Научная статья по теме НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО МЕСТО В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Экономика и экономические науки. Научная статья налог на прибыль

научная статья по теме НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО МЕСТО В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕГО МЕСТО В ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ»

?Налог на прибыль предприятий и его место в доходах бюджетов

канд. экон. наук, доц., доцент кафедры «Финансы и кредит», Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова (362025, Россия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46;; e-mail: [email protected])

Аннотация. Предметом исследования является рассмотрение совокупности теоретических и практических аспектов взимания налога на прибыль организаций в России, рассмотрение проблем и путей их решения. Автор рассматривает такие вопросы, как значение и место налога на прибыль организаций в доходах бюджета, специфику уплаты налога на прибыль, проблемные стороны налогообложения прибыли организаций, а также выводит предложения по совершенствованию действующей системы налогообложения прибыли предприятий. Объектом исследования является налог на прибыль организаций. Особое внимание автор уделил оценке динамики поступлений налога на прибыль организаций в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за 2011-2013 гг. В данной статье автор использовал экономические методы исследования, обобщения и прогнозирования.Автор справедливо считает, что налог на прибыль, обладая широкими фискальными и регулирующими функциями, способен эффективно воздействовать на финансовые показатели и рентабельность организаций всех отраслей экономики, регулировать темп накопления капитала, поощрять (с помощью вычетов и скидок) отдельные виды деятельности и стратегические отрасли экономики, стимулировать отдельные категории налогоплательщиков. Научная новизна исследования заключается в обосновании комплекса теоретических и практических положений, которые направлены на совершенствование налогообложения прибыли предприятий и организаций.

Abstract. The subject of the study is to examine the totality of the theoretical and practical aspects of tax on profit of organizations in Russia, consideration of problems and ways of their solution. The author examines such issues as the meaning and place of tax on profit of organizations in budget revenues, the specifics of the tax on profits, issues of taxation profit organizations, and displays suggestions for improving the existing system of taxation of profits of enterprises. Object of research is the tax on profit of organizations. Special attention is paid to the assessment of income tax on profit of organizations in the budgets of the budgetary system of the Russian Federation for 2011-2013.In this article, the author used the economic research methods, generalization and prediction. The author rightly believes that the income tax with a broad fiscal and regulatory functions, can effectively influence the financial performance and profitability of organizations in all sectors of the economy, to regulate the pace of capital accumulation, to encourage (through rebates and discounts) individual activities and strategic sectors of the economy, to encourage certain categories of taxpayers. Scientific novelty of the research is to study the complex theoretical and practical provisions, which are aimed at improving the taxation of profits of enterprises and organizations.

Ключевые слова: налог на прибыль, доходы бюджета, налоговое законодательство, налоговое регулирование, налоговая ставка, хозяйствующие субъекты, прибыль организаций, налоговые льготы, инвестиции, совершенствование налогообложения.

Keywords: tax on profits, revenues, tax laws, tax regulations, tax rate, businesses, profits, tax incentives, investment, improvement of taxation.

Формирование доходов государственного бюджета происходит посредством поступления части денежных средств предприятий, организаций и населения в пользу государства в форме налогов, сборов и иных платежей. На этой основе возникают финансовые отношения государства с налогоплательщиками.

В настоящее время в условиях значительного снижения доли государственного сектора экономики в нашей стране преобладает налоговая форма построения доходов бюджетов всех уровней. Структура бюджетных доходов подвижна и в значительной степени определена экономическими условиями жизнедеятельности предприятий и организаций.

Налог на прибыль — один из основных инструментов налогового регулирования, он способен стимулировать рост производства и тормозить его при плохо продуманном законодательстве. Проблема налогообложения прибыли

организаций в условиях экономической нестабильности является одной из наиболее важных для государства. Поэтому вопросы, касающиеся налогообложения прибыли организаций являются особо актуальны.

Прибыль — это достаточно сложная структура, включающая в себя сумму доходов от реализации товаров, услуг или имущественных прав, а также внереализационных доходов, уменьшенных на сумму расходов, связанных с производством и реализацией, а также на сумму внереализационных расходов.

Налог на прибыль организаций является одним из самых важных элементов в структуре доходов как федерального, так и регионального бюджета с момента ее введения и по сей день.

Налог на прибыль со времени его принятия и до сегодняшнего дня используется государством в качестве регулятора экономических отношений. Первый нормативно правовой акт по

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 12-3

данному налогу — Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» 1990г. был принят еще в советский переходный период. Позже, уже после распада СССР, Верховным Советом РФ 27 декабря 1991г. был принят закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Именно он и определял политику российского государства в наиболее острой и болезненной сфере интересов государства и бизнеса — налогообложении прибыли на протяжении десяти лет, до принятия в 2002 году гл. 25 НК РФ.

Налогоплательщики надеялись, что после принятия гл. 25 Налоговый кодекс РФ стабилизирует правовое регулирование по данному налогу, также внесет четкие правила в вопросе учета произведенных расходов при получении прибыли, а самое главное снизит налоговое бремя.

А государство, в свою очередь, предполагало, что при принятии соответствующей главы НК пресечет случаи необоснованного ухода от налогообложения прибыли, которые имели место, так как действующее законодательства в области налогообложения прибыли было далеко не совершенным.

Однако с момента его принятия и до настоящего времени, происходит постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающаяся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений. Причиной тому являются те многочисленные пробелы в законодательстве, которые государство не смогло искоренить с принятием данной главы в НК РФ. Все происходящее порождает в конечном итоге споры и разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками, так как каждый трактует нормы законодательства как ему выгодно.

Вместе с тем, в Российской Федерации фискальная роль налога на прибыль сохраняется достаточно высокой в отличие от большинства развитых стран мира. Этот налог сохраняет достаточно большую долю в бюджете РФ, уступая по сборам НДС, в структуре доходов федерального бюджета и является вторым по сборам после НДФЛ в структуре доходов бюджетов субъектов РФ.

Согласно Налоговому кодексу РФ и Бюджетному кодексу РФ, налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, посредством чего достигается выравнивание финансовой обеспеченности территорий.

Основная ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20%.

Так, 100% от суммы налога на прибыль, исчисленной по налоговой ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а 100% от суммы налога, исчисленной по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации могут понижать свою долю налога на прибыль до 13,5%.

Таким образом, налог на прибыль не только обеспечивает стабильное поступление денежных средств в государственные финансо-

вые фонды, но, поступая в бюджет, фактически теряет адресата, и с его помощью происходит перераспределение доходов федерального бюджета между территориями Российской Федерации в целях сбалансированности развития всех регионов страны [4].

То есть в рамках осуществления фискальной функции налоги фактически выполняют две важнейшие задачи: аккумулирование денежных средств в бюджет и распределение (а также перераспределение) данных средств в бюджетной системе страны.

