Перевозчик и отправитель: зоны ответственности по договору перевозки грузов. Ответственность за нарушение транспортных договоров

Перевозчик и отправитель: зоны ответственности по договору перевозки грузов

Согласно ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским и транспортными кодексами и уставами, а также соглашением сторон. При этом соглашения организаций-перевозчиков с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перемещении товара предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила касаются всех видов доставки имущества любым видом транспорта.

Что такое договор перевозки и чем регулируется ответственность по нему

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенное ему отправителем имущество в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за осуществление доставки установленную плату ( ст.785 ГК РФ ). Но доставить какой-либо объект из одного пункта в другой можно различными способами. Поэтому, с учетом особенностей различных способов доставки грузов, наряду с Гражданским кодексом, ответственность сторон по договору перевозки регулируется и иными нормативными актами:

Полный текст документа вы можете скачать в конце статьи.

В соответствии с ГК РФ перевозчик несет следующую ответственность за нарушение договора перевозки груза:

  • за неподачу транспортного средства;
  • за нарушение установленного срока доставки;
  • за утрату, недостачу и повреждение (порчу) имущества.
  • Наказание перевозчику за неподачу транспортных средств устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами или контейнерами. Размеры штрафных санкций устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

    Мерой гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза также являются штраф или пени. Кроме того, если товар не был выдан грузополучателю в течение срока, установленного нормативным актом или договором, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать имущество утраченным и потребовать за него возмещения ущерба.

    В случае утраты или недостачи груза перевозчиком возмещается ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего товара, а в случае его повреждения или порчи — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

    За что отвечает отправитель

    Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов является взаимной. Грузоотправитель несет ее перед перевозчиком в следующих случаях:

  • за невыполнение принятой заявки;
  • за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о товаре;
  • за задержку транспортного средства при погрузке;
  • за отправление запрещенного для транспортировки товара;
  • за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.
  • Ответственность отправителя по договору перевозки, в зависимости от вида нарушения договорных обязательств, может выражаться в уплате штрафных санкций либо в виде возмещения убытков. Конкретные размеры штрафа или неустойки также устанавливаются транспортными уставами и кодексами либо соглашением сторон.

    Ответственность за нарушение транспортных обязательств

    Общая тенденция правового регулирования ответственности перевозчика: законодатель стремится ограничить размер ответственности реальным ущербом или исключительной неустойкой (нельзя взыскивать убытки). По общему правилу запрещены соглашения об уменьшении размера ответственности по сравнению с законно установленной ответственностью. Две группы нарушений, за которые предусмотрена ответственность:

    преддоговорная ответственность — ответственность за нарушение обязательств, возникших до заключения реального договора перевозки:

    за нарушение обязанности перевозчика по подаче ТС;

    за нарушение обязанности грузоотправителя по использованию поданных ТС

    за просрочку погрузки товара:

    Сталийное время — срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей

    Диспач — Размер платы, причитающейся фрахтователю за окончание погрузки груза до истечения сталийного времени

    Контрсталийное время – дополнительное время ожидания

    Демередж — размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени

    Сверхконтрсталийне время- это время простоя судна после окончания контрсталийного времени;

    ответственность перевозчика за просрочку доставки груза — ответственность без вины. Законная неустойка в размере % от провозной платы, но не более провозной платы.

    ответственность перевозчика за несохранность (порча, уничтожение, утрата, хищение) груза — данный вид ответственности ограничен реальным ущербом. Существует точка зрения, что перевозчик отвечает за несохранность груза при наличии его вины — п.1 ст796 — перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет что она произошла вследствие обстоятельств которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависит. В практике Арбитражных судов сформировался подход, что перевозчик отвечает за несохранность груза независимо от наличия у него вины. На практике ответственность без вины. В транспортных уставах и кодексах предусмотрены основания освобождения от ответственности.

    49. Договор транспортной экспедиции: понятие, особенности правового регулирования.

    По договору ТЭ одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. ГПХ: реальный\консенсуальный, взаимный возмездный

    Правовое регулирование договора: ГК РФ Гл.41, Закон «О транспортной экспедиционной деятельности» 2003

    Предмет договора ТЭ: экспедиционные услуги. Виды услуг:

    заключить договор на перевозку

    обеспечить отправку и получение груза

    уплата пошлин и сборов;

    погрузка и выгрузка груза

    хранение груза и др.

