Компенсация психоанализ. Компенсация психоанализ

psy_konspekt

psy_konspekt

Одним из главных направлений изучения этого раздела психологии стало бессознательное, а также его связь и влияние на сознательные процессы. Психоанализ появился раньше бихевиоризма в конце 19 века и хотя понятие бессознательного существовало задолго до этого, первые психоаналитические очерки появляются из под пера Зигмунда Фрейда, которого принято считать основателем этого метода. Среди других крупных психоаналитиков стоит упомянуть Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга и Дмитрия Узнадзе, который разработал теорию установки.

Итак, Фрейд был основоположником психоанализа. В своих трудах он говорит о защитных механизмах, которые позволяют человеку противостоять бессознательным проявлениям, интерпретирует сновидения. Фрейд приходит к выводу, что бессознательное является побудителем сознания, поэтому чтобы объяснить поведение человека, следует искать его причины в бессознательном.

Психика по Фрейду делится на три элемента – сознание, предсознание и бессознательное. При этом он уподобляет ее айсбергу, в котором сознание только видимая его часть. Чем глубже тот или иной элемент бессознательного, тем сложнее он поддается анализу. Фрейд также вводит понятие предсознательных процессов, которые не находятся в сознании постоянно, но при желании могут быть им вызваны.

В период появления первых трудов по психоанализу в терапии было распространено применение гипноза. Однако, Фрейд решает отказаться от этой практики, поскольку считает, что пациент или клиент должен самостоятельно, при небольшой помощи психоаналитика, вывести структуры своего бессознательного в сознание. При введение пациента в гипнотическое состояние и последующем выведении из него он не помнит того, что с ним происходило, поэтому подъем бессознательного опыта в сознание становится невозможным, а значит данная терапия не может работать. Поэтому Фрейд работает через метод свободных ассоциаций и интерпретацию сновидений.

Он по-новому описывает структуру личности, в которую теперь входят Оно, Эго и СуперЭго.

Оно – изначальное бессознательное, населенное желаниями. Их Фрейд делит на проявления Эроса и Танатоса, либидо и деструктивных сил жажды смерти.

СуперЭго – также является бессознательной субстанцией, однако состоит оно из приобретенных в ходе развития норм поведения, табу, запретов и правил. Многие из них являются до формирования речи.

В свою очередь эго является результирующей двух противостоящий энергий бессознательного – Оно и СуперЭго. По Фрейду гармоничная личность должна умело сочетать два этих начала. Соответственно перекос в одну из сторон ведет к отклонениям и даже патологиям.

Фрейд также описывает несколько стадий развития, которые проходит ребенок прежде чем повзрослеть.

Оральная стадия – связана с получением удовольствия через ротовую полость. Собственно отклонения на этой стадии, которые получены в ходе соответствующего ощущения дефицита в детстве чреваты во взрослом возрасте проявлениями алкоголизма, табакокурения, обжорством.

Анальная стадия – связана с освоением контроля над испражнением. В этой стадии может появится стремление к злоупотреблению этим умением, проявляющимся в чрезмерном задерживании кала в организме, вывод которого в последствие приносит удовольствие равносильное оргазму. Во взрослом возрасте это может сказать на характере в виде проявлений жадности и на физиологическом уровне в виде частых запоров.

Генитальная стадия – связана с появлением личной половой идентификации. При этом модель взаимоотношений отца и матери становится для ребенка образом того, как надо вести себя со своим будущим половым партнером. Здесь Фрейд отмечает такие явления как комплекс Эдипа и комплекс Электры.

К примеру, комплекс Эдипа, связан с тем, что ребенок, начиная осознавать себя мужчиной, видит мать в качестве представителя противоположного пола. Соответственно в данной ситуации отец становится его половым конкурентом. Аналогично с комплексом Электры для девочек, которые начинают воспринимать половыми конкурентами своих матерей.

Генитальная стадия имеет несколько фаз, которые отличаются инициатическими проявлениями. К примеру, у женщин это девочка, девушка, женщина, мать, бабушка. Все они имеют различные функции, ценности и особенности восприятия окружающего мира. Собственно, отсутствие инициатического процесса также ведет к отклонениям.

