Отчетность сдана. Требования направлять на ос

Отчетность сдана. Но вздыхать с облегчением рано

После сдачи очередной квартальной налоговой отчетности у бухгалтеров наступает новая волна — ответы на всевозможные требования налоговиков. Проверяющие могут запросить подтверждающие документы, потребовать объяснить причины расхождения между строками деклараций, а также несоответствия показателей отчетности межформенным соотношениям. В какой срок и как правильно дать ответ налоговикам, пойдет речь в настоящей статье.

Налоговики направляют компаниям требования о представлении документов или даче пояснений по разнообразным поводам. В каких случаях можно проигнорировать требования, а когда необходимо дать пояснения?

Претенденты на камеральную проверку

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления декларации или расчета в налоговый орган. Этот срок установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ.

Обратите внимание: с 3 сентября 2018 г. данная норма действует в новой редакции. Изменения в нее внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее — Закон № 302-ФЗ). Поправки касаются проведения камеральных проверок деклараций по НДС. Новые правила применяются по декларациям, которые сданы после 3 сентября 2018 г. Их налоговики будут проверять два месяца со дня представления. Если в ходе камеральной проверки налоговики обнаружат признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства, руководство налогового органа может продлить срок камеральной проверки до трех месяцев.

Исключение — декларации по НДС, представленные иностранными организациями, которые оказывают услуги в электронной форме через интернет. В этом случае срок камеральной проверки декларации по НДС составляет шесть месяцев и продлевать его налоговики не вправе.

Но вернемся к общему порядку. В ходе проведения камеральной проверки декларации и расчеты проходят автоматизированную проверку по контрольным соотношениям (п. 2.4 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Также налоговики посмотрят, уложились ли вы в сроки сдачи отчетности.

Претендентами на углубленную камеральную проверку с представлением налоговикам дополнительных документов и пояснений могут стать компании, если в представленной декларации:

— обнаружены ошибки и противоречия сведениям из документов, имеющихся у налоговых органов (п. 3 ст. 88 НК РФ);

— заявлены убытки либо представлена уточненка на уменьшение суммы налога (п. 3 ст. 88 НК РФ);

— уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма убытка по истечении двух лет со дня, установленного для сдачи декларации (представлена уточненка) (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);

— заявлены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Отметим, что одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной проверки, является истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению». Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной проверки в части льготных операций может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п. 14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 по делу № А71-6132/2014, от 17.02.2015 по делу № А60-21098/2014, от 23.05.2014 по делу № А60-32962/2011);

— предъявлена сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 16.09.2015 № СД-4-15/16337);

— выявлены противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

— исчислены налоги, связанные с использованием природных ресурсов, то есть речь идет о декларациях по водному налогу, НДПИ, земельному налогу (п. 9 ст. 88 НК РФ);

— не приложены обязательные документы, которые должны представляться одновременно с декларацией (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, налогоплательщику выставляется требование представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ). Напомним, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. А повторное аналогичное нарушение в течение календарного года приведет к штрафу в размере 20 000 руб. (ст. 129.1 НК РФ).

Налоговики в связи с внедрением программного комплекса «АСК НДС-2» используют риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок деклараций по НДС (письмо ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/[email protected]). Такой подход применяется в отношении деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие обложению НДС в соответствии с п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие налоговой льготы с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

В указанном письме налоговая служба сообщила, что при проведении камеральных проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

— уровень налогового риска, присвоенного системой управления рисками АСК «НДС-2»;

— результат предыдущих камеральных проверок деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

Сроки ответа и отправки квитанции на требование налоговой

Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней после даты получения соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Как уже было отмечено, требование по камеральной проверке налоговики вправе направить в течение трех месяцев со дня представления декларации (расчета), за исключением случаев, когда требование направлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (в этом случае налоговики могут направить его и за пределами указанного срока).

При этом компания вправе не исполнять требования налоговиков, направленные за пределами трехмесячного срока камеральной проверки (подп. 11 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ). Ответственности по ст. 126 НК РФ не будет.

В своих разъяснениях чиновники указывают, что по общему правилу камеральная проверка длится три месяца и этот срок не продлевается. При этом использование доказательств, полученных после окончания проверки и до составления соответствующего акта, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных нормами Налогового кодекса (письма ФНС России от 22.08.2014 № CА-4-7/16692, Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1–75). Так же считают и судьи (п. 27 постановления ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Однако игнорировать требование рискованно, поэтому в подобных ситуациях нужно ответить на запрос мотивированным отказом со ссылкой на п. 2 ст. 88 НК РФ, разъяснения чиновников и практику высших судов.

Обратите внимание: если до окончания камеральной проверки компанией представлена уточненная декларация (расчет), камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

В письме от 21.11.2012 № АС-4-2/[email protected] ФНС России разъяснила, что под моментом окончания камеральной проверки следует понимать истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

Срок исполнения требования

Налоговики могут запросить документы, потребовать представить пояснения либо внести соответствующие исправления в декларацию при проведении как камеральной, так и выездной налоговой проверки.

Подать пояснения или внести исправления в представленную декларацию компания должна в течение пяти рабочих дней после даты получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На представление документов компании отводится 10 рабочих дней после даты получения такого сообщения из ИФНС (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Представляем пояснения

В случае камеральной проверки декларации по НДС пояснения должны быть представлены в электронной форме по утвержденному ФНС формату (п. 3 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 11.01.2018 № АС-4-15/[email protected]). По остальным налогам пояснения составляются в произвольной форме.

Если не составить пояснения либо представить не вовремя, то компанию могут оштрафовать на 5000 руб., а при повторном нарушении в течение года — на 20 000 руб. (ст.129.1 НК РФ).

Кроме того, непредставление пояснений (сведений) в установленном формате XML на требование налоговиков влечет административную ответственность для должностных лиц компании по п.1 ст. 15.6 КоАП РФ (постановление Сыктывкарского городского суда (Республика Коми) от 14.11.2017 № 5-3446/2017).

Отвечаем на требования налоговиков

Львиная доля налоговых требований приходится на декларации по НДС и налогу на прибыль. Содержание пояснений, предоставляемых налоговикам, прежде всего, зависит от того, допущены ли ошибки в заполнении декларации и повлияли ли они на размер налоговой базы.

