Прокурорский надзор за орд приказ. Прокурорский надзор за орд приказ

Прокурорский надзор за орд приказ

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить действенный надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

2. Установить, что заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяются правом от имени Генерального прокурора Российской Федерации назначать из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — уполномоченные прокуроры) и несут персональную ответственность за организацию надзора.

3. Руководителям прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности.

Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Копию приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, направить для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также руководителю вышестоящей прокуратуры.

4. При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц; их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации.

5. Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов.

6. Уполномоченным прокурорам при реализации надзорных полномочий также проверять:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.

Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Строго следовать требованиям Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

г) законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений — при наличии запроса, направленного в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (пункт 7 части 2 статьи 7);

д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

ж) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

7. При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо решениям, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

8. В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

9. Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий;

б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

10. Уполномоченным прокурорам пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

11. Случаи незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

12. Руководителям прокуратур и уполномоченным прокурорам обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

Возложить на уполномоченных прокуроров персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

13. Утвердить и ввести в действие с 01.01.2011:

отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (форма ОРД) (приложение № 1);

Инструкцию о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (приложение № 2);

Инструкцию об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение № 3).

14. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за организацией надзора за оперативно-розыскной деятельностью, составление отчета о работе по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, систематически анализировать материалы проверок и оказывать подчиненным прокурорам необходимую помощь, регулярно организовывать проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за оперативно-розыскной деятельностью в подразделениях и органах прокуратуры.

15. Начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур информацию по итогам полугодия и года о состоянии законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности поднадзорными органами с результатами надзора в данной сфере (с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему такую деятельность) представлять к 25 января и 25 июля в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части, касающейся МВД России, ФСКН России, ФСИН России (за исключением вопросов противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также вопросов органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте);

в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму — в части, касающейся ФСБ России, а также по вопросам противодействия иных правоохранительных органов терроризму и экстремистской деятельности;

в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — в части, касающейся ФТС России, органов внутренних дел на транспорте и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел на транспорте.

Читайте так же:  Лечение рака по ОМС. Возврат денег за лечение онкологии

Военным прокурорам окружного звена в те же сроки представлять докладные записки в Главную военную прокуратуру.

16. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, не реже одного раза в полугодие осуществлять обобщение практики на этом направлении деятельности и представлять аналитические справки курирующим заместителям Генерального прокурора Российской Федерации не позднее 5 февраля и 5 августа.

17. Установить, что в Генеральной прокуратуре Российской Федерации функции по организации и контролю работы прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним иных территориальных специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах в пределах своей компетенции.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним территориальных специализированных прокуратурах функции по организации и контролю работы подчиненных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности возлагаются на соответствующие структурные подразделения соответствующим приказом.

В органах военной прокуратуры возложение на структурные подразделения функции по организации и контролю деятельности подчиненных военных прокуратур по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности определяется Главным военным прокурором.

18. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» считать утратившим силу.

19. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

20. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по направлениям деятельности, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

Приказ направить первому заместителю и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Службу внешней разведки Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Приложение № 1
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33

Секретно (по заполнении)
Форма ОРД

Отчет
о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

по_______________району (городу), области, краю, республике

Почтовый — полугодовой (годовой, нарастающим итогом) представляется районными (городскими), а также приравненными к ним прокурорами вышестоящему прокурору к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом

Всего В том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел органов федеральной сслужбы безопасности федеральных органов государственой охраны таможенных органов Службы военной разведки органов Федеральной службы исполнения наказаний органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ внешней разведки Минобороны России
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Проведено проверок 1
Из строки 1 по обращениям граждан и организаций 2
законности ОРМ, проводимых в целях установления имущества, подлежащего конфискации 3
законности при проведении с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розысковой деятельности» 4
исполнения законодательства о противодействии коррупции 5
Количество ДОУ, находившихся в производстве в отчетный период 6
Количество иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период 7
из находившихся в производстве в отчетный период ДОУ и иных оперативно-служебных материалов по коррупционным преступлениям 8
Проверено ДОУ из числа находившихся в производстве 9
Проверено иных оперативно-служебных материалов из числа находившихся в производстве 10
из проверенных в отчетный период ДОУ и иных оперативно-служебных материалов по коррупционным преступлениям 11
Выявлено нарушений законодательства об ОРД 12
из строки 12 в сфере противодействия коррупции 13
незаконных решений должностных лиц органов, осуществляющих ОРД 14
из стр. 14 о заведении ДОУ 15
о прекращении ДОУ 16
о проведении ОРМ 17
Принесено протестов 18
Направлено требований 19
Вынесено постановлений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании 20
из них в отношении сотрудников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе 21
Внесено представлений 22
По представлениям прокурора привлечено лиц к дисциплинарной ответственности 23
Всего В том числе в оперативных подразделениях
органов внутренних дел органов федеральной службы безопасности федеральных органов государственной охраны таможенных органов Службы внешней разведки органов Федеральной службы исполнения наказаний органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ внешней разведки Минобороны России
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Рассмотрено жалоб прокурором 1
Разрешено жалоб прокурором 2
в том числе удовлетворено 3

