Об обязанностях крестных. Требования к восприемникам

Об обязанностях крестных

В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.

Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.

Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.

Многие родители совершенно формально подходят к Крещению своих детей и так же формально выбирают крестных

Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?

Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.

Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.

Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться

Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Крёстный

Оглавление

Крёстный (восприемник) в Таинстве Крещения свидетель, поручитель за веру крещаемого, обязанный наставлять его в правилах христианской жизни.

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими ( VI Всел. соб., прав. 53; Карф., прав. 54, Требник).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

^ Обязанности крестных

У крестных по отношению к крестникам есть 3 основные обязанности:

1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом, благодарить Творца и просить Его о помощи во всех жизненных обстоятельствах.

2. Нравоучительная. На собственном примере, вы должны показать малышу человеческие добродетели – любви, доброты, милосердия, и т.д., чтобы малыш возрастал настоящим добрым христианином.

3. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания. (Если вы сами не достаточно осведомлены, то появится повод пройти как минимум огласительные беседы (катехизацию).

В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.

^ Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть отпавший от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По Требнику, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери ( VI Всел. соб., прав. 53).

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный» (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника инославного лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

^ Молитвы за крестников

^ Молитва за детей и за крестников, отца Иоанна (Крестьянкина)

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

^ О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

^ Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным Амвросием Оптинским

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.
Аминь.
Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.
Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.
Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.
Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.
Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.
Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.
Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Действительно ли Церковь учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-й статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II . С. 49—51. Цитата оттуда:

Читайте так же:  Наследование по завещанию. Гражданское право наследование имущества по завещанию

«В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою».

Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».

В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», в котором указано: «Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».

Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?

Беременные и незамужние женщины могут быть крестными, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.

С какого возраста не нужен крёстный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

Допускается ли, когда крестный(ая) по возрасту моложе крестника?

В прошлом, когда Таинство Крещения совершалось по преимуществу над новорожденными младенцами, такое положение было невозможным. Крестные родители (восприемники) принимали на себя перед Богом ответственность за правильное христианское воспитание своих крестников, а в особых случаях были обязаны заменить им родителей.

В настоящее время, когда Таинство Крещения зачастую совершается над взрослыми, а иногда и пожилыми людьми, б!ольшим духовным опытом может обладать человек младший по возрасту. В случае если взрослый человек принимает на себя обязательство наставлять в вере новокрещенного и во всем помогать ему, он может стать восприемником, даже если крестник старше его.

Однако не следует приглашать в качестве восприемников детей и подростков независимо от того, моложе или старше они своих предполагаемых крестников.

Говорят, что родители не должны присутствовать на крестинах своего ребенка. Так ли это?

С канонической точки зрения этот обычай для отца ребенка не является обязательным. Для матери он имеет силу только в том случае, если крещение младенца совершается ранее 40 дней после рождения, то есть до возможности прочтения положенной молитвы (молитвы жене родильнице в сороковой день), до которой вход женщины в храм запрещается «по обыкновенному закону очищения».

Необходимо помнить также:

? Если крестных двое, они вступают в духовные отношения между собой и отношения брачные для них в дальнейшем невозможны.

? Супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, однако при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.

Феномен института восприемников в Православной Церкви

Статья просмотрена: 1041 раз

Библиографическое описание:

Эмирханов В. М. Феномен института восприемников в Православной Церкви // Молодой ученый. ? 2012. ? №1. Т.2. ? С. 47-50. ? URL https://moluch.ru/archive/36/4092/ (дата обращения: 21.10.2020).

Таинство Крещения всегда занимало в христианстве исключительное положение. Через это священнодействие для верующего человека, собственно, и начинается само христианство: человек соединяется с Богом, становится членом Церкви, возрождается для новой жизни. Для огромного числа людей на протяжении двух тысяч лет важность этого таинства продолжает сохранять свою актуальность. И сейчас родители-христиане стараются окрестить своих детей как можно раньше – еще в младенчестве. Кто-то приходит ко Крещению уже в зрелом возрасте. Так или иначе, фактически с первых веков, перед взрослыми или родителями, желающими крестить детей, непременно вставал вопрос: кого позвать в крестные родители (восприемники)? Как сделать этот выбор правильным?

