Общая химия. Пособие по химии глинка

Общая химия . Глинка Н.Л.

30 -е изд., испр. — М.: 2003. — 728 с.

В новой редакции материал пособия значительно переработан и дополнен. Добавлены сведения об элементоорганической химии и химии высокомолекулярных соединений. Впервые включён раздел «Прикладная химия», содержащий краткие сведения по отдельным направлениям для специалистов разного профиля.

Формат: djvu (2003, 30-е изд., 728с.)

Формат: djvu (1985, 24-е изд..)

Содержание:
Введение
1. Материя и ее движение
2. Вещества и их изменения. Предмет химии
3. Значение химии.
Глава I. Атомно-молекулярное учение

4. Закон сохранения массы
5. Основное содержание атомно-молекулярного учения
6. Простое вещество и. химический элемент
7. Закон постоянства состава. Закон кратных отношений
8. Закон объемных отношений. Закон Авогадро
9. Атомные и молекулярные массы. Моль
10. Определение молекулярных масс веществ, находящихся в газообразном состоянии
11. Парциальное давление газа
12. Эквивалент. Закон эквивалентов
13. Определение атомных масс. Валентность
14. Химическая символика
15. Важнейшие классы неорганических веществ
16. Химические расчеты
Глава II. Периодический закон Д. И. Менделеева
17. Периодический закон Д. И. Менделеева
19. Значение периодической системы
Глава III . Строение атома. Развитие периодического закона
20. Радиоактивность
21. Ядерная модель атома
22. Атомные спектры
23. Квантовая теория света 25. Исходные представления квантовой механики
26. Волновая функция
27. Энергетическое состояние электрона в атоме
28. Главное квантовое число
30. Магнитное и спиновое квантовые числа
31. Многоэлектронные атомы
33. Размеры атомов и ионов
35. Строение атомных ядер. Изогоны
86. Радиоактивные элементы и их распад
37. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции
Глава IV. Химическая связь и строение молекул
38. Теория химического строения
39. Ковалентная связь. Метод валентных связей
40. Биполярная и полярная ковалентная связь
41. Способы образования ковалентной связи
42. Направленность ковалентной связи
43. Гибридизация атомных электронных орбиталей
44. Многоцентровые связи
45. Метод молекулярных орбиталей
46. Ионная связь
47. Водородная связь
Глава V. Строение твердого тела и жидкости
48. Меж молекулярное взаимодействие
49. Кристаллическое состояние вещества
50. Внутреннее строение кристаллов
51. Реальные кристаллы
52. Аморфное состояние вещества
53. Жидкости
Глава VI. Основные закономерности протекания химических реакций
54. Превращения энергии при химических реакциях
55. Термохимия
56. Термохимические расчеты
57. Скорость химической реакции
58. Зависимость скорости реакции от концентраций реагирующих -веществ
60. Катализ
61. Скорость реакции в гетерогенных системах
62. Цепные реакции
65. Факторы, определяющие направление протекания химических реакций
Глава VII. Вода. Растворы
69. Вода в природе
70. Физические свойства воды
71. Диаграмма состояния воды
72. Химические свойства воды
Растворы
73. Характеристика растворов. Процесс растворения
74. Концентрация растворов
75. Гидраты и кристаллогидраты
76. Растворимость
77. Пересыщенные растворы
78. Осмос
79. Давление пара растворов
80. Замерзание и кипение растворов
Глава VIII. Растворы электролита
81. Особенности растворов солей, кислот и оснований
82. Теория электролитической диссоциации
83. Процесс диссоциации
84. Степень диссоциации. Сила электролитов
85. Константа диссоциации
86. Сильные электролиты
87. Свойства кислот, оснопаний и солей с точки зрения теории электролитической диссоциации
88. Ионно-молекулярные уравнения
89. Произведение растворимости
90. Диссоциация воды. Водородный показатель
91. Смещение ионных равновесий
92. Гидролиз солей

