Расчет процентов при возврате налога: 360 или 365 дней. Возврат процентов по ставке рефинансирования

Расчет процентов при возврате налога: 360 или 365 дней?

При нарушении инспекцией срока возврата излишне уплаченного налога она обязана заплатить налогоплательщику проценты, начисленные на сумму переплаты. Ранее проценты рассчитывались исходя из 1/365 ставки рефинансирования. Однако не так давно ФНС России издала приказ, в соответствии с которым для излишне взысканных или уплаченных сумм применяется расчетная ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования 1 .

Вопрос применяемой налогоплательщиком и налоговой инспекцией методики расчета процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику излишне уплаченной им суммы налога на практике неоднократно поднимался и разрешался вполне определенным образом.
Следует отметить, что споры относительно методики расчета процентов за несвоевременный возврат налога касались не только распространенного вопроса о том, с какого момента нужно начислять проценты на сумму несвоевременно возвращенного или невозвращенного вовсе налога, но и вопроса о количестве дней в году и в месяце, которым необходимо руководствоваться при расчете процентов.
Напомним, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения инспекцией такого заявления 2 . В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется позже, чем через один месяц, то налоговая инспекция начисляет проценты на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок. Причем проценты уплачиваются налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата 3 . Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Возникновение споров относительно применяемой методики расчета процентов при несвоевременном возврате излишне уплаченного налога обусловлено тем, что Налоговый кодекс не содержит четких положений, указывающих на то, каким количеством дней в году и в месяце руководствоваться правоприменителю при расчете суммы процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных сумм.

Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14

При расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
Проценты начисляются до момента фактического исполнения денежного обязательства, определяемого исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства, если иное не установлено законом либо соглашением сторон.

Рассмотрим распространенные варианты расчета процентов, существовавшие в правоприменительной практике по налоговым спорам.

При расчете суммы процентов используется ставка 1/365
Налоговики в своей деятельности руководствовались положениями приказа ФНС России 4 , согласно которому при расчете сумм процентов надлежало руководствоваться 1/365 ставки рефинансирования на каждый день просрочки возврата налога, что подтверждалось формулой расчета процентов, содержащейся в указанном документе.
Однако Приказом № ММВ 7-8/[email protected] в формулу расчета сумм процентов внесены изменения. И теперь за каждый день просрочки возврата налога подлежит применению 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

При расчете суммы процентов подлежит применению ставка 1/360
Вопрос применения 1/360 ставки рефинансирования при расчете суммы процентов за каждый день несвоевременного возврата налога был урегулирован на уровне правоприменительной арбитражной практики 5 .
Арбитражные суды в многочисленных судебных актах, определяя размер суммы процентов, подлежащих уплате в пользу налогоплательщика, обоснованно исходили из 1/360 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. При этом они руководствовались положениями пункта 2 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 года № 13/14, в котором даны разъяснения по практике применения положений гражданского законодательства РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами. В соответствии с этим постановлением при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ число дней в году и месяце принимается равным 360 и 30 дням соответственно.
Таким образом, справедливо отметить, что ожидаемый эффект от внесения изменений в формулу расчета сумм процентов Приказом № ММВ 7-8/[email protected] — снижение споров налогоплательщиков и налоговых органов как в возможном досудебном, так и в судебном порядках, связанных с вопросом применения долей ставок рефинансирования Центрального банка РФ при расчетах суммы процентов, подлежащих уплате налогоплательщику за каждый день просрочки возврата налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 78
6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Сноски:
1 приказ ФНС России от 03.07.2013 № ММВ-7-8/[email protected] (далее — Приказ № ММВ-7-8/[email protected])
2 п. 6 ст. 78 НК РФ
3 п. 10 ст. 78 НК РФ
4 приказ ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/[email protected]
5 пост. ФАС МО от 19.08.2011 № Ф05-8034/11, от 27.04.2011 № Ф05-3123/11

Ставка рефинансирования 2020

Чаще всего с понятием «ставка рефинансирования ЦБ» бухгалтеры сталкиваются, когда речь идет о расчете пени, которые нужно уплатить в случае несвоевременного перечисления налогов и взносов (ст. 75 НК РФ, ст.26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). От значения ставки рефинансирования зависит сумма пени.

Зная, помимо прочих данных, размер ставки рефинансирования, бухгалтер всегда сможет:

  • проверить, правильно ли налоговики/работники Фондов начислили пени;
  • произвести самостоятельный расчет пени (например, это понадобится, если вы хотите избежать штрафа при подаче уточненной декларации с увеличенной суммой налога к уплате (п. 4 ст. 81 НК РФ).
  • Рассчитать сумму пени поможет наш Калькулятор.

    Значение ставки рефинансирования

    До 1 января 2016 г. ставка рефинансирования ЦБ имела собственное значение, а с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования стало приравниваться к значению ключевой процентной ставки (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У ).

    Значение ставки рефинансирования-2020

    Размер ставки рефинансирования в 2016-2020 гг. приведем в таблице:

    Период Размер ставки рефинансирования
    с 19.09.2016 по 26.03.2017 (включительно) 10%
    с 27.03.2017 по 01.05.2017 (включительно) 9,75%
    с 02.05.2017 по 18.06.2017 (включительно) 9,25%
    с 19.06.2017 по 17.09.2017 (включительно) 9%
    с 18.09.2017 по 29.10.2017 (включительно) 8,5%
    с 30.10.2017 по 17.12.2017 (включительно) 8,25%
    с 18.12.2017 по 11.02.2018 (включительно) 7,75%
    с 12.02.2018 по 25.03.2018 (включительно) 7,5%
    с 26.03.2018 по 16.09.2018 (включительно) 7,25%
    с 17.09.2018 по 16.12.2018 (включительно) 7,5%
    с 17.12.2018 по 16.06.2020 (включительно) 7,75%
    с 17.06.2020 по 28.07.2020 (включительно) 7,50%
    с 29.07.2020 по 08.09.2020 (включительно) 7,25%
    с 09.09.2020 7%

    Актуальный размер ключевой ставки (ставки рефинансирования) всегда можно найти на главной странице сайта ЦБР.

    В каких еще случаях не помешает знать размер ставки рефинансирование

    Допустим, вы представили в ИФНС декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, а также заявление о возврате НДС из бюджета. Налоговики подтвердили право на возмещение, но нарушили установленный срок возврата налога. В этом случае, вам полагаются проценты за несвоевременный возврат (п. 10 ст. 176 НК РФ). Так вот, в расчете суммы этих процентов также участвует ставка рефинансирования.