Если никаких противоречий в декларации нет, то компания представляет пояснение о правильном отражении соответствующих значений в декларации и, соответственно, изменения в ранее поданные декларации не вносит (письмо ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Если компанией допущены ошибки при заполнении декларации, но они не привели к искажению налоговой базы (например, перепутаны строки заполнения декларации), компания может не представлять пояснения, а направить уточненную декларацию в налоговую инспекцию без уплаты налога и пени (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если компанией допущены ошибки в порядке заполнения декларации, которые привели к искажению налоговой базы (например, признаны расходы в большем размере, чем должны были), компания также может не представлять пояснения, а направить уточненную декларацию в налоговую инспекцию, предварительно перечислив в бюджет недостающую сумму налога и соответствующие пени (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Требования по НДС

Чаще всего налоговики требуют у компании документы и пояснения по поводу применения тех или иных льгот. Начиная с 2017 г., налоговики проверяют не облагаемые НДС операции, которые признаются налоговыми льготами, по методике, изложенной в письме ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281. Так, при проведении камеральных проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

— уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;

— результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

Рекомендуемая форма Реестра.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность

налоговых льгот в разрезе кодов операций,

к Декларации по налогу на добавленную стоимость

за ___ квартал ____ года

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении № 2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Например, при высоком налоговом риске объем документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика, в разрезе кодов операций составляет 40% в обязательном порядке по каждому коду операции. При этом количество истребуемых документов не должно быть больше 500.

Отметим, что налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр. Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (то есть в сплошном порядке).

Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных проверках и имеющим низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Еще одним распространенным поводом для истребования документов в случае несоответствия показателей отчетности является сопоставление строк 070 и 170, а также строк 090 и 130 декларации по НДС. Напомним, что по строке 070 декларации по НДС отражается сумма НДС, начисленная с полученных авансов, а по строке 170 — суммы НДС, принимаемые к вычету при отгрузке товаров (работ, услуг). Поэтому строка 170 декларации (сумма НДС с отработанных авансов) не может быть больше суммы начисленного «авансового» НДС.

Чаще всего предоплата и отгрузка приходятся на разные налоговые периоды, то есть получение аванса и отгрузка товаров отражаются в разных декларациях за соответствующие периоды. Но зачастую при сопоставлении данных строк налоговики рассматривают только один налоговый период, в связи с чем и возникает необходимость в предоставлении пояснений.

Такая же ситуация складывается и в отношении сумм НДС с перечисленных авансов поставщиков, которые отражаются по строке 130 декларации. Сумму НДС нужно восстановить, если компания получила товары (работы, услуги), и показать по строке 090 декларации (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако на практике поставка товара может происходить в течение длительного периода либо частями, а поэтому в течение нескольких налоговых периодов может иметь место превышение показателей строки 130 над строкой 090 декларации.

Приведем пример ответа на требование налогового органа.

Ответ на требование № 1/53 от 08.08.2018
о причинах невосстановления суммы НДС
в декларации за II квартал 2018 г.

ООО «Квартет» в соответствии с требованием о представлении пояснений №1/53 от 08.08.2018 поясняет, что налоговая декларация по НДС за II квартал 2018 г. не содержит ошибок и (или) противоречий в связи со следующими обстоятельствами.

В графе 3 по строке 130 Раздела 3 налоговой декларации по НДС за II квартал 2018 г. отражена сумма налога, предъявленная поставщиками при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежащая вычету у покупателя в соответствии с п. 12 ст. 171 и п. 9 ст. 172 НК РФ.

Поставка товаров, по которым была произведена предварительная оплата, будет осуществлена ориентировочно в III квартале 2018 г. Поэтому в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановление сумм налога по графе 5 строки 090 Раздела 3 налоговой декларации по НДС будет отражено в налоговой декларации по НДС за III квартал 2018 г. по мере поступления товаров от поставщиков.

Сравнение объемов реализации в декларациях по налогу на прибыль и по НДС проводится с целью исключения занижения налоговой базы по одному из налогов (письмо УФНС РФ по Московской области от 22.09.2017 № 21-27/091121). При наличии расхождений доходов от реализации, отраженных в декларации по налогу на прибыль, по сравнению с показателем выручки от реализации товаров (работ, услуг), отраженным в декларации по НДС, налоговики направляют требования представления пояснений.

Приведем образец ответа на подобный запрос.

Ответ на требование № 5/53 от 06.08.2018
о наличии расхождений показателей налоговой декларации по НДС и налогу на прибыль

ООО «Квартет» в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/53 от 06.08.2018 поясняет следующее.

Расхождение показателей доходов от реализации по декларации по налогу на прибыль и реализации товаров (работ, услуг) по декларации по НДС за полугодие 2018 г. связано с тем, что:

— в апреле 2018 г. нами была осуществлена экспортная поставка в Казахстан, которая подтверждается в течение 180 календарных дней. Налоговая база по НДС возникает на последнее число квартала, в котором собраны подтверждающие документы (п. 9 ст. 167 НК РФ). В части исчисления налога на прибыль реализация товаров на экспорт отражается в строках 010, 011, 012 Приложения № 1 к листу 2 декларации в момент перехода права собственности (п. 3 ст. 271 НК РФ). Поэтому выручка от реализации товаров на экспорт не отражается в декларации по НДС, в то время как в декларации по налогу на прибыль она отражена в момент перехода права собственности на товар;

Читайте так же:  Нижегородский арбитражный суд вакансии. Нижегородский арбитражный суд вакансии

— в мае 2018 г. компанией осуществлена реализация путевок в санаторий-профилакторий, которая в силу ст. 149 НК РФ не облагается НДС и отражается в разделе 7 декларации по НДС. В декларации по налогу на прибыль данная операция показана в строках 010, 011, 012 Приложения № 1 к листу 2 в момент перехода права собственности (п. 3 ст. 271 НК РФ). Поэтому выручка от реализации не облагаемых НДС услуг отражается в специальном разделе декларации по НДС, в то время как в декларации по налогу на прибыль она отражена в составе выручки от реализации услуг;

— в марте — мае 2018 г. компания предоставляла оборудование по договору аренды и учитывала выручку от реализации услуг в составе внереализационных доходов согласно ст. 250 НК РФ с отражением по строке 100 Приложения № 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль. В декларации по НДС выручка от предоставления имущества в аренду отражена по строке 010 раздела 3.

Отметим, что на практике причин расхождения может быть гораздо больше. Они могут возникать, к примеру, при безвозмездном получении товаров, (работ, услуг), безвозмездной передаче товаров, (работ, услуг), передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд, не учитываемых при расчете налога на прибыль, и пр.