Глава I X. Окислительно-восстановительные реакции. Основы электрохимии.
93. Окисленность элементов
96. Важнейшие окислители и восстановители
97. Окислительно-восстановительная двойственность. Внутримолекулярное окисление-восстановление
98. Химические источники электрической энергии
99. Электродные потенциалы
100. Ряд напряжений металлов
101. Электролиз
102. Законы электролиза
103. Электролиз в промышленности
104. Электрохимическая поляризация. Перенапряжение
Глава X. Дисперсные системы. Коллоиды
106. Состояние вещества на границе раздела фаз
107. Коллоиды и коллоидные растворы
108. Дисперсионный анализ. Оптические и молекулярно-кинетиче-ские свойства дисперсных систем
110. Ионообменная адсорбция
111. Хроматография
112. Электрокинетические явления
113. Устойчивость и коагуляция дисперсных; систем
114. Структурообразование в дисперсных системах. Физико-химическая механика твердых тел и дисперсных структур
Глава XI Водород
115. Водород в природе. Получение водорода
116. Свойства и применение водорода
117. Пероксид водорода
Глава XII. Галогены
118. Галогены в природе. Физические свойства галогенов
119. Химические свойства галогенов
120. Получение и применение галогенов
121. Соединения галогенов с водородом
122. Кислородсодержащие соединения галогенов
Глава XIII, Главная подгруппа шестой группы
Кислород
123. Кислород в природе. Воздух
124. Получение и свойства кислорода
125. Озсн
126. Сера в природе. Получение серы
127. Свойства и применение серы
128. Сероводород. Сульфиды
129. Диоксид серы. Сернистая кислота
130. Триоксид серы. Серная кислота
131. Получение и применение серной кислоты
132. Пероксодвусерная кислота
133. Тиосерная кислота 134. Соединения серы с галогенами
135. Селен. Теллур
Главе XIV. Главная подгруппа пятой группы
Азот
136. Азот в природе. Получение и свойства азота
137. Аммиак. Соли аммония
138. Фиксация атмосферного азота. Получение аммиака
139. Гидразин. Гидрокснламин. Азидоводород
140. Оксиды азота
141. Азотистая кислота
142. Азотная кислота
143. Промышленное получение азотной кислоты
144. Круговорот азота в природе
Фосфор
145. Фосфор в природе. Получение и свойства фосфора
146. Соединения фосфора с водородом и галогенами
147. Оксиды и кислоты фосфора
148. Минеральные удобрения
Мышьяк, сурьма, висмут
149. Мышьяк
150. Сурьма
151. Висмут

Главе XV. Главная подгруппа четвертой группы
Углерод
152. Углерод в природе
153. Аллотропия углерода
154. Химические свойства углерода. Карбиды
155. Диоксид углерода. Угольная кислота
156. Оксид углерода (II
157. Соединения углерода с серой и азотом
168. Топливо и его виды
159. Газообразное топливо
Органические соединения
160. Общая характеристика органических соединений
163. Классификация органических соединений
164. Предельные (насыщенные) углеводороды
165. Непредельные (ненасыщенные) углеводороды
166. Пределы?! гр циклические углеводороды
167. Ароматические углеводороды 168. Галогенпроизводные углеводородов
169. Спирты и фенолы
170. Простые эфиры
171. Альдегиды и кетоны 173. Сложные эфиры карбоновых кислот. Жиры
174. Углеводы
176. Аминокислоты и белки
177. Природные и синтетические высокомолекулярные соединения
178. Кремнии в природе. Получение и свойства кремния
179. Соединения кремния с водородом и галогенами
180. Диоксид кремния
183. Керамика
184. Цемент
185. Кремнийорганические соединения
Германий, олово, свинец
186. Германий
187. Олово
188. Свинец
189. Свинцовый аккумулятор
Глава XVI . Общие свойства металлов. Сплавы.
190. Физические и химические свойства металлов. Электронное i^ строение металлов, изоляторов и полупроводников
191. Кристаллическое строение металлов
193. Получение металлов высокой чистоты
194. Сплавы
195. Диаграммы состояния металлических систем
19G. Коррозия металлов
Глава XVII. Первая группа периодической системы
Щелочные металлы
197. Щелочные металлы в природе. Получение и свойства щелоч- L ных металлов
198. Натрий
199. Калий
Подгруппа меди
200. Медь
201. Серебро
202. Золото
Глава XVIII. Комплексные соединения
203. Основные положения координационной теории
205. Пространственное строение и изомерия комплексных соединений
206. Природа химической связи в комплексных соединениях
207. Устойчивость комплексных соединений в растворах
208. Влияние координации па свонсг’ьа лигандон и центрального атома. Взаимное влияние лигандов
Глава XIX. Вторая группа периодической системы
Главная подгруппа второй группы
209. Бериллии
210. Магний
211- Калышй
21-2. Жесткость ПРИРОДНЫХ вод и ее устра^ецие
Побочная подгруппа второй группы
214. Цинк
215. Кадмий
216. Ртуть
Глава XX. Третья группа периодической системы
Главная подгруппа третьей группы
217. Бор
219. Галин. Индий. Таллий
Актиноиды
220. Подгруппа скандия
221. Лантаноиды
222. Актиноиды

Глава XX I . Побочные подгруппы четвертой, пятой, шестой и седьмой групп
223. Обшая характеристика переходных элементов
Подгруппа ванадия
226. Ванадий
227. Ниобий. Тантал
Подгруппа хрома
22Й. Хром
229. Молибден
230. Вольфрам
Подгруппа марганца
231- Марганец
232. Рений
Глава XXII. Восьмая группа периодической системы
Благородные газы
233. Обшая характеристика благородных газов
234. Гелий
235. Неон. Аргон
Побочная подгруппа восьмой группы
Семейство железа
236. Железо. Нахождение в природе
237. Значение железа и его сплавов в технике. Развитие металлургии в СССР
238. Физические свойства железа. Диаграмма состояния системы железо — углерод
239. Производство чугуна и стали
240. Термическая обработка стали
241. Сплавы железа
242. Химические свойства железа. Соединения железа
243- Кобальт
244 Никель
Платиновые металлы
245. Общая характеристика платиновых металлов
246. Платина
247. Палладий. Иридий
Литература для углубленного изучения общей и неорганической химии
Именной указатель
Предметный указатель

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Николай Глинка: Общая химия. Учебное пособие

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей подборкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Аннотация к книге «Общая химия. Учебное пособие»

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений. Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, для учащихся химических средних профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних школ.
Издание стереотипное.

