Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО. Требования к развивающей среде в детском саду по фгос

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды. (слайд №3)

Предметно- развивающая среда организуется на основе следующих принципов:слайд№ 4

1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы.

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде: слайд№5-6

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• • реализацию различных образовательных программ;

• • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

• • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль предметно — развивающей среды в развитии детей на примере ее основных функций: слайд№ 7

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

2. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

3. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания предметно — развивающей среды; слайд№8

• 1. Принцип вариативности

• — определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно- развивающей среды.

• 2. Принцип целостности образовательного процесса

• — наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

• 3. Гендерный принцип

• — обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

• 4. Принцип учета возрастных особенностей

• — в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

• 5. Принцип опережающего развития

• — наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

• 6. Принцип интеграции

• — материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

• 7. Принцип информативности

• — разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

• 8. Принцип трансформируемости

• — возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

• 9. Принцип эмоционогенности

• — индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно — развивающей среды :слайд№9

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие матем. представлений и пр.);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Алгоритм формирования предметно — развивающей среды

Функциональный модуль «Игровая»; слайд №11

Назначение функционального модуля

1. • организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

2. • включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

3. • формирование и коррекция индивидуального развития детей;

4. • создание условий для гармоничного развития детей.

Реализуемые виды деятельности

6. Двигательная активность.

7. Восприятие художественной литературы и фольклора.

8. Конструирование из различных материалов.

Функциональный модуль «Творчество»

развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

развитие детского творчества;

развитие продуктивной деятельности детей;

Функциональный модуль Речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Функциональный модуль Познавательное развитие

Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, современные пазлы.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

«Музыкально — театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.

«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Социально-личностное развитие.

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Прикреплённые файлы:

predmetno-razvivayuschaja-sreda_ad812.pptx | 13860,91 Кб | Скачан: 693

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Консультация для педагогов «Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО (по материалам ФГОС)» ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ ПО ФГОС ДО 1 Насыщенность Соответствие возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Оснащение образовательного.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Людмила Волоснихина
Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС

Уголок для девочек

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 г. № 1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

•Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

•Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ является особо актуальным, так как она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ, созданная в соответствии ФГОС ДО, должна способствовать всестороннему развитию ребёнка и его активной позиции.

Поэтому целью является создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО, позволяющей реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности.

1. Создать предметно-пространственную среду, с учетом психологических основ конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Продумать дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, учитывая психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

•возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

•реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Для решения поставленных задач разработан алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ:

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, ДОУ в целом, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых центров.

Читайте так же:  Штраф за езду без ОСАГО. Сколько можно ездить когда закончилась страховка 2020

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Таким образом, каждый последующий технологический шаг представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать то, что она должна быть:

При построении предметно-пространственной среды также учитываются следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

3. Принцип стабильности, динамичности

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого

6. Принцип сочетания привычек и неординарных элементов в эстетической организации среды

7. Принцип открытости – закрытости

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-пространственная развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

При проектировании предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ учитываются:

предметное окружение

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. Выделяются следующие центры для разного вида активности:

ППР среда в ДОУ должна отражать пять образовательных направлений:

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создать таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделяется на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально-коммуникативного направления создаются центры:

•центр активности (сюжетно-ролевые игры);

•центр пожарной безопасности;

•центр трудовой деятельности.

•центр «Мы познаём мир»;

•центр «Я знаю свои права»;

•центр «Моя Россия»;

•центр конструктивной деятельности.

•центр «Будем говорить правильно»;

•центр «Здравствуй, книжка».

•центр «Маленький художник»;

•центр «Умелые руки»;

•центр «Весёлые нотки».

•центр спорта «Будь здоров».

Вывод: Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала в соответствии с ФГОС Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы в соответствии с ФГОС ДО» «Наш детский сад – это планета Детства» и.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда в ДОУ для детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ в соответствии с ФГОС Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии с ФГОС Одно из главных направлений современного образования — обеспечение высокого уровня психического развития, познавательной, творческой и социальной.

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе в соответствии ФГОС дошкольного образования Для детей трех летнего возраста достаточно большое пространство в группе организованно для удовлетворения потребности в двигательной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе в соответствии с ФГОС Одна из важных условий воспитательной-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильно организованная предметно-развивающая среда.

