Должностная инструкция: понятие, назначение, структура, порядок составления и оформления. Должностные полномочия их виды

Должностная инструкция: понятие, назначение, структура, порядок составления и оформления

Составив положения о структурных подразделениях предприятия, в которых указаны задачи и функции, определен общий объем работ, установлен численный и должностной состав подразделений, приступают к разработке должностных инструкций на каждого предполагаемого работника (вакантную должность), проводя рациональное распределение труда в каждом подразделении.

Понятие, назначение, виды должностных инструкций

Должностная инструкция — правовой акт, издаваемый предприятием в целях регламентирования организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.[5]

Должностная инструкция, являясь важным организационно-правовым документом, должна включать перечень функциональных обязанностей работника, квалификационные требования для замещения данной должности, определять степень его ответственности и компетентности.

Критерии оценки эффективности труда, содержащиеся в должностной инструкции, значительно облегчат руководителю процесс взыскания и премирования. Ее можно использовать при аттестации сотрудников, при разрешении трудовых споров.

Основой для разработки должностных инструкций служат квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

При разработке должностных инструкций также учитываются требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.

Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными (индивидуальными). Типовые должностные инструкции разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений и на их основе разрабатываются конкретные (индивидуальные) должностные инструкции. Примеры типовых инструкций:

  • Типовые должностные инструкции работников федеральных государственных архивов, утвержденные приказом Росархива от 7 октября 1998 г. № 65;
  • Типовая должностная инструкция инспектора (по контролю пассажирских поездов и вокзалов) пригородного сообщения, распоряжение ОАО «РЖД» от 18.02.2008 №313.
  • Структура текста должностной инструкции

    Должностная инструкция, как правило, имеет унифицированную форму и одинаковую для всех должностей структуру текста:

  • общие положения;
  • функции;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность;
  • взаимоотношения (связи по должности).

«Общие положения» в должностной инструкции содержат следующий набор информации: обобщенные сведения о должности, ее категории; требования к образованию и практическому опыту (стажу работы по специальности); порядок назначения и освобождения от должности, замещения во время отсутствия; основные законодательно-правовые, нормативно-методические и организационные документы, на основании которых работник осуществляет свою служебную деятельность; подчиненность и кем руководит.

В разделе «Функции» указывают основные направления деятельности, а в разделе «Должностные обязанности» уже перечисляют конкретные виды работ, которые обеспечивают выполнение этих функций. Часто эти разделы объединяют в один — «Функции и должностные обязанности» (или «Основные задачи и обязанности»).[4]

Все функции, записанные в положении о структурном подразделении, должны быть включены в должностные инструкции работников подразделения. Чем детальнее будет описано, не только что, но и как выполняет работник, тем ценнее будет должностная инструкция.

Раздел «Права» очень важен для работника. В нем закреплены его полномочия для самостоятельного решения вопросов, относящихся к его компетенции. Очень важны права доступа к информации, в том числе и конфиденциальной, право согласовывать и подписывать определенные виды документов и т.д.

Раздел должностной инструкции «Ответственность» может быть написан обобщенно, например: «Работник несет ответственность за невыполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных правовыми актами и данной инструкцией», или расписан более детально исходя из пунктов обязанностей.[4] Работая над этим разделом, следует помнить, что ответственность устанавливается в строгом соответствии с законодательством.

Раздел «Взаимоотношения» (связи по должности) также очень важен для организации работы. Работать будет значительно легче, если в этом разделе конкретно указано, с какими подразделениями или сотрудниками данный работник взаимодействует. Этот раздел представляют в виде таблицы или схемы.

Оформление, реквизиты должностной инструкции

Поскольку в Трудовом кодексе не содержится упоминания о должностной инструкции и порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения, будет ли она приложением к трудовому договору или утверждаться как самостоятельный документ.

Традиционно должностная инструкция оформляется на общем бланке организации. Обязательные реквизиты должностной инструкции: наименование организации, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования, подпись, гриф утверждения.

Должностную инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения и утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации – куратор данного подразделения. Визируют должностные инструкции руководители заинтересованных подразделений и юридической службы (юрист), а также другие должностные лица, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции является дата ее утверждения.[3]

Так как должностная инструкция имеет большое значение в случае привлечения работника к дисциплинарной ответственности, установления испытательного срока и в других случаях, то обязательной частью инструкции является лист ознакомления, и сам факт вручения одного ее экземпляра работнику служит доказательством того, что он был заблаговременно ознакомлен с этим документом.

Только в этом случае документ можно рассматривать как локальный нормативно-правовой акт, что позволит работодателю расторгнуть трудовой договор в связи с несоответствием сотрудника занимаемой должности.[6]

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

Виды должностных полномочий

Каждая должность является носителем определенных полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия возлагаются на руководителей и других сотрудников, отвечающих за самостоятельный участок работы. Выделяется несколько видов должностных полномочий: распорядительные, рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные. Рассмотрим их более подробно.

Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.

Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой первые могут предписывать вторым что, когда и где те должны делать, или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений, организации труда персонала, создания условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, к а к действовать.

Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист и проч.) и руководители соответствующих служб (например, плановой).

Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но в отличие от предыдущего случая эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и проч.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять его результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.

Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лица, которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации.
Наконец, согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений руководителей действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В противном случае он не ставит своей визы под документом, свидетельствующей о его правильности с юридической точки зрения. В то же время руководители могут игнорировать мнение юриста, беря на себя всю полноту ответственности за возможные негативные последствия.

Блокирующими, или параллельными полномочиями обладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого личной подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, вообще не может появиться.

Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т.е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия. Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т.п. Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.

Выделяют несколько степеней ответственности.

  • Низкая степень ответственности — это ответственность только за порученное дело при условии, что работа не связана с возможностью аварий, простоев, поломок, брака, нарушающего ход дальнейших процессов, приемом и выдачей материальных ценностей, их расходованием. Здесь имеет место только основная функциональная ответственность и отсутствует дополнительная.
  • Средняя степень ответственности предполагает ответственность руководителей за денежные средства, безопасность подчиненных, материальные ценности, с которыми они работают; ответственность исполнителей за работу в опасных условиях, за материальные ценности и важные документы. Таким образом, в данном случае речь идет о дополнительной общей и функциональной ответственности.
  • Высшая степень ответственности — это ответственность руководителя организации (подразделения) за все аспекты деятельности и за подчиненных, т.е. общая дополнительная ответственность.
  • Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть неблагоприятные последствия для организации и ее персонала. Так, если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя.

    § 1. Полномочия и их виды

    Каждый элемент структуры управления организацией (подразделение или отдельная должность) является носителем определенных управленческих полномочий.

    Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные управленческие действия в организации.

    Полномочия предоставляются должности, а не лицу, ее занимающему в данный момент.

    Согласно определению полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и управлять людьми. Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне управления, определяются рядом факторов. Прежде всего это — сложность, важность и разнообразие решаемых проблем. Чем их больше, тем значительнее должны быть полномочия соответственного уровня. На масштаб полномочий действует глубина разделения труда и ритмичность производственных процессов; первая — упрощает отдельные операции, а вторая — приводит к большей стандартизации деятельности в целом. Потребность в значительных полномочиях уменьшается по мере снижения сложности.

    Не требуется больших полномочий и в условиях развитой системы коммуникаций, позволяющей при необходимости связаться с руководителем и получить необходимые указания.

    Во многом полномочия определяются личными особенностями руководителей и исполнителей, прежде всего опытом, знаниями и уровнем квалификации.

    Наконец, полномочия зависят от морально-психологического климата в организации. Если он благоприятен, исполнителям могут быть предоставлены значительные полномочия, которыми они не будут злоупотреблять по отношению друг к другу, и наоборот, неблагополучные коллективы должны быть под более жестким контролем руководства.

    В количественном отношении масштабы полномочий характеризуются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, а также числом лиц, прямо или косвенно обязанных выполнять принятые решения.

    Пределы полномочий в организации определяются установленными правилами, должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, но некоторые полномочия могут передаваться подчиненному и в устной форме. Расширение пределов полномочий происходит обычно либо по горизонтали, либо по вертикали в направлении более высоких уровней. Например: работники одного коллектива, не получив на то распоряжение начальника, помогают друг другу с целью завершить задание в срок; заместитель руководителя принимает решение, не терпящее отлагательства, за своего начальника, не имея соответствующих полномочий. Следовательно, превышение полномочий может быть оправдано только в том случае, когда это необходимо для выполнения задач.

    Читайте так же:  Как написать жалобу в прокуратуру на работодателя образец 2018. Образец заявления в прокуратуру о незаконном сокращении

    Большая часть полномочий руководителя определяется традициями не только данной организации, но и общества, в котором она функционирует. Люди подчиняются приказам руководителя частично из-за то

    го, что так принято. Все привыкли к тому, что в коллективе есть человек или люди, которые приняли на себя функцию распределения полномочий между исполнителями и несут за это ответственность.

    Руководители не могут требовать выполнения обязанностей, противоречащих законам или культурным традициям, по крайней мере на длительный срок.

    Не следует путать два понятия «полномочия» и «власть». Если полномочия представляют собой ограниченное должностью право использовать ресурсы, то власть является реальной способностью руководителя действовать или влиять на сложившуюся ситуацию. Следовательно, можно рассматривать как минимум две ситуации.

    1. У работника есть власть, но нет полномочий. В этом случае от порядочности и компетентности специалиста зависит, как он использует ситуацию — с пользой для организации (подразделения) или для себя лично.

    2. У специалиста есть полномочия, но нет реальной власти. Это может негативно сказаться на общей эффективности деятельности организации, например, если исполнители будут саботировать приказы руководителя.

    Таким образом, полномочия определяют, что лицо, занимающее должность, имеет право д&п&тъ, а власть — что он может делать на практике, т. е. в действительности.

    Ограниченность полномочий является результатом существования в организации многоуровневой системы управления. Это вызывает необходимость рассмотрения отношений между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов. Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах.

