Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями. Бюджетный учет налог на имущество

Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

Уплата налога на имущество организаций бюджетными учреждениями

1. Общие положения

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения уплачивают на общих основаниях ряд налогов, одним из которых является налог на имущество организаций, введенный главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Плательщиками налога на имущество организаций на основании ст. 373 НК РФ признаются все российские организации, в том числе бюджетные учреждения.

Для того чтобы правильно начислить и уплатить этот налог, необходимо:

— определить, какое именно имущество подлежит налогообложению (с учетом общероссийских и региональных льгот);

— установить, какая налоговая ставка должна применяться по данному имуществу;

— рассчитать среднюю стоимость данного имущества;

— исчислить сумму налога, подлежащего уплате;

— заполнить налоговую декларацию;

— уплатить налог на имущество.

На основании ст. 373 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе бюджетной организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Порядок бухгалтерского учета в бюджетных организациях определен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. На основании п. 22 этой Инструкции все основные средства учитываются в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлении Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:

010101000 «Жилые помещения»;

010102000 «Нежилые помещения»;

010104000 «Машины и оборудование»;

010105000 «Транспортные средства»;

010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

010107000 «Библиотечный фонд»;

010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

010109000 «Прочие основные средства».

2. Объект налогообложения

В расчет налога на имущество организаций принимается остаточная стоимость основных средств, то есть стоимость за вычетом суммы амортизации, которая начисляется бюджетными учреждениями линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации на основании срока полезного использования этих объектов. Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с Классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В состав основных средств включается библиотечный фонд, на который по правилам бюджетного учета амортизация не начисляется. Поэтому библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат обложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости [первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки], сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств (письмо Минфина России от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21).

Кроме того, следует напомнить читателям журнала о переоценке основных средств по состоянию на 1 января 2007 года, проведенной на основании приказа Минэкономразвития России N 306, Минфина России N 120н, Росстата N 139 от 02.10.2006 «О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений». Данные переоценки изменили первоначальную стоимость основных средств бюджетных учреждений и формируют их стоимость в том числе и для расчета налога на имущество организаций (письмо Минфина России от 31.08.2007 N 03-05-05-01/38).

Что же касается объектов, числящихся на счете 0 10601 000 «Капитальные вложения в основные средства», а также на забалансовом счете 01 «Арендованные основные средства», то они в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций не участвуют.

Согласно п. 4 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения не признаются:

— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

— имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Кроме того, на основании ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются:

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

— религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

— общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

— организации — в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— организации — в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

— организации — в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

— организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов,

— организации — в отношении космических объектов;

— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

— имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

— имущество государственных научных центров;

— организации — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны (ОЭЗ), созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории зоны, используемого на территории зоны в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение пяти лет с момента постановки на учет вышеуказанного имущества;

— организации — в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Кроме того, дополнительные льготы могут быть предусмотрены региональным законодательством, так как налог на имущество организаций устанавливается не только главой 30 НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 372 НК РФ).

Так, Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (ст. 4) значительно расширил перечень налоговых льгот. Так, на основании п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона налоговая льгота предоставляется учреждениям, финансируемым из бюджета г. Москвы или бюджетов муниципальных образований в г. Москве на основе сметы доходов и расходов.

3. Налоговая база

На основании ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется за налоговый период как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Иными словами, чтобы рассчитать среднегодовую стоимость имущества за налоговый период, надо сложить остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода [то есть на 31 декабря текущего года, а не на 1 января следующего года, как это было в прежней редакции НК РФ (до 1 января 2008 года)]. Полученная сумма должна быть разделена на количество месяцев в году, увеличенное на единицу, то есть на 13. В то же время порядок расчета средней стоимости имущества за отчетный период при исчислении авансовых платежей по налогу на имущество организаций не изменился. Сумма авансового платежа по налогу на имущество организаций исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении вышеуказанного объекта недвижимого имущества отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости (для объектов недвижимого имущества — инвентаризационной стоимости) объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Налоговый период. Отчетный период

