Родовое имение, поместье на Руси. Феодальная земельная собственность родовое поместье

Родовое имение, поместье на Руси

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Родовое имение, поместье на Руси «, 7 букв:
вотчина

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова вотчина

Родовое имение, переходившее по наследству на Руси

Родовое земельное владение на Руси до XVII в

Наследственное владение феодала (историческое)

Наследная земля боярина

Старое название имения, поместья

Родовое земельное владение на Руси

Определение слова вотчина в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Вотчина : Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина — село в Российской Федерации Кировской области Санчурском районе.

Примеры употребления слова вотчина в литературе.

По смерти Всеволода его верхневолжская вотчина по числу его сыновей распалась на 5 частей.

Их мышление в самом деле является в гораздо меньшей степени открыванием нового, нежели опознаванием, припоминанием старого, — возвращением под родной кров, в далекую стародавнюю общую вотчину души, в которой некогда выросли эти понятия, — в этом отношении философствование есть род атавизма высшего порядка.

А прежде того были мы, государь, черносошными и оброки тебе, великому государю, платили исправно, а ныне боярскою хитростью боярина твоего Юрия Олексиевича да корыстью приказных ябед попали мы, государь, в его, боярина вотчину, а твоего, государь, указа, ваше величество, к тому не давал, а ныне мы в барщине извелись, пропадаем.

И сказал Ивану-купцу князь Адамант: — Коли правду ты молвил, купчишка, то сади мою рать на мореходные корабли да веди к острову Буяну покорить дерзкий народ буянский, нагрузить корабли яблоками золотыми, грушами серебряными, ягодами — самоцветные каменья, отнять у них скатерть-самобранку, иглу-самошвейку, сито-самосейку, серп-саможнейку, а самих тех буянов воротить на старые их места по боярским вотчинам, по дворянским дворам да лупить батогами за дерзкий отбег.

Государю Московскому, — возразил Брадатый, — и так единая и нераздельная власть, яко государю всея Руси, вручена от Бога в его вотчинах.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Значение слова вотчина

Вотчина в словаре кроссвордиста

вотчина

Вотчина Во?тчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.

I ж.Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси ( до XVIII в. передававшиеся по наследству ) . II ж.Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином.

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.
1) Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшиеся по наследству).
2) перен. Территория, место, где кто-л. является полновластным хозяином.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение

Словарь русского языка Ожегова

,…
1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась в 16-17 вв. и в нач. 18 в. слилась в один вид — имение. В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность….
2) Термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье.

Современный толковый словарь, БСЭ

вотчина ж.
1) Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшиеся по наследству).
2) перен. Территория, место, где кто-л. является полновластным хозяином.

Толковый словарь Ефремовой

вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси – родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.

Толковый словарь русского языка Ушакова


1) в России — древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в ХШ-XV вв. Стала господствующей формой землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI-XVII вв. и в начале ХУЛ в. слилась в один вид — имение. В дальнейшем В. — всякая феодальная земельная собственность;
2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах В. ее собственнику, обладавшему правам иммунитета, принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов.

Словарь экономических терминов

1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. возникла в x-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. — господствующая форма землевладения. с конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение. в дальнейшем в. — всякая феодальная земельная собственность;
2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. в пределах в. ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. синонимы в . — сеньория, манор, поместье.