Исх. №______________ Прокурор___________________________

(фамилия и номер телефона исполнителя)

Настоящее приложение вводится в действие с 1 января 2011 г.

Приложение № 2
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33

Инструкция
о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусматривает отражение:

сведений о результатах работы прокуроров по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушениях законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности решений, принимаемых руководителями органов, осуществляющих такую деятельность.

Отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности состоит из двух разделов и заполняется по правилам секретного делопроизводства на основании документов первичного учета прокурором города, района, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурором и прокурором иной специализированной прокуратуры и представляется в вышестоящую прокуратуру дважды в год (за первое полугодие и год) — до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах отчет составляется руководителями подразделений, на которые возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и передается прокурорскому работнику, на которого возложена обязанность по составлению сводных статистических отчетов для составления сводного отчета по региону.

Сводный отчет визируется начальниками соответствующих подразделений, несущими ответственность за полноту и достоверность отчетных данных, обязаны их контролировать и принимать необходимые меры для устранения искажений в отчетности.

Сводный отчет по региону подписывается прокурором субъекта Российской Федерации и представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

В управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, к компетенции которых отнесен надзор за оперативно-розыскной деятельностью, отчет составляется руководителями подразделений и до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления.

Военные прокуроры гарнизонного звена отчет представляют в военные прокуратуры окружного звена до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Военные прокуроры окружного звена сводный отчет представляют в Главную военную прокуратуру не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Датой представления отчета считается дата его поступления в вышестоящую прокуратуру.

Раздел 1. Проверка оперативно-розыскных материалов

В этом разделе указываются количество проведенных проверок исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности, количество дел оперативного учета (ДОУ) и иных оперативно-служебных материалов, находившихся в производстве в отчетный период, в том числе проверенных прокурором, количество и характер выявленных при этом нарушений, данные об осуществленном реагировании.

В строке 1 отражается общее количество проведенных уполномоченными прокурорами проверок в органах, указанных в графах 2-9.

В строке 2 отдельно выделяется количество проведенных проверок по обращениям граждан и организаций.

В строке 3 указывается количество проверок законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в целях установления имущества, подлежащего конфискации.

В строке 4 отдельно выделяется количество проверок законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе мероприятий, проводимых на основании запросов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, поступивших в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

В строке 5 указывается количество проведенных уполномоченными прокурорами проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В строке 6 отражается общее количество дел оперативного учета, находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, в отчетный период.

В строке 7 отражается общее количество иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.), находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, в отчетный период.

В строке 8 отдельно выделяется количество дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.), находившихся в производстве поднадзорных органов, указанных в графах 2-9, по преступлениям коррупционной направленности в значении, данном в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В строке 9 указывается общее количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета из числа находившихся в производстве в отчетный период.

В строке 10 указывается общее количество проверенных уполномоченными прокурорами иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.) из числа находившихся в производстве в отчетный период.

В строке 11 отдельно выделяется количество проверенных уполномоченными прокурорами дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов (оперативных подборок и т.п.) по коррупционным преступлениям.

В строке 12 отражается общее количество выявленных уполномоченными прокурорами нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

В строке 13 отдельно выделяется количество выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия коррупции.

В строке 14 указывается количество выявленных незаконных решений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

В строке 15 отражается количество выявленных незаконных решений о заведении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов.

В строке 16 указывается количество выявленных незаконных решений о прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов.

В строке 17 отражается количество выявленных незаконных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).

