Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист. Жалоба налоговая проверка

Оспариваем решение по выездной налоговой проверке в досудебном и судебном порядке: чек-лист

AndreyPopov / Depositphotos.com

Налоговые споры являются одновременно и самой сложной, и самой распространенной категорией судебных разбирательств с государственными органами. При этом залог успеха во многом зависит от правильного алгоритма работы и формирования правовой позиции. Применительно к оспариванию налоговых доначислений за последние годы возрастает роль досудебной стадии оспаривания, так как налоговые органы перестали формально относиться к позиции налогоплательщиков и отдавать разрешение спора на откуп судам. Процедура досудебного обжалования налоговых споров регулируется главой 19 Налогового кодекса. Разобраться в порядке и стратегии налогоплательщиков при взаимодействии с налоговой инспекцией, поможет чек-лист, подготовленный Романом Шишкиным, МКА «Филиппов и партнеры», партнер ООО «Хопфен консалтинг», к. ю. н.

Чек-лист

Проведение выездной налоговой проверки (окончание – составление справки о проведенной проверки).

Проверить соблюдение налоговым органом процессуальных сроков и порядка проведения мероприятий налогового контроля. Напомним, что выездная налоговая проверка проводится в срок, не превышающий 2 месяца, если проверка не была официально продлена решение вышестоящего налогового органа (может быть продлена до 4-х и 6-и месяцев) (п. 6 ст. 89 НК РФ).

Проверить сроки приостановления проверки – он не может превышать 6 месяцев.

Не допускать на законных основаниях сотрудников налоговой инспекции на территорию организации в период выездной налоговой проверки. В случае проведения осмотра проверить полномочия проверяющих (необходимо предъявление служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверке, в рамках осмотра должны присутствовать понятые).

Проверить, были ли соблюдены права налогоплательщика при выемке документов и предметов. Так, выемка проводится на основании отдельного постановления должностного лица налогового органа в присутствии понятных. По результатам выемки составляется протокол.

Убедиться в том, что налогоплательщик ознакомлен с соответствующим постановлением в случае назначения экспертизы.

Провести обучающее мероприятие для сотрудников об их правах и обязанностях в рамках проводимых налоговым органом допросов сотрудников.

Следить за соблюдением сроков предоставления документов в налоговый орган. Напомним, что истребованные у налогоплательщика документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования об их представлении.

Подготовить возражения на акт выездной налоговой проверки, который должен быть составлен налоговым органом не позднее 2-х месяцев с момента составления справки о проведенной проверке:

  • анализ и отражение в возражениях всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • анализ полученных документов на предмет неполноты их отражения налоговым органом (например, взяты только выгодные для себя показания свидетелей);
  • представление в налоговый орган дополнительных документов и информации, которая отсутствовала при проверке, но имеет важное значение для итоговых выводов;
  • личное участие в рассмотрении возражений в налоговом органе.
  • Подать возражения на акт проверки в течение одного месяца с момента получения акта.

    По итогам рассмотрения возражений может быть вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 1 месяц (фактическое возобновление проверки для проверки доводов, изложенных в возражениях). По итогам данной стадии также подаются дополнительные возражения.

    По итогам рассмотрения возражений выносится решение налогового органа по налоговой проверке.

    Подготовить апелляционную жалобу на решение по налоговой проверке в вышестоящий налоговый орган в течение одного месяц с момента получения решения по проверке налогоплательщиком:

  • анализ и отражение в апелляционной жалобе всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям.
  • По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим органом будет вынесено решение о ее полном или частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении.

    Подготовить исковое заявление в суд в течение 3 месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа:

  • анализ и отражение всех нарушений, допущенных налоговым органом в рамках проведенной проверки;
  • описание контрдоводов по выявленным нарушениям;
  • Участие в судебных заседаниях.

    Обжалование судебных актов, в случае полного (частичного) отказа в удовлетворении заявленных требований.

