1455 о компенсационных выплатах

Решение № 2-161/2019 от 14 марта 2019 г. по делу № 2-161/2019

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года г. Камень — на — Оби

Каменский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Хрипуновой О.В.,

при секретаре: Пустовит Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-161/2019 по иску Государственного учреждения — Управления пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) к Сологубовой Л. С., Головань С. В. о взыскании незаконно полученной переплаты к компенсации,

ГУ – Управление ПФР в . (межрайонное) обратилось с иском к вышеуказанным ответчикам, в котором просит взыскать с Головань С.В., Сологубовой Л.С. солидарно 63480 руб. за период с *** по *** незаконно полученной компенсации за осуществление неработающими трудоспособными лицами ухода за нетрудоспособными гражданами, в соответствии с Правилами установления данного вида компенсаций, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № и Указом Президента РФ от 26.12.2006 №1455. С *** Головань С.В. компенсационная выплата производилась посредством дополнения ее к пенсии Сологубовой Л.С., поскольку на момент назначения компенсации Головань С.В. являлся неработающим, на учете в центре занятости не состоял, пособие по безработице не получал, также не являлся получателем пенсии и ежемесячной денежной выплаты. Согласно п. 10 вышеуказанных Правил, либо, осуществляющее уход, в случае поступления его на работу, назначения ему пенсии, пособия по безработице обязано в течение 5-ти дней сообщить об этом органу, назначившему указанную компенсацию, однако Головань С.В. не сообщил о факте отбывания им наказания с *** по *** в Управление Пенсионного фонда, что повлекло переплату компенсации за период с *** по *** в указанном размере.

В судебном заседании представитель истца Козырева О.Н. на иске настаивала.

Ответчик Головань С.В. с иском не согласился, не оспаривая обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и сумму взыскиваемой компенсации, пояснил, что не знал о том, что должен ставить в известность Управление Пенсионного фонда о факте отбытия им наказания.

Ответчик Сологубова Л.С. в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещалась надлежаще, в связи с чем суд считает возможным в соответствии со ст. Раздел II. Производство в суде первой инстанции > Подраздел II. Исковое производство > Глава 15. Судебное разбирательство > Статья 167. Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей» target=»_blank»>167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 (далее — Правила).

Согласно пп. 2 и 3 Правил указанная компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а ее выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. (ред. от 01.10.2019) > «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» > Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий > Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии» target=»_blank»>25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются гл. 60 ГК РФ.

В соответствии со ст. Раздел IV. Отдельные виды обязательств > Глава 60. Обязательства вследствие неосновательного обогащения > Статья 1102. Обязанность возвратить неосновательное обогащение» target=»_blank»>1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса.

Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014) — утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указал, что в целях определения лица, с которого подлежит взысканию необоснованно полученное имущество, суду необходимо установить наличие самого факта неосновательного обогащения (то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом оснований), а также того обстоятельства, что именно это лицо, к которому предъявлен иск, является неосновательно обогатившимся лицом за счет лица, обратившегося с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Таким образом, взыскание необоснованно полученной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», должно производиться с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законных оснований.

Компенсационная выплата ежемесячная назначена территориальным органом ПФР решением от *** по заявлению Головань С.В., осуществлявшего уход за нетрудоспособной Сологубовой Л.С.

Согласно пункту 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, категории которых указаны в этом пункте.

Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход (абзац первый пункта 3). Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином (пункт 4).

Правилами установлен порядок осуществления компенсационной выплаты — она производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (абзац 2 пункта 3).

Компенсационные выплаты являются одной из мер социальной поддержки, по своей правовой природе направленной на восполнение потерь для граждан, способных к труду, но оставивших работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.

Из названных положений Правил также следует, что сам по себе порядок производства выплаты вместе с пенсией нетрудоспособного лица не изменяет субъекта назначения и получения данной выплаты, каковым является лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным, и потому не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований органа, назначающего и производящего эту выплату, о взыскании с такого лица полученной им компенсационной выплаты в случае установления факта незаконного ее получения.

Вместе с тем, материалами дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком Головань С.В., что в период с *** по *** он отбывал наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

Подпунктом «б» пункта 9 Правил предусмотрены случаи прекращения выплаты, к которым отнесено прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением нетрудоспособного гражданина (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии.

При этом в соответствии с требованиями пункта 10 названных Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Истцом периодически проводилась проверка по выплате компенсации, в результате чего был выявлен факт, что трудоспособное лицо, осуществляющее уход за Сологубовой Л.С. – Головань С.В. фактически прекратил уход за истцом в ***. По данным ФКУ ЛИУ № от *** Головань С.В., *** рождения отбывал наказание в указанном учреждении УФСИН России по . с ***, начало срока ***, конец срока ***.

Головань С.В. и Сологубовой Л.В. было известно об обязанности известить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение компенсационной выплаты, в частности, о прекращении осуществления ухода, о чем свидетельствуют заявление – обязательство Головань – С.В. от *** и заявление Сологубовой Л.С. от указанной даты.

Таким образом, правовых оснований для выплаты компенсации в названные периоды не имелось.

Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из пояснений Головань С.В., а также из заявления Сологубовой Л.С. следует, что Сологубова получала ежемесячные компенсационные выплаты путем доплаты к пенсии и обязалась ежемесячно передавать их Головань С.В.

Данных о том, что в период отбывания наказания Головань С.В. в местах лишения свободы Сологубова Л.С. направляла в его адрес денежные средства в указанном размере – не имеется, участниками рассмотрения дела о том не заявлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно Сологубова Л.С. являлась лицом, которое фактически получало и пользовалось указанными выплатами в отсутствие предусмотренных на то законных оснований, следовательно, она является неосновательно обогатившимся за счет истца лицом, и с нее подлежит взысканию излишне выплаченная сумма ежемесячной компенсации.

