромской области, которыми системно урегулированы вопросы подготовки и проведения выборов депутатов Костромской областной Думы, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований, проведения референдума Костромской области и местного референдума. В связи с проведением выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации приняты законы Костромской области «О выборах губернатора Костромской области» и «О порядке отзыва губернатора Костромской области».

2. Взаимодействие с региональными отделениями политических партий, иными общественными объединениями. Обеспечение равных условий предвыборной деятельности избирательных объединений и кандидатов

Избирательная комиссия взаимодействует с представителями политических партий как в период проведения выборов различного уровня, так и в межвыборный период. Проводится разъяснительная работа по вопросам участия региональных отделений политических партий и иных общественных объединений в выборах различного уровня. Проходят обучающие семинары и деловые встречи. В помощь политическим партиям, кандидатам при подготовке к выборам предлагаются информационные, справочные, методические материалы.
Избирательная комиссия участвует в проводимых региональными отделениями политических партий съездах (конференциях), на которых выдвигаются кандидаты (списки кандидатов). Участие членов Избирательной комиссии в мероприятиях, связанных с выдвижением избирательными объединениями своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности, позволяет получить необходимую информацию о соблюдении действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон № 95-ФЗ), Федеральным законом от 12 мая 2009 года № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», а также в соответствии с Законом Костромской области от 21 октября 2010 года № 665-4-ЗКО «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Костромской областной Думе при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом» Избирательной комиссией осуществляется контроль за обеспечением гарантий равенства при освещении деятельности политических партий на региональных телерадиоканалах (ОТРК «Русь»). В случае установления несоблюдения такого равенства по итогам каждого месяца Избирательной комиссией определяются объемы для компенсации недостающего эфирного времени соответствующим партиям.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 95-ФЗ Избирательной комиссией осуществляется контроль за финансированием деятельности региональных отделений политических партий, проводится работа по сбору, обобщению и осуществлению проверок сведений о поступлении и расходовании средств региональных отделений политических партий. Указанные сведения предоставляются ежеквартально.
Политические партии, иные общественные объединения принимают активное участие в формировании избирательных комиссий, действующих на территории области, выдвижении кандидатов при проведении выборов соответствующего уровня.

3. Взаимодействие избирательной комиссии Костромской области с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами по вопросам подготовки и проведения выборов

В целях обеспечения избирательных прав граждан, законности и соблюдения общественного порядка на выборах Избирательной комиссией осуществляется взаимодействие с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения выборов.
В период проведения федеральных и региональных кампаний губернатором Костромской области принимается постановление об оказании содействия избирательным комиссиям при подготовке и проведении выборов, создается соответствующая рабочая группа. На территориях муниципальных районов и городских округов области утверждаются комплексные планы мероприятий по подготовке к выборам. В указанных планах определяются задачи по оказанию содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов.
Избирательной комиссией заключены соглашения о взаимодействии с прокуратурой Костромской области, Управлением Министерства внутренних дел по Костромской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Костромской области, Управлением Федеральной миграционной службы России по Костромской области, Костромским отделением Сберегательного банка Российской Федерации, департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области, ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению», ФГУП «Почта России», Общественной палатой Костромской области.
Такое сотрудничество обеспечивает сохранность избирательной документации, документации референдума, достоверность сведений о кандидатах, предотвращает злоупотребление в ходе проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, способствует совершенствованию работы по обеспечению избирательных прав граждан, находящихся в день голосования вне места своего жительства, а также граждан, являющихся инвалидами, и маломобильных избирателей.

4. Обеспечение деятельности территориальных избирательных комиссий

На территории Костромской области действуют 30 территориальных избирательных комиссий.
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе без образования юридического лица. Председатели комиссий занимают должности помощника председателя избирательной комиссии Костромской области, являются государственными служащими.
Избирательная комиссия регулярно проводит семинары и совещания с территориальными избирательными комиссиями, на которых рассматриваются вопросы, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы государственной власти Российской Федерации, Костромской области, выборов в органы местного самоуправления, организацией работы избирательных комиссий в межвыборный период.
Оказывается правовая, методическая помощь территориальным избирательным комиссиям при проведении обучения членов участковых избирательных комиссий. Членами Избирательной комиссии, работниками ее аппарата проводятся обучающие семинары, практические занятия. В помощь избирательным комиссиям ежегодно разрабатываются учебные программы по обучению членов участковых избирательных комиссий, изготавливаются методические материалы, тестовые задания.
В целях осуществления контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области Избирательной комиссией оказывается методическая помощь территориальным избирательным комиссиям.