Требования по налогу на прибыль

Показатели декларации по налогу на прибыль налоговики могут сверить с данными декларации по НДС, бухгалтерской отчетностью, выписками по расчетным счетам и другими документами. Если компания заявляет в декларации убыток, то она должна быть готова представить пояснения о причинах его образования.

Приведем пример ответа на требование налоговиков пояснить заявленный в декларации убыток.

Ответ на требование № 1/52 от 08.08.2018
о причинах убытков в декларации
по налогу на прибыль за II квартал 2018 г.

Основным видом деятельности АО «Лютик» является оптовая торговля моторным топливом. Финансово-хозяйственный анализ деятельности компании за первое полугодие 2018 г. показал, что причины возникших убытков носят постоянный характер и связаны со снижением доходов от реализации.

Причиной снижения доходов от оптовой продажи за первое полугодие 2018 г. является высокая закупочная цена на нефтепродукты от поставщиков. Конъюнктура рынка и уровень конкуренции не позволили АО «Лютик» адекватно увеличивать цены на реализуемые товары (работы, услуги). Цены на рынке нефтепродуктов постоянно изменялись, соответственно, мелкооптовый покупатель был заинтересован приобрести продукцию по более низкой цене.

Причиной снижения объема выручки от услуг по перевозке и хранению послужило прекращение действия договора с крупным покупателем услуг, работ по хранению и доставке нефтепродуктов до АЗС. Расторжение договора произошло по причине приобретения нефтебазы для хранения нефтепродуктов «Цветочек» в г. Краснодар. При проведении тендера по перевозкам перевозчиком стала другая организация. Услуги по доставке с использованием спецмашин и хранению нефтепродуктов с использованием резервуаров носят специфический и ограниченный характер.

Розничная торговля нефтепродуктами, при произведенных затратах на организацию торговли и содержанию АЗС, доходов не принесла по причине удаленности от оживленной проезжей части дороги. Таким образом, сложившийся убыток является следствием объективных причин.

Часто компании получают требования о нестыковке тех или иных показателей бухгалтерской отчетности с налоговой отчетностью. Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности проводится налоговиками регулярно, в том числе с целью выявления рисков занижения налоговых обязательств.

Например, налоговики делают вывод о занижении выручки от реализации основных средств, сопоставляя данные строки 030 Приложения № 3 к листу 02 декларации при наличии разницы по строкам 1150_5 и 1150_4 формы № 1 «Бухгалтерский баланс».

По состоянию на 31.12.2016 в бухгалтерском балансе отражена остаточная стоимость основных средств — 2946 тыс. руб., а по состоянию на 31.12.2017 – 2780 тыс. руб.

Разность двух строк в размере 166 тыс. руб., по мнению налоговиков, свидетельствует об искажении налоговой базы в результате неотражения выручки от реализации амортизируемого имущества.

Но расхождение между бухгалтерской и налоговой отчетностью в данном случае может быть и не связано с занижением выручки по налогу на прибыль.

Ответ на требование № 1/52 от 06.06.2018
о представлении пояснений
по налогу на прибыль за 2017 г.

Компания правомерно не заполнила строку 030 Приложения № 3 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2017 г.

В марте 2017 г. приобретены 2 объекта основных средств (электронасосы) первоначальной стоимостью 93220,34 руб. каждый.

За 2017 г. начислена амортизация по объектам основных средств в бухгалтерском учете — 352556,26 руб.

Таким образом, остаточная стоимость основных средств, отраженная по строке 1150 на 31.12.2017 баланса, равна 2780421,17 руб. (2946537,28 руб. (строка 1150 на 31.12.2016) + 93220,34 руб. х 2 – 352556,26 руб.). Поэтому расхождение между бухгалтерской и налоговой отчетностью не связано с занижением выручки по налогу на прибыль.

Налоговики при наличии дебиторской задолженности, отраженной по строке 1230 бухгалтерского баланса, делают вывод об отсутствии сумм «Процентов к получению» по строке 2320 бухгалтерского баланса и внереализационных доходов в декларации по налогу на прибыль по строке 100 Приложения № 1 к листу 02. Соответственно, ревизоры требуют от компаний пояснений причины неначисления законных процентов по денежному долговому обязательству в порядке ст. 317.1 ГК РФ и неотражение процентов в налоговой декларации в составе внереализационных доходов.

Перед тем как перейти к шаблону ответа, немного предыстории о причинах возникновения подобных запросов.

В конце 2015 г. представители финансового ведомства разъяснили налогоплательщикам об обязанности компаний, имеющих дебиторскую задолженность, начислять проценты и отражать данные проценты во внереализационных доходах исходя из ставки рефинансирования (письмо Минфина России от 09.12.2015 № 03-03-РЗ/67486). В указанном письме шла речь о ст. 317.1 ГК РФ в редакции до 31.07.2016.

Напомним, что до 1 августа 2016 г. кредитор имел право на законные проценты, если в договоре организации не прописали иное (ст. 317.1 ГК РФ). То есть проценты можно было начислять по умолчанию, даже если в договоре не прописан порядок уплаты.

Чтобы не начислять проценты по таким договорам (заключенным до 01.08.2016), в них должны быть, к примеру, такие формулировки: «законные проценты не начисляются», «проценты по денежным обязательствам не начисляются».

С 1 августа 2016 г. законные проценты подлежат начислению и отражению в составе внереализационных доходов или расходов налогоплательщика, если это напрямую предусмотрено договором или законом. А при отсутствии такого условия законные проценты не начисляются (письмо Минфина России от 24.03.2017 № 03-07-11/17/44). То есть с 1 августа 2016 г. начислять проценты можно только в том случае, если это прямо предусмотрено договором. Если же в договоре о законных процентах ничего не сказано, то кредитор не может их потребовать от контрагента.

Следует отметить, что налогоплательщики неоднократно пытались в судебном порядке оспорить правомерность истребования пояснений о расхождении показателей выручки, отражаемых в разных декларациях и бухгалтерской отчетности. Но подобные попытки не увенчались успехом. Суды поддерживают налоговиков. Арбитры отмечают, что налоговый орган обязан воспользоваться предоставленным ему ст. 88 и 101 НК РФ правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию, что осуществляется в интересах самого налогоплательщика (постановления АС Московского округа от 10.07.2017 № Ф05-4411/17, Северо-Западного округа от 06.04.2018 по делу № А56-38230/2017, от 15.09.2017 по делу № А44-9098/2016).