Адлер был учеником Фрейда и его продолжателем. Свои идеи он сформулировал в книге «Индивидуальная психология», открыв тем самым новое одноименное направление в психоанализе. В отличие от Фрейда и Юнга Адлер не пытается выделить в структурные элементы личности и говорит о ее целостном характере. Центральным моментом в его теории является изначальное чувство несовершенства, которое потом перерастает в комплекс неполноценности и как следствие процесс компенсации.

Адлер подчеркивает, что комплекс неполноценности возникает абсолютно у любого человека независимо от объективных причин или его индивидуальных недостатков. К примеру, в детстве оно может возникнуть из-за мокрых пеленок или недостаточного проявления материнских чувств. Ребенок зависим и свои потребности реализует в качестве зависимого, что и создает чувство несовершенства.

Компенсация по Адлеру может носить конструктивный и деструктивный характер. То, каким он будет, определяется внутрисемейным климатом. Стиль отношений в семье формирует модель развития процесса компенсации.

Конструктивная компенсация – связана с развитием социального интереса и стремлением занять в нем свое гармоничное место естественным путем. Эта модель связана с чувством сопричастности общему делу, которому соответствует благоприятный семейных климат.

Деструктивная компенсация – связан с унижением и уничтожением других людей, за счет которых происходит социальный рост.

Адлер отмечает две самые распространенные причины возникновения деструктивной компенсации:

1) Жесткая иерархия в семье, существующей «по закону джунглей», когда происходит подчинение младших старшим. Возникает культ силы и власти, к которым стремится человек с тем, чтобы занять доминирующее положение в семье, а затем и в обществе.

2) Избалованность и излишнее почитание потребностей ребенка. Он в свою очередь привыкает к такому отношению к себе и начинает требовать того же от остальных уже вне семьи. Когда он этого не встречает, то у него возникает внутренний протест, который он выражает в давлении на слабых.

Помимо компенсации Адлер вводит понятие сверхкомпенсации. Если компенсация – это преодоление чувства неполноценности, то сверхкомпенсация – это такая компенсация, которая ведет к полному подчинению жизни этому процессу, он становится центральным. Как пример Адлер приводит Наполеона, который своими завоеваниями компенсировал свой маленький рост и Суворова, который боролся со своим тщедушным телом. Современники отмечали, что часто Адлер озвучивал данные идеи, поскольку сам постоянно находился в болезненном состоянии, которое привело его к такой сверхкомпенсации.

Карл Густав Юнг, как и Адлер, также вносит существенные изменения в психоанализ, что приводит к возникновению так называемой «аналитической психологии», по которой автор пишет одноименную книгу. Важнейшим вкладом Юнга стоит считать введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом.

Если Фрейд был атеистом, то его ученик Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях он реабилитирует понятие «душа».

Также Юнг проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит схожие мотивы и соответствующую им специфику поведения, идентичность которой зачастую встречается, не смотря на расовые и половые различия.

Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы.

Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений. Стоит отметить, что у Фрейда элементами сна являются образы желаний.

Структура личности по Юнгу состоит из нескольких частей:

Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.

Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.

Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логизм, агрессивность.

Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследовали традиций, мифов и сказок ориентируются на его трудах.

Классический психоанализ

Термин «психодинамика» был введен, как известно, в 1918 г. Р. Вудвортсом, однако в современной психологии объем и содержание соответствующего понятия в основном определяются психоаналитическими концепциями и индивидуальной психологией А. Адлера. Согласно определению, в центре психодинамического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики – мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личностного «Я».

Классический психоанализ З. Фрейда всегда рассматривался в консультативной психологии как весьма ограниченный по своим возможностям метод (в силу целого ряда причин: акцент на сексуальность и проблемы детского возраста; слишком большая временная длительность работы; отвлеченность от непосредственной проблемы клиента и др.), но значимость теории и практики З. Фрейда этим никак не умаляется. Дело в том, что классический психоанализ оказался на редкость продуктивным в качестве «прародителя» как непосредственно вытекающих и ассоциирующихся с ним течений (концепций и психотехник), так и тех, которые появились как реакция, пусть даже негативная, на него.

