Налог на добычу полезных ископаемых учет. Налог на добычу полезных ископаемых учет

Налог на добычу полезных ископаемых учет

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация занимается добычей песка. Данный вид деятельности является сезонным. Организация определяет налоговую базу по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
1. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, в тех периодах, когда добыча отсутствует (под расходами на добычу полезных ископаемых понимаются расходы на охрану месторождения в период, когда добыча песка на нем не производится)? Использовать счет 97, а в месяце, когда будет произведена добыча, учитывать в расходах, при этом вся эта сумма расходов будет входить в налоговую базу по расчету НДПИ?
2. В зимний период, когда добыча отсутствует, помимо общехозяйственных расходов у организации будут расходы по охране месторождения. Как учитывать данные расходы? Также через 97 счет до момента начала добычи?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на охрану месторождения в период, когда на нем не ведутся работы по добыче полезных ископаемых, могут учитываться на 97 счете как расходы будущих периодов.
Указанные затраты учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых и, как следствие, при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых.

Обоснование позиции:

1. Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) установлены ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При этом п. 19 ПБУ 10/99 предусмотрено, что расходы признаются в отчете о финансовых результатах:
— с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);
— путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;
— по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (доходов) или поступление активов;
— независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;
— когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее — Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Причем приведенный в Инструкции перечень затрат, которые относятся к расходам будущих периодов (затраты, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером и т.д.), не является исчерпывающим. Расходами будущих периодов могут быть признаны и другие затраты, если они относятся к будущим отчетным периодам.
Согласно Инструкции учтенные на счете 97 затраты списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
Отметим, что до 01.01.2011 п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (далее — Положение N 34н), утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, было предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
С 01.01.2011 п. 65 Положения N 34н изложен в новой редакции, согласно которой затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
На наш взгляд, изменения, внесенные в п. 65 Положения N 34н приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н, не исключают возможность применения счета 97 в целях бухгалтерского учета затрат, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
Так, в письме Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01 указано, что на счете 97 могут быть отражены существенно различающиеся по характеру затраты, произведенные аудируемым лицом в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. В письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 (текст письма доступен в сети Интернет) разъяснено, что в случае, если какие-либо затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и др.), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Можно также отметить, что в соответствии с п. 37 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д), которые не признаны утратившими силу, в период сезонных перерывов в работе все затраты на обслуживание производства и управление представляют собой расходы будущих периодов.
В рассматриваемом случае организация несет затраты на охрану месторождений с тем, чтобы обеспечить их сохранность и возможность осуществления на этих месторождениях в период выполнения сезонных работ деятельности по добыче полезных ископаемых. Поскольку такие затраты необходимы для осуществления производственной деятельности организации в будущих отчетных периодах, они, по нашему мнению, могут быть квалифицированы как затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам. Поэтому мы полагаем, что затраты на охрану месторождений возможно включать в состав расходов будущих периодов и учитывать на счете 97. Полагаем, что эти затраты могут признаваться в составе расходов по обычным видам деятельности с момента начала добычи песка на месторождении. В связи с этим в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 97 Кредит 60 (70)
— затраты на охрану месторождений включены в состав расходов будущих периодов;
Дебет 20 (23 и т.д.) Кредит 97
— списана в расходы по обычным видам деятельности часть затрат на охрану месторождений (с начала выполнения работ по добыче песка).
Применяемый порядок учета необходимо закрепить в учетной политике организации.

2. Налог на добычу полезных ископаемых

В силу пп. 1 п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по общему правилу определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со ст. 340 НК РФ.
В случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (пп. 3 п. 1, абзац первый п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций (абзац второй п. 4 ст. 340 НК РФ).
В абзаце третьем п. 4 ст. 340 НК РФ перечислены виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого. К ним, в частности, относятся расходы на оплату труда, определяемые в соответствии со ст. 255 НК РФ, за исключением расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых, а также прочие расходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 263, 264 и 269 НК РФ, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых (пп.пп. 2, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества.
Таким образом, расходы на охрану имущества организации, осуществляемую как с привлечением сторонних организаций, так и силами работников самой организации, относятся к расходам, которые учитываются при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, при условии, что такие расходы связаны с добычей полезных ископаемых.
Поскольку в рассматриваемом случае охрана месторождения направлена на обеспечение его сохранности в период, когда в связи с сезонным характером деятельности работы на месторождении не выполняются, и, как следствие, необходима для нормального производства работ по добыче полезных ископаемых в период, когда работы возобновятся, полагаем, что расходы на охрану учитываются при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях определения налоговой базы по НДПИ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как НДПИ отразить в учете и перечислить в бюджет

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату НДПИ учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по НДПИ» (Инструкция к плану счетов).

