Статья 205 УПК РФ. 205 уголовный процессуальный кодекс

Статья 205 УПК РФ. Допрос эксперта

Новая редакция Ст. 205 УПК РФ

2. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством судебной экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

Комментарий к Статье 205 УПК РФ

1. Допрос эксперта производится с учетом общих правил производства следственных действий (ст. ст. 164, 166 — 169 УПК РФ), основных требований к порядку вызова на допрос и производству допроса, закрепленных в ст. ст. 57, 187 — 190 УПК РФ, перечисленных в к.с. специальных положений, касающихся оснований, условий и порядка производства именно допроса эксперта.

2. Допрос эксперта — это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) эксперта, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Причем стоит сделать одно уточнение. Допрос, о котором упоминается в к.с., — это не любой допрос эксперта, а лишь допрос на стадии предварительного расследования.

3. Исходя из положений ч. 1 к.с. фактическим основанием допроса эксперта является данное им ранее заключение эксперта, которое, по мнению следователя (дознавателя и др.), необходимо и возможно разъяснить путем дачи экспертом показаний. Юридическое основание допроса — вызов (привод) эксперта на допрос либо предложение таковому дать показания.

4. В наиболее обобщенном виде порядок производства допроса эксперта выглядит следующим образом.

1) по ходатайству потерпевшего, его представителя, подозреваемого, обвиняемого, их защитника или по собственной инициативе следователь (дознаватель и др.) принимает решение о необходимости и возможности допроса эксперта;

2) готовит технические средства;

3) приглашает переводчика и (или) иных лиц, необходимых для участия в производстве допроса;

4) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности и квалификации эксперта, а равно в отсутствии оснований для его отвода;

5) в протоколе отражаются процессуальное положение, фамилия, имя и отчество, а в предусмотренных законом случаях и иные сведения обо всех других участвующих в допросе эксперта лицах;

6) в случае применения технических средств всем участвующим в следственном действии лицам объявляется, кто и какие технические средства применяет;

7) участвующим в следственном действии лицам разъясняются права, обязанности, ответственность, а также порядок производства допроса эксперта (если есть в этом необходимость, они предупреждаются о неразглашении данных предварительного расследования);

8) эксперту задаются вопросы, которые возникли после и в связи с ознакомлением с подготовленным им заключением;

9) результаты допроса протоколируются по общим правилам, предусмотренным ст. ст. 166, 167, 190, 205 и 474 УПК РФ.

5. Следователь (дознаватель и др.) вправе допросить эксперта лишь для «разъяснения» данного им заключения. То есть речь идет о возникших у следователя (дознавателя и др.) вопросах (неясностях), для выяснения которых нет необходимости назначать дополнительную либо повторную судебную экспертизу.

6. Под «разъяснением» заключения эксперта понимается не только собственно толкование тех или иных использованных в данном процессуальном документе терминов, но и в целях улучшения усвоения лицами, знакомящимися с его содержанием, устное уточнение (конкретизация ) и (или) дополнение экспертом сведений, изложенных в заключении.

———————————
См.: Кальницкий В.В. Следственные действия. С. 60; и др.

7. Любая ранее неизвестная следователю (дознавателю и др.) информация, касающаяся предмета экспертного исследования, которая стала известна эксперту в ходе проведенного им исследования и (или) подготовки искомого заключения, не вошедшая в само заключение эксперта, — это дополнительная информация. Если эти сведения стали известны эксперту в связи с производством судебной экспертизы и они относятся к предмету данной судебной экспертизы, исходя из положений ч. 2 ст. 205 УПК РФ, они могут быть получены при допросе эксперта. Такие сведения «дополняют» фактические данные, которыми располагал следователь (дознаватель и др.) после ознакомления с заключением эксперта. В одном уже только этом смысле слова возможен допрос эксперта для «дополнения» содержащейся в заключении эксперта информации — для дополнения экспертом своего заключения.