На основании изложенного, с Сологубовой Л.С. подлежит взысканию в пользу истца возврат Г. пошлины в размере 400 руб., оплаченных при подаче иска. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины по материалам дела не установлено.

иск Государственного учреждения — Управления Пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) к Сологубовой Л. С., Головань С. В. о взыскании незаконно полученной переплаты компенсации удовлетворить частично.

Взыскать с Сологубовой Л. С. в пользу Государственного учреждения — Управления пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) сумму излишне выплаченной ежемесячной компенсации по уходу за нетрудоспособным гражданином в размере 63480 руб.

В удовлетворении иска к Головань С. В. Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) отказать.

Взыскать с Сологубовой Л. С. в пользу Государственного учреждения — Управления пенсионного Фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) 400 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи жалобы через Каменский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.03.2019

Примерная форма дополнительного соглашения о выплате покупателю премии вследствие выполнения определенных условий договора поставки (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Дополнительное соглашение
о выплате покупателю премии вследствие выполнения определенных условий договора поставки

[ место заключения соглашения ]

[ число, месяц, год ]

[ Наименование юридического лица] в лице [должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ указать документ, подтверждающий полномочия ], именуемое в дальнейшем «Поставщик», с одной стороны и

[ наименование юридического лица ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ указать документ, подтверждающий полномочия ], именуемое в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Поставщик в рамках договора поставки N [ значение ] от [ число, месяц, год ] за приобретение в течение [ указать отчетный период: месяц, квартал и т. д. ] товара на сумму свыше [ сумма цифрами и прописью ] рублей выплачивает Покупателю премию в размере [ значение ] % от стоимости приобретенного товара.

2. Под приобретением товара для целей предоставления премии Стороны понимают приемку товара Покупателем от Поставщика и перечисление денежных средств за поставленный товар с соблюдением срока оплаты.

3. Предоставляемая Поставщиком Покупателю премия не изменяет цены приобретенного товара.

4. Факт приобретения Покупателем товара в согласованном объеме подтверждается актом о предоставлении премии, подписываемым Сторонами, а также [ указать иные документы, подтверждающие, что Покупатель выполнил условия договора, дающие право на скидку ].

5. Премия предоставляется Покупателю при превышении согласованных объемов закупки товара.

6. Конкретный размер премии, подлежащий выплате Покупателю, определяется Поставщиком расчетным путем.

7. Расчет премии передается Покупателю путем [ указать способ передачи ] не позднее [ указать срок ] с даты окончания отчетного периода.

Читайте так же:  Размер пособия на ребенка в рб

8. Премия предоставляется Покупателю на основании акта о предоставлении премии путем [ перечисления денежных средств на расчетный счет Покупателя/зачета денежных средств в качестве аванса/уменьшения задолженности Покупателя перед Поставщиком по договору поставки за товар ] не позднее [ указать срок ].

9. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон.

10. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и является неотъемлемой частью договора поставки N [ значение ] от [ число, месяц, год ].

11. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим соглашением, остаются в силе и действуют условия договора поставки N [ значение ] от [ число, месяц, год ].

Договор о выплате премии

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Как прописать премию в трудовом договоре — пример

  • Роль премии в составе зарплаты
  • Оформление записи о премии в трудовом договоре
  • Итоги

Скидки и премии по договору поставки: правовая позиция Президиума ВАС и ее практическое применение

Поводом для возвращения к теме налогообложения операций по предоставлению скидок и выплаты премий в рамках исполнения обязательств по договорам поставки товаров послужило Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11 (далее – Постановление № 11637/11), в каком-то смысле ставшее знаковым документом. С одной стороны, позиция арбитров является некой отправной точкой для исчисления НДС плательщиками данного налога – поставщиками и покупателями товаров. С другой – у тех, кто специализируется на производстве и реализации продуктов питания, с выходом указанного судебного акта возникают дополнительные вопросы. Чтобы процесс предоставления скидок и обмена премиями казался максимально прозрачным с точки зрения налогообложения, мы решили обстоятельно изучить Постановление № 11637/11, разобрать некоторые нюансы рассмотренного в нем дела и протестировать его на возможность применения на практике, в том числе поставщиками продовольственных товаров.

Стимулирующие премии уменьшают стоимость товаров

Согласно позиции Президиума ВАС, если стороны договора поставки кроме типовых условий согласовали выплату премий, в том числе по итогам отгрузок за год или квартал, то премии следует квалифицировать как одну из форм торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Влияние заключается в следующем. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки (приложениях к ним), происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров. Указанное означает, что размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах. Забегая вперед, отметим, что из описания обстоятельств дела неясно, согласовывалось ли в изучаемых судьями договорах поставки и приложениях к ним влияние стимулирующих премий на цену реализуемых товаров. Поэтому рискнем предположить, что арбитры не увидели различий между выплатой стимулирующих премий без изменения цены товаров и, наоборот, с ее изменением и по умолчанию сочли, что сам факт выплаты премии за достижение конкретного объема закупок означает, что стоимость товаров должна быть пересчитана. В таком случае условия договоров, по которым премия выплачивается без изменения цены, следует считать не соответствующими позиции Президиума ВАС.

Ключевой момент

Премии, выплачиваемые поставщиками покупателям товаров за достижение последними определенного объема закупок, уменьшают стоимость поставленных товаров. В связи с этим должны быть изменены налоговая база по НДС у поставщиков и суммы налоговых вычетов по НДС у покупателей.