Являясь одновременно теорией личности (первой в психологии), культурологической концепцией и методом психотерапии, учение З. Фрейда оказало беспрецедентное влияние не только на психологию, но и, по существу, на всю культурную ситуацию ХХ века.

Читайте так же:  Дополнительные услуги: страхование. Компания деловые линии договор

Рассмотрим понятийную структуру и основные особенности консультативного и психотерапевтического процесса в классическом психоанализе.

Представление о человеке. Человек – природное существо, которым управляют влечения (непознаваемые мотивы, биологические потребности и инстинкты), а также специфические психосексуальные переживания, относящиеся к первым шести годам жизни. Концепция З. Фрейда детерминистична, она восходит в своих основах к смешанной объяснительной модели в теории познания, которая сочетает в себе одновременно взгляды Локка и Канта, т.е. подчиняется: а) принципу иерархичности и прямой зависимости «высших» переменных от «низших»; б) принципу, согласно которому наиболее сложные вещи (значения) наиболее абстрактны, а находящиеся в их основании наиболее простые вещи (значения) наименее абстрактны (принцип линейной зависимости).

В то же время – это отражено во взглядах З. Фрейда о том, что, подчиняясь инстинктам жизни, человек направляется ими к росту, развитию и творчеству (посредством стремления к удовольствию и избеганию боли), – его концепция строится с учетом кантовской модели познания, предполагающей: а) отсутствие линейной зависимости между «нижними» и «высшими» переменными: б) наиболее сложные вещи (значения) суть не наиболее абстрактные – они образуют наибольшее количество связей с другими в рамках данной теории.

Помимо инстинкта жизни, воплощенного в понятии «libido», З. Фрейд сформулировал и инстинкт смерти («mortido»), который может проявляться в виде агрессивного влечения. Согласно основам психоанализа, совладание с врожденной агрессивностью – одна из основных задач человечества.

Структура личности. Личностная структура включает три инстанции:

Ид (Оно) – биологический компонент, первичный источник психической активности, вместилище инстинктов, управляемое принципом удовольствия. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Это неосознаваемая часть личностного «Я», выступающая импульсивным источником влечений и действий.

Эго (Я) – центральная инстанция саморегуляции личности. Управляемое принципом реальности, Эго контролирует поведение, уравновешивая импульсы с требованиями социального окружения, осуществляет рациональный анализ ситуации, вырабатывает план поведения, ориентируясь на окружающую среду.

Супер-Эго (Сверх-Я) – моральная инстанция личностного «Я», производящая оценку действий или намерений с точки зрения допустимости их с учетом общественных норм, правил, ценностей и идеалов. Представляет собой усвоенную (интериоризованную), как правило, через родителей или ближайших взрослых шкалу ценностей.

Для характеристики личностного состояния З. Фрейд ввел понятие «боязнь». Он различал три вида боязни: невротическую, реалистичную и моральную. Боязнь возникает из конфликта между Ид, Эго и Супер-Эго. С ней связаны чувство вины и механизмы психологической защиты «Я».

Модель личностной структуры З. Фрейда явилась, в сущности, одной из первых психологических концептуальных моделей личности, причем полученной эмпирическим путем, посредством констатации реальных фактов в процессе исследовательской и лечебной работы.

Стадии психосексуального развития. Согласно З. Фрейду, к пятилетнему возрасту личность ребенка в основном устанавливается как целостное образование. В периоде психосексуального становления З. Фрейд выделил пять фаз, отражающих своеобразие психосексуального развития.