8. В процессе допроса эксперта могут быть разъяснены:

— компетенция, специальность, навыки эксперта;

— уровень современного развития науки и техники (искусства, ремесла), примененной при проведении исследования;

— значение тех или иных понятий и словосочетаний, использованных экспертом при формулировании своего заключения;

— математические формулы, указанные в заключении эксперта;

— суть и особенности методики проведенного экспертом исследования;

— достаточно ли было представлено для судебной экспертизы объектов;

— содержание связанных с предметом судебной экспертизы объяснений присутствующих при ее проведении участников следственного действия;

— процесс исследования материалов и объектов или экспериментальной проверки фактических данных ;

———————————
См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Спарк, 2002. С. 410; и др.

— в какой мере выводы эксперта основаны на представленных для производства судебной экспертизы материалах ;

———————————
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат. С. 490; и др.

— противоречия между различными частями заключения эксперта;

— расхождений между объемом поставленных вопросов и выводами эксперта ;

———————————
См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 458; и др.

— «несоответствия между объемами проведенных исследований и выводами эксперта относительно обстоятельств, имеющих отношение к делу и предмету экспертизы, не обнаруженных следователем, но обнаруженных экспертом» ;
———————————
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.И. Радченко, В.Т. Томина, М.П. Полякова) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2003. С. 502; и др.

— причины возникших разногласий между экспертами, проводившими комиссионную экспертизу;

— выявленные экспертом обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

9. Причем для того чтобы требования ч. 2 к.с. не были нарушены, достаточно вероятности того, что сведения, которые выясняются у эксперта, могут иметь какую-то связь с предметом судебной экспертизы. Предметом же судебной экспертизы является вся совокупность обстоятельств, которые подлежат или могли бы подлежать исследованию в процессе производства этого следственного действия.

10. См. также: комментарий к ст. ст. 57, 166, 167, 190, 206 УПК РФ .

———————————
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Основания, условия и порядок производства допроса эксперта на стадии предварительного расследования. Комментарий к Статье 205 УПК РФ УПК РФ. М., 2004; Рыжаков А.П. Эксперт в уголовном процессе: Научно-практическое руководство. М.: Экзамен, 2007.

Другой комментарий к Ст. 205 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Допрос эксперта может быть проведен только после получения его заключения и только по поводу этого заключения. Предметом допроса может быть: 1) разъяснение смысла и содержания отдельных терминов и формулировок; 2) получение дополнительных сведений о сущности и возможностях методики экспертного исследования; 3) получение более подробных данных о специальности эксперта и его компетентности; 4) дополнительное обоснование полученных выводов (в частности, объяснение причин расхождения в выводах с другими экспертами при повторной или комиссионной экспертизе); 5) получение дополнительной доказательственной информации.

2. Если для решения поставленных перед экспертом вопросов требуется проведение дополнительных исследований, должна быть проведена дополнительная экспертиза. Если же эксперт может ответить на эти вопросы без дополнительных исследований, они разрешаются посредством допроса эксперта.

3. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством экспертизы, если они не относятся к предмету данной экспертизы. Имеются в виду сведения, ставшие известными эксперту со слов обследуемого. Прежде всего это касается судебно-психиатрической экспертизы, в ходе которой обследуемые, доверительно беседуя с экспертом (обычно психологически они воспринимают его как лечащего врача), нередко рассказывают о таких обстоятельствах, которые на следствии отрицают. Запрет допроса эксперта о такого рода сведениях призван гарантировать доверительность отношений между экспертом и обследуемым лицом, соблюдение экспертной тайны.

4. Показания эксперта, наряду с его заключением, являются доказательством по делу (подробнее об этом см. комментарий к ст. 80 УПК РФ).

СТ 205 УПК РФ

3. Протокол допроса эксперта составляется в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 205 Уголовно-процессуального кодекса

1. В случае если у следователя при ознакомлении с заключением эксперта возникают вопросы, не требующие для их разрешения дополнительных экспертных исследований, он может допросить эксперта для разъяснения данного им заключения.

2. Предметом допроса эксперта могут быть: причины расхождения его выводов с выводами других экспертов, сформулированными при проведении комиссионной либо повторной судебной экспертизы; содержание формулировок и терминов; методики, исходные данные, математические формулы, использованные при проведении экспертизы; противоречия между исследовательской частью и выводами заключения и т.п. Эксперт может быть допрошен только по поводу сведений, которые относятся к предмету данной судебной экспертизы. Другие данные, ставшие ему известными в связи с производством экспертизы, к предмету допроса не относятся.