В Постановлении № 11637/11 отмечено, что арбитры сформировали определенную правовую позицию, а арбитражные суды при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами должны ею руководствоваться. Поэтому далее разберем суть дела № А40-56521/10-35-297, которое и было рассмотрено Президиумом ВАС.

Фактические обстоятельства дела…

…изложены в судебных решениях первой, апелляционной и кассационной инстанций. Кстати, все судьи были единодушны в поддержке одной из сторон налогового спора.

Как следует из Решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2010 (а также постановлений Арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 № 09АП-31126/2010-АК, № 09АП-31127/2010-АК и ФАС МО от 09.06.2011 № КА-А40/5274-11), торговая компания (назовем ее покупателем) была привлечена к налоговой ответственности по нескольким эпизодам. Один из них – занижение налоговой базы по НДС на сумму полученных от поставщиков прогрессивных стимулирующих премий по результатам отгрузки товара и премий за наличие товаров поставщика в магазинах, что повлекло занижение суммы налога на сумму около 90 млн руб. Налоговики сочли, что с полученных премий покупатель должен был исчислить НДС в общеустановленном порядке. Судьи их не поддержали, указав, что суммы, полученные в качестве премий по дистрибьюторскому соглашению, не подлежат обложению НДС, поскольку не связаны с расчетами за поставляемые товары. В целом этот довод был заимствован из писем Минфина РФ от 20.12.2006 № 03-03-04/1/847, от 26.07.2007 № 03-07-15/112, согласно которым премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период без изменения цены товара, НДС не облагаются, а у продавца товаров налоговая база по данному налогу не корректируется. Заметим, что данная позиция еще в 2007 году была изложена в Письме от 30.08.2007 № ШС-6-03/[email protected], направленном ФНС территориальным органам для сведения и использования в работе. Однако рассматриваемый нами судебный спор является подтверждением того, что инспекторы при проведении выездной налоговой проверки руководствовались собственными представлениями о порядке налогообложения стимулирующих премий, а не рекомендациями финансистов.

Между тем судьи, цитируя Минфин, в сущности, дают понять, что рассматриваемую хозяйственную операцию они расценивают именно как выплату премии без изменения цены товаров и именно исходя из данного обстоятельства определяют порядок ее налогообложения. Примечательно, что никто из судей трех инстанций не задался вопросом: если стимулирующая премия не изменяет цены реализуемых товаров и не связана с расчетами за поставляемые товары, то какова гражданско-правовая сущность данного вознаграждения и почему его выплата не образует самостоятельный объект обложения НДС (если угодно, не образует самостоятельной сделки по оказанию услуг (выполнению работ))? Напомним, что эта тема всегда волновала редакцию журнала и не раз поднималась на его страницах, в частности в статье К. О. Борисовой «Договор поставки. Цены, скидки, премии и бонусы», № 12 (2010) и № 1 (2011). Эксперт журнала полагал, что в рамках приложений к договорам поставки или соответствующих соглашений (форма не имеет значения) о выплате вознаграждений за достижение определенного объема закупок покупатель и поставщик заключают самостоятельную двустороннюю сделку, по которой обязательства сторон, безусловно, имеют встречный характер.

Таким образом, они заключают возмездный договор определенного вида, который, к сожалению, не описан в ГК РФ, что вовсе не означает невозможность его существования. Относительно исчисления НДС комментарии были следующими. Действия покупателя по наращиванию товарооборота не соответствуют понятиям работы и услуги, приведенным в ст. 38 НК РФ. Следовательно, в силу положений ст. 146 НК РФ объект обложения НДС в данной сделке не возникает: поставщик, уплативший премию, не получает «входного» НДС, покупатель не начисляет налог к уплате в бюджет.

То, что вопрос этот далеко не праздный, подтвердила коллегия судей, которая и передала дело № А40-56521/10-35-297 в Президиум ВАС с несколькими важными комментариями относительно квалификации операции по выплате премий. Местами они созвучны утверждениям нашего эксперта: у поставщиков имеется экономический интерес в заключении договоров поставки с условием о вознаграждении, поскольку выплата премий способствует увеличению продаж. Кроме того, судьи указали на явное наличие встречных действий поставщика и покупателя в процессе реализации соглашений о премировании: обязанностям поставщиков уплатить премии на условиях, установленных обществом, корреспондируют встречные обязательства общества по приемке товаров в объемах, согласуемых ежегодно сторонами и превышающих 80 000 000 рублей, а также по обеспечению размещения полученных товаров в магазинах торговой сети.

Косвенными признаками «самостоятельности» сделки были признаны положения о неустойке, взыскиваемой с поставщика в случае выплаты стимулирующей премии с опозданием, а также о конкретной сумме штрафа, которую поставщик должен заплатить при расторжении договора поставки с покупателем. Более того, подтверждение тому, что выплате премии предшествуют определенные встречные действия покупателя, судьи усмотрели и в Налоговом кодексе, но только не в гл. 21, а в гл. 25. Так, в силу пп. 19.1 п. 1 ст. 265 в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премий, выплачиваемых продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договоров, в частности объема покупок. Соответственно, выплачиваемым премиям должно корреспондировать встречное предоставление. В противном случае затраты поставщиков на выплату премий априори не отвечают критерию экономической оправданности (ст. 252 НК РФ), что исключает возможность их отнесения на расходы, в том числе по основанию пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

К сожалению, все эти доводы остались за кадром, а в тексте Постановления № 11637/11 мы видим «сухой остаток»: выплата стимулирующих премий уменьшает стоимость реализованных товаров и предопределяет корректировку налоговых обязательств по НДС как поставщика, так и покупателя.