Документы, ранее представленные налоговикам

По общему правилу налоговики не вправе истребовать в ходе камеральной проверки документы, представленные компанией ранее, за исключением некоторых случаев (п. 2 ст. 93.1 НК РФ, письмо ФНС России от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304). Такими случаями являются:

— представление ранее компанией оригиналов документов, которые впоследствии были ей возвращены;

— утрата налоговиками ранее представленных документов вследствие обстоятельств непреодолимой силы (например, в результате пожара, наводнения и т.п.);

— повторное истребование документов, ранее представленных в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок (запрос документов о контрагенте проверяемой компании).

Если же компания не может представить документы по причине их утраты (например, в результате пожара), то у компании должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что документы были уничтожены в ходе пожара. При этом налоговиками могут быть запрошены в целях подтверждения факта пожара, а также наличия либо отсутствия в сгоревшем помещении первичных документов, приказ о создании комиссии по расследованию утраты документов и по выявлению виновных лиц, акт расследования комиссии, опись утраченных (поврежденных) документов , акт инвентаризации и инвентаризационные описи, составленные после пожара (решение АС г. Москвы от 07.09.2017 № А40-76506/2017).

Обратите внимание: начиная с 3 сентября 2018 г. действуют изменения, внесенные Законом № 302-ФЗ в части сроков предоставления документов и информации по сделкам. Так, с 5 до 10 рабочих дней увеличивается срок представления документов по конкретной сделке налоговикам вне рамок проверок, и в этот же срок компания должна уведомить налоговиков, если документы не могут быть представлены (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Ранее представленные в налоговую инспекцию документы по-прежнему повторно могут не сдаваться. Но компания должна направить налоговикам уведомление о том, что она ранее уже представляла затребованные документы.

Если компания не получила требование

На практике встречаются ситуации, когда компании не находятся по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. По этой причине они не получаются требования налоговиков, отправленные почтой.

В этом случае сообщения, доставленные по адресу, который содержится в ЕГРЮЛ, считаются полученными компанией, даже если она не находится по данному адресу (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Отметим, что еще в постановлении Пленума ВС РФ от 30.07.2013 № 61 разъяснено, что лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.

В подобных ситуациях за оставленное без ответа требование компанию можно привлечь к административной ответственности (постановление Первомайского районного суда г. Краснодара от 09.11.2017 № 5-632/2017).

Представление документов в суд: последствия для НДС

Как уже было отмечено, возмещение НДС осуществляется после проведения камеральной проверки соответствующей декларации и подтверждения налоговым органом права на указанное возмещение (ст. 176 НК РФ). При этом налоговикам предоставлено право в рамках камеральной проверки истребовать у компании документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов:

— фактическое приобретение товаров (работ, услуг) для использования в облагаемых операциях;

— отражение товаров (работ, услуг) в учете;

— наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур и соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ).

Правомерность предъявления суммы НДС к возмещению подлежит доказыванию налогоплательщиком путем представления соответствующих документов.

Нормы НК РФ не содержат ограничений и не устанавливают пределы реализации налоговиками данного права в рамках камеральной проверки. А объем испрашиваемых документов (информации) зависит от характера выявленных противоречий и неясностей в представленных документах и не может быть заранее определен.

Таким образом, обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг).

На практике нередки ситуации, когда, заявив НДС к возмещению, компания впоследствии игнорирует требования налоговиков о представлении документов, подтверждающих сумму вычета. Приведем пример одного судебного дела — решение АС Краснодарского края от 13.09.2017 по делу № А32-22562/2017. Суть спора заключалась в следующем.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению из бюджета. В целях проверки обоснованности заявленных к возмещению сумм налоговики направили требование о представлении документов (информации). Однако компания проигнорировала требование инспекции.

Ввиду непредставления документов контролеры направили требование о предоставлении пояснений. На повторное требование запрошенные документы также не были представлены.

Налоговики допросили руководителя компании, который пояснил, что запрошенные документы находятся в аудиторской фирме и не представлены в налоговый орган по причине отсутствия времени. В результате инспекторы составили акт камеральной проверки и приняли решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.

Материалы камеральной проверки были рассмотрены инспекцией в присутствии руководителя компании, который обязался в недельный срок представить документы, подтверждающие заявленные вычеты по НДС. Однако на момент вынесения решения об отказе в возмещении НДС документы, подтверждающие налоговые вычеты и право на возмещение, налоговому органу представлены не были.

Таким образом, компания в ходе камеральной проверки, длившейся значительное время, не представила документы в подтверждение обоснованности налоговых вычетов, в связи с чем налоговики были лишены возможности их проверить в рамках камеральной проверки и дать им оценку.

При несоблюдении компанией внесудебной процедуры возмещения НДС (в результате невыполнения требования инспекции представить подтверждающие документы), суд не может подменять деятельность налоговиков по проведению налоговых проверок, поскольку это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти (ст. 10 Конституции РФ).

Исходя из этого, суд отказал в удовлетворении требований компании о возмещении НДС, поскольку компания без уважительных причин представила все необходимые документы непосредственно в суд, минуя налоговый орган.

Как отметили судьи, налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на возмещение НДС, когда налоговики не исполнили процедуру возмещения НДС, прописанную в главе 21 НК РФ. При этом внесудебная процедура возмещения НДС не может считаться соблюденной компанией, если ею не выполнено требование налогового органа о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.

В рамках рассматриваемого дела суд учел, что до вынесения решения компания не уведомляла инспекцию о необходимости предоставления времени для представления истребованных документов после истечения срока, установленного по итогам рассмотрения результатов проверки. Кроме того, компания не приложила и не представила впоследствии доказательства направления в период проведения налоговой проверки в адрес аудиторской фирмы запросов о представлении документов, а также ответы контрагента на указанные запросы, которые подтверждали бы, что документы получены компанией после проведения проверки. Не представила компания и доказательства того, что ею заявлялось в инспекцию ходатайство о продлении срока представления необходимых для проверки документов.

В результате суд встал на сторону налоговиков. Арбитры пришли к выводу, что компания злоупотребила своим правом, представив в суд документы в отсутствие уважительности причин их непредставления налоговикам в период проверки, длившейся значительное время (с апреля по октябрь), при том что компании предоставлялась возможность направить инспекции необходимые документы, объективные причины неисполнения предусмотренной законом обязанности компания документально не подтвердила. А представление указанных документов после принятия решения налоговой инспекции по результатам проведения налоговой проверки, в том числе в суд, не может стать основанием для удовлетворения требований компании.