5. Работа по повышению правовой культуры избирателей и информационному обеспечению избирателей

В соответствии с Программой «Повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов, совершенствование и развитие избирательных технологий в Костромской области», ежегодно утверждаемой Избирательной комиссией, проводятся мероприятия с избирателями, организаторами выборов и иными участниками избирательного процесса. Основными направлениями работы являются правовое просвещение избирателей, повышение квалификации организаторов выборов, обучение иных участников избирательного процесса, разработка рекомендаций по совершенствованию и внедрению в практику работы избирательных комиссий новых технологий, издательская деятельность и деятельность по формированию электронных ресурсов.
Большое внимание уделяется работе по правовому просвещению молодых и будущих избирателей. Эта работа строится в соответствии с Молодежной электоральной концепцией, разработанной и утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, и направлена на повышение активности молодых избирателей на выборах различного уровня, а также на развитие интереса к процессу организации и проведения выборов.
Ежегодно в рамках Всероссийского дня молодого избирателя избирательными комиссиями на территории области совместно с образовательными организациями, учреждениями культуры, органами местного самоуправления проводятся мероприятия с молодыми и будущими избирателями: дни открытых дверей в избирательных комиссиях, деловые, интеллектуальные игры, правовые уроки, классные часы, викторины, конкурсы. В городах и районах области при молодежных центрах, образовательных учреждениях, избирательных комиссиях осуществляют работу 43 клуба (школы) молодых и будущих избирателей, в которых принимают участие более 800 человек.
В районах и городах области в мероприятиях с молодыми избирателями участвуют главы муниципальных образований, депутаты представительных органов, члены территориальных избирательных комиссий.
Особую роль в повышении политической активности молодых людей играет участие в работе молодежных парламентов. В Костромской области действуют Общественная молодежная палата при Костромской областной Думе, Молодежные советы при органах местного самоуправления. Взаимодействие с молодежными органами осуществляется в ходе совместного проведения мероприятий с молодежью, организации тематических занятий по избирательному праву в профильных лагерях, оказания помощи в период подготовки и проведения выборов по обеспечению реализации избирательных прав граждан, являющихся инвалидами.
В целях объединения усилий различных ведомств в организации работы по повышению правовой культуры избирателей проводятся областные смотры работы среди средств массовой информации, библиотек, молодежных центров, территориальных избирательных комиссий.
Разработан и поддерживается в актуальном состоянии сайт избирательной комиссии Костромской области (www.kostroma.izbirkom.ru), на котором размещаются правовые акты Избирательной комиссии, информационные, справочные и иные материалы. Созданы тематические разделы, в том числе для различных категорий избирателей.
В целях информирования избирателей, иных участников избирательного процесса о выборах, деятельности избирательных комиссий, действующих на территории области, ежеквартально издается сборник «Вестник избирательной комиссии Костромской области», в котором публикуются официальные и справочные материалы.
По итогам выборов, прошедших на территории области, издаются тематические сборники текстов правовых актов и справочных материалов. За период с 1996 года издано 16 электоральных сборников, в которых представлены основные избирательные кампании, опубликованы данные об итогах голосования по каждому избирательному участку. Издаются также информационно-разъяснительные плакаты о прошедших избирательных кампаниях.

6. Обеспечение реализации избирательных прав инвалидов

Большое внимание избирательными комиссиями в Костромской области уделяется вопросу организации работы по обеспечению условий для реализации избирательных прав граждан, являющихся инвалидами.
Совместно с территориальными органами социальной защиты населения, отделениями общественных организаций инвалидов, руководителями учреждений здравоохранения проводится работа по установлению местонахождения граждан, являющихся инвалидами, выявлению их желания проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка.
В целях обеспечения избирательных прав инвалидов при оборудовании помещений для голосования создаются специальные условия, позволяющие таким избирателям реализовывать свои права в полном объеме.
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) располагается таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для инвалидов-колясочников.
На каждом избирательном участке области предусматривается возможность голосования инвалидов по зрению, слабовидящих граждан. Имеются специальные увеличительные стекла. На информационных стендах избирательных участков, определенных организующей выборы комиссией, для инвалидов по зрению размещается информация о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, участвующих в выборах, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненная крупным шрифтом, а также с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Также на избирательных участках применяются специальные трафареты для самостоятельного заполнения избирательного бюллетеня, с помощью которых инвалиды по зрению смогут проставить отметку в соответствующем квадрате.
Для получения информации о выборах слабовидящие граждане могут воспользоваться официальным сайтом избирательной комиссии Костромской области в сети Интернет, используя ресурс для слабовидящих пользователей.
Избиратель, являющийся инвалидом, также имеет право проголосовать вне помещения для голосования. Для этого необходимо в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее 14 часов в день голосования сообщить в соответствующую участковую избирательную комиссию по телефону либо при содействии другого лица о своем желании проголосовать на дому (в учреждении социальной защиты населения, лечебном заведении).

7. Региональный фрагмент ГАС «Выборы»

В целях реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов всех уровней, обеспечения деятельности избирательных комиссий на территории Костромской области более 20 лет применяется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее — ГАС «Выборы»).
ГАС «Выборы» позволяет формировать и оперативно передавать в вышестоящие комиссии сведения об избирательных кампаниях; политических партиях и кандидатах, участвующих в выборах; доверенных лицах, уполномоченных представителях; поступлении, расходовании средств избирательных фондов политических партий и их региональных отделений, кандидатов; предвыборной агитации; движении избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений; открытии участков для голосования, участии избирателей в выборах; предварительных данных об итогах голосования и результатах выборов. С использованием ГАС «Выборы» составляются и печатаются списки избирателей для голосования, осуществляется наглядное отображение на картосхемах информации об избирательных кампаниях.
В состав ГАС «Выборы» входят комплексы средств автоматизации (далее – КСА), представляющие собой совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации.
На территории Костромской области функционирует КСА Избирательной комиссии области и 30 КСА территориальных избирательных комиссий в районах и городах области, размещенные в помещениях, обеспечивающих условия безопасного функционирования.
В состав регионального фрагмента ГАС «Выборы» в Костромской области также входят технические средства подсчета голосов избирателей – комплексы обработки избирательных бюллетеней КОИБ. Начиная с 2011 года комплексы обработки избирательных бюллетеней используются при проведении выборов на ряде избирательных участков области. Практика показывает, что их применение позволяет сократить по времени процедуру подсчета голосов избирателей, подведения итогов голосования и составления протоколов об итогах голосования.