    Как обжаловать решение налогового органа

    Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

    Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

    В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

    Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

    Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

    Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

    Сначала налогоплательщик должен составить возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки, и отправить их в ФНС в течение месяца с момента получения акта налоговой проверки. Можно представить письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

    Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

    В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

    Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

    Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

  • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
  • об отказе от привлечения ответственности;
  • о проведении дополнительного контроля.
  • Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

    Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

    Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

  • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
  • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.
  • Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

    Как подавать возражения:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте;
  • лично или через представителя.
  • В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

    Подача жалобы или апелляционной жалобы

    Жалоба подается, когда акты налогового органа или действия/бездействия его должностных лиц уже вступили в силу и нарушают права налогоплательщика. Ее можно направить в течение года в вышестоящий налоговый орган через тот же орган, чье решение нужно обжаловать.

    Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

    Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

    Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

    Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

    Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

    • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
    • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
    • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
    • основания, по которым нарушены права заявителя;
    • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
    • Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

      Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

      Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

      Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

      Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

      Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

      Зачем нужно подавать жалобу

      • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
      • это бесплатно;
      • это несложно и не требует помощи юристов;
      • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
      • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
      • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.
      • Как составить жалобу

        Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

        Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

        Подача иска в суд

        Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

        Информацию, которую нужно указать в иске

      • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
      • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
      • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
      • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
      • цену иска (если иск подлежит оценке);
      • какие права заявителя были нарушены;
      • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
      • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.
      • Что приложить к заявлению

      • копию свидетельства о регистрации организации;
      • обжалуемый акт;
      • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
      • документы о направлении заявления в налоговые органы;
      • доверенность представителя;
      • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
      • подтверждение оплаты госпошлины.
      • Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

        Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

        Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

        На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

      • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
      • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
      • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
      • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
      • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
      • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
      • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
      • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
      • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
      • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
      • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
      • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
      • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
      • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).
      • Суть жалобы: Заявитель просит признать незаконными действия Инспекции, выразившиеся в истребовании в ходе выездной налоговой проверки документов, которые не относятся к предмету ее проведения

        Федеральной налоговой службой получена жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Х» (далее — Общество, Заявитель, ООО «Х») на действия Инспекции Федеральной налоговой службы (далее — Инспекция).

        В указанной жалобе ООО «Х» сообщает, что Инспекцией вынесено решение от 14.03.2020 о проведении выездной налоговой проверки Общества. В связи с проведением указанной проверки Инспекция направила Заявителю требования от 14.03.2020 и от 27.03.2020 о представлении документов.

        ООО «Х», ссылаясь на подпункт 1 пункта 1 статей 31, статьи 93 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), полагает, что выставленными Инспекцией требованиями истребовано избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильность исчисления налога на добавленную стоимость (далее — НДС)).

        При этом Общество отмечает, что согласно сложившейся судебной практике оборотно-сальдовые ведомости (общие и по конкретным счетам бухгалтерского учета), расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табеля учета рабочего времени сотрудников не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты.

        ООО «Х» сообщает, что по результатам рассмотрения аналогичной жалобы Заявителя Управлением Федеральной налоговой службы (далее — Управление) вынесено решение от 08.05.2020, которым жалоба оставлена без удовлетворения.

        На основании изложенного ООО «Х» просит признать незаконными действия Инспекции, выразившиеся в истребовании у Общества в ходе выездной налоговой проверки документов, которые не относятся к предмету ее проведения.

        Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя с учетом материалов, представленных Управлением, сообщает следующее.

        В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

        Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

        Пунктом 1 статьи 54 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Кодекса налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Кодексом.

        Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.

        Следовательно, в состав документов, подтверждающих право на налоговый вычет по НДС, могут быть включены также и документы бухгалтерского и иного учета.

        По информации Управления Инспекцией вынесено решение от 14.03.2020 о проведении выездной налоговой проверки, согласно которому налоговым органом на основании статьи 89 Кодекса в отношении ООО «Х» назначена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДС за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.

        В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в соответствии со статьей 93 Кодекса направлены Заявителю требования от 14.03.2020 и от 27.03.2020, а также требование от 02.04.2020 о представлении документов (далее — требование от 02.04.2020), на основании которых ООО «Х» необходимо в течение 10 дней со дня вручения требований представить в налоговый орган документы за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, в том числе: главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера; копии штатного расписания; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; журналы-ордера, ведомости, анализы счетов и субсчетов, анализы субконтор за проверяемый период с разбивкой по кварталам; карточки по счетам по контрагентам ООО «ЮА», ИП ФЛ 1, ООО «ЮБ», ООО «ЮВ», ООО «ЮГ».