Передача копий протоколов собраний собственников и их решений органам ГЖН

Приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр помимо Требований к оформлению протоколов собраний собственников помещений в МКД (далее – Требования) утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор (далее – Порядок). Этот документ привлек не меньшее внимание профессионального сообщества, чем Требования.

Прежде чем перейти непосредственно к изучению Порядка, предлагаем вспомнить положения ЖК РФ об обязанности управляющего МКД передавать протоколы и решения органу ГЖН.

Читайте так же:  Договор купли продажи дверей. Договор купли продажи стальных дверей

С 30.06.2015 действует ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой:

  • решения и протокол общего собрания признаны официальными документами и подлежат размещению в ГИС ЖКХ лицом, инициировавшим общее собрание;
  • копии решений и протокола общего собрания подлежат обязательному представлению инициатором собрания в УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания. Опираясь на Требования, можно прийти к выводу, что датами проведения общего собрания считаются дата совместного присутствия (собрание в форме очного голосования) и дата окончания приема решений собственников (собрание в форме очно-заочного, заочного голосования). Протокол должен быть составлен в письменной форме не позднее чем через 10 дней после проведения собрания. Дата составления протокола соответствует дате окончания подсчета голосов. Таким образом, нужно успеть составить протокол, снять копии и передать их управляющему в течение 10 дней с даты проведения собрания. Обратим внимание, что оригиналы протокола и решений хранятся в месте, определенном решением общего собрания (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), обязанность передавать их третьим лицам законом не установлена.
  • С 30.08.2015 введена ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, согласно которой УК, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение пяти дней с момента получения копий решений и протокола обязаны в порядке, установленном Минстроем, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган ГЖН для хранения в течение трех лет.

    С 30.06.2015 действует ч. 19 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в соответствии с которой протоколы собрания собственников многоквартирного дома передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в этой системе с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ на территории субъекта РФ, но не позднее 01.07.2016). Обратим внимание, что в данной норме не отмечено, кто именно передает протоколы в орган ГЖН. Поскольку в жилищном законодательстве сказано об обязанности передавать копии протоколов в орган ГЖН применительно к управляющему МКД и обязанности размещать протоколы и решения в ГИС ЖКХ применительно к инициатору общего собрания, представляется, что в рассматриваемой норме не содержится никаких новых предписаний, она лишь повторяет требования ч. 1 и 1.1 ст. 46 ЖК РФ с учетом общего правила о сроке возникновения обязанности большей части поставщиков информации размещать ее в ГИС ЖКХ.

    Что нужно передать?

    Прежде всего нужно определить, какие именно документы подлежат передаче органу ГЖН. В частях 1, 1.1 ст. 46 ЖК РФ сказано о решениях и протоколах собрания собственников многоквартирного дома. Это означает, что:

  • протоколы общих собраний членов ТСЖ, ЖК, ЖСК передавать никуда не нужно (в соответствии с требованиями приведенных норм ЖК РФ);
  • под решением следует понимать бюллетень для голосования каждого собственника помещения (см. также ч. 4 ст. 46 ЖК РФ), который необходим при проведении собрания собственников многоквартирного домав форме заочного или очно-заочного голосования. Если при очном голосовании решения собственников не оформляются, передавать их не надо;
  • передавать в орган ГЖН необходимо все полученные протоколы и решения, даже если без участия управляющего МКД они были оформлены с нарушением Требований (а ранее – без обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 181.3 ГК РФ), либо вызывают сомнения в достоверности, либо могут быть квалифицированы как ничтожные.
  • Согласно п. 2 Порядка управляющий МКД обязан направить копии документов, представленных ему инициатором общего собрания собственников помещений. Поэтому, если инициатор в нарушение ч. 1 ст. 46 ЖК РФ не передавал УК никаких документов, но последняя имеет информацию о проведении общего собрания, целесообразно запросить (письменно) у самого инициатора данные документы. Этот запрос будет свидетельством того, что УК приняла все меры для выполнения возложенной на нее обязанности.

    Естественно, если инициатором собрания был сам управляющий, он должен передать копии протокола и решений без каких-либо дополнительных условий.

    Особо следует сказать о составе протокола собрания собственников. Как установлено пп. «ж» п. 4 и п. 19 Требований, обязательным реквизитом протокола являются приложения к нему (в их числе решения собственников помещений). Учитывая, что приложения являются неотъемлемой частью протокола и без них порой невозможно установить реальную волю собственников помещений, содержание решения (например, если речь идет об утверждении условий договора, сметы работ и пр., которые вынесены в приложения), передавать в орган ГЖН необходимо протокол со всеми его обязательными приложениями.

    Куда и в какие сроки передавать?

    В силу ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ УК обязана передать документы в течение пяти дней с момента их получения от инициатора собрания (см. п. 3 Порядка). Поскольку не указано иное, считать нужно календарные дни. Важно зафиксировать дату поступления документов. Для этого необходимо составить акт приема-передачи документов, в котором следует привести перечень документов, отразить дату передачи, проставить подписи принимающей и передающей сторон.

    Если в роли инициатора общего собрания выступает управляющий МКД, вполне логично предположить, что передать пакет документов органу ГЖН нужно в течение пяти дней с даты составления протокола.

    В пункте 2 Порядка специально отмечено, что документы надо передавать в орган ГЖН субъекта РФ, на территории которого находится МКД, собственники помещений в котором проводили общее собрание.

    Каким образом передавать?

    Согласно п. 3 Порядка копии документов должны быть переданы способами, позволяющими подтвердить факт и дату их получения органом ГЖН, а также путем размещения в ГИС ЖКХ электронных образов решений, протокола.

    О передаче органу ГЖН

    В пункте 4 Порядка уточнено, что копии документов считаются переданными в случае наличия у управляющего МКД документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган ГЖН. Самый очевидный способ – передача нарочным, с получением расписки от сотрудников органа ГЖН с указанием даты передачи документов. Обращаем ваше внимание: в Порядке не сказано, что это единственно возможный способ. Управляющим в населенных пунктах, расположенных в существенном отдалении от областного центра, где обычно располагается орган ГЖН, этот вариант может быть весьма неудобен. Учитывая равенство прав всех хозяйствующих субъектов, представляется справедливым, что управляющие могут направлять пакет документов чиновникам заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

    О размещении в ГИС ЖКХ

    Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронные образы решений, протокола находятся в открытом доступе и доступны для обозрения в ГИС ЖКХ (п. 4 Порядка). Исходя из буквального толкования ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ и Порядка, размещение в системе и вручение документов не являются альтернативными способами передачи. Это значит, что приказом Минстроя конкретизирована обязанность управляющего МКД размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы собраний собственников.

