Какая сумма выходного пособия

КС РФ: выходное пособие должно быть не ниже зарплаты независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения

AndreyPopov / Depositphotos.com

Суть дела состояла в том, что работник был уволен в декабре связи с ликвидацией организации. При увольнении ему выплатили выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных им за этот период дней с целью определения среднего дневного заработка. Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней в месячном периоде, следующем за датой увольнения (в январе), без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней. Работник счел такой расчет неверным, так как итоговая сумма оказалась меньше фактически получаемого им среднего месячного заработка.

Предъявление иска к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда не принесло результата – суд отказал в удовлетворении исковых требований и признал расчет верным. Тогда работник решил инициировать проверку абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, направив соответствующую жалобу в КС РФ.

Доводы заявителя сводились к тому, что указанная норма позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад. Это имеет место, когда расчет размера выходного пособия производится без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС РФ сделал следующие выводы:

  • каждому работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка;
  • размер выходного пособия зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм и не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника;
  • при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК РФ (при этом способ подсчета среднего месячного заработка должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд);
  • для всех случаев определения среднего заработка, кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени, должен использоваться средний дневной заработок (это актуально как для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, исчисляемой для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, так и для иных случаев, когда ТК РФ предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода);
  • при исчислении зарплаты, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения зарплаты работникам, получающим оклад (ч. 4 ст. 112 ТК РФ), а работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада, за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (ч. 3 ст. 112 ТК РФ).

Суд акцентировал внимание на том, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная ч. 1 ст. 178 ТК РФ государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий от потери работы, а также обеспечение реализации конституционного права на труд и права на защиту от безработицы. «При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности», – подчеркнул он.

В итоге КС РФ не усмотрел несоответствия рассматриваемой нормы (абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы) Конституции РФ. Он признал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, а также со ст. 139 и ч. 1 ст. 178 ТК РФ она не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере меньшем, чем его средний месячный заработок, определяемый по установленным правилам независимо от даты увольнения и наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней. «Выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике», – резюмировал Суд.

Расчет выходного пособия при увольнении

Расчет выходного пособия при увольнении зависит от обстоятельств. В каждой отдельно взятой организации могут быть свои правила. При этом есть и общие знаменатели.

— При увольнении в связи с сокращением штата организация обязана выплатить работнику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ). Однако по своему усмотрению, организация вправе увеличить сумму выходного пособия, отразив это во внутренних локальных нормативных документах, например, в коллективном договоре, — говорит Татьяна.

Также при расчете выходного пособия не следует исключать выплаты за нерабочие праздничные дни — к такому выводу пришел Конституционный суд в постановлении от 13.11.2019 № 34-П, ведь выходное пособие является одной из гарантий конституционного права на труд. Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения оно не должно быть меньше зарплаты:

— Пособие – это не оплата какого-то конкретного периода, а материальная поддержка уволенного работника. Зарплата работников, продолжающих трудится, не снижается в зависимости от праздничных дней, соответственно, и увольняемых сотрудников тоже недопустимо ставить в худшее положение.

Добавим, что в перечень причин, являющихся основанием для выплаты выходного пособия при увольнении, входят также: ликвидация фирмы, отказ сотрудника от работы в связи с изменением условий труда, перевод предприятие в другой регион, расторжение трудового договора с работодателем в связи со сменой собственника, невозможность сотрудника продолжать работу по инвалидности (это нужно подтвердить медицинским заключением), освобождение должности уволенному ранее с нарушением закона и восстановленному решением суда сотруднику или сотруднице, вернувшейся после декрета, отмена неправильного трудового договора по вине работодателя, призыв сотрудника в армию.

Расчетный период выплаты

Берется 12 календарных месяцев, идущих перед тем месяцем, когда сокращается сотрудник.

КС: Размер выходного пособия не может зависеть от обстоятельств, имевших место после увольнения работника

13 ноября Конституционный Суд вынес Постановление № 34-П/2019 по делу о проверке конституционности абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

28 декабря 2018 г. Валентина Кормуш была уволена из АО «Интауголь» на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса – в связи с ликвидацией организации. При увольнении ей было выплачено выходное пособие, исчисленное путем деления заработка за период с декабря 2017 г. по ноябрь 2018 г. включительно на количество отработанных ею за этот период дней с целью определения ее среднего дневного заработка. Затем средний дневной заработок был умножен на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующем за датой увольнения, – с 29 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г., без включения в расчет выпавших на этот период выходных и нерабочих праздничных дней.