Читайте так же:  Статья 166-1 ук. Статья 166-1 ук

3. Допрос эксперта может производиться только после представления им заключения, так как целью допроса является получение показаний, разъясняющих заключение. Эксперт может быть допрошен следователем как по собственной инициативе, так и по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, наделенных правом быть ознакомленными с заключением эксперта и ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы. В результате допроса эксперта следователь приходит к выводу о наличии или отсутствии оснований для назначения дополнительной или повторной экспертизы. Если все имевшиеся сомнения и неясности устранены в ходе допроса, оснований для назначения указанных экспертиз не имеется. В случае если не удалось получить удовлетворительного разъяснения заключения, решается вопрос о назначении дополнительной экспертизы. Если допрос подтвердит сомнения в компетенции эксперта или обоснованности данного им заключения, назначается повторная судебная экспертиза.

4. Особенностью допроса эксперта является отсутствие в нем свободного рассказа допрашиваемого по поводу данного им заключения. Следователь выясняет интересующие его обстоятельства путем прямой постановки эксперту конкретных вопросов. Вопросы, поставленные перед экспертом, и полученные на них ответы целесообразно фиксировать в протоколе дословно. Протокол допроса эксперта составляется в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК. К протоколу допроса эксперта предъявляются те же требования, что и к любому протоколу следственного действия, предусмотренные ст. 166 УПК. Удостоверение факта отказа эксперта от подписания или невозможности подписания протокола допроса производится в соответствии со ст. 167 УПК.

Статья 205. Допрос эксперта

1. Следователь вправе по собственной инициативе либо по ходатайству лиц, указанных в части первой статьи 206 настоящего Кодекса, допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. Допрос эксперта до представления им заключения не допускается.

Комментарий к статье 205 УПК РФ

1. Допрос эксперта производится после дачи им заключения, содержание которого является предметом показаний. Цель допроса эксперта — разъяснение или уточнение содержания данного им заключения (ч. 2 ст. 80 УПК). Согласно ч. 4 ст. 283 целью допросов экспертов может служить и преодоление противоречий между их заключениями. Допрос эксперта и его основания необходимо отличать от дополнительной экспертизы и ее оснований. В ходе допроса эксперта не допускается дополнение им своего заключения. Его показания не могут быть основаны на новых исследованиях.

Другой комментарий к статье 205 УПК РФ

1. Допрос судебного эксперта — самостоятельное следственное действие, производимое исключительно в целях разъяснения или дополнения данного им заключения.

Допрос эксперта не является обязательным следственным действием и производится лишь в тех случаях, когда необходимо: а) разъяснить следователю (суду) специальные термины или формулировки, включенные в содержание заключения; б) устранить имеющиеся расхождения между выводами и исследовательской частью; в) описать в доступной форме использованные методики исследования; г) дать развернутую мотивировку причин возникших разногласий между экспертами; д) изложить более детально или последовательно процесс исследования материалов и объектов либо экспериментальной проверки фактических данных.

2. В этих целях следователь вправе допросить эксперта по собственной инициативе либо по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, его защитника, а также потерпевшего или свидетеля в случаях, указанных в ч. 2 ст. 206 УПК.

3. Допрос эксперта может быть произведен только после представления следователю заключения. Учитывая, что показания эксперта в соответствии со ст. 74 УПК являются самостоятельным видом доказательств, то данные им разъяснения или дополнения оцениваются по общим правилам (см. коммент. к ст. 88).

4. Эксперт допрашивается по общим правилам проведения этого следственного действия (см. коммент. к ст. 189). Однако следователь должен учитывать его особый процессуальный статус и цели допроса.

Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, которые стали ему известны в ходе производства экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы.

5. Вызов эксперта к следователю или в суд производится в порядке, установленном в ст. 57, 195, 269 УПК. Обычно эксперт, работающий в государственном судебно-экспертном учреждении, вызывается на допрос через его руководителя.

