Налоговая система Италии. Налог на физическое лицо википедия

Налоговая система Италии

Существование финансовой системы любого государства невозможно без функционирования налоговой системы. Этот финансовый институт непосредственно связан с государственным устройством. Это значит, что изменения в налогах могут сильно повлиять на государство. Сегодня в позе зрения редакции Close Europe попали налоги в Италии, налоговая система, её структура и особенности уплаты налогов для физических и юридических лиц.

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц. Они являются источником поступления денежных средств в бюджет Италии. Налоговая система Италии из года в год пересматривается, и это совершенно нормально, ведь государственным органам необходимо адекватно реагировать на изменения финансовой среды и учитывать региональные особенности.

Налоги являются очень важным фактором в принятии решения о открытии бизнеса в Италии. Предпринимателю необходимо понимать количество налогов, размеры ставок по ним, регулирование двойного налогообложения, наличие государственных инициатив для привлечения новых инвестиций путем снижения уровня налогообложения для нового бизнеса и много прочих нюансов.

Налоговая система Италии

Италия относится к государствам с довольно высоким уровнем налогов. Налоги в Италии составляют систему, которую можно разделить на несколько групп:

  • государственные (или национальные) налоги;
  • местные (областные и коммунальные) налоги.
  • Государственные налоги в Италии состоят из подоходных налогов, налога на прибыль предприятия, НДС, акцизных сборов, отчислений на социальное страхование, ипотечного и кадастрового налогов, налога с лотерей и игорной деятельности, налога на дарение и наследование.

    К местным налогам в Италии относят: региональный налог на производственную деятельность, налог на недвижимое имущество, налог на утилизацию твёрдых отходов, региональный и коммунальный подоходный налог, регистрационный сбор для транспортных средств, налог на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сбор на электроэнергию.

    Государственное регулирование налогообложения в Италии

    Основную роль среди государственных органов играет Министерство экономики и финансов. При Министерстве существует Департамент налоговой политики. Этот орган организует работу субъектов налоговой деятельности, а также имеет функции, связанные с разработкой новых норм налогового законодательства, внесения поправок в существующие нормы и их толкование. Также, функции Департамента заключаются в надзорной и контрольной деятельности за соблюдением норм законодательства.

    В Италии существуют Агентства налоговых поступлений (Agenzia delle entrate). Эти организации подчиняются Министерству экономики и финансов. Они осуществляют контрольную и инспекционную деятельность для обеспечения налоговых поступлений на региональном уровне.

    Налоги в Италии для физических лиц

    Физические лица подлежат налогообложению с доходов (НДФЛ), налогу на дивиденды, налогу на наследство и дарение, налогу на имущество и уплате взносов на социальное страхование.

    Резиденция налогоплательщиков

    Физическое лицо считается резидентом, если оно зарегистрировано по требованиям законодательства и проживающие в Италии более 183 дней в году (в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Италии).

    В 2015 году в налоговом законодательстве Италии появилось новая категория нерезидентов. Для того, чтобы попасть в эту группу, налогоплательщик должен заработать не менее 75% годового дохода в Италии и должен быть резидентом государства, которое обеспечивает достаточный обмен информацией с Италией. Эта категория физических лиц-нерезидентов имеет право на получение таких же налоговых вычетов, как и для итальянских физических лиц-резидентов.

    Физические лица-резиденты облагаются налогом на доходы во всем мире. Нерезиденты Италии облагаются налогом только на доходы, полученные из итальянских источников.

    Налоги в Италии на доходы физических лиц

    Заработная плата и оклады, выплачиваемые работодателем, в том числе непостоянные вознаграждения, выплачиваемые любым лицом, подлежат налогу на доходы физических лиц. Он представляет собой авансовый платеж по налогу на прибыль, удерживаемый по прогрессивной ставке, исходя из соответствующего уровня заработка лица.

    Налогооблагаемая база, евро Размер НДФЛ
    0 — 15,000 23%
    15,001 — 28,000 27%
    28,001 — 55,000 38%
    55,001 — 75,000 41%
    75,001 и более 43%

    В дополнение к подоходному налогу, может применяться и региональный налог, процент которого устанавливается решением местных органов власти. Как правило, дополнительный региональный налог взимается по прогрессивной ставке от 0,7% до 3,33%.

    Более того, налогоплательщику еще может понадобится оплатить муниципальный налог. Размер дополнительного муниципального налога колеблется в пределах от 0% до 0,9%.

    Предусматривается авансовый платёж за муниципальный налог на следующий год, он рассчитывается в размере 30% от суммы налога за текущий год.

    Для наемных работников, работодатель самостоятельно вычитывает уровень налога ежемесячно. Самозанятым лицам (предпринимателям) необходимо подавать налоговую декларацию самостоятельно, и уплату налога следует совершать до 16 июня следующего года. Также совершаются авансовые платежи на следующий год, после чего при подаче финансовой отчетности происходит перерасчёт и выравнивание размера налога.

    Супруги облагаются налогами отдельно. Более того, каждый супруг облагается налогом на половину дохода от общего имущества и на половину дохода своих несовершеннолетних детей.

    Вычеты и исключения при оплате подоходного налога в Италии

    Итальянское налоговое законодательство допускает вычет определенных расходов из валового дохода налогоплательщика. Так, допускаются следующие вычеты:

  • Социальное обеспечение. Обязательные взносы на социальное страхование вычитаются из общего размера налогооблагаемой базы — размера полученных человеком доходов;
  • Медицинское страхование. Взносы за медицинскую помощь, предоставляемую Национальным фондам медицинского обслуживания Италии, как работодателем, так и работником, не облагаются налогом;
  • Медицинские расходы для лиц с ограниченными возможностями полностью подлежат вычету;
  • Алименты по решению суда. В данном случае можно вычесть только алименты на содержание супруга (супруги), но не на детей;
  • Возмещение коммерческих расходов. Возмещение любых коммерческих расходов, понесенных работником, не относятся к налогооблагаемой базе в случае наличия оригиналов чеков и квитанций о таких издержках;
  • Взносы в некоторые религиозные организации могут быть вычтены из налогооблагаемого дохода, совокупной суммой до 1032,91 евро.
  • Также в Италии предусмотрен налоговый кредит, который условно можно разделить на следующие категории — в связи с трудовой деятельностью, семейный налоговый кредит, и по прочим причинам.