    Линейные полномочия. Они передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Линейные полномочия дают руководителю узаконенную власть для управления своими подчиненными. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в тех пределах, которые установлены законом, организацией, традициями или обычаями. Например, директор имеет право принимать решения по вопросам приема на работу, установления размера*

    должностного оклада, приобретения некоторых видов товаров для организации и другим в рамках всей организации; руководитель подразделения может решать аналогичные вопросы только в рамках своего подразделения и объема выделенных ему материальных и финансовых ресурсов.

    Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создает иерархию уровней управления. Поскольку полномочия распоряжаться людьми обычно передаются сверху вниз, то процесс создания иерархии* называется скалярным (от лат. зса1ап8 — лестничный, ступенчатый). Для такой организации характерно управление посредством цепи команд. Наиболее наглядный пример цепи команд — это иерархия военных организаций. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией, что сказывается на эффективности принятия оперативных решений. Следовательно, длина цепи команд и обязанности, распределенные между должностями в ней, должны соответствовать определенной ситуации и задачам, стоящим перед организацией. Но существуют два понятия, которые должны всегда учитываться при формировании взаимоотношений в организации: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

    Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним. В организации, которая придерживается этого принципа, все формальные взаимоотношения должны направляться по цепи команд. Лицо, у которого возникла какая-либо проблема, не может обратиться через голову своего непосредственного начальника к руководителю высшего уровня по данному вопросу. Также и руководитель высшего уровня не может дать задание или приказ исполнителям низшего уровня, минуя непосредственных руководителей. На протяжении столетий принцип единоначалия подтвердил свою ценность, прежде всего в качестве координирующего механизма.

    Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

    На норму управляемости оказывают влияние такие факторы, как: квалификация персонала, размещение сотрудников в помещении, наличие помощников, заместителей и секретаря, а также характер руководителя и т. п.

    В процессе организации деятельности многие линейные руководители сталкиваются с целым рядом проблем, которые они не могут разрешить из-за недостатка специальной квалификации и знаний (например, р области права, новейших технологий и т. п.), т. е. линейные полномочия не могут обеспечить потребности организации в комплексном под

    ходе к управлению. Возникает необходимость создания административного аппарата, своеобразного «штаба», наделенного специфическими функциями и полномочиями при подготовке решений.

    Аппаратные (штабные) полномочия. Данные полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера в рамках деятельности, направленной на достижение поставленных целей.

    В идеале штабной персонал должен быть минимальным, но увеличение размеров фирмы, разнообразия продукции, числа покупателей и поставщиков ведет к росту количества связей и объема необходимой информации, масштабов аналитической работы. В этих условиях штаб стремительно увеличивается, зачастую это происходит быстрее, чем развитие фирмы в целом, что является источником опасности бюрократизации системы управления.

    Штабной аппарат весьма неоднороден, причем не только профессионально, но и функционально. Часть его составляют специалисты, приглашаемые на временной или постоянной основе для консультирования линейных руководителей по тем или иным узким проблемам. Другую часть составляет обслуживающий персонал: отдел кадров, машбюро и т. п. Особое место занимает так называемый личный персонал, хотя он является по существу разновидностью обслуживающего: секретари, референты, помощники. Личный аппарат создается при руководителях высшего ранга и предназначен для повседневной помощи.

    Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

    Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти решения обычно предписывают методы работы, иньи^и словами, то, как действовать, чтобы достичь целей.

    Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному линейному руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Например, компетенция функционального руководителя распространяется только на один уровень вниз. Обычно такими полномочиями располагают главные специалисты организации (главный бухгалтер, главный инженер, главный энергетик и др.) и руководители соответствующих служб (плановой, маркетинговой и др.).

    Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатели при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот

    или иной узко-профессиональный вопрос. Но в отличие от предыдущего случая принимаемые решения не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Линейные руководители могут по своему выбору решить проблему, даже не поставив аппарат в известность. Более того, они вправе решать, обратиться ли им за помощью или советом. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и т. п.

    Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции. Например, контрольно-ревизионные управления в министерствах могут проводить проверку деятельности в подведомственных организациях.

    Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений. Лицо, или подразделение, которое наделяется данными полномочиями, имеет право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации. Координационными полномочиями обладают различного рода комитеты и комиссии, создаваемые на временной или постоянной основе для решения сложных или спорных проблем. Например, работа комиссии по трудовым спорам и др.

    Своеобразным барьером для принятия ошибочных решений и системой, уравновешивающей власть линейных руководителей, выступают параллельные полномочия. Являясь одним из видов координационных полномочий, они применяются в компаниях чаще всего для контроля финансовых расходов, для чего требуются две подписи (директора и главного бухгалтера), например, в случае всех крупных покупок.

    Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

    Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений руководства действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В то же время руководитель может не принять во внимание мнение юриста, беря на себя всю полноту ответственности за возможные негативные последствия.

    Блокирующими, или параллельными, полномочиями обладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого в виде личной подписи, вообще не может быть принято решение, реализация которого связана с расходованием денежных средств.

    Между штабными и линейными руководителями складываются довольно непростые отношения. Штабные специалисты, как правило, хуже знают практику и иногда дают оторванные от жизни рекомендации. Это вызывает недовольство линейных руководителей и может приводить к конфликтам. Чтобы избежать этого, «штабникам» делегируют полномочия, которые распространяются только на один «этаж» вниз, и их сфера четко ограничивается вопросами «как?», «когда?» и реже «где?», «что?» и «кто?» должен делать.