8. Материально-техническое обеспечение деятельности избирательной комиссии Костромской области формируется за счет федерального и областного бюджетов, в том числе денежных средств, выделенных на подготовку и проведение соответствующих выборов. Избирательная комиссия обеспечена необходимым технологическим, компьютерным и офисным оборудованием, средствами видеоотображения, связи и автотранспортом. Имеются информационные стенды, другое оборудование, позволяющее организовывать выставки и проводить обучение организаторов выборов. Технологическое оборудование (кабины для тайного голосования, стационарные и переносные ящики для голосования, специально оборудованные места для тайного голосования) для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов на территории Костромской области соответствует нормативам технологического оборудования, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие

1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

3 1 . Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3 2 . Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Читайте так же:  Новые льготы в законе о пенсионном возрасте. Пенсия по стажу работы 15 лет

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также – государственные должности), должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

1. В соответствии с пунктами «а» и «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах каждому гражданину разрешается принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. В комментируемой статье раскрываются содержание и основные условия реализации одного из компонентов конституционного права граждан – права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное право, как активное, так и пассивное, признается за всеми лицами, отвечающими определенным условиям (требованиям), установленным законодательством. Субъективное избирательное право принадлежит к такой категории публичных прав, условием реализации которых является, как правило, достижение определенного возраста, наличие гражданства (в соответствии с международным договором Российской Федерации избирательные права могут также предоставляться иностранным гражданам для участия в муниципальных выборах).

Гражданство представляет устойчивую правовую связь между лицом и государством. Такая связь выражается в совокупности прав и свобод, которыми обладает лицо, и обязанностей, которые на него возлагаются по отношению к государству и обществу. Государство должно обеспечить как осуществление установленных законодательством прав и свобод граждан, так и выполнение возложенных на них обязанностей. Гражданство Российской Федерации определяется в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» 1 . Порядок рассмотрения вопросов гражданства установлен Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325.

Субъективное избирательное право и право на участие в референдуме приобретается гражданами по достижении определенного возраста и при отсутствии ограничений, перечисленных в Конституции Российской Федерации.

Содержание возрастного критерия составляет признание за лицом юридической правоспособности быть носителем совокупности избирательных прав, обязанностей и ответственности в избирательном процессе. Как правило, для приобретения активного избирательного права, права на участие в референдуме требуется достижение соответствующего возраста на день голосования на выборах или референдуме. В Российской Федерации гражданин приобретает активное избирательное право по достижении 18 лет, т. е. когда он может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (статья 60 Конституции Российской Федерации). Гражданско-правовая эмансипация, т.е. объявление полностью дееспособным физического лица, не достигшего 18 лет, не является основанием для досрочного предоставления ему активного избирательного права, т.е. установленный Конституцией Российской Федерации 18-летний ценз для осуществления активного избирательного права не может быть понижен.

Нижний возрастной предел пассивного избирательного права – права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

_________
1 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

Правовые рамки пассивного избирательного права на выборах Президента Российской Федерации установлены в статье 81 Конституции Российской Федерации и предусматривают такие квалифицирующие признаки, как возраст и срок проживания в Российской Федерации. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший возраста 35 лет (нижний возрастной предел) и постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Конституция Российской Федерации не требует, чтобы кандидат являлся гражданином Российской Федерации по рождению. Условие постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не подразумевает непрерывного проживания до даты выборов (дня голосования). Минимальные возраст для избрания депутатом Государственной Думы – 21 год (часть 1 статьи 97 Конституции Россий­ской Федерации).

Положение гражданина в избирательном процессе резюмируется в категориях «правовой статус избирателя» и «правовой статус кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления». Содержание правового статуса избирателя вытекает из его права избирать на соответствующих выборах и определяется совокупностью предусмотренных в избирательном законодательстве правомочий, связанных с выполнением определенных избирательных действий. Это правомочия, связанные: а) с регистрацией (учетом), составлением списков избирателей; б) с участием в формировании избирательных комиссий; в) с выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов); г) с созданием избирательных фондов кандидатов, избирательными объединениями (избирательными блоками); д) с предвыборной агитацией; е) с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.

В процессе реализации своих избирательных прав гражданин может приобретать статус наблюдателя, доверенного лица, уполномоченного представителя по финансовым вопросам и т.п. В осуществлении избирательных действий, предусмотренных комментируемым Федеральным законом, иными законами, избиратель вправе принимать участие и до достижения им возраста 18 лет при условии, что на день голосования он достигнет указанного возраста (таким образом, такой гражданин начинает реализовывать свои избирательные права до достижения им 18 лет).

Гражданину может быть предоставлена возможность реализовать свое право на участие в свободном голосовании посредством организации досрочного голосования (статья 65), голосования вне помещения для голосования (статья 66), голосования по почте (пункт 14 статьи 64) либо иных процедур голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателей.