    Особенность предмета договора: нет в законе определенного перечня услуг; конкретные условия определяются в самом договоре.

    Услуги по договору оказываются как фактические, так и юридические. Форма договора — письменная. Если экспедитор осуществляет юр.действия о имени клиента ему необходима доверенность от клиента. Информационная обязанность лежит на обеих сторонах. По общему правилу вид транспорта и маршрут выбирает экспедитор. Ответственность экспедитора за несохранность груза похожа на ответственность перевозчика, но если есть вина он возмещает упущенную выгоду. Если экспедитор сам заключал договор перевозки груза от своего имени и ответственность возникает из-за ненадлежащего исполнения договора перевозки, то ответственность экспедитора определяется по правилам об ответственности перевозчика (ограниченная). При одностороннем отказе возмещаются все убытки + штраф 10%. исковая давность как в перевозке — 1 год.

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

    Обязательства по оказанию услуг. Обязательства из односторонних действий. — Ответственность за нарушения транспортных обязательств

    Ответственность за нарушения транспортных обязательств.

    Имущественная ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности в гражданском праве (гл. 25 ГК). В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть реального ущерба. Кроме того, такая ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности перевозчика, а также иных субъектов грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства. Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ограничение права на взыскание части убытков; б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика; в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

    Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Такова ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 ГК РФ устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении которых перевозчик или отправитель освобождаются от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи). Перечень этих обстоятельств в ГК, уставах и кодексах рассматривается как исчерпывающий.

    Ответственность по договору перевозки основана на иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза – несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

    Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

    Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата (повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче (за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки, но и за ошибки навигационные.

    Читайте так же:  Помощь: Реквизит - Заголовок к тексту: правила составления и оформления. Как правильно оформить заголовок к тексту документа

    От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке – авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частная аварии (гл. XVI КТМ).

    Общая авария – это убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях спасания на море груз выбрасывается за борт); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 286, 287 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия – диспозитивными (ст. 285 КТМ)1 . Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.

    В отличие от перевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся ответственности, претензий и исков по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъявление претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 124 ВК). Соответственно независимо от заявления претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем требованиям участников обязательства по перевозке пассажира и багажа также составляет один год с момента наступления события, послужившего основанием для предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном сообщении – два года).

    В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа. Претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и
    6 месяцев во всех остальных случаях. Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

    В договоре перевозки распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна, ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта), поскольку не будет доказано отсутствие его вины. Иной порядок ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон. Особо регламентирована буксировка в ледовых условиях. Бремя доказывания вины буксировщика в этом случае прямо возложено на владельца буксируемого объекта.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечет для сторон договора ответственность, объем и условия которой определяются по общим правилам ГК (ст. 803 ГК). Следовательно, ответственность в экспедиционном обязательстве, в принципе, является полной как для клиента, так и для экспедитора. Общим основанием такой ответственности является не вина, а обычный предпринимательский риск (п. 3 ст. 401 ГК). Необходимо также наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и неисполнением или ненадлежащим исполнением договора, а при взыскании убытков – между противоправным поведением и наступившими убытками.

    Поскольку экспедитор выступает в качестве посредника между отправителем, перевозчиком и получателем, нарушение им условий договора может привести к ответственности клиента перед перевозчиком. В равной мере нарушение своих обязанностей клиентом может повлечь ответственность экспедитора перед перевозчиком (если, конечно, эти фигуры не совпадают). Поэтому ответственность сторон в договоре может быть как прямой, так и регрессной.

    Специфика экспедиционного обязательства предопределяет важное исключение из общих правил об ответственности экспедитора. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК). Последствием применения этого правила, может быть, ограничение ответственности экспедитора пределами, которыми замыкается ответственность транспортной организации. В частности, клиент может лишиться права на взыскание всех убытков, получив от экспедитора лишь исключительную неустойку (например, штраф за неподачу транспортных средств). Одновременно в договоре экспедиции до одного года сокращаются и сроки исковой давности.