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОО в соответствии ФГОС» Задачи: Ознакомить с требованиями.

Консультация «Предметно-развивающая среда как средство здоровьесбережения в соответствии с ФГОС» Консультация на тему: «Предметно-развивающая среда как средство здоровье сбережения в рамках ФГОС ДО. » (Слайд 1) Современный детский сад.

Статьи по теме

  • с позиции психологии они объединяют в себе условия, процесс и результат саморазвития личности;
  • согласно теории педагогики — это условия жизнедеятельности ребенка, необходимые для усвоения социального опыта, развития личностных качеств и формирования отношения к базовым ценностям.
  • Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФГОС: цели и задачи

  • осваивают свойства и характеристики предметов, осознают пространственные отношения между ними;
  • узнают больше о животном и растительном мире, временах года, профессиях, особенностями социальных отношений;
  • знакомятся со свойствами цветов и звуков, экспериментируют с формой и размером;
  • создают предметы ручного труда, проявляют творческую инициативу.
  • Познавательной деятельности — систематического наблюдения, экспериментирования, стимулирования любознательности и интереса к объектам живой и неживой природы.
  • Эстетического развития — получения навыка видеть прекрасное в окружающем мире, различать формы и краски, ценить природу и естественность во всех ее проявлениях.
  • Оздоровления — использования времяпровождения и игр на свежем воздухе, экскурсий и пикников, а в оформлении интерьера группы — в применении экологически безопасных и чистых материалов.
  • Развития нравственности — стимулирование стремления сохранить окружающий растительный и животный мир, наблюдать за живыми объектами, испытывать чувство ответственность за сохранность природных объектов и окружающей среды.
  • Экологически нравственного поведения — работа над рациональным потреблением ресурсов, осознанным уходом за растениями или животными.
  • СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

  • информационная — каждый предмет знакомит ребенка с определенным понятием, расширяет его знания об окружающем мире и людях, транслирует социальный опыт и служит источником познания взрослого, освоения действительности;
  • стимулирующая — правильно организованная среда стимулирует малышей к действиям, положительно влияет на его двигательную активность, побуждает к исследованиям;
  • деятельностная — используя все возможности предметно-развивающей среды, дети осваивают продуктивную, оздоровительную и творческую деятельность, формируя собственное восприятие себя и мира.
    • создавать особые условия для всестороннего развития и обучения детей, соответствует возрастным и когнитивным способностям малышей;
    • обеспечивать атмосферу психологического комфорта, защищенности и безопасности;
    • включать различные элементы, оптимизирующие все виды деятельности дошколят;
    • быть удобной и доступной для быстрой смены вида деятельности;
    • управляемой и гибкой как для воспитателя, так и для воспитанника.
    • Характеристика и содержание предметно-развивающей среды

    • Дистанции — использование разновеликих объектов в инфраструктуре группы упрощает процесс коммуникации детей и взрослых, благодаря чему дошкольники могут «подняться» до уровня воспитателей, а педагоги — «спуститься» до позиции ребенка.
    • Активности и гибкого зонирования — потребности каждого ребенка принимаются во внимание в ходе построения предметного окружения. В результате дошколята могут заниматься разными видами деятельности согласно своим желаниям и интересам, не мешая и не пересекаясь друг с другом. Одни могут заниматься рисованием, другие — физкультурой, третьи — конструированием или пением. Проявления свободной активности малышей могут ограничиваться только возможностями помещения ДОУ, однако для реализации данного принципа в детском саду оборудуют творческие мастерские, театральные студии, музыкальные уголки и прочие центры занятости.
    • Стабильности и динамичности — во внимание принимается факт изменчивости потребностей дошкольника, которые находятся в непрерывном развитии, соответственно и окружающая его педагогическая среда должна систематически меняться.
    • Благополучия — предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС должна стимулировать функциональную активность детей, обеспечивать переменные впечатления.
    • Контрастов — интерьер помещения группы должен сочетать в себе привычные и новые для детей элементы, например, современные и классические произведения искусства, что будет стимулировать познавательный интерес малышей, фантазирование и размышление. При этом среда функционирует как открытая система, которая может развиваться и изменяться с учетом возрастных и половых отличий детей.
    • Предметно-развивающая среда в детском саду: какой она должна быть?