2. Комментируемый пункт раскрывает, в частности, правовое содержание принципа всеобщего избирательного права (права на участие в референдуме), вытекающего из положений статьи 32 Конституции Российской Федерации, указывая на недопустимость ограничения (лишения) избирательных прав граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Это положение основывается на статье 19 Конституции Российской Федерации, формулирующей прямой запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Хотя часть 2 статьи 68 Конституции Российской Федерации закрепляет право республик – одного из видов субъектов Российской Федерации – устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации, из этого положения, однако, не следует необходимость (обязательность) специального требования к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права 1 .

3–3 1 . Конституция Российской Федерации и комментируемый Федеральный закон ограничивают активное и пассивное избирательное право и право на участие в референдуме в отношении лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Условия и основания ограничения юридической избирательной правоспособности предусмотрены статьей 32 Конституции Российской Федерации и такое ограничение носит, как правило, временный характер. В соответствии со статьей 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ 2 . При этом, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным, и, следовательно, такое лицо снова получает возможность реализовывать все свои права, в том числе избирательные, в полном объеме. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях с другими гражданами Российской Федерации.

__________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 года № 12-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.
2 Следует отметить, что допустимость таких ограничений установлена в том числе и в международных актах, например, в пункте 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц (принята 20 декабря 1971 года Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), согласно которому если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, не могут осуществлять какие-либо избирательные действия, связанные с реализацией как активного, так и пассивного избирательного права. В соответствии с пунктом 28 статьи 5 УПК РФ приговор – это решение суда о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции. Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению осуществляется по правилам статей 390–395 УПК РФ. В частности, приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном или кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами; приговор суда апелляционной инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном порядке, если он не был обжалован сторонами. В случае подачи жалобы или представления в кассационном порядке приговор, если он не отменяется судом кассационной инстанции, вступает в законную силу в день вынесения кассационного определения. Приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции (статья 390 УПК РФ).

Лица, осужденные к иным видам уголовного наказания, не связанным с содержанием в местах лишения свободы, а также осужденные условно, с отсрочкой исполнения приговора, сохраняют обладание избирательными правами, кроме случаев лишения права занимать выборные должности – пункт 7 комментируемой статьи.

Лица, задержанные за совершенные административные правонарушения и находящиеся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, не могут быть ограничены в избирательных правах. Вместе с тем в силу установленных федеральным законом 1 особенностей режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых при этом ограничивается осуществление данной категорией лиц отдельных избирательных действий (сбор подписей, участие в предвыборной агитации и т.п.).

Федеральный закон от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» на основе Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 32, часть 3 статьи 55) дополнил комментируемую статью новым пунктом 3 1 , в соответствии с которым не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие либо гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (имеющие только гражданство Российской Федерации, но которые обладают каким-либо из указанных документов, подтверждающих право на постоянное проживание в иностранном государстве). Комментируемая норма предусматривает, что исключение из этого правила предусматривается международным договором – в отношении реализации пассивного избирательного права на муниципальных выборах. Такими договорами являются, в частности, договоры об урегулировании вопросов двойного гражданства 2 .

__________________
1 Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.
2 В настоящее время по данному вопросу действуют: Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года//СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 830; Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года // СЗ РФ. 2005. № 7. Ст. 495.

Следует, также, учитывать, что в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации в случае, если эти международные договоры Российской Федерации, предусматривая право граждан Российской Федерации, имеющих двойное гражданство, пользоваться всеми правами гражданина той Стороны, на территории которой он проживает, не оговаривают уровень выборов, на которых указанные граждане пользуются пассивном избирательным правом, то комментируемый пункт 3 1 в отношении этих граждан не применяется. К договорам, указанным в комментируемом пункте 3 1 , также можно отнести международные договора, которые перечислены в комментарии к пункту 10 комментируемой статьи и которые наделяют иностранных граждан пассивным избирательными правом на выборах в органы местного самоуправления 1 .

3 2 . Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение пассивного избирательного права для лиц, в чьих действиях решением суда были установлены признаки экстремистской деятельности. Указанное ограничение действует на срок, определенный в рассматриваемой норме. Согласно подпунктам «а» и «б» комментируемого пункта не имеют права быть избранными лица, осужденные к наказанию в виде лишения свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, осужденные к любому виду наказаний за совершение преступлений, отнесенных УК РФ к преступлениям экстремистской направленности, как являющихся, так и не являющихся тяжкими или особо тяжкими.

Согласно статьям 14 и 15 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы (такие наказания предусмотрены за преступления 97 составов). Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (предусмотрены за преступления 42 составов, например, в статьях 105 и 111 (части третья и четвертая), 126 (части вторая и третья), 127 1 (часть третья), 127 2 (часть третья), 131 (часть третья) и т.д.). Преступления экстремистской направленности перечислены в статье 282 1 УК РФ, согласно которым таковыми признаются совершенные по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступления, предусмотренные статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ. С учетом положений статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 2 в дальнейшем не исключена корректировка списка преступлений экстремистской направленности.

Читайте так же:  Как вернуть деньги из жск. Возврат денег по договору жск

_______________
1 Отметим, что в данном случае гражданин Российской Федерации будет реализовывать свое пассивное избирательное право как иностранный гражданин.
2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031; 2006. № 31. Ч. 1 Ст. 3447.