    К сведению

    Информация о проведении общего собрания собственников помещений, общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК, а также решения таких собраний по вопросам, поставленным на голосование, и итоги голосования должны размещаться в системе (п. 36 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»). В силу ч. 18 ст. 7 того же закона поставщиками данной информации являются лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению МКД, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, по предоставлению коммунальных услуг.

    Итак, обязанность управляющего МКД направить копии решений и протокола, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, в орган ГЖН установлена с 30.08.2015. До настоящего времени на управляющих не возлагалась обязанность размещать в ГИС ЖКХ электронные образы рассматриваемых документов, поскольку действовало общее правило о размещении информации с 01.07.2016 (либо по истечении четырех месяцев с даты вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ). Изменилось ли что-то с 29.04.2016 в связи со вступлением в силу Порядка?

    С одной стороны, согласно прямому указанию в ч. 19 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ протоколы передаются в орган ГЖН с использованием ГИС ЖКХ и подлежат размещению в системе в общие сроки – с 01.07.2016.

    С другой стороны, на основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ в случае, если законодательством РФ для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, они обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, предусмотренные законодательством РФ. Приказ Минстроя является актом законодательства РФ. Можно ли считать, что он устанавливает срок размещения информации в ГИС ЖКХ? Ответ на этот вопрос будет влиять на квалификацию правонарушения в виде неразмещения, несвоевременного размещения в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений.

    В настоящее время размещение решений и протоколов собрания собственников многоквартирного дома в ГИС ЖКХ – это исполнение обязанности управляющего МКД по передаче контролирующему органу сведений, необходимых для осуществления надзорных мероприятий. Такая обязанность предусмотрена ЖК РФ. Ее неисполнение влечет административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ (штраф для юридических лиц в сумме от 3 000 до 5 000 руб.).

    Одновременно существует обязанность, установленная специальным законом о ГИС ЖКХ, размещать разнообразную информацию в данной системе (цель – предоставление заинтересованным лицам сведений о ЖКХ). В общем случае размещать информацию в ГИС надо с 01.07.2016, в отношении отдельной информации (о домах, находящихся в управлении УК) – с 01.08.2015. Нарушение данной обязанности грозит более серьезными санкциями (см. ст. 13.19.2 КоАП РФ, штраф для УК – 30 000 руб.).

    Для справки

    С 1 августа 2015 года УК обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о перечне МКД, находящихся в управлении, а также информацию об изменении этого перечня (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 255-ФЗ). Приказом Минкомсвязи РФ № 368, Минстроя РФ № 691/пр от 29.09.2015, вступившим в силу 05.01.2016, было уточнено, что помимо размещения сведений непосредственно об МКД (адрес) в ГИС ЖКХ следует размещать протокол собрания собственников многоквартирного дома, на котором принято решение о выборе УК, изменении, расторжении договора управления. Таким образом, определенная категория протоколов общих собраний уже публикуется в системе.

    Итак, с 29.04.2016 у управляющих МКД есть бесспорная обязанность размещать в ГИС ЖКХ решения и протоколы общих собраний собственников помещений. Однако с учетом различных целей размещения протоколов в ГИС ЖКХ есть основания считать, что до возникновения обязанности размещать информацию в системе в целом за отсутствие в открытом доступе в ГИС ЖКХ электронных образов решений и протоколов общих собраний (кроме протоколов общего собрания о выборе УК, расторжении договора управления) должна применяться ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ. Впрочем, нельзя исключать другую трактовку закона проверяющими.

    О защите персональных данных

    Говоря о размещении протоколов общих собраний и зная о требованиях к их содержанию, нельзя не затронуть вопрос правомерности распространения персональных данных собственников помещений (в реестрах, списках указывают Ф. И. О. гражданина, номер принадлежащего ему помещения, реквизиты документа о праве собственности на помещение в МКД). Необходимо ли получать согласие граждан на такие действия? Может ли быть наложен штраф за размещение протоколов в ГИС ЖКХ с указанием персональных данных граждан по ст. 13.11 КоАП РФ (для юридических лиц – от 5 000 до 10 000 руб.)?

    Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка (в том числе распространение – действие, направленное на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц) персональных данных допускается в следующих случаях:

  • если субъект персональных данных согласен на их обработку;
  • если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей;
  • если персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
  • Статья 7 указанного закона гласит: операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Обязанность управляющего МКД раскрывать в системе ГИС ЖКХ персональные данные без согласия субъектов предусмотрена ЖК РФ, такая обработка осуществляется для исполнения возложенной на управляющего МКД обязанности по передаче органу ГЖН протоколов, решений общих собраний собственников помещений в МКД. Поэтому закрывать фамилии собственников помещений в реестрах при сканировании протоколов, приложений к ним, решений собственников не нужно.

    Кроме того, следует помнить, что совокупность указанных данных доступна любому лицу в виде выписки из ЕГРП.

    Все протоколы общих собраний собственников помещений в МКД, проводимых в период управления домом конкретной организацией (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК), последняя обязана направлять в орган ГЖН (нарочным, заказным отправлением с уведомлением о вручении). Также она должна размещать в ГИС ЖКХ их электронные образы. Передавать и размещать в системе нужно непосредственно протоколы собраний со всеми приложениями, включая решения собственников помещений в МКД. При получении документов от инициатора собрания собственников многоквартирного дома обязательно составляйте акт с указанием перечня документов и даты передачи. Вопрос квалификации нарушения в виде неразмещения протоколов в ГИС ЖКХ является спорным, на сегодняшний день более обоснованным представляется применение ст. 19.7 КоАП РФ.

    Права и обязанности заявителей

    Заявитель на проведение работ по подтверждению соответствия должен выполнять установленные требования к проведению подтверждения соответствия и к объектам, прошедшим подтверждение соответствия.

    Информация о требованиях к заявителю представлена на сайте АО «УК «Биотехнопарк», может быть получена заявителем при непосредственном обращении в ОС с целью подтверждения соответствия и указана в договоре на проведение работ по подтверждению соответствия.

    Подавая в ОС заявку (заявление) на подтверждение соответствия заявитель берет на себя обязательства выполнять установленные к нему требования.