    • многофункциональным и эргономичным, предусматривая зоны для активной и пассивной деятельности, индивидуальной и групповой;
    • безопасным и комфортным, чтобы пособия, инвентарь, оборудование и предметы соответствовали потребностям и возможностям детей, располагались в доступных для них местах (не выше вытянутой руки воспитанника), открывая перспективы для экспериментирования и исследовательско-поисковой занятости;
    • личностно-ориентированным — соответствовать педагогическим задачам, моделям взаимодействия с воспитателями, когнитивным и возрастным особенностям, состоянию здоровья ребенка;
    • мобильным и неисчерпаемым, удовлетворяя потребности в доминирующей игровой деятельности, позволяя дошкольникам оперативно и без труда трансформировать пространство согласно своим интересам или игровым замыслам (при этом гарантируется оптимальное качество и количество игрушек).
    • Критерий
      Характеристика
      Зонирование группового помещения
      Динамичность (гибкость) предметной среды Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой, давать возможность взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей детей. Динамичность среды позволяет оптимально использовать имеющиеся площади, преобразовывать помещение и приучать детей к творческому использованию пространства. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани и пр.). К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.
      Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого По возможности условия дошкольного учреждения должны быть приближены к домашним. Обстановка ДОУ может способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и делать его хозяином дошкольного учреждения. Этому могут способствовать наличие личного пространства для каждого ребенка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей), экспонирование детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику, независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т.п.), наличие предметов, принадлежащих только ребенку и связывающих его с семьей (фотографии ребенка и членов семьи, любимые игрушки и т. д.)
      Учет половых различий и возрастной специфики детей
      1. Характеристика группы — число воспитанников, наличие детей с ОВЗ, возраст и гендерное соотношение.
      2. Заинтересованность дошколят — хобби и специфические виды деятельности, которыми увлекаются малыши.
      3. Педагогическое мастерство воспитателя — умение педагога организовать творческую, исследовательскую или игровую деятельность, используя при этом весь потенциал оснащения группы.
      4. Архитектурные особенности помещения — форма и площадь помещения, характеристика мебели и имеющегося оборудования.
      5. Превалирование традиционного подхода к организации педагогического пространства, выбора учебных и игровых материалов. Возникает это в том случае, когда педагогический коллектив не имеет достаточной квалификации, не осознает значение предметно-развивающей среды в контексте воспитательно-образовательной деятельности.
      6. Бессистемность выбора материалов. В связи с отсутствием понимания принципов организации среды, недостаточности финансирования или ввиду иных причин в отборе учебно-методических пособий и игровых материалов может наблюдаться некоторая стихийность, которая негативно отражается на эффективности организации среды.
      7. Статичность среды. Если пространство группы не предполагает мобильность и трансформируемость элементов, оно жестко зонировано, дети постепенно теряют к нему интерес.
      8. Отсутствие педагогического воздействия. Воспитатели не используют весь потенциал материалов, не способны активизировать деятельность детей, привлечь их к изучению и освоению предметной среды группы.

      Типология развивающих материалов в ДОУ

      Специфический вид деятельности Разновидности
      Игровая деятельность является главной движущей силой развития ребенка в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет), поэтому создание материальных условий для ее полноценной реализации – необходимое требование к предметной среде ДОУ. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, можно выделить три формы игровой деятельности, каждая из которых предполагает специфические игрушки и игровые материалы.
      • Режиссерская игра – создание воображаемого пространства и разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).
      • Ролевая игра – создание и проигрывание сюжетов от имени принятых детьми ролей. Для ролевой игры нужны атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста.
      • Игры с правилами, которые, в свою очередь, делятся на подвижные (со специальным оборудованием – мячами, кеглями и пр.) и настольные (лото, домино, игры-бродилки и пр.).
      Продуктивная деятельность, т. е. детская активность, направленная на получение определенного результата. В дошкольном возрасте эта деятельность способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности и настойчивости и пр. Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности.
      1. Конструирование – создание построек из различного рода конструкторов и строительного материала.
      2. Изобразительная деятельность – рисунок, живопись, аппликация, лепка.
      3. Составление картинок – построение целостных предметных или сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности существуют специальные игровые материалы (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы).
      4. Ремесло – создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.
      • Детское экспериментирование – практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, вкладышами, магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов для экспериментирования повышается.
      • Восприятие детской художественной литературы (сказок, стихов, рассказов и художественных изображений). Это важнейший тип детской деятельности, способствующий не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно, обеспеченность необходимой по качеству и количеству детской художественной литературой является важным показателем материальной среды ДОУ. При наличии в группе видеотеки оценивается качество демонстрируемых детям мультфильмов.
      • Познавательные действия с наглядно образным материалом: наборы тематических картинок для классификации (с изображениями видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр.), серии картинок для установления последовательности событий, наборы парных картинок для сравнения и пр.
      • Учебная деятельность, предполагающая освоение нормативно-знакового материала (буквы, цифры, схемы, модели) и действия с ними. Предпосылки для освоения данного типа деятельности возникают в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Ее осуществление предполагает специфические материалы: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.