Читайте так же:  Пенсионный фонд финансирование социальных выплат краснодарского края

Посчитав такой расчет неверным, поскольку выплаченная ей сумма оказалась меньше фактически получаемого среднего месячного заработка, Валентина Кормуш обратилась в Интинский городской суд Республики Коми с иском к бывшему работодателю о взыскании разницы между средним месячным заработком и суммой выходного пособия, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда. 28 февраля суд отказал в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь, в частности, абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», суд признал правильным исчисление размера выходного пособия.

Не согласившись с таким решением, женщина обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 4 п. 9 Положения не соответствует Конституции, поскольку данное нормативное положение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, позволяет уменьшать размер выходного пособия уволенному по инициативе работодателя работнику, получавшему должностной оклад, путем расчета размера этого выходного пособия без учета среднего дневного заработка за нерабочие праздничные дни, приходящиеся на месячный период со дня увольнения.

В своем постановлении КС указал, что в отличие от зарплаты, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и выплачивается состоящему в трудовых отношениях работнику за отработанный период, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается при увольнении. Размер выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм. Выплата, отметил Суд, призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению. Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Конституционный Суд указал, что закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчет заработка в установленных законом случаях. Они не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса, предусматривающими случаи сохранения за работником среднего заработка и целевое назначение предоставления соответствующей гарантии.

КС подчеркнул, что при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания ч. 1 ст. 178 ТК. При этом способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд. «В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение – вопреки вытекающим из статей 2, 7 и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованиям об обеспечении максимально возможной поддержки работника как более слабой стороны трудового правоотношения – материального положения уволенного по инициативе работодателя работника», – резюмировала высшая инстанция.

Суд посчитал, что из буквального смысла п. 9 Положения следует, что средний дневной заработок для всех случаев определения среднего заработка (кроме случаев применения суммированного учета рабочего времени) используется, во-первых, для определения размера подлежащей выплате работнику денежной суммы, когда такая сумма исчисляется для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, а во-вторых, в иных случаях, когда Трудовым кодексом предусмотрен такой порядок исчисления денежной суммы, причитающейся работнику в качестве оплаты какого-либо периода.

Вместе с тем, отметил КС, в правоприменительной практике указанные нормативные положения расцениваются как предписывающие использовать средний дневной заработок для всех случаев исчисления среднего заработка, а для определения размера выходного пособия работникам, уволенным по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчет (апелляционные определения Московского городского суда от 14 сентября 2016 г. № 33-31071/2016 и от 16 декабря 2016 г. по делу № 33-48738/2016, Суда Ненецкого автономного округа от 15 мая 2018 г. по делу № 33-64/2018 и др.).

Конституционный Суд указал, что на основании такого толкования в деле заявительницы размер выходного пособия, который по буквальному смыслу ч. 1 ст. 178 ТК должен составлять средний месячный заработок работника, исчислен с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. «Однако и при исчислении заработной платы, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть четвертая статьи 112 данного Кодекса); работникам, для которых установлена система оплаты труда, не предполагающая установление оклада (должностного оклада), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение (часть третья статьи 112 данного Кодекса)», – подчеркнул КС.

Таким образом, указал Суд, работники, подлежащие увольнению по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 81 ТК, вопреки воле законодателя, предусмотревшего пособие в связи с увольнением в размере среднего месячного заработка, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

«Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (в том числе его абзаца четвертого) напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо при осуществлении в социальном правовом государстве правового регулирования в сфере труда», – посчитал КС.

Таким образом, Суд постановил признать абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не противоречащим Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пункта, а также со ст. 139 и ч. 1 ст. 178 ТК он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

КС отметил, что выявленный конституционно-правовой смысл абз. 4 п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Он также постановил пересмотреть решения, принятые по делу Валентины Кормуш, если для этого нет иных препятствий.