    Требования к заявителю в ходе проведения работ по подтверждению соответствия:

    Заявитель на проведение работ по подтверждению соответствия обязан:

    быть зарегистрированным на территории РФ юридическим лицом или физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя, являющимся изготовителем или продавцом либо выполняющим функции иностранного изготовителя на основании договора с ним;

    подать должным образом оформленную и подписанную заявку на проведение сертификации (заявление на регистрацию декларации о соответствии) в ОС;

    предоставить копии всех необходимых документов, предусмотренных схемой сертификации (декларирования);

    предоставлять ОС всю необходимую актуальную и достоверную информацию, документацию, записи, предусмотренные схемой сертификации (декларирования);

    обеспечить доступ работникам ОС к оборудованию, местам, зонам, персоналу и субподрядчикам заявителя с целью проведения анализа состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

    предоставить ОС, если это предусмотрено схемой сертификации, необходимое количество образцов продукции для проведения идентификации и испытаний (измерений) в аккредитованной испытательной лаборатории;

    своевременно оплатить работы по подтверждению соответствия согласно условиям заключенного договора.

    Требования к заявителю после получения документов о подтверждении соответствия:

    После получения зарегистрированной декларации о соответствии заявитель обязан:

    в случае принятия решения о прекращении действия декларации о соответствии направить уведомление в ОС в соответствии с установленным порядком.

    После получения сертификата соответствия заявитель обязан:

    постоянно выполнять сертификационные требования, требования Технических регламентов Таможенного союза, стандартов, санитарных правил и других нормативных документов, на соответствие которым проводилась сертификация;

    контролировать соответствие объекта сертификации нормативным требованиям, а в случае поступления жалоб на объект сертификации регистрировать их, рассматривать, документировать свои действия и решения по поступившим жалобам;

    предоставлять в ОС информацию о поступивших жалобах и предпринятых по этим жалобам действиям;

    предоставлять в ОС информацию о проведенных проверках органов надзора;

    информировать ОС обо всех изменениях, которые могут повлиять на выполнение требований к объекту подтверждения соответствия (правовой, коммерческий, организационный статус или право собственности; организационная структура и руководство; модификация продукции или производственного процесса; адрес для связи и места проведения работ; основные изменения в системе менеджмента качества и другое), в том числе установленным схемами сертификации;

    соблюдать правила применения знака соответствия, ссылок на сертификацию продукции в СМИ;

    выступать с заявлениями, касающимися сертификации, исключительно в ее рамках (это продукция, проходящая сертификацию; применяемые схемы сертификации; стандарты и нормативные документы, используемые при сертификации);

    использовать сертификацию продукции таким образом, чтобы не нанести ущерб репутации ОС, отказаться от каких-либо заявлений, касающихся сертификации продукции, которые могут рассматриваться как непозволительные и вводящие в заблуждение.

    при приостановке или отмене сертификации, прекращать использование всех средств рекламного характера, ссылающихся на сертификацию, и принимать меры согласно требованиям схемы сертификации (например, возвращение сертификационных документов), и любые другие необходимые меры;

    предоставлять условия для осуществления в обязательном порядке инспекционного контроля за сертифицированной продукцией или услугой (если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата соответствия).

    Заявители вправе:

    Обращаться для подтверждения соответствия в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается декларировать и/или сертифицировать.

    Обращаться в орган по сертификации с жалобой, претензией или апелляцией в случае возникновения спорных вопросов и претензий к качеству работы органа по сертификации.

    Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Порядок проведения сертификации продукции

    Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам: подача заявки на сертификацию; рассмотрение и принятие решения по заявке; отбор, идентификация образцов и их испытания; проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации); анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата; выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия; инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

    При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

    Рассмотрим содержание каждого этапа.

    1.Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в соответствующий ОС * . При наличии нескольких ОС * по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них. Напомним, что заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязывающееся оплатить расходы на ее проведение. При обязательной сертификации по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает в ОС * вместе с заявкой и декларацию о соответствии.

    2. ОС * рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает заявителю решение. В решении содержатся все основные условия сертификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов, перечень аккредитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС * для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.

    В соответствии с «Положением о системе сертификации ГОСТ * Р» к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам — в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей»).

    При необходимости проверки соответствия требованиям НД, утвержденным разными федеральными органами исполнительной власти, в ОС * необходимо представлять заключение, допустим, служб санэпиднадзора, ветеринарной службы и пр.

    3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавливаются в соответствии с НД или организационно-методическими документами по сертификации. Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвердить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.

    Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сертификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС * . Копии протоколов испытаний и испытанные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

    4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться анализ состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация производства и системы качества (схемы 5 и 6).

    5. ОС * после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. В случае положительных результатов ОС * оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата соответствия является сертификат пожарной безопасности.

    Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сертификата является одной из форм входного контроля качества продукции, поступаюшей в организации сферы услуг (магазины, предприятия общепита и пр.), то коммерческие работники должны знать требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения.

    Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведении: Позиция 1 — регистрационный номер сертификата — в соответствии с правилами ведения Госреестра.

    В структуре регистрационного номера можно выделить пять элементов

    1-и элемент — знак регистрации в Государственном реестре Госстандарта России (РОСС),

    2-и элемент — код страны расположения организации-изготовителя данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде двухсимвольного буквенного кода (по ОК 025- 95) латинского алфавита (например, Россия — RU, Индия — IN, Нидерланды — ML), 3-и элемент — код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа),

    4-и элемент (одна или две буквы) — код типа объекта сертификации Например «У» — услуга (работа), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям, «А» — партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям, «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям,

    5-и элемент — номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код) Примеры РОСС RL) АЯ78 У00044 означает знак регистрации в Госреестре Госстандарта России услуги питания столовой (00044), выданный сертификационным центром «ПРОДЭКС» НИИ физико-химической биологии МГУ им М В Ломоносова (АЯ78) Регистрационный номер РОСС IN АЯ78 А 05070 присвоен тем же ОС * сертификату на партию продукции — чаи (5070), изготовленный в Индии (IN) Номер сертификата — РОСС NL ME28 В 08389 соответствует серийной продукции, в частности электробритвам (08389) фирмы «Филипс», изготовленным в Нидерландах (NL) и сертифицированных ОС * «МЕН-ТЕСТ» (ME28)

    Позиция 2 — срок действия сертификата устанавливается в соответствии с правилами и порядками сертификации однородной продукции Даты записываются следующим образом число и месяц — двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год — четырьмя арабскими цифрами При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре при сертификации партии или единичного изделия вторая дата не проставляется

    Позиция 3 — здесь приводятся регистрационным номер органа по сертификации — по Государственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс

    В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются также пять элементов

    1-й элемент — аббревиатура РОСС — принадлежность к Российской Федерации;

    2-и элемент — местонахождение ОС * (в виде двухсимвольного буквенного кода латинского алфавита);

    3-й элемент — код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например, «0001» — код Госстандарта России):

    4-й элемент — категория ОС * в зависимости от области аккредитации (например: «10» — ОС * продукции и услуг, сертификационный центр: «I I» — ОС * продукции: «12» — ОС услуг; «13» — ОС * систем качества: «14» — ОС производства);

    5-й элемент — буквенно-цифровой код конкретного ОС, определенный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС среди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр.