        Не согласившись с требованиями от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020, ООО «Х» обратилось в Управление с жалобой, в которой приведены доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу.

        По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 08.05.2020, которым жалоба оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управление со ссылками на статьи 23, 31, 54, 82, 89, 93 Кодекса сообщило, что у налогового органа имеются полномочия запрашивать (истребовать) для ознакомления и изучения документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, на основании требований от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020, направленных Инспекцией Обществу в ходе проведения выездной налоговой проверки. При этом у Заявителя имеется обязанность по их предоставлению.

        Управление в решении от 08.05.2020 отметило, что налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов, которые относятся к проверяемому периоду, в том числе регистров бухгалтерского и налогового учета, аналитических материалов по причине «их неотносимости, по его мнению, к предмету проверки». Поскольку проверка правильности исчисления и уплаты налога проводится налоговым органом, на который указанная обязанность возложена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, то именно он, а не налогоплательщик определяет полноту и комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.

        Также, учитывая отсутствие в Кодексе закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

        На основании изложенного Управлением в решении от 08.05.2020 сделан вывод о том, что истребованные Инспекцией у ООО «Х» документы по требованиям от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020 отвечают признакам относимости к предмету выездной налоговой проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем указанные требования налогового органа являются обоснованными.

        Таким образом, доводы ООО «Х», изложенные в жалобе, Управлением рассмотрены и в решении от 08.05.2020 им дана надлежащая оценка.

        Учитывая изложенное, Федеральная налоговая службы сообщает, что действия должностных лиц Инспекции по истребованию у ООО «Х» документов на основании требований от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020 являются обоснованными.

        ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА, ВЫНЕСШЕГО РЕШЕНИЕ ПО ЖАЛОБЕ

        Дата решения: 19.06.2020

        Номер решения: СА-4-9/[email protected]

        Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

        Статьи Налогового кодекса: Статья 93

        Тема налогового спора: Правомерность истребования в ходе проверки документов, которые, по мнению Заявителя, не относятся к предмету ее проведения

        Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Учитывая отсутствие в Налоговом кодексе Российской Федерации закрытого перечня документов и регистров, из которых формируется объект налогообложения, а также влияние на правильность формирования объекта налогообложения по конкретному налогу косвенных обстоятельств, в том числе касающихся возможного получения необоснованной налоговой выгоды, право налогового органа истребовать документы, необходимые, по мнению проверяющих, для проверки правильности исчисления и уплаты налога (налогов) не может быть ограничено собственным субъективным суждением налогоплательщика об относимости или неотносимости каждого из затребованных документов к предмету проверки.

        Позиция налогоплательщика: Заявитель полагает, что Инспекцией истребовано избыточное количество документов, которые не относятся к предмету выездной налоговой проверки (правильность исчисления НДС)). При этом Общество отмечает, что согласно сложившейся судебной практике оборотно-сальдовые ведомости, расшифровки отдельных счетов бухгалтерского учета, главная книга, журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, табеля учета рабочего времени сотрудников не являются первичными документами налогового и бухгалтерского учета и не имеют прямого отношения к формированию налоговой базы по налогам, порядку их учета и уплаты.

        Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

        В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

        Согласно пункту 12 статьи 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Кодекса.

        Пунктом 1 статьи 93 Кодекса установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

        Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

        В ходе проведения выездной налоговой проверки Инспекцией в соответствии со статьей 93 Кодекса направлены Заявителю требования от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020 о представлении документов, на основании которых Заявителю необходимо в течение 10 дней со дня вручения требований представить в налоговый орган документы за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, в том числе: главную книгу, оборотно-сальдовую ведомость в разрезе контрагентов (годовую и поквартальную), копии приказов о назначении на должность руководителя организации и главного бухгалтера; копии штатного расписания; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; журналы-ордера, ведомости, анализы счетов и субсчетов, анализы субконтор за проверяемый период с разбивкой по кварталам; карточки по счетам по контрагентам.

        Не согласившись с данными требованиями Общество обратилось в Управление с жалобой, в которой приведены доводы, аналогичные изложенным в жалобе, поступившей в Федеральную налоговую службу.