Рассмотрим динамику поступлений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации (Таблица 1).

Из таблицы 1 видно, что с помощью налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации ежегодно поступает в среднем около 57% доходов государства. В период с 2011 по 2013 годы поступления от налогов возросли с 11076 млрд. рублей до 12832,16 млрд. рублей, то есть на 1756,16 млрд. рублей. По итогам 2011 года объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ составил 11076 млрд. руб., в 2012 году — 12541,6 млрд. руб., а в 2013 г. — 12832,16 млрд. руб.

Что же касается налога на прибыль организаций, то поступления от него в последние три года в среднем приносят более 10% от всех доходов консолидированного бюджета России, что, безусловно, говорит о большом фискальном значении данного налога для бюджетной системы страны.

Поступления от данного налога возросли с 2270,6 млрд. рублей в 2011 году до 2355,7 млрд. рублей в 2012 году, а затем в 2013 году поступления по налогу на прибыль уменьшились до 2071,9 млрд. руб.

Российская налоговая система в целом характеризуется относительно невысоким уровнем перераспределения ВВП с помощью налогов. Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает за три года 19,9% (таблица 2). В то же время следует отметить тенденцию сокращения доли ВВП, перераспределяемой через налоговую систему с 20,29% в 2011 г. до 19,22% в 2013 г.

Рассматривая динамику удельного веса налога на прибыль организаций в ВВП можно отметить, что сумма изъятий налога на прибыль за 2011-2013 гг. подвержена сильным колебаниям. Налог на прибыль организаций — один из основных источников

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Научные исследования: налог на прибыль Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Авдеев В. В.

В статье рассказано о расходах на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, которые учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Авдеев В.В.,

Текст научной работы на тему «Научные исследования: налог на прибыль»

?НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, осуществляемые организациями, учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций. Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127-ФЗ) различают фундаментальные и прикладные научные исследования.

Фундаментальные научные исследования — экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

Прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

К научно-исследовательским работам относятся работы научного характера, связанные с научным поиском, проведением исследований, в целях расширения и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений и научного обоснования проектов.

Опытно-конструкторские разработки — это технические, инженерные и лабораторные разработки, доводящие результаты предваряющих их научно-исследовательских работ до производства. Обычно опытно-конструкторские разработки завершаются созданием опытного образца изделия и рабочей документации, необходимой для производства созданных изделий.

Рассмотрим, что признается расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) в целях налогообложения прибыли организаций. Обратимся к п. 1 ст. 262 Налогового кодекса РФ (НК РФ), согласно которому указанными расходами признаются:

— расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продук-

ции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство;

— расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом № 127-ФЗ.

Как отмечено в письме Минфина России от 14.01.2010 № 03-03-06/1/6, определения понятия расходов на НИОКР по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий НК РФ не содержит. Таким образом, по мнению Минфина России, расходы по созданию новых (совершенствованию применяемых) технологий могут быть приняты к учету в целях налогообложения прибыли в качестве расходов на НИОКР, если данные технологии связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг).

Расходы на разработку технических условий на производство опытных партий, по результатам которой отсутствует возможность серийного/массового производства, можно считать расходами на НИОКР в целях налогообложения прибыли при условии соответствия данных расходов критериям ст. 262 НК РФ.

Прежде чем рассмотреть каждый из видов расходов на НИОКР, отметим, что расходы на НИОКР в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на производство и реализацию подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки,

что установлено абз. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ. Из данного абзаца следует, что затраты на НИОКР не могут быть учтены в расходах до завершения соответствующих исследований, разработок и до подписания соответствующего акта, что подтверждает письмо Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-05/23.

Создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг) может осуществляться организацией как самостоятельно, так и совместно с другими организациями. Если в создании или усовершенствовании продукции принимают участие другие организации, то расходы, связанные с выполнением названных работ, учитываются в размере, соответствующем доле расходов налогоплательщика.

Напомним, что выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ регулируется гл. 38 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). Статья 769 ГК РФ выделяет два отдельных вида договоров:

— договор на выполнение научно-исследовательских работ, по которому исполнитель по техническому заданию заказчика проводит научные исследования;

—договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, по которому производится разработка нового изделия, конструкторская документация на него или новая технология.

Рассмотрим, как учитываются расходы на НИОКР, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции. Такие расходы в целях налогообложения согласно абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение одного года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, не давшие положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов, в порядке, предусмотренном п. 2ст. 262 НК РФ.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.2009 по делу № Ф04-3668/2009 (9170-А27-37) указано, что ст. 262 НК РФ не предусматривает случаев, при которых затраты на НИОКР не включаются в состав расходов. Данная норма

обусловлена тем, что налогоплательщик, осуществляя подобного рода затраты, заведомо намерен создать новую или усовершенствовать производимую продукцию, и, соответственно, данные затраты изначально направлены на извлечение прибыли.

В то же время следует учитывать, что НИОКР не всегда могут привести к желаемому результату в зависимости от экономических, технических и других факторов. Суд правильно указал, что куказанной категории НИОКР следует относить как НИОКР, результаты которых свидетельствуют о нецелесообразности их применения в деятельности организации, так и НИОКР, результаты которых являются целесообразными в применении в деятельности организации, но не могут быть внедрены организацией по независимым от нее причинам.

Предъявление налоговым законодательством требования о соблюдении условия использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) ставит налогоплательщиков, расходы которых на НИОКР привели к положительному результату, в худшие условия, чем налогоплательщиков, соответствующие расходы которых положительного результата не дали. На это обращено внимание в письмах Минфина России от 14.01.2010 № 03-03-06/1/6, от 06.04.2010 №02-03-10/1231. Специалисты Минфина России полагают, если иное не предусмотрено пп. 3—5 ст. 262 НК РФ, расходы на НИОКР независимо от полученного результата таких исследований и разработок равномерно включаются в состав прочих расходов в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).

Если налогоплательщик руководствовался дословным прочтением нормы абз. 2 п. 2ст. 262 НК РФ и не учитывал соответствующие расходы до начала использования исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), то, принимая во внимание положения ст. 54 НК РФ, налогоплательщик вправе выбрать один из следующих способов учета расходов на НИОКР:

Читайте так же:  Одесса проживание эконом. Одесса проживание эконом

— учесть соответствующие расходы в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований), внеся необходимые уточнения за истекшие отчетные (налоговые) периоды;

— учесть соответствующие расходы в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором исследования и разработки стали использоваться в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Аналогичная позиция была высказана Минфином России в письме от 24.12.2009 № 03-3-05/251. Эту позицию предлагалось довести до налоговых органов для использования в работе. Но до настоящего времени это указание не выполнено, поскольку из этого письма следует, что расходы на НИОКР в общем случае (т. е. не произведенные налогоплательщиками, зарегистрированными в особых экономических зонах и не включенные в перечень, установленный Правительством РФ) подлежат учету независимо от полученного результата в течение одного года с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены эти исследования (этапы исследования).