    В зависимости от характера нарушенной обязанности ответственность по договору экспедиции может выражаться в уплате неустойки или в возмещении убытков. Например, за несвоевременное перечисление экспедитору вознаграждения в договоре может быть предусмотрена ответственность клиента в виде уплаты пени (ранее такая ответственность предусматривалась и в нормативных актах, посвященных экспедиции). Если же в результате действий экспедитора произойдет утрата, порча или повреждение груза, он обязан компенсировать возникшие убытки. Его ответственность может быть двоякой. В том случае, когда несохранность груза связана с действиями самого экспедитора (скажем, за необеспечение надлежащей отправки или получения груза, невыполнение действий по раскредитованию груза и т. п.), она строится на общих началах, т.е. действует принцип полного возмещения убытков. Когда же экспедитор отвечает за неисправного перевозчика, объем его ответственности ограничен объемом ответственности транспортной организации за несохранность груза (ст. 796 ГК). Таким образом, пределы ответственности экспедитора определяются природой совершаемых им сделок и иных действий. Клиент возмещает убытки в полном объеме в связи с неисполнением информационной обязанности (п. 4 ст. 804 ГК). При одностороннем отказе от исполнения договора экспедиции такие убытки компенсирует сторона, заявившая об отказе. И в том, и в другом случае возмещение убытков производится по общим правилам ст. 15 и 393 ГК. Иные санкции стороны вправе согласовать в договоре, учитывая действие перечисленных императивных норм об ответственности в экспедиционных обязательствах.

    Ответственность за нарушение транспортных договоров

    81. Ответственность сторон за нарушение договора перевозки грузов. Претензии и иски по перевозкам.

    Ст. 785 по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

    Перевозчик отвечает за:

    · нарушение сроков доставки;

    · утрата груза (перевозчик не может выдать его в течение 30 дней, в смешанных перевозках — 4 месяца со дня приема груза и перевозки; авиатранспорт — 10 дней), автотранспорт на пригородном сообщении -10 дней).

    Если груз не выдается, он признается утраченным. Если по истечении этого срока груз нашелся -грузополучатель может принять этот груз; порча груза — ухудшение его качества (изменение химического или биологического состава); повреждение груза; недостача (наличие разницы в весе и количестве принятого и доставленного груза).

    Ответственность перевозчика строится по принципу вины, которая ст. 796 ГК п. 1 Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    В законодательстве закреплена презумпция виновности перевозчика. Перевозчик должнен доказывать свою невиновность. Перечень обстоятельств, превращающих презумпцию невиновности в презумпцию невиновности:

    • для железнодорожного транспорта ст. 109 Устава ж/д (груз прибыл в исправном составе и с исправными пломбами грузоотправителя)

    • недостача произошла в связи с естественными свойствами, связанными с перевозкой в открытом подвижном составе;

    • сопровождение представителем грузоотправителя). Обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности: Ст. 108 Устава ж/д:

    • особые, естественные свойства груза;

    • груз повышенной влажности.

    Перевозчик несет ответственность лишь в размере стоимости имущества. Упущенная выгода не возмещается. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

    · в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

    · в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

    · в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

    Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

    Документы о причинах не сохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

    Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

    1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

    2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

    Читайте так же:  Арбитражный суд Московского округа. Кассация на решение суда

    3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

    Общая характеристика транспортных обязательств: понятие, виды, содержание, особенности ответственности

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

    Понятие транспортных обязательств

    Транспортные обязательства (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

    Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

    В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

    Стороны транспортного обязательства

    1. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
    2. Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе;
    3. Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, который обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица , предусмотренному ст. 430 Гражданского кодекса РФ.
    4. Правовое положение перевозчика

      В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

    5. государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
    6. учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
    7. собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
    8. коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.
    9. По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

      На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

      Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

      Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

      Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

      В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

      В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора . В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

      Предмет транспортных обязательств:

      • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров.
      • Виды транспортных обязательств

        К транспортным договорам относятся:

      • договоры об организации перевозок грузов;
      • договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта:
        • железнодорожная перевозка;
        • автомобильная перевозка;
        • воздушная перевозка;
        • воздушный чартер;
        • морская перевозка;
        • перевозка по внутренним водным путям.
      • договоры буксировки .
      • Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

        Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

      • договор перевозки груза (ст. 785);
      • договор перевозки пассажира (ст. 786);
      • обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);
      • договор об организации перевозок (ст. 798);
      • договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).
      • По цели договоры перевозки разделяются на:

      • договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
      • договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
      • договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
      • По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

      • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
      • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.
      • По форме договора можно выделить:

      • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
      • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, и т.п.);
      • договоры, заключаемые в общем порядке.
      • По моменту заключения договора выделяются:

        • реальный договор перевозки конкретного груза;
        • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).
        • По предмету договора выделяются:

        • договоры перевозки пассажиров;
        • договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
        • договор фрахтования (чартер).
        • По субъектному составу выделяются:

        • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
        • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.
        • На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

        • малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
        • большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.
        • На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

        • городские (в преде­лах черты города),
        • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
        • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
        • межреспубликанские;
        • международные.
        • Наряду с этим выделяются перевозки:

          1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
          2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
          3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

          Содержание транспортных обязательств

          Обязанности перевозчика:

        • подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
        • осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
        • доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).
        • Обязанности грузоотправителя (грузополучателя), пассажира:

        • произвести оплату перевозки,
        • сообщить необходимую информацию о грузе,
        • принять груз.
        • Особенности ответственности по транспортным обязательствам

          Основания ответственности по транспортным обязательствам

          Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК:

          «Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

          Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

          Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

          Специальные нормы ответственности сторон предусмотрены в следующих статьях ГК РФ:

        • Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
        • Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
        • Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
        • Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
        • Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
        • Пределы ответственности перевозчика

          Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика , т. е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

          ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранностъ груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь

        • в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо
        • в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.
        • Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

          Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т. е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер .

          Пределы ответственности грузоотправителя и грузополучателя

          Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту – перевозчику , что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

          Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

          Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил

        • сдачи груза к перевозке, его упаковки,
        • своевременного получения груза в пункте назначения,
        • оформления перевозочных документов и т.д.
        • Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

          На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных

          Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами.

          Основное внимание ГК уделяет договору перевозки грузов, пассажиров и багажа, его существенным условиям, правам, обязанностям и ответственности сторон. К числу важнейших условий договора перевозки относятся сроки доставки грузов, пассажиров и багажа (ст. 792), а также провозная плата (ст. 790). Обычно она устанавливается соглашением сторон. Провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Пункт 4 ст. 790 ГК предусматривает право перевозчика на удержание переданных ему грузов и багажа в обеспечение провозной платы.

          Главными обязанностями перевозчика груза являются подача отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой или иным документом, исправных транспортных средств и доставка груза в пункт назначения в установленный срок. Обязанностями грузоотправителя служат использование поданных транспортных средств (включая обычно погрузку груза) и уплата провозной платы.

          Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортных средств, а отправитель – за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств. Стороны освобождаются от ответственности, если указанные нарушения произошли вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях.

          За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого средства в пункт назначения перевозчик обязан уплатить пассажиру штраф, если не докажет наличие факта непреодолимой силы; устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажиров; иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления он вправе потребовать возврата перевозчиком провозной платы.

          Весьма распространенной является ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа. По общему правилу перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, если не докажет, что нарушение произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Причиненный перевозчиком ущерб возмещается им в размере стоимости утраченного (недостающего) груза или багажа либо в размере суммы, на которую понизилась их стоимость в результате повреждения или порчи (п. 2 ст. 796 ГК).

          3. Ответственность за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке

          За неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором либо за непредъявление груза или за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам перевозчик или соответственно грузоотправитель несут

          ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон

          непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

          прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

          в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

          Такая ответственность носит ограниченный характер и предусмотрена в виде штрафа (за исключением морской перевозки, где КТМ в ряде случаев предусматривает ответственность за такие правонарушения в виде возмещения убытков). Так, в соответствии со ст. 94 УЖТ за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов перевозчик при неподаче вагонов, контейнеров либо грузоотправитель при непредъявлении грузов, неиспользовании поданных вагонов, контейнеров или

          отказе от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров несут имущественную ответственность в следующих размерах:

          в отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, — 0,1 минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза;

          в отношении грузов, перевозка которых установлена в контейнерах, — 0,5 минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до пяти тонн включительно, одного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от пяти до десяти тонн включительно, двукратного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше десяти тонн;

          в отношении грузов, перевозка которых установлена только в вагонах (за исключением рефрижераторных вагонов и транспортеров), — пятикратного минимального размера оплаты труда за каждый вагон.

