Особенности системы налогообложения для производства в сельском хозяйстве. Ип на сельское хозяйство налог

Деятельность в отраслях сельского хозяйства имеет специфические особенности: прибыль в ней зависит от сезона, от погодных условия и пр. Учитывая это, государственными органами была разработана и утверждена специальная система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Законодательная база

Соответственно Налоговому кодексу РФ, воспользоваться этим режимом налогообложения могут:

  • предприятия, средняя годовая штатная численность работников на котором не превышате 300 человек (для рыбхозяйств);
  • вся другая продукция сельского и лесного хозяйства.
  • Какие налоги заменяет

    Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей по оплате единого сельскохозяйственного налога имеет преимущества, так как отменяет для них следующие виды обязательных платежей в бюджет.

  • налог на прибыль. Исключением является процентная прибыль, полученная по долговым обязательствам или в виде дивидендов.
  • НДС. Исключение – оплата НДС при ввозе продукции на таможне, за доверительное управление имуществом или за выполнение договора простого товарищества.
  • Для коммерсантов:
    • налог на имущество, применяемое в ведении бизнеса;
    • Сменить систему оплаты налогов, пока календарный год не закончится, невозможно. При этом, если условия относительно объема выручки от реализации сельхозпродукции не будут соблюдаться, предпринимателю придется пересчитать налоговые обязательства с начала календарного года.

      Что облагается налогом

      Объектом налогообложения являются доходы, от которых отняли понесенные расходы. Ставка, по которой осуществляется расчет платежей в бюджет по этой системе, составляет 6%. То есть, чтобы узнать, сколько денег необходимо перечислить государству, нужно использовать формулу:

      1. второй раз – по итогам прошедшего года, не позднее 31 марта следующего календарного года.
      2. Заполненные декларации по итогам полугодия подаются не позднее 25 дней с даты его окончания, а за год – не позднее 31 марта следующего. Документы представляются в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица или по месту жительства коммерсанта.

        Субъекты

      3. фирмы, компании, хозяйства, организации и т.д., которые осуществляют реализацию своей сельхозпродукции и в общей структуре их выручки поступления, полученные от этого направления деятельности, составляют не меньше 70%;

    Использовать данный спецрежим не могут юрлица или предприниматели:

  • производители подакцизных товаров;
  • Также в законе четко определено понятие сельскохозяйственной продукции. К ней относятся товары и продукция, полученная в результате:

  • выращивания растений;
  • выращивания рыб и иных водных биоресурсов;
  • Для юрлиц:
    • подоходный налог физических лиц;
    • НДС.
    • Новообразованным юрлицам или предпринимателям подать уведомления об изменении системы налогообложения можно на протяжении 30 дней с даты регистрации субъекта хозяйственной деятельности.

      Налоговая база * 6% = Величина налога

      При этом, согласно НК РФ, нужно учитывать:

      • доходы и расходы рассчитываются нарастающими суммами с начала календарного года;
      • Перечисления в бюджет и отчетность

        Уплата единого сельскохозяйственного платежа в бюджет осуществляется двумя суммами:

        Особенности системы налогообложения для производства в сельском хозяйстве

        Условия налогообложения юрлиц и предпринимателей, которые занимаются сельским хозяйством, регулируется главой 26.1 второй части НК РФ. Она состоит из 10 статей, полностью описывающих все условия и аспекты использования единого сельскохозяйственного налога.

      • юрлица, крестьянские хозяйства, коммерсанты, которые являются производителями сельскохозяйственной продукции;
      • недавно зарегистрированные коммерсанты, у которых до 1 октября текущего года объем выручки от продажи собственной сельскохозяйственной продукции достигает не менее 70% от общего дохода. При соблюдении этого условия они могут перейти на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) со следующего года.
      • организации, которые занимаются азартными играми;
      • бюджетные организации.
      • животноводства;
      • налог на имущество юрлица;
      • Как перейти на спецрежим

        Переход на описываемый спецрежим производителями сельскохозяйственной продукции происходит в добровольном порядке. Но при этом нужно соблюдать определенные сроки.

        Чтобы перейти на другую систему налогообложения со следующего календарного года, нужно успеть подать соответствующее заявление в местную налоговую инспекцию до конца года (до 31 декабря).

        Коммерсанты подают заявление в налоговую по месту своего проживания, а юрлица – по месту регистрации предприятия. При этом нужно подтвердить, что в общем объеме выручки доля, полученная от производства собственной сельхозпродукции, составляет не меньше 70%.