Согласно статье 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Согласно пункту 2 1 статьи 33 комментируемого Федерального закона кандидат обязан указать в своем заявлении наличие у него неснятой и непогашенной судимости. Сокрытие кандидатом сведений о своей неснятой и непогашенной судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата, исключения кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (пункты 24 и 26 статьи 38, пункты 7 и 9 статьи 76 комментируемого Федерального закона). С учетом положений комментируемой статьи гражданин, имеющий неснятую и непогашенную судимость на день голосования, может баллотироваться в качестве кандидата только в случае, если эта судимость за преступление небольшой или средней тяжести, не являющееся экстремистским, и если наличие этой судимости он указал в заявлении о согласии баллотироваться.

Срок погашения судимости, определяемый в соответствии со статьей 86 УК РФ, при применении комментируемого пункта 3 2 имеет определяющее значение: если судимость будет считаться погашенной хотя бы в день голосования, неблагоприятные для гражданина последствия в виде лишения его пассивного избирательного права не наступают. С учетом возможности погашения судимости до дня голосования при решении вопроса о наличии у гражданина пассивного избирательного права следует исходить из того, что избирательный процесс имеет строго очерченные законом сроки окончаний стадий избирательного процесса и, в частности, такой его стадии, как регистрация кандидата, списка кандидатов: если на момент принятия решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) у кандидата имеется соответствующая неснятая судимость и срок ее погашения не истекает до дня или в день голосования, такой кандидат не может быть зарегистрирован (в том числе в составе списка кандидатов).

Статья 20.3 КоАП РФ устанавливает административное наказание за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Если этот срок не истекает на день голосования, подвергнутый административному наказанию по указанной статье КоАП РФ гражданин не обладает пассивным избирательным правом на соответствующих выборах (подпункт «в» комментируемого пункта 3 2 ).

Подпункт «г» комментируемого пункта 3 2 устанавливает, что пассивным избирательным правом не обладает гражданин, в отношении которого судом в ходе какой-либо избирательной кампании был установлен факт проведения агитации экстремистской направленности (или аналогичной публичной деятельности вне избирательных кампаний). Срок, на который ограничивается пассивное избирательное право, зависит от срока полномочий органа, в который проводятся выборы. Например, на выборах в орган, срок полномочий которого составляет пять лет, такой гражданин не может баллотироваться в течение пяти лет со дня вступления в силу соответствующего решения суда, на выборах в орган, срок полномочий которого составляет четыре года – в течение четырех лет, три года – трех лет, два года – двух лет 1 . Подпункт «г» комментируемого пункта 3 2 применяется только в связи с действиями граждан, осуществляемыми после дня вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ (статья 4 указанного Федерального закона).

4. Принцип всеобщности избирательного права конкретизируется применительно к уровню выборов (федеральные выборы, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные выборы – в муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории города федерального значения и в поселении). На выборах определенного уровня активным избирательным правом обладают только те граждане, которые составляют население соответствующей территории, что обеспечивает представительный характер органа публичной власти данного уровня. Объективным критерием принадлежности гражданина к населению соответствующей территории согласно комментируемой норме является нахождение на указанной территории его места жительства.

Нахождение места жительства гражданина на определенной территории Российской Федерации определяется в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» как юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту жительства. Регистрационный учет граждан непосредственным образом связан с реализацией права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, поскольку наличие регистрации рассматривается в качестве первоначального юридического основания для включения гражданина в список избирателей (участников референдума) на конкретном избирательном участке, участке референдума.

__________
1 Например, согласно части 2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1. Ч. 1. Ст. 9, 12, 17, 25, 37; № 17 Ст. 1480; № 27. Ст. 2780; № 30. Ч. 1. Ст. 3104, 3108; № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 9, 10, 17; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852; № 23. Ст. 2380; № 30. Ст. 3296; № 31. Ч. 1. Ст. 3427; № 43. Ст. 4412.

Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия с регистрационного учета по месту жительства и, как следствие, ограничения по данному признаку активного избирательного права граждан. Юридическая оценка подобной ситуации была дана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, которым установлено, что факт отсутствия гражданина на момент составления списков избирателей по месту постоянного или преимущественного проживания не может служить основанием для отказа ему во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке 1 . В связи с этим в комментируемой статье содержится императивная норма, исключающая возможность лишения гражданина права на участие в выборах (исключения его из списка избирателей без включения на другом избирательном участке – по месту временного пребывания) по мотивам пребывания гражданина вне места его жительства во время проведения в избирательном округе, в котором расположено место жительства гражданина, выборов. В таких случаях, как уже отмечалось, комментируемый Федеральный закон предусматривает возможность введения законом субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий, обеспечивающих гражданам возможность голосования, например, голосования по почте 2 .

Положение комментируемого пункта о том, что законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, в настоящее время может быть реализовано только в законах субъектов Российской Федерации, поскольку очередные федеральные выборы должны будут проводиться исключительно по федеральным избирательным округам. В частности, реализуя указанное положение, региональный законодатель может наделить активным избирательным правом граждан, не имеющих места жительства на территории данного субъекта Российской Федерации, но в силу объективных причин пребывающих на указанной территории достаточно длительное время (например, студенты, проживающие в общежитиях). Также в порядке реализации данной нормы в законе субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено включение в список избирателей по месту временного пребывания граждан, имеющих место жительства в пределах субъекта Российской Федерации, но в день голосования находящихся за пределами территории того избирательного округа, где расположено их место жительства (например, в больнице). Только граждане, наделенные законом активным избирательным правом, могут быть включены в списки избирателей, в том числе по месту временного пребывания.