В Церкви существовали и сейчас существуют определенные критерии, требования, предъявляемые к кандидатам в поручители. Эти правила нужно знать всем, кто прибегает к таинству Крещения, в противном случае, восприемничество сведется к профанации. Необходимо отметить, что некоторые критерии в период истории христианской Церкви изменялись, появлялись новые традиции. В данной статье мы эти изменения постараемся проследить.

В настоящее время актуальность этой темы для многих людей, живущих на постсоветском пространстве, неоспорима. Религиозная безграмотность, далекая от христианских идеалов жизнь большинства людей, населяющих территорию бывшего СССР, часто порождает неправильное отношение как к таинству Крещения, так и к институту крестных родителей.

В данной статье автор ставит целью обозначить элементарные понятия, связанные с идеей восприемничества, перечислить критерии и требования предъявляемые к крестным родителям, понять их богословский смысл.

Для этого нам необходимо хотя бы кратко окунуться в историю возникновения и развития института восприемников. История этого явления в Церкви поможет нам определить время и причину его появления. Ведь интересен тот факт, что в книгах Нового Завета мы нигде не встречаем прямого указания на необходимость поручителей при крещении, хотя о нем говорится в них часто. Например, книга Деяний св. апостолов повествует нам о событии крещения диаконом Филиппом некоего евнуха [1, Деян. 8,36-38]. «Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий…и сошли оба в воду…и крестил его», — пишет нам в своей книге апостол Лука. Из контекста книги видно, что кроме Филиппа других христиан, которые могли бы стать восприемниками, там не было. Отсюда следует, что в первый век христианства, по крайней мере в первые его годы, когда были живы апостолы Христовы, крещение могло совершаться без восприемников. Главным условием для совершения таинства считалась искренняя вера в Господа Иисуса Христа. Почему же Церковь все-таки ввела институт крестных родителей при крещении и когда это случилось?

Свидетельство ранних христианских памятников о времени появления института восприемников

В писаниях апостолов мы не находим указаний на существование восприемников, поэтому мы не можем точно сказать имело ли место это явление в Церкви в I в. или нет. В известном христианском памятнике Дидахи ( II в.) есть интересные слова: «А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые, если могут» [3, гл.7]. Под словами «некоторые», вероятно, подразумеваются восприемники, хотя прямых указаний на эту мысль здесь нет. Приведем и другое свидетельство, относящееся ко II в.. «Под годом смерти римского епископа Гигина (154г) сохранилось упоминание, что церковный обряд восприемничества Гигин укрепил постановлением. Эта заметка не значит, однако, что установление восприемничества принадлежит римской церкви. За это говорит уж одно то, что Тертуллиан несочувственно относился к этому обычаю. Началом своим он восходит, кажется, выше времени Гигина и обязан им какой-нибудь другой церкви, из которой стал переходить в римскую церковь», — читаем мы у церковного историка Алмазова А.И. [4, С. 612].

Итак, первые письменные свидетельства о восприемниках восходят ко II в. В это тяжелое для Церкви время (эпоха гонений на христиан) имели место случаи, когда люди принимали христианство с целью узнать его учение (теоретическое и практическое), чтобы в будущем высмеивать его, издеваться и кощунствовать. Такое печальное явление заставило пастырей Церкви принимать людей в христианство с крайней осторожностью. Для предотвращения проникновения в лоно Церкви лукавых и враждебных ей людей пастыри и установили институт восприемников или поручителей [4, С. 609]. Подробнее об этом можно прочитать в Апостольском Предании Ипполита Римского ( III в.). В этом церковном памятнике говорится о том, что восприемник приводил кандидата на крещение в храм и свидетельствовал о нем перед пастырями и народом об искренности намерений своего подопечного, рассказывал о его жизни до обращения ко Христу [2, гл. 15, 16, 20]. На основании свидетельства поручителя пастыри с собранием верующих принимали его в ряды оглашенных (готовящихся ко крещению). Так появился институт восприемников в Православной Церкви.