Посмотрите товары, похожие на «Общая химия. Учебное пособие»

Книга стандартного формата,достаточно объемная,обложка твердая,бумага газетная,но неплохая.Тираж 3000 экз.Для наглядности прилагаю страницы из учебника.

Учебник на все времена. Читала его еще в начале 90-х. Отличное доступное изложение материала, что называется «на пальцах». Учебник напечатан на тонкой, почти газетной бумаге — это, пожалуй, единственный «минус».

По этой книге много лет назад изучала химию в вузе. С ее помощью успешно сдали предмет много моих учеников. Кратко, без лишней воды, достаточно просто изложен материал. Книга хороша для старшеклассников, так как дает базовые знания по курсу общей химии.

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в «Лабиринте»! У нас Вы можете купить книгу дешевле, а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки, фото и иллюстрации.

ОБЩАЯ ХИМИЯ 16-е изд. Учебник для вузов

Год: 2010 / Гриф МО

Дата выхода: 15.09.2009

ISBN: 978-5-9916-0232-7, 978-5-9692-0416-4

Аннотация

Изложены теоретические и практические основы курса общей химии. Большое внимание уделено строению атомов и молекул, закономерностям протекания химических реакций. В настоящем, переработанном и дополненном издании выделены в самостоятельные главы органические соединения и дисперсные системы, расширен материал по биохимии и проблемам взаимодействия человека с окружающей средой. Легендарный учебник, переведенный на многие языки стран Европы, Азии, Африки и выпущенный общим тиражом свыше 5 миллионов экземпляров в новой редакции! Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Для студентов нехимических специальностей вузов и средних специальных учебных заведений, а также учащихся старших классов школы и абитуриентов.

Читайте так же:  Образец отзыва на апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда от истца

Оглавление

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Общая химия, Глинка Н.Л., 2003

Общая химия, Глинка Н.Л., 2003.

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений. Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, и для учащихся химических техникумов и старших классов средней школы.
В новой редакции материал пособия значительно переработан и дополнен. Добавлены сведения об элементоорганической химии и химии высокомолекулярных соединений. Впервые включён раздел «Прикладная химия», содержащий краткие сведения по отдельным направлениям для специалистов разного профиля.

СТРОЕНИЕ АТОМА.
Теория строения атома и теория природы химической связи позволяют понять и описать взаимоотношения атомов и молекул в составе вещества. Эти теории вместе с периодической системой Д.И. Менделеева лежат в основе современной химии.

Краткая история развития представлений о строении атома.
Понятие «атом» возникло и оформилось как система представлений об устройстве окружающего мира в воззрениях древнегреческих философов в 500 200 гг. до н. э. Левкипп утверждал, что мир состоит из мельчайших частиц и пустоты. Демокрит назвал эти частицы атомами (неделимыми) и считал, что они вечно существуют и способны двигаться. Размеры атомов полагались настолько малыми, что не могли быть измерены. Форма, внешнее различие атомов, как считалось, придают определенные свойства телам. Например, атомы воды — гладкие, они способны перекатываться, и поэтому жидкости свойственна текучесть; атомы железа имеют зубчики, которыми они зацепляются друг за друга, что придает железу свойства твердого тела. Способность атомов самостоятельно взаимодействовать друг с другом была предположена Эпикуром.

Затем в течение почти 20 столетий учение об атомном строении окружающего мира не получило развития и было предано забвению.
В начале XIX в. Док. Дальтон, опираясь на открытые к тому времени законы химии — кратных отношений, эквивалентов, постоянства состава, возродил атомистическую теорию. Главное отличие новых положений теории от представлений древнегреческих философов заключалось в том, что они опирались на строгие экспериментальные данные о строении вещества. Дальтон установил, что атомы одного и того же химического элемента имеют одинаковые свойства, а разным элементам соответствуют разные атомы. Была введена важнейшая характеристика атома — атомная масса, относительные значения которой были установлены для ряда элементов. Однако атом по-прежнему считался неделимой частицей.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая химия, Глинка Н.Л., 2003 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Николай Глинка. Лучшие книги

ISBN: 978-5-406-02934-3
Год издания: 2013
Издательство: КноРус
Язык: Русский

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений.
Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, для учащихся химических средних профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних школ. В новой редакции материал пособия значительно переработан и дополнен. Добавлены сведения об элементоорганической химии и химии высокомолекулярных соединений. Включён раздел «Прикладная химия», содержащий краткие сведения по отдельным направлениям для специалистов разного профиля.