          Грузоотправитель освобождается от уплаты штрафа за непредъявление груза или за неиспользование поданных вагонов и контейнеров вследствие обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов, а также аварии у грузоотправителя либо при их подаче грузоотправителю сверх заявки без предварительного согласия грузоотправителя. Штраф с грузоотправителя не взыскивается и в случае, если он в результате уплотненной загрузки вагонов или контейнеров использует меньшее их количество. Если же он предупредит перевозчика о неиспользовании вагонов и контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки, размер штрафа снижается на одну треть (ст. 116 УЖТ).

          Перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов вследствие неподачи вагонов или контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей. В случае задержки грузоотправителем вагонов и контейнеров в связи с их погрузкой, выгрузкой, очисткой и промывкой перевозчик освобождается от имущественной ответственности за неподачу такому грузоотправителю того количества вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине (ст.

          Отдельные меры ответственности предусмотрены и за нарушение иных условий рассматриваемого обязательства. Например, с грузоотправителя взыскивается штраф за задержку вагонов в размере 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час простоя каждого вагона в случае, когда им допущены нарушения требований, установленных в отношении экспортных грузов, повлекшие задержку вагонов или контейнеров с экспортными грузами таможенными органами (ст. 100 УЖТ РФ).

          На внутреннем водном транспорте согласно ст. 106 КВВТ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза или буксировки плавучих объектов в соответствии с принятой заявкой или договором, а грузоотправитель — за непредъявление груза или буксируемого объекта, а также за неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут имущественную ответственность в виде штрафа:

          при перевозке грузов в судах и буксировке плавучих объектов — 0,1 минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или объекта;

          при перевозках грузов в контейнерах — 0,5 минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до пяти тонн включительно, одного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от пяти до десяти тонн включительно и двукратного минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше десяти тонн.

          В качестве оснований освобождения перевозчика от ответственности ст. 109 КВВТ рассматривает следующие обстоятельства:

          непреодолимую силу, а также иные явления стихийного характера (наводнения или прекращение проходов судов под мостами вследствие высоких горизонтов воды, землетрясения, смерча, тайфуна, шторма и т.п.);

          спасание жизни людей либо имущества на воде;

          • прекращение или ограничение движения судов в порядке, установленном КВВТ. Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление груза или буксируемого

          объекта, а также за неиспользование транспортных средств по иным причинам, если груз или буксируемый объект не были предъявлены к перевозке вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера либо военных действий47.

          Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 111 КВВТ за сверхнормативный простой судов и задержку контейнеров с грузоотправителя или грузополучателя, по вине которых они допущены, взыскивается плата, размер которой устанавливается соглашением сторон.

          Для морской перевозки грузов КТМ не предусматривает специальных правил об ответственности перевозчика и грузоотправителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по

          47 Исключение из числа обстоятельств, освобождающих грузоотправителя от ответственности за непредъявление груза к перевозке, прекращения или ограничения движения судов, противоречит п. 2 ст. 794 ГК.

          подаче судна и его погрузке. Вместе с тем в ряде его норм в качестве одного из последствий нарушения обязательств по подаче судна и его погрузке предусматривается обязанность возместить убытки, причиненные контрагенту (п. 2 ст. 126 и ст. 135 КТМ). В частности, грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, причиненные вследствие несвоевременной передачи, недостоверности или неполноты подлежащих передаче перевозчику документов, требуемых в соответствии с портовыми, таможенными, санитарными или иными административными правилами (ст. 141 КТМ).

          Согласно ст. 156 КТМ каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков при наступлении до отхода судна от места погрузки следующих обстоятельств:

          военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна или груза;

          блокады места отправления или места назначения;

          задержания судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;

          привлечения судна для государственных нужд;

          запрещения соответствующими властями вывоза груза, который предназначен для перевозки, из места отправления или ввоза груза в место назначения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.