    Ключевая ставка или ставка рефинансирования: чем руководствоваться при расчете процентов

    Участники споров и суды при взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ традиционно применяют ставку рефинансирования. ЦБ РФ в сентябре 2013 г. ввел в оборот новый показатель — ключевую ставку, заявив одновременно об изменении роли ставки рефинансирования. На разрешении обычных экономических споров между компаниями это никак не сказывалось до тех пор, пока ключевая ставка в декабре 2014 г. не увеличилась до 17%. После этого многие истцы стали заявлять требования о взыскании процентов именно на основании этого показателя.

    Ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрена ст. 395 ГК РФ. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. По общему правилу размер процентов для компании определяется существующей в месте ее нахождения учетной ставкой банковского процента (на день исполнения денежного обязательства, а при взыскании долга в судебном порядке — на день предъявления иска или вынесения решения).

    В законодательстве нет понятия «учетная ставка». На практике для целей ст. 395 ГК РФ под термином «учетная ставка» понимается «процентная ставка рефинансирования» — именно такое разъяснение дали в 1996 г. высшие суды. Под ней понимается ставка процента при предоставлении Банком России кредитов коммерчес­ким банкам, которая используется в том числе для целей налогообложения, расчета пеней и штрафов.

    В 2013 г. ЦБ РФ ввел понятие «ключевая ставка», под которым понимается процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора (информация Банка России от 13.09.2013 «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России»). Эта ставка является основным индикатором денежно-кредитной политики. На введение ключевой ставки многие компании, не связанные с финансовой и банковской дея­тельностью, даже не обратили внимания. Возможно, такая ситуация продолжалась бы еще долго, если бы не экономичес­кий кризис и действия ЦБ РФ зимой 2014 г.

    Так, в связи с экономической ситуацией в стране Банк России значительно увеличил ключевую ставку, и с 16 декабря 2014 г. она выросла до 17% (еще в ноябре 2014 г. ее размер составлял 9,5%). Ставка рефинансирования, напротив, давно не пересматривалась и с 14 сентября 2012 г. замерла на одной отметке в 8,25%. Этим и решили воспользоваться некоторые компании.

    Одни суды приняли расчеты истцов по ключевой ставке…

    После увеличения ключевой ставки некоторые истцы, сориентировавшись в новых реалиях, стали формулировать исковые требования (или уточнять иски), предоставляя расчет процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из ключевой ставки (17%), а не ставки рефинансирования (8,25%). Необходимо заметить, что большинство случаев касались особого случая применения ст. 395 ГК РФ — взыскания процентов на случай неисполнения судебного акта (астрента).

    Истцы указывали, что в на­стоящее время в связи со сложившейся экономичес­кой ситуа­цией в стране Банком России введена ключевая ставка, равная 17%, и просили размер процентов определять от ключевой ставки. Причем в некоторых случаях истцы называли эту ставку учетной, а не ключевой, на что суды обращали внимание в решениях, уточняя, что изменилась именно ключевая ставка, размер же учетной ставки (ставки рефинансирования) остался прежним. Путаница в терминологии не мешала судам делать вывод, что взыскание процентов с учетом ключевой ставки в размере 17% вполне допустимо.

    Аргументация судов, удов­летворяющих требования истцов, как правило, скупая и ограничивается фразой «ввиду экономичес­кой ситуации в стране» (см. решение АС Алтайского края от 22.01.2015 по делу № А03-20221/2014, дополнительное решение АС г. Москвы от 04.03.2015 по делу № А40-108245/14).

    Однако в одном из споров суд, кроме этого, сделал ссылку на п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 22 «О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта». В этом пункте сказано, что суд указывает на взыс­кание процентов по ставке рефинансирования, если стороны не предоставят достаточных доводов, обосновывающих увеличение ставки на определенный размер. По мнению суда, в этом деле истец как раз привел такое обос­нование — указал на введение ключевой ставки, равной 17%. Учитывая отсутствие возражений ответчика по этому требованию, суд счел возможным взыскать проценты по ключевой ставке (решение АС Рес­публики Карелия от 30.01.2015 по делу № А26-8707/2014).

    В решении по другому спору суд дополнительно отметил, что ключевая ставка определена Банком России в качестве основного индикатора денежно-кредитной политики, а также сослался на предоставленную истцом информацию с сайтов двух крупных российских банков о том, что ставка по кредитам на момент рассмотрения дела составляет 17% и более (решение АС Алтайского края от 29.01.2015 по делу № А03-16426/2014).

    Такая позиция небесспорна, однако практика взыс­кания процентов по ключевой ставке за неисполнение судебного акта постепенно распространяется (решения АС Алтайского края от 13.02.2015 по делу № А03-19859/2014, от 27.02.2015 по делу № А03-23753/2014, от 18.02.2015 по делу № А03-23778/2014). В перечисленных делах ставка составляла не 17, а 15%, так как именно такой ее размер был установлен в период с 2 февраля по 16 марта 2015 г.

    …другие заняли консервативную позицию

    Как видно из приведенных примеров, тенденция применения ключевой ставки для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ набирает обороты. Однако вряд ли эту практику можно назвать превалирующей и сложившейся. Во-первых, на сегодняшний день отсутствуют позиции судов кассационных инстанций по этому вопросу. Во-вторых, многие суды первой и апелляционной инстанций придерживаются консервативной точки зрения и отказывают истцам во взыскании процентов, рассчитанных по ключевой ставке.

    Так, в одном из решений суд указал, что расчет процентов за пользование чужими денежными средствами с применением ключевой ставки является неправомерным, поскольку действующим законодательством для начисления процентов по ст. 395 ГК РФ не предусмот­рен (решение АС Свердловской области от 28.11.14 по делу № А60-37360/2014).

    Это решение оставлено без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015: доводы истца о том, что проценты следует взыскать по ключевой ставке ЦБ РФ в размере 17%, по мнению апелляции, являются необоснованными также в связи с тем, что в п. 51 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — постановление № 6/8) разъяснено, что в отношениях между организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка Российской Федерации по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования).

    Суды, придерживающиеся этой позиции, отмечают, что поскольку с 16 декабря 2014 г. изменена ключевая ставка, а не ставка рефинансирования, требования истца ­­ и удовлетворению не подлежат (решение АС г. Москвы от 15.01.2015 по делу № А40-131235/14, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2015 по делу № А40-131235/14, Пятнадцатого арбит­ражного апелляционного суда от 05.01.2015 по делу № А53-24413/2013).

    Какие перспективы?

    Сторона, заинтересованная в применении консервативного подхода (ответчик), может использовать перечисленные аргументы. Но есть как минимум два контраргумента, которые могут использовать истцы. Во-первых, в 1996 г., когда принималось постановление № 6/8, понятия «ключевая ставка» не существовало. Неопределенности, которая возникла сейчас, на тот момент не было.