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

5. Налоговая ставка

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Сумма налога на имущество организаций исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Так, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 налог на имущество организаций, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по этому налогу уплачиваются по итогам отчетного периода не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Сумма налога зачисляется в бюджет г. Москвы.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Согласно ст. 384 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают по местонахождению каждого из обособленных подразделений налог в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в отношении каждого обособленного подразделения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В то же время расчет налога на имущество организаций производится раздельно по местонахождению организации, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Читайте так же:  Азербайджанцы вернулись к автомании: импорт вырос вдвое. Растаможка в авто в баку

7. Заполнение налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (далее — декларация) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

— Раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;

— Раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;

— Раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация представляется плательщиком налога на имущество организаций в налоговые органы:

— по месту нахождения российской организации;

— по месту постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в налоговом органе;

— по месту нахождения каждого обособленного подразделения российской организации, имеющего отдельный баланс;

— по месту нахождения недвижимого имущества;

— по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика.

По месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности иностранной организации и не относящегося к ее деятельности через постоянное представительство, декларация представляется в составе титульного листа, Раздела 1, Раздела 3.

Декларация заполняется в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет по соответствующему коду (кодам) муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления ОК 019-94 (ОКАТО), утвержденным постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413. В декларации, представляемой в налоговый орган, указываются суммы налога, коды по ОКАТО которых соответствуют территориям муниципальных образований, подведомственным данному налоговому органу.

Если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, декларация может заполняться в отношении суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации. В этом случае при заполнении декларации указывается код ОКАТО, соответствующий территории муниципального образования, подведомственной налоговому органу по месту представления декларации.

Бухгалтеру может потребоваться несколько бланков декларации с Разделом 2: в один из них он должен внести сведения об имуществе, которое находится там же, где головной офис организации, а в другой — данные об имуществе, которое облагается налогом на имущество организаций по местонахождению обособленных подразделений с отдельным балансом. Кроме того, Раздел 2 декларации заполняется по каждому объекту недвижимости, удаленному и от головного офиса, и от филиалов. И, наконец, бухгалтеру потребуются разные бланки декларации для имущества, которое облагается налогом по разным ставкам.

8. Проблемные вопросы начисления и уплаты налога на имущество бюджетных учреждений

Включается ли в налоговую базу имущество (например, купленное здание), если его государственная регистрация не завершена, следовательно, объект числится на счете 010601000 «Капитальные вложения в основные средства», но фактически эксплуатируется?

Минфин России считает, что по купленному зданию налог на имущество организаций должен уплачиваться с момента выполнения двух условий: здание введено в эксплуатацию и документы поданы на государственную регистрацию права собственности (письмо Минфина России от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151). Эту же позицию подтверждают и письмо Минфина России от 02.11.2007 N 03-03-06/1/768, и решение ВАС РФ от 17.10.2007 по делу N 8464/07.

Надо ли организации отчитываться по местонахождению каждого обособленного подразделения или объекта недвижимости, если они расположены в одном регионе?

Отчитываться по налогу на имущество организаций в другом регионе надо, если там создано обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, или находится недвижимость. На это указывает п. 1 ст. 386 НК РФ.

Если у организации в одном регионе, но в разных муниципальных образованиях находится несколько обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, или объектов недвижимости, то возникает вопрос: сколько деклараций заполнять?

Рассмотрим две ситуации:

1) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны разным налоговым органам;

2) обособленные подразделения и объекты недвижимости находятся в муниципальных образованиях, которые подведомственны одной налоговой инспекции.

В первом случае все зависит от того, предусматривает ли региональное законодательство распределение налога на имущество организаций между муниципальными бюджетами. Если да, то отчитываться придется в каждом муниципальном образовании. Однако если законодательство субъекта Российской Федерации не предусматривает распределение налога на имущество организаций между муниципалитетами, то можно подавать одну общую декларацию по всем филиалам и объектам недвижимости, которые находятся в регионе (письмо Минфина России от 09.08.2006 N 03-06-01-04/155). При этом организация может определить сама, в каком именно налоговом органе она будет отчитываться по налогу на имущество организаций.