Таким образом, предписывается довести до сведения налоговых органов, что расходы на давшие положительные результаты НИОКР учитываются в течение года со следующего месяца после их завершения вне зависимости оттого, начато ли использование этих результатов.

Но, по мнению, изложенному в письме Минфина России и ФНС России от 01.02.2010 № 32-06/10, данное положение прямо противоречит норме абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ. Согласно названной норме налоговое законодательство прямо определяет условие использования положительных результатов НИОКР как необходимое для учета сумм расходов на такие НИОКР в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в течение периода, установленного приведенной нормой.

Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на соответствующие суммы расходов не давшие положительные результаты НИОКР до момента начала использования результатов в деятельности организации не только приводит к более раннему по времени уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль, но и к тому, что в целях налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на получение положительных результатов работ и в том случае, если они в принципе не будут использованы в деятельности, направленной на получение дохода (ни использованы в технологическом процессе производства и реализации, ни переданы во временное пользование, ни проданы на сторону).

Так, если, например, организация завершила работы в декабре 2009 г. ив2010г. учтет все суммы в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, не используя эти положительные результаты в своей деятельности, то согласно письму Минфина России при проверке в 2011—2013 гг. правильности исчисления налоговой базы за период 2010 г. налоговому органу не следует обращать внимание, использованы ли организацией результаты этих работ.

Такой подход не соответствует требованиям налогового законодательства (не только абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, но и п. 1 ст. 252 НК РФ), а с точки зрения реализации стимулирующей функции налога — не повышает заинтересованности организаций в реальном внедрении новых технологий и успешных разработок в производство. Поэтому, по мнению автора, органам государственного управления нужно вернуться к рассмотрению данного вопроса.

В письме Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-05/23 обращено внимание, что НК РФ не содержит положений, указывающих на то, что неиспользование исследований и разработок в производстве и (или) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) означает, что данные НИОКР не дали положительного результата. В частности, в соответствии с п. 5 ст. 262 НК РФ, если в результате произведенных расходов на НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации. Иными словами, затраты на данные НИОКР учитываются в расходах налогоплательщика в составе начисленной амортизации вне зависимости от соблюдения условия об использовании результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Прочие положения ст. 262 НК РФ также прямо предусматривают возможность учета расходов на НИОКР, не давших положительного результата, т. е. результатов, которые после их завершения не будут использованы в производстве и (или) при реализации.

При этом обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности в современных экономических условиях может приводить к получению дохода, по своей сути не отличающегося от дохода от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). Следовательно, затраты, произведенные для осуществления деятельности (в данном случае — осуществление НИОКР), направленной на получение подобного дохода, при соблюдении прочих требований НК РФ не могут не признаваться экономически обоснованными, даже если результаты этой деятельности не используются в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Однако, если следовать мнению ФНС России о порядке признания в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на НИОКР, то соблюдение требования о фактическом использовании результатов НИОКР как условии признания в расходах создает противоположные стимулы для

организаций, которые в целях гарантированного и ускоренного учета в расходах соответствующих затрат стремятся признать любые затраты на НИ-ОКР вне зависимости от их результата как затраты на НИОКР, не давшие положительного результата, тем самым отказываясь от постановки на баланс результатов интеллектуальной деятельности.

Также в письме Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-05/23 отмечено, что согласно позиции Конституционного Суда РФ для целей ст. 252 НК РФ расходами признаются любые затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Тем самым неправомерно связывать осуществленные затраты с получением результата от их использования (определения от 04.06.2007 № 320-0-П, от 04.06.2007 № 366-О-П, от 16.12.2008 № 1072-0-0).

Нередки случаи, когда организацией начато использование полученных результатов НИОКР в деятельности, но спустя какое-то время результаты НИОКР реализованы. При реализации результата НИОКР расходы, которые не были полностью списаны в порядке, предусмотренном ст. 262 НК РФ, должны быть списаны единовременно в момент реализации результата НИОКР. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 18.04.2007 № 03-03-06/1/249.

В более позднем письме Минфина России от 05.05.2009 № 03-03-06/1/295 также сказано, что при досрочном прекращении использования результатов НИОКР в производстве и (или) при реализации товаров (работ, услуг) оставшаяся сумма расходов на НИОКР учитывается в целях налогообложения прибыли равными частями до истечения установленного НК РФ срока (года).

Для налогоплательщиков — организаций, зарегистрированных и работающих на территориях особых экономических зон, созданных в соответствии с законодательством РФ, ст. 262 НК РФ предусмотрен особый порядок признания расходов на НИОКР.

Особая экономическая зона, согласно ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», представляет собой часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Создаются такие зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и в иных целях.

Расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), произведенные нало-

гоплательщиками — организациями, зарегистрированными и работающими на территориях особых экономических зон, признаются в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены. Иными словами, НК РФ для названных налогоплательщиков не предусмотрено равномерного признания расходов на НИОКР в течение какого-либо установленного промежутка времени.

Рассмотренные положения п. 2ст. 262 НК РФ не распространяются на организации, осуществляющие расходы на НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Пунктом 4ст. 262 НК РФ установлено, что указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление этими организациями деятельности, направленной на получение доходов. Как отмечено в письме Минфина России от 16.03.2010 № 03-03-06/1/141, в случае, когда научные разработки производятся по заказу сторонней организации и на средства заказчика, непосредственный исполнитель заказа и разработчик НИОКР не может применить положения п. 2 ст. 262 НК РФ в части включения в состав прочих расходов затрат на НИОКР.

Расходы налогоплательщика на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) по перечню, установленному Правительством РФ, согласно абз. 5 п. 2ст. 262 НК РФ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.

Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 2ст. 262 части второй НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 № 988.

Как сообщили специалисты Минфина России в письме от 07.05.2009 № 03-03-06/1/305 по вопросу подтверждения соответствия работ Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ №988, налогоплательщикам следует обращаться в Минобрнауки России.

Расходы на НИОКР, как было отмечено выше, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы организации в целях налогообложения прибыли согласно ст. 318 НК РФ подразделяются на прямые расходы и косвенные расходы. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 11.01.2008 № 03-05-05-01/3, если организация определила в учетной политике для целей налогообложения, что все расходы, связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым расходам, то расходы на НИОКР, используемые организацией в производстве, но не при реализации товаров (работ, услуг), организация не вправе относить к расходам для целей налогообложения прибыли до начала реализации таких товаров (работ, услуг).

Расходы на НИОКР в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом № 127-ФЗ в целях налогообложения прибыли, признаются в пределах 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Такой порядок закреплен п. 3 ст. 262 НК РФ.