Оральная фаза: от рождения до полутора лет. Фаза, в течение которой развивается осознание действительности. Кормление материнской грудью удовлетворяет потребность в еде и удовольствии. Затем, с развитием зубов, добавляется удовольствие от кусания. Важен постоянный телесный и эмоциональный контакт с ребенком, обеспечение базисных потребностей, поскольку ребенок полностью зависим от матери. В противном случае из оральной фазы вырастают такие психологические проблемы и соответствующие личностные черты, как чувство собственной ненужности, повышенной зависимости от других, неадекватности, недоверчивости, неспособности принять любовь, завистливости, жадности. В психоанализе проблемы этого ряда получили название «оральная фиксация».

Анальная фаза: от полутора до трех лет. В соответствии с теорией З. Фрейда, в этот период зона ануса становится определяющей – ребенок овладевает актом дефекации.

Сопряженные с ним удовольствие, произвольная задержка или осуществление акта становятся определенным моментом формирования личности. Родители и взрослое окружение, как известно, уделяют специальное внимание процессу овладения ребенком деятельностью ануса. Различный уровень дисциплинирования ребенка со стороны родителей и их отношение к его поведению в этот период, по З. Фрейду, влияют на формирование таких личностных черт и проблем, как бережливость, скупость, аккуратность, упрямство, открытость выражения отрицательных чувств, степень личной независимости, осознание своей значимости и др. Анальная фиксация выражается в том, что клиент чувствует свое бессилие, стремится определить, кто он и что он может; высказывание «я не знаю себя» – типичное ее проявление.

Фаллическая фаза: в возрасте от трех до шести лет основной зоной, по З. Фрейду, является область гениталий, которая вызывает интерес и попытки манипулирования, включая и противоположный пол. З. Фрейд утверждал, что в этом возрасте возникает эдипов комплекс у мальчиков (когда мать выступает объектом любви) и комплекс Электры (термин учеников З. Фрейда), когда девочка стремится добиться одобрения и любви отца. Открытие того факта, что «на месте выпуклости у девочек впуклость» ведет к возникновению «комплекса кастрации» у мальчиков и «зависти к пенису» у девочек. Данная фаза имеет решающее значение в идентификации с соответствующим полу ролевым поведением, в процессе которого огромную роль играет общение родителей с ребенком, у которого проснулась хоть и детская, но сексуальность. Неверное, (построенное на запретах) воспитание в этой фазе приводит к таким психологическим проблемам и чертам, как низкое самоуважение, гипертрофированное чувство вины, конфликтность, категоричность.

Латентная фаза: с шести до двенадцати лет, т.е. после разрешения эдипова комплекса. Проблемы сексуальности отходят на второй план. Их замещают интересы, связанные с учением, спортом, общением со сверстниками, в более широком плане — с социализацией.

К этому времени в основном сформированы Ид, Эго и Супер-Эго, как и отношения между ними. В латентной фазе происходит формирование представлений о внешнем мире, которое может приводить к психологическим проблемам: отрицательная «Я-концепция», чувство неполноценности в социальных отношениях, стремление уходить от ситуаций, требующих соперничества; чувство неуверенности по отношению к учению; ценностные конфликты и др.

Генитальная фаза: от двенадцати (пубертат) до восемнадцати лет и далее, по З. Фрейду, до старости. На этой стадии подростки, несмотря на сексуальность и сексуальное экспериментирование, научаются трансформировать свою сексуальную энергию в различные приемлемые виды социальной активности (сублимация). Они учатся устанавливать отношения с противоположным полом, освобождаются от родительской опеки, «примеряют» различные социальные роли и формируют способность «любить и работать», завершая процесс идентификации собственного «Я».

Понятие защитных механизмов и их характеристика. З. Фрейду принадлежит важнейшая идея, относящаяся к собственно психотерапевтическому процессу: положение о психологическом сопротивлении клиента, выражающемся в том, что его Эго защищает себя с целью избежать «боязни» от тех переживаний, которые для него неприемлемы. Формы сопротивления различны: юмор, молчание, засыпание и т.п. Но наиболее существенным для психотерапии является такая форма сопротивления, как «перенос» («трансфер»), – перенесение на психотерапевта чувств, вызванных в свое время другими значимыми для клиента лицами. Считая поначалу «перенос» препятствием для лечения, З. Фрейд позже открыл, что именно этот феномен делает возможным само излечение, поскольку в процессе повторного переживания прежних психологических травм клиент изживает их, осознавая ранее неосознаваемое. Совокупность переживаний, связанных с явлением «переноса», получила название «невроз переноса». Попутно отметим, что данный феномен имеет и обратную сторону, т.е. возможен и со стороны психотерапевта. В этом случае он называется «контрперенос».