        По результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение от 08.05.2020, которым жалоба Общества оставлена без удовлетворения. В указанном решении Управление со ссылками на статьи 23, 31, 54, 82, 89, 93 Кодекса сообщило, что у налогового органа имеются полномочия запрашивать (истребовать) для ознакомления и изучения документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, на основании требований, направленных Инспекцией Обществу в ходе проведения выездной налоговой проверки. При этом у Заявителя имеется обязанность по их предоставлению.

        Управлением указано, что для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для проверки реальности осуществления хозяйственных операций, связанных с заявленными вычетами по НДС, требуется оценка налогового органа отдельных первичных документов и документов налогового или бухгалтерского учета, проверка их достоверности, правильности и полноты отражения на основании анализа данных счетов бухгалтерского учета, а также других документов и доказательств, подтверждающих достоверность сведений, указанных в данных документах.

        На основании изложенного Управлением в решении от 08.05.2020 сделан вывод о том, что истребованные Инспекцией у Общества документы по требованиям от 14.03.2020, от 27.03.2020 и от 02.04.2020 отвечают признакам относимости к предмету выездной налоговой проверки, достоверности и достаточности, в связи с чем указанные требования налогового органа являются обоснованными.

        Таким образом, доводы Заявителя, изложенные в жалобе, Управлением рассмотрены и в решении от 08.05.2020 им дана надлежащая оценка.

        Кроме того, Федеральная налоговая служба отмечает, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 № 441-О-О выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля.

        Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

        Как оспаривать результаты налоговой проверки? Шесть этапов

        Налоговая проверка проходит несколько стадий. В зависимости от стадии налогоплательщик имеет возможность выразить свое несогласие с действиями и выводами налогового органа в различных формах.

        1. Уже в ходе проверки налогоплательщик может подавать жалобы в вышестоящий налоговый орган и в прокурату, в случае, если считает действия налогового инспектора незаконными.

        2. Следующая форма несогласия, это возражения на акт налоговой проверки. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ акт составляется в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10-и дней после окончания камеральной проверки Возражения направляются непосредственно в налоговый орган, проводивший налоговую проверку. В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ у налогоплательщика есть один месяц для подачи возражений. Указанный месяц отсчитывается от момента получения акт. Моментом получения акта следует считать дату проставления налогоплательщиком или его представителем расписки, или отсчитать шестой день с даты отправки почтового отправления с актом (п. 5 ст. 100 НК РФ). Давая расписку, следите за тем, чтобы в ней была указана реальная дата вручения, а не более ранее число, вписанное налоговым инспектором. Иначе вы можете невольно сократить себе срок на подготовку возражений. Если вы получили акт по почте, сразу же посчитайте дату, в которую акт признается полученным. Учитывая, что почтовый пробег может превышать установленный законом срок, времени на подготовку и подачу возражений может остаться мало.

        Возражения подаются в письменном виде с приложением копий документов, подтверждающих доводы возражений. Сдавая возражения и копии документов в налоговый орган позаботьтесь о получении отметки с дачей подачи возражений на вашем экземпляре возражений. Если к возражениям прилагаются документы, обязательно укажите в перечне приложений каждый документ. Это позволить исключить споры о составе документов, которые прилагались к возражениям. Возражения возможно подать и почтовым отправлением. Однако следует учитывать время на почтовый пробег, чтобы избежать казуса, когда возражения отправлены в срок, но из-за почтовой задержки поступили позднее, чем вынесено решение.

        Нередко при наличии возражений в ходе рассмотрения актов налоговые органы снимают отдельные доводы. В других случаях подача возражений может повлечь проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

        Готовя возражения на акт следует достаточно полно и всесторонне отразить как правовые основания своего несогласия с актом, так и документальные. Нет смысла «прятать козыри в рукаве», так как в случае перехода спора в более поздние стадии, эти доводы придётся раскрыть. В случае же качественной подготовки возражений есть вероятность сберечь время и силы, сняв ошибочные доводы налогового органа еще до вынесения решения.

        Также это покажет суду, что налогоплательщик добросовестно и принципиально отстаивал свою позицию, используя все имеющиеся правовые механизмы.

        3. Следующий этап для выражения несогласия – это рассмотрение результатов налоговой проверки. На этом этапе налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа, рассматривающего результаты налоговой проверки, устное несогласие с выводами, изложенными в акте. На этой стадии также возможно предоставление обосновывающих документов. Доводы налогоплательщика и представленные документы указываются в протоколе, который должен вестись при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ). Настывайте на внесении в протокол ваших устных доводов. Если представитель налогового органа отказывается это сделать, то подписывая протокол сделайте запись об этом.