Однотомный большой юридический словарь

1) комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь) и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян. Синонимы В.: сеньория, манор, нем. Grundherrschaft, а также поместье (в широком смысле слова). В. представляла собой организацию для присвоения вотчинником-феодалом прибавочного труда (и продуктов этого труда) зависимых крестьян и была основой господства феодалов в средневековом обществе. Основные составные части В.: господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. Для реализации своих прав в В. её владелец опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Экономическая структура В. характеризовалась тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием основных форм эксплуатации крестьян в В. (барщина, продуктовый оброк, денежный оброк). В разные периоды феодализма в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали В. различной экономической структуры. Так, в Западной Европе 8-10 вв. для значительной части В., главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель В. (не менее 2/
3) в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым (отчасти денежным) оброком. Начиная с 11-12 вв., по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины — сокращаться; в результате в 14-15 вв. в Западной Европе появились, а в 16-17 вв. стали типичными В. без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей (в основном денежных). В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 вв. преобладали В., в которых основной формой эксплуатации крестьян было взимание оброков (продуктовых или денежных); в 14-15 вв. здесь складывалась, а в 16-18 вв. стала господствующей крупная или средняя В., в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян (см. ‘Второе издание крепостничества’ ). В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая В. или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения.Лит.: Сказкин С. Д., Очерки по истории западноевропейского крестьянства в средние века, М., 1968; Косминский Е. А., Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М. — Л., 1947; Duby G., L-economie rurale et la vie des campagnes dans l-Occident medievale, v. 1-2, P., 1962; Slichter van Bath В. Н., The agrarian history of Western Europa. AD 500-1850, L., [1966].
2) Вид феодальной земельной собственности в России. В. можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.п. Термин ‘В.’ происходит от слова ‘отчина’, т. е. отцовская собственность. Первые сведения о княжеских В. в Киевской Руси относятся к 10 в. 11-12 вв. датируются известия о боярских и монастырских В. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11-12 вв. феодальные права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде . В период феодальной раздробленности, в 13-15 вв., В. стала господствующей формой феодального землевладения. Наряду с князьями и боярами В. владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. В. стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры В. увеличивались путём захвата общинных крестьянских земель, пожаловании, купли, обмена и т.п. Помимо общих вотчинных прав, владельцы В. имели особые иммунитетные привилегии в суде, сборе государственных налогов, уплате торговых пошлин и др. Важный этап в истории В. начинается с конца 15 в., т. е. с образования единого Русского государства. Некоторые удельные князья и часть родовитого боярства сопротивлялись расширению и укреплению централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 вв. к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники в некоторых из этих областей были лишены своих владений, а их земли переданы дворянству , на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали всё более ограничиваться и стесняться. В 50-х гг. 16 в. вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа В. Во 2-й половине 16 в. многие крупные вотчинники, не сумев приспособиться к развивающимся товарно-денежным отношениям, продали или заложили свои земли. В результате всего этого в конце 16 в. преобладающей формой феодального землевладения стало поместье . С начала 17 в. вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждает дворян за верную службу, раздавая им земли в В. Расширяются юридические права владельцев поместий, идёт процесс фактического слияния поместья с В. В конце 17 в. вотчинное землевладение в центральных районах страны уже преобладает над поместным. Указом 23 марта 1714 о единонаследии поместья юридически были приравнены к В. В последующее время термин ‘В.’ употреблялся вообще для обозначения феодальной земельной собственности.Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М., 1952-54; Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; Веселовский С. Б., Исследования по истории класса служилых землевладельцев, М.,

Читайте так же:  НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС - Глава 30. Гл 30 нк рф налог на имущество организаций

1969. И. А. Булыгин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Полный орфографический словарь русского языка

земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения , территория или организация, также в более широком смысле — область, сфера, где кто-либо чувствует себя хозяином, ведёт себя как хозяин

У князя Воротынского взята была его старая вотчина , город Одоев с двумя другими городами, и взамен дана вотчина на севере, город Стародуб Ряполовский, муромская волость Мошок, нижегородское село Княгинино и на Волге Фокино селище.

Ибо если нет удерживающего и смиряющего, то государство рассыпается на вотчины и это ещё не конец, так как каждая вотчина несёт в себе зёрна распада, а в отдалении горят огоньки глаз соседней стаи, повизгивающей от нетерпения, волк ведь всегда голоден.

Так, деревня Горка на реке Кизьме, как сообщает писец, была «за Иваном Кобыльским в вотчине по купчей Аптекарские палаты Вьялицы Потемкина 139-го году[5], а Вьялице дана была та вотчина из ево ж поместья за московское осадное сиденье королевичева приходу 127-го году[6]».