ISBN: 978-5-406-03623-5
Год издания: 2014
Издательство: КноРус
Язык: Русский

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений.

Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, для учащихся химических средних профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних школ.

Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии,…

ISBN: 978-5-406-00115-8
Год издания: 2009
Издательство: КноРус
Язык: Русский

Учебное пособие для СПО

ISBN: 978-5-406-01437-0
Год издания: 2011
Издательство: КноРус
Язык: Русский

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений.
Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, для учащихся химических средних профессиональных образовательных учреждений и старших классов средних школ.

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений.
Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, для…

ISBN: 978-5-9916-2852-5
Год издания: 2013
Издательство: Юрайт
Серия: Бакалавр. Базовый курс
Язык: Русский

Для нового издания сборника задач за прототип взято последнее прижизненное издание 1971 г. «Задачи и упражнения по общей химии» Н. Л. Глинки. Материал приведен в соответствие с 18-м и 19-м изданиями учебника «Общая химия» того же автора. В задачнике уточнены обозначения и числовые значения физических постоянных и различных констант веществ. Во введении предлагается общий план решения задач. В начале каждой главы задачника даются уравнения, необходимые для решения задач, и многочисленные примеры решений задач. Добавлены задания в форме тестов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
Книга может служить пособием для самостоятельного изучения основ химии.

Для студентов нехимических специальностей ГОУ ВПО и колледжей.

Для нового издания сборника задач за прототип взято последнее прижизненное издание 1971 г. «Задачи и упражнения по общей химии» Н. Л. Глинки. Материал приведен в соответствие с…

НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ ГЛИНКА

Н.Л.Глинка
(1882–1965)

Николай Леонидович Глинка – один из известнейших во второй половине XX столетия представителей древнейшего дворянства России – родился 7 (20) мая 1882 г. в сельце Ковширы Поречского уезда Смоленской губернии (ныне Демидовский район Смоленской области). За год перед этим отец – подпоручик Леонид Алексеевич Глинка, богатый помещик и видный земский деятель, – вынужден был продать свое красивейшее имение – село Слободу – Н.М.Пржевальскому.

В 1893 г. Николая Глинку определили в первый класс Смоленской Александровской гимназии. Верный воспитанник лучшего ее преподавателя Б.А.Герна поступил в 1900 г. на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Вскоре он повторил судьбу старшего брата Владимира: в мае 1902 г. за участие в политическом выступлении студентов Николай был арестован, исключен из университета, три месяца пробыл в тюрьме. Продолжение образования состоялось в Геттингенском университете, где три года он занимался химией и смежными дисциплинами, выпущен кандидатом химии.

В революционный 1905 г. Николай Глинка вернулся на родину. В 1908 г. он окончил Московский университет с дипломом I степени и был оставлен при кафедре химии. В 1910 г. Глинка перевел с немецкого практикум профессора Кневенагеля (23 печатных листа), изданный в 1911 г. под названием «Руководство к практическим занятиям по количественному анализу и неорганической химии». Научные исследования он вел совместно с выдающимся химиком-органиком Н.Д.Зелинским. Наиболее значительное из них обобщено в статье «О восстановительно-окислительном катализе» (ЖРФХО, часть химическая, 1911, т. 43, с. 1084–1091). Открытая соавторами реакция известна в химической литературе как реакция Зелинского.

В 1911 г. в судьбе Глинки произошел очередной поворот. Реакционная политика министра просвещения Л.А.Кассо вызвала отставку трети преподавателей Московского университета. Вслед за Зелинским покинул лабораторию и Глинка. Начался его двенадцатилетний период тесного общения с детьми. С 1912 г. он преподавал физику и химию в Подольском (Московской губернии) реальном училище, организовал химическую лабораторию, ввел практические занятия, что было большим новаторством в школьном деле. С 1918 по 1924 г. работал в школе I и II ступеней, образованной из училища, стал ее заведующим. Одновременно он читал лекции по физике и химии на курсах учителей, рабочих, в секциях инженеров, врачей и др. Благодаря этому он приобрел неоценимый методический опыт вариативного, доступного, доказательного изложения основ этих наук.

В 1924 г. Наркомпрос перевел опытнейшего специалиста Глинку в Москву, где до 1929 г. он вел эти же предметы на различных рабфаках. Общаясь со слабо подготовленными слушателями, Глинка невольно стал уделять много времени методической и литературной работе. Его пригласили в химическую секцию УМСа Наркомпроса.

С 1929 по 1964 г. Глинка преподавал общую и аналитическую химию одновременно в нескольких вузах Москвы – сначала в должности доцента, а с 1930 г. в должности профессора, заведующего кафедрами химии. Кафедрой общей и неорганической химии Всесоюзного заочного политехнического института Глинка заведовал до конца жизни. В 1935 г. он был утвержден в ученом звании профессора. Став работником высшей школы, Глинка создал много методических документов по заочному образованию, написал учебник «Неорганическая химия» для сельскохозяйственных техникумов, переработал его в учебник для вузов, который выдержал с этим названием пять изданий.