Практическое применение

Вывод арбитров, что премия за достижение объема закупок есть скидка, изменяющая стоимость приобретаемого (реализуемого) товара, влечет далеко идущие последствия для целей исчисления НДС и налога на прибыль. Между тем чиновники пока не сформулировали свою позицию по данному вопросу, о чем и сообщается в Письме Минфина РФ от 02.04.2012 № 03-04-06/6-84. Безусловно, и Минфин, и ФНС так или иначе учитывают позицию Президиума ВАС при разрешении знаковых налоговых споров, однако не всегда безоговорочно следуют логике арбитров. Нужно признать, что порой такой подход не лишен здравого смысла. Возможно, ситуация со скидками по уже исполненным и оплаченным поставкам войдет в число вопросов, в отношении которых финансисты и налоговики сформируют собственное суждение, более удобное и простое в реализации по сравнению с тем, что декларировал Президиум ВАС. Пока же мы предлагаем разобрать применение предложений арбитров на практике.

Ввиду специфики целевой аудитории далее мы будем рассматривать налогообложение только с позиции поставщика товаров (продукции).

Налог на добавленную стоимость

Напомним, что еще в 2011 году в гл. 21 НК РФ были внесены поправки [1] , согласно которым изменение стоимости отгруженных товаров определенным образом влияет на размер налоговых обязательств покупателя и продавца. Поправки вступили в силу 01.10.2011. Опуская закономерный вопрос о том, в каких же слу-чаях налогоплательщик сталкивается именно с изменением стоимости и именно отгруженных товаров, учитывая Постановление № 11637/11, констатируем: при выплате покупателю стимулирующей премии за достижение определенного объема продаж происходит изменение (уменьшение) стоимости отгруженных товаров, которое должно быть отражено в корректировочном счете-фактуре (абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ).

Обратите внимание, если стоимость товаров, отгруженных до 01.10.2011, изменяется уже после этой даты, продавец также обязан руководствоваться абз. 3 п. 3 ст. 168 НК РФ и выставить покупателю счет-фактуру (Письмо Минфина РФ от 14.02.2012 № 03-07-09/07).

Корректировочный счет-фактура составляется не позднее пяти календарных дней со дня составления документа, свидетельствующего о том, что стоимость товаров действительно претерпела изменения. Таким документом, как следует из разъяснений ФНС (Письмо от 28.09.2011 № ЕД-4-3/[email protected]) и содержания п. 10 ст. 172 НК РФ, может быть договор, соглашение или любой первичный документ, содержащий информацию как о стоимостных изменениях поставки, так и о согласии с ними (уведомлении) покупателя. Кроме того, в Письме ФНС РФ от 12.03.2012 № ЕД-4-3/[email protected] указано, что первичный документ об изменении стоимости товаров, подтверждающий согласие на это покупателя, должен быть подписан обеими сторонами сделки, а подтверждающий уведомление покупателя – только одной стороной, продавцом товаров. При этом необходимо соблюсти все требования бухгалтерского законодательства к «первичке».

Согласно положениям п. 13 ст. 171 и п. 10 ст. 172 НК РФ при изменении стоимости товаров в сторону уменьшения разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения, подлежит вычету у продавца этих товаров. Вычет производится на основании корректировочного счета-фактуры (не позднее трех лет с момента составления).

Таким образом, чтобы уменьшить свои налоговые обязательства по НДС, поставщику необходимо выполнить ряд формальностей, предусмотренных в том числе Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Правила ведения документов по НДС).

Во-первых, очевидно, что составления корректировочных счетов-фактур по всем отгрузкам, в результате которых и выполнен объем продаж, обусловливающий премирование, поставщику не избежать. Если премия согласно условиям договора рассчитывается в процентах от общей стоимости товаров, поставленных за год, например на сумму свыше 100 млн руб., то корректировочный счет-фактуру придется выписать на каждую поставку, по которой предусмотрено премирование. Напомним, что форма корректировочного счета-фактуры и порядок ее заполнения утверждены Правилами ведения документов по НДС. Кстати, нумеруются корректировочные счета-фактуры в общем хронологическом порядке (п. 1 раздела II приложения 1 к Правилам ведения документов по НДС).

Особенность документа в том, что им предусмотрена корректировка стоимости каждой позиции отгруженного товара. К одному наименованию товара (стоимость которого корректируется) для заполнения открыты четыре строки (все показатели до изменения стоимости и после, разница в сторону увеличения и уменьшения). Соответственно, по каждому наименованию товара из перечисленных четырех три строки заполняются всегда. Таким образом, при выполнении поставщиком договорных обязательств в части премирования объем его «бумажной» работы значительно возрастает.

Читайте так же:  Социальные выплаты содержание

Во-вторых, составленные в надлежащем порядке корректировочные счета-фактуры следует зарегистрировать:

  • в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • в книге покупок.

Корректировочные счета-фактуры подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (по дате их выставления) (п. 3 раздела II приложения 3 к Правилам ведения документов по НДС).

Что касается корректировочных счетов-фактур, составленных и выставленных продавцами при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, они регистрируются продавцами в книге покупок. Об этом прямо сказано в п. 12 раздела II приложения 4 к Правилам ведения документов по НДС. Стоимостные показатели (с положительным значением) книги покупок переносятся в соответствующие графы (7 – 12) из корректировочных счетов-фактур (из строки «Всего уменьшение (сумма строк Г)» графы 9).