    Налоговый кредит в связи с трудовой деятельностью исчисляется обратно пропорционально сумме заработанных за год средств. Это необходимая мера для лиц, которые не имеют высоких заработков. Так, до 8 тыс. евро в год размер его составляет 1880 евро, и далее значение снижается, пока уровень зарплаты за год не составит 55 тыс. евро. Это граница, после прохождения которой вычет не применяется.

    Такая же схема применима и к пенсиям, граница здесь та же — 55 тыс. евро в год, а вот начальные значения немного другие — до 7750 евро в год — 1783 евро вычета. Это максимальная сумма вычета, которую можно получить из пенсии.

    Для самозанятого населения нижний порог вычета составляет 4800 евро в год, при этом максимальный размер вычета — 1104 евро. Верхняя планка неизменна, — 55 тыс. евро.

    Налоговый кредит для семьи. В данную категорию входят семьи, где члены их пребывают на содержании у одного из супругов (родителей). Если супруга находится на содержании, максимальный налоговый вычет составит 800 евро (при совокупном доходе до 80 тыс. евро).

    Для детей вычет зависит от возраста — до трех лет — 1200 евро на ребенка, после трех лет — 950 евро на ребенка. Если детей в семье более трёх, то применяется еще 200 евро вычета на каждого ребенка. Если у ребенка есть специальные потребности, то к общему размеру вычета следует добавить 400 евро, а не 200. Для других лиц, находящихся на содержании, размер вычета составит 750 евро.

    Взносы на социальное страхование в Италии

    Лицо, которое работает в Италии, подлежит различным обязательным взносам на социальное страхование в Италии. Доля работника в этих взносах составляет от 9,19% до 10,49% налогооблагаемой базы в зависимости от классификации работника (руководителя или менеджера) и в зависимости от деятельности работодателя (к примеру, производство, торговля, туризм и т. д.). Работодатель удерживает взносы на социальное страхование работника из его ежемесячной зарплаты.

    Доля работодателя в этих многочисленных и сложных взносах колеблется от примерно 29 до 32% налогооблагаемой базы, в зависимости от многих разных критериев, таких как стаж работы сотрудника, вид деятельности, количество сотрудников, вид договора о трудоустройстве.

    Налоги в Италии с инвестиционных доходов и прироста капитала

    Дивиденды

    Данный тип налогов возникает в результате использования капитала, и, как следствие, образования процентов и дивидендов. Согласно итальянскому налоговому законодательству, фиксированная ставка налога на инвестиционный доход, равная 26%, за исключением нескольких конкретных случаев.

    Эти случаи связаны со статусом лица — размером его доли в капитале предприятия и того, является ли лицо в рамках этого предприятия должностным (т.е. напрямую заинтересованным в показателях деятельности компании). Если лицо содержит в одних руках довольно существенный пакет ценных бумаг компании, то ставка является прогрессивной и может составлять до 49.72% за дивиденды.

    Проценты

    Проценты облагаются налогом по ставке 26%, исключение составляют проценты на облигации по государственным займам и прочие ценные бумаги, выданные государственными органами (ставка налога 12,5%).

    Прирост капитала

    Для физических лиц налогообложению подлежит прирост капитала, даже если он не возникает из спекулятивных намерений или бизнеса. В Италии различают два варианта возникновения данного налога:

  • Налог на прирост капитала по ценным бумагам. Представляет собой цену продажи за вычетом покупной цены со всеми дополнительными расходами на покупку (нотариальные сборы, налоги, сборы брокеру и т. д.); Стандартная ставка — 26%, прогрессивная до 49,72%;
  • Налог на прирост капитала при продаже недвижимости — налогооблагаемой базой является разница между ценой продажи и первоначальной стоимостью недвижимости вместе с суммой всех дополнительных затрат на покупку (нотариальные сборы, налоги и т. д.).
  • Налог на недвижимое имущество

    Налог на имущество относится к местным налогам. Налоговой базой по данному налогу признается сумма дохода от имущества, который рассчитывается основываясь на кадастровой стоимости и нескольких коэффициентов, которые применяются к первоначальной стоимости и зависят от класса недвижимости.

    Ставка налога на недвижимость составляет 0,76%, однако она может варьироваться в зависимости от муниципалитета (в границах коэффициента 0,3% по отношению к начальной ставке.

    Стоит отметить, что данным налогом облагается и имущество резидентов, которое находится вне Италии. В данном случае базой налога является оценочная или договорная стоимость недвижимости. Ставка налога неизменна, 0,76%, и в данном случае срабатывает законодательство о отсутствии двойного налогообложения, если подобный налог существует в государстве, где недвижимость была приобретена.

    Ставка налога на аренду недвижимого имущества составляет на общих основания 21%, однако при соблюдении определенных условий, данная ставка может составить 10%.

    Налог на наследство и дарение

    Налоги в Италии на наследство и дарение применяются ко всем резидентам, а также к нерезидентам, имеющим недвижимость в Италии. Ставки налога следующие:

  • 4% — для получателя в прямых отношениях (супруга и дети). Первый 1 млн евро для каждого из наследников освобождается от налога;
  • 6% — для братьев или сестер лица. Первые 100 тыс. евро активов и денежных средств для каждого из наследников освобождается от налога;
  • 6% — для прочих родственников. Освобождение от налогов не предоставляется;
  • 8% — для получателей, не имеющих прямого отношения к наследодателю. Освобождение от налогов не предоставляется;
  • Налог в Италии на прибыль предприятия

    Итальянские юридические лица облагаются корпоративным подоходным налогом (imposta sul reddito sulle societa или IRES), и региональным налогом на производство, (imposta regionale sulle attivita produttive или IRAP).

    Налоговая база IRES определяется в соответствии с международным налоговым принципом, который гласит, что вне зависимости от местонахождения (юрисдикции), где получен доход, если этот доход юридически относится к итальянской организации-резиденту, доход облагается налогом в Италии.

    IRES начисляется на общую чистую прибыль, отраженную в финансовой отчетности компании, с учетом конкретных налоговых правил. Нерезидентные компании облагаются налогом только на доходы от источников в Италии.

    Существуют различные методы расчета налогооблагаемой базы IRAP, в зависимости от характера бизнеса, выполняемого налогоплательщиком. Для компаний, занимающихся продажами и производством, налогооблагаемая база IRAP широко представлена ??валовой маржей компании в ее финансовой отчетности.