    Во-вторых, ЦБ РФ планирует сделать центровой именно ключевую ставку. Так, в до­кумен­те «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» (утвержден ЦБ РФ), отмечается, что в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики Банк России будет использовать ключевую ставку, а к 1 января 2016 г. скорректирует ставку рефинансирования до уровня ключевой. До указанной даты ставка рефинансирования не будет иметь значения как индикатор денежно-кредитной политики и будет носить лишь справочный характер.

    В этом же до­кумен­те сказано, что в качестве плавающего компонента при расчете стоимости кредитов, предоставленных кредитным организациям по результатам аукционов, будет применяться значение ключевой ставки.

    Тем самым вероятность того, что в будущем именно ключевая ставка станет основой для расчета процентов, исключать нельзя.

    Ставка рефинансирования — размер в 2018 году

    Ставка рефинансирования — 2018 — какова ее величина в этом году и от чего она зависит. Рассмотрим эти вопросы далее.

    Зачем нужна ставка рефинансирования ЦБ РФ

    Значение ставки рефинансирования в 2018 году представляет интерес для налоговых правоотношений. Этот показатель достаточно широко используется в тексте НК РФ, и к нему есть отсылки в обеих частях кодекса.

    В части 1 НК РФ со ставкой рефинансирования связывается исчисление:

  • процентов:
    • по отсроченным налоговым платежам (п. 4 ст. 64);
    • по инвестиционному налоговому кредиту (п. 6 ст. 67);
    • пеней и процентов за задержку уплаты налога при нарушении условий предоставления инвестиционного налогового кредита (пп. 8, 9, 11 ст. 68);
    • пеней за просрочку перечисления налоговых платежей в бюджет (п. 4 ст. 75);
    • процентов, которые в адрес плательщика налогов начислит налоговая служба:
      • при блокировке счетов, осуществленной безосновательно (п. 9.2 ст. 76);
      • задержке возврата излишне сделанных налоговых платежей (п. 10 ст. 78);
      • возврате налога, оказавшегося взысканным излишне (п. 5 ст. 79);
      • несвоевременно направленном уведомлении о возможности симметричной корректировки (п. 5 ст. 105.18);
      • штрафов, налагаемых на банки за несвоевременный перевод средств по налоговым платежам (ст. 133, п. 1 ст. 135, п. 4 ст. 135.2).
      • В части 2 кодекса эта ставка участвует в определении:

        • суммы подпадающих под НДС процентов, начисляемых по товарному кредиту (подп. 3 п. 1 ст. 162);
        • процентов, уплачиваемых налоговым органом при несоблюдении им срока возмещения суммы НДС (п. 10 ст. 176, п. 10 ст. 176.1, п. 4 ст. 346.39) или акцизов (п. 7 ст. 203.1);
        • процентов, которые налогоплательщику придется заплатить в бюджет, если уже осуществленное возмещение ему налога (НДС или акциза) будет признано неправомерным (п. 17 ст. 176.1, п. 14, ст. 203.1);
        • подпадающего под НДФЛ дохода:
          • от матвыгоды в результате экономии на процентах по полученным в долг средствам (п. 2 ст. 212);
          • страховых выплат физлицу (подп. 2 п. 1 ст. 213);
          • операций с ценными бумагами (подп. 11 п. 10 ст. 214.1, п. 6 ст. 214.3);
          • процентов по банковским вкладам или ценным бумагам (ст. 214.2), а также по средствам, предоставляемым в пользование потребительскому кооперативу (ст. 214.2.1);
          • процентов, получаемых по договору займа (п. 5 ст. 214.4);
          • процентов, которые налоговому агенту придется уплатить физлицу при несвоевременном возврате ему оказавшейся удержанной из его дохода излишне суммы НДФЛ (п. 1 ст. 231, п. 2 ст. 231.1);
          • принимаемых в расходы для целей исчисления налога на прибыль процентов по долговым обязательствам (подп. 1 п. 1.2 ст. 269);
          • подпадающих под налог на прибыль доходов, получаемых негосударственными пенсионными фондами (п. 2 ст. 295);
          • пеней, начисляемых плательщику НДПИ при несоблюдении им условий применения коэффициента, отвечающего способу добычи кондиционной руды черных металлов (п. 3 ст. 342.1), или коэффициента, определяющего сложность условий, в которых добывается нефть (п. 8 ст. 342.2).
          • Со сходными с относящимися к части 1 НК РФ целями (проценты при отсрочке, пени при просрочке, проценты при возврате плательщику, штрафы, налагаемые на банки) ставку рефинансирования в 2018 году использует и закон «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, посвященный вопросам страховых взносов, уплачиваемых на травматизм.

            Ставка рефинансирования ЦБ — что это такое и кто ее устанавливает

            Что же характеризует ставку рефинансирования? Под ее величиной подразумевается годовой процент, под который Центробанк предоставляет средства в кредит обычным банкам.

            До сентября 2013 года этот показатель был единственным, регулировавшим вопрос кредитных отношений между банками. 13.09.2013 Центробанком в применение была добавлена еще одна ставка — ключевая, рассчитанная на более короткий промежуток времени действия (1 неделя) и учитывающая проценты, устанавливаемые не только за выдачу кредитов, но и по вкладам, принимаемым ЦБ РФ от обычных банков.

            До 2016 года обе ставки действовали параллельно, имея существенную разницу как в частоте установления применяемого значения каждой из них, так и в конкретной величине одновременно действовавших ставок. С 2016 года ставка рефинансирования считается равной ключевой ставке (указание Банка России от 11.12.2015 № 3894-У). По этой причине, говоря о ставке рефинансирования на сегодня, имеют в виду ключевую ставку. На момент установления их равенства (01.01.2016) ставка рефинансирования значительно выросла — с 8,25% до 11%.

            Динамику изменения ставки рефинансирования смотрите в публикации «Информация о ставке рефинансирования ЦБ РФ».

            Вместе с тем отказ от понятия ставки рефинансирования на текущий момент оказывается проблематичным в силу широкого использования ее в основном налоговом документе — НК РФ.

            Установление обеих ставок — прерогатива Центробанка. Разницу между ними в период одновременного применения определяло то, что изменение ставки рефинансирования могло происходить как несколько раз за год, так и 1 раз за несколько лет, а уровень ключевой ставки достаточно динамичен, т. е. меняется часто (до 5–6 раз в год). Максимальное значение (17%) ключевая ставка имела на начало 2015 года, а с тех пор она неуклонно снижается.