      • налоговая база – это определенная в денежном выражении сумма доходов, уменьшенных на количество понесенных расходов;
      • налоговую базу можно снизить на величину убытка, полученного по результатам деятельности прошлого календарного года.
      • первый раз – авансом не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного полугодия;
      • Оплату на счет ФНС можно провести как через «Клиент-банк» или специальный сервис, так и заполнив бумажное платежное поручение.

        ИП и его налоги: Видео

        Россиян могут вынудить отказаться от личных подсобных хозяйств

        Власти готовят новое налоговое ужесточение – теперь для сельских жителей

        Кролики и куры, оказывается, приносят гражданам неучтенный супердоход. Фото РИА Новости

        Личные подсобные хозяйства (ЛПХ) могут стать непосильным бременем для сельских жителей. В Госдуме находится на рассмотрении законопроект, предлагающий приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности, что повлечет за собой патентное налогообложение и иные обязательства. За 10 лет в стране почти вдвое сократилась численность крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), которые нужно регистрировать, зато ЛПХ стало немного больше. Авторы проекта предлагают дать регионам право пополнять местные бюджеты за счет крестьян – если те после новаций останутся.

        Депутаты-единороссы предлагают оригинальный способ простимулировать развитие малого бизнеса на селе. Фактически речь идет о том, чтобы приравнять владение ЛПХ к предпринимательской деятельности и внедрить для сельских жителей новый налог. На рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект поправок в Налоговый кодекс.

        В пояснительной записке сообщается: «Законопроектом предусматривается предоставить полномочия субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода».

        Законотворцы уточняют: цель – «налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения (ПСН)».

        Чтобы продавать свой урожай, почти всем сельским жителям, похоже, придется оформиться как индивидуальный предприниматель. Фото PhotoXPress.ru

        При этом авторы напоминают, что «в Послании президента России Федеральному собранию от 1 марта 2018 года отмечена важность поддержки начинающих предпринимателей и создания условий для роста доходов жителей сельских территорий». В пояснительной записке перечисляются положительные эффекты от новации.

        Во-первых, в регионах «ожидается укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса».

        Во-вторых, «законопроект направлен на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности на индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН». «Простой и понятный расчет суммы налога при ПСН, возможность выбора срока действия патента от 1 до 12 месяцев при сезонном характере некоторых видов сельскохозяйственной деятельности, освобождение от предоставления налоговой декларации – все эти условия не только обеспечат пополнение местных бюджетов, но и послужат стимулированию экономического роста на сельских территориях», – считают авторы документа. По их версии, предлагаемые новации «повысят привлекательность патентной системы налогообложения для малого бизнеса на сельских территориях».

        По действующему законодательству ЛПХ – «форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции». Такое хозяйство ведется «в целях удовлетворения личных потребностей». Между тем «реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью». Эти принципы, похоже, теперь не нравятся властям, ищущим способ пополнить бюджет. Ведь и сама идея такого налогообложения появилась не вчера, она уже витала в коридорах Минфина.

        В пояснительной записке к проекту единороссов уточняется, что, «как показала Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года, существует довольно многочисленная группа ЛПХ, ведущих, по сути, предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированных ни в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, ни в качестве индивидуального предпринимателя».

        Росстат в ходе недавней сельхозпереписи действительно выявил любопытную тенденцию. С одной стороны, за 10 лет – с 2006 по 2016 год – в стране почти вдвое (с 253 тыс. до 136,7 тыс.) сократилась численность КФХ, деятельность которых по сравнению с ЛПХ более зарегулирована: фермерское хозяйство уже по закону осуществляет именно предпринимательскую деятельность. С другой стороны, судя по итоговым данным сельхозпереписи, численность «личных подсобных и других хозяйств граждан» за те же 10 лет выросла примерно на 3% – с 22,8 млн до 23,5 млн.

        Некоторые опрошенные «НГ» эксперты поддержали авторов законопроекта. «Принятие данных поправок существенно поможет многочисленной группе личных подсобных хозяйств вести легальный бизнес и минимизировать уплату налогов», – ожидает руководитель практики налогового права службы «Амулекс» Анатолий Нагиев. Он замечает, что документ не отменяет льготу для физических лиц, предполагающую освобождение от уплаты подоходного налога при продаже выращенной в ЛПХ продукции животноводства и растениеводства.