7 июня 1947 г. Глинка защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В ней он обосновал содержание и построение учебника «Общая химия для нехимических вузов», уделил внимание принципам историзма, наглядности, связи с современностью, стилю и оформлению учебника. Конкретной иллюстрацией идей диссертанта служило третье издание его книги «Неорганическая химия». Это была первая в истории России докторская диссертация по методике преподавания химии. Глинка стал вторым доктором педагогических наук по данной дисциплине. Первым был тоже смолянин, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена В.Н.Верховский, получивший степень доктора без защиты диссертации.

В 1947 г. в дополнение к своему учебнику Николай Леонидович написал пособие «Задачи и упражнения по общей химии».

Учебник с названием «Общая химия» появился в 1951 г. и к 1960 г. выдержал 10 изданий, задачник с 1948 по 1959 г. – 11. При переизданиях автор сохранял структуру своих книг, совершенствовал содержание. В разные годы две главные книги Глинки были переведены на языки народов СССР, а также народов Европы, Азии, Африки. Общий их тираж превысил к моменту смерти Николая Леонидовича 5 млн экземпляров. Такого огромного успеха в своей творческой жизни удается достигнуть не каждому ученому. Неустанный труд, эрудиция, огромнейший педагогический опыт, талант позволили Глинке создать превосходный в методическом отношении учебник, моментально ставший популярным среди студентов, преподавателей, школьников и любителей химии. Учебник и задачник профессора Глинки издавались до конца XX в. большими тиражами в осовремененном преподавателями ЛГПИ виде.

В 1957 г. Глинке было присвоено звание заслуженного деятеля науки. Он отметил награждение составлением и изданием в том же году «Практикума по общей химии студентов всех факультетов Всесоюзного заочного политехнического института».

Н.Л.Глинка, книги которого в течение десятилетий определяли уровень химического образования в нехимических вузах и химических техникумах нашей страны, умер 22 сентября 1965 г. в Москве после непродолжительной и тяжелой болезни. В некрологе, помещенном в «Учительской газете», отмечалось: «В его лице советская педагогическая и научная общественность потеряла выдающегося педагога. От нас ушел не только крупнейший методист и ученый, но и отзывчивый, чуткий и обаятельный человек! За свою скромность и широту разносторонних научных интересов он пользовался всеобщим уважением».

Литература

Автобиография заслуженного деятеля науки, доктора педагогических наук, профессора Н.Л.Глинки. СОМ 14671/1;
Анисимова Т.В., Грученко Г.И. Николай Леонидович Глинка. Этюды по методике естествознания (выпуск семнадцатый). СПб.: РАО ИОСО, ООО «Академпринт», 2000, с. 5–10;
Бобров А. Живая и мертвая вода. Советская Россия, 2004, 27 июля; Глинка Николай Леонидович. Ученые-химики Смоленщины. Учебное пособие. Смоленск: СГПИ, 1996, с. 43–47;
Глинка Владимир Леонидович. Смоленская область. Энциклопедия. Смоленск: СГПУ, 2001, т. 1,
с. 56–57;
Глинка Николай Леонидович. Смоленская область. Энциклопедия. Смоленск: СГПУ, 2001, т. 1. с. 58; Н.Л.Глинка (некролог). Учительская газета, 1965, 23 сентября;
Зелинский Н.Д., Глинка Н.Л. О восстановительно-окислительном катализе. Зелинский Н.Д. Собрание трудов. М.: Изд-во АН СССР, 1960, т. 3. с. 329–334; Хроника. Химия в школе, 1951, № 2, с. 77.

Общая химия

Азимов А. Мир углерода
М., Химия, 1978. — 208 с.

Предлагаемая читателю книга написана известным американским ученым, писателем-фантастом и популяризатором науки. Рассказывая о соединениях углерода от самых простых до сложных — полимерных, автор вводит читателя в мир органической химии, знакомит со свойствами веществ, зависимостью свойств от состава и строения молекул, о роли этих веществ в природе, жизнедеятельности живых организмов, а также о применении веществ в технике и быту. Автор ведет рассказ увлекательно, читается книга очень легко.

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии
Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.: ил.

В пособии рассмотрены опыты, которые можно использовать на внеклассной работе в школе. Опыты, обладая элементом развлекательности, способствуют развитию у учащихся умений наблюдать и объяснять химические явления. Пособие окажет помощь учителям в воспитании у учащихся интереса к изучению химии, в выработке более глубокого и сознательного усвоения ими теоретического материала.

Скачать в формате: PDF (9,58 МБ)

Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии
Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.: ил.