            Ставка рефинансирования ЦБ-2018 и ее значение на сегодня

            Каков же уровень ставки рефинансирования ЦБ РФ в 2018 году и на сегодня?

            К началу 2018 года ее значение, ориентирующееся на показатель ключевой ставки, было равно 7,75% (информация Банка России от 15.12.2017). За текущий год эта величина уже поменялась дважды — каждый раз в сторону снижения:

          • с 12.02.2018 до 7,5% (информация Банка России от 09.02.2018);
          • с 26.03.2018 до 7,25% (информация Банка России от 23.03.2018).
          • Таким образом, на сегодня ставка рефинансирования ЦБ РФ соответствует 7,25%.

            Поскольку ключевая ставка, с уровнем которой у ставки рефинансирования на настоящее время существует тождество, отражает динамику финансовых процессов, происходящих в стране (в первую очередь, инфляционных), то обновление ее происходит часто, и следует ожидать, что к концу 2018 года ее величина будет отличаться в ту или иную (большую или меньшую) сторону от ныне действующего ее значения 7,25%.

            Итоги

            Ставка рефинансирования ЦБ РФ — один из важнейших показателей, задействованных в расчетах, приводимых в НК РФ и в законе № 125-ФЗ. Несмотря на то что устанавливающий ее орган (Центробанк) с 2016 года отказался от использования этой ставки, заменив ее на другую (ключевую), в НК РФ отсылка к ставке рефинансирования сохранена. Поэтому величину последней просто привязали к уровню ключевой ставки. На текущий момент ставка рефинансирования соответствует 7,25%, но вероятно, она до конца года будет в очередной раз изменена.

            О применении ставки рефинансирования

            О применении ставки рефинансирования

            Ставка рефинансирования — это ставка кредита, устанавливаемая Банком России, под которую осуществляется кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей (ст. 40 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (далее по тексту — Закон о ЦБ РФ) (в ред. Федеральных законов от 26.04.95 N 65-ФЗ, 27.12.95 N 210-ФЗ, 27.12.95 N 214-ФЗ, 20.06.96 N 80-ФЗ, 27.02.97 N 45-ФЗ, 28.04.97 N 70-ФЗ, 04.03.98 N 34-ФЗ, 31.07.98 N 151-ФЗ).

            Само понятие “рефинансирование” подразумевает инвестирование прежде всего инвестированных ранее денежных средств. Поэтому ставка рефинансирования отличается от иных подобных инструментов тем, что исключает начисление сложных процентов: при ее расчете и установлении предполагается, что ставка уже включает сложный процент.

            Изначально ставка рефинансирования Банка России являлась чисто банковской категорией и применялась в сфере банковских расчетов.

            С началом рыночных преобразований резко и непредсказуемо стала развиваться инфляция (справедливости ради следует заметить, что инфляция не является необходимым атрибутом перехода к рынку — она обусловлена изменениями структуры общественного производства и структуры потребления). В связи с этим появилась необходимость в универсальном показателе для оценки степени инфляции, который мог бы применяться во всех отраслях производственной сферы и сферы обращения, а также в сфере банковского и финансового капитала.

            В качестве такого универсального показателя и была выбрана ставка рефинансирования Банка России. В конце статьи приведены таблицы, характеризующие ее размер по отдельным временным периодам. Нетрудно заметить, что суммарная ставка за истекший период — семь лет и пять месяцев — существенно (примерно на порядок) ниже реального уровня инфляции. Это объясняется тем, что рентабельность финансового капитала экономически должна быть ниже рентабельности промышленного капитала. При этом необходимо учесть, что реальная ставка кредита, под который организациями могут быть получены инвестиции, будет еще выше. Таким образом, с экономической точки зрения, ставка рефинансирования должна быть существенно ниже уровня инфляции. Тем не менее на сравнительно небольших промежутках времени (до одного года) использование этой ставки для корректировки расчетов может дать вполне удовлетворительный результат. Что касается использования ставки за пределами отчетного года, то, по мнению автора, должен использоваться обычный метод дисконтирования — то есть с начала нового года действующая ставка должна не складываться со ставками, действующими в отчетном году, а умножаться. Еще раз обращаем внимание на то, что это — мнение автора и законодательно такая позиция нигде не закреплена.

            В настоящее время для аналогичных целей, кроме ставки рефинансирования, активно используется индекс-дефлятор. Но, во-первых, этот показатель стал применяться не с начала перехода к рыночным отношениям, а только с 1995 года, а во-вторых, сфера его использования довольно ограничена — реализация имущества, принадлежащего ор-ганизации.

            Таким образом, ставка рефинансирования — это в настоящее время единственный реальный инструмент корректировки денежных расчетов практически во всех отраслях производства и обращения, а также при некоторых видах расчетов между физическими лицами.

            Ниже приводятся некоторые примеры применения ставки рефинансирования Банка России.

            Наиболее активно и последовательно ставка рефинансирования Банка России используется в сфере обращения банковского капитала. Помимо того, что под эту ставку предоставляются кредиты другим субъектам банковской системы, встречаются еще несколько случаев использования этого инструмента.

            Статьей 38 Закона о ЦБ РФ Банку России предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации при нарушении нормативов обязательных резервов сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

            Статья 31 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 “О банках и банковской деятельности” регулирует взаимоотношения кредитной организации и ее клиентов:

            ”. в случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России”.

            Статьей 8 Федерального закона от 25.02.99 N 40-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” устанавливается порядок оказания финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

            “ѕфинансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может быть оказана в форме размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России”.

            Статьей 26 Федерального закона N 40-ФЗ установлено, что в случае введения моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (на срок не более трех месяцев) проценты по ставке рефинансирования Банка России начисляются на сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория, без учета начисленных процентов, а также примененных неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

            В связи с принятием части первой Налогового кодекса РФ (далее по тексту — НК РФ) с 1 января 1999 года ставка рефинансирования Банка России в банковской сфере применяется дополнительно в следующих случаях:

            — при нарушении срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора:

            в соответствии со ст. 133 НК РФ нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки;

            — при неисполнении банком решения о взыскании налога:

            в соответствии со ст. 135 НК РФ неисполнение банком в установленный срок инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении со счета налогоплательщика или налогового агента при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты суммы налога, включая пени, влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

            По налоговым отношениям, возникающим в процессе осуществления банками своей деятельности, ставка рефинансирования Банка России применяется еще в одном случае, предусмотренном п. 2.6 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (далее по тексту — Инструкция N 37). Речь идет о выдаче работникам банка ссуды, уровень процентной ставки по которой ниже той, которая обычно применяется банком для сторонних клиентов. При этом в целях налогообложения валовая прибыль увеличивается по таким ссудам на сумму компенсации разницы в процентах. Сумма компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка, определяется по средневзвешенному проценту, рассчитанному по всем ссудам, выданным юридическим и физическим лицам по состоянию на 1-е число месяца, в котором получены ссуды вышеуказанными лицами. Если банк не может обеспечить расчеты средневзвешенного процента по выданным ссудам на 1-е число месяца, сумма компенсации может быть определена исходя из учетной ставки Банка России, действовавшей на дату выдачи ссуды физическому лицу, увеличенной на три пункта.