    Ставки налогов установлены в следующих размерах:

  • корпоративный подоходный налог — 24%;
  • региональный доход на производство — 3,9%.
  • До конца 2016 финансового года ставка IRES составляла 27,5%. Для банков и финансовых организаций применялись специальные правила.

    Для отдельных категорий лиц применимы следующие разные ставки IRAP:

  • 3,80% для компаний с определенным государством, исключительным правом на предоставление услуг;
  • 4,20% для банков и финансовых организаций;
  • 5,30% для страховых корпораций.
  • Региональные налоговые органы Италии имеют право незначительно увеличивать или уменьшать ставки IRAP.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) в Италии

    НДС (Imposta sul Valore Aggiunto) применяется к поставкам товаров и услуг, осуществляемым в Италии предпринимателями и компаниями, а также в импортных операциях.

    Стандартная ставка НДС в Италии составляет 22%. Предусмотрены льготные тарифы для некоторых товаров и услуг, к примеру, 4% — для продуктов питания, напитков и сельскохозяйственной продукции, 10% — для поставок электроэнергии для использования в определенных целях, и некоторых медицинских препаратов. Экспортные операции за пределы Евросоюза облагаются по ставке 0%.

    Читайте так же:  Правила перевозки детей автобусами в 2020 году. Требования к перевозкам детей в автобусе

    Аренда жилых и коммерческих зданий или их части, как правило, освобождается от НДС без права на вычет и облагаются регистрационным налогом по ставке 2% или 1%.

    Некоторые товары и услуги освобождаются от НДС (госпитализация и медицинские услуги, образование, страховые услуги, некоторые финансовые услуги, аренда недвижимого имущества). Также существуют финансовые операции, которые не входят в сферу применения НДС (например, передача денег, передача непрерывного бизнеса).

    Крайний срок подачи декларации по НДС в 2016 году — 28 февраля 2017 года. С 2017 года срок подачи деклараций истекает в апреле следующего года (ранее был 30 сентября).

    Налоги в Италии и таможенные сборы

    В момент ввоза товаров на территорию ЕС применяются таможенные пошлины. Размер таможенных пошлин, подлежащих уплате, зависит от стоимости и характера ввозимых товаров. В частности, для каждого вида товара существует таможенный тариф, предоставляющий собой налоговую ставку, применяемую к стоимости или количеству импортируемых товаров.

    При определении таможенной стоимости к цене должны добавляться комиссионные и брокерские услуги, роялти и лицензионные сборы, связанные с оцениваемыми товарами, стоимость транспортировки и страхования импортируемых товаров.

    Акцизный сбор в Италии

    Следующие группы товаров в Италии облагаются акцизами:

  • Энергетические продукты (например, бензин, газойль, природный газ, уголь);
  • Алкоголь и алкогольные напитки (например, вино, пиво, этиловый спирт);
  • Обработанные табаки (например, сигары, сигареты, табак);
  • Электроэнергия;
  • Налоговое обязательство, в зависимости от продуктов, возникает:

  • В момент импорта или производства;
  • Когда акцизные товары используются для отопления или в качестве топлива;
  • Когда акцизные товары отпускаются для потребления;
  • Ставки акцизного сбора устанавливаются отдельно для каждой подакцизной группы товаров.

    Налоги в Италии: гербовый сбор

    Гербовый сбор в Италии взимается в результате приобретения акций и прочих инвестиционных инструментов. Размеры его могут устанавливаться как в фиксированных суммах, так и в процентном соотношении от стоимости сделки.

    Налоговое законодательство итальянской Республики включает в себя множество законов, устанавливающих размер, объем, процедуру и схему уплаты всевозможных видов налогов. Вышеупомянутые законы прописаны в Конституции Италии, в налоговом кодексе Республики, правительственных актах и актах Министерства экономики и финансов.

    Субъектами налоговых отношений в Италии являются юридические и физические лица, являющиеся резидентами и нерезидентами страны. Резиденты Италии платят налоги в казну государства со всех видов доходов (включая зарубежные), нерезиденты — только с прибыли, которую они получают на территории страны.

    Классификация видов доходов частных лиц

    По системе налогообложения Италии все доходы частных лиц, в зависимости от источника их происхождения, делятся на 5 основных категорий:

    • недвижимость и земельная собственность;
    • капитал;
    • предпринимательство;
    • работа по найму, фриланс;
    • другие источники доходов.
    • Классификация видов налогов

      В Италии, как и в других странах Европы, налоги делятся на прямые (взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика) и косвенные (налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, оплачиваются покупателями при покупке товаров и получении услуг).

      Основные виды прямых налогов в Италии:

      • IRPEF (imposta sul reddito delle persone fisiche) — налог на прибыль в Италии для физических лиц, который взимается с доходов физических лиц резидентов и нерезидентов;
      • IRES (imposta sul reddito delle societa) — налог на прибыль в Италии для предприятий;
      • IRAP (imposta regionale sulle attivita produttive) — региональный налог на производственную деятельность предприятий;
      • IMU (imposta municipale unica) — единый муниципальный налог, взимаемый с владельцев недвижимого имущества (вскоре правительство планирует отмену этого налога).
      • Основные виды косвенных налогов в Италии:

      • IVA (imposta sul valore aggiunto) — налог на добавленную стоимость, НДС;
      • l’imposta di registro — налог на регистрацию некоторых юридических актов в Налоговой службе;
      • l’imposta di bollo (гербовый сбор) — налог, который взимается при оформлении некоторых документов;
      • l’imposta di successione e donazione — налог на наследство, подарки и т.д.
      • Наиболее прибыльными в плане пополнения бюджета Италии считаются налог на добавленную стоимость и налог на прибыль — в сумме два сбора обеспечивают наибольшую часть налоговых поступлений в бюджет.

        Все физические лица — резиденты и нерезиденты, получающие доходы на территории Италии должны платить налоги. Ежегодно в налоговую службу подается налоговая декларация.

        Заполненные декларации подают в налоговую службу (L’Agenzia delle entrate). Туда же можно обратиться со всеми вопросами, касающимися уплаты налогов.

        На сайте налоговой службы, предварительно зарегистрировавшись, можно проверить уплаченные вами или вашим работодателем налоги.