      Методика диагностики предметно-развивающей среды

      Получите диплом установленного образца

      Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

      Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО

      Дата публикации: 07.12.2017 2017-12-07

      Статья просмотрена: 2017 раз

      Библиографическое описание:

      Сумарокова А. М. Обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО // Молодой ученый. ? 2017. ? №49. ? С. 409-411. ? URL https://moluch.ru/archive/183/46324/ (дата обращения: 21.10.2020).

      В статье рассмотрена возможность внедрения в образовательную практику ДОУ новых технологий воспитания посредством обновления РППС, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Рассмотрены недостатки привычной модели построения РППС, приведена и охарактеризована новая модель обновленной развивающей предметно-пространственной образовательной среды для дошкольников с описанием ее основных преимуществ.

      Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, РППС, ФГОС ДО, дошкольный возраст

      На сегодняшний день с повсеместной реализацией ФГОС в дошкольных учреждениях актуальность внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников стало насущной необходимостью. Большую часть времени дошкольники проводят в групповом помещении, именно поэтому особо актуальным представляется вопрос организации развивающейся предметно-пространственной среды (РППС) дошкольного учреждения, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности. В контексте современных требований к развитию и обучению дошкольника, определяемых новыми программами, развивающая предметно-пространственная среда многофункциональна.

      Проблема создания и оснащения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных учреждениях неоднократно выступала предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, обладая большим потенциалом амплифицирует сознание ребенка, создавая благоприятные условия для его развития.

      В современной науке большое значение придается изучению развивающей предметно-пространственной среды, и ее влияния на развитие познавательных процессов личности. В работах зарубежных и отечественных педагогов (В. И. Андреев, В. И. Гинецинский, Г. Г. Григорьева, Э. Н. Гусинский, П. Ф. Каптерев, Е. А. Лазарь, Ю. С. Мануйлов, М. Монтессори, А. В. Мудрик, В. М. Межуев, Л. И. Новикова, С. Л. Новоселова, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Л. К. Шепетис и другие) рассматриваются вопросы реализации вопросов развития личности ребенка в развивающей предметно-пространственной среде.

      Как утверждают современные специалисты дошкольного образования, окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы для него были созданы максимально комфортные условия, способствующие его гармоничному развитию, принимающие во внимание склонности и способности, состояние психического и физического здоровья дошкольника [2]. Конечно, данные условия могут быть выполнены только при постоянном обновлении РППС. Трактовка слова «обновление» в данном контексте не означает полной перепланировки группового помещения ДОУ или каких-либо других сложных и затратных изменений, а скорее наоборот — дополнение, обновление уже имеющейся РППС, изменение игровых зон, уголков в ней для самореализации воспитанников в разных видах деятельности.

      Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Основная задача ФГОС дошкольного образования — вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду [1].

      Такое акцентирование на игровой деятельности дошкольников, и соответственно обновлении РППС в детском саду делается для того, чтобы ребенок был активным, стремящимся к знаниям, самостоятельным, развивающимся в процессе своей деятельности. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом.

      Обновление предметно-пространственной среды должно непременно предусматривать обучение детей, но через игровую деятельность. Организация данного процесса заключается в правильном моделировании среды, претерпевающей изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников.

      Типовая модель РППС групповых помещений ДОУ, используемая в практике не один десяток лет, имела свои отличительные черты, которые, на наш взгляд, можно смело отнести к ее недостаткам [3].