В строке 19 отражается количество направленных руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требований об устранении нарушений закона (о прекращении проведения незаконного оперативно-розыскного мероприятия, о принятии мер по выполнению задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в ходе производства по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам и др.).

В строке 20 указывается количество постановлений о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании, вынесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

В строке 21 отдельно выделяется количество постановлений о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, вынесенных прокурорами в отношении сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за преступления по службе.

В строке 22 указывается количество представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности, внесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

В строке 23 отражается количество сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привлеченных к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представлений прокурора.

По графам указанные в строках сведения распределяются в следующем порядке:

в графе 1 — общие сведения;

в графах 2-9 — сведения по органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Раздел 2. Рассмотрение жалоб на действия и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

В разделе 2 учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения граждан и организаций, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В строке 1 указывается общее количество рассмотренных прокурором жалоб на нарушения законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В строке 2 из общего числа рассмотренных жалоб и обращений указывается количество разрешенных прокурором, то есть удовлетворенных, отклоненных, а также любых других жалоб, по которым прокурором даны разъяснения либо принято иное решение по существу.

В строке 3 из числа разрешенных указывается количество жалоб и обращений, которые удовлетворены и по которым прокурором приняты меры к устранению нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

В графе 1 приводятся общие сведения, указанные в строках 1-3, а в графах 2-9 — сведения по органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Перечень подлежащих проверке контрольных и логических равенств в отчете по форме ОРД

Сумма показателей граф 2-9 во всех строках должна быть равна показателям графы 1.

Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше или равны показателям строки 2.

Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше суммы показателей строк 3-5 или равны ей.

Показатели строки 8 меньше суммы показателей строк 6 и 7 или равны ей.

Показатели строки 11 меньше показателей строки 8 или равны им.

Показатели строки 11 меньше суммы показателей строк 9 и 10 или равны ей.

Показатели строки 12 должны быть больше суммы показателей строк 13 и 14 или равны ей.

Показатели строки 14 должны быть больше суммы показателей строк 15-17 или равны ей.

Показатели строки 21 меньше показателей строки 20 или равны им.

Показатели графы 1 по всем строкам должны быть равны сумме показателей граф 2-9.

Читайте так же:  Какие льготы положены многодетным семьям в Нижегородской области в 2020 году. Льготы многодетной семьи в нижегородской области

Во всех графах показатели строки 1 должны быть больше показателей строки 2 или равны им, показатели строки 3 — меньше показателей строки 2 или равны им.

Приложение № 3
к приказу Генеральной прокуратуры РФ
от 15 февраля 2011 г. № 33

Инструкция
об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему делопроизводства в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах по документам оперативно-розыскной деятельности, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (далее — секретные сведения).

2. Делопроизводство ведется работником режимно-секретного подразделения (РСП).

Все работники, имеющие непосредственное отношение к документам оперативно-розыскной деятельности, должны иметь соответствующий допуск к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности (далее — уполномоченные прокуроры, уполномоченные работники).

3. Документы оперативно-розыскной деятельности не подлежат разглашению. Работа с ними допускается в отдельных служебных кабинетах, оборудованных пожарно-охранной сигнализацией. Переговоры по открытым средствам связи (телефон, радио), передача указанных документов телеграфом, телетайпом, факсом и по электронной почте запрещаются. Разглашение секретных сведений, утрата документов и носителей, содержащих такие сведения, влечет установленную законом ответственность.

4. Ответственность за состояние делопроизводства в структурных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, военных, транспортных и иных специализированных прокуратурах и прокуратурах городов и районов несут их руководители.

Прием, регистрация, прохождение документов

1. Документы, в том числе доставленные непосредственно работниками органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принимаются уполномоченными работниками.

В районных и приравненных к ним прокуратурах прием документов осуществляется прокурором.

2. Оперативно-служебные документы, а также жалобы на действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регистрируются в соответствии с требованиями общего и секретного делопроизводства.

Листы регистрационного журнала должны быть пронумерованы, прошиты и опечатаны печатью РСП.

При получении корреспонденции проверяются целостность упаковки и оттиски печатей, при вскрытии пакетов — соответствие указанных на них учетных номеров номерам, находящимся на документе, количество листов в приложении, количество экземпляров.