        Другие налоги в Италии

        Налоги на недвижимость

        При покупке недвижимости в Италии и ее содержании владельцу придется оплачивать определенные государственные налоги и некоторые другие расходы. Однако, прежде чем мы углубимся в тему и расскажем о налогах на недвижимость в Италии, проясним очень важный факт. В целом, различные сборы, налоги и другие расходы, очень мало влияют на конечную стоимость покупки и — что важно для лиц, задумывающихся об инвестициях в итальянскую недвижимость — ничуть не снижают выгодность сделки.

        В последние годы в итальянских СМИ часто проскальзывают статьи о том, насколько велика налоговая нагрузка в Италии. Их число резко возрасло после введения жилищного налога IMU. Это привело к тому, что многие люди не хотят вкладывать деньги в недвижимость, опасаясь больших налогов. На самом деле, если проанализировать общую картину, можно увидеть насколько мал IMU и все остальные налоги, пошлины и сборы влияют на стоимость недвижимости.

        Оценим, к примеру размер жилищного налога на недвижимость, кадастровая стоимость которой составляет 100.000 евро. если речь идет о первичной недвижимости, владелец дома в 2018 году не должен оплачивать этот налог, если же это вторичная недвижимость, владелец дома будет платить всего 300-400 евро в год.

        Таким образом, инвестиции в недвижимость в Италии остаются очень выгодным вложением средств, так как налоги и все прочие расходы совсем незначительно влияют на размер выгоды, которая будет получена инвестором в будущем.

        Перейдя по данной ссылке, вы можете ознакомиться с основными типами налоговых отчислений, взимаемых государственной налоговой службой при покупке недвижимости в Италии, а в материале «Сколько стоит содержать недвижимость в Италии» вы узнаете о всех важнейших сборах и затратах для иностранцев и резидентов Италии, владеющих недвижимым имуществом в стране.

        Туристический налог

        Итальянское правительство в условиях экономического кризиса обратилось к мэрам каждого итальянского муниципалитета с просьбой применять и собирать туристический налог со всех туристов, путешествующих по Италии (Decreto Legislativo n. 23 del 14 marzo 2011.).

        Каждый муниципалитет Италии волен самостоятельно устанавливать сумму туристического налога, его специфические характеристики и условия оплаты (налог на проживание в Италии обычно зависит от категории гостиницы, где останавливается турист, периода пребывания в стране — высокий или низкий сезон и других факторов …), и, возможно, и вовсе не применять этот сбор.

        В целом, налог на проживание в Италии составляет от 1 до 5 евро в день на человека и оплачивается непосредственно в отеле, где вы остановились.

        В крупных туристических городах в 2017 году туристический налог был таков: Рим — в пределах от 3 до 7 €, Милан и Флоренция — 2/5 €. В 2018 планируется небольшое повышение суммы сбора.

        Взнос может быть оплачен наличными или картой в конце пребывания, менеджер туристического объекта должен выдать квитанцию ??об оплате.

        Исключения

        Как правило, налог в отелях Италии не оплачивают:

      • местные жители;
      • дети в возрасте до 10 или 14 лет;
      • люди с ограниченными возможностями или серьезными проблемами со здоровьем и лица их сопровождающие, при наличии подтверждающй заболевание медицинской справки;
      • водители туристических автобусов и гиды.
      • Налог на ТВ

        Налог на ТВ («Canone RAI») — сбот за обладание дома или в офисе оборудованием, которое позволяет прослушивать радио- и телепередачи, независимо от фактического использования или намерения использовать эту услугу. Налог поступает в бюджет государственной телерадиокомпании RAI.

        Чтобы избежать уплаты пошлины Canone Rai, необходимо задекларировать отсуствие телевизора и других устройств, позволяющих прослушивать радио- и телепередачи, в доме налогоплательщика.

        Государственные пошлины

        В Италии гербовые марки (marche da bollo) используются, начиная с 1863 года. Как правило, они продаются в табачных киосках или в лицензированных государственных учреждениях.

        С июня 2005 года к традиционным гербовым маркам были добавлены марки, выпускаемые в электронном виде Налоговой инспекцией и распечатанные на месте в точках перепродажи.

        С 1 сентября 2007 года последние полностью заменили традиционные бумажные гербовые марки.
        Для некоторых документов допущена замена гербовых марок печатями, подтверждающими оплату наличными суммы государственного сбора.

        19 сентября 2014 года в Италии была введена цифровая печать (Service @ e.bollo), которая после оплаты онлайн выдается в электронном виде через веб-сайты, авторизованные государственной налоговой службой. Однако, если налогоплательщик до сих пор имеет старые гербовые марки, он может использовать их даже после введения в силу их видоизменений и повышения стоимости (сегодня гербовая марка стоит 16 €) особым способом. Например, если за оформление документа взимается налог в размере 32 €, налогоплательщик может использовать старые марки стоимостью 14,62 € и 1,81 €, наклеив нужное их количество для достижения требуeмой суммы сбора.

        Налог в Италии для иностранцев

        Государственный Совет Италии решением номер 04487 от 26 октября 2016 года отменил правительственный указ от 6 октября 2011 года в той его части, которая требовала от иностранцев, получающих/продлевающих ВНЖ, выплату налогового сбора в размере от 80 до 200 евро, подтвердив решение Административного суда Лацио, вынесенное 24 мая 2016 года.

        Стоимость оформления/продления ВНЖ в Италии в 2017 году можно узнать здесь.

        Социальные взносы

        Согласно действующему законодательству ежемесячные взносы в INPS являются обязательными и уплачиваются как работодателем, так и работником, а в случае самозанятости, работники выплачивают взносы самостоятельно.

        Работник участвует в выплате взносов на социальное страхование в размере от 9,19% до 10,49% налогооблагаемой базы, в зависимости от трудовой квалификации и классификации предприятия, на котором он работает (например, туристический сектор, промышленность, торговля и т.п.) Работодатель удерживает взносы на соцстрахование из ежемесячной заработной платы работника.

        Иностранец, работающий в Италии легально и выплачивающий страховые взносы, пользуется всеми правами, признанными за итальянскими трудящимися.