Указанный порядок не распространяется на расходы отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития.

Пунктом 45 ст. 270 НК РФ установлено, что не признаются расходом для целей налогообложения прибыли расходы в виде сумм отчислений сверх сумм, предусмотренных п. Зет. 262 НК РФ, в следующие фонды:

— Российский фонд фундаментальных исследований;

— Российский гуманитарный научный фонд;

— Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

— Федеральный фонд производственных инноваций;

— Российский фонд технологического развития;

— иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированные в порядке, предусмотренном Законом № 127-ФЗ.

Напомним, пунктом 5 ст. 262 НК РФ установлено, что если в результате произведенных расходов на НИОКР организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, подлежащими амортизации в соответствии с пп. 2 и 5 ст. 258 НК РФ, с учетом положений п. Зет. 259 НК РФ.

Может случиться, что расходы на выполнение НИОКР, по результатам которых получены патен-

ты, учтены налогоплательщиком в соответствии с п. 2ст. 262 НК РФ, но не списывались посредством начисления амортизации. Разъяснения, как следует поступить в такой ситуации, приведены в совместном письме Минфина России и ФНС России от 04.02.2010 № 3-2-13/[email protected] В нем отмечено, что п. 2ст. 262 НК РФ установлены правила учета расходов на НИОКР, результаты которых не подлежат правовой охране. Если же при проведении работ по НИОКР получен результат, подлежащий правовой охране, и организацией принято решение оформить соответствующие исключительные права на полученный результат, то учет расходов в этом случае ведется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 262 НК РФ.

Таким образом, к моменту завершения работ по НИОКР организация определяет, подлежат (не подлежат) правовой охране результаты НИОКР и будут ли оформляться исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Если в результате произведенных расходов на НИОКР организация получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, то указанные расходы формируют первоначальную стоимость нематериального актива вне зависимости от того, что они уже частично либо полностью учтены по п. 2ст. 262 НК РФ. В этом случае организации следует уточнить взаимоотношения с бюджетом на основании ст. 54 НК РФ и представить в налоговые органы уточненные декларации по налогу на прибыль за те периоды, в которых указанные расходы были учтены, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.11.1996 № 14-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

4. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от23.08.1996 № 127-ФЗ.

5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.

6. Письмо Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-05/23.

7. Письмо Минфина России от 14.01.2010 № 03-03-06/1/6.

8. Письмо Минфина России от 24.12.2009 № 03-3-05/251.

9. Письмо Минфина России и ФНС России от 04.02.2010 № 3-2-13/[email protected]

Место и роль налога на прибыль организаций в налоговой системе РФ

Одним из самых главных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства является прибыль. Она выступает целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Прибыль является превышением в денежном выражении доходов (выручки от реализации, товаров, работ, услуг) затрат на производство, приобретение и сбыт данных товаров, работ, услуг.

Прибыль предприятия отражает конечные финансовые результаты функционирования и объем ее денежных накоплений. Она представляет собой источник финансирования затрат на производственное и социальное развитие компании. Доля прибыли в форме налога на прибыль изымается государством и, следовательно, является источником финансирования государственных расходов.

Важным инструментом регулирования экономики является налог на прибыль. Именно налогообложение прибыли позволяет государству эффективно влиять на инвестиционные потоки и процесс наращивания капитала и широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Если провести экскурс во многовековую историю, то прибыль, как экономический элемент, присуща товарным отношениям на всех этапах развития общественных отношений. Налог на прибыль должен был быть применен в Российской Федерации по окончанию продолжительного бытия неналоговых моделей разделения доходов юридических лиц еще в 1991г.

Величина налога на прибыль определяется разницей между доходами и расходами фирмы. Основные законодательные нормы, регулирующие налог на прибыль (сроки уплаты, определение размера, периодичность предоставления деклараций и т. д.) установлены в Главе 25 НК РФ [1]. Осуществлять соответствующие платежи в бюджет обязаны юридические лица, зарегистрированные в РФ либо иностранные — при условии, что имеют постоянные представительства в России либо извлекают доход из источника, расположенного в РФ.

По значению в формировании бюджета налог на прибыль занимает лидирующие позиции, но его роль как одного из главных источников дохода государства понемногу меняется по мере развития экономики страны в целом. В самом начале экономических реформ как раз анализируемый налог являлся основным доходом федерального бюджета, его доля в совокупной сумме доходов превышала 50% [2, с.97].

В рентабельной части бюджета налог на прибыль находится на 3 месте вслед за НДС и акцизами. В системе налоговых доходов федерального бюджета он составляет 15 %.

Налог на прибыль — федеральный налог, но доходы от его начисления распределяются между федеральным и бюджетом субъекта РФ в следующем соотношении: 2% распределяются в федеральный бюджет, а 18% — в бюджет субъекта РФ. В 2017-2020 гг. в федеральный бюджет подлежит распределению 3% налога на прибыль, а в бюджет субъекта РФ – 17%. Таким образом, налог на прибыль выполняет фискальную и регулирующие функции.

Налог на прибыль — прямой соразмерный налог, сумма которого зависит от конечного финансово-хозяйственной деятельности предприятий – прибыли. Поэтому можно с уверенностью говорить, что налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс получения максимального капитала. Кроме того, это говорит о том, что с точки зрения экономической теории, предприятия являются реальными плательщиками данного налога. Таким образом, анализируемый налог не перекладывается на конечного потребителя товаров либо услуг как в случае косвенного налогообложения.

Налоговый механизм помогает реализовывать экономическую добавочную прибыль по месту ее происхождения. И тогда компания получает вспомогательные вероятности, как для своих инвестиций, так и для расширения непроизводительного потребления. Успешная система налогообложения прибыли предприятий, предоставляющая дополнительные льготы по налогу на прибыль, решающим образом воздействует на продвижение производителей и характеризуется ведущим значением для гарантирования положительных финансовых результатов, увеличения экономической активности и решения проблем социально-экономической сферы. В системе налогового планирования организации [3] необходимо четко выявлять все возможные нюансы, касающиеся возможных льгот, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль, дабы оптимизировать величину налоговой нагрузки предприятия [4].

Читайте так же:  В России Bugatti и Tesla ускользнули от налога на роскошь. Налог за бугатти

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах, так как напрямую уменьшает именно то, что по определению является целью предпринимательской деятельности. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Именно налог на прибыль обладает наибольшим регулирующим воздействием на деятельность хозяйствующих субъектов по сравнению с другими налогами. Благодаря использованию дифференцированных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков и видов доходов, предоставлению целевых льгот (на развитие НИОКР, капитальное строительство, техническое перевооружение, занятость инвалидов, благотворительность), применению ускоренных методов амортизации, налог на прибыль может оперативно воздействовать на деятельность организаций, стимулировать инвестиционные и инновационные процессы в экономике. Посредством распределения ставки данного налога между уровнями бюджетной системы реализуются региональные аспекты экономической поли- тики государства [5].