3. Зарегистрированные документы и жалобы рассматриваются и разрешаются в соответствии с общими правилами, установленными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, с соблюдением требований общего и секретного делопроизводства.

Составление документов, формирование их в дела и надзорные производства

1. При составлении документов необходимо ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями. Запрещается использовать закрытую информацию в несекретной служебной переписке.

При определении степени секретности следует руководствоваться перечнями сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, руководители которых распоряжением Президента Российской Федерации от 16.04.2005 № 151-рп наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

2. Гриф секретности присваивается документу его исполнителем на основе тщательной оценки степени секретности сведений, содержащихся в этом документе. Гриф проставляется на первом (титульном) листе в правом верхнем углу.

При проставлении грифа на документах «особой важности» и «совершенно секретно» ниже грифа секретности под чертой указывается номер пункта развернутого или отдельного перечня сведений, подлежащих засекречиванию, на основании которых он установлен.

В случае, если носитель сведений, составляющих государственную тайну, полученный из другой организации, подлежит засекречиванию или гриф секретности ему присвоен неверно, следует сообщить об этом отправителю с обоснованием необходимости засекречивания или изменения грифа секретности указанного носителя сведений.

3. Ответственность за правильное присвоение грифа секретности документам несут исполнители и руководители, подписывающие или утверждающие эти документы.

4. Рассекречиванию подлежат документы только на основании постановления руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Жалобы, принятые к производству, и другие материалы группируются в надзорных производствах (делах). По одному и тому же делу (вопросу) заводится одно надзорное производство (дело).

6. Надзорное производство (дело) ведется и учитывается по правилам ведения секретного делопроизводства, предусмотренным Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1.

7. Для ведения записей, содержащих секретные сведения, выписок из документов исполнителям выдаются учтенные в РСП рабочие тетради.

8. Печатание документов производится непосредственно исполнителями либо поручается машинистке, имеющей соответствующий допуск к секретным сведениям. Использование средств вычислительной техники (СВТ) допускается после выполнения требований по обеспечению безопасности информации. Использование СВТ, имеющих выход в открытые коммуникационные сети, запрещается.

Ответственность за обеспечение защиты секретной информации возлагается на работника, производящего ее обработку с использованием СВТ.

9. Исполненные документы пересылаются секретной почтой либо вручаются под расписку сотруднику органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Обеспечение сохранности документов

1. Документы, номенклатурные дела, надзорные производства, книга учета хранятся в сейфах у уполномоченных прокуроров и работников, которые обеспечивают их сохранность.

В нерабочее время сейфы и кабинеты опечатываются личными номерными печатями.

Хранение документов, дел и надзорных производств в письменных столах запрещается.

2. Лицам, командируемым в другие организации, запрещается иметь при себе в пути следования документы, содержащие секретные сведения. Такие документы должны заранее пересылаться в адрес РСП организации.

Как исключение лицу, направляемому в другую организацию в пределах данного населенного пункта, разрешается брать с собой для подписания или работы документы, содержащие секретные сведения. Доставка таких документов производится на специально выделенном транспорте.

Работники должны выполнять требования режима секретности, установленные в организации по месту их командирования.

3. Срок хранения надзорных производств устанавливается соответственно срокам хранения уголовных дел и материалов, по которым проводились оперативно-розыскные мероприятия. Книги учета хранятся не менее 5 лет.

Уничтожение документов и книг учета производится комиссией уполномоченных прокуроров и работников с составлением соответствующего акта. После его подписания все документы уничтожаются путем сжигания либо с помощью специально предназначенных для этого технических средств, исключающих возможность восстановления и прочтения текстов или их фрагментов.

Учет работы прокуроров

1. Делопроизводство по документам оперативно-розыскной деятельности является основой для составления статистического отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

2. Документами первичного учета работы прокурора служат: книга учета (приложение № 1), надзорные производства, а также дела, формируемые на основании примерной номенклатуры дел по документам оперативно-розыскной деятельности (приложение № 2), материалы проверок, акты прокурорского реагирования и иные документы.

3. Данная система первичного учета ориентирована на ведение его в управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах.

Едиными для всех звеньев органов прокуратуры являются: книга учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности (приложение № 1) и статистическая карточка на жалобу.

4. Ответственность за организацию работы по первичному учету возлагается на руководителя прокуратуры, за подписью которого представляется статистическая отчетность, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — на начальника соответствующего структурного подразделения.