Среди психологических механизмов эго-защиты выделяются следующие.

Рационализация. Рационализация есть псевдообъяснение: клиент на место реальных, действительных мотивов и причин своих действий подставляет другие, рисующие его в более привлекательном свете. Классическая иллюстрация рационализации – басня «о зеленом винограде», в которой лиса, пытаясь достать виноград, не сумела сделать это и свою неудачу объяснила тем, что виноград зелен.

Отрицание. Отрицание есть разновидность перцептивной защиты, при которой человек в буквальном смысле слова не замечает неприятных для него фактов и явлений. Например, женщина может отрицать наличие у нее враждебных чувств к собственному ребенку (как социально неприемлемых) после развода с его отцом. Известный феномен подобного же рода – «неузнавание» участниками Т-группы себя на экране видеомонитора.

Регрессия. Регрессия – психологический механизм эго-защиты: клиент начинает вести себя, как бы «спустившись» на более ранние, приближенные к детским формам поведения, этапы развития. Этот защитный механизм под иным названием «инфантилизация» часто используется в групповых формах общения для снятия психологических барьеров.

Вытеснение. Вытеснение (подавление) – один из важнейших феноменов функционирования сознания, открытый З. Фрейдом.

Сущность действия данного эго-защитного механизма заключается в изгнании (вытеснении) из сознания травмирующих моментов. З. Фрейд полагал, что именно этот механизм лежит в основе детерминации поведения человека, ранние психологические травмы которого (в первые пять лет жизни) были вытеснены из сознания, но тем не менее продолжают влиять на нынешнее поведение. Вытесненные переживания проявляются, по З. Фрейду, в оговорках, забывчивости, непроизвольных «нечаянных» действиях.

Проекция. Действие этого эго-защитного механизма заключается в том, что неприемлемые для индивида (с точки зрения общественной морали или интериоризованных личных норм) его собственные переживания или состояния приписываются другим, что избавляет клиента от их осознания, принятия и переработки (изживания).

Интроекция. Сущность данного механизма в том, что человек «встраивает», впитывает в себя ценности и нормы другого, принимая их в качестве своих личных и тем самым избавляясь от внутриличностного конфликта.

Идентификация. Тесно связанный с интроекцией эго-защитный механизм, функция которого – защита Эго от фрустрации путем отождествления с некой более могущественной инстанцией, чем Эго. В период фаллической фазы идентификация играет роль механизма личностного развития. В жизни взрослых идентификация зачастую выступает средством защиты от чувства собственной неполноценности путем присоединения к какой-либо могущественной организации или авторитетному человеку.

Данный механизм весьма важен в понимании психологической специфики психотерапии и существования личности. В частности, заслуживает внимания то обстоятельство, что в ситуации психологического консультирования и психотерапии клиент может идентифицироваться с одной из трех позиций: агрессора, жертвы или нарциссической.

Читайте так же:  Заявление на возврат авансовых платежей фтс. Заявление на возврат авансовых платежей фтс

Интеллектуализация. Этот защитный механизм относится скорее к психологу-консультанту и психотерапевту, чем клиенту. Сущность его в том, чтобы отстранять свое Эго от непосредственного эмоционального контакта с Эго другого и трактовать этого другого как объект – посредством концептуальных моделей, понятийно и терминологически ориентированных схем.

Образование реакции. Действие механизма проявляется в осуществлении намеренных действий, содержание которых защищает Эго от осознания подлинных переживаний. Образование реакций – это социальный фасад «любви», призванной избежать страха столкновения с реальными чувствами агрессии, относящейся к тому, кому предъявляется «фасад хорошего отношения». З. Фрейд считал ее низшей формой сублимации.