_________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия – Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.
2 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 августа 2003 года № 20/144-4 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления»// Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 9; 2006. № 8 и № 9.

5. Пассивное избирательное право относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса. Регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не устанавливает связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта Российской Федерации условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. В части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации установлены требования для кандидата на должность Президента Российской Федерации (постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет). Таким образом, ни для одной выборной должности, кроме должности Президента Российской Федерации, не может устанавливаться обязательное требование нахождения места жительства на определенной территории Российской Федерации.

Установление продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права нормативными актами законодательства иного уровня, кроме Конституции Российской Федерации, не допускается. Правовая оценка нарушения общих условий реализации пассивного избирательного права была дана двумя постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации. Введение в законодательство субъектов Российской Федерации ограничений реализации пассивного избирательного права как по продолжительности, так и срокам обязательного проживания признано не соответствующим части 3 статьи 3, части 2 статьи 6, частям 1 и 2 статьи 19, части 2 статьи 32 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации 1 .

6. Комментируемый пункт относит к уровню регулирования не только федерального закона, но и закона субъекта Российской Федерации, а также устава муниципального образования возможность установления такого условия реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права, как запрет одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве обязательного элемента механизма формирования органов публичной власти максимальное число сроков замещения одним и тем же лицом должности Президента Российской Федерации (часть 3 статьи 81). Федеральные законы в настоящее время не устанавливают аналогичных ограничений для замещения иных выборных должностей.

____________________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 1997 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статей 74 (часть первая) и 90 Конституции Республики Хакасия // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 3145; постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 года № 12-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 года) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2063.

Как следует из положения комментируемого пункта, с учетом положений подпункта 8 статьи 2 комментируемого Федерального закона конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации или уставом соответствующего муниципального образования указанные ограничения могут быть установлены только для замещения должности главы муниципального образования. Соответственно, этими нормативными правовыми актами не может устанавливаться аналогичное ограничение для депутатов. Кроме того, такое ограничение для депутатов и на уровне федерального закона представлялось бы сомнительным с точки зрения его соразмерности целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона устанавливает для федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления только верхнюю границу срока полномочий – не более пяти лет, тогда как применительно к органам местного самоуправления нижняя его граница установлена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в статье 40 которого закреплено, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух и более пяти лет, при этом установленный конкретный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Установление конкретного срока полномочий органа местного самоуправления – в границах от двух до пяти лет – отнесено к компетенции самого муниципального образования. Такой срок должен закрепляться в уставе муниципального образования. На практике могут возникнуть вопросы, подпадает ли под указанное ограничение исполнение должностным лицом полномочий неполный срок, установленный в соответствии с вышеуказанными нормами, и прерывается ли исчисление данных сроков в случае перерыва, меньшего чем установленный срок полномочий выборного должностного лица. Эти вопросы целесообразно урегулировать одновременно с введением в соответствующем нормативном правовом акте рассматриваемого условия. При это следует иметь ввиду, что согласно части 6 статьи 32 комментируемого Федерального закона гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

При введении рассматриваемого условия реализации пассивного избирательного права целесообразно предусмотреть действие этого ограничения во времени. В частности, представляется правильным предусматривать, что исчисление сроков для применения данного ограничения начинается после вступления этой нормы в силу.

7. В комментируемом пункте конкретизируется ограничение пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации, связанное с наличием вступившего в законную силу решения суда о лишении права занимать государственные и (или) муниципальные должности. Ограничение пассивного избирательного права возможно только во временных рамках действия приговора суда. Это ограничение не распространяется на юридический режим реализации активного избирательного права гражданина, а также иных избирательных прав, права на участие в референдуме. В статье 47 УК РФ «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» закреплено, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью 1 .

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

8. Согласно комментируемому Федеральному закону дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. При этом возрастные пределы приобретения пассивного избирательного права должны быть установлены в диапазоне, который определяется в зависимости от вида и уровня выборов. Установление повышенного минимального возраста кандидата на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления (более 21 года), а также максимального возраста не допускается. Следует отметить, что на уровне Российской Федерации для кандидата в Президенты Российской Федерации установлен возраст в 35 лет (часть 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации), и кандидата в депутаты Государственной Думы в 21 год (часть 1 статьи 97 Конституции Российской Федерации).

___________
1 Исходя из вышеуказанного определения и с учетом положений Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которыми депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, выборные должностные лица не являются государственными служащими, можно сделать вывод, что до соответствующей законодательной корректировки содержания указанной нормы УК РФ суд может лишить гражданина только права быть депутатом представительного органа муниципального образования, занимать выборные муниципальные должности (например, главы муниципального образования) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; № 46. Ч. 1. Ст. 4437.

Читайте так же:  Как и где оформить страховку для шенгенской визы? Отдых без рисков. Требования к страховке автомобиля

9. В комментируемом пункте закрепляется базисное положение, запрещающее совмещение отдельных должностей и мандатов. Такое ограничение обусловлено конституционными принципами разделения властей (как между ветвями государственной власти, так и между ее уровнями в федеративном государстве), в том числе самостоятельности в пределах своих полномочий местного самоуправления. Кроме того, очевидно, что одновременное замещение нескольких должностей с большой долей вероятности приведет к конфликту интересов, а также не позволит лицу полноценно исполнять свои полномочия ни на одной из них.