Приложение № 1
к Инструкции об организации в
прокуратуре делопроизводства по
документам органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность

Секретно (по заполнении)

(печатается с разворотом на двух листах)

Книга
учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности

Номер проверки Наименование органа, в котором проводилась проверка Дата выполнения действия к № дела Проверено оперативно-розыскных материалов Количество выявленных нарушений По выявленным нарушениям
принесено протестов подготовлено письменных требований об устранении нарушений законов вынесено постановлений о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания, из них: в отношении работников, осуществляющих ОРД, за преступления по службе внесено представлений по представлениям наказано в дисциплинарном порядке работников результаты рассмотрения протестов, представлений примечание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Приложение № 2
к Инструкции об организации в
прокуратуре делопроизводства по
документам органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность

Примерная номенклатура дел
по документам оперативно-розыскной деятельности

1. Переписка с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

2. Переписка о состоянии прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проверок органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Акты прокурорского реагирования (представления, протесты), требования об устранении нарушений, информационные письма о выявленных нарушениях и ответы на них, постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании и переписка по ним.

Примечание. В зависимости от документооборота возможно ведение либо единого дела по всем органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, либо отдельно по каждому органу.

4. Статистические отчеты о работе по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности:

а) годовые — срок хранения постоянно;

б) полугодовые — срок хранения по миновании надобности.

5. Книга учета работы прокурора по надзору за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

Приложения, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2011 г.

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Органы прокуратуры должны обеспечить надзор за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Должны быть назначены уполномоченные прокуроры.

Уполномоченные прокуроры и лица, ведущие делопроизводство по надзору в названной сфере, должны быть допущены к совершенно секретным данным или сведениям особой важности.

Необходимо следить за соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юрлиц.

Проверки исполнения законов при осуществлении ОРД проводятся по обращениям граждан, юридических и должностных лиц, по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручений. Также они осуществляются в плановом порядке.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами ФСБ России оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверяются в порядке надзора, только если поступили материалы, информация и обращения граждан о нарушениях.

Указано, что необходимо проверять при реализации надзорных полномочий. Речь идет, в частности, о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и обоснованности проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, о своевременности уведомления судей.

Установлены обязанности уполномоченных прокуроров.

Утверждены отчет о работе уполномоченного прокурора, инструкции о его составлении и представлении, об организации делопроизводства по документам органов, осуществляющих ОРД.

Информация о состоянии законности при осуществлении ОРД представляется в подразделения Генеральной прокуратуры. Она приводится отдельно по каждому органу, осуществляющему такую деятельность. Срок — к 25 января и 25 июля.

Приказ, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.

Предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ховавко Сергей Михайлович

В статье проведен критический анализ норм действующего законодательства, определяющих предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью , полномочия прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности . Автор предлагает разделять обоснованность принятия решений в оперативно-розыскной деятельности на формальную и фактическую. Доказывает целесообразность законодательного закрепления предварительного надзора прокуратуры за законностью принятия отдельных решений в оперативно-розыскной деятельности .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ховавко Сергей Михайлович,

Subject of prosecutor’s supervision and board control of operative-search activity

The article deals with critical analysis of the present legislation norms, determining the subject of prosecutor’s supervision and board control of operative-search activity and also Prosecutor’s office powers to effect supervision for laws execution during operative-search activity realization. The author offers to share expedience of decision making in operative-search activity as formal and factual. The article gives grounds for expedience of legislative consol >legality of the separate decisions effected in operative-search activity .

Текст научной работы на тему «Предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью»

?Ховавко Сергей Михайлович

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.: +79787234560)

Предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью

В статье проведен критический анализ норм действующего законодательства, определяющих предмет прокурорского надзора и ведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью, полномочия прокуратуры в рамках надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Автор предлагает разделять обоснованность принятия решений в оперативно-розыскной деятельности на формальную и фактическую. Доказывает целесообразность законодательного закрепления предварительного надзора прокуратуры за законностью принятия отдельных решений в оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, законность, права и свободы человека и гражданина, прокурорский надзор, ведомственный контроль, полномочия.

S.M. Khovavko, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; 1е1.: +79787234560.