6. Сведения, полученные при допросе эксперта, могут способствовать назначению дополнительной или повторной экспертизы.

7. Эксперт вправе делать подлежащие занесению в протокол допроса (иного процессуального действия) заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний.

Из уголовного кодекса предлагают исключить «русскую» 282 статью

Группа депутатов от фракции ЛДПР подготовила и внесла на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, которым предлагается признать утратившей силу статью 282 Уголовного кодекса.

Авторы законопроекта указывают: состав преступления по ст. 282 «избыточен». Депутаты отмечают, что он значительно выходит за пределы запрета, установленного статьей 29 Конституции, в которой говорится только о пропаганде или агитации, а состав преступления по статье 282 признает нарушением любые действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды.

Помимо этого, основным признаком состава преступления, характеризующим общественную опасность указанных действий, является их направленность на «возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц», то есть целевой признак, относящийся к субъективной стороне.

Известно, что законодательное закрепление целевого признака открывает простор для субъективизма правоохранительных органов, поскольку наличие такого признака трудно доказать, но легко приписать. Поэтому даже бытовой проступок может быть квалифицирован как преступление, предусмотренное спорной статьей.

Кроме того, статья «открывает возможности для личной заинтересованности при возбуждении и ведении уголовного дела», отмечают авторы: «В какой-то степени статья 282 является потенциальным инструментом для борьбы с лицами, несогласными с действующим политическим курсом, и, таким образом, легализует политическую цензуру».

Депутаты также обращают внимание на «универсальность» статьи, так как она позволяет привлечь к уголовной ответственности даже за высказывания, выраженные в форме репоста в социальной сети без комментария обвиняемого, или за эмоционально проявленные недовольства.

Неосторожный комментарий, размещенный в Интернете, плакат на митинге или фото (демотиватор) в социальной сети могут являться основанием для назначения реального тюремного срока. Такой подход необоснованно ограничивает свободное выражение гражданами своего мнения.

По статистике, количество лиц, осужденных по этой статье, непрерывно растет. Если в 2014 году по ней осудили 267 человек, то в 2016 — уже 395, а в первом полугодии 2017 года — 205. «Среди привлеченных к уголовной ответственности лиц много русских патриотов и общественных деятелей. В обществе ст. 282 УК даже получила название «русская статья», поскольку очень большое число осужденных по этой статье являются этническими русскими», — подчеркивают депутаты.

Ознакомиться с текстом законопроекта № 360083-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части признания утратившей силу статьи 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» можно здесь.

Статья 151. Подследственность

Статья 151. Подследственность

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам:

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом «б», 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 — 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 — 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Читайте так же:  Губернаторские выплаты на второго ребенка в 2020 году. Губернаторские пособия пенза

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом «б», 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 — 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

Судебная практика и законодательство — УПК РФ. Статья 151. Подследственность

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

9. В соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации:

а) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 201, 204, 204.1, 285, 290, 291, 291.1, 304 УК РФ, — предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации;

39. Уполномоченными подразделениями Следственного комитета, кроме указанных в пункте 38 настоящих Правил, также считаются подразделения следственных органов и учреждений Следственного комитета, установленные организационно-распорядительными документами должностных лиц, указанных в подпункте 1 пункта 32 настоящих Правил, в том числе в связи с осуществлением служебных проверок и (или) предварительного расследования в отношении субъектов персональных данных на основании статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), а также проведением организационно-штатных или иных организационных мероприятий, при которых указанным подразделениям предоставляются, в том числе передаются, полномочия по обработке персональных данных.

Следить за строгим соблюдением органами дознания, дознавателями правил подследственности, установленных в статье 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), не только при расследовании преступлений, но и при рассмотрении, разрешении сообщений о преступлениях.

Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 УПК РФ.

Читайте так же:  Креативные идеи и фото для украшения дачного двора своими руками. Как оформить красиво свой двор

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

В силу статьи 145 названного кодекса по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 данного кодекса; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 Кодекса, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 Кодекса (часть 1). О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (часть 2).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ. О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (части 1, 2 статьи 145 УПК РФ).

38. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что оно подлежит передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ в другой орган предварительного следствия или дознания, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ, дознаватель либо иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано с учетом территориальности вынести постановление о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче сообщения в суд.

Расследование уголовного дела по статье 199.2 УК РФ в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженных Сил), других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России) , по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.

«39. Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении, указанном в пункте 9 части 3 статьи 151 УПК РФ, будет установлено, что оно совершено на территории деятельности другого таможенного органа, то такое сообщение передается по подследственности в соответствующий таможенный орган с учетом территориальности в порядке, установленном пунктом 38 настоящей Инструкции, с уведомлением вышестоящего таможенного органа (для таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, оперативных таможен и региональных таможенных управлений — ФТС России (Управление таможенных расследований и дознания).»;

Изменение Уголовно-процессуального кодекса и Уголовного кодекса РФ с 30 июля 2018 года

Уголовный кодекс РФ

Редакцию уголовного законодательства РФ с 30 июля 2018 года изменил Федеральный закон от 19.07.2018 N 203-ФЗ, который вступил в силу спустя 10 дней после официального опубликования. С этой даты члены общественной наблюдательной комиссии получили право осуществлять в СИЗО и ИВС и других местах принудительного содержания кино-, фото- и видеосъемку для фиксации нарушения прав подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся под стражей. Правда, для этого они должны получать письменное согласие этих лиц.

Также допускается кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану подозреваемых и обвиняемых лиц. Но только с письменного разрешения начальника места содержания под стражей или его заместителя. При этом перечень мест принудительного содержания, в которых может осуществляться общественный контроль, дополнен:

  • судебно-психиатрическими экспертными медицинскими организациями;
  • медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ с 30 июля 2018 года изменил Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ, вступивший в силу спустя 10 дней после официального опубликования. Законодатели уточнили право подозреваемых в любом случае получать копии постановлений о возбуждении уголовных дел, даже возбужденных по факту события, а не в отношении конкретного лица.

В соответствии с уточнениями, внесенными в статью 46 УПК РФ , теперь каждый подозреваемый по уголовному делу имеет право получить копию постановления о возбуждении уголовного дела не только в том случае, если дело возбуждено в отношении лично него, но и в том случае, когда дело возбуждено по факту обнаружения признаков преступления. Получение такой копии дает ему право обжаловать постановление в установленные законом сроки.

Президент России — официальный сайт

Публикации по теме:

Подписан закон, предусматривающий административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований

18 марта 2020 года

Встреча с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным

11 марта 2020 года

Владимир Путин провёл рабочую встречу с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным. Обсуждалась текущая деятельность ведомства.

Внесены изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса

6 марта 2020 года

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Внесены изменения в закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

6 февраля 2020 года

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 24 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Подписан закон о смягчении статьи 282 УК РФ

28 декабря 2018 года

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Подписан закон, направленный на совершенствование норм Уголовно-процессуального кодекса

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Подписан закон, направленный на повышение эффективности деятельности контрольно-счётных органов

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Установлена административная ответственность за дачу ложного экспертного заключения в сфере госзакупок

Запрещено распространение информации, направленной на привлечение несовершеннолетних к противоправным действиям

18 декабря 2018 года

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 15 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2017 год

2 ноября 2018 года

Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2017 год подготовлен во исполнение Указа Президента от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации».

В КоАП внесены изменения, касающиеся организации публичных мероприятий

31 октября 2018 года

Внесено изменение в статью 315 Уголовного кодекса

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях

2 октября 2018 года

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Подписан закон о ратификации Договора между Россией и Лаосом о передаче лиц, осуждённых к лишению свободы

Президент подписал Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы».

Распоряжение «О подписании Конвенции Совета Европы о борьбе с преступлениями в отношении культурных ценностей»

9 августа 2018 года

В законодательство внесены изменения, касающиеся правового регулирования отношений, связанных со сносом объектов капитального строительства

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Внесены изменения в статью 30.13 Кодекса об административных правонарушениях

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Подписан закон, направленный на совершенствование противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 августа 2018 года

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.