Гражданско-правовой договор 223-фз. Гражданско-правовой договор 223-фз

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Контракт или договор заключается по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»? В каких случаях заключается контракт, а в каких — договор?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Наименование документа, подписанного между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не регламентирует вопрос о том, как должен называться гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам таких закупок. Гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам соответствующих закупок, во всех случаях именуется в Законе N 223-ФЗ «договором». Термин «контракт» упоминается в Законе N 223-ФЗ применительно к случаям исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), по которым бюджетное учреждение или унитарное предприятие являются исполнителями (пп. «б» п. 4 и пп. «б» п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
Однако изложенное не означает, что договоры, заключаемые заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не могут именоваться «контрактами» или, например, «соглашениями». Законодательство не предусматривает специальных требований к наименованию таких договоров, равно как и каких-либо последствий использования произвольного («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.) наименования документа, подписываемого по результатам закупки. Напомним также, что согласно положениям ГК РФ (которыми в силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг) значение при толковании договора (в том числе в целях квалификации отношений между сторонами) имеет прежде всего его содержание. Наименование же заключенного между сторонами соглашения по существу не имеет юридического значения (смотрите ст. 431 ГК РФ, а также, например, постановление Четвертого ААС от 12.03.2020 N 04АП-7557/18, постановление АС Центрального округа от 25.01.2017 N Ф10-5492/16 по делу N А68-10978/2015, постановление Семнадцатого ААС от 17.08.2017 N 17АП-9571/17).
Таким образом, то обстоятельство, как поименован документ («контракт», «договор», «соглашение» и т.п.), подписанный между заказчиком и контрагентом по результатам закупки, осуществленной в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не имеет юридического значения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Гражданско-правовой договор 223-фз

Заключение подготовлено экспертами «Гарантированного результата»

Вопрос:

Распространяется ли Закон о закупках на договоры гражданско-правового характера с физическими лицами (на оказание услуг по уборке, охране помещений)?

_______________________________________________________________________________________________
По итогам проведенного анализа, предлагаем Вам правовую позицию по ситуации:

Заключение любых гражданско-правовых договоров с физическими лицами подпадает под действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Правовое подтверждение предложенной позиции:

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) этот Закон устанавливает общие принципы закупки и основные требования к закупке товаров, работ, услуг субъектами, перечисленными в ч. 2 ст. 1 данного Закона (далее — заказчики). В их число входят и государственные унитарные предприятия (пп. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), которые обязаны применять положения указанного закона с 1 января 2012 года (ч. 1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятия «закупка», и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Однако из некоторых указаний этого Закона, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.

Также Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятий «товары», «работы», «услуги». Обращаем внимание, что ч. 1 ст. 2 этого Закона при закупке заказчики руководствуются, помимо данного закона, в частности, Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними положениями о закупке. Т.е. Закон N 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, и речь в нем идет о заключении именно гражданско-правовых договоров. *(1)

Соответственно, представляется очевидным, что под действие Закона N 223-ФЗ подпадает заключение видов договоров, определяемых Гражданским кодексом РФ, как «выполнение работ», в том числе договоров на оказание услуг по уборке, охране помещений и т.д., регулируемых главой 38 ГК РФ.*(2)

При этом Закон N 223-ФЗ не ограничивает сферу своего действия заключением гражданско-правовых договоров именно с юридическими лицами. Более того, из ч. 5 ст. 3 этого Закона можно увидеть, что он распространяется и на заключение договоров с физическими лицами.

Отношения, на которые не распространяется действие Закона N 223-ФЗ, указаны в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Каких-либо ограничений в части заключения гражданско-правовых договоров с физическими лицами Закон не содержит.