        Итальянская система соцстрахования предусматривает защиту прав всех трудящихся, регулярно плачивающих взносы, в следующих случаях:

      • болезнь;
      • материнство;
      • выход на пенсию;
      • физическая и умственная нетрудоспособность;
      • безработность;
      • несчастный случай на производстве или профессиональные заболевания;
      • охрана семьи работника.
      • Абсурдные налоги в Италии

        Всего в Италии больше 100 различных налогов, в том числе и такие, которые не имеют рационального объяснения или логики. Ниже мы перечислили несколько примеров:

        Налог на тень: Если владелец магазина сооружает навес, тень которого «вторгается» на публичную территорию, он обязан заплатить за «нелегальную оккупацию» общественной земли.

        Налог на болота: данный налог был введен в 1904 году королевским указом, который предусмaтривал уплату гражданами взноса за осушение болот и превращения их в сельскохозяйственные угодья. Жители некоторых регионов Италии продолжают его платить.

        Налог на сбор грибов: в Италии платят даже за возможность собрать грибы в лесах.

        Налог на подьездные пути: ненавистный налог на доступность подьездных путей к домам итальянцев (passo carrabile) родился в 1997 году и продолжает процветать во многих коммунах.

        Налог на эффективность использования электроэнергии: проверьте свою квитанцию за элeктpоэнергию; многие из Вас найдут таинственную аббревиатуру EF-EN, означающую эффективность использования электроэнергии клиентом. Что это означает? Ничего, кроме миллионов евро, текущих в казну.

        Налог на триколор: те, кто выставляет напоказ знамя итальянского государства (в течение праздника, на собственном магазине, отеле, ресторане и т.п.), возможно, вскоре увидит в почтовом ящике квитанцию об оплате налога за использование бренда в личных целях.

        Налог на память: этот налог применяется к владельцам различного технологического оборудования, которое предлагает им возможность копировать для частного использования музыкальные треки и кинофильмы, защищенные авторским правом. По сути, налог должны платить владельцы мобильных телефонов, смартфонов, ПК, внешних жестких дисков, флэш-накопителей и т.д.

        Налог на фантомные атомные электростанции: в счета за электричество включен налог на обслуживание итальянских АЭС. Жаль только, что в Италии нет атомных электростанций.

        физическое лицо

        Что значит физическое лицо

        Я думаю, что читатель понимает, что в данной статье не будет дано строго научное описание термина «физическое лицо». Моя задача — как можно более доходчиво объяснить причины, по которым используется этот термин физическое лицо в нашей речи.

        Собственно ничего сакрального в этих двух словах — физическое и лицо – нет. Вместе эти слова лишь составляют устойчивую словоформуфизическое лицо слово образование, широко применяемое в гражданском праве.

        Слово «физическое» в данном случае применяется в том смысле, что подразумевается реально существующий человек, а не мифический персонаж. Термин лицо используют для обозначения какой-то обособленной (выделенной) сущности, которая имеет родовые признаки, которыми ее можно описать. Слово «лицо» многозначно, но определение физическое лицо содержит его лишь по причине противопоставления его с другим термином — юридическое лицо. Многие будут правы, если скажут, что физическое лицо — это человек.

        Описание физическое лицо

        Для тех, кто будет искать описание физического лица в Интернете, привожу цитату с сайта ВикипедиЯ. Физическое лицо Википедия определяет следующим образом:

        Физическое лицо? — человек как субъект права (носитель прав и обязанностей), в отличие от юридических лиц, должностных лиц и публично-правовых образований. По российскому законодательству физическое лицо обретает правоспособность в момент рождения и утрачивает её в момент смерти. Обладает дееспособностью. Полная дееспособность приобретается после достижения лицом совершеннолетия.

        Под такое определение физического лица подпадает каждый человек, находящийся на территории государства — в нашем случае – на территории Российской Федерации. Понятие физическое лицо является исторической категорией и применяется в гражданских правоотношениях людей между собой, между человеком и юридическим лицом, между человеком и государственными структурами. Каждый конкретный человека может иметь разный статус физического лица на территории России. В наибольшей степени правовое положение физических лиц зависит от наличия или отсутствия гражданских отношений с государством. В российском праве выделяют разные типы участников — субъектов гражданского правоотношения (лица): отдельные индивиды (физические лица: граждане, лица без гражданства, иностранцы) либо определенные коллективы людей (юридические лица, муниципальные, государственные и межгосударственные образования).

        Термины гражданин и физическое лицо имеют, в общем-то, одно значение – человек, но имею разный смысл.

        Собственно в отношении физических лиц государство определяет им разный правовой и (обычно единый) налоговый статус физических лиц в зависимости от гражданства. Некоторые люди могут иметь сразу несколько статусов физического лица: лицо без гражданства, гражданин, иностранец, беженец, предприниматель, индивидуальный предприниматель, учредитель юридического лица. Причем каждый человек на территории России является носителем гражданских прав и обязанностей.

        Физическое лицо происхождение термина

        В настоящее время из существ, живущих на Земле, только человек разумный (лат. Homo sapiens) – единственный вид из рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов – обладает развитой материальной культурой (включая изготовление и использование орудий), а так же — способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Однако главное состоит в том, что человек является социальным существом, когда взаимоотношения отдельных особей регулируются соглашениями и правилами, общепризнанными в данном обществе. Сегодня человечество в результате исторического развития находится на той стадии, когда основные правила определяются на уровне государств. Гражданские правоотношения можно классифицировать в зависимости от наличия или отсутствия экономического содержания на имущественные и личные неимущественные правоотношения.

        Уже в древности стали обособляться как отдельные хозяйствующие субъекты не только отдельные люди, но и группы людей. Такие хозяйствующие единицы (объединения людей) имеют много схожего с индивидуумом – могут вступать в отношения (в основном имущественные) между собой и с отдельными людьми, с государством. Государство считает их способными, как и отдельных граждан платить налоги, иметь права и обязанности. Для обозначения коллективных субъектов гражданского правоотношения был придуман термин – юридическое лицо, как бы в противовес понятию физическое лицо, под которым подразумевается отдельный член общества.

        На территории России проживают как граждане (которые находятся в особых правовых отношениях с государством), так и граждане других государств (находящие в особых отношениях со своим государством), а также люди без гражданства. Для обозначения всех этих лиц как раз и применяется понятие физическое лицо.

        Аналогично многим другим странам гражданское право РФ физическое лицо определяет как отдельный человек вообще.

        Закон России физическое лицо

        Физическое лицо гражданский кодекс РФ определяет как один из видов среди следующих субъектов гражданских правоотношений (или участников гражданских правоотношений):

      • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
      • юридические лица;
      • государство.
      • В каждом правоотношении, возникающем между субъектами, его участники делятся на лица управомоченные (имеющие право требовать) и лица обязанные.