Налог на добычу полезных ископаемых относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Сумму исчисленного НДПИ отражайте в составе расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца (п. 16 и 18 ПБУ 10/99).

При начислении и уплате НДПИ делайте проводки:

Дебет 20 (21, 23) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»

– начислен налог на добычу полезных ископаемых;

Дебет 68 субсчет «Расчет по НДПИ» Кредит 51

– уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 21, 23 и 68).

Порядок отражения НДПИ при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму НДПИ включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Момент учета расходов на уплату НДПИ при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация применяет метод начисления, то расходы на уплату НДПИ включите в базу по налогу на прибыль в момент его начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Если организация применяет кассовый метод, то уплаченный НДПИ нужно признать в расходах в день его перечисления в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении расходов на уплату НДПИ. Организация применяет общую систему налогообложения

ЗАО «Альфа» добывает нефть на территории России на основании лицензии.

При расчете налога на прибыль организация применяет метод начисления. Налог рассчитывает помесячно.

Сумма НДПИ, которую нужно перечислить в бюджет за август, составила 781 613 руб. Эту сумму организация перечислила 25 сентября. Весь объем полезного ископаемого, добытого в августе, был реализован в этом же месяце.

Начисление и уплату НДПИ бухгалтер «Альфы» отразил следующим образом.

Дебет 20 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДПИ»
– 781 613 руб. – начислен НДПИ за август;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДПИ» Кредит 51
– 781 613 руб. – перечислен НДПИ в бюджет за август.

При расчете налога на прибыль за сентябрь бухгалтер включил сумму начисленного НДПИ (781 613 руб.) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Из-за различий в отражении сумм НДПИ в бухгалтерском и налоговом учете могут возникнуть временные разницы (п. 11 и 12 ПБУ 18/02). Например, такое может произойти, если в бухгалтерском учете сумма НДПИ была учтена в фактической себестоимости продукции, которую организация реализовала после завершения отчетного (налогового) периода.

УСН

Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Если организация применяет упрощенку и платит единый налог с доходов, то при расчете налоговой базы сумму НДПИ не учитывайте (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, НДПИ включите в состав расходов (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Неуплаченный НДПИ при расчете единого налога не учитывайте.

Читайте так же:  Алексей Юрьевич. Природоохранительные законы рф

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД расходы в виде НДПИ не влияют.

Сроки уплаты

Исчисленную сумму НДПИ перечислите в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 344 НК РФ). Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ).

Последний срок уплаты НДПИ может приходиться на нерабочий день. В таком случае налог нужно перечислить в бюджет на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Куда перечислять налог

По общему правилу сумму НДПИ нужно перечислить в бюджет того субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, используемый организацией на основании лицензии (п. 2 ст. 343 НК РФ). На территории именно этого субъекта РФ организация зарегистрирована в качестве плательщика НДПИ (п. 1 ст. 335 НК РФ).

После зачисления НДПИ территориальные управления Казначейства России самостоятельно распределяют его сумму между уровнями бюджетов в зависимости от вида полезного ископаемого, добываемого организацией (ст. 58, 61, п. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).

Если организация добывает полезные ископаемые на участке недр, расположенном за пределами территории России, то НДПИ перечислите в бюджет того субъекта РФ, на территории которого зарегистрирована сама организация (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Если организация имеет несколько участков недр на территории одного субъекта РФ, то НДПИ по всем этим участкам перечислите в бюджет муниципального образования, в котором организация поставлена на учет в качестве плательщика НДПИ. Об этом сказано в письмах Минфина России от 12 декабря 2013 г. № 03-06-05-01/54697 и ФНС России от 7 апреля 2014 г. № ГД-4-3/6391.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Подробнее об этом см. Как правильно заполнить платежное поручение на уплату налогов (взносов ).

Код ОКТМО укажите в соответствии с полученным организацией уведомлением о постановке на учет в инспекции в качестве плательщика НДПИ ( форма 9-НДПИ-1 ).