Цель закупки не имеет значения для определения необходимости применения Закона N 223-ФЗ, заказчики обязаны проводить закупки товаров, работ, услуг с учетом положений Закона N 223-ФЗ независимо от того, проводятся ли такие закупки для собственных нужд организаций либо для исполнения заключённых ею договоров (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 2 сентября 2011 г. N Д28-317).*(3)

Поэтому предприятие должно при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая , что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Именно положение о закупке регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Среди способов закупки упоминается и закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также — контрагент) (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). При этом право заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки и условия применения этого способа не поставлены Законом о закупках в зависимость от каких-либо иных обстоятельств, в том числе цены заключаемого договора (суммы закупки), однородности приобретаемых товаров (работ, услуг), отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и так далее. Не ограничивает это право и требование ч. 4 ст. 3 Закона о закупках осуществлять в электронной закупку товаров, работ и услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ (смотрите, в частности, п. 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).*(4)

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить в положении любые способы закупок и условия их применения, в том числе установить, что договоры с физическими лицами, на оказание услуг по уборке, охране помещений и т.д., заключаются только с единственными контрагентами (или по итогам любой удобной для заказчика конкурентной процедуры). *(5)

В заключение отметим, что предложенная позиция по Вашей ситуации основана на анализе законодательства, разъяснений государственных органов, аналитических материалов.

15.09.16.

Ответ подготовил:

Читайте так же:  Как распечатать ЭЦП на бумаге. Как распечатать договор с эцп

Эксперт «Правовой поддержки» ГАРАНТ

Авдюшкина Евгения

тел. 37-43-82

Ответ прошел контроль качества

*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

*(2) Гражданский кодекс РФ;

*(3) Письмо Минэкономразвития РФ от 2 сентября 2011 г. N Д28-317);

*(4) Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 N 616;

*(5) Вопрос: ФГУП выполняет научно-исследовательских работы, опытно-конструкторские и технологические работы в рамках государственных контрактов и выступает в качестве головного исполнителя. Для выполнения указанных работ ФГУП привлекает соисполнителей — юридических и физических лиц. Подпадают ли договоры подряда, заключаемые с физическими лицами, под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если оплата по данным договорам начисляется из фонда оплаты труда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.).

Заключение контракта по 223-ФЗ с физическим лицом

Бюджетное учреждение (вуз) заключает договор на выполнение работ и собирается произвести расчеты не деньгами, а имуществом, товаром. Договор на сумму до 100 тыс. Руб.
Правомерно ли заключение бюджетным учреждением с физическим лицом в соответствии с положением о закупках договора ценой до 100 тыс. руб., расчеты по которому будут производиться товаром?

С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ) граждане и юридические лица вправе заключить любой гражданско-правовой договор и определить его условия по своему усмотрению, если это не противоречит императивным нормам законодательства (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В частности, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).

Возмездный договор характеризуется наличием встречного предоставления, которое сторона по договору должна получить от другой стороны за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Как следует из этой нормы, встречное предоставление по договору может быть выражено и в неденежной форме.

Отсюда следует, что стороны вправе заключить договор, по которому одна из них обязуется выполнить для второй стороны определенные работы, а другая в качестве встречного предоставления передаст первой стороне определенный товар.

Такой договор с учетом правил толкования договора (ст. 431 ГК РФ) в зависимости от конкретных его условий и существа регулируемых им отношений может быть квалифицирован как смешанный, содержащий элементы подряда и купли-продажи (п. 3 ст. 421 ГК РФ, п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 № 69, постановления ФАС Поволжского округа от 26.01.2006 № А57-134б/04-32, Шестнадцатого ААС от 31.03.2011 № 16АП-462/11), или как договор, не предусмотренный законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ).

Однако заказчик, руководствующийся Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ), в том числе и бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с этим Законом на основании ч.ч. 2, 3 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, должен учитывать положения и Закона № 223-ФЗ.

Хотя определения понятия “закупка” Законом № 223-ФЗ не дано, а официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, из некоторых указаний этого Закона (в частности п. 3 ч. 9 ст. 4, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ) следует, что главным элементом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимаются процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение.

Понятий “поставка товаров”, “выполнение работ” и “оказание услуг” Закон № 223-ФЗ также не раскрывает. Однако, поскольку согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке заказчики руководствуются, помимо данного Закона, в частности, Гражданским кодексом РФ, то есть Закон № 223-ФЗ является частью гражданского законодательства, можно сделать вывод, что под действие этого Закона совершенно точно подпадает заключение договоров, описываемых Гражданским кодексом РФ как “поставка товаров”, регулируемых параграфом 3 главы 30 ГК РФ, “выполнение работ”, регулируемых главами 37, 38 ГК РФ, “оказание услуг”, регулируемых главой 39 ГК РФ и главами, перечисленными в п. 2 ст. 779 ГК РФ, – то есть возмездные договоры, по которым заказчик получает предоставление в неденежной форме.