        4. Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, то для налогоплательщика наступает следующая стадия обжалования – досудебный обжалование ненормативного акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган. В данном случае термин «акт» отличается от «акта» налоговой проверки. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки является ненормативным актом налогового органа.

        Следует отметить, что в настоящее время досудебное обжалования в вышестоящий налоговых органа является обязательной стадией (п. 2 ст. 138 НК РФ). Без прохождения этой стадии невозможно обратится за судебной защитой. В случае подачи заявления в арбитражный суд без предыдущего досудебного обжалования в вышестоящий налоговый орган заявление будет возвращено без рассмотрения.

        Жалоба подаваемая в вышестоящий налоговый орган на решение о привлечении к налоговой ответственности до его вступления в силу , называет «апелляционная жалоба». Следует не путать с «апелляционной жалобой» подаваемой на решение суда в рамках процессуального законодательства. Учитывая, что согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение вступает в силу через один месяц со дня вручения налогоплательщику, то жалоба может быть подана в течение указанного месяца.

        Подавать апелляционную жалобу следует в налоговый орган, вынесший решение. Это делается по той причине, что материалы налоговой проверки находятся в налоговом органе, вынесшем решение. После получения жалобы этот налоговый орган направляет жалобу вместе с материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

        Как и возражения, апелляционную жалобу можно сдать непосредственно в канцелярию. Альтернативным вариантом подачи жалобы является ее направление по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

        В случае пропуска налогоплательщиком месячного срока подачи апелляционной жалобы у него остается возможность дальнейшего обжалования уже вступившего в силу решения налогового органа. На этом этапе документ, выражающий несогласие налогоплательщика, называется просто жалоба, без слова «апелляционная». Такая жалоба согласно п. 2 ст. 139 НК РФ может подаваться налогоплательщиком в течение года, который отсчитывается от даты принятия решения. То есть от той даты, которая указана на самом решении.

        Если срок пропущен, то налогоплательщик имеет возможность ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении пропущенного срока. Конечно в ходатайстве необходимо будет указать причины пропуска срока и их уважительность. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).

        Содержательно апелляционная жалоба и просто жалоба буду идентичными. Указанные документы должны содержать следующие элементы:

      • Наименование вышестоящего налогового органа. Обычно в тесте указывается, что жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение.
      • Реквизиты подателя жалобы (наименование, адрес, ИНН, способы связи: телефон, электронная почта).
      • Наименование налогового органа, принявшего обжалуемое решение.
      • Доводы налогоплательщика, по которым он считает принятое решение незаконным.
      • Нормы закона, обосновывающие доводы налогоплательщика.
      • Доказательства (документы), на которые ссылается налогоплательщик в обоснование своих доводов.
      • Расчеты в части сумм налогов, пеней и штрафов, которые по мнению налогоплательщика, рассчитаны налоговым органом ошибочно.
      • Требования налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части, с указанием конкретных частей решения.
      • Жалоба должна быть подписана единоличных исполнительным органом налогоплательщика или представителем, действующим на основании доверенности. При подписании жалобы представителем не забудьте приложить к ней доверенность представителя.
      • Следует учитывать, что налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения. Основания для оставления жалобы без рассмотрения указаны в ст. 139.3 НК РФ.

        По общему правилу жалобы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия налогоплательщика. В отдельных случаях участие возможно, но решение о необходимости этого принимает налоговый орган. Налогоплательщику не предоставлено право требовать возможности участия в рассмотрении жалобы. Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц со дня получения жалобы и может быть продлен еще на один месяц. Со дня принятия решения по апелляционной жалобы решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

        5. Когда пройден досудебный порядок обжалования решения налогового органа, и налогоплательщик не согласен уже с решением вышестоящего налогового органа, либо вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, следующим этапом обжалования является обращение за судебной защитой в арбитражный суд. Указанное право налогоплательщика предусмотрено п. 2 ст. 138 НК РФ.