В этом случае в налоговые органы тех муниципальных образований, где организация решила не отчитываться, она должна сообщить, через какую налоговую инспекцию, организация подает декларацию по налогу на имущество.

Во втором случае организация вправе заполнить одну общую декларацию, но Раздел 2 декларации придется составлять в нескольких экземплярах, ведь каждому муниципальному образованию присвоен свой ОКАТО и коды причины постановки на учет (КПП) у разного имущества могут отличаться.

Поэтому, составляя общую декларацию по обособленным подразделениям и недвижимости, организация должна заполнить по каждому ОКАТО отдельный экземпляр Раздела 2. Кроме того, в Разделе 1 декларации должны быть заполнены несколько блоков строк 010-040 — отдельно по каждому коду по ОКАТО.

За счет каких источников производится уплата налога на имущество, если имущество используется для деятельности, приносящей доход и отражается в бюджетном учете по коду «2» в 18-м разряде номера счета бюджетного учета?

Для бюджетных организаций, пожалуй, самым сложным в уплате налога на имущество организаций является вопрос, за счет каких средств уплачивать налог по налоговой декларации, ведь если имущество было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности и используется для предпринимательской деятельности, то и уплата налога должна производиться за счет вышеуказанных средств. Если имущество приобретено за счет бюджетных средств, то налог на имущество организаций должен быть предусмотрен в смете расходов по статье 290 «Прочие расходы» на основании приказа Минфина России от 24.08.2007 N 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Налоговое законодательство не содержит норм, которые определяли бы источники финансирования бюджетного учреждения, за счет которых должен уплачиваться налог на имущество организаций. Следовательно, для расчета сумм этого налога учреждению придется рассчитать и по бюджетной, и по «коммерческой» деятельности налоговую базу и сумму налога на имущество организаций, поскольку неуплата налога влечет налоговую ответственность.

Что делать, если главный распорядитель бюджетных средств не утвердил сумму на уплату налога на имущество в смете расходов бюджетного учреждения в полном объеме?

С 2007 года в отношении бюджетной деятельности действует порядок, при котором главные распорядители средств федерального бюджета составляли сводные реестры с суммами налога в Минфин России на основании письма финансового ведомства от 27.02.2007 N 02-03009/448 «О предоставлении главными распорядителями средств федерального бюджета сводных реестров для расчета налога на имущество организаций и земельного налога на 2007 г. по подведомственным бюджетным учреждениям».

Следовательно, средства для уплаты налога на имущество организаций по бюджетной деятельности закладывались и утверждались сметой централизованно начиная с 2007 года. Если возникают задержки с финансированием, то учреждению следует обратиться к письму Минфина России от 30.10.2007 N 03-05-05-01/44, в котором финансовое ведомство рекомендовало ФНС России в случаях обращения в налоговые органы бюджетных учреждений по вопросу предоставления отсрочки по уплате налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей) по основаниям подпункта 2 п. 2 ст. 64 НК РФ принимать во внимание гарантийные письма главных распорядителей средств федерального бюджета.

Порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected] «Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов».

Расчет налога на имущество бюджетными учреждениями

В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

В этой связи возникают вопросы о том, как исчислять остаточную стоимость имущества бюджетных учреждений для определения налоговой базы и по каким нормам следует исчислять износ?

Из ряда ответов Минфина России на частные запросы бюджетных организаций следует, что для целей определения среднегодовой стоимости имущества за налоговый (отчетный) период следует учитывать годовую сумму износа, которая должна быть фактически начислена за налоговый период, равномерно распределенную (как 1/12) по месяцам налогового периода. Чтобы налог уплачивался равномерно, для целей налогообложения годовую сумму износа следует распределить равномерно.