Итоги, подведенные по графам 7 – 12 книги покупок, используются при составлении декларации по НДС за налоговый период (квартал). Напомним, что книгу покупок следует хранить не менее четырех лет с даты последней записи (п. 24 раздела II приложения 4 к Правилам ведения документов по НДС).

Ну и в?третьих, необходимо отразить результат произведенных корректировок в налоговой декларации за тот налоговый период, в котором у поставщика возникло право на применение вычетов в виде разницы НДС, исчисленного до и после изменения стоимости отгруженных товаров. Напомним, что форма декларации по НДС [2] не обновлялась достаточно давно, поэтому специальной строки для подобной категории вычетов в ее разд. 3 нет. Полагаем, что поставщик, предоставивший скидку своему контрагенту и оформивший данный факт, как описано выше, вправе включить выведенную разницу по налогу в состав налоговых вычетов по строке 130.

Налог на прибыль

Для поставщиков наиболее актуален вопрос о том, как в контексте выводов арбитров относиться к применению отдельных норм гл. 25 НК РФ, в первую очередь пп. 19.1 п. 1 ст. 265. Напомним, что этим подпунктом к числу внереализационных расходов отнесены расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. За несколько лет сложилась определенная практика применения данного налогового положения. Она основана на допущении того, что стороны договора поставки вправе самостоятельно решить, изменяют или нет стимулирующие премии стоимость отгруженных товаров. Иначе говоря, разъясняя порядок применения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 в конкретных случаях, финансисты в первую очередь устанавливали, на каких условиях выплачивается премия за достижение объема закупок. Если без изменения цены – то чиновники (и некоторые судьи [3] ) считали признание налогового расхода по пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ обоснованным (письма Минфина РФ от 20.03.2012 № 03-03-06/1/132, от 03.10.2011 № 07-02-06/183), если с изменением – необоснованным. Показательно в этом отношении Письмо Минфина РФ от 16.01.2012 № 03-03-06/1/13, где поясняется, что в случае изменения цены единицы товара организация-продавец и организация-покупатель на основании соответствующих изменений показателей первичных документов по передаче товара вносят корректировки в данные налогового учета о стоимости проданных (приобретенных) ценностей. К скидкам, предоставленным покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, пп. 19 п. 1 ст. 265 НК РФ не применяется.

Сегодня налогоплательщики оказались в сложной ситуации, поскольку Президиум ВАС совершенно четко сформулировал свою мысль: стимулирующие выплаты, связанные с выполнением определенных условий договора поставки, изменяют цену отгруженных товаров. В свете этих событий стороны договора поставки, согласовавшие выплату премии на условиях неизменности цены отгруженных товаров, действуют вразрез с позицией Президиума ВАС в части применения норм гражданского законодательства о цене, что означает невозможность применения пп. 19.1 п. 1 ст. 265.

Если не принимать в расчет факт существования пп. 19.1 п. 1 ст. 265, поставщик, выплативший премию покупателю (предоставивший скидку к цене отгруженного товара), должен действовать следующим образом. Сначала необходимо определить, изменилась ли налоговая база по налогу на прибыль в результате изменения стоимостных характеристик сделки. Если к моменту выплаты премии (предоставления скидки) для целей налогообложения поставка «премиального» товара уже была отражена в качестве операции по реализации товара, а доходы были признаны в налоговом учете, констатируется, что изменение произошло. Осталось ответить на вопрос: в каком отчетном (налоговом) периоде? Это важно по нескольким причинам. В первую очередь потому, что Минфин в подобной ситуации предлагает руководствоваться положениями п. 1 ст. 54 НК РФ (Письмо от 20.03.2012 № 03-03-06/1/137), в том числе в части перерасчета налоговой базы прошлых налоговых периодов (периодов, в которых имели место факты реализации товаров) и подачи уточненных налоговых деклараций. Приведем цитату из п. 1 ст. 54 НК РФ: при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Вряд ли кто-то будет утверждать, что налогоплательщик, определяя налогооблагаемую базу прошлых периодов (по факту реализации товара), исходя из согласованных цен без учета сумм гипотетических премий и скидок, совершил ошибку (неправильно отразил факт хозяйственной жизни [4] ). Очевидно, что поставщик действовал в соответствии с гражданским и налоговым законодательством и определил базу по налогу на прибыль правильно. Статья 54 НК РФ оперирует также термином «искажение». Сразу оговоримся, что четкого определения этого термина автору найти не удалось, как и выяснить, отличается ли оно от ошибки. В нормативной базе, регулирующей аудиторскую деятельность, слова «ошибка» и «искажение» используются как взаимозаменяемые. Даже если законодатель подразумевал некие отличия между ошибкой и искажением, формулируя ст. 54 НК РФ, до налогоплательщика эта информация доведена не была. В словарях одним из синонимов к слову «искажение» является «изменение». Этого вполне достаточно, чтобы по-новому прочесть приведенную выше цитату: при обнаружении изменений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные изменения.

В нашем случае «указанные изменения» имеют место в том периоде, в котором выполняются все условия договора о выплате стимулирующей премии (предоставлении скидки). Следовательно, оснований пересчитывать налоговую базу прошлых периодов у поставщика нет. Получается, что ничего другого, кроме как отразить влияние разницы в стоимости реализованных товаров до и после выплаты премии (эквивалентна сумме этой премии без НДС) в текущем отчетном (налоговом) периоде, не остается. Для этого как нельзя лучше подходит пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ, приравнивающий убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, к внереализационным расходам. Заметим, что налоговики допускают использование данной нормы в случаях, когда имеет место изменение (расторжение) договора в одностороннем порядке, например вследствие возврата товара надлежащего качества поставщику (Письмо УФНС по г. Москве от 23.12.2011 № 16-15/[email protected]). Налоговики не требуют, чтобы поставщик корректировал доходы и расходы, сформированные по расторгаемой на законном основании сделке. Возврат товара (отказ от договора) они рассматривают как самостоятельную хозяйственную операцию, которую необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.