Subject of prosecutor’s supervision and board control of operative-search activity

The article deals with critical analysis of the present legislation norms, determining the subject of prosecutor’s supervision and board control of operative-search activity and also Prosecutor’s office powers to effect supervision for laws execution during operative-search activity realization. The author offers to share expedience of decision making in operative-search activity as formal and factual. The article gives grounds for expedience of legislative consolidation of the preliminary supervision of the Prosecutor’s office for legality of the separate decisions effected in operative-search activity.

Key words: operative-search activity, legality, rights and freedoms of the person and citizen, prosecutor’s supervision, board control, authorities.

Оперативно-розыскная деятельность (далее — ОРД) ввиду своего преимущественно негласного характера и наличия полномочий по ограничению конституционных прав человека и гражданина требует особого надзора и контроля со стороны государства. Ведомственный контроль за ОРД осуществляют руководители органов, уполномоченных на проведение ОРД, которые несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее -ОРМ). Надзор за ОРД осуществляется органами прокуратуры. При этом прокурорский надзор за ОРД, с одной стороны, выступает в качестве гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при проведении ОРД, а с другой стороны, не должен препятствовать осуществлению субъектами ОРД их полномочий. Выполнение таких условий может быть обеспечено четким нормативным определением предмета прокурорского надзора за ОРД и

полномочий прокурора при осуществлении такого надзора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1] прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами, осуществляющими ОРД. Одновременно ст. 29 того же Закона [1] предметом прокурорского надзора определяет соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнение ОРМ, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Читайте так же:  Земельный налог 2020. Земельный налог подмосковье 2020

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере ОРД, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД) [2], в котором определено содержание ОРД и закреплена система гарантий законности при проведении ОРМ. В то же время ОРД регулируется нормативными правовыми актами органов, уполномоченных

на проведение ОРД. Как следует из смысла ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1], органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, а не ведомственных нормативных актов. В ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД [2] также указано, что Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры осуществляют надзор за исполнением ФЗ об ОРД, а не за исполнением нормативных актов органов, осуществляющих ОРД. При этом сама ст. 21 имеет название «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью».

Таким образом, в законодательстве, регулирующем прокурорский надзор в сфере ОРД, в качестве предмета прокурорского надзора определяется: 1) исполнение законов органами, осуществляющими ОРД (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 2) исполнение Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 1 ст. 21 ФЗ об ОРД) и 3) оперативно-розыскная деятельность (название ст. 21 ФЗ об ОРД).

С учетом положений действующего законодательства, на наш взгляд, справедливым является точка зрения В.Ф. Луговика о том, что ОРД может быть объектом прокурорского внимания только в контексте соблюдения должностными лицами действующих законов [3, с. 64].

В ч. 2 ст. 4 ФЗ об ОРД прямо указано, что организация и тактика проведения ОРМ регламентируются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД. В то же время в ФЗ об ОРД содержится ряд норм, регламентирующих отдельные элементы подготовки и проведения ОРМ [4, с. 9-10], что может быть истолковано как критерии законности при проведении соответствующих ОРМ. Конституционный Суд РФ в своих решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений граждан, признал, что в ФЗ об ОРД содержатся нормы, гарантирующие законность проведения ОРМ [5; 6]. Поэтому, несмотря на то, что организация и тактика проведения ОРМ регламентируются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, соблюдение установленного порядка выполнения ОРМ может быть предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, только в пределах, регулируемых нормами ФЗ об ОРД. В то же время контроль за соблюдением законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии со ст. 22 ФЗ об ОРД возложен на руко-

водителей органов, осуществляющих ОРД, при проведении ими ведомственного контроля за ОРД [2].

К предмету прокурорского надзора не относятся сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления ОРД. Данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности. Перечисленные обстоятельства также следует относить к предмету ведомственного контроля за ОРД.

Неоднозначность определения предмета прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД порождает проблему определения полномочий прокуратуры при осуществлении такого надзора. В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не содержится перечня полномочий прокурора при осуществлении надзора в сфере ОРД — в ст. 30 названного Закона содержится отсылочная норма, в соответствии с которой полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В ст. 21 ФЗ об ОРД не содержится четких прав и обязанностей прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, а положения ст. 37 УПК РФ, определяющие полномочия прокурора при производстве предварительного расследования, не могут быть применены при надзоре в сфере ОРД [7, с. 277]. Отсутствие в федеральных законах норм, четко определяющих полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, а также однозначного определения предмета такого надзора компенсируется ведомственным нормотворчеством Генпрокуратуры России — приказом Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. № 33 [8]. Отдельные нормы названного приказа с первых дней своего существования вызвали обоснованную критику со стороны ведущих теоретиков оперативно-розыскной деятельности [9].