Это значит, что в бухгалтерском учете износ начисляется с 1 января 2004 года как и прежде — в последний день года, а для целей расчета налога на имущество надо в расчете среднегодовой стоимости имущества (за балансом) при определении остаточной стоимости основного средства ежемесячно учитывать износ в размере 1/12 от годовой нормы. Это понятно в отношении основных средств, числящихся в учете на дату начала налогового (отчетного) периода.

Вопрос возникает по тем основным средствам, которые поступили в течение отчетного (налогового) периода. В конце года на такое основное средство износ будет начислен в размере годовой суммы независимо от даты поступления. Какую сумму износа брать в расчет остаточной стоимости в течение отчетного (налогового) периода?

Здесь возможны несколько вариантов.

  • В месяце поступления износ рассчитывается за период с начала года по месяц поступления (1/12 годовой суммы, умноженная на номер месяца поступления), далее по 1/12 годовой суммы износа за каждый месяц года по ноябрь включительно; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
  • Однако ни МНС, ни Минфин России пока не обозначили своей позиции по данному вопросу.

    Поэтому каждое учреждение должно самостоятельно определить способ расчета (распределения) годового износа по основным средствам, которые поступили в течение отчетного (налогового) периода, и согласовать его с распорядителем средств (вышестоящим учреждением) и налоговыми органами.

    По каким нормам следует исчислять износ?

    Расчет среднегодовой стоимости имущества бюджетных учреждений

    Статья 381 НК РФ содержит ряд налоговых льгот для бюджетных организаций. Однако в большинстве случаев эти льготы касаются только определенных категорий имущества. Таким образом, остальное имущество «льготников» и имущество остальных бюджетных организаций подлежит обложению налогом на имущество на общих основаниях.

    Согласно пункту 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

    В соответствии с пунктом 54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях износ объектов основных средств определяется за полный календарный год (независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены), в соответствии с установленными нормами. Отражение общей суммы износа, начисленного за отчетный год, в бухгалтерском учете производится в последний день декабря.

    Читайте так же:  9 советов, чтобы продавать вещи в интернете. Купля продажа одежды б у

    Как исчислять остаточную стоимость?

    Это — позиция Департамента налоговой политики Минфина России. Такая же позиция высказывается и налоговыми органами в отношении имущества некоммерческих организаций, по которому начисляется износ: «износ рассчитывается по установленным нормам для целей бухгалтерского учета в конце каждого отчетного (налогового) периода».

    1. Начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исчисляется 1/12 годовой суммы износа; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
    2. Износ рассчитывается, начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года; в декабре в расчет принимается годовая сумма износа по данным бухгалтерского учета.
    3. Нормы износа для целей расчета налога на имущество применяются такие же, как в бухгалтерском учете. Это следует из пункта 1 статьи 375 НК РФ.

      Если для целей бухгалтерского учета учреждение применяет нормы износа согласно Годовым нормам износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР от 28.06.1974, то и для целей расчета налога на имущество применяются эти нормы. Пересчитывать износ по нормам ЕНАОФ не нужно.

      Если бюджетное учреждение, ранее применявшее План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и начислявшее амортизацию, переведенное на бюджетный план счетов, начисляет износ в соответствии с ЕНАОФ (как и прежде, когда начисляло амортизацию), то и для целей расчета налога на имущество применяются эти нормы.

      Учет налога на имущество в конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций»

      Ставка налога

      Поскольку ставка налога на имущество в разных субъектах федерации или для разных видов имущества может отличаться, ее необходимо указать для каждого инвентарного объекта основных средств.

      Начиная с релиза 424 (выпущен в феврале 2004 года) конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций», в справочник «Основные средства и нематериальные активы» введен новый реквизит — «Ставка налога на имущество» (закладка «Основные сведения»). Этот реквизит — периодический, устанавливается на дату, начиная с которой должна применяться ставка. Налог на имущество является годовым, поэтому в качестве даты начала применения ставки налога следует указать начало года, например — 01.01.2004.

      В список настраиваемых колонок списка справочника добавлена колонка «Ставка налога на имущество».