При этом Закон № 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок и основные требования к ним. Исчерпывающего перечня способов закупки, критериев применения тех или иных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя, требований к возможным видам содержанию договоров, которые заключаются в рамках закупок, в том числе о форме оплаты, данный Закон не содержит. Закупочную деятельность заказчика регламентирует положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Следовательно, заказчики, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, должны приобретать любые товары (работы, услуги) в соответствии с требованиями, установленными эти Законом. И поскольку по вышеописанному договору заказчик в любом случае приобретает работы, такой договор должен подпадать под действие этого Закона.

Вместе с тем следует заметить, что по контексту норм Закона № 223-ФЗ очевидно, что этот Закон, безусловно, рассчитан на урегулирование порядка приобретения товаров, работ, услуг за оплату денежными средствами (смотрите, например, п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, Закон № 223-ФЗ очевидным образом устанавливает приоритет конкурентных способов закупки, прежде всего – торгов, конкурсов и аукционов (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом само существо торгов предполагает внесение несколькими лицами – участниками закупки различных предложений, которые могут оцениваться по единым критериям, унифицированным критериям, в частности по цене. При этом предложение по цене в неденежной форме принципиально крайне затруднительно унифицировать ввиду различия свойств различных товаров (вещей), возможного наличия у товаров (вещей) разных видов различных, в разной степени индивидуализирующих признаков (например, зерно в подавляющем числе случаев индивидуализируется только до уровня товарной партии, в то время как автомобиль может быть индивидуализирован до уровня конкретной единицы, определяемой не только заводскими номерами шасси, кузова, двигателя, но и величиной пробега, степенью износа и т.п.). Предложение же по цене на аукционе по определению может быть сделано только в денежной форме.

В связи с этим, на наш взгляд, в отношении возможности заключения договоров, по которым встречное исполнение предоставляется в неденежной форме, заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, допустимы следующие принципиальные подходы:
– они не могут заключаться ввиду того, что условия согласования их условий противоречат принципам закупки, установленным Законом № 223-ФЗ;
– их заключение не подпадает под действие Закона № 223-ФЗ;
– их заключение допустимо в пределах, определяемых нормами Закона № 223-ФЗ и установленными ими принципами, при осуществлении закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя либо в тех определяемых положением о закупке случаях, когда предмет закупки или свойства требуемого встречного предоставления позволяют корректно провести закупку конкурентным способом.

Первый подход, на наш взгляд, не может стать принятым на практике при ныне существующем состоянии законодательства, поскольку такое ограничение правоспособности юридических лиц, то есть их прав приобретать права и принимать на себя обязанности путем заключения договоров согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ может быть установлено только законом.

Второй подход ныне отражен в единичных разъяснениях государственных органов относительно одного из вида договоров такого рода – договора мены (письмо Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № Д28и-3443) и примерах судебной практики (решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2014 по делу № А82-17011/2013 (правомерность данного решения постановлением Второго ААС от 03.04.2015 № 02АП-1713/15 и постановлением АС Волго-Вятского округа от 26.06.2015 № Ф01-2285/15)). Однако ввиду вышеизложенных доводов в пользу распространения действия Закона № 223-ФЗ на такие договоры нельзя быть уверенными, что этот подход останется неизменным.

Третий подход, на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует духу закона, поскольку, снимая в положительную сторону вопрос о распространении Закона № 223-ФЗ на договоры такого рода, он позволяет увязать его с требованиями разумности и добросовестности. Однако какой-либо поддержки данного подхода в разъяснениях государственных органов или примерах правоприменительной практики нам найти не удалось.

Отметим, что все вышеперечисленные сложности не проявляются при заключении заказчиком двух разных договоров, по одному из которых он приобретает необходимые ему товары, работы или услуги, а по другому – предоставляет поставщику, подрядчику, исполнителю иное предоставление в неденежной форме, проводя впоследствии зачет взаимных встречных требований. При этом формально оба договора должны содержать условие об оплате поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг денежными средствами.