Уплата при ликвидации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате НДПИ исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

– задолженность гражданам, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью при травме на производстве);

– долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;

– задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата при реорганизации

Если происходит реорганизация, перечислить НДПИ необходимо:

– организации, возникшей при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);

– организации, возникшей при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);

– организации, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);

– организациям, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму НДПИ должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

При реорганизации в форме выделения обязанность по уплате налога к правопреемникам не переходит. Исключением является тот случай, когда в результате выделения реорганизованная организация не имеет возможности исполнить в полном объеме эту обязанность. В этом случае по решению суда выделившиеся организации могут солидарно нести обязанность по перечислению налогов. Такие правила установлены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговый период по НДПИ при реорганизации, создании или ликвидации организации согласуйте с налоговой инспекцией по месту учета (п. 4 ст. 55 НК РФ). Поскольку сроки уплаты налогов не изменяются, правопреемник должен перечислить НДПИ не позднее 25-го числа месяца, следующего за согласованным с налоговой инспекцией налоговым периодом (п. 3 ст. 50, ст. 344 НК РФ).

Ответственность

Внимание: если НДПИ перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых организаций горнорудной промышленности

В соответствии со статьей 334 главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие недр дано в Законе о недрах:

«Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

В соответствии со статьей 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности или заключать договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр.

Фактически взаимоувязка текста статьи 9 Закона о недрах и статьи 334 НК РФ означает, что если у недропользователя отсутствует лицензия на право пользования недрами, то нет и обязанности по уплате НДПИ (пункт 1 статьи 17 НК РФ). Не стоит забывать о статье 51 Закона о недрах и Распоряжении Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами», где отмечено, что хозяйствующий субъект, пользующийся недрами без соответствующей лицензии, обязан возместить государству причиненные убытки. Причем возмещение таких убытков производится исходя из ставок НДПИ.

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ (подпункт 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика НДПИ, по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Если участок недр находится на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ (по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДПИ не подается.

Как указывалось ранее, налогоплательщик, которому предоставляются в пользование недра, обязан получить лицензию. Статья 11 Закона о недрах устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод определенного земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, которое определяет необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Законом о недрах.

Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами». В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

При этом статьей 12 Закона о недрах определено, что лицензия на право пользования недрами должна содержать:

u данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

— данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

— указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

— указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

— сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

— условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

— согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

— соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

— условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

— порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

С 1 января 2005 года утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (Приказ МПР Российской Федерации от 24 января 2005 года №23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения»).

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (пункт 7 статьи 85 НК РФ).

Как ранее указывалось к пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»:

«при определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых».

В соответствии с пунктом 2 статьи 335 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если та добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Иными словами, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерации у другого государства, в соответствии с межгосударственным соглашением переданном ей в пользование, то она уплачивает НДПИ по месту своего нахождения. Если организация осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и поэтому плательщиком по данному налогу она не является.

Определение и границы континентального шельфа установлены Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Читайте так же:  Законодательная база Российской Федерации. Приказ минфина от 21.12.2012 171н с изменениями

Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемых ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).

В соответствии с пунктом 3 статьи 335 НК РФ особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков НДПИ определяются Минфином Российской Федерации. На момент написания настоящей книги соответствующий документ финансовым ведомством не принят, поэтому хозяйствующие субъекты вправе пользоваться Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:

· форма №9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

· форма №9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

· форма №9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Согласно статье 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются:

— полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

— полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту (техническим условиям) организации (пункт 1 статьи 337 НК РФ).

Полезным ископаемым не может быть признана продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются, в частности: товарные руды (подпункт 4 пункта 2 статьи 337 НК РФ), полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) (подпункт 5 пункта 2 статьи 337 НК РФ).

Так, на частный вопрос налогоплательщика о правильности определения им в качестве добытого полезного ископаемого (объекта налогообложения по НДПИ) вольфрамовой и флюоритовой руды, работники финансового ведомства разъяснили (Письмо Минфина Российской Федерации от 28 февраля 2006 года №03-07-01-04/05), что виды добытых полезных ископаемых, перечисленные в подпунктах 4,5 пункта 2 статьи 337 НК РФ, в целях обложения НДПИ должно соответствовать следующим нормам, а именно:

— являться продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17, которая в техническом проекте на разработку месторождения определена как результат указанной разработки;

— продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров первой по своему качеству должна последовательно соответствовать одному из стандартов.

Следовательно, при условии направления полезных компонентов многокомпонентной комплексной руды внутри организации на дальнейшую переработку извлекаемые из данной руды вольфрамовый и флюоритовый концентраты могут являться полезными компонентами указанной руды и, соответственно, при соблюдении всех вышеперечисленных норм могут быть признаны добытыми полезными ископаемыми.