      Для всех инвентарных объектов основных средств, подлежащих обложению налогом на имущество, необходимо указать ставку налога. Это — довольно трудоемкая работа при большом количестве основных средств, состоящих на балансе учреждения. Поэтому для группового задания ставок можно воспользоваться обработкой «Установка ставки налога на имущество», которую можно вызвать в меню «Сервис — Дополнительные возможности».

      Для использования обработки предварительно необходимо скопировать в каталог ExtForms рабочей информационной базы (обычно это каталог \1SBUD4) из каталога, в который был установлен новый релиз (начиная с 424) (обычно это каталог . UPDATE\1SBUD4\ExtForms\), файлы settaxos.ert и settaxos.efd.

      Реквизиты диалога заполняются в следующем порядке.

      В поле «Установить ставку налога на имущество» следует установить ставку налога и дату, начиная с которой она должна использоваться. По умолчанию в качестве даты предлагается «1.01.2004».

      В группе реквизитов «Условия отбора основных средств» можно указать конкретное ОС, группу ОС (выбором из справочника «Основные средства»), а также обособленное подразделение (выбором из справочника «Подразделения»), для которых будет устанавливаться ставка налога, или задать установку «По всем».

      Здесь же можно указать дату, на которую будет проверяться наличие ОС в выбранном подразделении (см. рис. 1).

      Рис. 1. Установка ставки налога на имущество группе основных средств

      Установив условия отбора и ставку налога, следует нажать кнопку «Выполнить».

      В результате в справочнике «Основные средства» для каждого ОС, удовлетворяющего условиям отбора, будет задана установленная ставка налога на имущество.

      Расчет среднегодовой стоимости имущества

      Для расчета среднегодовой стоимости имущества в целях исчисления налога на имущество в комплект регламентированных отчетов включена обработка «Расчет среднегодовой стоимости имущества» (раздел «Бухгалтерская отчетность — Дополнительные бухгалтерские отчеты»).

      После подключения нового комплекта не забудьте обновить список отчетов (пиктограмма с 2 стрелками в форме обращения к регламентированным отчетам).

      Для определения среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) предусмотрено 2 метода расчета.

      1. При определении остаточной стоимости учитывается только сумма износа, отраженная на счетах бухгалтерского учета, поскольку изложенное выше мнение о необходимости равномерного распределения годового износа пока не закреплено в нормативных документах, а приводится лишь в комментариях ответственных лиц.

      Следует учитывать, что в этом случае происходит завышение среднегодовой стоимости имущества (налоговой базы) и, следовательно, суммы налога, подлежащего перечислению в бюджет.

      2. При определении остаточной стоимости годовая сумма износа равномерно распределяется в течение отчетного (налогового) периода (согласно изложенной выше позиции Департамента налоговой политики Минфина России).

      В этом случае распределение годового износа по основным средствам, поступившим в течение отчетного (налогового) периода, может выполняться тремя способами:

      Способ 1. В месяце поступления исчисляется износ за период с начала года по месяц поступления, далее по 1/12 годовой суммы износа за каждый месяц года по ноябрь включительно.

      Способ 2. Начиная с месяца поступления по ноябрь включительно исчисляется 1/12 годовой суммы износа.

      Способ 3. Исчисляется начиная с месяца поступления по ноябрь включительно, исходя из годовой суммы износа, равномерно распределенной на период с месяца поступления по конец года.

      Обратите внимание, что независимо от метода и способа расчета износ на начало и конец года определяется по данным бухгалтерского учета как кредитовый остаток по счету 020 «Износ основных средств».

      Перед проведением расчета за полный год (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) необходимо произвести начисление износа в бухгалтерском учете с помощью документа «Начисление износа» (меню «Документы — Учет основных средств и НМА»).

      Выбор метода и способа расчета задается установкой переключателя в соответствующем поле на закладке «Настройка» (см. рис. 2).