            Исчисление и уплата налогов

            После принятия части первой НК РФ сфера применения ставки рефинансирования Банка России существенно расширилась. Кроме применения при определении размера санкций за налоговые правонарушения, допущенные банками, она применятся в следующих случаях:

            А . При предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

            В соответствии с п. 4 ст. 64 НК РФ при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Следует обратить внимание на то, что проценты начисляются только в случае, если отсрочка или рассрочка предоставлена по одному из двух оснований:

            1) если этому лицу угрожает банкротство в случае единовременной выплаты им налога;

            2) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

            Б . При предоставлении налогового кредита

            Согласно п. 6 ст. 65 НК РФ, если налоговый кредит предоставлен по основанию угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

            В . При предоставлении инвестиционного налогового кредита

            В данном случае использование ставки рефинансирования Банка России несколько иное. Статьей 67 НК РФ установлено, что в договоре об инвестиционном налоговом кредите не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Банка России.

            Но в соответствии со ст. 68 НК РФ, если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавший за период от заключения до расторжения указанного договора.

            В случае если инвестиционный налоговый кредит получен для выполнения организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или оказания особо значимых услуг населению и договорные обязательства организацией нарушены, она также обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму. Разница состоит в том, что для таких организаций срок уплаты увеличен — три месяца вместо 30 дней.

            Г . При зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога

            Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени регулируется ст. 78 НК РФ. Пунктом 9 данной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение двух недель со дня подачи заявления о возврате.

            При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

            Процентная ставка принимается равной ставке Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

            Аналогичный порядок предусмотрен ст. 79 НК РФ для корректировки сумм излишне взысканного налога, сбора, а также пени. Разница с предыдущей ситуацией заключается в том, что здесь предполагается бесспорное взимание налога. Поэтому проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания (а не по прошествии двух недель), по день фактического возврата. Процентная ставка также принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.

            Д . При осуществлении платежей налога на прибыль

            До 1997 года практически все организации уплачивали налог на прибыль по авансовой системе. Начиная с 1 января 1997 года организациям предоставлено право самостоятельно решать продолжать использовать такую схему уплаты налога или переходить на ежемесячные платежи.

            В случае если организация использует авансовый способ уплаты, то в соответствии с п. 5.2 Инструкции N 37 разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России.

            Для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.

            Если ставка рефинансирования меняется динамично, данная схема уплаты становится действенным фактором, побуждающим предприятия к совершенствованию налогового планирования. В настоящее время, когда ставка рефинансирования Банка России не менялась в течение 10 месяцев, следует признать, что использование авансовой системы более выгодно организации, нежели бюджету. Фактически получается, что организация получает за счет бюджета кредит на сумму заниженных налоговых платежей под процент, равный ставке рефинансирования Банка России. В реальных условиях получить кредит на таких условиях практически невозможно.

            Применение льготы по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства ограничено следующим условием (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль”):

            “. при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма на-лога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет”.

            Е . Налоги и платежи при исполнении соглашения о разделе продукции (НДС)

            В последнее время законодательные органы активно разрабатывают документы, необходимые для реального применения положений Федерального закона от 30.12.95. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”.

            Статьей 13 данного Закона установлено:

            “. в случае, если законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления не преду-смотрено освобождение инвестора от взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, часть прибыльной продукции, являющаяся долей инвестора в соответствии с условиями соглашения, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты налогов, сборов, иных обязательных платежей и уточненную на сумму, рассчитанную исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в истекшем периоде”.

            В развитие данного положения Федеральным законом от 10.02.99 N 32-ФЗ «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”» в ст. 7 Федерального закона от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” внесены изменения, которыми предусмотрен возврат сумм налога, уплаченного инвестором и подлежащего зачету, с уточнением суммы, подлежащей возврату, исходя из ставок рефинансирования Банка России, действовавших в соответствующем истекшем периоде.

            Справедливости ради следует отметить, что данный подход (правда, пока только к суммам излишне уплаченного или взысканного налога) заложен в части первой НК РФ в отношении всех плательщиков (а не только участников соглашения о разделе продукции).

            Осуществление таможенных платежей

            Пунктом 11 письма ГТК России от 28.07.95 N 01-13/10735 “О взимании таможенных платежей” было предусмотрено использование ставки рефинансирования Банка России при предоставлении отсрочки или уплате таможенных платежей. Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.99 N ГКПИ 99-58 данное письмо признано недействующим.

            Формирование себестоимости
            продукции (работ, услуг)

            Другой известной сферой применения ставки рефинансирования Банка России является отнесение на затраты производства и обращения процентов за пользование банковским кредитом. В соответствии с Положением о составе затрат для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта.

            Статьей 13 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ “О газоснабжении” установлено, что при включении в федеральный фонд резервных месторождений газа, поиск и разведку которого организация провела за счет собственных средств, указанная организация получает компенсацию из средств федерального бюджета в размере фактически произведенных затрат и прибыли, равной величине ставки рефинансирования Банка России.

            Расчеты по договору займа

            Статьей 809 ГК РФ предусмотрено, что займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца, а если займодавцем является юридическое ли-цо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

            Приватизация государственного имущества

            В соответствии с п. 1.4 Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 15.02.94 N 342-р критерием выбора победителя конкурса является максимальный объ-ем инвестиций, определяемый как общая величина инвестиций (независимо от формы внесения), дисконтированная с учетом срока осуществления инвестиций по ставке рефинансирования Банка России, действующей на дату подведения итогов конкурса.

            Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты продавцы федерального имущества, продавцы государственного имущества субъектов Российской Федерации и продавцы муниципального имущества (далее по тексту — продавцы имущества) уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.

            Применение положений
            статьи 395 ГК РФ

            Статья 395 ГК РФ предусматривает ответственность за пользование чужими денежными средствами. Данной статьей установлено, что за пользование чужими денежными средствами подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ставкой, существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

            Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен более короткий срок для начисления процентов.

            Более детально порядок использования ставки рефинансирования Банка России разъ-яснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 (далее по тексту — ВАС РФ) от 08.10.98 “О практике применения положений Гражданского Кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами”. В частности, п. 2 данного постановления установлено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Банка России число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.