Налог на прибыль является довольно распространенным в практике налогообложения в иностранных государствах с рыночной экономикой и занимает ведущее значение в развитии страны. Анализируемый налог способствует активному воздействию государства на экономические процессы с помощью эффективного использования налоговых рычагов. Данный налог достаточно успешно применяется при развитии малого бизнеса, регулировании активности инвестиций, привлечении в государство иностранного капитала при помощи предоставления государством некоторых льгот и закрепления ставок налога.

Корпоративный подоходный налог занимает важное место в национальной бюджетной системе. Налог на прибыль, будучи федеральным, играет важную роль в регулировании бюджетной системы всей страны. С самого начала он был определен в качестве источника управления дохода. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (12,5 % в 2017 — 2020 годах) [6]. Эти полномочия распространяются на освобождение от уплаты налогов. На протяжении многих лет, налог на прибыль являлся регулятором фонда заработной платы. Поступления от налога на прибыль находятся на лидирующих позициях в доходах и бюджете, и его регулированию свойственно национальное значение, как на государственном уровне, так и для налогоплательщиков (субъектов налогообложения) – организаций и предприятий.

Из-за того, что наиболее широко используется регулирующая функция, фискальный смысл налога на прибыль в большинстве развитых странах является незначительным.

Подводя итого всему выше сказанному, следует подчеркнуть, что налог на прибыль играет ведущую роль в налоговой системе РФ и занимает в ней не последнее место.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200/.

2. Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001. — 327 с.

3. Чистова М.В. К вопросу о сущности налогового планирования в организации / М.В. Чистова, Н.Ф. Клинчаева // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 5-1 (83). С. 115-118.

4. Чистова М.В. К вопросу о сущности налоговой нагрузки организации / М.В. Чистова, А.Л. Дзукаева // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-1 (80). С. 225-228.

5. Кравцова Н.И. Налоговая децентрализация как основа формирования эффективной бюджетно-налоговой политики региона / Н.И. Кравцова, Р.М. Магомедова, М.М. Сулейманов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 7–15.

Эффективное налогообложение прибыли российских организаций Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В.

Рассмотрен состав доходов и расходов организации для целей исчисления налога на прибыль ; предложены мероприятия для повышения эффективности учетного процесса; рекомендованы ключевые элементы учетной политики по налогу на прибыль .The structure of the income and expenses of the organization for calculation of income tax is considered; actions for increase of efficiency of registration process are offered; key elements of accounting policies on income tax are recommended.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В.,

Текст научной работы на тему «Эффективное налогообложение прибыли российских организаций»

?Территория науки. 2015. № 3

наук. Воронежская государственная технологическая академия. Воронеж, 2009.

3. Брянцева Л.В., Полозова А.Н. Реинжиниринг как инструмент

конкурентоспособных преобразований: особенности процессного

подхода // Сахар. 2008. № 9. С. 19-22.

4. Нуждин Р.В., Полозова А.Н., Брянцева Л.В., Гребнева И.В., Лохманова И.С. Оценка факторов риска в свеклосахарном производстве // Сахарная свекла. 2009. № 3. С. 20-23.

5. Нуждин Р.В., Полозова А.Н., Гребнева И.В. Ключевые факторы сопряжения бизнес-интересов участников свеклосахарного производства // Сахар. 2010. № 4. С. 23-30.

6. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Экономия затрат через

совершенствование оплаты труда // Пищевая промышленность. 2003. № 1. С. 18.

7. Полозова А.Н., Григорьева В.В. Экономия затрат через

совершенствование оплаты труда// Пищевая промышленность. 2002. № 12. С. 30.

8. Полозова А.Н., Евсеева С.В., Пухова М.М., Корниенко А.Е. Регламентация как инструмент активизации управленческой деятельности // Экономика и предпринимательство. 2011. № 3 (20). С. 122-125.

Брянцева Л.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В.

ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I,

Воронежский институт менеджмента, маркетинга и финансов, Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: налог на прибыль, доходы и расходы

организации, налоговый учет, налоговый аудит.

Keywords: income tax, income and expenses of the organization, tax accounting, tax audit.

Аннотация: рассмотрен состав доходов и расходов организации для целей исчисления налога на прибыль; предложены мероприятия для повышения эффективности учетного процесса; рекомендованы ключевые элементы учетной политики по налогу на прибыль.

Abstract: the structure of the income and expenses of the organization for calculation of income tax is considered; actions for increase of efficiency of registration process are offered; key elements of accounting policies on income tax are recommended.

Налог на прибыль российских организаций — федеральный прямой налог, предусмотренный гл. 25 НК РФ, действующей с 1 января 2002 г. [1]. Для целей исчисления налога на прибыль организаций установлен объект налогообложения — прибыль, который возникает в случае превышения доходов над расходами.

В силу п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Следует отметить, что для целей налога на прибыль российских организаций впервые в отечественной практике введено особое понятие «налоговый учет», который представляет собой своеобразное дополнение к бухгалтерскому учету, вызванное специфическими особенностями исчисления налога на прибыль. В силу ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Российские организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, российские организации вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета, но в обязательном порядке закреплять формы этих регистров в учетной политике.

Для повышения эффективности учетного процесса, связанного с исчислением налога на прибыль, а также внутреннего контроля за правильностью и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, нами предлагаются следующие мероприятия, которые целесообразно внедрить в деятельность российских организаций:

1) совершенствовать учетную политику для целей налогообложения;

2) использовать специальные регистры налогового учета расходов, связанных с прочей реализацией;

3) использовать специальные формы документов для проверки расчетов налога на прибыль;

4) использовать лизинговые схемы приобретения основных средств;

5) усовершенствовать программное обеспечение учетного процесса.

6) В учетную политику организации для целей налогового учета целесообразно включать следующие пункты: (таблица 1).

Таблица 1 — Рекомендуемые ключевые элементы учетной политики по _______________________налогу на прибыль__________________

Элементы учетной политики Рекомендуемые варианты учетной политики Ссылка на НК РФ

Применение амортизационной премии Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств Пункт 1.1 ст. 259

Формирование резерва расходов на ремонт основных средств Нормативы отчислений налогоплательщик утверждает самостоятельно Статьи 260 и 324

Формирование резерва на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год Налогоплательщик вправе создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год Статья 324.1

Метод распределения дохода при методе начисления Налогоплательщик вправе самостоятельно установить принципы и методы распределения дохода от реализации по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг): 1. Пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете Пункт 2 ст. 271, ст. 316

Используя все описанные возможности, предоставляемые учетной политикой для снижения налоговых платежей, организациям необходимо позаботиться о том, чтобы применяемые методики не вступали в противоречие с основополагающими принципами разработки и функционирования учетной политики [2; 3]. Кроме того, необходимо помнить, что каждое принимаемое решение в отношении управления экономической деятельностью организации, а, следовательно, влияющее и на финансовые результаты деятельности,

связано с риском ошибок [5; 6;7]. Поэтому выбор методики ведения учета в организациях должен быть экономически целесообразен и обоснован соответствующими расчетами. Особенно сложным является обеспечение последовательности применения учетной политики из-за существенных изменений как в фактах хозяйственной жизни, так и в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения. Важно также находить оптимальное соотношение между интересами организаций и внешних пользователей отчетной информации (стейкхолдерами) [4].