Читайте так же:  Долги и выезд за границу. Судебные приставы красноярск ленинский район телефон

В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Закон № 223-ФЗ не содержит правил, запрещающих зачет встречных требований заказчиком или его контрагентом. Поскольку такой зачет прекращает обязательства сторон, а не приводит к возникновению нового обязательства (по поставке товара, выполнению работы или оказанию услуги), сам по себе он не является объектом закупки и не требует проведения закупочных процедур. Соответственно, в отношении договоров, заключенных в соответствии с правилами Закона № 223-ФЗ, допускается исполнение встречных обязательств способом зачета встречных требований, о чем свидетельствует и судебная практика (решение АС Краснодарского края от 03.04.2015 по делу № А32-961/2015).

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Возможно ли заключение бюджетным организациям гражданско-правового договора с физическими лицами с учетом 223 ФЗ и 44 ФЗ

Ситуация:

В учреждении в рамках оказании платных услуг работали специалисты, которые были оформлены по договору подряда. Заработная плата данным лицам выплачивалась ежемесячно согласно акту выполненных работ. Данные специалисты не являлись штатными работниками учреждения и заработная плата выплачивалась им с внебюджетных средств учреждения по 226 статье.
В настоящее время в рамках ФЗ №223 от 18.07.2011 «О закупках, товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Положения о закупках товаров, работ и услуг МБУК «РМОМЦ», возникает вопрос, имеем ли мы право заключать тот же договор подряда с данными работниками, либо мы должны выбрать иную правовую форму договора? Если нет, то какая правовая форма договора в данном случае применима? (Просим выслать образец предполагаемого договора).
Какая правовая форма договора применима к данным работником при их трудоустройстве, если планируется выплата заработной платы по 211 статье.
(Просим выслать образец предполагаемого договора и иных локально-нормативных актов, таких как штатное расписание, Положение об оплате труда и др.).

Ответ:

С января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее ФЗ-223). Путем установления общих принципов закупки товаров, работ, услуг и основных требований к закупке товаров, работ и услуг новый Закон призван упорядочить закупочную деятельность отдельных видов юридических лиц, в частности бюджетных учреждений.

При наличии «Положения о закупке», принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанного Федерального закона и правового акта закупки:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Действие ФЗ-223 распространяется на закупку товаров, работ, услуг организациями, указанными в части 2 статьи 1 данного закона, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 указанного закона.
Таким образом, закупка любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в порядке, установленном законом о закупках, вне зависимости, например, от того:
будут ли расходоваться собственные денежные средства заказчика либо денежные средства, полученные заказчиком в качестве возмещения понесенных им расходов, за исключением случаев, когда заказчик будет являться получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
связаны ли закупки с обеспечением регулируемого либо иного вида деятельности.
Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного закона, является исчерпывающим (часть 4 статьи 1 ФЗ-223).

(Письмо ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12 «О разъяснении по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ-44), который также регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 15 ФЗ-44 бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Таким образом, начиная с 2014 года бюджетное учреждение вправе проводить закупки, руководствуясь нормами ФЗ-223. В иных случаях, осуществляя закупочную деятельность, бюджетные учреждения должны руководствоваться нормами ФЗ-44.

Поскольку в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ гражданско-правовые договоры бюджетных организаций осуществляются в форме контракта, полагаем, что для дальнейшей работы с данными работниками необходимо включить их в штат учреждения и заключить с ними трудовой договор.

В соответствии с Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на 211 подстатью КОСГУ относятся расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством, в том числе: выплаты, надбавки, оплата отпусков, иные выплаты.

Таким образом, полагаем, что если планируется выплата заработной платы по ст. 211 Вам необходимо заключить с работниками трудовой договор.

Юрисконсульт Д.С. Исаева
Январь 2014

Договоры ГПХ в совокупном годовом объеме закупок

Включаются ли договоры ГПХ по ст. 226, а так же взносы в ПФР, ФФОМС по этим договорам, в совокупный годовой объем закупок?