Во втором (1419/20 г.) это княжение рассматривается как вотчина завещателя, наследие Дмитрия Донского («А сына своего, князя Василья, благословляю своею вотчиною , великим княженьем, чем мя благословил мои отець»)[7].

Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины ( вотчина (аллод) — безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр.

Повсеместно стали возникать княжеские и боярские вотчины ( вотчина (аллод) – безусловная частная собственность на землю), доходы с которых стали теперь главным источником благополучия князей и их бояр.

Янево бывшая вотчина Суздальского Архиерейского дома, которому пожаловано было в первой половине XVI столетия Великим Князем Василием Ивановичем.

Князь же великий, по их челобитью и прошению, не только к прежнему ничего не добавляя, но и в снисхождении жалуя, посла их, почтив, отпустил со всем, о чем просили его новгородцы, ответ дав ему такой: «Что вотчина моя, Великий Новгород, прислал ко мне бить челом о том, что взял Бог отца их духовного, а моего богомольца архиепископа Иону, и потому избрали себе по своему обычаю согласно жребию инока Феофила, в том я, князь великий, их жалую и того избранного Феофила.

Ведь изначала вотчина мы великих князей русских, от первого великого князя нашего Рюрика, которого по воле своей взяла земля наша из варягов князем себе вместе с двумя его братьями.

Феодальная земельная собственность родовое поместье

Вотчина — древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X — XI вв. В XII — XV вв. господствующая форма землевладения. В конце XV — XVII вв. отличалась от поместья. Указ о единонаследии 1714 года закреплял юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье в «недвижимое имущество».

Иначе поместье дарованное за службу Верой и Правдой с титулом дворянина. История показывает- вотчина формировалась под действом формирования феодального права. А вотчина это как бы для феодалов кормовая земля. Но возникло в то время когда король платил жалование завоёванными землями и населением жившим на них. т.е жаловались. А вотчиной она стала тогда когда передавалась из поколения в поколение.

Земля, со всеми постройками и земледельцами, которая принадлежит крупному феодалу и закреплена за его родом, обратите внимание: передаваясь по наследству (!), на Руси называлась «вотчина».

В XIII — XV вв. вотчина — основная форма землевладения. Вотчина была имуществом всей семьи, недаром в этом слове корень тот же, что и в словах «отец» и «Отчизна». Вотчина — это всегда еще и обрабатывающие землю люди, которые находятся в подчинении у вотчинника. Он имеет право их судить, получает от них платежи и назначает повинности. Вотчина фактически — это государство в государстве. Вотчинник мог даже раздавать свои земли в «кормление» своим слугам. Но эти уделы вотчинами не становились, так как не передавались по наследству. Важно то, что вотчина — это не частная собственность боярина, а владение всей семьи. Даже продать вотчину боярин мог только с согласия семьи. При этом вотчина — это безусловное владение. В отличие от поместья, которое всегда связано со службой князю и не могло передаваться по наследству, боярин мог иметь вотчину на территории одного князя, а службу нести у другого. В XVI веке с усилением центральной власти вотчину вытесняют поместья.

вотчина — См … Словарь синонимов

Вотчина — термин древнерусского гражданского права для обозначенияземельного имущества с правами полной частной собственности на него. ВМосковском царстве В. противополагается поместью, как земельномуимуществу с правами условного, временного и личного… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

вотчина — ВОТЧИНА, истор. Вид земельной собственности, владение, приобретенное или пожалованное с правом передачи по наследству, с правом продажи, заклада и т.п. (см. Сл.РЯ XI XVII. 3. 74). И нет этой отдаленной государевой вотчине ни конца, ни края,… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

ВОТЧИНА — 1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15 в. противостояла поместью, с которым сближалась … Большой Энциклопедический словарь