      Рис. 2. Выбор метода и способа расчета среднегодовой стоимости

      Исчисление налога и заполнение декларации

      В соответствии с НК РФ налоговая база определяется отдельно:

    4. в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации,
    5. в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации,
    6. в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
    7. Кроме требований Налогового кодекса, бюджетные учреждения должны обеспечить учет сумм начисленного налога на имущество в разрезе источников финансирования:

    8. бюджетные средства,
    9. средства от предпринимательской деятельности,
    10. целевые средства и безвозмездные поступления.
    11. Таким образом, учреждению необходимо отдельно определять налоговую базу по перечисленным категориям имущества.

      Для расчета среднегодовой стоимости по категориям имущества в отчет включена возможность отбора и группировки инвентарных объектов ОС. Критерии отбора и группировки указываются на закладке «Отбор» (см. рис. 3). По результатам расчета формируется отчет.

      Рис. 3. Установка отбора, группировки и детализации данных

      Инвентарные объекты ОС могут быть отобраны и сгруппированы в отчете по следующим реквизитам (критериям):

    12. подразделение (значение реквизита «Подразделение» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
    13. ставка налога (значение реквизита «Ставка налога на имущество» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
    14. источник финансирования (источник финансирования — бюджет, ПД, ЦС и БП, установленный для счета бухгалтерского учета, на котором учитывается объект ОС);
    15. материально ответственное лицо (МОЛ) (значение реквизита «Материально ответственное лицо» справочника «Основные средства» по состоянию на отчетную дату);
    16. счет учета ОС (счет бухгалтерского учета, по которому числится объект ОС на конец отчетного периода).
    17. Внимание! Корректный расчет среднегодовой стоимости в разрезе счетов бухгалтерского учета и источников финансирования возможен только в случае, если объект основных средств учитывается в полной сумме на одном субсчете бухгалтерского учета.

      Реквизиты «Ставка налога» и «Источник финансирования» используются для формирования среднегодовой стоимости (налоговой базы) в разрезе ставок налога на имущество (НК РФ) и источников финансирования (бюджетный кодекс, инструкция № 107н). Кроме этого, необходимо формировать налоговую базу в разрезе местонахождения объектов основных средств. Явного указания местонахождения объекта ОС в конфигурации нет. Для группировки объектов основных средств по местонахождению, можно использовать «косвенные» признаки — подразделение, счет учета, материально-ответственное лицо.

      Формируя отчеты с различными вариантами отбора и группировки с использованием различных типов фильтра, можно получить как исходные данные, необходимые для расчета суммы налога на имущество, который следует отразить в бухгалтерском учете, так и данные, необходимые для составления налоговой декларации.

      Возможны следующие типы фильтра для значений реквизитов:

    18. Не учитывать — значения реквизита не будут влиять на выборку инвентарных объектов для расчета. Если для всех критериев указать «не учитывать», в расчет среднегодовой стоимости попадут все основные средства, числящиеся на балансе учреждения и в отчет будет выведена одна строка — «Всего».
    19. Разворачивать — по всем значениям реквизита будет сделана выборка и группировка инвентарных объектов. Для каждого значения реквизита в отчете выводится строка с расчетом среднегодовой стоимости.
    20. Отбирать — определить конкретные значения реквизита, по которым будет осуществлен отбор инвентарных объектов. Этот тип фильтра следует применять, когда нужно произвести расчет по одному или нескольким конкретным значениям реквизита.
    21. Исключить — определить конкретные значения реквизита, по которым будет осуществлено исключение инвентарных объектов из отбора. Этот тип фильтра применяется, когда необходимо произвести расчет для всех значений реквизита, кроме одного или нескольких конкретных значений.

    При задании критерия «Отбирать» или «Исключить» следует обязательно указать значения реквизитов для отбора или исключения из расчета.

    Возможна ситуация, когда для определения налоговой базы недостаточно обобщенных данных, например, если объект расположен на территории нескольких субъектов федерации и требуется разделение суммы налога пропорционально стоимости объекта, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта РФ. Для этого случая предусмотрено получение данных о среднегодовой стоимости отдельно по каждому инвентарному объекту. Для этого следует отметить флажок «Данные по инвентарным объектам». Будет сформирована дополнительная таблица, содержащая данные по всем инвентарным объектам, вошедшим в общий расчет (см. рис. 4).