Во-первых, комментируемый пункт предусматривает запрет депутатам, выборным должностным лицам (любого уровня – федерального, регионального, местного), работающих на постоянной основе, заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что он распространяется исключительно на лиц, работающих на постоянной основе (и, соответственно, получающих материальное вознаграждение за осуществление полномочий депутата, выборного должностного лица). На депутатов, выборных должностных лиц 1 , работающих на непостоянной (неосвобожденной) основе, указанный запрет не распространяется.

При этом возможность депутатов, выборных должностных лиц, работающих на непостоянной основе, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью не противоречит принципу независимости депутатов, выборных должностных лиц. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 марта 2005 года № 72-О по запросу Ленинского районного суда города Томска о проверке конституционности статей 4 и 11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 статьи 60 Устава (Основного закона) Томской области и статьи 4 Закона Томской области «О статусе депутата Государственной Думы Томской области» 2 совмещение депутатом своей депутатской деятельности с иной оплачиваемой деятельностью по основному месту работы не снижает уровень гарантий независимости этих депутатов и конституционных гарантий прав граждан участвовать в управлении делами государства через своих представителей. Требования и ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, учитываются при назначении соответствующим депутатам денежного содержания и других выплат, предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Депутатам, работающим без отрыва от основной деятельности, такие выплаты не полагаются; единственным (основным) видом заработка этой категории депутатов является доход от их профессиональной деятельности, не связанной с депутатской деятельностью. Распространение на них запрета заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, привело бы к нарушению конституционных прав этих лиц. Следовательно, возможность осуществления депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации депутатской деятельности без отрыва от основной оплачиваемой работы не нарушает принципа их независимости и объективного выражения интересов избирателей.

___________________
1 В этой связи следует учитывать, что все депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляют свою деятельность на профессиональной основе, а, например, в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, – 1 депутат.
2 Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2005. № 5.

Во-вторых, комментируемый пункт устанавливает запрет депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации замещать иные государственные должности Российской Федерации (например, федерального министра), государственные должности субъектов Российской Федерации (например, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Указанное ограничение развивает положения частей 2 и 3 статьи 97 Конституции Российской Федерации, которые содержат прямые предписания, связанные с депутатским мандатом, касающиеся депутатов Государственной Думы: они работают на профессиональной постоянной основе, не могут одновременно являться членом Совета и быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Соответствующие запреты для депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены также в части 2 статьи 6 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и в пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом следует отметить, что указанные специальные федеральные законы устанавливают несколько иной перечень ограничений. Так, комментируемый Федеральный закон запрещает таким депутатам замещать должности государственной гражданской службы, а указанные федеральные законы – должности государственной службы (т.е. должности государственной гражданской, военной и правоохранительной службы). В этой связи следует подчеркнуть, что, принимая во внимание последнее предложение комментируемого пункта, указанные положения действуют в совокупности и применяться должен самый «жесткий» запрет.

В-третьих, выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации 1 , замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Аналогичные ограничения для выборных должностных лиц местного самоуправления установлены в части 6 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 7 статьи 80 комментируемого Федерального закона положения пункта 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона не распространяются на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избранными до 13 мая 2002 года.

В-четвертых, депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти.

В-пятых, следует учитывать, что список ограничений, установленных в комментируемом пункте, не является закрытым и иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

В целом комментируемый Федеральный закон по сравнению с прежней его редакцией расширил круг лиц, которые вправе быть депутатами представительных органов муниципальных образований. Так, после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ депутатами представительных органов муниципальных образований, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, могут быть военнослужащие и приравненные к ним лица. При этом в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, избранный депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, должен приостановить свою службу или сложить с себя полномочия депутата.

_____________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года № 1-П по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» и от 15 января 1998 года № 3-П по делу о проверке конституционности статей 80, 92 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708; 1998. № 4. Ст. 532.

Вместе с тем вопрос о возможности совмещения статуса депутата, выборного должностного лица с осуществлением иных полномочий (замещением иных должностей) должен решаться с учетом положений специальных законов, регулирующих осуществление полномочий (прохождение службы) соответствующими должностными лицами. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не вправе быть депутатом. Лица, проходящие службу в милиции, избранные депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами представительного органа муниципального образования, главами муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия, как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, должны приостановить свою службу на основании статьи 28 2 Закона Российской Федерации «О милиции», либо сложить полномочия депутата, выборного должностного лица. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудники таможенных органов не вправе совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (вне зависимости, осуществляют они указанные полномочия на постоянной либо непостоянной основе). Исходя из положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», сотрудникам прокуратуры запрещено быть депутатами, выборными должностными лицами.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случаях избрания на государственную должность, на выборную должность в органе местного самоуправления. При избрании его на указанную выборную должность служебный контракт приостанавливается с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв (пункт 3 часть 1 статьи 39 указанного Федерального закона). При этом по смыслу пункта 2 статьи 1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» во взаимосвязи с частью 2 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборными должностями в органе местного самоуправления являются должности, замещаемые депутатами, членами выборного органа местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления.