    Четкое распределение обязанностей внутри фирмы между линейными и штабными видами деятельности предусматривается организационной структурой управления, т. е. официально оформленной системой отношений между ее подразделениями и должностями, сформировавшейся в процессе делегирования полномочий.

    Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т. е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия. При этом полномочия должны быть соразмерны, ответственности и не должны быть бо’ льшими, чем это необходимо для решения задач. Приняв полномочия, подчиненные несут персональную ответственность перед руководством за их использование. Руководство в свою очередь единолично отвечает перед высшими инстанциями за все, что делают его подчиненные, и не имеет права, даже делегировав полномочия, от этой ответственности устраниться.

    Различают два вида ответственности: общую и функциональную.

    Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления управленческой деятельности, например, подбор кадров, подготовка документов и др. Такую ответственность обычно несет руководитель.

    Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы, задания и лежит на исполнителе.

    Управленческие полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть самые неблагоприятные последствия для организации и ее персонала. Так, в случае превышения полномочий по сравнению с ответственностью открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности, так как люди будут опасаться сделать лишний шаг из-за боязни неблагоприятных для себя последствий.

    Соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.

    Каждая должность является носителем определенных полномочий, т.е. совокупности официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять те или иные действия в интересах организации. Полномочия возлагаются на руководителей и других сотрудников, отвечающих за самостоятельный участок работы.
    Выделяется несколько видов должностных полномочий:

    • распорядительные,
    • рекомендательные,
    • координационные,
    • контрольно-отчетные,
    • согласительные.

    Суть распорядительных полномочий состоит в том, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Эти полномочия могут быть линейными и функциональными.
    Линейные полномочия предполагают наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, в рамках которой первые могут предписывать вторым что, когда и где те должны делать, или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления деятельностью основных подразделений, организации труда персонала, создания условий, необходимых для выполнения людьми своих обязанностей, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
    Функциональные полномочия осуществляются в условиях косвенных связей. Они сводятся к принятию соответствующими руководителями обязательных для исполнения решений, регулирующих деятельность работников, непосредственно подчиняющихся другим (линейным) руководителям. Эти решения обычно предписывают методы работы, иными словами, то, как действовать.
    Для сохранения единства управления, или единоначалия, которое обеспечивается подчинением исполнителей только одному (линейному) руководителю, содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются. Обычно такими полномочиями обладают главные специалисты (главный бухгалтер, главный экономист и проч.) и руководители соответствующих служб (например, плановой).
    Обладатели рекомендательных полномочий при необходимости могут давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но в отличие от предыдущего случая эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Рекомендательными полномочиями обладают различного рода специалисты, референты, консультанты и т.п.
    Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять его результаты вместе с собственными выводами в соответствующие инстанции.
    Координационные полномочия реализуются в процессе выработки и принятия совместных решений. Лица, которые ими наделяются, имеют право от имени высшего руководства согласовывать деятельность отдельных субъектов управленческой структуры и направлять ее в русло, соответствующее целям организации.
    Согласительные полномочия состоят в том, что их обладатель в обязательном порядке высказывает в пределах компетенции свое отношение к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.
    Согласительные полномочия могут быть предостерегающими или блокирующими. Первыми располагает, например, юрист, который проверяет соответствие решений руководителей действующим правовым нормам, указывает на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагает их исправить. В противном случае он не ставит своей визы под документом, свидетельствующей о его правильности с юридической точки зрения. В то же время руководители могут игнорировать мнение юриста, беря на себя всю полноту ответственности за возможные негативные последствия.
    Блокирующими, или параллельными полномочиями обладает главный бухгалтер. Без его согласия, оформляемого личной подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, вообще не может появиться.
    Управленческие полномочия неотделимы от ответственности, т.е. необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия и их последствия.
    Различают два вида ответственности: общую и функциональную.
    Общая ответственность имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т.п.
    Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.
    Полномочия и ответственность должны соответствовать друг другу, иначе могут возникнуть неблагоприятные последствия для организации и также ее персонала.