    Рис. 4. Расчет среднегодовой стоимости по инвентарным объектам

    Отражение в бухгалтерском учете

    Определив среднегодовую стоимость имущества, следует рассчитать сумму налога на имущество и отразить начисление налога (авансового платежа) в бухгалтерском учете проводкой по кредиту счета 173.19 «Расчеты по налогу на имущество» и дебету соответствующего счета учета фактических расходов (200, 225, 220).

    В конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» счет 173.19 — группа. К нему открыт субсчет 173.19.2 «Расчеты по налогу на имущество, ПД». Для отражения расчетов по налогу по другим источникам финансирования имущества к счету 173.19 следует открыть субсчета с соответствующими источниками финансирования.

    Следует отметить, что в комплект регламентированных отчетов конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций» включена также декларация по налогу на имущество, утвержденная приказом МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224. Однако автоматическое заполнение декларации не предусмотрено, поскольку в конфигурации нет всех необходимых данных для ее заполнения. Например, нельзя автоматически рассчитать остаточную стоимость объектов недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ).

    Налог на имущество организаций: изменения 2020 года и отражение в «1С:Бухгалтерии 8»

    В порядок исчисления налога на имущество организаций в очередной раз внесены изменения. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ движимое имущество полностью исключается из объекта налогообложения, а Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ установлено, что изменение кадастровой стоимости в течение года в определенных случаях будет учитываться при расчете налога. Указанные новации вступают в силу с 2020 года и поддерживаются в актуальных версиях «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0. На что обратить внимание при учете налога на имущество организаций в программе по новым правилам? Рассказывают эксперты 1С.

    Отмена налога на движимое имущество

    Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2020 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

    Читайте так же:  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. Приказ минобра 1015

    Что такое недвижимое имущество

    Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • жилые и нежилые помещения;
  • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.
  • К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

    Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом отсутствие записи в ЕГРН не является основанием для освобождения имущества от налогообложения.

    Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/[email protected]):

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.
  • В письме от 01.10.2018 № БС-4-21/[email protected] ФНС России также приводит критерии разграничения имущества на движимое и недвижимое.

    Недвижимое имущество в «1С:Бухгалтерии 8»

    В прежних версиях программы «1С:Бухгалтерия 8» признак отнесения объектов основных средств (ОС) к движимому (недвижимому) имуществу определялся значением реквизита Группа учета ОС. Значение данного реквизита выбирается из предопределенного списка и указывается в карточке основного средства.

    Так, к объектам недвижимости автоматически относились объекты, если в поле Группа учета ОС, указывалось одно из значений:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Многолетние насаждения;
  • Земельные участки;
  • Объекты природопользования;
  • Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.
  • Соответственно, не относились к объектам недвижимости объекты, если реквизит Группа учета ОС принимал одно из значений:

  • Машины и оборудование (кроме офисного);
  • Офисное оборудование;
  • Транспортные средства;
  • Производственный и хозяйственный инвентарь;
  • Рабочий скот;
  • Продуктивный скот;
  • Другие виды основных средств.
  • При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

    Между тем, реквизит Группа учета ОС используется в программе не только для целей налогового учета по налогу на имущество организаций. При заполнении бухгалтерской отчетности также широко используется распределение основных средств по группам (например, Здания, Земельные участки, Транспортные средства и т. д.), поэтому пользователям не всегда удобна «переквалификация» основных средств в другие группы.

    Начиная с версии 3.0.66 в «1С:Бухгалтерии 8» признак недвижимого имущества указывается в явном виде с помощью одноименного флага в карточке основного средства (рис. 1).