        Следует отметить, что решения налоговых органов принятые в отношении физических лиц и в отношении организаций, обжалуются в разные суды и в разном процессуальной порядке. Решение в отношении физического лица обжалуется в суд общей юрисдикции по правилам КАС РФ. Решение налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя и организации обжалуется в арбитражный суд по правилам АПК РФ. Порядок обжалования решений налоговых органов в арбитражных судах регулируется главой 24 АПК РФ, а также нормами о исковом производстве, в части не противоречащей положениям главы 24.

        Налогоплательщику предоставляется три месяца, чтобы подать заявление в суд. Подготовка заявления в суд не должна вызывать затруднений, так как доводы, их основания, а также подтверждающие документы уже были подготовлены на стадии обжалования решения в вышестоящий налоговый орган. Хотя конечно же на стадии судебного обжалования они могут быт дополнены. Указанный срок исчисляется с того момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его права. То есть с даты вручения ему решения вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

        Заявление в арбитражный суд должно содержать:

        Реквизиты налогового органа и руководителя, принявшего решение. Следует учитывать, что при обжаловании решения налогового органа по результатам налоговой проверки, одновременно обжалуется и решение вышестоящего налогового органа, принятого по апелляционной жалобе. Соответственно необходимо указывать реквизиты двух налоговых органов, вышестоящего и нижестоящего.

        Реквизиты принятых решений (название, номер и дата).

        Нарушенное право налогоплательщика.

        Законы и другие нормативные акты, которым противоречит решение налогового органа.

        Требование налогоплательщика о признании решения недействительным в целом или в части (следует указать конкретные части решения).

        Вместе с заявлением необходимо приложить:

      • Копия свидетельства о регистрации организации;
      • Обжалуемый акт;
      • Документы, на которые налогоплательщик ссылается;
      • Документы о направлении заявления в налоговые органы;
      • Доверенность представителя;
      • Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
      • Документы об оплате государственной пошлины.
      • Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины составляет 3000 рублей.

        Срок рассмотрения заявлений составляет 3 месяца и может быть продлен по решению председателя суда до 6 месяцев.

        6. В случае отказа арбитражного суда в удовлетворении заявления, далее возможно обжалование решения суд в апелляционной и кассационной инстанциях. Апелляция и кассация проходят в стандартном процессуальном порядке, предусмотренном АПК РФ для искового производства.

        Как видим действующее законодательство содержит возможность обжаловать действий и решения налогового органа, осуществляемые в ходе налоговой проверки, как во время ее проведения, так и после завершения. Проявляя активную позицию в ходе проверки налогоплательщик поэтапно формируют позицию для защиты своих интересов в суде. Для эффективной защиты целесообразно обращаться к помощи опытных бухгалтеров и юристов, совместная работа которых обычно более эффективна по такому виду споров.

        Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

        Жалоба в налоговую: стоит ли делать повторно

        После проведения налоговой проверки, выездной или камеральной, практически всегда налогоплательщику приходиться спорить с контролирующим органом.

        Первое, что делает налогоплательщик, — это подает жалобу в вышестоящий налоговый орган, а в случае отказа идет за защитой своих прав в суд.

        Но в настоящее время в суде не всегда удается выиграть в споре с налоговым органом. Но что можно сделать, если сумма начисленного налога и штрафа составляет внушительную сумму, вышестоящий налоговый орган отказал, а суд подтвердил, что вы не правы.

        В этом случае налогоплательщику необходимо использовать возможность, установленную в ст. 112 НК РФ «Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения» и постараться уменьшить сумму штрафа. Наличие хотя бы одного из смягчающих обстоятельств ведет к снижению размера штрафа минимум в два раза по сравнению с установленным Налоговым кодексом (п. 3 ст. 114 НК РФ). Даже если штраф назначен в минимальном размере, он все равно должен быть уменьшен.

        Список обстоятельств, указанных в ст. 112, не является исчерпывающим, любое другое обстоятельство, которое суд или налоговики сочтут заслуживающим внимания для снижения наказания, они вправе применить в качестве смягчающего. Поэтому в ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа желательно включать как можно больше подобных обстоятельств.