        Характеристики физических лиц

        Для правильного функционирования гражданских правовых отношений каждое физическое лицо должно иметь свои индивидуальные характеристики. Важнейшим признаком считается индивидуальность физического лица. К счастью близнецов среди людей рождается не очень много, поэтому основными средствами индивидуализации физлица являются его внешний облик, имя и место жительства.

        Появление физического лица происходит в момент рождения человека. Для идентификации ему присваивают имя (плюс отчество) и фамилию.

        Если имя является произвольным и редко индивидуальным, то отчество и фамилия уже относит человека к определенной семье и указывает на отца. Как правило, для идентификации этого не достаточно, поэтому используется дополнительны признак: место жительства – тот населенный пункт, где человек преимущественно или постоянно проживает.

        В последние годы появились дополнительные характеристики, как например, идентификационные номера налогоплательщика, номера телефонов, счетов и т.п. Кроме того в соответствии с законодательством РФ физическое лицо (человек) имеет право на псевдоним или другое обозначение.

        Как правило, идентификационные данные (наименование, имя, отчество, фамилия) играют роль при заключении разного рода сделок. Место жительства — место нахождения физического лица — имеет значение для определения подсудности по гражданским и уголовным делам.

        Физические лица как субъекты гражданских правоотношений обладают такими правами как правоспособность, одновременно с дееспособностью (правосубъектностью).

        Правосубъектность – это лишь потенциальное право, которым физическое лицо может (а может и нет – по желанию — воспользоваться) как участник гражданских правоотношений. Правосубъектность зависит от государства, которое определяет рамки правомочий физического лица в зависимости от его статуса.

        Дееспособность — способность физического лица по собственной воле (своими действиями) приобретать и осуществлять права и обязанности, предоставленные в силу правосубъектности.

        Для физических лиц их дееспособность на территории России в различных отраслях права может определяться различными возрастными категориями. Как обычно объем дееспособности прописан для возрастных категория граждан России, которые распространяются на граждан других государств и лиц без гражданства. Различие в дееспособности физических лиц проявляется в виде перечня разрешенных видов сделок, которые оно может совершать в каждом из возрастных периодов. Для России характерно отсутствие у человека до 6 лет всякой дееспособности (полностью не дееспособен). В малолетний период («малолетний возраст») – с 6 до 14 лет — физическое лицо имеет ограниченную дееспособность, с 14 до 18 лет – частичную дееспособность. Полная дееспособность приходит к гражданам России по достижению 18 лет, а так же и раньше — с момента вступления несовершеннолетнего в брак, и даже с 16 лет, если подросток работает по трудовому договору или занимается предпринимательством.

        Кроме того, на правовое положение физического лица может влиять наличие или отсутствия гражданства, семейное положение, пол.

        Ряд юридических фактов (актов гражданского состояния), касающихся гражданина, подлежит государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, например, рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение).

        Для участия в гражданском обороте гражданин должен обладать правоспособностью (право физического лица иметь гражданские права и обязанности — правоспособность физических лиц возникает с рождением и прекращается со смертью) и дееспособностью (право гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, которое возникает в полной мере лишь с момента достижения совершеннолетия).

        Налог на физическое лицо википедия

        Налог на доходы физических лиц — (сокращ. НДФЛ) является прямым налогом. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физлица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не… … Бухгалтерская энциклопедия

        Налог на доходы физических лиц — (англ. tax on private income) в РФ налог, заменивший собой подоходный налог с физических лиц после введения в действие части второй НК РФ* (с 1.01.2001 г.). Налогоплательщиками Н. на д.ф.л. признаются … Энциклопедия права

        НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ налог, которым облагается сумма совокупного дохода физического лица в денежном исчислении за истекший налоговый период. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде… … Юридическая энциклопедия

        Налог на доходы физических лиц — (Income tax ) налог , плательщиками которого являются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России. Налогом облагаются все доходы,… … Экономико-математический словарь

        налог на доходы физических лиц — Налог, плательщиками которого являются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России. Налогом облагаются все доходы, получаемые гражданами в… … Справочник технического переводчика

        Налог на доходы физических лиц — Подоходный налог основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто… … Википедия

        НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — федеральный налог по НК (глава 23) и Закону об основах налоговой системы. Взимается с 1 января 2001 г., до этого взимался подоходный налог с физических лиц. Приказом МНС от 29 ноября 2000 г. № БГ 3 08/415 утверждены Методические рекомендации… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

        Налог на доходы физических лиц — (подоходный налог) 1. Налог федеральный. Регулируется главой 23 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 217 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. 2. Предусматриваются 4 группы налоговых вычетов: Стандартные налоговые вычеты … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

        НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — введен с 1 янв. 2001 (гл. 23 Налогового кодекса РФ). Плательщики: физич. лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России (налоговые резиденты… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

        § 49. Налоги с физических лиц

        § 49. Налоги с физических лиц

        Физическое лицо в налоговом праве – это человек, обладающий налоговой дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать объект налогообложения (получать доходы от трудовой деятельности, принять в наследство дом, автомашину и т. д.).

        Статус физического лица имеют:

        • работники, получающие доход в форме заработной платы, гонорара;

        • индивидуальные предприниматели, получающие доход от предпринимательской деятельности без привлечения наемного труда;

        • собственники недвижимого имущества;

        • наследники (правопреемники) произведений науки, литературы, искусства, за которые они получают вознаграждение.

        Налоги с населения – обязательные сборы, взимаемые государством с граждан в целях покрытия общегосударственных и местных (муниципальных) расходов. В настоящее время с населения взимаются: на федеральном уровне – налог на доходы физических лиц, при необходимости государственная пошлина, таможенный сбор; на региональном – транспортный налог; на местном – земельный и на имущество. Местные сборы устанавливаются органами местного самоуправления в пределах их компетенции и направляются на финансирование нужд местного хозяйства.

        Сегодня подоходный налог с точки зрения числа налогоплательщиков и по сумме поступлений можно рассматривать как массовый налог, более половины поступлений от которого приходится на налогоплательщиков, получающих заработную плату или жалованье.