В книге рассмотрены опыты, которые можно использовать не только на внеклассных мероприятиях, но и при подготовке к урокам. Опыты, обладая элементом развлекательности, способствуют развитию у учащихся умения наблюдать и объяснять химические явления. Пособие окажет помощь учителям в воспитании у учащихся интереса к изучению химии, в выработке более глубокого и сознательного усвоения ими теоретического материала.

Скачать в формате: PDF (6,68 МБ)

Андруз Дж., Бримблекумб П., Джикелз Т., Лисс П. Введение в химию окружающей среды
М.: Мир, 1999. — 271 с.

Книга англ. ученых раскрывает основные принципы химии окружающей среды и их действие в разных масштабах; показан химический состав, происхождение и эволюция земной коры, океанов, атмосферы, процессы выветривания; раскрывается механизм действия геохимических процессов и влияние на них человеческой деятельности.

Антонченко В.Я., Давыдов А.С., Ильин В.В. Основы физики воды
АН УССР. Институт теоретической физики.— Киев : Наукова думка, 1991.— 672с. Ил.307, Табл.34, Библиогр.: с. 642—668 (647 назв.)

В книге рассматриваются свойства водных систем и основные закономерности их изменения под влиянием внешних воздействий. Проводится анализ экспериментальных результатов и дается их интерпретация на основе представлений современной теории жидкостей. Обсуждаются методы численного моделирования свойств жидкостей, в том числе и водных систем.Приводятся результаты оригинальных исследований термодинамических, структурных и спектральных характеристик водных систем, полученные в рамках метода Монте-Карло и молекулярной динамики. Излагается теория нелинейного переноса протона в цепочках молекул воды, связанных водородной связью. Обсуждаются общие закономерности молекулярной организации воды в приповерхностной области, обладающей рядом интересных и уникальных свойств.

Антропов Л.И. Теоретическая электрохимия
Теоретическая электрохимия: Учеб. для хим. -технолог. спец. вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк. , 1984. — 519 с., ил.

Содержание курса электрохимии излагается на основе понятия об электрохимических системах, их составных частях и возможных состояниях; наибольшее внимание уделено раскрытию физического смысла процессов и явлений. В 4-е издание (3-е вышло в 1975 г. ) введены разделы, посвященные ионоселективным электродам, электрохимии полупроводников и некоторые другие, а также изложены концепции электронно-ионного равновесия и сольватированных электронов.

Атрощенко В.И., Гельперин И.И. и др. Методы расчетов по технологии связанного азота
К.: Вища школа, 1978. – 312 с.

В учебном пособии изложены методы расчётов по получению водорода и синтез-газа методом каталитической конверсии углеводородных газов.
Описаны способы расчетов получения азота, кислорода методом глубокого охлаждения. Приведены примеры расчетов установок по производству аммиака, метанола, разбавленной азотной кислоты из окислов азота. Выполнен расчёт денитратора нитрозы с целью получения концентрированных оксидов азота и рассмотрен расчёт для установки получения карбамида.

Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия
Учебник для вузов. — 4-е изд., испр. — М.: Высшая школа, Изд. центр «Академия», 2001. — 743 с.

На современном уровне рассмотрены основные понятия и законы химии: строение вещества, химическая связь (метод молекулярных орбиталей, метод валентных связей, зонная теория кристаллов), важнейшие положения химической термодинамики и химической кинетики, методы исследования структуры веществ. Химия элементов изложена на основе периодического закона Д.И. Менделеева с привлечением структурных и термодинамических представлений.

Басоло Ф., Джонсон Р. Химия координационных соединений
М.: Мир, 1966. — 196 с.

В книге, специально написанной для учащихся первого года обучения в высших химических учебных заведениях, в простой и ясной форме изложены основы учения о координационных соединениях. Рассмотрены стереохимия комплексных соединений, методы их получения и химические реакции, устойчивость комплексов, химическая кинетика и механизм реакций, протекающих с участием комплексных соединений. В конце каждой главы помещены списки упражнений по вопросам, рассмотренным в главе, и литература, рекомендуемая авторами для углубленного изучения темы.

Батунер Л.М., Позин М.Е. Математические методы в химической технике
Изд. 4-е. — Л.: ГХИ, 1963. – 638 с.

Батунер Л.А., Позин М.Е. Математические методы в химической технике
6-е изд., испр. — Л: Химия, 1971. — 824 с.

В книге показаны способы решения различных задач в химии и химической технике с помощью высшей математики. Приведенные многочисленные примеры взяты из лабораторной и заводской практики и являются типичными. Аналогично этим примерам решаются задачи, с которыми постоянно встречаются химики в своей практической деятельности.

Батырева В.А., Козик В.В., Серебренников В.В., Якунина Г.М. Синтезы соединений редкоземельных элементов. Часть 1
ТГУ, 1983. — 144 с.

В книге приводятся некоторые литературные данные и собственные результаты авторов по принципам синтеза соединений редкоземельных элементов, которые описаны в многочисленных литературных источниках. Одновременно в ней указываются основные свойства соединений, характеризующие их как индивидуальные вещества. Она поможет читателю ориентироваться в научной литературе по вопросам синтеза соединений редкоземельных элементов.