            Это уточнение является весьма важным, так как нормативными и разъясняющими документами МНС России, Минфина России и Минэкономики России предлагается в расчетах использовать продолжительность календарного года, равную 365 дням, а продолжительность месяца, равную продолжительности соответствующего месяца по календарю.

            Обобщая эту ситуацию, можно сделать вывод, что на практике, продолжительность года, равная 360 дням, принимается для экономических расчетов (при планировании и т.п.), а равная 365 дням — для финансовых расчетов (расчеты с бюджетом).

            Еще одна особенность использования ставки рефинансирования Банка России при расчетах за пользование денежными средствами состоит в том, что в соответствии с п. 3 упомянутого постановления N 13/14, в общем случае при взыскании процентов применяется учетная ставка банковского процента на день фактического исполнения денежного обязательства (уплаты долга), если договором не установлен иной порядок определения процентной ставки. Но судам предоставлено право самим определять, какую учетную ставку банковского процента следует применить: на день предъявления иска или на день вынесения решения суда.

            Верховный Суд РФ и ВАС РФ рекомендуют отдавать предпочтение той учетной ставке банковского процента (на день предъявления иска или на день вынесения решения судом), которая наиболее близка по значению к учетным ставкам, существовавшим в течение всего периода просрочки платежа (если за время неисполнения денежного обязательства учетная ставка банковского процента изменялась).

            Исполнение федерального бюджета

            Статьей 55 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1999 год” предусмотрена возможность предоставления Правительством РФ финансирования некоторых расходов на условиях возвратности и платности. Это:

            расходы на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в первую очередь сельскохозяйственных товаропроизводителей, с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона;

            закупки сельскохозяйственной продукции в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе в объеме потребностей, которые не могут быть обеспечены рыночными механизмами, — на срок до одного года с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона;

            расходы на развитие межфермерской кооперации в порядке, установленном Правительством РФ на срок до четырех лет, с уплатой процентов за пользование предо-ставленными средствами в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день вступления в силу данного Федерального закона.

            Упомянутым Законом ответственность за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета установлена также с применением ставки рефинансирования Банка России. Статьей 60 предусмотрено, что за подобное нарушение взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России, действующей в течение срока использования бюджетных средств не по целевому назначению в 1999 году.

            За просрочку уплаты основной суммы долга, а также процентов за пользование средствами федерального бюджета, предо-ставленными на возвратной основе, начисляется и взимается пени в размере одной трехсотой действующей в течение 1999 года ставки рефинансирования Банка России за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств.

            Статьей 132 указанного выше Закона Правительству РФ предоставлено право за счет дополнительных доходов федерального бюджета предоставлять бюджетные ссуды под высокоэффективные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, на срок не более шести месяцев с уплатой процентов за пользование предоставленными средствами в размере одной третьей действующей на день вступления в силу настоящего Федерального закона ставки рефинансирования Банка России.

            Исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц

            В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” сумма материальной выгоды, полученной в качестве процентов и выигрышей по вкладам в банках в размерах, превышающих суммы, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в период существования вклада, подлежит налогообложению у источника вы-платы отдельно от других видов доходов.

            Кроме того, если суммы страховых вы-плат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму исходя из ставки рефинансирования на момент заключения договора страхования, материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов.

            Наряду с этим подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной из двух третей ставки рефинансирования, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.

            Порядок определения сумм материальной выгоды уточнен инструкцией Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 «По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”».

            При получении процентов и выигрышей по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, сумма материальной выгоды определяется следующим образом.

            Сумма материальной выгоды по рублевым вкладам исчисляется как положительная разница между суммой начисленного дохода по ставке, определенной условиями договора банковского вклада, и суммой дохода, рассчитанной по этому вкладу исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада, за который производится начисление процентов. Если в течение периода, за который начисляются проценты, учетная ставка Банка России изменялась, то при расчете необлагаемой суммы начисленных процентов за этот период учитываются ставки рефинансирования, по-следовательно действовавшие в течение соответствующего календарного периода, за который начисляются проценты. При этом вновь установленная ставка рефинансирования, учитываемая в целях налогообложения материальной выгоды, применяется начиная с расчетного месяца, следующего за месяцем ее изменения.

            Налогообложение материальной выгоды определяется ежегодно в течение всего срока пользования заемными средствами по истечении каждого расчетного месяца исходя из разницы между исчисленной суммой процентов по ссуде в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в течение периода пользования рублевыми заемными средствами, и суммой фактически уплаченных процентов по этой ссуде за истекший период отчетного года. Если же уплата процентов по заемным средствам не осуществлялась, расчет производится исходя из суммы процентов в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России.

            В качестве приложений к данной статье приводится следующий справочный материал:

            даты и номера телеграмм, которыми устанавливались соответствующие ставки рефинансирования Банка России;

            справочная таблица для определения ставок рефинансирования Банка России в целях финансовых расчетов (продолжительность года принята равной 365 дням);

            справочная таблица для определения ставок рефинансирования ЦБ РФ в целях экономических расчетов и определения процентов за пользование чужими денежными средствами (продолжительность года принята равной 360 дням).

            Даты и номера телеграмм ЦБ РФ по установлению ставок рефинансирования

            Срок установления ставки

            Размер ставки рефинансирования (%, годовых)