Однако, мы можем задаться вопросом: почему нужда в восприемниках осталась после эпохи гонения на христиан, после яростных нападок со стороны язычников? Уже в VI в. превосходство христианства над язычеством в Византийской Империи было неоспоримым. Причина появления института поручителей уже была неактуальна, однако Церковь не только оставила восприемничество, но и доказала его необходимость. Почему?

Массовая христианизация византийцев естественно привела к необходимости крестить своих детей. Действительно, было бы весьма странно, если бы родители-христиане имели у себя детей-нехристиан. Однако, необходимыми условиями для принятия крещения были следующие действия во время этого обряда: исповедование веры, отречение от дьявола, сочетание со Христом. Естественно, что младенец делать этого не мог. Церковь решила переложить эти функции на восприемников. Таким образом, распространение обычая крестить детей привело к укреплению и развитию института поручителей. При этом Церковь посчитала обязательным иметь восприемника и для взрослых [4, С.611].

Кто может быть восприемником?

Действительно, вопрос не безынтересный. И сейчас многие люди испытывают некоторые трудности и недоумения относительно этого вопроса. Для разрешения этого вопроса обратимся снова к практике первых веков христианства. «Древняя Церковь дозволяла принимать обязанность восприемников всякому истинно верующему, православному христианину, если только он хорошо был известен церкви, — находился в общении с нею и был к тому способен» [4, С. 614]. Быть способным к поручительству (по свидетельству Августина Блаженного) означало иметь некоторые навыки: знание основных истин христианства, Символа веры, молитвы Господней [4, С. 614]. Поручители должны были иметь совершеннолетний возраст: нижняя граница для восприемников была 15 лет, для восприемниц — 13 [5, С.304-305]. Совершеннолетие требовалось для более ответственного подхода к своим обязанностям. Нужно сказать, что в древней Церкви часто в восприемники брали людей, посвятивших себя на особое христианское служение служение: диаконов, диаконисс, отшельников и девственников. Эти люди жили высокой духовной и нравственной жизнью, поэтому они могли быть прекрасными руководителями и помощниками для новых членов Церкви. Учители церковные передавали им основы христианского вероучения, таким образом, подготавливая их к будущему поручительству. [4, С. 615, 617].

Теперь скажем о тех, кто не допускался до восприемничества. Во-первых, поручителями не могли быть некрещеные люди, т.к. они сами не являлись чадами Церкви. Во-вторых, это оглашенные, т.е. люди, готовящиеся ко крещению и также не являющиеся еще членами Церкви. В-третьих, это еретики, т.е. христиане, уклонившиеся от православного учения в ересь и упорно пребывавшие в ней, не смотря ни на какие вразумления от пастырей. Еретики отлучались от Церкви, поэтому они не могли быть восприемниками у человека входящего в нее. В-четвертых, не могли быть поручителями кающиеся (всех степеней), т.е. христиане совершившие тяжкие грехи после крещения. Кающихся отлучали от Евхаристии, им давали епитимьи, таким образом, они уже не являлись полноценными членами Церкви до их полного прощения. Естественно, что такие люди не могли допускаться к поручительству, т.к. не обладали достаточным авторитетом и доверием со стороны пастырей и народа. В-пятых, к восприемничеству не допускали людей бесноватых и малоумных. В-шестых, начиная с VI в., поручителями не могли быть и монахи (определение собора Antissiodorensis (590 г.)) [4, С. 614-615]. Это ограничение весьма справедливо, т.к. монах, удаляясь от мира, не может уделять должного внимания своему восприемнику, живущему в миру.