2. Показатели расходов, связанных с реализацией прочего имущества и имущественных прав, используемые при исчислении налога на прибыль целесообразно отразить в специальном налоговом регистре «Расходы и убытки от реализации имущества и имущественных прав», на основе которого суммы расходов вносятся в приложение № 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

3. С целью осуществления налогового аудита целесообразно применить алгоритм проверки, состоящий из 15 процедур.

1. Сбор документов.

2. Проверить соответствие Учетной политики организации требованиям действующего законодательства и иных нормативных актов.

3. Убедиться, что клиент применил все приемлемые для него льготы. Проверить законность и обоснованность применения льгот при уплате налога на прибыль. Результаты оформить в таблицу.

4. Проверить, на каком основании доходы не облагаются налогом на прибыль, суммы занести в таблицу.

5. Проверить правильность начисления налога на основании данных бухгалтерского и налогового учета. Результаты оформить в таблицу.

6. Проверить правильность распределения налога на прибыль между головной организацией и обособленным подразделением.

7. Проверить правильность расчета налога на прибыль с дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях).

8. Проверить правильность расчета налога на прибыль с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

9. Проверить правильность расчета налога на прибыль по операциям с ценными бумагами и с финансовыми инструментами срочных сделок.

10. Проверить целевое использование имущества (в том числе денежных средств), а так же работ и услуг, полученных в рамках

благотворительной деятельности, целевых поступлений или целевого финансирования.

11. Убедиться, что организация правильно применила налоговые ставки при исчислении налога на прибыль

12. Проверить правильность заполнения декларации на основании данных налогового учета.

13. Проверить правильность отражения налога на прибыль в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 18/02, если организация его применяет.

14. Проверить правильность и своевременность уплаты налога на прибыль.

15. Определить, правильно ли определены и отражены пени, начисленные по налогу.

4. Для налоговой экономии при приобретении основных средств необходимо оформлять покупку через лизинговую компанию. В течение срока договоров лизинга и займа организация будет платить лизинговые платежи, а лизингодатель — возвращать организации заем (рисунок 1).

5. С учетном вступивших в силу изменений законодательства в 2015 году предлагается использовать программный продукт «1С:Бухгалтерия 8.3».

Рассмотрим основные преимущества данного программного обеспечения и некоторые этапы работы непосредственно по формированию налогооблагаемой базы, расчета и учета сумм налога на прибыль.

Для целей проверки правильности формирования налогооблагаемой базы и суммы налога на прибыль в программе предусмотрен отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль». Отчет позволяет оценить, правильно ли организация ведет налоговый учет и учет постоянных и временных разниц в оценке расходов и доходов, активов и обязательств, а также найти источник расхождений данных бухгалтерского и налогового учета. При открытии отчета выводится структура налоговой базы по налогу на прибыль. С ее помощью можно перейти к соответствующему разделу учета. В дальнейшем для возврата к структуре налоговой базы на командной панели любой схемы и таблицы следует нажать кнопку «Структура налоговой базы».

Анализ соответствия корректности данных по налоговому учету целесообразно начать с блока «Налог». В нем представлен анализ состояния налогового учета, при котором происходит сопоставление величины налога на прибыль по данным налогового учета (декларация

по прибыли) и по данным бухгалтерского учета с учетом признания и списания постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств (отчет о финансовых результатах).

5 Возврат займа

4 Уплата лицензионных платежей, которые состоят из стоимости ОС и вознаграждения лизингодателя

1 Заем на сумму, равную стоимости ОС 2 Покупка ОС на полученные заемные средства

Рис. 1 — Схема расчетов по договору лизинга

Реализация на практике разработанных предложений по налоговому учету и налоговому аудиту расчетов по налогу на прибыль существенно позволят улучшить учетный процесс и качество отчетной информации, а также повысить производительность труда на данном участке учета.

я 3 Ч о и И ш о

1 Налоговый кодекс Российской Федерации// Справочноправовая система «Гарант».

2 Полозова А.Н., Брянцева Л.В. Учетная политика организации для целей налогообложения: особенности формирования// Сахар. 2014. №9. С. 28-31.

Территория науки. 2015. № 3

3 Полозова А.Н., Брянцева Л.В. Учетная политика организации для целей налогообложения: практическая реализация // Сахар. 2014. №10. С. 24-30.

4 Брянцева Л.В., Полозова А.Н. Особенности налогообложения причастных сторон бизнес-деятельности организаций // Территория науки. 2014. № 3. С. 22-27.

5 Брянцева Л.В. Характеристика доходов предпринимательской деятельности // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2011. № 1. С. 128-133.

6 Бухарин С.В., Гусева Л.П., Нейштадт М.Л. Управленческий учет. Воронеж, 2013.

7 Полозова А.Н., Брянцева Л.В.,Хорохордин Д.Н. Методика управленческого анализа издержек промышленно-производственных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2008 .№4 С. 360-369.

Гыязов А.Т., Балтабаев А.Г., Борубаева Г.Н.

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Кызылкийский институт технологии, экономики и права Баткенского государственного университета

Ключевые слова: экономическая безопасность, угроза,

техногенный, криминальный, ущерб экономики, политика.

Key words: economical security, threat, technical, criminal, loss of economics, policy.

Аннотация: В этом исследовании указаны основные угрозы для экономической безопасности страны. Изучены объективные и субъективные факторы влияющие на экономическую безопасность страны. Предложена классификация факторов которые требует более глубокой проработки.

Abstract: This work researches the main threats for economical security of the country, objective and subjective factors of economical security of the country. Also the classification of the factors, which demand deeper research is given.

В современных условиях разработка концепции экономической безопасности и создание системы ее обеспечения предполагает выявление учета и нахождение способов предотвращения или ослабления влияния факторов, основных опасностей и угроз экономической деятельности государства.

Налог на прибыль организаций: формирование первоначальной стоимости Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Семенихин В. В.