      1. Зонирование помещения.Каждая группаДОУ содержала несколько зон для организации разных видов деятельности: зона рисования, зона для игр, зона конструирования, живой уголок и т. п. Каждая зона предполагала осуществление строго одного вида деятельности. В зоне для рисования дети могли рисовать и лепить, в зоне для игр — играть в сюжетно-ролевые игры, в зоне конструирования — сооружать творения из конструктора и т. п. Такая модель использовалась в течение очень долгого периода, и на наш взгляд, уже устарела. Если рассматривать ребенка как субъекта, действующего по своей инициативе, у которого один вид деятельности плавно переходит в другой, то «зонированность» среды только ограничивает, сдерживает его развитие. Внесение новшеств в РППС было назревшей необходимостью.
      2. Статичность среды. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес. Стабильность такой модели с одной стороны придавала уверенности в том, что все в окружающей обстановке привычно и знакомо, но с другой вызывало отсутствие любопытства и заинтересованности дошкольников.
      3. Однотипность групповых помещений. Все группы ДОУ были похожи друг на друга и не имели особых отличий ни в интерьере, ни в предметном оснащении. Таким образом, не учитывались ни индивидуальные особенности воспитанников, ни возрастные, что также, на наш взгляд, не способствовало развитию дошкольников.
      4. Пассивность среды. Среда не являлась стимулирующим фактором для проявления детской активности, не строилась с учетом «зоны ближайшего развития» каждого ребенка [4].
      5. Реализация ФГОС ДО предполагает устранение указанных недостатков путем построения новой модели развивающей предметно-пространственной среды, содержащей оборудование и материал по образовательным областям в соответствии со стандартом, в центре которой должен находиться ребенок с его интересами, активностью, самостоятельным выбором деятельности и проявлением инициативы.

        К преимуществам такой модели РППС групповых помещений ДОУ можно отнести ее гибкость, интегрированность, открытость, мобильность, индивидуализацию группового пространства. Рассмотрим данные характеристики подробнее.

      6. Гибкость РППС. Вся предметно-пространственная среда группы направляется на решение целей и задач программы, реализуемой в конкретном ДОУ, в соответствие с которой и подбирается оборудование, оснащение, материалы, распределяемые по пяти образовательным областям:
      7. Интегрированность РППС. Деление игрового оборудования по областям условно, один и тот же материал может находиться в разных областях, тем самым осуществляя интеграцию. Например, книги могут находиться в образовательной области «Познавательное развитие», художественные принадлежности — в области «Социально — коммуникативное развитие», растения могут находиться в области «Физическое развитие», тем самым символизируя жизнь и пропаганду ведения здорового образа жизни и т. п. Таким образом, весь материал распределяется по групповой комнате, не имея четко закрепленного места в той или иной области.
      8. Открытость РППС. Осуществление взаимодействия на основе сотрудничества всех социальных институтов (детского сада, семьи, школы), предполагающее совместную деятельность детей и взрослых.
      9. Динамичность, мобильность РППС. Возможность переноса функционирующего уголка или зоны из одной групповой комнаты в другую, модифицирование уже имеющегося, создание динамических активных центров в группе.
      10. Индивидуализация группового пространства. Ни одна групповая комната не должна быть похожа на другую. Интерьер группы является отражением интересов и особенностей воспитанников, а также их педагогов и родителей. Образовательная среда создается совместно с детьми, продумываются интерьерные решения, центры активности.
      11. Таким образом, внедрение в образовательную практику подобных технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников способствует самореализации ребёнка в разных видах деятельности, является стимулирующей, движущей силой в становлении личности, обогащает социально- личностное развитие, способствует раннему проявлению и развитию разносторонних способностей дошкольников. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребёнка, создать эмоциональную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры и непосредственную образовательную деятельность детей.

      12. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева // Учитель. — 2009. — С. 143.
      13. Кирьянова Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова// Детство- Пресс. — 2010. — С. 5–12.
      14. Марецкая Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н. И. Марецкая// Детство-Пресс. — 2010. — С. 13–40.
      15. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева // Детство-Пресс. — 2010. — С. 128.
      16. Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

        Моделирование предметно-пространственной развивающей среды в детском саду с учетом требований ФГОС ДО.