Особо хотелось бы отметить один обычай, который существовал в Церкви в IV — V в.в.. В это время среди христиан широко было распространено мнение, что освободиться от первородного греха в Крещении возможно лишь в том случае, если родители сами будут приносить свое дитя к купели и сами же будут воспринимать его из крещенских вод. Сразу скажем, что это мнение весьма странное и не имеет никаких богословских обоснований. Таким образом, родители сами часто были восприемниками у своих же детей. Но с V в. начала развиваться идея о духовном родстве между восприемником и воспринимаемым. На Трулльском соборе (681г.) эта идея была окончательно сформулирована в 53-м правиле. Это правило говорит о духовном родстве не только между восприемником и воспринимаемым, но и между ним и родителями воспринимаемого. С появлением и развитием этой идеи вышеупомянутый обычай стал неприемлемым: если родители сами воспринимали своих детей, то их брак автоматически становился вне закона как брак заключенный в ближнем родстве. Если такой факт совершился, то 53-е правило повелевает расторгнуть брак (между супругами-восприемниками), т.к. духовное родство выше телесного. Следовательно, существует еще одно ограничение для кандидатов в крестные родители – они не должны быть супругами.

Читайте так же:  Резонансное письмо ФНС России об аннулировании налоговых деклараций: профилактика нарушений или дискредитация конституционных прав. Налоговая декларация ифнс

Вот те условия, которые позволяют или не позволяют человеку стать восприемником. Все эти критерии имеют место и в настоящее время.

Вопрос о количестве восприемников.

Церковь уделяла внимание не только качеству восприемников, но и количеству их. Сначала имел место обычай иметь одного восприемника. Приведем некоторые исторические факты в пользу этого утверждения. В одном из своих декретов папа Лев Великий ( V в.) писал: «…к восприятию младенца от крещения должны приступать немногие, а только один, — или мужчина, или женщина». [4, С. 619]. В произведении «О церковной иерархии» ( V — VI в.в.) читаем следующее: «Этот восприемник…пламенея священным желанием спасения обращающегося…благосклонно наконец дает обещание исполнить просьбу и, взяв его (хотящего креститься), приводит к соименнику иерархии» [6, гл. 2, 2]. Одно из определений Мецского собора (888г) также подтверждает необходимость иметь только одного поручителя [5, С. 303].

Данный обычай строго соблюдался вплоть до IX в., когда в Западной Церкви понемногу стали от него отходить. Вместо одного восприемника стали иметь двух и более. Хотя еще и встречались мнения на Западе в пользу одного восприемника (например, определения Битеррийской церкви (1368 г.)), но это уже были голоса-одиночки, в Западной Церкви новый обычай уверенно набирал обороты. Определения западных церковных соборов всячески поддерживали новый порядок. Их правила предписывали иметь уже трех восприемников: при крещении ребенка мужского пола необходимы два восприемника и одна восприемница, при крещении ребенка женского пола – один восприемник и две восприемницы [4, С. 627-628].

В Восточной Церкви по-прежнему старались придерживаться древнего обычая (один поручитель). Так, например, архиеп. Симеон Солунский ( XV в.) пишет: «…если крестится младенец, то он приносится на руках женщины, в сопровождении восприемника; а если это возрастный, то приходит сам,…и с ним восприемник, становящийся поручителем (за крещаемого) пред Христом…» [7, С. 51].

Однако, и в Греческой Церкви бывали случаи, когда восприемников было несколько. Так константинопольский патриарх Иеремия II ( XVI в.), осуждая подобные случаи, писал: «Дошло до нашей мерности, что некоторые из иереев и духовных возымели обычай призывать при крещении христианских детей многих восприемников…Поэтому пишем ко всем вам и объявляем, чтобы с этого времени чего либо подобного совершенно не было, но пусть будет только один восприемник, как повелевают божественные и священные законы» [4, С. 630]. Новая практика, все же, не распространилась в Греческой Церкви, а имела локальный характер (греческие общины в Италии). Греческая Церковь стараясь придерживаться старых законов, установила иметь одного восприемника одинакового пола с крещаемым [4, С. 632].