ВОТЧИНА — ВОТЧИНА, вид земельной собственности (наследственное семейное или корпоративное владение). Возникла в 10 11 вв. (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 вв. основная форма землевладения. С конца 15 в. бытовала наряду с поместьем, с которым… … Русская история

Вотчина — термин древнерусского права, обозначавший земельное имущество с правами полной частной собственности на него. Возник в Киевской Руси в IX X вв. (В. князей и бояр). В XI XV вв. В. стала преобладающей формой феодального наследуемого землевладения.… … Энциклопедия права

ВОТЧИНА — 1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII XV вв. господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась… … Юридический словарь

ВОТЧИНА — ВОТЧИНА, древнейший вид земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в 10 11 веков (княжеская, боярская, монастырская), в 13 15 веках господствующая форма землевладения. В конце 15 17 веков отличалась от… … Современная энциклопедия

ВОТЧИНА — ВОТЧИНА, вотчины, жен. (ист.). В Московской Руси родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВОТЧИНА — ВОТЧИНА, ы, жен. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. | прил. вотчинный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вотчина — термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Синонимами вотчины являются сеньория … Политология. Словарь.

Страницы истории

Соборное Уложение

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича состояло из 25 глав, включавших 967 статей. После утверждения его подписали все участники Собора, что придавало ему особую авторитетность. Уложение представляет собой крупный шаг в развитии русского права. Оно являлось большим достижением и в технико-юридическом плане. Наконец, это первый законодательный акт, который был напечатан типографским способом.

Уложение удовлетворило требования дворянства об отмене “урочных лет” для сыска беглых крестьян и тем самым юридически оформило окончательное закрепощение крестьян. В угоду верхам посадов этот документ ликвидировал “белые места” и закрепил посадское население за тяглыми сотнями.

В нем содержался ряд новых положений уголовного, судебного, гражданского права, большое внимание уделялось регламентации и укреплению феодального землевладения.

Во второй половине XVII в. новые царские указы и боярские приговоры по-прежнему записывались в указные книги приказов. Их сборники составили “новоуказные статьи”.

В отдельных регионах использовались и некоторые другие источники: на Украине — гетманские универсалы, а в городах так называемое магдебургско-хелминское городское право, в мусульманских регионах источником права являлся шариат. Повсеместно использовалось также обычное право.

Особое место среди источников права занимают источники канонического (церковного) права. Важнейшим из них был так называемый “Стоглав” — сборник из 100 постановлений церковно-земского Собора 1551 года (в его работе кроме церковных иерархов участвовали царь, князья, бояре, думные дьяки). Собор занимался церковными вопросами: борьбой с порочным поведением части духовенства (пьянством, развратом, взяточничеством, ростовщичеством монастырей), организацией церковного суда и порядком его деятельности, церковными догматами. Но наряду с этим в нем содержатся нормы поземельного, финансового права, действие этих норм распространяется не только на духовных лиц, но и на мирян. Особо следует отметить нормы брачно-семейного права, поскольку эта область правоотношений регулировалась преимущественно каноническим правом.

Система права в XVI-XVII вв. существенно отличалась от современной. Важнейшими отраслями феодального права являлись крепостное право и поземельное право. Поскольку о развитии крепостного права уже говорилось в разделе о правовом статусе крестьянства, то нет смысла повторяться.

Феодальное поземельное право. В условиях феодального общества поземельное право является, пожалуй, важнейшей отраслью права. Оно отличалось большим своеобразием.

Характерные черты феодального поземельного права, которые отличали его от поземельного права любого иного типа и прежде всего буржуазного права, состояли в следующем. Во-первых, феодальное право собственности на землю было сословным и закрепляло монополию феодалов на землю. На этой монополии фактически базировался феодальный строй. Ведь именно монополия феодалов на землю предопределяла феодальную поземельную ренту (в ее разнообразных видах) и повинности крестьян в пользу феодалов. Именно земля, населенная крестьянами, выплачивавшими ренту, была средством обеспечения военной и государственной службы дворянства.