В декларации по налогу на прибыль внереализационные расходы в виде убытков прошлых лет показываются в строке 301 приложения 2 к листу 02.

Стимулирующие премии в контексте Закона о торговле

Выше было обозначено влияние Постановления № 11637/11 на налоговые обязательства поставщиков товаров без учета специальных положений Закона о торговле [5] . Вместе с тем производители продовольственных товаров кроме общих положений ГК РФ о купле-продаже и специальных о поставке, а также разнообразных разъяснений по их применению при сбыте продукции руководствуются еще и требованиями законодательства в области государственного регулирования торговой деятельности. В частности, п. 4 ст. 9 Закона о торговле регламентирует некоторые нюансы выплаты поставщиком продовольственных товаров вознаграждений за достижение покупателем определенного объема закупок. Как известно, размер такого вознаграждения, с одной стороны, включается в цену договора поставки, с другой – не учитывается при определении цены продовольственных товаров.

Таким образом, на уровне федерального закона предусмотрена выплата вознаграждения за достижение объема закупок (в сущности, это то же самое, что и выплата рассматриваемой стимулирующей премии) без изменения цены товара. Полагаем, что для поставщиков продовольственных товаров положения Закона о торговле первичны по сравнению с позицией Президиума ВАС. Значит, для них принципы определения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль после опубликования Постановления № 11637/11 должны остаться неизменными. Иными словами, корректировать начисление НДС по поставкам, обусловившим выплату покупателю вознаграждения, предусмотренного договором, по-прежнему нет оснований. При этом всю сумму выплаченного вознаграждения следует учитывать в составе внереализационных расходов по пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, так как оно, по мнению Минфина (Письмо от 12.10.2011 № 03-03-06/1/665), тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, предусмотренной указанной нормой НК РФ.

В Постановлении № 11637/11 Президиум ВАС сделал два взаимосвязанных вывода:

  • стимулирующие премии, выплачиваемые поставщиками покупателям товаров за достижение определенного объема закупок, изменяют стоимость уже реализованных товаров;
  • налоговые обязательства поставщика и покупателя в результате выплаты стимулирующей премии должны быть пересмотрены.

Для налогоплательщиков такая квалификация премии чревата следующими последствиями: составлением корректировочных счетов-фактур и заявлением дополнительных вычетов по НДС поставщиком и восстановлением налога, ранее принятого к вычету, покупателем, а также внесением изменений в расчет налоговой базы по налогу на прибыль прошлых отчетных налоговых периодов. Однако в отношении пересчета налога на прибыль не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Подачи уточненных налоговых деклараций вполне можно избежать, причем на вполне законных основаниях. Что же касается поставщиков продовольственных товаров, по мнению автора, их налоговая политика не должна измениться и после появления Постановления № 11637/11, поскольку положения федерального законодательства в области регулирования торговой деятельности не позволяют изменять цену поставленных товаров на сумму вознаграждений, выплаченных покупателям за приобретение последними определенного количества товаров.

[1] Федеральным законом от 19.07.2011 № 245 ФЗ.

[2] Утверждена Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 № 104н.

[3] См. постановления ФАС МО от 27.02.2012 по делу № А40-55887/11 99 250, ФАС СЗО от 12.09.2011 по делу № А56-58882/2010.

[4] Определение взято из документа смежной отрасли – ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утв. Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н.

[5] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Как прописать премию в трудовом договоре

Премии, являющиеся частью оплаты труда работника, обязательно должны быть отражены в трудовом договоре с ним. Выплата премиальных – существенное условие трудовых отношений, однако четкого порядка, как отражать ее в договоре, законодательство не содержит. Рассмотрим варианты отражения премиальных выплат с опорой на нормы ТК РФ и практику кадрового делопроизводства.

«Каждый по способностям, каждому — по потребностям»

Этот лозунг Луи Блана (французского социалиста), столь полюбившийся с годами в Советском Союзе, не работает сегодня в отношении системы премирования. Многие задаются примерно такими вопросами: «Почему я работаю восемь часов в день, мой коллега на аналогичной должности тоже, тогда как квартальные премии получает только он? Неужели ему больше всего нужно, а мне нет? Мы же с ним равны в должностях»! Это вполне себе справедливые вопросы и если такое положение дел имеет место быть в вашей компании, то хотим заметить сразу – это нарушение Трудового Кодекса. Согласно тексту документа, руководство самостоятельно или в сотрудничестве с трудовым коллективом определяет, кому и когда выплачивать премии. Но под местоимением «кому» подразумеваются не какие-то конкретные лица, а должности, которые существуют в компании. Другими словами, при устройстве на работу равных сотрудников за нимиофициально должны быть закреплены равные обязанности и права, если они имеют равный уровень квалификации, профессиональных навыков и т.д.

Однако, спустимся немного с небес на землю. Все мы прекрасно понимаем, что во многих трудовых коллективах есть такое понятие, как «лояльность». Здесь имеется в виду лояльность сотрудника по отношению к начальству и наоборот. Если «лояльность» есть, то этому сотруднику могут где-то и заплатить «мимо кассы», при этом он не обязательно должен обладать какими-то выдающимися профессиональными качествами. Достаточно, чтобы у него были те из них, которые «удобны» начальству. И все же это правило никак нельзя отразить в локальных актах компании, в том числе и трудовом договоре. Поэтому проверить данный факт профильным ведомствам или оспорить это положение дел в суде практически невозможно, т.к. такие «личные» договоренности между начальством и подчиненными носят, как правило, конфиденциальный характер.