В Русской Церкви до XIII в. крещаемый имел одного поручителя. Начиная с XIII в. стал вводиться обычай иметь двух восприемников. Московские митрополиты Киприан ( XIV в.) и Фотий ( XV в.) решительно осуждали этот новый порядок, но безуспешно: на местах (особенно на западных рубежах) он все больше и больше набирал силу. Успех новой практики, вероятно, объясняется тем, что на двух восприемников (муж. и жен. р.) смотрели как на духовных родителей (крестный отец и крестная мать). После XV в. протестов со стороны церковной власти относительно нового обычая уже не встречалось [5, С.303]. В XV в. бывали даже такие случаи, что крещаемый имел по два крестных отца и по две крестные матери. Московский Стоглавый собор (1551 г.) в одном из постановлений запретил подобную практику и подтвердил законность обычая иметь двух поручителей [4, С.636]. В настоящее время в РПЦ поддерживается традиция иметь двух восприемников. Если по каким-то причинам не удается найти двух поручителей, то допускается иметь одного, но одинакового пола с воспринимаемым. Бывают случаи, когда крестят вообще без крестных родителей, но такие случаи редки и их стараются избегать.

Как видим, в истории Церкви имели и имеют место разные традиции относительно количества восприемников. Эти традиции (как и многие другие) регламентируются церковными канонами, которые со временем могут несколько изменяться, учитывая те социальные условия, в которых живет определенная Поместная Церковь. Поэтому, мы не должны удивляться, когда видим отсутствие к.-л. единой позиции в Церкви относительно количества восприемников.

Первая обязанность поручителей – участие в таинстве Крещения. Никаких «заочных» крестных родителей в Церкви быть не может. Восприемники могут быть задействованы при крещении по-разному, смотря по тому, кто принимает это таинство. Если крестится младенец, маленькие дети или взрослые, имеющие физические или психические заболевания, не дающие им возможность самим отвечать на вопросы священника, то восприемники участвуют в этом обряде достаточно активно: отрекаются от дьявола, соединяются со Христом (что является обетами крещения) исповедуют православную веру (читают вслух Символ Веры), а также совершают другие действия. В том случае, если крестится здоровый совершеннолетний человек, то он отвечает на вопросы священника сам, при этом крестные родители присутствуют молча. Восприемники в этом случае выступают как свидетели совершающегося крещения. Свидетели в древние времена были нужны при заключении к.-л. договоров, чтобы никакая сторона в будущем не отказалась от своих обязательств и точно их исполняла. Церковь восприняла этот народный обычай и стала использовать его при крещении [4, С. 626]. Таким образом, каждая встреча со своим поручителем напоминала христианину об его обетах крещения.

Другая обязанность восприемников связана с этимологией этого слова. «Восприемник» (греч. анадохос) происходит от глагола анадэхомэ, что означает действие принятия человеком ч.-л. на руки. Церковь стала употреблять данный термин в духовно-нравственном смысле: восприемник, принимая на руки (как бы на себя) крещенного человека, понимая всю ответственность перед Богом, Церковью и этим новорожденным христианином, становится поручителем за веру воспринятого, блюстителем его нравственности. Вот как пишет об этом Августин Блаженный: « Я прошу, чтобы каждый мужчина и каждая женщина, воспринявшие детей от святой купели, припоминали, что они суть споручники веры, и потому должны всегда поддерживать в воспринятых ими заботливость об истинной любви, увещевали бы их беречь чистоту, сохранять девство до брака, удерживать свой язык от злословия и клятвопреступления, не произносить устами соблазнительных песен, и не питать в сердце злобы и ненависти, убегать гаданий и чародеев и всех служителей дьявола, требовали бы, чтобы они содержали веру православную, чаще ходили в церковь, и, оставив рассеяность, внимательно слушали божественные чтения, чтобы принимали странников…жили дружелюбно, священникам и родителям оказывали почтение с любовью» [4, С. 621]. Говоря об обязанностях поручителей, нужно заметить, что они, беря на себя такую ответственность, не являются виновными перед Богом и Церковью, если, не смотря на все усилия, их духовные чада будут пренебрежительно относиться к христианской вере. Это, к сожалению, встречается не так уж редко.

Представленные условия являются обязательными для каждого кандидата в крестные родители.