            Документ, в котором сообщена ставка

            с 24.07.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 24.07.98 N 298-У

            с 29.06.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 26.06.98 N 268-У

            с 05.06.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 04.06.98 N 252-У

            с 27.05.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 27.05.98 N 241-У

            с 19.05.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 18.05.98 N 234-У

            с 16.03.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 13.03.98 N 185-У

            с 02.03.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 27.02.98 N 181-У

            с 17.02.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 16.02.98 N 170-У

            с 02.02.98

            Телеграмма ЦБ РФ от 30.01.98 N 154-У

            с 11.11.97

            Телеграмма ЦБ РФ от 10.11.97 N 13-У

            с 06.10.97

            Телеграмма ЦБ РФ от 01.10.97 N 83-97

            с 16.06.97

            Телеграмма ЦБ РФ от 13.06.97 N 55-97

            с 28.04.97

            Телеграмма ЦБ РФ от 24.04.97 N 38-97

            с 10.02.97

            Телеграмма ЦБ РФ от 07.02.97 N 9-97

            с 02.12.96

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.96 N 142-96

            с 21.10.96

            Телеграмма ЦБ РФ от 18.10.96 N 129-96

            с 19.08.96

            Телеграмма ЦБ РФ от 16.08.96 N 109-96

            с 24.07.96

            Телеграмма ЦБ РФ от 23.07.96 N 107-96

            с 10.02.96

            Телеграмма ЦБ РФ от 09.02.96 N 18-96

            с 01.12.95

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.11.95 N131-95

            с 24.10.95

            Телеграмма ЦБ РФ от 23.10.95 N 111-95

            с 19.06.95

            Телеграмма ЦБ РФ от 16.06.95 N 75-95

            с 16.05.95

            Телеграмма ЦБ РФ от 15.05.95 N 64-95

            с 06.01.95

            Телеграмма ЦБ РФ от 05.01.95 N 3-95

            с 17.11.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 16.11.94 N 199-94

            с 12.10.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 11.10.94 N 192-94

            с 23.08.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 22.08.94 N 165-94

            с 01.08.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.07.94 N 156-94

            с 30.06.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.06.94 N 144-94

            с 22.06.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.94 N 137-94

            с 02.06.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.94 N 128-94

            с 17.05.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 16.05.94 N 121-94

            с 29.04.94

            Телеграмма ЦБ РФ от 28.04.94 N 115-94

            с 15.10.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 14.10.93 N 213-93

            с 23.09.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 22.09.93 N 200-93

            с 15.07.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 14.07.93 N 123-93

            с 29.06.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 28.06.93 N 111-93

            с 22.06.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 21.06.93 N 106-93

            с 02.06.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 01.06.93 N 91-93

            с 30.03.93

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.03.93 N 52-93

            с 23.05.92

            Телеграмма ЦБ РФ от 22.05.92 N 01-156

            с 10.04.92

            Телеграмма ЦБ РФ от 10.04.92 N 84-92

            с 01.01.92

            Телеграмма ЦБ РФ от 29.12.91 N 216-91

            Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 01.01.92 по 01.06.99 для фнансовых расчетов (длительность года принимается равной 365 дням)

            Как не стать жертвой процентов. Разбираем основания и порядок начисления процентов по ст. 317.1 и ст. 395 ГК РФ

            — Вы довольно пошлый человек,— возражал Бендер,— вы любите деньги больше, чем надо.
            — А вы не любите денег? — взвыл Ипполит Матвеевич голосом флейты.
            — Не люблю.
            — Зачем же вам шестьдесят тысяч?
            — Из принципа!
            (из к/ф «12 стульев»)

            Не только в Налоговый кодекс РФ вносятся десятки изменений за год. Гражданский кодекс также не остается без внимания. Мы часто обращаем внимание на новинки корпоративного законодательства, сегодня речь пойдет о более обыденных вещах — процентах за просрочку исполнения денежного обязательства. Статья 395 ГК РФ известна не только юристам, но и предпринимателям, ведь правило о необходимости уплачивать пени исходя из ставки рефинансирования долгое время было само собой разумеющимся. Изменения в порядок начисления процентов по ст.395 ГК РФ вносились дважды, с разницей менее года.

            Дабы упростить Вам жизнь и уберечь от ошибок в таких мелочах, влияющих на выстраивание отношений с контрагентами при формулировании условий договоров, проясним некоторые моменты в части начисления так называемых «законных процентов».

            Проценты за неисполнение денежного обязательства ст. 395 ГК РФ.

            Начиная с 01.06.2015г. и, рискнем ограничить срок, по 24.03.2016г. в применении данной статьи существовала путаница, усугублявшаяся еще и появлением статьи 317.1 ГК РФ. Федеральным законом от 08.03.2015г. № 42-ФЗ был введен новый порядок — проценты по ст. 395 стали рассчитываться не на основе ставки рефинансирования, а в соответствии со «средними ставками» банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора. Изменения порядка расчетов касались правоотношении?, возникших уже после после 1 июня 2015 г. Банк России ежемесячно обновлял показатели банковских процентов для расчета по ст. 395 ГК РФ, и за каждыи? период просрочки проценты, в случае необходимости, нужно было рассчитывать по своему показателю.

            Очевидно, что данный порядок был неудобным, поэтому уже с 01.08.2016г. проценты по ст. 395 ГК РФ предписано рассчитывать по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Поясним, что фактически ключевая ставка заменила собой ставку рефинансирования, поэтому смело можно утверждать, что произошел возврат к старому порядку начисления процентов за пользование чужими денежными средствам, который действовал до 01.06.2015 г.

            Обозначим периоды, в которые действовали разные правила расчета процентов за неисполнение денежного обязательства по ст. 395 ГК:

            за периоды, возникшие до 31.05.2015, — считаем по действовавшей ставке рефинансирования;

            с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. — по средним ставкам банковского процента для физических лиц, в т.ч. и за неисполнение денежного обязательства, возникшего на основании заключенного до 01.06.2015г. договора, в отношении периодов просрочки, имевших место с 01.06.2015г., а

            с 01.08.2016г. по настоящее время — по ключевой ставке Банка России.

            Однако инои? размер процентов можно установить в самом договоре, что и рекомендуем сделать для упрощения себе жизни на случай необходимости воспользоваться ст. 395 ГК. При установлении иной ставки в договоре необходимо указать, что речь идет именно о процентах по ст. 395 ГК РФ, в противном случае речь может идти о неустои?ке, которая исключает применение ст. 395, если иное не закреплено сторонами в договоре (п. 4 ст. 395 ГК РФ). Раньше такого указания в ГК не было, а значит начисление процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) и неустойки (ст.330 ГК РФ) не противоречило друг другу.

            Имейте ввиду, что в судебном процессе размер взыскиваемой неустойки и процентов за неисполнение денежного обязательства могут быть уменьшены судом в случае несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям неисполнения обязательства в соответствии со ст. 333 ГК РФ. Пределы уменьшения размера взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствам установлены п. 6 ст. 395 ГК РФ: суд не может уменьшить проценты по ст. 395 ГК РФ, если кредитором применен их расчет, установленный в самом кодексе (то есть исходя из ключевой ставки). Если же договором предусмотрен иной порядок расчета процентов, суд может уменьшить размер взыскиваемой суммы по заявлению должника, но при этом возможность уменьшения ограничена размером процентов, который получился бы при применении расчета, указанного в п. 1 ст. 395 ГК РФ. Аналогичное ограничение в части уменьшения размера неустойки по ст. 333 ГК РФ давало бы еще больше гарантий дисциплинированности в части исполнения обязательств и понимания, есть ли смысл взыскивать штрафные санкции в суде.