        Но поводы для опасений все же есть, считают другие эксперты. Как ранее поясняла в своих публикациях директор центра агропродовольственной политики Академии при президенте (РАНХиГС) Наталья Шагайда, даже сейчас, по официальной статистике, хозяйства населения совокупно остаются «главными производителями картофеля, овощей, мяса крупного рогатого скота, овец, меда и шерсти, и только недавно они уступили первое место в производстве молока».

        Как замечает эксперт, этот сектор буферный: «В плохой экономической ситуации сельхозорганизации менее устойчивы, чем эти хозяйства населения. Именно поэтому в тяжелые 90-е годы их роль возросла, так как семьи продолжали производить продукцию, несмотря ни на что». И фискальный удар по ним крайне опасен.

        По Налоговому кодексу, доходы от реализации продукции личных подсобных хозяйств освобождены от налогов, если выполняется ряд условий по площади участка и наемному труду, напоминает Шагайда. «Уже давно делались попытки ограничить производство в личных подсобных хозяйствах. Этому есть объяснение: в отдельных случаях отдельные лица ведут постоянную предпринимательскую деятельность, причем их хозяйства превышают хозяйства типичного ЛПХ. Но это отдельные, а не все. Абсолютному большинству производство продукции нужно для себя», – обращает внимание эксперт.

        «В своем хозяйстве люди производят преимущественно продукцию для своих нужд. Товарность продукции невелика. В селе нет работы, для людей это занятость, даже когда дохода мало, но они сокращают таким образом расходы на питание, – описывает ситуацию исследователь. – И даже сельские жители формируют свой рацион питания в большей степени за счет покупных продуктов, исключая картофель и овощи». Шагайда опасается, что после принятия подобной инициативы «люди забросят и те огороды, что имеют».

        Уже можно найти примерные экспертные оценки, согласно которым обсуждаемая новация обяжет владельцев ЛПХ ежегодно тратить почти 50 тыс. руб., уплачивая налоги и осуществляя иные, связанные с предпринимательской деятельностью платежи.

        Близкие к разработке проекта источники уверили «НГ», что эта инициатива вовсе не предполагает введения обязательного налогообложения всех ЛПХ. Речь идет об упрощении процедур для тех, кто сам захочет зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

        Однако на данном этапе, пока еще нет окончательной версии документа, в это верят не все. Сейчас эксперты опасаются именно поголовного налогообложения.

        Некоторые депутаты ГД, ознакомившиеся с этим предложением, тоже указывают на риски. «Вопрос в том, насколько рьяно будут местные власти исполнять этот закон, если он будет принят. Будут ли они выявлять ЛПХ, принуждать их переходить на патентную систему. Предположу, что всех, кого можно было заставить зарегистрироваться как индивидуальное предпринимательство и кто действительно зарабатывает деньги, они уже заставили», – говорит депутат Михаил Щапов. Он предупреждает: «Есть серьезные опасения, что закон будет применяться ко всем, кто не сможет доказать, что не занимается предпринимательской деятельностью: например, к пенсионерам, которые выращивают пару десятков кур на приусадебных участках».

        Конечно, бывает, что ЛПХ действительно используется, например, для разведения на продажу скота и это становится полноценным бизнесом, но тогда проблему стоит решать за счет не нового налогового ужесточения, а принятия в каждом населенном пункте специальных правил землепользования и, наоборот, упрощения налогообложения, доступа к земле и субсидиям, считает Наталья Шагайда. То есть эксперты считают более перспективным метод кнута и пряника без поголовной налоговой повинности. Иначе не исключено, что развивать бизнес на селе, как и само село, будет уже некому.

        Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

        Единый сельскохозяйственный налог, действующий в России в 2018-2020 годах

        Сельское хозяйство относится к числу рисковых разновидностей бизнеса. Причина кроется в том, что существует ряд причин, оказывающих воздействие вне зависимости от действий производителя сельскохозяйственной продукции. К числу таких факторов можно отнести и непредсказуемость внешних условий, которые могут оказаться неблагоприятными, и распространение вредителей, уничтожающих урожай, и инфекции, способные существенно сократить численность разводимого скота.

        На этом возможные проблемы, затрагивающие сельхозпроизводителей, не заканчиваются. Даже в том случае, если урожай был собран, то полученную продукцию необходимо сбыть. Процедура усложняется из-за того, что любые товары проходят переработку, считающуюся обязательной мерой перед тем, как попасть в руки к покупателям.