В данной статье мы представили краткий исторический обзор существования института поручителей в Церкви. История данного явления позволяет нам проследить процесс зарождения и развития восприемничества, разных его традиций, в т.ч. и в РПЦ. Конечно, формат статьи не позволяет раскрыть этот вопрос более глубоко, однако, главные моменты истории института восприемников мы попытались отметить. Также были обозначили те критерии и требования, которые касаются крестных родителей, дано краткое богословское осмысление восприемничества. Знание этих элементарных правил поможет восприемникам разрешить различные недоумения и трудности, связанные с поприщем духовного поручительства, а также полностью реализовать себя в этом благодатном служении. Надеемся, что данная статья поможет крестным родителям (и тем, кто собирается ими стать) по-новому, более ответственно взглянуть на свои обязанности, более глубоко осмыслить их, чтобы пройти свое поприще достойно.

Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 2001. – 1346 с.

Апостольское Предание, гл. 15, 16, 20: www . gumer . info / bogoslov _ Buks / History . / lppRim _ ApPred . php (дата обращения 24.10.2011 г.)

Дидахи, гл.7: www . krotov . info / history /02/1/ didahe . html (дата обращения – 24.10.2011 г.)

Алмазов А.И., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Каз.: Типография Императорского Университета, 1884. – 779 с.

Афанасьев Н., прот., Вступление в Церковь, Шмеман А., прот., Водою и Духом — М.: изд-во ПСТГУ, 2004. – 450 с.

Дионисий Ареопагит, О Церковной иерархии, гл. 2, 2: azbyka.ru›?otechnik/Dionisij_Areopagit/o… ierarhii (дата обращения 26.10.2011 г.)

Писания святых отцов и учителей Церкви относящихся к истолкованию православного богослужения, т.2. — С.-Пб.: типография Королева и комп., 1856. – 545 с.

ВОСПРИЕМНИКАМ (КРЕСТНЫМ)

Православное Таинство Крещения

Что же такое восприемничество, и какова его функция в Церкви?

Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Нужно заметить, что в такую духовную связь вступает только один из крестных родителей – одного пола с крещаемым. Сам обычай иметь двух восприемников – довольно поздний. И хотя к нашему времени он уже прочно утвердился в Православной Церкви, все же отношение духовного родства возникает с одним из восприемников.

Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии. Именно на крестных лежит обязанность вовремя причащать малыша, научить его правильно и вовремя молиться, соблюдать посты, приобщить к другим необходимым правилам церковной жизни. История знает много случаев, когда крестники отступали от православной веры, а их крестные, ничего не приняв, или тяжело заболевали, или умирали, или жизнь их наполнялась скорбями и отчаянием. Поэтому восприемники в течении всей жизни должны следить за тем, как духовно живет и развивается их крестник.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

  1. Монахи и монахини.
  2. Родители для собственных детей.
  3. Лица, состоящие между собой в браке, по традиции Русской Православной Церкви, не могут крестить одного младенца, но при этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, т.е. разновременно.
  4. Неверующие.
  5. Некрещеные.
  6. Малолетние.
  7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
  8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
  9. В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня. Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

    Итак, крестные родители поручаются перед Церковью о воспринятых крестниках. Чтобы ручательство восприемников было действительным, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Как прискорбно бывает видеть, что крестные родители не соответствуют даже минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости», крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. Крёстные должны быть крещеными, должны знать основы православной веры и ясно представлять, какую ответственность перед Господом принимают на себя. От крестных родителей требуется знание основных истин православной веры, а также необходимый минимум молитв.

    Основные необходимые молитвы

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истинны, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша..

    Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

    Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,яко Спаса родила еси душ наших.

    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единародного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

    И воскресшаго в третий день по Писанием.

    И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

    И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    Чаю воскресения мертвых.

    И жизни будущаго века. Аминь.

    Не нужно пугаться тем, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время имеется множество изданий, в доступной форме излагающих основы Православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться за советом к священнику.

    Если вы серьезный человек, то и к этому событию подойдете серьезно. Купите книжку по теме и постарайтесь понять, что происходит в момент крещения. Еще накануне постарайтесь настроиться духовно. Почитайте молитвы, Евангелие. Крестным обязательно нужно сходить в церковь, пройти собеседование, исповедаться и причаститься. На крестных обязательно должны быть одеты нательные кресты.