        Любая среда стихийна, если она не

        сформирована с оглядкой на ожидаемый результат Д. Дьюи

        1).В 2013 году дошкольное образование России изменило свой статус и стало первой ступенью общего образования. В ноябре этот статус получил нормативное описание в виде Федеральных государственных стандартов и, соответственно, законодательные условия для старта ценностно-целевых (идеологических) и организационных изменений, к последним и относится моделирование РППС в ДОУ.

        2).Стандарт подчеркивает априорность разнообразия детей , социо-культурных условий их жизни, разнообразие темпов развития и достижений. Понимание и принятие априорности разнообразия детей ведет к индивидуализации образования. Не индивидуальный подход, а именно индивидуализация, как сущность, предопределяет изменения в организации образовательного процесса( + разностороннее развитие). Индивидуализация образования, заложенная как один из ведущих принципов стандарта, как раз и возможна только в том случае , если образовательный процесс будет строиться на основе обсуждения, совместного принятия решений, свободного выбора детьми видов деятельности, материалов, места, партнерств . Подразумевается, что взрослые понимают, что выбирая и самостоятельно действуя, ребенок приобретает личностно значимый опыт, формирует свой уникальный образ мира, себя и других в нем, учится учиться, учится жить в быстроменяющемся социальном обществе

        3) Регламентация развития ППС в нормативных документах . Деятельность современной дошкольной организации регламентирована определенными нормативными документами, выполнение которых является обязательным. В документах последних лет много внимания уделяется развиваюшей среде. Напомним основные из них:

        * Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Определение предметно-пространственной среды, ее целевое предназначение, требования к ней, принципы создания и пр. обозначены в разделе III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования; в пункте 3.3.

        4). В ООП ДОУ , соответственно , в 3 — м Организационном разделе( III .5.пункт).

        5).*Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № о8 — 249; «Комментарии к ФГОС ДО». Комментарии к разделу III пункта 3.1 ..В данном пункте употребляются два сходных термина, которые тем не менее относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно — пространственная среда» и «образовательная среда». Что же первично?

        Под образовательной средой подразумевается комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте. В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

        предметно-пространственный или предметно-развивающий ( предметно-пространственное окружение ),

        психо-дидактический ( используемые педагогом методы и приемы)

        А что же такое РППС?

        Само понятие развивающая предметно-пространственная среда было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после 1988 г., когда вышла Концепция дошкольного воспитания. Классической теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского.

        Развивающая предметно-пространственная среда — это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

        6).Вопросы среды, которая способствует разностороннему развитию ребенка, всегда поднимались и рассматривались в системе образования. Само понятие «развивающая среда» не ново для педагогов. В научно-методической литературе постоянно используется этот термин как в широком, так и в узком смысле. И несмотря на то, что ФГОС ДО достаточно подробно описывает основные принципы организации пространственной среды, данный вопрос на практике вызывает определенные трудности.

        Однако, несмотря на столь пристальное внимание к развивающей среде, данная действительность по- прежнему является проблемной областью в системе образования . Это связано с различными аспектами, например:

        разное «прочтение» нормативных документов;

        некомпетентность в вопросах оснащения;

        разобщенность предметно-пространственной среды и образовательной программы ДОО;

        проблема выбора (в многообразии «рынка» товаров сложно ориентироваться);

        7). РППС — стимулятор и движущая сила в становлении личности ребенка или ДЛЯ ЧЕГО создается РППС .

        удовлетворение потребности в деятельности, познании;

        развитие всех специфических детских видов деятельности ;

        ориентировка в окружающем;

        накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

        развитие инициативы, воображения, творчества;

        реализация ребёнком права на свободу выбора деятельности.

        В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

        Размещение оборудования по зонам помогает ребёнку найти для себя привлекательное занятие. Позволяет сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности

        # Зона познавательного развития.

        # Зона спокойных игр.

        # Зона двигательной активности

        8). Требования к РППС Основные аспекты требований:

        обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства;

        быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей;

        способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности детей, для уединения.

        обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования , а также национально-культурные и климатические условия.