В комментарии «АГ» юрист, эксперт по трудовому праву Елена Красетская указала, что Конституционный Суд в очередной раз разрешил чрезвычайно важную как для работников, так и для работодателей ситуацию. «В рассматриваемом случае речь идет о выходном пособии, выплачиваемом при ликвидации организации, но наиболее актуален этот вывод в отношении выплат, которые производятся при увольнении при сокращении штата, – считает юрист. – На практике многие организации проводят сокращения работников с начала очередного календарного года, и, если для расчета выходного пособия работодатель применяет абз. 4 п. 9 Положения об исчислении среднего заработка, работники получают сумму, которая не сопоставима с их фактическим средним месячным заработком».

Читайте так же:  Выплаты усыновителям в 2020 году

Елена Красетская отметила, что, несмотря на то что судебная практика по данному вопросу крайне противоречива, проблема существовала продолжительное время. Ей представляется очевидным, что положение работника ухудшается, если он получает в качестве выходного пособия средний заработок только за рабочие дни за месяц с многочисленными праздничными днями. «Я всегда рекомендовала работодателям при расчете выходного пособия в подобной ситуации исходить из размера среднемесячного заработка, то есть посчитать годовой средний заработок работника и разделить этот показатель на 12. Но не все доверители разделяли эту позицию, особенно когда находили в судебной практике подтверждение возможности выплаты пособия только за рабочие дни. Важно, что теперь установлены четкие “правила игры” и работодателям уже не надо будет самим разрешать эту дилемму», – заключила Елена Красетская.

Адвокат Санкт-Петербургского адвокатского бюро «Адвокатская Группа ОНЕГИН» Татьяна Заседателева указала, что позиция КС представляется абсолютно верной и обоснованной, подтверждающей положение об установлении единого, гарантированного и однозначно толкуемого способа исчисления средней зарплаты, зависящей только от полученных работником сумм в период работы и более ни от каких иных условий.

Она отметила, что применение норм Положения, регулирующих особенности порядка исчисления средней заработной платы, ежедневно осуществляется работодателями в течение многих лет. «При этом, как следует из текста постановления Конституционного Суда, сформулированный законодателем порядок исчисления среднего заработка является законным, не вступая в противоречие с конституционными принципами, а неверным является лишь толкование нормы, данное правоприменителями при рассмотрении конкретных спорных ситуаций», – подчеркнула Татьяна Заседателева.

Таким образом, посчитала адвокат, толкование оспариваемой нормы с момента вступления постановления в силу и до настоящего момента не всегда осуществлялось правоприменителями с нарушением правового смысла. «Это и, возможно, неактивная процессуальная позиция сторон, в деле которых применялось иное толкование нормы, обусловили оценку конституционности нормы Положения только спустя 12 лет с момента введения ее в действие», – предположила Татьяна Заседателева.

Кому выходное пособие не выплачивается?

Трудовым кодексом прямо установлены случаи, когда выходное пособие не выплачивается. Так, оно не выплачивается работникам:

уволенным в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ст. 71);

уволенным по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192), или по другим основаниям, установленным Трудовым кодексом или иными федеральными законами, связанным с совершением работниками виновных действий (бездействием) (ст. 181.1);

заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев (если иное не установлено федеральными законами, коллективным или трудовым договором) (ст. 292).

Кроме этого, в соответствии с п. 62 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» выходное пособие, выплаченное работнику, подлежит зачету, если тот восстановлен на прежней работе в случае признания увольнения незаконным.

АРХИВ ИЗДАНИЯ

Вместе с новыми номерами предоставляется доступ к архиву издания за прошлые годы (при подписке на периоды более 6 месяцев).

Выплаты при увольнении: основные правила

Что необходимо учитывать при выплате выходного пособия в случае увольнения сотрудника по соглашению сторон или при сокращении штата? Как правильно выплатить премию при увольнении? Какие правила существуют при выплате компенсации за неиспользованный отпуск?

Ст. 140 ТК устанавливает для работодателей строгие правила по срокам выплаты всех сумм, причитающихся работнику в случае увольнения: они осуществляются в день увольнения работника, а если в этот день он не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. Из этого следует, что задержка выплат будет серьезным нарушением, связанным с определенными рисками.

Кому положено выходное пособие при увольнении?

На ваш вопрос отвечает заместитель прокурора Безенчукского района Камиль Харисов.

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Читайте так же:  Какие выплаты входят в больничный

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.