Как составить план?график 2020 по новым правилам

Если источником финансового обеспечения данной закупки являются субсидии из бюджета, они должны осуществляться в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Как правило, договоры ГПХ бюджетные учреждения заключают при так называемых малых закупках, а именно — на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Если договор ГПХ является договором подряда с физическим лицом, то он подпадает под действие Закона № 44-ФЗ и включается в совокупный годовой объем закупок. При этом необходимо учитывать, что этот договор не должен быть по сути трудовым и регулировать трудовые отношения.

Страховые взносы в силу ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не могут быть включены в цену контракта. А значит, не могут быть удержаны заказчиком при непосредственной оплате физическому лицу и подлежат оплате самим заказчиком в установленном порядке. Соответственно не включаются в совокупный годовой объем закупок.

Договор до 100 тыс: контракт или гражданско-правовой договор

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Ответ

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

http://vip.1gzakaz.ru/#/document/118/32024/Обращаем внимание, что в соответствии с Законом о контрактной системе, до вступления в силу изменений, предусмотренных в Законе №140-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, предусматривал следующие положения:

После вступления в силу Закона № 140-ФЗ, а именно с 04.06.2014 г., п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе был изменен и устанавливает, что:

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Читайте так же:  Обзор: мобильные приложения для расчета транспортного налога. Транспортный налог приложение

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Вместе с тем, напоминаем, что согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе под гражданско-правовым договором понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе (далее — контракт).

Читайте также:

В свою очередь, согласно п. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Однако, как было указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, для целей применения данного Закона все гражданско-правовые договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (государственные и муниципальные контракты), а также гражданско-правовые договоры, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе объединены под одним понятием «контракт», поэтому под данным понятием (контрактом) будут подразумеваться как гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, так и государственные и муниципальные контракты. Соответственно к гражданско-правовым договорам бюджетных учреждений также будут применяться все положения Закона о контрактной системе, относящиеся и к государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, исходя из того, что по результатам закупки должен быть заключен контракт, то если заказчик является бюджетным учреждением — при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе он должен заключать гражданско-правовой договор и соответственно именовать договор гражданско-правовым договором.

В случае, если заказчик является казенным учреждением, то при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе ему следует заключать государственный (муниципальный) контракт и соответственно именовать такой гражданско-правовой договор государственным (муниципальным) контрактом.

О других важных вопросах по данной теме вы можете узнать, подписавшись на журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Необходимость включения договора ГПХ в план-закупок и план-график

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад ежемесячно заключает договор гражданско-правового характера с физическим лицом на выполнение работ по ведению дополнительного занятия — кружок «Мастерская гнома» (основы ручного труда с бумагой способом оригами). Необходимо ли договор ГПХ как закупку включать в план закупок и план-график в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Необходимо, если на оплату тратятся деньги детского сада. Закупки вначале включаются в план закупок, а потом уже в план-график. Закон № 44-ФЗ регулирует отношения направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Договор с единственным поставщиком до 100 тыс. по Закону № 44-ФЗ именуется как контракт или как гражданско-правовой договор?

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) устанавливает, что:

закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Вместе с тем, напоминаем, что согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

При этом, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ под гражданско-правовым договором понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт).

В свою очередь, согласно п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Однако, как было указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, для целей применения данного Закона все гражданско-правовые договоры, заключенные от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования (государственные и муниципальные контракты), а также гражданско-правовые договоры, заключенные бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ объединены под одним понятием «контракт», поэтому под данным понятием (контрактом) будут подразумеваться как гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, так и государственные и муниципальные контракты. Соответственно к гражданско-правовым договорам бюджетных учреждений также будут применяться все положения Закона № 44-ФЗ, относящиеся и к государственным (муниципальным) контрактам, заключаемым государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, исходя из того, что по результатам закупки должен быть заключен контракт, то если заказчик является бюджетным учреждением — при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ он должен заключать гражданско-правовой договор и соответственно именовать договор гражданско-правовым договором.

В случае, если заказчик является казенным учреждением, то при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ему следует заключать государственный (муниципальный) контракт и соответственно именовать такой гражданско-правовой договор государственным (муниципальным) контрактом.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.