        Например:

      • правонарушение совершено без умысла,
      • налогоплательщик является добросовестным, своевременно платит налоги и сдает отчетность,
      • привлечение к налоговой ответственности в первый раз,
      • документально подтвержденное наличие большой задолженности перед персоналом, кредиторами, или состояние близкое к банкротству,
      • несоразмерность суммы штрафа и совершенного проступка,
      • незначительный временной период просрочки сдачи отчетности,
      • наличие переплат по другим налогам,
      • уплата задолженности до того, как вынесено решение о привлечении к ответственности,
      • наличие форс-мажора (стихийные бедствия, пожар, наводнение и т.п.),
      • ИП могут указать и на такие обстоятельства как преклонный возраст, инвалидность, болезнь, наличие иждивенцев и т.п.
      • Что очень важно, начинать нужно с жалобы о снижении штрафа в налоговый орган, несмотря на то, что вами уже получен отказ на жалобу по налоговой проверке. Если получите отказ о снижении штрафа от налогового органа, тогда можно подать жалобу в суд.

        Так ИФНС России проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость представленной АО «Фармамед» в инспекцию 11.08.2015.

        По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу отказано в применении налоговых вычетов по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) в сумме 67 581 290 руб., данная сумма начислена к уплате в бюджет, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 13 516 258 руб., начислены пени в сумме 2 930 134 руб. 65 коп.

        Не согласившись с решением, налогоплательщик обжаловал его по основаниям недоказанности получения им необоснованной налоговой выгоды.

        Решением УФНС России по Московской области от 21.07.2016 № 07-12/[email protected] апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

        29.03.2017 АО «Фармамед» повторно обратился в УФНС России по Московской области с жалобой на решение от 22.04.2016 № 14302 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части размера штрафа, где указывало на наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность, на основании чего просило налоговый орган уменьшить размер штрафа.

        УФНС России по Московской области, получив жалобу 30.03.2017, на основании пункта 1 статьи 139 НКи перенаправило ее в ФНС России, поскольку первично решение инспекции было обжаловано в полном объеме.

        ФНС России, руководствуясь статьи 139.3 НК, решением от 20.04.2017 оставила жалобу АО «Фармамед» без рассмотрения в связи с истечением сроков на обжалование в ФНС России.

        Таким образом, поскольку повторная жалоба заявителя на решение инспекции в части снижения штрафных санкций на основании необходимости учета обстоятельств, смягчающих ответственность, налоговым органом фактически рассмотрена не была, АО «Фармед» обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

        Суд указал, что подача повторной жалобы в течение срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 139 НК, не может рассматриваться как злоупотребление правом. Иное толкование норм налогового законодательства ставит в неравное положение налогоплательщиков, реализовавших право на обжалование решения налогового органа в течение года, с налогоплательщиками, обжалующими решение налогового органа в течение года неоднократно по разным основаниям, возможность обжалования которого повторно прямо закреплена в пункте 6 статьи 138 НК.

        Источник:

        Вывод:

        При получении негативного решения по итогам налоговой проверки, жалобу подавайте в целом на решение.

        В последующем можно отдельно попытаться снизить штрафные санкции.

        Главное, успеть все это сделать в течение года с момента принятия решения по налоговой проверке.

        Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

        Апелляционная жалоба на решение налогового органа

        Предусмотренный Налоговым Кодексом РФ апелляционный порядок обжалования означает, что в случае подачи жалобы в течение одного месяца с момента получения решения, такое решение не будет считаться вступившим в силу (взыскание доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов производиться не будет) до момента его утверждения вышестоящим налоговым органом.

        Судебная практика

        Рассматривается апелляционная жалоба вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня ее получения без участия заявителя; указанный срок может быть продлен не более, чем на один месяц.

        О том, что у Вас есть такое право, обязательно указывается в решении налогового органа. Вы можете ознакомиться с примером такого решения.

        Примеры документов

        Апелляционная жалоба подается через налоговый орган, чье решение обжалуется, даже если к моменту подачи жалобы Ваша компания не состоит на учете в этом налоговом органе.

        Получив апелляционную жалобу налоговый орган обязан в трехдневный срок направить ее вместе с материалами проверки в вышестоящий налоговый орган.

        По итогам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может:

      • оставить жалобу без удовлетворения, а решение налогового органа без изменения;
      • частично или полностью отменить решение налогового органа.

      Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в не отмененной и/или необжалованной части. Это позволяет налоговому органу начать процедуру принудительного взыскания доначислений.