    По дороге в храм в день Крещения помните, куда вы идете, избегайте пустословия, шуток, а тем более грубых слов. Возможно, в церкви вам придется подождать, проявите христианское терпение.

    Крещение – это серьезное действо, а не веселая ярмарка чудес, поэтому, если у Вас есть пожелание запечатлеть этот торжественный момент на фотографиях или видеосъемке, стоит предварительно спросить разрешения у священника.

    Наречение имени

    Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится Небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Одна будущая мама, пока ждала первенца, прочитала книгу о Царственных страстотерпцах. Она стала молиться всей прославленной у Бога царской семье, прося помощи, и обещала назвать ребенка именем мужественной и любящей царицы Александры. Вопреки прогнозам врачей, роды прошли легко – и родившаяся девочка была наречена Александрой. Можно выбрать любое православное имя, лишь бы оно было в святцах, а «строго по календарю» называть младенца вовсе не обязательно. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела, а на церковном языке — днем тезоименитства. Святому, в честь которого назван ребенок, можно заказывать молебны, а его икона обязательно должна быть у ребёнка дома.

    Что нужно для крещения

    • Крестик и шнурок для него (можно приобрести в иконной лавке); если крестик не был освящен, скажите об этом священнику, его можно освятить прямо перед крещением;
    • Белая крестильная рубашечка или белая пелёночка;
    • Полотенце.

    Рассмотрим теперь, что делают восприемники в процессе совершения Таинства Крещения.

    Совершая отречение от сатаны, священник спрашивает: «Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Восприемник отвечает: «Отрекаюсь» (этот вопрос и ответ повторяются трижды). Затем священник спрашивает: «Отрекся ли от сатаны?» – восприемник отвечает: «Отрекся» (также повторяется трижды). Священник говорит: «И дунь, и плюнь на него». К сожалению, в настоящее время значения этих действий бывает непонятно для восприемников, или даже вызывает улыбку. Беда в том, что большинство людей не видят присутствия и действия сатаны в мире, не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего их жизнь. Многие думают, что можно принять образ жизни мира и ценности, которые он устанавливает, и вместе с тем исполнять «религиозные обязанности». Но христианин должен отречься от того образа жизни и иерархии ценностей, которые навязывает мир, и помнить, что жизнь верующего – это «узкий путь» и борьба. Словами «отрекаюсь» объявлена война сатане; с этого момента начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная смерть.

    После этого крещаемый исповедует верность Христу, дает клятву, подобную воинской присяге. Священник задает вопрос: «Сочетаешься ли ты со Христом?» – восприемник отвечает: «Сочетаюсь» (повторяется трижды). Снова спрашивает священник: «Сочетался ли ты со Христом» – «Сочетался» – «И веруешь ли Ему?» – «Верую Ему как Царю и Богу». Это решение принимается раз и навсегда, и не подлежит пересмотру. Такое решение означает безусловную преданность Богу, полную готовность следовать путем веры, что бы ни случилось. Крещаемый исповедует свою веру Христу как Царю и Богу чтением Символа Веры. Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры — необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению.

    При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку — крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки восприемнику того же пола, что и младенец. Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

    Суеверия, связанные с крещением

    Заметки

    Что касается брака между восприемником и восприемницей (крёстные отец и мать одного и того же крещаемого), то они впоследствии могут состоять в браке между собой («Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении». Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Стр. 49: «В настоящее время 211-я статья Номоканона, в которой указывается на недопустимость брака между восприемниками, не имеет никакого практического значения и должна почитаться отменённою… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою»).