    Читайте так же:  Протокол допроса прокурора. Протокол допроса прокурора

    Правила разработки, согласования и утверждения должностной инструкции напрямую трудовым законодательством не регламентированы, и потому в этой сфере нет каких-либо стандартов.
    Должностная инструкция формально не является обязательным кадровым документом, в связи с тем, что ТК РФ не содержит нормы об обязательном наличии у работодателя должностных инструкций.
    С одной стороны, всеми подчеркивается их необходимость и полезность, а с другой – очень часто должностные инструкции рассматриваются как пережитки прошлого или излишнее бумаготворчество. Составленные однажды по типовой форме должностные инструкции зачастую пылятся на полках.
    Должностные инструкции как кадровый документ носят рекомендательный характер и необходимы для регулирования трудовых отношений с четко прописанными правилами. Наличие этих документов выгодно в первую очередь самому работодателю.
    Так для чего нужны должностные инструкции и в чем их суть?
    Во — первых, без правильных и грамотно составленных должностных инструкций невозможно эффективное управление персоналом, вне зависимости от профиля и размера бизнеса. Ключевым аспектом управления трудовым процессом в любой организации является создание ее структуры, распределение функций между ее элементами.
    Должностная инструкция — простой и удобный инструмент, с помощью которого можно выстроить и закрепить документально корпоративную структуру, соответствующую динамике и целям развития организации, регламентировать деятельность каждой ее единицы.
    Должностная инструкция является основным организационно-правовым документом, в котором четко определяются место и значение конкретной должности в структуре организации, а именно: задачи, основные права, обязанность и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно занимаемой должности, предъявляемые к нему квалификационные требования, порядок приема, увольнения, замещения и обеспечивает условия для его эффективной работы.
    Во- вторых, как нормативно-правовой документ должностные инструкции служат основанием для пересмотра штатного расписания, разрешения трудовых споров, производственных конфликтов, для определения правомерности тех или иных мер дисциплинарных взысканий.
    Несмотря на то что должностная инструкция не является обязательным кадровым документом и ее существование – это право, а не обязанность работодателя, все-таки этот локальный нормативный акт относится к тем документам, который лучше принять, чем проигнорировать.
    Должностная инструкция, определяющая правовое положение, права и обязанности работника, может быть оформлена одним из следующих способов:
    1) как самостоятельный документ;
    2) как приложение к основному документу.
    Приложением должностная инструкция может быть, например, к трудовому договору работника или к Положению о структурном подразделении.
    Как оформить должностную инструкцию: приложением к локальному нормативному акту или как самостоятельный документ- вопрос, который решает каждый работодатель самостоятельно. Также работодатель в рамках локального нормотворчества должен определить порядок разработки, согласования и утверждения должностных инструкций. Для чего необходимо утвердить Положение о должностной инструкции .

    УТВЕРЖДАЮ
    Генеральный директор ООО «Парус»
    подпись Ю.С.Трошин
    «____» ___________ 20__ г.

    Методические рекомендации по разработке, согласованию, утверждению
    и хранению должностных инструкций работников ООО «Парус»

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Должностная инструкция – это локальный правовой акт, устанавливающий должностные обязанности, права, ответственность работника, квалификационные требования по должности, предъявляемые к работнику, правила действий, совершаемых по должности, перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых, а также показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности работника.
    Должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора. Обязательство работника выполнять должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, установлено пунктом 3.2. Трудового договора заключаемого между работником и ООО«Парус», в лице директора Юрия Сергеевича Трошина, действующего на основании Устава.
    Должностная инструкция хранится в трех экземплярах. Первый экземпляр должностной инструкции хранится в отделе кадров. Второй экземпляр должен быть передан работнику. Третий экземпляр должен находиться у руководителя подразделения, которому непосредственно подчинен работник.
    Должностные инструкции должны разрабатываться в соответствии с Тарифно-квалификационным справочником, Положением о структурном подразделении и Уставом ООО«Парус». Следует учитывать, что в квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для каждой должности работы, поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных условиях, а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

    2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ

    Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений ООО«Парус» на своих непосредственных подчиненных (вновь принятый работник должен ознакомиться с должностной инструкцией не позднее трех дней с даты заключения трудового договора).
    Разработанные должностные инструкции подлежат согласованию с непосредственным должностным лицом согласно структуре подчиненности в работе, юрисконсультом, начальником отдела кадров, Должностные инструкции работников утверждает генеральный директор ООО «Парус».
    Ознакомление работника с должностной инструкцией производится после процедуры ее утверждения.

    3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ.

    Раздел 1. Общие положения

    Наименование должности должно точно соответствовать предусмотренному штатным расписанием ООО «Парус».
    Наименование подразделения должно точно соответствовать тому, которое предусмотрено штатным расписанием ООО «Парус».
    Подчиненность. В соответствии со структурой подчиненности ООО «Парус» в должностных инструкциях указывается наименование должности непосредственного руководителя, а для руководителей подразделений необходимо указать перечень должностей подчиненных непосредственно ему работников (отдел/сектор).
    Квалификационные требования к данной должности. Изложить требования к образованию и опыту работника, следует указать конкретные навыки и знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей работника.
    В перечне нормативных правовых актов, которыми руководствуется работник при исполнении должностных, указываются: Устав ООО «Парус», правила внутреннего трудового распорядка, положение об отделе, правила охраны труда и техники безопасности, должностная инструкция, иные нормативно-правовые акты.

    Раздел 2. Основные цели и обязанности трудовой деятельности.