При детальном рассмотрении положений пп. 6, 7 и 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. № 33 [8] можно обратить внимание на требование уполномочен-

ным прокурорам при реализации надзорных полномочий при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД проверять не только соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина и законность в ходе осуществления ОРД, но и обоснованность принятия некоторых решений уполномоченными на проведение ОРД органами (подп. «б», «в» п. 6), а также обоснованность и достаточность проведения ОРМ (пп. 7, 7.1).

На наш взгляд, требование проверять обоснованность в таких случаях может быть отнесено к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, только если основания принятия решений прописаны в федеральных законах, например перечисленные в ст. 7; ч. 2, 3, 6, 7, ст. 8 ФЗ об ОРД основания для проведения ОРМ.

При этом, на наш взгляд, будет целесообразным разделять обоснованность принятия решений в ОРД на формальную и фактическую. Под «формальной обоснованностью» необходимо понимать наличие предусмотренных федеральными законами формальных оснований для принятия решений в ОРД, выраженных в конкретных процессуальных или оперативно-розыскных документах, таких как постановление о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), поручения (п. 3 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), запросы (пп. 4 и 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), постановление о применении мер безопасности (п. 5 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД), постановления о проведении отдельных ОРМ (ч. 6 и 7 ст. 8; ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД).

Если же под обоснованностью принятия определенного решения субъектом, уполномоченным на проведение ОРД, понимается некая информация (сведения), необходимая для принятия такого решения, но в соответствующих нормах федеральных законов четко не перечислены источники такой информации (сведений) и критерии ее достаточности, то в такой ситуации, на наш взгляд, можно вести речь о «фактической обоснованности» принятия решений в ОРД. Анализ норм ФЗ об ОРД позволяет отнести к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД «фактическую обоснованность» проведения ОРМ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7. При этом «фактическую обоснованность» принятия решений в ОРД можно отнести к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД только в том случае, если фактические основания принятия

решений в ОРД прямо указаны в федеральных законах (п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Однако чаще в нормах ФЗ об ОРД предусмотрен более сложный порядок обоснования принятия решений в ОРД, в соответствии с которым требуется наличие как «формальных оснований», так и «фактических оснований». Примером может быть порядок принятия решений о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ. «Формальными основаниями» в таком случае являются мотивированное постановление судьи (ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД) и мотивированное постановление руководителя органа — инициатора ОРМ (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД), а «фактическим основанием» является наличие информации, перечисленной в пп. 1, 2, 3 ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД. В соответствии с ч. 3 и ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД для принятия решения о проведении соответствующих ОРМ также необходима совокупность «формальной обоснованности» и «фактической обоснованности».

В случае если в ФЗ об ОРД указана только «формальная обоснованность» принятия решения (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД), а «фактическая обоснованность» принятия того же решения указана в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих ОРД, например фактические основания принятия решения о проведении проверочной закупки, контролируемой поставки, оперативного эксперимента, оперативного внедрения, то такая «фактическая обоснованность» не может быть предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД и является предметом ведомственного контроля за ОРД.

В ФЗ об ОРД не предусмотрен предварительный надзор прокуратуры за принятием решений в ОРД. В целях усиления гарантий законности и соблюдения прав и свобод человека при проведении ОРД, а также в целях предупреждения возможных как умышленных, так и непреднамеренных нарушений оперативно-розыскного и уголовного законодательства со стороны сотрудников органов, осуществляющих ОРД, считаем целесообразным предусмотреть в ФЗ об ОРД обязательный предварительный надзор прокуратуры за принятием тех решений в ОРД, для принятия которых необходима «фактическая обоснованность» (п. 2 ч. 1 ст. 7 и ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД). Практическая реализация предварительного надзора прокуратуры за принятием таких решений может осуществляться путем согласования с

прокурором, осуществляющим надзор за исполнением законов при осуществлении ОРД, постановления о заведении на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД дела оперативного учета и постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, о необходимости проведения ОРМ, ограничивающих права человека и гражданина, предусмотренные ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД). При этом ФЗ об ОРД необходимо дополнить нормой, обязывающей прокурора знакомиться с оперативно-розыскными материалами, обосновывающими законность и необходимость принятия соответствующих решений в ОРД.