Премии клиентам и их налоговые последствия

Практика предоставления скидок и выплаты премий клиентам и покупателям весьма широка, а формулировки в договорах обретают порой весьма причудливые формы.
И даже наличие в Налоговом Кодексе отдельных уточнений в отношении премий не добавляет большой ясности в этот вопрос.
Дело в том, что налоговые последствия выплаченных премий и предоставленных скидок для продавца и покупателя в отношении НДС и налога на прибыль напрямую зависят от того, чем именно и какими условиями по договору обусловлена соответствующая выплата или преференция.

Читайте так же:  Льготы и выплаты ветеранам труда

Вариант 1. Предоставленные скидки связаны с изменением цены товаров.
Условия продавца о возможной скидке покупателю, связанной с изменением цены товара, могут распространяться на:
— непосредственно момент отгрузки;
— будущие поставки;
— цены уже отгруженных товаров (ретроскидка).
В случае, когда скидка предоставляется непосредственно в момент отгрузки, продавец сразу в документах указывает цену с учетом скидки. Никаких особенностей по части НДС или налога на прибыль не возникает.
Когда скидка относится к будущим поставкам, учет у поставщика и покупателя аналогичен первому варианту. Так происходит, если договором прямо предусмотрена возможность предоставления скидок, в случае, если покупатель совершит необходимый объем закупки, и при этом установлено, что скидка распространяется на будущие поставки.
Если же договором предусмотрено, что предоставление покупателю скидки при достижении им определенного объёма закупки будет распространяться также и на ранее отгруженные товары, то для продавца возникнет вопрос о корректировке реализации.
При изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены или количества отгруженных товаров, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее 5 календарных дней считая с даты составления документов, подтверждающих согласие (уведомление) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). На основании КСФ продавец вправе принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).
У покупателя возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету НДС, на основании пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.

Вариант 2. Выплачиваемые премии связаны с достижением определённого объема закупок или с выполнением покупателем определенных условий договора.
Нередко договором предусмотрено условие, в соответствии с которым продавец обещает покупателю выплатить премию (бонус), при условии достижения покупателем определенного объема закупок.
Также указывается, что такая выплата не связана и не влияет на изменение стоимости отгруженных товаров.

Налог на прибыль
В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
Ответы на многочисленные вопросы образовали твердую позицию Минфина: сумма премии включается в состав внереализационных расходов у организации-поставщика (продавца) в следующих случаях:
1) если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара;
2) если выплаченное покупателю поставщиком-продавцом вознаграждение в виде премии связано с выполнением покупателем определенных (конкретных) условий договора купли-продажи.
Таким образом, если поощрительная выплата покупателю соответствует указанным требованиям, то она может быть признана в составе внереализационных расходов.

НДС
В отношении премий, упомянутых в ст.265 НК РФ, то есть выплаченных за достижение определенного объема покупок, НДС не начисляется в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, поскольку выплата не связана с оплатой за реализованные товары (работы, услуги).
Внесенные в 2013 году изменения в Налоговый Кодекс, в частности, устанавливающие п.2.1 ст.154 НК РФ предоставляют поставщикам возможность не корректировать налоговую базу при выплате покупателям поощрительных премий, не связанных с изменением цены товара.
При этом, все очевидно, когда речь идет о товарах. И судебная практика, и контролирующие органы не раз выступали в поддержку того, что премии при достижении необходимого объема закупок, выплаченные покупателю, НДС не облагаются.
Однако, нередко премии покупателям предоставляют не только продавцы товаров, но и поставщики услуг. Например, такое часто встречается в рекламном или туристическом бизнесе.
И возникает вопрос, как точно определить, что предоставленная премия не связана с реализуемыми услугами, а главное, не является своего рода оплатой за выполнение покупателем каких-либо действий?
Все чаще в практике встречаются случаи, когда премии покупателям в рамках договоров услуг переквалифицируются налоговыми органами в агентские вознаграждения, а следовательно, требуют начисления НДС.
Поэтому, в случае выплаты премии, связанной с достижением определенного объема закупок, в ситуации с товарами все предельно четко: НДС с таких премий не начисляется.
Что же касается услуг, то наименее рискованным будет включение покупателем таких премий в налоговую базу по НДС. Более того, желательно изначально указывать в договоре оказания услуг, что предоставляемая премия за выполнение определенных условий договора подлежит обложению НДС.

В части описаний условий договора о возможности предоставления скидок и премий покупателям необходимо придерживаться политики разумности и единообразия. Также желательно закрепить возможности предоставления скидок и выплаты премий в маркетинговой политике.
Кроме того, такие условия нежелательно устанавливать автоматическими. Например, довольно странно будет выглядеть условие, в соответствии с которым поставщик обязуется выплатить покупателю премию в каком-либо размере при реализации услуг от 10 рублей, учитывая при этом, что средняя стоимость заказа составляет несколько десятков тысяч рублей.
Или также нелепо условие о предоставлении премии при наличии некоей градации, не имеющей при этом нижнего порога.