        Ф. Ноймарк, экономист

        Налог на доходы физических лиц взимается на основании второй части Налогового кодекса РФ. Основой для его исчисления является сумма общего (совокупного) дохода из всех источников в истекшем календарном году. Заработок за каждый следующий месяц определяется нарастающим итогом с начала года. Из дохода вычитается по одному необлагаемому минимуму заработной платы на самого налогоплательщика и на каждого иждивенца. Облагаемым доходом считается разность между налоговым доходом и документально подтвержденными расходами.

        Закон не освобождает какие-либо категории граждан от уплаты налогов, но предоставляет, как уже было отмечено ранее, определенные льготы участникам военных действий, инвалидам и некоторым другим гражданам.

        В Налоговом кодексе РФ учитывается, что некоторые из этих заслуженных пенсионеров могут работать или получать иной доход, например от коммерческой деятельности. Для тех из них, кто так или иначе трудится, кодекс предусматривает льготы в виде налоговых вычетов. Например, из доходов (зарплат) инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены при подсчете налогов ежемесячные налоговые вычеты в размере 3000 руб. Следовательно, на 3000 руб. сокращается налогооблагаемая база и уменьшаются налоги. У участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев России ежемесячные вычеты составляют 500 руб. Это значит, что и данные лица будут платить значительно меньше налогов, чем обычные налогоплательщики.

        Налоги с физических лиц взимаются, если ими получены доходы от соответствующих законодательству источников в Российской Федерации или за ее пределами. Не может, например, возникнуть вопрос о необходимости уплаты налога с дохода, полученного от наркоторговли или продажи краденого. Этими «доходами» и теми, кто их получает, занимаются правоохранительные органы.

        Налоговый кодекс относит к доходам от источников в Российской Федерации:

        • дивиденды и проценты;

        • страховые выплаты при наступлении страхового случая;

        • доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав;

        • доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;

        • доходы от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, прав требования к организации, иного имущества;

        • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия;

        • доходы, полученные от использования любых транспортных средств и др.

        Не подлежат налогообложению следующие виды доходов:

        • государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности и по уходу за больным ребенком);

        • все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения и т. д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

        С трудовых доходов установлена единая ставка13 %. Но в отношении пассивных доходов: а) выигрышей и призов, по вкладам в банках (в части, превышающей установленные размеры) – 35 %; б) в отношении дивидендов, процентов по облигациям – 9 %.

        Некоторым налогоплательщикам (предпринимателям без образования юридического лица, частным нотариусам и др.) необходимо ежегодно представлять в налоговые инспекции по месту жительства налоговые декларации не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

        В соответствии с Указом Президента РФ все лица, замещающие государственные должности РФ и государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах и принадлежащем им имуществе. Они заполняют декларацию, в которой два раздела: сведения о всех видах доходов; сведения об имуществе, включая недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и др.) и транспортные средства (автомобили, водный транспорт, воздушный транспорт и др.).

        В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (за исключением некоторых, освобождаемых от налогообложения, оговоренных в НК РФ), источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (ст. 229 НК РФ). В настоящее время государство возвращает налогоплательщикам часть налогов, которые они уже уплатили в течение года, если они оплачивали учебу детей в вузах, лечение или при покупке квартиры.

        Чем лучше идут дела у предпринимателей и бюджетников, получающих зарплату из госбюджета, чем богаче они становятся, тем больше налогов получает государство. Чем богаче государство, тем больше у него возможностей содержать мощную армию, сильные органы правопорядка и действенный суд, поощрять предпринимательство, развивать культуру, строить стадионы, бассейны, клубы, помогать социально обездоленным слоям населения.

        Вопросы для самоконтроля

        1. Что такое физическое лицо в налоговом праве? Кто имеет статус физического лица?

        2. Какие основные налоги взимаются в настоящее время с населения в России?

        3. На основе какого закона взимается налог на доходы населения?

        4. Каков порядок исчисления и взимания налога на доходы?

        5. Кто имеет налоговые льготы?

        6. Кто должен ежегодно декларировать свои доходы и каков смысл декларирования доходов?

        7. Что Налоговый кодекс РФ относит к доходам от источников в России?

        8. Какие ставки подоходного налога установлены Налоговым кодексом РФ?

        9. Какие сведения обязаны сообщать о себе лица, замещающие государственные должности?

        Поступления от подоходного налога (сейчас «налог на доходы физических лиц». – Т. Н.) в большей мере зависят от того, что с точки зрения закона следует считать доходом, подлежащим налогообложению. На практике же до сих пор законодательство повсеместно воздерживается от того, чтобы дать понятию «доход» исчерпывающее однозначное толкование… И все-таки в современном подоходном налогообложении в принципе господствует идея, согласно которой все доходы, независимо от источника, из которого они поступают, должны облагаться налогом (Ф. Ноймарк, экономист).

        Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

        Налоговые инспекции пока работают не так, как хотелось бы все увеличивающейся армии налогоплательщиков. Отчасти это объясняется недостаточностью средств, выделяемых государством на их помещения, оборудование, технику, зарплату сотрудников и т. д. Порою оставляет желать лучшего квалификация сотрудников. Среди них попадаются и люди черствые, грубоватые, не осознающие, что прошли времена абсолютного диктата государства над личностью. Поэтому налогоплательщику иногда нужно приложить значительные усилия, чтобы, общаясь с сотрудниками инспекции, сохранить чувство собственного достоинства. Налогоплательщик (кормилец государства) вправе потребовать удобного места для заполнения декларации и подготовки иных документов к сдаче инспектору. Он имеет право сослаться на большие очереди и потребовать обеспечения нормальных условий для выполнения своих обязанностей. Не следует терпеть грубость некоторых инспекторов. В этом случае жалоба в вышестоящие инстанции будет оправданна во всех отношениях. Наконец, уместно требовать от сотрудников налоговой инспекции пунктуального выполнения сроков обработки декларации и других документов, предоставления платежных документов, проверки правильности заполнения декларации и т. д.

        Темы для проектов, рефератов и обсуждения

        1. С какого возраста человек становится налогоплательщиком?

        2. Почему налогоплательщики делятся на физические и юридические лица?