Замещение. Этот защитный механизм предназначается для избегания страха (боязни) путем вымещения накопившейся энергии на доступный или безопасный объект, когда в отношении настоящего объекта разрядить ее невозможно. Например: не смея выразить свои отрицательные чувства по отношению к начальнику (боязнь санкций, последствий), человек приходит домой и вымещает досаду и раздражение на детях.

Сублимация. Знаменитый защитный механизм, который, согласно З. Фрейду, трансформирует сексуальную или агрессивную энергию в творческую социально приемлемую деятельность: искусство, спорт и т.д. Сублимация, следовательно, – высшая форма замещения.

В классическом психоанализе выделяется еще несколько механизмов – «компенсация», «ритуал», «изоляция» и «частичная (компромиссная) реакция».

Компенсация. Компенсация состоит в развитии тех сторон, свойств или способностей личности, которые позволяют ей справиться с чувством неполноценности за счет получения социального признания в доступных областях деятельности. Например: подросток с низкой успеваемостью начинает усиленно заниматься спортом и достигает заметных успехов.

Ритуал. Ритуал – система защитных действий, призванных справиться со страхом или другими негативными переживаниями. Носящие избыточный и иррациональный характер, ритуальные действия предназначены для отмены, исправления нежелательных действий.

Согласно З. Фрейду, вся система религии, к примеру, построена на таких компенсаторных, замещающих, символических ритуальных действиях, предназначенных для морального оправдания или искупления того, что признано нежелательным.

Изоляция. Как и механизм интеллектуализации, изоляция отделяет эмоции от когнитивных процессов. Но, в отличие от интеллектуализации, изоляция действует не посредством изменения теоретических конструктов, а путем изменения перцептивных характеристик воспринимаемых объектов, т.е. путем отстранения, эмоционального дистанцирования от них.

Частичная компромиссная реакция – эго-защита от негативных чувств (зависти, агрессии, презрения и др.), при которой поведение строится двойственно, чтобы хотя бы частично удовлетворить (реализовать) социально нежелательные переживания. Например: муж обращается к жене со следующими словами: «Замечательный торт! Как это ты удосужилась его приготовить?».

Основная теоретическая дихотомия. Основным теоретическим различением, с которым работал З. Фрейд, является сознание – не сознание (подсознание), осознаваемое – неосознаваемое.

Восходящее к работам Р. Декарта и Н. Гартмана понятие «бессознательное» занимает центральное место в концепции и психотерапевтической практике З. Фрейда. Ключевыми моментами в характеристике «бессознательного» выступают следующие:

  • его нельзя обнаружить непосредственно, только лишь косвенно (сны, фантазии, конфликты, ошибки, выпадения из памяти, оговорки, а также с помощью специальных техник – свободные ассоциации, проективные методы);
  • на пути между бессознательным и сознанием находится цензура;
  • бессознательное настолько действенно и значимо, что может составить основу невротической симптоматики и проблематики.
  • Неосознаваемые влечения, побуждаемые психической (т.е. биологической по своему происхождению) энергией, сталкиваются с силами сдерживания, принадлежащими Эго. Силы влечения, привязанные к определенным идеям и поведению, З. Фрейд называл «катексис», а силы сдерживания – «антикатексис». Момент осознания неосознаваемого (инсайт – озарение) З. Фрейд выделял в качестве отличительного признака психоаналитической терапии, которая, по его мнению, устраняла более глубокие причины неврозов, чем «акаузальная» – непсихологичная – медицинская терапия, основанная на устранении симптомов с помощью лекарств.

    Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.

    Компенсация психоанализ

    Зигмунд Фрейд считал, что борьба индивидуума с окружающей его действительностью может привести как к неврозу, так и к творческим результатам…

    «Чем глубже Вы проникаете в патогенез нервного заболевания, тем яснее становится для Вас связь неврозов с другими продуктами человеческой душевной жизни, даже с самыми ценными. Не забывайте того, что мы, люди с высокими требованиями нашей культуры и находящиеся под давлением наших внутренних вытеснений, находим действительность вообще неудовлетворительной и потому ведём жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнения наших желаний.