        9). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей образовательной среды

        В настоящее время педагогические работники нашего ОУ находятся в поиске способов и вариантов организации групповой развивающей предметно-пространственной среды. Наши педагоги-практики реализуют исследованные положения в организации развивающей среды в ДОО (в группе, на участке и в других доступных детям помещениях, рекреацияхд етского сада; при организации и проведении различных мероприятий) с учетом принципов создания развивающей предметно-пространственной среды. Правила создания РППС:

        10). Принцип насыщенности среды

        Среда содержательно-насыщенная — обратите внимание, не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщенная». Акцентирую на этом внимание, поскольку в основном среда многих групповых помещений детских садов явно перегружена играми и дидактическими пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной в группе подборке материалов .

        Краеугольным камнем построения предметно-развивающей среды является принцип деятельности, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды деятельности, как совместной, так и самостоятельной. К таким развивающим видам деятельности дошкольника относятся: игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская, двигательная активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда детского сада должна, прежде всего, обеспечивать возможность данных видов деятельности, т.е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование.

        Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.

        Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.

        Среда должна учитывать двигательную активность детей, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

        11).Стимулирующие материалы и оборудование игровой деятельности. Игровые поля «Зоопарк», «Морское дно».

        12.) Стимулирующее оборудование продуктивной деятельности. Нетрадиционное оборудование, разные виды печаток, прием выдувания и смешение красок на мольберте.

        13). Стимулирующее оборудование познавательно исследовательской деятельности.

        14). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.

        Совместное с родителями изготовление нестандартного музыкального оборудования по Карлу Орфу в творческих мастерских. Детский оркестр с ребенком дирижёром.

        15). Стимулирующее оборудование музыкальной деятельности.

        Результат работы творческой мастерской. Придумывание элементарных графических символов для записи звуков (ритмическая модель «Гусеница» и «Веселый звукоряд» — метод ниткописи.

        16).Стимулирующее оборудование двигательной деятельности.

        Сделать двигательной деятельности более интересными, снять физическое утомление, напряжение со стопы ребенка, создать эмоциональный положительный помогает РППС спортивного зала и групп (корегирующие дорожки, тренажеры, нестандартный плантограф, )

        17). Среда трансформируемая — это один из самых трудно реализуемых принципов, поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарными стендами и конструкциями, не способными к трансформации. А трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей . Так, предметно-развивающая среда может меняться как структурно (перестановка мебели, её функциональное преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам , для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными (легкие ширмы, легко передвигаемые стеллажи, столы и стульчики, коврики, мягкие формы и т. д.).

        18). Среда полифункциональная. Полифункциональность — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Развивающие игры и иные дидактические материалы должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет , использовать в сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку ; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и т.д.) ; ИГРОВЫЕ ПОЛЯ, стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т.д.

        Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми и т.д. Главный критерий доступности — возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено в его собственное распоряжение . (сетка-тренажор, коврограф, игровые поля, макеты )

        1. Весьма благоприятная тенденция — приблизить условия дошкольного учреждения к домашним (конкретный пример этого — подушки, на которых дети сидят, мягкие диванчики, использование фотографий ребенка и его членов семьи и т. д.).

        2. Планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно

        3. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка группе детского сада при одновременном нахождении 20 — 25 детей на протяжении 9 — 10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ (старший дошкольный возраст). Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Место для уединения может быть в самых разных плоскостях — например, можно залезть под стол, внутрь большой полки или ящика. Граница уединения может быть даже условной : стол закрыт полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое.

        предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными. Вместе с тем исправность и безопасность оборудования не всегда гарантируют отсутствие опасных ситуаций в группе. Дети подвижны и активны, поэтому ситуации могут возникать всякие. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения . Правила появляются по мере необходимости и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами, в центре движения — правила юного спортсмена и т.д. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл — убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем» и т.д. Главное условие — создание таких правил вместе с детьми или самими детьми, поскольку правила, продиктованные взрослыми — это правила взрослых, а правила, «рожденные» вместе с детьми или самими детьми, становятся их правилами и принимаются намного быстрее. Задача воспитателя поддерживать соблюдение правил во время совместной и свободной деятельности, обеспечивая тем самым возможность детей на концентрированное, ответственное, самостоятельное действие.

        Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. Вариативная среда состоит из различных площадок ( мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. В течение дня должно быть время, когда дети могут выбирать пространство активности (площадку) по собственному желанию . Очень важным представляется и частое изменение предметно-пространственной среды в соответствии с интересами и проектами детей.

        Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на тематические центры развития

        Добавить комментарий

        Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.