Основные средства представляют собой отраженные в бухгалтерском и налоговом учете основные фонды организации в денежном выражении. Основные средства это активы со сроком службы более одного года, многократно используемые организацией для осуществления деятельности и сохраняющие при этом свою натуральную форму. По мере износа стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость продукции (работ, услуг) с помощью амортизации. В предлагаемой читателям статье рассмотрены вопросы формирования в целях исчисления налога на прибыль организаций первоначальной стоимости основных средств.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Семенихин В. В.,

Текст научной работы на тему «Налог на прибыль организаций: формирование первоначальной стоимости»

?НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Основные средства представляют собой отраженные в бухгалтерском и налоговом учете основные фонды организации в денежном выражении. Основные средства — это активы со сроком службы более одного года, многократно используемые организацией для осуществления деятельности и сохраняющие при этом свою натуральную форму. По мере износа стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость продукции (работ, услуг) с помощью амортизации.

То есть стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации. Чтобы правильно исчислить сумму амортизации, необходимо не только не ошибиться, определяя срок полезного использования объекта основных средств, но и правильно сформировать его первоначальную стоимость, поскольку именно на основании этих данных производится расчет суммы амортизации.

Читайте так же:  Приложение N 2. Приказ о заключении договора с единственным поставщиком 44 фз

Рассмотрим вопросы формирования в целях исчисления налога на прибыль организаций первоначальной стоимости основных средств.

Начнем с того, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся у налогоплательщика на праве собственности. Для признания имущества и объектов интеллектуальной собственности амортизируемым имуществом должны выполняться определенные условия:

— использование осуществляется для извлечения дохода;

— погашение стоимости производится путем начисления амортизации;

— срок полезного использования составляет более 12 мес.;

— первоначальная стоимость составляет более 20тыс. руб.

Что признается основными средствами в целях налогообложения прибыли? Под основными средствами на основании п. 1 ст. 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 20 руб. Следовательно, основные средства при выполнении условий, перечисленных в предыдущем абзаце, будут признаны амортизируемым имуществом.

Первоначальная стоимость основного средства в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. В первоначальную стоимость основных средств не включаются суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Наибольшее число вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу включения в первоначальную стоимость основных средств конкретных расходов, поэтому рассмотрим наиболее актуальные из них.

Проценты за пользование кредитом (займом), привлеченным для создания объекта основных средств. Следует отметить, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по поводу того, как учитывать проценты за пользование кредитными и заемными средствами, использованными на приобретение основных средств.

По мнению ряда специалистов, проценты по кредитным и заемным средствам не должны включаться в первоначальную стоимость основных средств. Свою позицию они обосновывают тем, что согласно нормам подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы

в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. При этом расходом признаются проценты вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного), начисленные за фактическое время пользования кредитными или заемными средствами.

Такое мнение подтверждается целым рядом писем Минфина России. В частности, в письме Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-06/1/20 отмечено, что проценты за пользование кредитом, привлеченным для приобретения (создания) объекта основных средств, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов налогоплательщика в размере, установленном ст. 269 НК РФ. Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 19.12.2008 № 03-03-06/1/699, от 05.12.2008 № 03-0306/1/667, от 14.10.2008 № 03-03-06/1/577, в которых говорится о том, что расходы в виде процентов не должны включаться в первоначальную стоимость построенного на заемные денежные средства основного средства. В этих письмах также дается ссылка на положения п. 8 ст. 272 НК РФ. Согласно названному пункту по договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях налогообложения прибыли расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства). Таким образом, расходы в виде процентов по договору займа, денежные средства по которому были направлены на построение основного средства, необходимо учитывать в порядке, установленном положениями п. 8 ст. 272 НК РФ.

Некоторые авторы считают, что проценты по займам и кредитам, уплаченные до того момента, как основное средство будет введено в эксплуатацию, могут быть включены в первоначальную стоимость объекта основных средств. Проценты, начисленные после ввода объекта основных средств в эксплуатацию, включению в его первоначальную стоимость не подлежат. Официального мнения контролирующих органов по этому вопросу, к сожалению, нет. Поэтому если организация решит придерживаться этого мнения, она несет определенные риски.

Таможенные пошлины, сборы, суммы государственной пошлины. Следует напомнить, что суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, согласно п. 1 ст. 257 НК РФ признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования. Исключение составляют суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.

Как отмечено в письме Минфина России от 22.04.2008 № 03-03-06/1/286, таможенные пошлины, уплачиваемые при ввозе на территорию РФ предмета лизинга, являются расходами, непосредственно связанными с приобретением лизингодателем указанного амортизируемого имущества. Таким образом, расходы лизингодателя по уплате таможенных пошлин при ввозе предмета лизинга на территорию РФ для целей налогообложения прибыли подлежат включению в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Такого же мнения специалисты Минфина России придерживались и в более ранние периоды. В частности, в письмах Минфина России от 09.11.2005 № 03-03-04/1/349, от 27.12.2005 № 03-03-04/1/451 сказано, что таможенные пошлины по приобретаемым основным средствам являются расходами, непосредственно связанными с приобретением данного основного средства, и включаются в первоначальную стоимость основных средств, подлежащих амортизации в порядке, установленном НК РФ.

В отношении сумм уплачиваемой государственной пошлины также однозначной позиции нет. В частности, специалистами Минфина России в письме от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116 высказано мнение, что платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами включены в состав государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию в размерах, установленных главой 25.3 НК РФ. Как уже отмечалось ранее, в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отнесены суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

В письме Минфина России от 16.02.2006 № 0303-04/1/116 указано, что согласно поди. 1 п. 7ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей. Таким образом, государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов, не включается в первоначальную стоимость основных средств.

Суды придерживаются такого же мнения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Уральского округа от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-СЗ по делу № А07-18611/07. Налоговый орган, проводя проверку налогоплательщика, произвел доначисление налога на прибыль. Поводом для начисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о том, что затраты на регистрацию автотранспорта подлежат учету в составе стоимости самого автотранспортного средства как амортизируемого имущества, в то время как налогоплательщик учел эти расходы в составе прочих.

Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик правомерно включил указанные затраты в состав прочих расходов, поскольку регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования. Следовательно, расходы на регистрацию не участвуют в формировании первоначальной стоимости транспортных средств.

Противоположное мнение содержится в письме Минфина России от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101, согласно которому в целях налогообложения прибыли суммы государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой транспортных средств на учет в ГИБДД учитываются в первоначальной стоимости основных средств. В более раннем письме Минфина России от 05.07.2006 № 03-06-01-04/138 отмечено, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 №1 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Госпошлина представляет собой фактические затраты на приобретение объекта основных средств и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость.

В ситуации, когда однозначного мнения по поводу учета того или иного вида расходов нет, налогоплательщик может воспользоваться п. 4 ст. 252 НК РФ. Этим пунктом установлено, что если

некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе сам определить, к какой группе он отнесет такие затраты. Принятое решение следует закрепить в приказе по учетной политике организации.