            Теперь перейдем к статье 317.1 ГК РФ

            Данная статья «дебютировала» как новая норма Гражданского кодекса РФ с 01.06.2015 г. и вплоть до 01.08.2016г. воспринималась как «кривое зеркало» 395-й статьи. С 01 августа 2016 года действует ее новая редакция:

            В случаях, когда законом или договором предусмотрено, что на сумму денежного обязательства за период пользования денежными средствами подлежат начислению проценты, размер процентов определяется действовавшей в соответствующие периоды ключевой ставкой Банка России (законные проценты), если иной размер процентов не установлен законом или договором.

            п.1 ст. 317.1 Гражданского кодекса РФ

            Проценты по ст. 317.1 ГК РФ применяются к отношениям, участниками которых являются как коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, так и физические лица (с 01.08.2016г.) и начисляются только на денежные обязательства в следующем порядке:

            с 01.06.2015 по 31.07.2016 — «автоматически», за исключением случаев, когда неприменение предусмотрено законом или договором, независимо от нарушения сторонами своих обязательств по договору по ставке рефинансирования,

            с 01.08.2016 только в случае, если это предусмотрено законом или договором, по ключевой ставке.

            Денежные обязательства возникают, прежде всего, у покупателей (заказчиков). Продавец (исполнитель) также может быть обязан платить данные проценты, но только в случае возникновения обязанности возврата ранее полученного аванса. Сам факт получения аванса не будет являться основанием возникновения денежного обязательства и ст. 317.1 применять не нужно (Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2015 г. N 03-03-РЗ/67486). В этом же письме от 09.12.2015г. Минфин, кроме прочего, разъяснил, что проценты, начисленные по ст. 317.1 автоматически или по соглашению сторон подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

            После появления этой нормы правоприменитель почему-то стал считать право начислить проценты по ст. 317.1 ГК РФ обязанностью и долгое время указывал хозяйствующим субъектам на то, что применение этой нормы обязательно и отказаться от «автоматически» начисленных процентов можно только путем прощения долга, а момент начала начисления процентов по ст. 317.1 должен определятся моментом окончания оказания услуг/выполнения работ. Наличие условий об отсрочке отнюдь не является препятствием для начисления процентов. Все понимали, что эта позиция лишена здравого смысла, но не всегда могли доказать обратное.

            С 01.08.2016 г. стороны решают самостоятельно, применять ст. 317.1 ГК РФ к своим отношениям или нет, а не судорожно исключают ее действие в договорах. И начисляют проценты, в случае применения, с момента, когда у покупателя (заказчика) возникло денежное обязательство оплатить товар (работу, услугу), а он оплату не произвел (образовалась просрочка).

            Одно неприятное замечание: по тексту закона, изменяющего редакцию ст. 317.1, не содержится норм по действию статьи во времени, а значит в период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. проценты будут начисляться «автоматически» по редакции нормы, действовавшей в указанный период. Так что, если переделали все договоры, то это совсем не зря. Скажем больше — лучше подстраховаться и «обезвредить» эту статью на период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г. в договорах, в которых этого сделано не было — воспользоваться п. 2 ст. 425 ГК РФ и распространить отмену/ограничение деи?ствия ст.317.1 на денежные обязательства, возникшие (и исполненные) в прошлом.

            По-прежнему существует риск, что, не обратив внимания на ст. 317.1 ГК РФ при исполнении договора, заключенного в период с 01.06.2015г. по 31.07.2016г., однажды добросовестный покупатель (заказчик) может обнаружить требование об уплате процентов по денежному обязательству. Например: при оплате товара (работ, услуг) с отсрочкой платежа с суммы 10 млн покупатель (заказчик) должен платить 2 260 рублей в день. И для этого, судя по всему, не нужно нарушать сроки оплаты!

            Также одна из сторон по договору может столкнуться с доначислениями по налогу на прибыль в связи с «обязательным» начислением законных процентов. Конечно, суммы небольшие и поводом для проведения проверки они не станут, однако в ходе уже начавшейся проверки это обернется неприятным дополнением к требованиям налогового органа.

            Основное назначение нормы ст. 317.1 ГК РФ — это установление платы за пользование денежными средствами, и в этом ее принципиальное отличие от ст. 395 ГК РФ. В ГК РФ эти статьи всегда находились в разных главах: ст. 317.1 в главе «Исполнение обязательств», а ст. 395 в главе «Ответственность за нарушение обязательств» ГК РФ.

            Пленум Верховного Суда своим Постановлением № 7 от 24.03.2016г. окончательно пресек все споры по части правовой природы статей 395 и 317.1 ГК РФ, указав в п. 53, что, в отличие от процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, проценты, установленные статьей 317.1 ГК РФ, не являются мерой ответственности, а представляют собой плату за пользование денежными средствами и начисление с начала просрочки процентов по ст. 395 ГК РФ не влияет на начисление процентов по статье 317.1 ГК РФ.

            Предусмотрев в договоре проценты как по ст.317.1, так и по ст.395 ГК РФ, исчисляемые по ключевой ставке (сейчас 10 %), «кредитовать» своего недобросовестного контрагента по договору вы будете уже как минимум по ставке 20% годовых. А если еще предусмотреть в договоре одновременное существование неустойки по ст. 394 и процентов по ст. 395 ГК, то вряд Ваш контрагент рискнет затягивать с исполнением своих обязательств по договору. Учитывая существование вероятности снижения в судебном порядке неустойки (ст. 333 ГК) и пересчета по ключевой ставке процентов по статье 395 ГК, ст. 317.1 ГК может выступить своеобразной гарантией получения Вами такой платы за пользование денежными средствами, которая будет соответствовать условиям рынка кредитных продуктов. Более того, при определении очередности погашения требований по денежному обязательству сумма процентов по 317.1 будет взыскана ранее суммы основного долга.

            Для эффективного использования ст. 317.1 включите в договор пункт, к примеру, такого содержания:

            Проценты, предусмотренные статьей 317.1. ГК РФ, начисляются на неисполненные в срок, установленный договором, денежные обязательства. Проценты начисляются с начала возникновения просрочки исполнения денежного обязательства и до момента его фактического исполнения. Начисление с начала просрочки процентов по ст. 395 ГК РФ и(или) неустойки не влияет на начисление процентов по статье 317.1 ГК РФ

            БОльшая подробность и детализация в части применения и расчета процентов по ст. 317.1 ГК, а также возможность прописать в договоре свои правила применения и размера гражданско-правовых мер ответственности заставляют более детально и тщательно прорабатывать условия договоров, налагают на стороны больше самостоятельности в части обсуждения условий сотрудничества, позволяют предусмотреть свой вариант и тщательно продумать все возможные последствия.

            Читайте так же:  Оплаченный штраф все еще висит на сайте ГИБДД: что делать и как доказать что платил 2020 год. Убрать штраф из гис гмп
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.