    Примеры: код ОС «ПРОДЭКС», аккредитованного по продукции (пищевой продукции) и услугам (услуги общепита) — РОСС RU 0001 10 АЯ78; код ОС «МЕНТЕСТ», занимающегося сертификацией продукции (электротоваров) — РОСС RU 0001 11 МЕ28.

    Позиция 4 — здесь указываются наименование, тип, вид, марка продукции, обозначение стандарта, технических условий или иного документа, по которому она выпускается (для импортной продукции ссылка на документ необязательна). Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного изделия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. приложение».

    Позиция 5 — код продукции (шесть разрядов с пробелом после первых двух) по Общероссийскому классификатору продукции.

    Позиция 6 — обозначение нормативных документов, на соответствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифицирована не на все требования нормативного(ых) документа(ов), то указывают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.

    Позиция 7 — 9-разрядный код продукции по классификатору товарной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции).

    Позиция 8 — наименование, адрес организации-изготовителя (индивидуального предпринимателя).

    Позиция 9 — наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия

    Позиция 10 — документы, на основании которых органом по сертификации выдан сертификат, например:

    протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наименования и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в Государственном реестре; документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), выданные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия; документы других органов по сертификации и испытательных лаборатории с указанием наименования, адреса, наименования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия: декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия.

    Позиция 11- дополнительную информацию приводят при необходимости, определяемой органом по сертификации. К такой информации могут относиться внешние идентифицирующие признаки продукции (вид тары. упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место нанесения знака соответствия, номер схемы сертификации и т. п.

    Позиция 12 — подпись, инициалы, фамилия руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, печать органа по сертификации.

    Приложение к сертификату оформляют в соответствии с правилами заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

    Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным способом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.

    Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертификации — желтый, при добровольной сертификации — голубой.

    Сертификаты соответствия для обязательной и добровольной сертификации имеют различные формы. Свою форму имеют сертификаты на системы качества и производства.

    При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).

    Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию* продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции.

    Понятие партии имеет разное содержание для различной продукции. Например, для продукции пищевой промышленности (сыр, масло) — это объем продукта, выработанного за одну смену. Для выращенной и собранной продукции — это урожай с одного поля.

    Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока службы (установленного в соответствии с действующим законодательством РФ для предъявления требований по поводу недостатков продукции). В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

    6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе. На рис. 15.1 дано изображение знаков соответствия в системе ГОСТ Р. Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиатуру названия стандарта — Р[оссийский] СТ[андарт]. Он указывает на национальную принадлежность знака соответствия. Под знаком соответствия при обязательной сертификации (рис. 15.1, а) проставляется буквенно-цифровой код ОС — две буквы и две цифры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отражают начальные буквы наименования сертифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; ЛТ — текстиль; БП — посуда; ПП, ПО, ПР. — пищевые продукты и продовольственное сырье; ЛД — товары детского ассортимента; ЛК — кожевенно-обувные изделия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименования объекта: ME — электрооборудование; АЮ, АЯ — расширенная область аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест- Москва».

    Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Изготовителю (продавцу) право маркирования знаком соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой ОС. В лицензии устанавливается обязательство изготовителя (продавца) обеспечить соответствие всей продукции, маркированной знаком соответствия, стандартам и испытанному образцу. Знаки соответствия:

    1 — знаки соответствия в системе ГОСТ * Р (а — знак соответствия при обязательной сертификации;

    б — знак соответствия требованиям государственных стандартов; в — знак соответствия системы сертификации систем качества; г — знак соответствия при добровольной сертификации);

    2 — знаки соответствия при обязательной сертификации национальных систем сертификации отдельных стран СНГ (а — Беларуси; б — Украины; в — Казахстана; г — Узбекистана)

    3 — знаки соответствия систем обязательной сертификации отдельных федеральных органов исполнительной власти России (а — в области пожарной безопасности ГУ Государственной противопожарной службы МВД России; б — по экологическим требованиям Госкомэкологии России; в-по требованиям безопасности информации средств защиты информации Гостехкомиссии России; г — службы Морского флота Минтранса России при сертификации морских гражданских судов)

    Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопроводительную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ).

    Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10) предусматривает единственными источниками информации о сертификации маркировку знаком соответствия и указание в технической документации сведений о проведении сертификации, правительственный документ (Правила продажи отдельных видов товаров за № 55 от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копии сертификатов.

    В связи с многочисленными случаями фальсификации сертификатов и особенно их копий потребовались меры по эффективной защите этих документов. Правительство обязало Госстандарт * ввести защиту копий сертификатов соответствия на товары, подлежащие обязательной сертификации, специальными голографическими знаками, защищенными от подделок. Право на получение голографических знаков имеет ОС * , зарегистрированные в Госреестре, и ТО Госстандарта. Для маркирования копий сертификатов используются защищенные от подделки знаки, несущие голографическое изображение знака соответствия (ГОСТ Р 50460) и порядковый номер защищенного знака. Закрепление знака на копии осуществляется вручную при помощи клея. Знак разрушается при попытке его отделения. Руководство ОС (ТО) обеспечивает надлежащий учет, хранение, выдачу и использование знаков в соответствии с правилами хранения документов строгого учета. Госстандарт утвердил Инструкцию по применению голограмм безопасности.

    С 1 июля 1999 г. реализация на территории Российской Федерации ряда товаров (аудио- и видеотовары, компьютерная техника) без наличия защищенных знаков соответствия запрещена.

    7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата и лицензии не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, — подтверждение соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также надзорных органов.

    Результаты ИК оформляют актом. По результатам контроля ОС может приостановить или отменить действие сертификата и аннулировать лицензию на право применения знака соответствия в случае несоответствия продукции требованиям НД. И К осуществляют, как правило, ОС, проводившие сертификацию данной продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.