Следует отметить, что общей конституционно-правовой основой института несовместимости статуса депутата и государственного, муниципального служащего является закрепленный в статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, исключающий возможность одновременного участия одного и того же гражданина (одних и тех же граждан) в деятельности органов различных ветвей государственной власти. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1998 года № 16-П, конкретизируя данный конституционный принцип организации государственной власти, установило недопустимость даже временного совмещения государственной службы с осуществлением депутатских полномочий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель муниципального унитарного предприятия не вправе занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ и Федеральным законом от 15 февраля 2006 года № 24-ФЗ внесены изменения в части 6 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом. Кроме того, лицо, избранное депутатом представительного органа муниципального образования, не вправе совмещать свои полномочия с полномочиями депутата представительного органа или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, прямо установленных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом указанные положения распространяются на депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных на выборах, назначенных после 1 февраля 2006 года. На лиц, избранных на выборах, назначенных до 1 февраля 2006 года, указанные ограничения не распространяются, и они вправе совмещать соответствующие должности, в том числе одновременно быть выборным должностным лицом (депутатом представительного органа) муниципального района и выборным должностным лицом (депутатом представительного органа) входящего в такой район поселения. При этом осуществлять полномочия на постоянной, оплачиваемой основе такое лицо вправе только в одном муниципальном образовании.

В соответствии с положениями комментируемого пункта дополнительные ограничения, связанные со статусом депутатов, выборных должностных лиц, могут устанавливаться только федеральными законами. В отношении вопроса о действии дополнительных ограничений, касающихся статуса выборных должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов муниципальных образований, установленных в законодательстве субъектов Российской Федерации и не установленных на федеральном уровне, необходимо учитывать, что соответствующие нормы законов субъектов Российской Федерации применяться не могут как противоречащие пункту 9 статьи 4 комментируемого Федерального закона, который действует с 25 июня 2002 года.

Анализ практики введения федеральным законодателем дополнительных запретов на совмещение исполнения полномочий депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью показал, что при таком введении затрагивается статус уже избранных лиц, в связи с целесообразно одновременно c введением запрета специально оговаривать, что он распространяется только на лиц, избираемых в будущем.

10. Комментируемый пункт определяет правовое положение иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, на выборах в органы местного самоуправления, проведении местного референдума при наличии заключенного Российской Федерацией и иностранным государством соответствующего международного договора. Такое право лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации вытекает из части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации. Кроме того, применительно к праву иностранных граждан на участие в муниципальных выборах, референдумах, необходимо отметить, что оно закреплено в ряде международных документов, например, в Конвенции об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне (г. Страсбург, 5 февраля 1992 года) 1 .

Согласно абзацу второму части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Однако, согласно комментируемому пункту и пункту 3 статьи 17 комментируемого Федерального закона на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. В этой связи полагаем, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в каждом конкретном случае следует руководствоваться нормой, содержащейся в международном договоре Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации применяются следующие нормы международных договоров Российской Федерации, касающиеся права иностранных граждан на участие в муниципальных выборах, а именно:

а) Пункт 2 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 13 июня 1996 года, вступил в силу для Российской Федерации 26 июля 1997 года) 2 ;

б) Пункт 1 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 25 ноября 1996 года, вступил в силу для Российской Федерации 10 июня 1997 года) 3 ;

в) Пункт 2 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (ратифицирован 19 марта 1997 года, вступил в силу для Российской Федерации 6 января 2001 года) 4 ;

_______________
1 Российская Федерация к данной Конвенции пока не присоединилась.
2 Дипломатический вестник. 1995. № 2. С. 42–45. Бюллетень международных договоров. 1997. № 10. С. 73–77; СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3950. Сведения о ратификации: Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 68-ФЗ.
3 Дипломатический вестник. 1995. № 6. С. 37–39; СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3748; Бюллетень международных договоров. 1997. № 11. С. 53–57. Сведения о ратификации: Федеральный закон от 25 ноября 1996 года № 136-ФЗ.
4 Бюллетень международных договоров. 2001. №. 5. С. 74–78; СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 786. Сведения о ратификации: Федеральный закон от 19 марта 1997 года № 62-ФЗ.

г) Пункт 2 статьи 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (вступил в силу с 17 октября 2000 года) 1 ;

д) Российской Федерацией и Республикой Грузия 15 сентября 1995 года подписан Договор о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации 2 , однако до настоящего времени он не вступил в силу.

Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина (в том числе иностранного) на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в настоящее время Устав Союза Беларуси и России, ратифицированный Федеральным законом от 10 июня 1997 года № 89-ФЗ 3 , в связи с подписанием Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, утратил свою силу и вместе с ним положения о праве граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Российской Федерации на территории соответствующего муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.

Принципиальная позиция законодателя применительно к этой сфере и уровню выборов состоит в закреплении принципа равенства правового статуса граждан Российской Федерации и иностранных граждан. На них распространяются все условия и гарантии реализации как активного, так и пассивного избирательного права, права осуществлять иные соответствующие избирательные действия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

___________
1 СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 747; Бюллетень международных договоров. 2002. № 5. С. 31–33; Дипломатический вестник. 1997. № 9. С. 38–39. Сведения о ратификации: Федеральный закон от 15 июля 2000 года № 100-ФЗ.
2 Подписан в г. Тбилиси 15 сентября 1995 года.
3 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2732.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.