    Задачи и цели трудовой деятельности работника должны вытекать из целей деятельности подразделения, определенных в Положении о подразделении.
    Совокупность обязанностей конкретного работника должна быть направлена на достижение цели и задач его трудовой деятельности.
    В должностной инструкции руководителя структурного подразделения
    должны быть отражены:

    1) обязанности организационного характера:
    руководитель организует деятельность своего подразделения, достижение целей и решение задач, стоящих перед подразделением;
    ставит персональные цели и задачи перед работниками, распределяет нагрузку на персонал в соответствии с должностями работников;
    проводит оценку деятельности работников, достижения ими целей служебной деятельности и выполнения поставленных задач;
    решает иные вопросы труда и отдыха работников подразделения.
    2) функциональные обязанности:
    самостоятельно принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции данного подразделения (перечислить конкретно по каким вопросам), осуществлять действия по выполнению задач, отраженных в Положении о подразделении, которые не переданы работникам;
    организовывать и осуществлять работу по ведению табеля учета рабочего времени работников подчиненного подразделения в установленном порядке.
    Предоставлять на согласование заполненный табель начальнику отдела кадров в срок не позднее 15 и 25 числа каждого текущего месяца;
    участвовать в составлении графика отпусков на следующий календарный год в установленном порядке;
    планировать очередность предоставления ежегодных отпусков с учетом специфики работы подразделения и согласовывать с работниками структурного подразделения о дате начала ежегодного оплачиваемого отпуска
    знакомить под роспись с датой начала отпуска каждого работника структурного подразделения. Предоставлять график отпусков подчиненного структурного подразделения на следующий календарный год на согласование начальнику отдела кадров в срок до 10 декабря текущего года;
    заполнять листы нетрудоспособности в установленном порядке. Предоставлять их в отдел кадров в течение рабочего дня с момента их получения;
    согласовывать заявления работников структурного подразделения об изменении даты начала ежегодного очередного отпуска от указанной в утвержденном графике отпусков ООО «Парус» в случае перенесения работником периода использования ежегодного оплачиваемого отпуска;
    согласовывать заявления работников структурного подразделения на отпуска без сохранения заработной платы и предоставлять указанные заявления в сектор кадров не позднее трех дней до момента их начала.
    вести учет заявлений работников на предоставление им других выходных дней(отгулов) за ранее отработанные выходные, праздничные дни.
    для отдельных руководителей может быть предусмотрено выполнение представительских функций (необходимо указать, в чем они заключаются конкретно для данного руководителя).

    В указанном разделе должны быть отражены все права и полномочия, которые предоставлены работнику, занимающему соответствующую должность.
    При написании этого раздела необходимо четко проводить различия в объеме прав и полномочий, которыми располагают подчиненные и руководители, что, в конечном счете, определяет и разный уровень ответственности руководителей и подчиненных за результаты работы подразделения.
    Указать имеет ли право работник на самостоятельное принятие решений (перечислить вопросы, которые он имеет право решать самостоятельно).
    В должностной инструкции работника должно быть указано, имеет ли он право подписывать, визировать какие-либо документы, и если имеет, то какие именно.
    Если предполагается соответствующего работника наделить правами, осуществление которых возможно только при наличии доверенности ООО«Парус», то это должно быть отражено в должностной инструкции. При этом в инструкции может быть указано, что работник обязан выполнять определенные действия только при оформлении работнику доверенности в установленном порядке.
    Право на контроль (перечисление вопросов и действий, контролировать исполнение которых имеет право работник, выполняя свои функциональные обязанности или по поручению руководителя).
    В данном разделе можно закрепить также право работника вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением его непосредственных должностных обязанностей, по совершенствованию реализации функций и технологий, в выполнении которых он участвует.

    Необходимо указать, кому подчиняется (по должности) и (или) кем (конкретно по должностям) или чем (каким подразделением) руководит работник, занимающий данную должность.
    Допускается такой способ организации работы внутри отдела (сектора), как деление работников на группы с передачей полномочий по организации работы для решения задачи, поставленной перед группой, старшему по должности работнику. Такое деление может носить временный или постоянных характер, и должно быть закреплено во внутренних распорядительных документах, издаваемых руководителем подразделения.
    Если такое деление на группы носит постоянных характер, это должно найти отражение в должностных инструкциях вовлеченных работников (как старшего по группе, так и подчиненных). При таком способе организации каждый работник должен иметь только одного непосредственного начальника.
    Если работник, в соответствии с требованиями технологического процесса, обязан представлять отчет о проделанной работе, сообщать о смене рабочего участка и т.п., то установленный порядок обязательно должен быть отражен в его должностной инструкции.

    Читайте так же:  Налог на имущество в одинцово. Налог на имущество в одинцово

    Раздел 5. Взаимодействие со службами и подразделениями ООО «Парус»

    Указывается взаимодействие, на которое работник имеет право осуществлять самостоятельно, в соответствии с установленным порядком работы, без предварительного согласования со своим руководителем.

    Раздел 6. Ответственность

    В разделе «Ответственность» определяется ответственность работника за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения и функциональными особенностями должности. Указывается мера ответственности работника за несоблюдение требований, установленных должностной инструкцией, локальными правовыми актами и трудовым законодательством Российской Федерации.
    В должностной инструкции можно перечислить группы возможных правонарушений, характерные для определенного вида деятельности.
    В необходимых случаях в должностной инструкции конкретизируются положения о материальной ответственности работника по должности.
    Составляя текст данного раздела оптимальным считается примерно равное соотношение объемов предоставленных прав и ответственности.