Командировочные расходы, связанные с приобретением основных средств. Командировочные расходы не являются исключением, поскольку о том, могут ли быть они учтены в первоначальной стоимости основных средств, также не существует однозначного мнения, что подтверждает судебная практика.

В качестве примеров приведем два постановления, в которых суды приняли совершенно противоположные решения.

Налоговый орган при проверке налогоплательщика установил неправомерное отнесение в состав расходов, уменьшающих полученные в отчетном периоде доходы, расходы, связанные с приобретением автомобилей (командировочные расходы). Ссылаясь на п. 1 ст. 257 НК РФ, налоговый орган сделал вывод, что указанные расходы за вычетом сумм НДС должны быть включены в первоначальную стоимость основного средства и перенесены на расходы через амортизационные отчисления, поскольку эти расходы связаны с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного для использования.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.02.2008 по делу № А12-10256/07-С60 указано, что суд первой инстанции, рассматривавший иск организации к налоговому органу, пришел к правильному выводу о нарушении налогоплательщиком ст. 257 НК РФ. То есть из данного постановления следует, что командировочные расходы, связанные с приобретением объекта основных средств, должны быть учтены в его первоначальной стоимости.

Другая организация обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на прибыль в связи с уменьшением первоначальной стоимости основных средств на сумму командировочных расходов и расходов по обучению персонала. Названные расходы были единовременно включены организацией в состав расходов на производство и реализацию продукции. В постановлении ФАС Уральского округа от 25.08.2008 № Ф09-5967/08-СЗ поделу№А76-5611/07 судом принято решение о том, что организация правомерно учла названные командировочные расходы и расходы по обучению персонала к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, а не

на увеличение первоначальной стоимости основного средства. При этом была сделана ссылка на поди. 12 и 34 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которым к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы налогоплательщика на командировки и расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.

Пусконаладочные работы. Пусконаладочные работы представляют собой комплекс работ, включающий подготовку к пуску и пуск оборудования в эксплуатацию. Указанные работы могут быть квалифицированы как расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов, которые в соответствии с подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следует обратить внимание на письмо Госстроя России от 27.10.2003 № НК-6848/10 «О порядке отнесения затрат на выполнение пусконаладочных работ». В нем сказано, что расходы по пусконаладоч-ным работам «вхолостую», связанным с доведением объектадо состояния, пригодного для использования, в соответствии с нормами ст. 257 НК РФ учитываются как расходы капитального характера.

Пусконаладочные работы «под нагрузкой» как расходы некапитального характера, производимые после того, как первоначальная стоимость основных средств сформирована, принимаются к налоговому учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и финансируются за счет основной деятельности эксплуатирующей организации.

В 2007 г. Минфин России в письме от 07.08.2007 №03-03-06/2/148 сообщил, что рассмотренное нами выше письмо Госстроя России разграничивает учет затрат на пусконаладочные работы «вхолостую» и «под нагрузкой». Работы «вхолостую» включаются в сводный сметный расчет стоимости строительства как расходы капитального характера и являются составной частью первоначальной стоимости строящегося объекта основных средств. Затраты на работы «под нагрузкой» не включаются в сметную документацию и как работы некапитального характера учитываются как прочие расходы. Аналогичная позиция изложена в Методике определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

Арбитражная практика также свидетельствует о том, что пусконаладочные работы «под нагрузкой» не включаются в первоначальную стоимость основных средств. Рассмотрим в качестве примера постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от

22.02.2007 по делу№ А19-12474/06-50-Ф02-210/07. Налоговый орган при проверке налогоплательщика указал, что им завышены затраты, связанные с работами на объектах незавершенного капитального строительства, поскольку такие расходы непосредственно связаны с доведением этих объектов до состояния готовности (в частности, пусконаладочные работы). По мнению налогового органа, такие затраты должны быть учтены в первоначальной стоимости основных средств и погашаться путем начисления амортизации.

При рассмотрении дела суд установил, что организацией проводилась проверка готовности производства путем комплексного опробования под нагрузкой всех машин и механизмов с пробным выпуском продукции. Арбитражный суд обоснованно признал, что расходы налогоплательщика связаны с освоением нового производства и, соответственно, относятся к прочим расходам в силу подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ. Также суд указал, что ссылка налогового органа на положения ст. 257 НК РФ является ошибочной, так как данные расходы не относятся к капитальным вложениям и не учитываются в стоимости основных средств.

Между тем суд в постановлении ФАС Московского округа от 11.07.2008 № КА-А40/5083-08-2 по делу № А40-57267/07-76-315 обратил внимание на то, что из текста нормы подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ не следует, что расходы на пусконаладочные работы оборудования могут быть отнесены к прочим расходам только в случае их проведения под нагрузкой.

Расходы в виде платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям. Прежде всего следует отметить, что согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе договора, причем договором не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии. Плата за присоединение взимается однократно.

Разъяснения о том, в каком порядке учитываются расходы в виде платы за технологическое присоединение, взимаемой с организации, вновь присоединившейся к электрическим сетям, содержатся в письмах Минфина России от 10.07.2008 № 03-03-06/1/401, от 12.11.2008 № 03-03-06/1/623. В письмах сказано, что если вновь построенные энергетические установки требуют присоединения к действующим электрическим сетям, после чего они могут быть введены в эксплуатацию и использоваться в производственном процессе, то плату за их технологическое присоединение следует рас-

сматривать в качестве расхода по доведению объекта основных средств (энергетической установки) до состояния, в котором он пригоден к использованию. Указанные расходы учитываются в целях налогообложения при списании первоначальной стоимости объекта через механизм амортизации.

Расходы в виде арендной платы за земельный участок, используемый под строительство. Арендные платежи за арендуемое имущество, в том числе земельные участки, согласно подп. 10 п. 1ст. 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

По разъяснениям Минфина России, содержащимся в письмах от 28.02.2008 № 03-03-06/1/610, от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384, расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые во время его застройки, подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. В результате они будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 269 НК РФ. Таким образом, для целей налогового учета расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка.

В заключение следует напомнить, как определяется первоначальная стоимость неучтенных основных средств, выявленных в ходе проведения инвентаризации, и можно ли начислять по ним амортизацию.

Пунктом 1 ст. 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основного средства, выявленного в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ. В первоначальную стоимость также могут быть включены расходы на доставку и доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

Доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, выявленного в результате инвентаризации, в соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Таким образом, с 01.01.2009 для целей налогообложения прибыли налогоплательщик вправе начислять амортизацию по объектам основных средств, выявленным в ходе инвентаризации, на что обращено внимание в письме Минфина России от 02.12.2008 № 03-03-06/1/657.

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. Письмо Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-06/1/20.

3. Письмо Минфина России от 02.12.2008 № 03-03-06/1/657.

4. Письмо Минфина России от 05.07.2006 № 03-06-01-04/138.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.