Вариант 3. Выплачиваемые премии связаны с выполнением покупателем определённых действий (услуг) в отношении продавца.
Встречаются ситуации, когда условия договора о выплате премий носят смешанный характер и включают в себя признаки выполнения уже покупателем определенных действий по отношению к продавцу.
И в этом случае, по мнению Минфина обложение реализации этих услуг НДС производится в общеустановленном порядке.
Также встречаются случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если организация-заказчик создает условия для привлечения дополнительного внимания покупателей к товару, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.
Данная практика показывает, что возможность включения премии покупателю в качестве рекламных расходов поставщика может быть обоснована только в том случае, если ее предоставление влечет выполнение конкретных действий со стороны покупателя в отношении реализуемого товара, а кроме того – при надлежащем документальном подтверждении.
Более того, важно понимать, что для целей признания расходов в качестве рекламных, такие расходы (действия) должны соответствовать понятиям, изложенным в ФЗ «О рекламе», а именно: «реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

А еще бывают ситуации, когда в договоре между сторонами указано, что выплата премии за развитие отношений с клиентом является обязанностью поставщика, но при этом она не связана с выполнением каких-либо определенных условий договора (например, как обычно в практике, за достижение определенного объема поставки).
Имеют место случаи, когда покупатель настаивает на условии договора, где прописано, что премия поставщика будет направлена на обучение персонала клиента, а сам бонус носит название «премия за развитие отношений с клиентом». В указанном случае наш анализ привел к тому, что подобная формулировка влечет существенный налоговый риск в случае признания таких расходов для целей исчисления налога на прибыль.
В упомянутом случае условия договора были сформулированы таким образом, что дают основания предполагать возложение на поставщика обязанности по оплате того, что является прямой обязанностью покупателя, должно реализовываться им самостоятельно в рамках собственных бизнес-процессов за счет собственных балансовых расходов (в частности, обучение и мотивация персонала). Такие формулировки могут быть расценены контролирующими органами как оплата поставщиком расходов покупателя, а следовательно, не имеющими оснований для признания в качестве расходов поставщика для целей налогообложения прибыли.
При анализе условий договора, могут возникнуть вопросы, касаемые четкого определения того, что именно должен делать покупатель взамен предоставляемой ему премии, поскольку явно это не определено, а указанные условия являются противоречивыми (с одной стороны – продвижение товара, с другой – мотивация персонала покупателя).
Более того, представляется необоснованным в данном случае и принятие к вычету НДС по указанным расходам, поскольку для этого не выполняются одно из необходимых условий, а именно: не может быть произведено принятие к учету оказанных услуг, поскольку они четко не определены, и результат их не может быть прямо выражен.

Условия договоров в части предоставления скидок и премий покупателям являются тонким и неоднозначным моментом для целей определения налоговых последствий каждой из сторон.
Именно поэтому так важно уделять им особое внимание, разрабатывать маркетинговую политику и следить, чтобы каждая формулировка несла в себе вполне конкретные и определённый условия предоставления.

4. Содействие занятости

4.1. Работодатель организует свою работу в соответствии с требованиями статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

4.2.1. Осуществляет согласованные с выборными профсоюзными органами мероприятия по обеспечению занятости работников, предоставлению гарантий и компенсаций в связи с высвобождением работников,

4.2.2. Вопросы предполагаемой реорганизации, изменения форм организации труда, которые затрагивают интересы работников, рассматривает по согласованию с соответствующими выборными профсоюзными органами.

4.2.3. В случае реорганизации или ликвидации училища либо сокращения численности или штата работников училища и возможного расторжения трудовых договоров с работниками в письменной форме предупреждает их персонально под подпись, а также информируют об этом соответствующий выборный профсоюзный орган и органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников училища может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Увольнение считается массовым в случаях:

а) ликвидации (упразднения) училища с численностью работающих 15 и более человек;

б) сокращения численности или штата работников училища в количестве:

20 и более человек в течение 30 дней;

60 и более человек в течение 60 дней;

100 и более человек в течение 90 дней.

4.3. В целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением численности или штата работников, численность работающих регулируется в первую очередь за счет мероприятий внутреннего характера, в том числе естественного оттока кадров, упреждающего профессионального обучения, профессионального развития высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора и перемещения их на вакантные должности.

Увольнение работников в связи с сокращением численности или штата производится работодателем как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности трудоустройства этих работников.

4.4. Работодатель обеспечивает работникам, высвобождаемым из училища, приоритетное предоставление рабочих мест в данной организации в случае создания в ней новых рабочих мест, а также трудоустройство их во вновь создаваемых организациях системы МВД России.

4.5. При сокращении численности или штата работников училища преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации также пользуются:

а) лица, проработавшие в организациях системы МВД России свыше 10 лет;

б) работники, получившие профзаболевание или трудовое увечье в организациях системы МВД России;

в) руководители (их заместители) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций, не освобожденные от основной работы.

4.6. С целью использования внутренних резервов при сохранении рабочих мест работодатель обязуется:

— отказаться от найма рабочей силы до тех пор, пока не будут трудоустроены все высвобождаемые работники;

— в первую очередь проводить сокращение штатов по вакантным должностям;

— не допускать увольнения одновременно двух работников из одной семьи.

4.7. Работодатель обязуется:

— проводить с профсоюзными органами консультации по проблемам занятости высвобождаемых работников, возможностям предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в организациях системы МВД России;

— определять более льготные критерии массового высвобождения работников училища с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в субъекте Российской Федерации и особенностей деятельности;

— обеспечивать гарантии и компенсации высвобождаемым работникам училища;

— определять порядок организации подготовки и профессионального развития работников;

— создавать условия для получения дополнительного профессионального образования работников в соответствии с техническим перевооружением и развитием организаций МВД России;

— не допускать увольнения категории работников училища, пользующихся преимущественным правом оставления на работе при равной производительности труда и квалификации, одиноких родителей, имеющих на иждивении детей в возрасте до шестнадцати лет, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери (при наличии вакантных должностей).

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.