    В этих фантазиях есть много настоящих конституциональных свойств личности и много вытесненных стремлений. Энергичный и пользующийся успехом человек — это тот, которому удаётся благодаря работе воплощать свои фантазии, желания в действительность. Где это не удаётся вследствие препятствий со стороны внешнего мира и вследствие слабости самого индивидуума, там наступает отстранение от действительности, индивидуум уходит в свой более удовлетворяющий его фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах. При известных благоприятных условиях субъекту ещё удаётся найти, исходя от своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы вследствие регресса во времена детства надолго уйти от этого реального мира.

    Если враждебная действительности личность обладает психологически ещё загадочным для нас художественным дарованием, она может выражать свои фантазии не симптомами болезни, а художественными созданиями, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности.

    Там же, где при существующем несогласии с реальным миром нет этого драгоценного дарования или оно недостаточно, там неизбежно libido, следуя самому происхождению фантазии, приходит путём регресса к воскрешению инфантильных желаний, а следовательно, к неврозу.

    Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни или которые чувствовали себя слишком слабыми для жизни.

    Позвольте мне здесь привести главный результат, к которому мы пришли на основании нашего психоаналитического исследования. Неврозы не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти и у здорового, или, как выразился С. G. Jung невротики заболевают теми же самыми комплексами, с которыми ведём борьбу и мы, здоровые люди.

    Всё зависит от количественных отношений, от взаимоотношений борющихся сил, к чему приведёт борьба: к здоровью, к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству».

    3игмунд Фрейд, О Психоанализе. Пять лекций, цитируется по: Гальперин П.Я., Ждан А.Н., Хрестоматия по истории психологии, М., «Издательство Московского университета», 1980 г., с. 180-181.

    Психоанализ Зигмунда Фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут

    Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психологии психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

    Как появился психоанализ?

    В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

    Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

    Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

    В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

    Базовые идеи психоанализа

    Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

    Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.
  • Читайте так же:  Стоит ли покупать ТС без свидетельства о регистрации. Купля продажа без свидетельства

    Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо, являющееся энергией жизни
  • Агрессивнаяэнергия, являющаяся инстинктом смерти
  • Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

    Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

    Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

    Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

    Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

    • Функция совести
    • Функция самонаблюдения
    • Функция, формирующая идеалы
    • Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

      Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

    • Сновидения
    • Сублимация
    • Компенсация
    • Блокировка механизмами защиты

    Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

    Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

    Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

    Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами, такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

    Краткое резюме

    Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера
  • Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

    Общая характеристика глубинной психологии

    Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе стали глубинные бессознательные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

    Основные положения психоанализа:
    1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;
    2) рассмотрение развития как адаптации к среде, хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
    3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т.е. удовлетворению);
    4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

    Основные теории глубинной психологии

    3игмундт Фрейд
    Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся либидозное, агрессивное и влечение к суициду. Ид, Эго и Супер-Эго. Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация.

    Карл Юнг
    Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы. Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра- интотровертности и одной из психических функций.

    Альфред Адлер
    Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству. Типология — формирование индивидуального стиля жизни, построенное на форме компенсации и чувства общности. Компенсация неполноценности — неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая.

    Карен Хорни
    Чувства коренной тревоги (физиологической и психологической). «Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе. Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия).

    Г. Салливан
    Чувство беспокойства, тревоги. «Я — концепция», состоящее из хорошего «Я», плохого «Я» и «не — Я». Избирательное внимание.

    Эрих Фромм
    Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации. Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей — быть или иметь. Садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

    Э. Эриксон
    Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.). Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности. Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом И Т.Д.).