        Возможен ли лизинг для физ.лиц

        Закон о лизинге разрешает передавать имущество во временное владение и пользование физическим лицам. Но на практике лизингом для физ.лиц обычно называют договор найма-продажи с отсрочкой передачи права собственности или аренду с правом выкупа, и применяется он в основном при «лизинге» автомобилей. «Лизинг» может быть полезен для физического лица только в двух случаях: когда клиент не хочет, чтобы автомобиль числился за ним; и когда на приобретение автомобиля не дает согласие один из супругов, так как в отличие от кредита, в лизинге одобрение супруга не требуется. Экономически это тоже не выгодно, так как ежегодное удорожание автомобиля, купленного физическим лицом «в лизинг» обычно при прочих равных будет выше, чем при покупке в кредит, так как в ежемесячные платежи входит НДС и налог на имущество, который выплачивает собственник — лизинговая компания. Если с 2013 года налог на имущество отменен, то разница в НДСе остается, что делает ставку по кредиту всегда на выше в лизинге.

        В большинстве случаев лизинг для физлица преподносится как более простая и быстрая схема финансирования. На практике это иногда имеет место быть, так как банки в большинстве случаев немного более бюрократизированы, чем лизинговые компании. Однако, обычно лизинг для физлиц все-таки ограничен легковым транспортом и имеет форму аренды с правом выкупа.

        Лизинг для физ.лица может быть интересен при покупке такого актива как грузовой автомобиль, так как программ кредитования физлиц на такие покупки практически нет, а нецелевой кредит предоставляется под более высокие проценты и на меньшие суммы. Но лизинговых компаний, системно предлагающих на рынке продукты лизинга для физлиц, практически нет.

        Со страной на связи

        Определение статуса налогового резидента в отношении физических лиц содержится в п. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ (НК РФ), согласно которому налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, налоговыми нерезидентами РФ являются физические лица, не удовлетворяющие указанному критерию. Других критериев для отнесения физического лица к налоговому резиденту или нерезиденту внутреннее законодательство РФ не содержит.

        Различные толкования некоторых аспектов определения статуса налогового резидентства имели место, но главным образом касались периода определения статуса и расчета количества дней, проводимых в РФ, что не вызывало споров, так как это наличие только одного критерия для определения налогового статуса физического лица, а именно количества дней его пребывания в РФ.

        Как известно, у РФ имеется более 60 соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения (СОИДН). Все эти договоры содержат статью «Резидент», которая определяет понятие налогового резидентства физического лица в рамках конкретного СОИДН. При этом статья применяется только в случае, когда физическое лицо признано налоговым резидентом в каждой из сторон соглашения по внутреннему законодательству. При определении статуса налогового резидента по соглашению учитывается целый ряд критериев, в том числе место постоянного жительства, центр жизненных интересов, гражданство.

        На практике сложилась определенная последовательность действий для установления налогового статуса физического лица и его дальнейших налоговых обязательств. Рассмотрим пример: физическое лицо провело более 183 дней в России в 2014 году. При этом оно имеет в собственности жилую недвижимость во Франции. Физическое лицо получило процентный доход из Франции в 2014 году, который может подлежать налогообложению как в России, так и во Франции по их внутреннему законодательству.

        С точки зрения определения налоговых обязательств в России, физическое лицо обращается к положениям НК РФ и удостоверяется, что может приобрести статус налогового резидента РФ на основании количества дней, проведенных в РФ в 2014 году. В таком случае налогообложению в России подлежит весь его общемировой доход, в том числе процентный доход из Франции. Одновременно, ввиду наличия собственности во Франции, физическое лицо может признаваться налоговым резидентом и в этой стране, и Франция может претендовать на его доход как из источников на своей территории, так и за ее пределами. Таким образом, на налогообложение дохода такого физического лица претендуют две страны, в которых он признается налоговым резидентом по внутреннему законодательству. Именно в случае конфликта интересов двух стран физическое лицо обращается к положениям СОИДН между РФ и Францией для окончательного установления статуса налогового резидента по соглашению и определения страны, которая имеет преимущественное право на налогообложение его дохода.

        Такой порядок использовался до недавнего времени. Однако в письме N ОА-3-17/[email protected] ФНС излагает новую последовательность применения российских и международных законодательных актов. Так, подтверждается, что по законодательству РФ налоговое резидентство физического лица определяется на основании количества дней, фактически проведенных в России. Далее же представитель ФНС ссылается на ст. 7 НК РФ, которая гласит, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров РФ. Он также разъясняет: из положений СОИДН РФ с другими странами следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в РФ центр жизненных интересов. Таким образом, в случае если физическое лицо провело на территории России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, этот факт не приводит к квалификации физического лица как налогового нерезидента. То есть в отношении такого физического лица могут применяться критерии, предусмотренные международным соглашением для определения его налогового статуса.

        С применением такого подхода сопряжен ряд трудностей. Во-первых, сами СОИДН определяют налоговый статус физического лица согласно дополнительному набору критериев, только если человек одновременно признается налоговым резидентом в двух странах согласно внутреннему законодательству каждой из этих стран. То есть налоговое резидентство должно быть установлено по законодательству заинтересованных стран, и только в случае совпадения статуса в обеих странах применяется соответствующая статья СОИДН между этими странами.

        Во-вторых, сложности возникают в ситуации, когда физическое лицо, согласно внутреннему законодательству, признается налоговым нерезидентом в России, но приобретает статус налогового резидента в другой стране. При этом физическое лицо в рамках календарного года может получить в стране своего налогового резидентства доход, который признается доходом от источников за пределами РФ и не учитывается в РФ при расчете налоговой базы налогового нерезидента РФ. Конфликта интересов между странами, получается, нет, и ситуация представляется однозначной. Но все ли так просто в свете упомянутого письма? Или налоговые органы РФ будут пытаться определить статус физического лица (нерезидента по российскому праву) в соответствии с международным законодательством в первую очередь? Как это возможно технически, если правила статьи по определению резидентства в СОИДН не могут применяться к физическому лицу, которое является налоговым нерезидентом в одной из сторон соглашения по внутреннему законодательству?

        Остается открытым вопрос, не последует ли за публикацией письма активный пересмотр практических позиций налоговыми органами и массовое признание налоговыми резидентами РФ лиц, которые проводили в России менее 183 дней и были уверены в неприменимости к ним требований, предъявляемых к налоговым резидентам РФ.

        Ясно одно: физическим лицам, которые находятся в России непродолжительное время, но имеют какие-либо связи со страной, следует крайне осторожно подходить к определению налоговых обязательств в РФ и внимательно следить за изменениями как в законодательстве РФ, так и в позициях уполномоченных органов в отношении уже действующих норм и правил.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.