    Приложение № 1: Структура должностной инструкции

    Методические рекомендации подготовил:
    Юрисконсульт подпись А. В. Соловьев
    Согласовано:
    Заместитель директора подпись С. К. Петров
    Начальник отдела кадров подпись Ю.Д. Бабушкина

    Приложение №1
    к Методическим рекомендациям
    от «___» _______20 __г

    Структура должностной инструкции

    1.1 Должность:
    1.2 Подразделение
    1.3 Квалификационные требования
    1.3.1 Образование
    1.3.2 Должен знать
    1.3.3 Должен иметь навыки

    Раздел 2. Основные цели трудовой деятельности и должностные обязанности

    2.1 Цели трудовой деятельности
    2.2 Должностные обязанности и порядок их выполнения

    Раздел 3. Полномочия и права

    Раздел 4. Руководство, подчиненность и подотчетность

    Раздел 5. Взаимодействие со службами и подразделениями организации

    Должностную инструкцию подготовил:
    Должность подпись расшифровка подписи
    Согласовано:
    должность, личная подпись, расшифровка подписи, дата согласования лица,
    с которым согласован документ.
    С должностной инструкцией ознакомлен:
    подпись расшифровка инициалы, фамилия «___» ________20 __г

    После вступления инструкции в действие необходимо ознакомить с ней работника.
    Порядок ознакомления с должностной инструкцией нормативными документами не регламентируется. Можно выбрать один из вариантов:
    • Журнал ознакомления;
    • Лист ознакомления (отдельный на каждого работника);
    • Подпись работника на должностной инструкции.
    Последний вариант наиболее предпочтителен, поскольку точно гарантирует, что работник ознакомлен именно с данной должностной инструкцией.

    ерсонала и его анализ

    ПЛАН РАБОТЫ
    отдела кадров ООО «ПАРУС» на декабрь месяц 2010 год

    №п/п Перечень мероприятий Сроки Привлекаемые силы и средства Контроль исполнения
    1. Подготовка и согласование нового штатного расписания на 2011 год. До 20.12 Бухгалтерия, начальники структурных подразделений
    2. Заполнение и сдача табеля учета рабочего времени за ноябрь месяц 01-03.12 Начальники структурных подразделений
    3. Подготовка и утверждение плана работы ОК на 2011 год. До 24.12 Генеральный директор (уточнить основные и приоритетные направления )
    4. Подготовить отчет за 2007 год и план работы на 2011 год по воинскому учету До 20.12 ОК
    5. Подготовить и сдать уточненный список сотрудников организации для получения новых медицинских полюсов обязательного страхования 02.12 ОК
    6. Беседа с руководителями подразделений и помощь в работе с персоналом. 03.12 08.12 10.12 14.12 16.12 21.12 23.12 Иванов С.Ю. Воробцов Д.А. Егоров В.С. Петров А.И. Кузьмин Н.Ю. Акатьев И.А. Рева Д.В.
    7. Подготовить и провести занятие с руководителями среднего звена на тему: «Организация личной повседневной деятельности работы начальника отдела» с анализом планов работы на день и месяц 08.12 Начальники структурных подразделений
    8. Анализ работы по приему и адаптации новых работников 22.12 Начальники структурных подразделений
    9. Подготовить и провести семинар с руководителями всех структурных подразделений по итогам работы с персоналом в 2010 году и составление бизнес-плана на 2011 год по ключевому направлению деятельности отделов — укомплектованности квалифицированными кадрами (поиск и отбор новых работников, подготовка кадрового резерва и планирование карьеры) До 24.12 Начальники структурных подразделений
    10. Анализ причин увольнения работников организации 27.12 Начальники структурных подразделений
    11. Согласование и утверждение графика отпусков на 2011 год До 15.12 Начальники структурных подразделений
    12. Разработка плана обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на 2011г и какие затраты на это потребуются До 28.12 Начальники структурных подразделений
    13. Архивно-справочная работа по формированию документов длительного хранения за 2006-2008 гг. До 30.12 ОК
    14. Работа со СМИ по подбору персонала и оформлению отчетной документации 02.12, 06.12, 09.12, 13.12, 16.12 с 10 до 11.30 ч Биржа труда, Подбор персонала, Вакансия, Профессия, Центр занятости, к/а «Балтика»
    15. Составить и утвердить план работы ОК на январь месяц 2011 г 24.12 ОК
    16. Составить и утвердить номенклатуру дел ОК на 2011 год До 28.12 ОК
    17. Подготовить смету необходимых расходных материалов на декабрь и январь месяцы для ритмичной работы ОК и формирования архива. До 06.12 ОК
    Начальник отдела кадров Т.А.Петрова

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8929 — | 7218 — или читать все.