    ПСИХОАНА?ЛИЗ

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 682-683

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПСИХОАНА?ЛИЗ, на­прав­ле­ние в пси­хо­ло­гии, ос­но­ван­ное З. Фрей­дом в кон. 19 – 1-й тре­ти 20 вв. Обыч­но в П. вы­де­ля­ет­ся ме­тод ис­сле­до­ва­ния пси­хи­ки, сис­те­ма зна­ний о по­ве­де­нии че­ло­ве­ка и спо­соб ле­че­ния пси­хич. за­бо­ле­ва­ний. На­ча­ло П. свя­за­но с от­кры­ти­ем Фрей­дом в 1896 ме­то­да «сво­бод­ных ас­со­циа­ций», при­ме­няв­ше­го­ся им с ди­аг­но­стич. и ле­чеб­ны­ми це­ля­ми и пред­по­ла­гав­ше­го при­ос­та­нов­ку соз­на­тель­но­го кон­тро­ля. По­ми­мо это­го, П. как ме­тод ис­сле­до­ва­ния вклю­ча­ет в се­бя ана­лиз со­дер­жа­ния сно­ви­де­ний, фан­та­зий, пред­став­ле­ний и аф­фек­тив­но­го по­ве­де­ния. Пер­во­на­чаль­но П. был ме­то­дом ле­че­ния ис­те­рии, ко­то­рый при­вёл Фрей­да к мыс­ли о том, что со­ци­аль­но не­при­ем­ле­мые пред­став­ле­ния и им­пуль­сы па­ци­ен­та (обыч­но сек­су­аль­но­го ха­рак­те­ра) вы­тес­ня­ют­ся им в бес­соз­на­тель­ное , по­ро­ж­дая со­про­тив­ле­ние их рас­кры­тию в соз­на­нии из-за свя­зан­ных с ни­ми бо­лез­нен­ных аф­фек­тов. Про­ис­хо­дя­щий в про­цес­се ле­че­ния пе­ре­нос на пси­хо­ана­ли­ти­ка дет­ских от­но­ше­ний па­ци­ен­та к ро­ди­те­лям по­зво­ля­ет ему из­ба­вить­ся от сво­его нев­ро­за в хо­де те­ра­пев­тич. ра­бо­ты. Фрейд раз­де­лил пси­хич. рас­строй­ства на нев­ро­зы пе­ре­но­са и нар­цис­си­че­ские нев­ро­зы (в совр. клас­си­фика­ции – пси­хо­зы), при ко­то­рых не со­вер­ша­ет­ся пе­ре­нос ме­ж­ду па­ци­ен­том и ана­ли­ти­ком, и по этой при­чи­не они не под­да­ют­ся пси­хо­ана­ли­тич. ле­че­нию. Воз­ни­каю­щие в хо­де ле­че­ния пе­ре­нос и со­про­тив­ле­ние Фрейд счи­тал крае­уголь­ны­ми кам­ня­ми пси­хо­ана­ли­за.

    Искусство и психоанализ. Введение в основные темы и проблемы психоанализа Фрейда

    Рекомендуемые события

    Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

    Расскажите друзьям о событии

    Семинар Натальи Шапкиной

    Психоанализ занимает особое место среди открытий ХХ века. Методология этого учения, разработанного на рубеже веков австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, вышла далеко за пределы медицины. Психоанализ стал культурным феноменом, обсуждаемым в контексте проблем изобразительного искусства, кино, философии, моды, фотографии и других дисцип­лин. В процессе занятий мы попробуем понять, каким человеком был Зигмунд Фрейд, как он пришел к своим открытиям и почему именно в художественной среде они вызвали столь живой отклик. Мы остановимся на нескольких ключевых работах Фрейда, таких как «Толкование сновидений», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Леонардо да Винчи: воспоминание детства», «“Моисей” Микеланджело» и др. Отдельно мы уделим внимание тем психоаналитическим понятиям, которые стали важной частью современной эстетической теории и художественной критики.

    10 сентября. Введение в основные темы и проблемы психоанализа Фрейда

    17 сентября. Эстетическая теория Зигмунда Фрейда

    24 сентября. Эстетическая теория Жака Лакана

    1 октября. Психоанализ как метод современной художественной критики и кинокритики

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.