Пунктом 2 статьи 336 НК РФ определено, что не признается объектом налогообложения в целях исчисления НДПИ.

Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождения углеводородного сырья. Стоимость и методы определения количества добытых полезных ископаемых определяются в соответствии со статьями 339, 340 НК РФ.

В соответствии со статьей 339 НК РФ существует два метода определения количества добытого полезного ископаемого – прямой и косвенный. Косвенный метод применяется в случае невозможности использования прямого метода как способа определения количества добытого полезного ископаемого посредством снятия показаний с измерительных приборов и устройств.

Отметим, что применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого должен быть закреплен в учетной политике организации, и применяться в течение всей деятельности по добыче конкретного полезного ископаемого.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, то есть разницы между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Статья 339 НК РФ устанавливает особый порядок определения количества добытого полезного ископаемого при разработке коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений драгоценных металлов и оценки стоимости добытых драгоценных металлов.

Так в соответствии с пунктом 4 статьи 339 НК РФ при извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 года №731 утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее — Правила).

Согласно пункту 7 Правил в добывающих организациях, учет драгоценных металлов и драгоценных камней при добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении, если это возможно с учетом условий технологических процессов извлечения, обогащения, дальнейшей переработки, опробовании и анализа минерального сырья, содержащего в драгоценных металлах.

Учет драгоценных металлов, входящих в состав продуктов переработки минерального и вторичного сырья, при передаче их на аффинаж осуществляется в перерасчете на массу химических, чистых драгоценных металлов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинаж драгоценных металлов — это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам.

Учет драгоценных камней в добывающих организациях ведется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении при проведении ими самостоятельной сортировки, первичной классификации и первичной оценки.

Те добывающие организации, которые не имеют возможности осуществлять сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, передают их по договору в Гохран Российской Федерации для проведения указанных операций. При этом, первичный учет драгоценных камней ведется в стоимостном выражении в соответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждому месторождению отдельно. После проведения в Гохране Российской Федерации операций по сортировке, очистки, взвешивания, классификации и оценку драгоценных камней вносятся соответствующие уточнения в учет драгоценных камней по массе, качеству и в стоимостном выражении.

Пунктом 6 статьи 339 НК РФ определено, что количество добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 337 НК РФ как полезные компоненты, содержащиеся в добытой многокомпонентной комплексной руде, определяется как количество компонента руды в химически чистом виде.

Организация занята добычей многокомпонентной комплексной руды. Предположим, что за отчетный период было добыто 3 тонны. Результаты химического анализа показали, что в добытой руде содержится:

Исходя из этих данных количество полезных компонентов, содержащихся в руде, для целей налогообложения составит:

· Молибдена – 1,2 тонны (3 тонны х 40%);

· Меди — 0,45 тонны (3 тонны х15%);

· Серебра – 0,09 тонны (3 тонны х 3%).

Окончание примера.

Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы установлен статьей 340 НК РФ.

В соответствии с указанной статьей оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из следующих способов:

1. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2. исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3. исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налогоплательщики, получающие государственные субвенции, определяют стоимость добытых полезных ископаемых исходя из цен их реализации, сложившихся в текущем налоговом периоде, а при отсутствии реализации – из цен, сложившихся в предыдущем налоговом периоде. При этом из выручки от реализации необходимо вычесть сумму бюджетных средств.

Если у налогоплательщика отсутствует реализация добытого полезного ископаемого, то он применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет в целях налогообложения прибыли.

При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в целях исчисления НДПИ учитываются расходы, прямо поименованные в подпунктах 1-7 пункта 4 статьи 340 НК РФ.

Статьей 340 НК РФ установлены ограничения на включения расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых. При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых включаются только прямые расходы, связанные с добычей полезных ископаемых:

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации;

Прямые расходы (подпункты 1-3,7 пункта 4 статьи 340 НК РФ), произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 319 НК РФ.

Согласно статье 318 НК РФ к прямым расходам относятся:

— материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1,4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяются между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Косвенные расходы, относящиеся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Налоговым периодом по НДПИ согласно статье 341 НК РФ является календарный месяц.

Налоговая ставка по налогу на добычу производится по разным ставкам: по видам полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Налоговые ставки установлены статьей 342 НК РФ.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Как свидетельствует наша консультационная практика, нередко налогоплательщики НДПИ сталкиваются с массой вопросов при исчислении налога, если организация одновременно добывает несколько полезных ископаемых, и при этом по одному из них в текущем налоговом периоде отсутствует реализация. Как в этом случае правильно рассчитать сумму налога?