      Сначала будет направлено требование к уплате налогов. Затем, в случае неисполнения требования об уплате в срок, будет выставлено инкассовое поручение и одновременно приостановлены расходные операции по счетам в банке.

      Апелляционная жалоба в налоговую

      Когда налоговая инспекция принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в
      привлечении к такой ответственности, это решение в общем случае вступает в силу по истечении 1 месяца со дня вручения такого решения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

      Но налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящий
      налоговый орган, тем самым отсрочив вступление в силу ранее вынесенного решения. Как
      подать апелляционную жалобу в налоговую, расскажем в нашей консультации и приведем

      образец составления такой жалобы.

      Куда и в какие сроки подается апелляционная жалоба

      Апелляционная жалоба на решение налоговой инспекции подается в вышестоящий
      налоговый орган. Но подать такую жалобу нужно через инспекцию, вынесшую решение.
      И уже сама эта инспекция в течение 3 рабочих дней должна будет направить жалобу со
      всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п.l ст. 139.1 НК РФ).

      Подать апелляционную жалобу можно лишь до дня вступления в силу обжалуемого
      решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). То есть до истечения 1 месяца (п. 4 ст. 31, п. 9 ст. 101 НК РФ, пп. 27, 28 п. 1, п. 11 Приложения к Приказу ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected] ):

    • или со дня непосредственного вручения решения;
    • или со дня отправки квитанции о приеме (при передаче решения по ТКС);
    • или со дня, следующего за днем размещения решения в личном кабинете налогоплательщика;
    • или с 6-го рабочего дня, следующего за днем отправки решения по почте.
    • Срок рассмотрения апелляционной жалобы налоговым органом

      Апелляционная жалоба на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки,
      должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение 1 месяца со дня
      получения такой жалобы. И в этот же срок должно быть вынесено решение по жалобе.
      Руководитель (замруководителя) налогового органа, рассматривающего жалобу, может
      продлить срок рассмотрения не более чем на 1 месяц при предоставлении организацией,
      подавшей жалобу, дополнительных документов, или для получения от нижестоящей
      инспекции документов (информации) (п. 6 ст. 140 НК РФ).

      Решение налоговой инспекции, обжалованное в апелляционном порядке и не отмененное вышестоящим налоговым органом, вступает в силу со дня принятия по жалобе решения вышестоящим налоговым органом. Такой порядок применяется даже к той части решения, которая вовсе не обжаловалось.

      Если решение инспекции было отменено вышестоящим налоговым органом, то со дня принятия решения вышестоящим налоговым органом должно применяться именно это, последнее решение.

      А вот если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения, то решение нижестоящей налоговой инспекции вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения оставить жалобу без рассмотрения, но не ранее истечения месячного срока, который давался на обжалование (ст. 101.2 НК РФ).

      Апелляционная жалоба в налоговую: образец

      Форма и содержание апелляционной жалобы в налоговую инспекцию (образец будет
      приведен ниже) предусмотрены ст. 139.2 НК РФ.

      Так, жалоба подается в письменном виде и подписывается лицом, ее подавшим, или его
      представителем.

      Апелляционная жалоба может быть передана лично, направлена по почте с описью
      вложения и уведомлением о вручении, направлена через ТКС или через личный кабинет
      налогоплательщика.

      В апелляционной жалобе нужно указать:

    • Ф.И.О. и место жительства физлица, подающего жалобу, или наименование и адрес
      организации, подающей жалобу;
    • предмет обжалования (акт налогового органа ненормативного характера, действия или
      бездействие его должностных лиц);
    • наименование налогового органа, чье решение обжалуется (или действия или
      бездействие должностных лиц которого обжалуются);
    • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
    • требования лица, подающего жалобу;
    • способ получения решения по жалобе (на бумаге, в электронной форме через ТКС или через личный кабинет налогоплательщика).
    • Для оперативного рассмотрения жалобы в ней можно указать номера телефонов, факсов,
      адреса электронной почты и иные сведения.

      Если жалоба подается представителем, к ней прилагается доверенность.

      Также к жалобе можно приложить любые иные документы, которые бы подтверждали
      доводы лица, подающего жалобу.

      Приведем для апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган образец ее
      составления.

      Читайте так же:  Афиногенов илья викторович адвокат. Адвокат гавриков михаил львович

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.