Батырева В.А., Козик В.В., Серебренников В.В., Якунина Г.М. Синтезы соединений редкоземельных элементов. Часть 2
ТГУ, 1986. — 160 с.

В книге приведены литературные данные и собственные результаты авторов (в дополнение к части 1) по принципам синтеза соединений редкоземельных элементов, опубликованным в научных журналах. Описываются основные свойства соединений, характеризующие их как индивидуальные вещества. Она поможет читателю ориентироваться в научной литературе по вопросам синтеза соединений редкоземельных элементов.

Безвершенко И.А. Аффинная хроматография
1978. — 128 с.

В монографии освещены вопросы использования принципа биоспецифического сродства для аналитического и препаративного выделения биополимеров, а также оценка параметров межмолекулярного взаимодействия с помощью метода аффинной хроматографии. Рассмотренные приемы иммобилизации лигандов позволяют применить метод аффинной хроматографии (хроматография сродства) как для исследовательских, так и для промышленных целей.

Беккер Г. Введение в электронную теорию органических реакций
М.: Мир, 1977. — 658 с.

Книга является руководством для углубленного изучения теоретических основ органической химии. В ней рассматриваются механизмы главных типов превращений органических веществ: нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода, отщепление, нуклеофильные реакции полярных двойных связей, электрофильное присоединение к олефинам и ароматическим двойным связям, нуклеофильные перегруппировки у электронодефицитных атомов, некоторые радикальные реакции. Книгу отличает всесторонность и глубина подхода к рассматриваемым реакциям, ясность изложения, большой объем цитируемых оригинальных и обзорных работ.

Белл Р. Протон в химии
Под редакцией доктора физ. — мат. наук Р. Р. Догонадзе. М.: Мир, 1977. — 382 стр.

Книга известного английского физико – химика Р. Белла занимает видное место в ряду монографий, посвященных общим вопросам кинетики реакций в растворах. В новом издании собран обширный материал по кинетике и термодинамике реакций переноса протона. Автор уделил основное внимание сравнительно простым реакциям, а также тем процессам, где перенос протона является лимитирующей стадией.

Беллами Л. Дж. Инфракрасные спектры сложных молекул
Пер. с англ. / Под ред. Ю. А. Пентина. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1963. – 592 с

В книге дается богатейший, хорошо систематизированный справочный материал по инфракрасным спектрам поглощения различных классов органических соединений, а также многих неорганических соединений. Приведены в качестве иллюстраций 30 спектров различных соединений и 5 корреляционных диаграмм.

Блументаль Г. и др. Анорганикум. Том 1
Перевод с немецкого, под ред. Л. Кольдица. М.: Мир, 1984. — 672 с.

В учебном пособии, составленном авторами из ГДР и выдержавшем там десять изданий, излагается курс неорганической химии с основами физической и аналитической химии. Первый том посвящен основам строения материи, физической химии (термодинамика, кинетика и электрохимия) и неорганической химии (свойства элементов и соединений с описанием соответствующих опытов).

Блументаль Г. и др. Анорганикум. Том 2
Под ред. Кольдеца, Москва: Мир, 1984. — 632 с.

Том 2 посвящён классическому анализу неорганических веществ и инструментальным классическим методам, включая электрохимические, спектроскопические, радиохимические и термические. Рассматриваются аналитическая химия микроколичеств веществ и способы оценки результатов анализа.

Глинка Н.Л. Общая химия
24-е изд., испр. — Л.: Химия, 1985. — 702с.

Учебное пособие предназначено для студентов нехимических специальностей высших учебных заведений. Оно может служить пособием для лиц, самостоятельно изучающих основы химии, и для учащихся химических техникумов и старших классов средней школы.

Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. Том 1
М.: Бином, 2008. — 607 с. (В 2-х томах)

Внимание: архив с книгой разбит на 3 части. Для успешного распаковывания необходимо скачать все части в одну общую папку.

Гринвуд Н., Эрншо А. Химия элементов. Том 2
М.: Бином, 2008. — 670 с. (В 2-х томах)

В фундаментальном учебном издании английских авторов химия элементов представлена как развивающаяся дисциплина, объединяющая разные области (неорганическую, аналитическую, теоретическую, металлоорганическую, бионеорганическую химию и химическую технологию). Огромный фактический материал изложен в рамках современных теоретических концепций. Вводные главы посвящены вопросам происхождения и распространенности элементов, а также периодичности изменения химических свойств в зависимости от положения в Периодической системе.

Иванова М.А., Кононова М.А. Химический демонстрационный эксперимент
М.: Высшая школа, 1969. — 248 с.

В пособии описаны подготовка и проведение около 400 лекционных опытов по общей и неорганической химии. Опыты охватывают следующие разделы общей химии: Термохимию, кинетику, химическое равновесие, комплексообразование и т. п. так же химию металлов и неметаллов. Кратко поясняется химизм явлений, которые наблюдаются при демонстрации опытов.