        Существует возможность сбыта продуктов в качестве сырья, но этот вариант сказывается на бюджете фермера. Полученная компенсация не всегда способна покрыть те суммы, которые были израсходованы на выращивание. С другой стороны важно обратить внимание на тот факт, что государство старается поддержать местных производителей. Их деятельность важна и для граждан, и для экономики страны в целом. Следовательно, Правительство РФ предусматривает различные льготы, гранты или субсидии, ориентированные на сельхозпроизводителя.

        Общеизвестный факт, что в Российской Федерации за ведение деятельности в любой сфере предусматривается уплата налоговых сборов. Разумеется, сельское хозяйство не становится исключением. Однако для этого направления действует специальная программа налогообложения, утвержденная для аграриев и рыбохозяйственных предприятий. Речь идёт о едином сельскохозяйственном налоге, о котором ИА «Экспресс-Новости» расскажет в данном материале.

        Чем отличается данный налоговый режим?

        Единый сельскохозяйственный налог является разновидностью льготного налогообложения. Действие распространяется и на индивидуальных предпринимателей, и на организации, и на простых фермеров.

        Не будет лишним разобраться в особенностях без лишнего усложнения, чтобы информация была понятна для читателя без специальной подготовки в этой сфере. Ключевым отличием ЕСХН считается действие только одного налогового сбора. Другие налогоплательщики должны перечислять следующие виды выплат, которые не установлены для сельхозпроизводителей:

      • Налог на прибыль;
      • Налог на доходы физических лиц;
      • Налог на добавленную стоимость (исключением становятся те случаи, когда продукция ввозится в пределы страны);
      • Имущественный налоговый сбор (в данном пункте также не обошлось без исключений, потому что уплачивается пошлина за те объекты, для которых установлена стоимость в результате проведения кадастровой оценки).
      • «Актуальным тарифом для ЕСХН становится шестипроцентная ставка, распространяющаяся на разницу между уровнем доходов и расходов. Если сравнить с другими тарифами, то, например, сбор на прибыль в большинстве случаев приравнивается к двадцати процентам, что существенно отличается от ставки ЕСХН».

        Необходимо рассмотреть условия, при соблюдении которых, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут воспользоваться пониженным тарифом:

      • Подача заявки о переходе на ЕСХН в отведенные для этого сроки;
      • Отсутствие товаров, попадающих под действие акцизов (самые распространенные варианты — это алкогольная или табачная продукция);
      • Отсутствие принадлежности к группе бюджетных, казенных или автономных организаций;
      • Получение семидесятипроцентной прибыли от ведения деятельности в соответствующей области, а именно, в аграрной или рыболовецкой отрасли (также учитываются услуги, оказанные сельхозпроизводителям);
      • Число сотрудников, работающих в организации, специализирующейся на ловле рыбы, а также предпринимателей, задействованных в этой отрасли, не может быть больше трехсот человек (не помешает отметить, что подобное ограничение не распространяется на сельскохозяйственную деятельность).
      • Следует придать значение тому, что для данного режима не установлены предельные годовые лимиты по полученной прибыли, что отличает ЕСХН от упрощенной системы.

        Также не будет лишним рассмотреть точные характеристики тех предпринимателей, которые могут воспользоваться пониженными ставками:

      • Индивидуальные предприниматели, юридические лица или организации, занимающиеся производством, переработкой и сбытом продукции собственного производства;
      • Поселко- или градообразующие рыболовецкие предприятия в тех случаях, когда число работников составляет минимум половина местных жителей;
      • Иные рыболовецкие предприятия и индивидуальные предприниматели при условии того, что они осуществляют свою трудовую деятельность в сфере рыболовства на собственных судах;
      • Предприятия и ИП, специализирующиеся на оказании услуг производителям, занятым в сфере сельского хозяйства (к предоставляемым услугам относятся посевные работы, предварительная подготовка полей к посадке, работы по опрыскиванию, уход за скотом и иные требуемые процедуры).
      • Подобные правила зафиксированы в 346-ой статье Налогового кодекса Российской Федерации. Если внимательно рассмотреть закон, то можно заметить, что субъекты, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, которые не заняты в сфере ее производства, не могут воспользоваться ЕСХН. Действие постановления является неоднозначным, потому что принятые меры в некоторой степени можно считать справедливыми. Но с другой стороны, прослеживается взаимная зависимость сельхозпереработчиков и сельхозпроизводителей. Соответственно, поблажка для переработчиков могла бы благоприятно отразиться на общем результате, под которым понимаются объемы реализованной сельхозпродукции.