Ответом на данный вопрос может служить Письмо Минфина Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №03-07-01-04/4, в котором, в частности, указано:

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на добычу полезных ископаемых при осуществлении добычи полезных ископаемых обособленными подразделениями организации и сообщает.

Пунктом 1 ст.340 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено три способа оценки стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ):

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При этом следует учитывать, что в соответствии с абз.1 и 2 п.4 ст.340 Кодекса последний способ оценки добытого полезного ископаемого применяется налогоплательщиком в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого.

Читайте так же:  Статья 141 УК РФ. Уголовный кодекс рб статья 141

В соответствии с гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых признание расходов осуществляется в порядке, установленном гл.25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов (в том числе косвенных), произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Вместе с тем при применении данного положения необходимо учитывать следующее.

Согласно ст.338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

В соответствии с п.2 ст.343 Кодекса сумма налога также исчисляется по каждому добытому полезному ископаемому по итогам каждого налогового периода и рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.

Глава 25 «Налог на прибыль организации» Кодекса также обязывает вести налоговый учет в отношении каждого объекта налогообложения, в частности ст.316 Кодекса предусмотрено, что доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученных от данного вида деятельности.

На основе анализа положений гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Кодекса и гл.25 «Налог на прибыль организации» Кодекса можно сделать вывод о том, что они обязывают плательщика НДПИ производить оценку и вести налоговый учет отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого, а расходы на добычу полезных ископаемых должны рассчитываться отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых».

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода, которым является месяц и уплата производится не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом.

Письмом ФНС Российской Федерации от 17 августа 2006 года №ММ-6-21/[email protected] «О порядке уплаты налога на добычу полезных ископаемых» даны разъяснения о порядке уплаты НДПИ. В нем указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 343 НК РФ НДПИ подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставляемого налогоплательщику в пользование. При этом местом нахождения участка недр признается территория субъекта Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр (пункт 1 статьи 335 НК РФ).

В указанном письме говорится, что уплата НДПИ в отдельном субъекте Российской Федерации должна осуществляться по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика по НДПИ независимо от факта зачисления в указанном субъекте Российской Федерации поступлений НДПИ в местные бюджеты.

При оформлении платежных документов на уплату НДПИ налогоплательщик должен указывать код согласно «Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления» ОК 019-95, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31 июля 1995 года №413 по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ в данном субъекте Российской Федерации, а также ИНН и КПП налогового органа по месту представления налоговой декларации.

Изложенный в Письме порядок уплаты НДПИ подлежит применению с 1 января 2007 года.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения в организациях горнорудной промышленности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Производство и торговля в горнорудной промышленности».

Учет налога на добычу полезных ископаемых

Характеристика налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, который уплачивают юридические лица – организации и индивидуальные предприниматели, если их видами деятельности является добыча полезных ископаемых.

Регулируется налог на добычу полезных ископаемых главой 26 налогового Кодекса Российской Федерации. В частности, данной главой, определены субъекты и объекты налогообложения, сроки и порядок начисления и уплаты налога.

Все налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых обязаны встать на учет в налоговые органы по фактическому месту добычи в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Если у предприятия есть несколько участков добычи полезных ископаемых, по разным районам, то постановка на учет должна быть в каждом таком районе.

Особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых, соответственно оплачивают только предприятия, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Налоговой базой, является стоимость каждого вида добытых полезных ископаемых.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По истечении отчетного периода (месяца), налогоплательщиком определяется количество или объем добытых полезных ископаемых. Количество или объем могут определяться двумя методами:

Прямой метод.

Данный метод предусматривает определение количества или объема с помощью различных измерительных приборов.

Косвенный метод.

Данный метод применяют в случаях, когда исключена возможность использования прямого метода. Объем добытых полезных ископаемых определяется на основании показателей содержания объекта добычи в получаемом сырье. Например, по показателю доли в содержании.