    Рис. 1. Признак недвижимого имущества в карточке основного средства

    При переходе на версию 3.0.66 в справочнике Основные средства флаги по умолчанию устанавливаются для тех групп, которые относились к недвижимому имуществу в соответствии с прежним алгоритмом (Здания; Сооружения; Многолетние насаждения; Земельные участки; Объекты природопользования; Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости).

    При создании нового объекта ОС флаг по умолчанию также проставляется в соответствии с группой, после чего пользователь может снять или установить флаг в зависимости от характеристик конкретного имущества.

    Независимо от установленного флага, по-прежнему не будут признаваться объектами налогообложения Земельные участки и Объекты природопользования (п. 4. ст. 374 НК РФ).

    Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

    Изменение кадастровой стоимости

    В отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).

    По общему правилу кадастровая стоимость должна быть определена на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы. Исключения составляют ситуации, когда кадастровая стоимость меняется вследствие исправления ошибок, а также по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда. Но и в этих случаях кадастровая стоимость пересчитывается с начала налогового периода (налоговых периодов) (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

    При этом если право собственности на объект недвижимости у налогоплательщика возникало (прерывалось) в течение года, то налог на имущество (авансовый платеж) по кадастровой стоимости нужно определять с учетом поправочного коэффициента (далее — коэффициент владения Кв). Определяется он как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным месяцем считается (п. 5 ст. 382 НК РФ):

  • месяц регистрации права собственности на объект, если возникновение права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно;
  • месяц прекращения права собственности на объект, если прекращение указанного права произошло после 15 числа соответствующего месяца.
  • Неполный месяц в расчете коэффициента владения не учитывается.

    В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее — коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

    Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2020 год.

    Для объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, предназначен Раздел 3 Налогового расчета (Декларации) по налогу на имущество. В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Раздел 3 заполняется автоматически на основании записей регистра сведений Налог на имущество: объекты с особым порядком налогообложения (раздел Главное — Налоги и отчеты — Налог на имущество — Объекты с особым порядком налогообложения).

    С 2020 года при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая учитывается при расчете налога на имущество, следует ввести новую запись в регистр Регистрация земельного участка, где отразить новую кадастровую стоимость и дату внесения изменения в ЕГРН.

    Декларация по налогу на имущество

    Действующие формы отчетности по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

    В связи с выводом движимого имущества из-под налогообложения у ряда организаций (а в первую очередь это касается субъектов малого предпринимательства) отпадет необходимость в представлении отчетности по налогу на имущество организаций. Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган декларации, в том числе декларации по налогу на имущество организаций (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

    Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте . Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2020 года.

    Изменения в Разделе 2.1

    Поскольку отчетность с 2020 года будет формироваться только в отношении недвижимого имущества, наименование Раздела 2 уточнено: «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства».

    В свою очередь, в Раздел 2.1 внесены следующие основные изменения:

    • добавлен код номера объекта для кадастрового номера, условного номера, инвентарного номера объекта недвижимого имущества, которому присвоен адрес и которому не присвоен адрес;
    • добавлены графы для указания адреса недвижимости в формате Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).
    • Изменения в Разделе 3

      В Раздел 3 декларации внесены следующие основные изменения (рис. 2):

    • добавлен код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется Раздел 3. Благодаря коду вида сведений для помещения (гаража или машино-места) теперь достаточно указать кадастровый номер, а кадастровый номер здания (строения, сооружения), куда входит данное помещение (гараж или машино-место), указывать не надо;
    • помимо коэффициента владения Кв добавлена строка для указания коэффициента использования (Ки). Коэффициенты Кв и Ки указываются в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.
    • Рис. 2. Проект Раздела 3 декларации по налогу на имущество

      Помимо форм декларации и расчета по налогу на имущество изменятся и форматы их представления в электронном виде.

      В «1С:Предприятии 8» обновленные формы и форматы расчета и декларации по налогу на имущество будут реализованы после утверждения налоговым ведомством соответствующего приказа с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

      1С:ИТС

      Подробнее о начислении и уплате налога на имущество организаций см. в справочнике «Налог на имущество организаций» раздела «Налоги и взносы».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.