    Должностные полномочия их виды

    Министерство труда и соц. развития РФ, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду республик в составе РФ, краев, областей, автономий, городов Москвы и Санкт-Петербурга образуют единую гос. систему управления соц.-трудовыми вопросами в РФ. Выработкой кадровой политики в сфере гос. службы занимается Совет по кадровой политике и Управление кадровой политики Администрации Президента РФ. Подготовку, обучение гос. служащих осуществляет Российская академия гос. службы при Президенте РФ. Аналогичными вопросами для органов исполнительной власти занимается Департамент гос. службы аппарата Правительства РФ и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. Кроме вышеназванных есть и др. органы и организации, участвующие в управлении трудовыми ресурсами. К их числу относятся профессиональные союзы (независимые, отраслевые), Международная организация труда и Московское бюро труда, Международная организация по миграции и др. Г.с.у.т.р. РФ можно охарактеризовать, во-первых, с точки зрения тех задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и для решения которых создана, и во-вторых, с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов гос. власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции. По составу и характеру задач Г.с.у.т.р. РФ в ее нынешнем виде охватывает широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в области соц.-трудовых отношений в РФ, мотивации и оплаты труда, организации и нормирования труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, соц. партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА — выполнение гос. служащими должностных полномочий в целях реализации функций государства. Г.с. включает федеральную Г.с. и Г.с. субъектов РФ. Г.с. осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также конституциями, уставами, закона- [c.53]

    Распределение полномочий и ответственности между персоналом предприятия призвано гарантировать правильное ведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся до сотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий, рекомендации и указания. Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования контроля «следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Обычно подлежат распределению между различными лицами следующие функции непосредственный доступ к активам, разрешение на совершение операций с активами, непосредственное осуществление хозяйственных операций, отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Например, отпуск материалов со склада должен быть санкционирован ответственным сотрудником администрации предприятия, непосредственный отпуск производит кладовщик на основании накладной, материалы используют работники [c.35]

    ПРЕДЕЛЫ ПОЛНОМОЧИЙ. Согласно нашему определению, полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передаются подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже, когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Например, рабочий, уполномоченный работать только на определенном станке, превысил бы свои полномочия, перейдя за станок другого рабочего, если его собственный сломался. Более наглядным примером будет женщина — член конгресса, которая тратит на личные нужды деньги, выделенные для служебных целей, чем превышает пределы своих прав на расходование правительственных ресурсов. [c.311]

    Иногда в литературе отмечают, что необходимо различать ответственного за производственный сбой и виновного в сбое. Здесь деление, видимо, не совсем точное, так как нельзя определять ответственного за сбой. Ответственным можно быть за какой-то вид деятельности. Ответственность ограничивается правами и обязанностями, должностными инструкциями, функциями и полномочиями работника. Необходимо учитывать, что ответственный за определенный вид деятельности (подразделение или работник) может быть виновным даже в том случае, когда причина сбоя (отклонения) от него не зависит,— в случае неправильного действия или бездействия по устранению возникшего отклонения (пример бездействия непредъявленная вовремя претензия, непринятие своевременных мер по снижению потерь). Кроме того, он может быть признан виновным в несвоевременном действии. В этих случаях ответственный становится виновником или соучастником. Таким образом, ответственность всегда предполагает и принятие мер по уменьшению потерь. [c.422]

    Ст. 264 ТК РФ также предусматривает ответственность за воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещение для целей осуществления таможенного контроля. Таким образом, следует иметь в виду, что одно и то же деяние (воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа) может повлечь привлечение к ответственности как по ст. 124 НК РФ (в случае предоставления полномочий налогового органа в соответствии со ст. 34 НК РФ по налоговому контролю), так и по ст. 264 ТК РФ (при осуществлении таможенными органами мер налогового контроля при взимании таможенных налогов и сборов перевозимых через таможенную границу товаров и транспортных средств). [c.310]

    Процесс одобрения решения о предоставлении ссуды в большинстве кредитных учреждений связан с участием нескольких лиц, иногда в виде комитета, принимающего окончательное решение о выделении ссуды. Как правило, кредитный работник направляет собранную документацию должностному лицу или одному из лиц, принимающих решение о предоставлении ссуды. Кредитный аналитик обязан подготовить информацию для тех, кто принимает решение, по установленной форме и в соответствии с политикой данного кредитного учреждения. Иногда ссудный аналитик работает в тесном контакте со старшим кредитным сотрудником или работником кредитного отдела банка при подготовке материалов анализа в письменной форме. В других случаях аналитик работает непосредственно с потенциальным заемщиком, а затем делает представление лицам, принимающим решение, иногда организованным в виде ссудного комитета. Это, как правило, имеет место, когда аналитик и кредитный работник одно и то же лицо, не располагающее, однако, полномочиями принять решение о предоставлении конкретной ссуды. [c.30]

    Тема 8. Контроль и ответственность в процессе выработки и реализации управленческих решений. Необходимость и виды контроля. Контроль результата и контроль процесса. Предварительный, текущий, заключительный контроль. Стратегический, тактический, оперативный контроль. Система контроля принятия и реализации управленческих решений. Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения управленческих решений. Сущность и виды ответственности. Контроль и ответственность. Делегирование полномочий и ответственности. Ответственность руководителя, должностных лиц, исполнителя. Ответственность юридическая, материальная, экологическая, социальная, нравственная. Регулирование отношений ответственности. Основные ошибки менеджеров в принятии управленческих решений. Оценка эффективности принятого решения. Качество управленческих решений и факторы, его определяющие. Пути повышения качества управленческих решений. Анализ полученного результата и постановка новых целей принятия управленческих решений. [c.8]

    Согласно Уголовному кодексу РФ, взятка предоставляется в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.