Достаточность проведения ОРМ (пп. 7, 7.1 приказа Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. № 33), на наш взгляд, также не может являться предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД, т.к., во-первых, в федеральных законах не предусмотрено, какие ОРМ являются достаточными в той или иной ситуации; во-вторых, вопросы организации и тактики проведения ОРМ относятся к предмету ведомственного контроля; в-третьих, проведение ОРМ, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, а также в целях выполнения других задач ОРД полностью относится к компетенции сотрудников органов, осуществляющих ОРД, которые имеют соответствующее образование и практический опыт оперативной работы. Кроме того, какие-либо поручения, требования или указания прокурора о проведении ОРМ в соответствии со ст. 7 ФЗ об ОРД не являются основаниями для проведения ОРМ. Координирующая деятельность прокуратуры по борьбе с преступностью также не предполагает отдачу органам, осуществляющим ОРД, обязательных для исполнения указаний о проведении ОРМ [10, с. 220].

В названном приказе [8] содержатся нормы, которые явно расширяют предмет прокурорского надзора, т.к. обязывают прокурора проверять: соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и

1. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1. URL: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_262/(дата обращения: 28.05.2016).

2. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений (подп. «б» п. 6); законность представления результатов ОРД (подп. «д» п. 6); соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении (подп. «ж» п. 6), а все перечисленные выше правоотношения регулируются ведомственными нормативными актами.

Таким образом, можно сделать вывод, что к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД следует относить обстоятельства и правоотношения, регулируемые нормами федеральных законов (ФЗ об ОРД), а к предмету ведомственного контроля за ОРД — обстоятельства и правоотношения, регулируемые как нормами федеральных законов, так и нормами ведомственных нормативных актов органов, осуществляющих ОРД. При этом ведомственный контроль за ОРД является предшествующим по отношению к прокурорскому надзору за исполнением законов при осуществлении ОРД и охватывает более широкий круг правоотношений (регулируемых как федеральными законами, так и ведомственными нормативными актами). Обоснованность принятия решений в ОРД целесообразно разделять на «формальную обоснованность» и «фактическую обоснованность», при этом к предмету прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД следует относить обоснованность, предусмотренную в нормах федеральных законов (ФЗ об ОРД). Целесообразно предусмотреть в ФЗ об ОРД обязательный предварительный надзор прокуратуры за решениями, принимаемыми в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 и ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД путем согласования с прокурором соответствующих постановлений. Достаточность проведения ОРМ не может являться предметом прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД.

1. About Prosecutor’s office of the Russian Federation: fed. law d.d. Jan. 17, 1992 № 2202-1. URL: http://base.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW _262/ (date of access: 28.05.2016).

2. About operative-search activity: fed. law d.d. Aug. 12, 1995 № 144-FL. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;

cgi?req=doc; base=LAW;n=181943 (дата обращения: 28.05.2016).

3. Луговик В.Ф. Прокурорский надзор за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности // Науч. вестн. Омск. акад. МВД России. 2012. № 2(45).

4. Железняк Н.С. Правовая основа, предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность // Вестн. Сибир. юрид. ин-та ФСКН России. 2012. № 2(11).

5. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Камалиева Марата Да-мировича на нарушение его конституционных прав статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 21 окт. 2008 г. № 862-О-О. URL: http:// consultant.ru/document/cons_doc_LA W_84722/ (дата обращения: 29.05.2016).

6. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. № 58-О. URL: http://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_84010/ (дата обращения: 29.05.2016).

7. Королев Г.Н. Проблемы правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Вестн. Нижего-род. акад. МВД России. 2012. № 17.

8. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: приказ Генпрокуратуры России от 15 февр. 2011 г. № 33. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113652/ (дата обращения: 20.05.2016).

9. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. Еще раз о нормативном правовом регулировании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Оперативник (сыщик). 2011. № 4(29).

10. Самоделкин А. С. Современное состояние правового регулирования координации оперативно-розыскной деятельности // Общество и право. 2015. № 3(53).

base=LA W;n=181943 (date of access: 28.05.2016).

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.