    Требования к восприемникам

    Родитель — Содержание 1 Кровное родство по прямой линии 1.1 В одном поколении 1.2 В соседних поколениях … Википедия

    Крёстный отец — («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия

    Крёстный — отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника (крестницы) … Википедия

    Крещение — Жизнь христианина Христианский портал · ? … Википедия

    Родство — Запрос «Кузен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Свекровь» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Сват» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Межличностные отношения Типы отношений… … Википедия

    Восприемник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

    Крестная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

    Крестник — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

    Крестный отец — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

    Крёстная мать — Крёстный отец («крёстный»), а также крёстная мать («крёстная») духовный родитель (восприемник, кум) в христианской традиции, который в ходе таинства крещения принимает ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие крестника… … Википедия

    ВОСПРИЕМНИКИ

    (крестные отец и мать), лица, к-рые при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, дают за них крещальные обеты и произносят Символ веры. На В. возлагается обязанность следить за ростом религ. и нравственного сознания новокрещеного. В случае необходимости В. должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их на свое попечение.

    Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях (лат. susceptores) упоминает Тертуллиан (II в.) ( Tertull . De bapt. 18). Свидетельство о поручителе, участвовавшем в приеме нового члена в христ. общину, содержится в т. н. «Апостольском предании» III в., (Trad. Ap. 20), хотя здесь речь идет не о восприемничестве в собственном смысле слова, ибо поручитель участвовал в оглашении, а не в самом Крещении. Участие поручителя (В.) в Крещении зафиксировано 45 (54)-м прав. Карфагенского Собора (419): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию». В трактате «О церковной иерархии» «Ареопагитик» (V-VI вв.) подробно описаны функции В. (EH. 2: 2-5).

    По обычаю древней Церкви, в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости («чтобы преподание несокрушимой печати совершалось благоприлично» — Const. Ap. III 16. 4). Но впосл. в Крещении, к-рое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс имп. св. Юстиниана I (534), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и Восприемником (СJ. 5. 4. 26. 2). Этот обычай распространился на Западе в VIII в. ( Torquebiau . Col. 155, 158); он легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал еп. Римский св. Лев I Великий (440-461), впосл. Майнцский Собор 813 г. осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

    Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти.

    Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать ( Torquebiau . Col. 158).

    Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I, еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу — «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия — 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет — CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. «Книге о до?лжностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским), могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque. Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

    Участие в крещении неск. В. и восприемниц, а также заочное восприемничество, когда ввиду родственных или дружеских отношений с семьей новокрещеного крестным отцом или матерью признается лицо, не участвовавшее в крещении, являются злоупотреблением.

    Со своими крестниками и их родителями В. вступают в отношения, к-рые именуются духовным родством. Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. Отцы Трулльского Собора (691-692) 53-м прав. запретили браки между В. и родителями воспринятых («Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу. »). В «Василиках» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3-ю степень: воспринявший кого-либо от св. Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением К-польского Синода при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) признано было препятствием к браку наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь по отношению к родителям крестника или крестницы. На родственников по боковой линии отношения духовного родства не распространяются.

    Поскольку 53-е прав. Трулльского Собора поставило духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могли добиваться его через восприятие собственного ребенка. Чтобы противодействовать этому, визант. императоры Лев IV и Константин VI издали новеллу, на основании к-рой супруг, виновный в разводе по причине наступившего вслед. восприемничества собственного ребенка духовного родства с женой, несовместимого с продолжением супружества, подлежал денежному штрафу или телесному наказанию, 7-летнему изгнанию и запрету вступать в новый брак. Тем самым данное злоупотребление было искоренено.

    В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и соответственно между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, к-рое, однако, не может поставляться на один уровень с духовным родством, связующим В. с крестниками одного пола с ними и с их родителями. После того как установилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, имп. св. Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку (CJ. 5. 4. 26. 2).

    Однако в указе Святейшего Синода РПЦ от 19 янв. 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми В. и воспринятым. Святейший Синод нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Тем самым он исходил из непризнания канонической действительности восприемничества лица другого пола по отношению к крещаемому, хотя ни в этом указе Святейшего Синода, ни в позднейших актах церковной власти не возбраняется самый обычай участвовать в крещении в качестве В. 2 лицам разного пола.

    Иногда В. называют лиц, участвующих в браковенчании в качестве свидетелей, или поручителей, что является более обычным их наименованием. В. называют также духовных отцов, к-рым вручаются для наставления новопостриженные монахи.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.