        Как осуществляется переход на ЕСХН в 2018-2020 годах?

        Данная мера относится к числу возможностей для юридических лиц и ИП, но не входит в список обязанностей. Это означает, что выбор режима остается за той или иной организацией, которая может продолжать трудиться в общем или упрощенном режиме.

        «Разумеется, сельхозналог считается более выгодным вариантом для налогоплательщика, поэтому большинство выбирают именно его. В материале уже упоминалось, что для этого режима характерна шестипроцентная ставка, что актуально только при соблюдении всех установленных требований. Если обратить внимание на Крым и Севастополь, то утвержденный тариф оказывается ниже, чем в других территориальных единицах Российской Федерации. Минимальная ставка приравнивается к четырём процентам».

        Не станет лишним рассмотреть отведенные сроки для перехода с одного режима на другой, что схоже с правилами для упрощенной системы:

      • В течение тридцати дней после того, как проведена государственная регистрация (время года не имеет никакого значения);
      • В начале нового года в тех случаях, когда производитель трудится на условиях другого режима налогообложения (требуется предварительно уведомить о запланированном переходе до тридцать первого декабря действующего года).
      • Следует знать о том, что для перехода на сельхозналог утвержден специальный образец заявления. Под ним понимается форма под номером 26.1-1. В данном заявлении требуется указать персональные данные регистрирующегося лица, а также период перехода на новую систему налогообложения (с момента государственной регистрации до начала следующего года).

        В тех ситуациях, когда налогоплательщик отработал определенное время до перехода на пониженный тариф, дополнительно указывается полученная прибыль от сбыта производимых товаров. Уведомление необходимо подать в региональное подразделение налоговой инспекции в том месте, где зарегистрирован ИП, или по юридическому адресу компании. Желательно подготовить два экземпляра, чтобы один из них находился на руках у заявителя.

        Стоит обратить внимание и на те требования, которые установлены в случае отказа использования ЕСХН. Смена системы налогообложения возможна только с начала нового года, если до пятнадцатого числа января подать соответствующее заявление. В тех случаях, когда налогоплательщик по собственной инициативе отказывается от сельхозналога, последующее возвращение к этой системе предусматривается только после года работы на другом тарифе.

        Какой порядок для уплаты ЕСХН установлен в 2018-2020 годах?

        Плательщику требуется сдать только одну декларацию в год. Предельным сроком считается тридцать первое марта того года, который наступает за отчетным периодом. Дополнительным условием для ИП становится ведение книги, фиксирующей прибыль и затраты. Это требование утверждено в первом приложении к приказу под номером 169н, изданному Министерством финансов одиннадцатого декабря 2006 года. Книга учета доходов и расходов не нужна организациям, потому что подобная информация содержится в бухгалтерии.

        Если о предельном сроке уплаты сбора в материале уже упоминалось (тридцать первое марта), то следует разобраться с дополнительным требованием, которое заключается во внесении аванса. Его нужно успеть перечислить до наступления двадцать пятого июля. На данном этапе можно заметить еще одно отличие ЕСХН от упрощенной системы, которое считается преимуществом первого варианта. Речь идет об отсутствии обязательства, предусматривающего уплату минимального налога.

        Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей индивидуальных предпринимателей

        Четвертая система налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей установлена главой 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

        Единый сельскохозяйственный налог введен в действие федеральным законом с 1 января 2004 года, поэтому закона субъекта Российской Федерации о введении данного налога на его территории не требуется. Напомним, что до 2004 года единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) устанавливался региональными законами.

        Порядок применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями менялся в соответствии с поправками, внесенными в главу 26.1 НК РФ федеральными законами. Существенные изменения были внесены следующими федеральными законами:

        — от 3 июня 2005 года №55-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.9 части второй Налогового кодекса Российской федерации»;

        — от 29 июня 2005 года №68-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской федерации» (далее — Федеральный закон №68-ФЗ);

        — от 13 марта 2006 года №39-ФЗ.

        Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории Российской Федерации, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.

        Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

        К сельскохозяйственной продукции согласно пункту 3 статьи 346.2 НК РФ относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. В настоящее время следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции. ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 года №301. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов.

        Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года №458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства». Согласно перечню, приведенному в приложении к указанному постановлению, к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, относится сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям:

        1) перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции:

        — зерновые и зернобобовые культуры;

        — клубнеплодные, овощные, бахчевые культуры и продукция закрытого грунта;

        — кормовые культуры полевого возделывания;

        — продукция кормопроизводства прочая;

        — продукция садов, виноградников, многолетних насаждений и цветоводства;

        — семена деревьев и кустарников, семена в плодах;

        — сеянцы деревьев и кустарников;

        — саженцы деревьев и кустарников;

        — продукция овцеводства и козоводства;

        — продукция коневодства, ослов и мулов (включая лошаков);

        — продукция оленеводства и верблюдоводства;

        — продукция кролиководства, пушного звероводства, охотничьего хозяйства;

        — продукция рыбоводства, пчеловодства, шелководства, искусственного осеменения;

        — продукция прочего животноводства;

        — продукция сельского хозяйства;

        — продукция рыбная пищевая товарная;

        2) перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства:

        — мясо и мясные продукты;

        — рыба и рыбные продукты переработанные;

        — овощи и фрукты переработанные;

        — растительные и животные масла и жиры;

        — продукция мукомольной промышленности;

        — пищевые продукты прочие;

        — солод и другое сырье;

        — продукты лесные дикорастущие;

        — сырье для табачного производства;

        — сырье для текстильной промышленности;

        — сырье для производства меховых изделий;

        — сырье для производства изделий из кожи.

        В целях главы 26.1 НК РФ доходы от реализации для признания индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственными товаропроизводителями определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ.

        Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

        Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

        При этом для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

        Согласно разъяснениям налоговых органов, приведенным в Письме МНС РФ от 7 сентября 2004 года №[email protected], систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, применять не могут. Ее могут применять лишь налогоплательщики, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (вне зависимости от доли дохода от реализации такой продукции в общем объеме полученных ими доходов от реализации товаров (работ, услуг)).

        1) индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

        К подакцизным товарам относятся (пункт 1 статьи 181 НК РФ):

        — спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

        — спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

        — алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

        — автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

        — моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

        НК РФ не запрещает применять ЕСХН предпринимателям, занимающимся реализацией подакцизных товаров.

        2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

        Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.

        Объекты игорного бизнеса, которые облагаются налогом и подлежат регистрации в налоговом органе, определены статьей 366 НК РФ:

        — касса тотализатора или букмекерской конторы.

        В статье 346.1 НК РФ приведен полный перечень налогов, от уплаты которых индивидуальные предприниматели освобождены при переходе на уплату ЕСХН:

        · налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);

        · налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации);

        · налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

        · единый социальный налог.

        Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену вышеперечисленных налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам деятельности индивидуального предпринимателя за налоговый период.

        Для индивидуальных предпринимателей сохранена обязанность по уплате иных налогов и сборов, установленных налоговым законодательством и взимаемых при общем режиме налогообложения, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Законом №167-ФЗ (статья 346.1 НК РФ).

        Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных статьей 24 НК РФ.

        Более подробно с вопросами, касающимися порядка регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, лицензирования, а так же различные налоговые режимы, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Индивидуальные предприниматели».

        Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 2020

        Основание и правовые основы

        Система налогообложения в виде ЕСХН — единого сельскохозяйственного налога — это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

        Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

        Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ — эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

        Порядок перехода на ЕСХН

        Переход на единый сельхозналог — добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок — до 31 декабря — нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

        Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

        Обращаем внимание!

        Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

        Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

        Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

        Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

        Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

        Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

        Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

        Налогоплательщики

        Налогоплательщики ЕСХН — это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

        Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

        1. Организации и индивидуальные предприниматели:
          • производящие сельскохозяйственную продукцию;
          • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
          • реализующие эту продукцию.

        Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

        Обязательное условие для перехода на ЕСХН — по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

      • Сельскохозяйственные потребительские кооперативы — если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
      • Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
        • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
        • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
        • Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.
        • Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

          • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
          • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.
          • Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

            Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

            • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
            • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
            • казенные, бюджетные и автономные учреждения.
            • К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

              • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
              • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.
              • Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

                Освобождение от налогов

                Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

                • налога на прибыль организаций;
                • налога на имущество организаций;
                • Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

                  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
                  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
                  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).
                  • Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

                    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

                    Объект налогообложения и налоговая база

                    Объект налогообложения при ЕСХН — это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

                    Налоговая база — это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

                    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

                    Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

                    Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

                    Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

                    Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

                    Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

                    Налоговый период

                    Налоговый период — календарный год.

                    Отчетный период — полугодие.

                    Налоговые ставки

                    Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

                    Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

                    В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

                    В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

                    По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

                    Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

                    При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

                    По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

                    По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.