Кипер Р.А. Свойства веществ Справочник
Издание 1-е, электронное – Хабаровск, 2009. – 387 с.

Приведены свойства для 5991 органических и неорганических веществ, в т. ч. даны ссылки на 778 методик синтеза, приведены 311 значений показателей кислотности кислот, 35 значений скорости звука в веществе, термодинамические свойства для 949 веществ, летальные дозы для 767 веществ, 159 значений параметров в критическом состоянии. Для облегчения поиска информации в конце книги, а также в отдельнос doc-файле приведены список синонимов и индекс брутто-формул.

Кудрявцев А.А. Составление химических уравнений
4-е изд. — М.: Просвещение , 1968. — 359 с.

Книга посвящена осмысленному составлению химических уравнений. Описаны реакции, протекающие в растворах электролитов, обстоятельно даны качественная и количественная характеристики окислительно-восстановительных процессов, ионно-электронные представления о течении химических реакции. Приводятся современные сведения о строении атома и ядра. Очень большое место отводится задачам и ответам.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы
В 2-х томах. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Экзамен, 2002. — 384 с. + 384 с.

Пособие предназначено для школьников, абитуриентов и учителей. В пособии изложены основы современной химии, которые надо понимать каждому выпускнику средней школы и совершенно обязательно знать каждому, кто видит себя студентом — химиком, медиком или биологом XXI века. В новом издании отражены последние достижения химии и приведены новые задачи вступительных экзаменов.

Некрасов Б.В. Основы общей химии. Том 1
Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Химия, 1973. — 656 с.

Книга является первым томом двухтомной монографии, суммирующей основные особенности химии всех химических элементов. Она охватывает вводные разделы и сведения по VII, VI, V, IV группам периодической системы, а также инертным газам (включая их основные соединения). Из общих вопросов химии, не вошедших в вводные разделы (I — VI), рассмотрены окислительно-восстановительные реакции, адсорбция, катализ, комплексообразоваиие, коллоиды. В большей или меньшей степени затронуты и многие вопросы, смежные с другими науками (реактивное топливо, полупроводники и т. п.). Особое внимание уделено энергетическим уровням атомов и пространственному строению молекул.

Некрасов Б.В. Основы общей химии. Том 2
Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Химия, 1973. — 688 с.

Рассматриваются элементы I, II, III групп, семейство железа, платиновые металлы. Описаны принципы физико-химического анализа, кристаллы, поляризация ионов, комплексные соединения, периодический закон как основа химической систематики.

Пилипенко А.П., Починок В.Я. и др. Справочник по элементарной химии
2-е изд., перераб. и доп. — К.: Наук. думка, 1977. — 544 с.

В справочнике изложены основы общей, неорганической и органической химии в объеме, несколько большем предусмотренного программой средней школы. В каждой части приведены примеры решения типовых задач и задачи для самостоятельного решения. В справочнике даны также задачи, предлагавшиеся в разное время на конкурсных экзаменах в Киевском государственном университете им. Т.Г. Шевченко.

Скальный А.В. Химические элементы в физиологии и экологии человека
М.: ОНИКС 21 век; Мир, 2004. — 216 с.

В книге представлены сведения о свойствах наиболее изученных химических элементов и области их применения в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, фармации. Описаны их физиологическая роль, экологическое значение, распространенность в биосфере. Материал представлен в удобной для пользователя структурированной форме, облегчающей усвоение материала.

Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы
4-е изд., испр. и доп. — М.: Новая волна, 2002. — 480 с.

В пособие освещены все вопросы приемных экзаменов по химии. Для лучшего усвоения курса химии приведены некоторые дополнительные сведения. После каждой главы даются типовые задачи с решениями и задачи для самостоятельной работы.

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы
4-е изд., испр. и доп. — М.: Новая Волна: Издатель Умеренков, 2002. — 278 с.

Сборник включает задачи по общей, неорганической и органической химии. Последний раздел пособия содержит задачи повышенной трудности, В каждом разделе приводятся задачи с решениями. Книга предназначена поступающим в вузы. Она также может быть рекомендована преподавателям химии при подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов за курс средней школы.

Скачать в формате: PDF (11,7 МБ)

Хонигман Б. Рост и форма кристаллов
ИЛ, 1961. -210 с.

Учение о росте кристаллов значительно менее стройный и разработанный раздел науки о кристаллах, чем геометрическая кристаллография, кристаллофизика и кристаллохимия. Современные обзоры показывают, насколько разнороден и нередко противоречив тот теоретический и экспериментальный материал, который составляет его содержание. Тем не менее роль этой области знания очень велика. На ней основывается искусственное выращивание технических монокристаллов и решение многочисленных проблем физики, химии и физической химии, касающихся образования кристаллической структуры.

Внимание: архив с книгой разбит на 3 части. Для успешного распаковывания необходимо скачать все части в одну общую папку.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.