Добыча драгоценных металлов и камней из россыпных, коренных и техногенных месторождений подразумевает определение количества добытого полезного ископаемого по химически чистому металлу.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых разнообразны. Они отличаются, прежде всего, по виду полезных ископаемых. Определенную сложность вызывает признание объектов налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых. Статьей 336 налогового Кодекса Российской Федерации определены следующие критерии признания/непризнания объекта налогообложения (Рис.1):

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Рисунок 1. Критерии признания объектов налогообложения

Налоговым кодексом РФ предусмотрена система налоговых вычетов при определении налога. Налоговыми вычетами могут быть:

  • материальные расходы предприятия;
  • расходы предприятия на приобретение и (создание) имущества, подлежащего амортизации;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств.
  • Право на данные вычеты обязывает предприятия обеспечивать безопасные условия труда и их охрану.

    Особенности бухгалтерского учета и отчетности налога на добычу полезных ископаемых

    Для учета налога на добычу полезных ископаемых используется счет 68 «расчеты по налогам» – субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых.

    По итогам отчетного периода (месяца) бухгалтер определяет количество/объем добытых полезных ископаемых и к данному показателю применяет действующую ставку налога по данному виду полезного ископаемого.

    Полученная сумма начисленного налога относится в кредит счета 68. По дебету происходит отражение перечисления такого налога в бюджет, или применение налоговых вычетов (Табл.1):

    Рисунок 2. Проводки по учету налога на добычу полезных ископаемых

    По итогам отчетного месяца налогоплательщиками подается Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых. Ее действующая форма – КНД 1151054 (Приложение N 1к приказу ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/[email protected]). Декларация содержит семь разделов.

    Такая декларация подается не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация также может быть представлена в электронном виде.

    Предоставлять налоговую декларацию налогоплательщик обязан по месту добычи полезных ископаемых. Если таких мест у налогоплательщика несколько в разных районах, то декларация подается обособленно в каждый из них.

    Платежи в бюджет налога на добычу полезных ископаемых должны перечисляться налогоплательщиков не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

    4.7 Налог на добычу полезных ископаемых

    Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным на ­ логом, регулируется НК РФ (главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых») и обязателен к применению на всей территории Рос ­ сийской Федерации.

    Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, при ­ знаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве нало ­ гоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту на ­ хождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента го ­ сударственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

    Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключитель ­ ной экономической зоне Российской Федерации, а также за предела ­ ми территории Российской Федерации, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федера ­ ции (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения орга ­ низации либо месту жительства физического лица.

    Объектом налогообложения признаются:

    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добы ­ вающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Фе ­ дерации;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами террито ­ рии Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на тер ­ риториях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), на участке недр, предоставлен ­ ном налогоплательщику в пользование.
    • Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствую ­ щая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональ ­ ному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо ­ го — стандарту (техническим условиям) организации.

      Объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое.

      Видами добытого полезного ископаемого являются: антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы, торф, углеводород ­ ное сырье (нефть, газовый конденсат, газ горючий природный) и дру ­ гие виды в соответствии с п. 2 ст. 337 НК РФ.

      Налоговая база определяется двумя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого:

      Виды полезных ископаемых

      Нефть обезвоженная, обессоленная и ста ­ билизированная, попутный газ и газ го ­ рючий природный из всех видов место ­ рождений углеводородного сырья

      Количество «добытых полезных ископаемых в натуральном выра ­ жении

      Остальные виды добываемых полезных ископаемых

      Стоимость добытых полезных ископаемых

      Количество добытого полезного ископаемого определяется нало ­ гоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объема. Опре ­ деление количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами:

    • прямой — посредством применения измерительных средств и ус ­ тройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь;
    • косвенный — количество добытого полезного ископаемого оп ­ ределяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.
    • Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла ­ тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, ут ­ вержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место- I рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

      Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним из трех способов:

    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации без учета субсидий — способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
    • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствую ­ щий налоговый период цен реализации добытого полезного ископае ­ мого — способ применяется при отсутствии государственных субси ­ дий из бюджета к ценам реализации;
    • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых — способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализа ­ ции. Сущность каждого способа оценки стоимости добытых полезных ископаемых изложена в ст. 340 НК РФ.
    • Налоговым кодексом РФ установлены налоговые льготы по нало ­ гу на добычу полезных ископаемых: в п. 2 ст. 336 дан Перечень полез ­ ных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения.

      Налоговым периодом признается календарный месяц.

      По налогу на добычу полезных ископаемых установлены налого ­ вые ставки от 0 до 8% (ст. 342 НК РФ).

      Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит упла ­ те по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного на ­ логоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуаль ­ ного предпринимателя.

      Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Налоговая декларация представляется в налоговый орган по ме ­ сту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым пери ­ одом, по форме, утвержденной приказом Минфина России.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.