Читайте так же:  Сначала года за хищение газа к уголовной ответственности привлечены восемь жителей Ингушетии. Какой штраф за воровство газа 2020

Иными словами, феодальное право монопольной собственности на землю являлось как бы стержнем, на которой держалось все феодальное общество и государство.

Во-вторых, феодальное право собственности на землю носило условный характер. Оно предоставлялось под условием несения службы и прежде всего военной. Конечно, вотчину можно было передать по наследству, продать, купить, подарить. Но вместе с переходом права на нее к новому собственнику переходила и обязанность несения службы. При отказе от службы вотчина могла быть “отписана на государя” и передана иному собственнику, который будет нести службу.

Как известно, право собственности состоит из трех элементов: права владения, пользования и распоряжения. И, если право владения и пользования безусловно принадлежало конкретному собственнику, то право распоряжения “делилось”, или (по словам академика А.В. Венедиктова) “расщеплялось” и распределялось по ступенькам феодальной иерархии между конкретным собственником и верховным собственником всей земли в государстве-царем, который рассматривал всю территорию страны как свою огромную вотчину. Именно иерархическая структура земельной собственности и соответствующая ей феодальная военная иерархия создавала необходимую силовую структуру, которая давала возможность феодальному классу охранять свою монопольную собственность на землю, прикрепить крестьянина к земле и осуществлять внеэкономическое его принуждение — заставлять его выплачивать поземельную феодальную ренту и нести повинности. Поскольку крестьянин, сидящий на земле феодала (в отличие от наемного работника на капиталистической фабрике), имеет в своем владении средства производства (землю) и орудия труда (инвентарь и рабочий скот), то, чтобы заставить его нести повинности и платить поземельную ренту, необходимо внеэкономическое принуждение, которое выражается в различных формах от простой зависимости и обязанности несения повинностей (с возможностью перехода к иному владельцу) вплоть до крепостного права. И это третья характерная черта феодального поземельного права. Следовательно, право феодальной собственности на землю неразрывно связано с господством над сидящим на этой земле населением. Земельные и политические отношения теснейшим образом переплетены в системе феодального права и прежде всего в поземельном праве. Отсюда и вытекает право вотчинной юстиции.

В XVI-XVII вв. различались следующие виды землевладения: земли государственные или черные, дворцовые, и земли, которыми владели отдельные феодалы на вотчинном и поместном праве.

Черные земли находились в пользовании черносошных крестьян, которые несли государственное тягло, то есть платили налоги и отбывали разнообразные повинности в пользу государства. Черносошные крестьяне довольно свободно распоряжались своими участками (продавали, закладывали, делили и т.п.), но при переходе участка к новому владельцу к нему же переходили и все повинности. К XVII в. черные земли в центре государства были почти полностью захвачены феодалами и сохранились лишь на севере и других окраинах.

Феодальное государство в лице царя, являясь верховным собственником земли, использовало фонд черных земель для удовлетворения требований феодалов.

Дворцовые земли — собственность царя и царской семьи. В XVII в. весьма значительное количество этих земель было роздано представителям придворной знати и дворянству.

Вотчина—феодальная земельная собственность, переходящая по наследству. В XVII в. различались вотчины родовые — полученные по наследству, выслуженные—пожалованные за службу (в 1628 г. они были приравнены к родовым), княженецкие и купленные. В связи с развитием товарно-денежных отношений предметом оборота в некоторой степени становится и земля. Купленную вотчину можно было продать, заложить, подарить и завещать любому лицу. Она могла перейти по наследству к жене вотчинника. Но раз перешедшая по наследству такая вотчина становилась родовой. Распоряжение родовыми и выслуженными вотчинами было более ограничено. Боковые родственники, если родовая вотчина была продана без их согласия, имели право ее выкупа в течение 40 лет.

Родовые и выслуженные вотчины сохранялись за родом мужа. Жены их не наследовали. Однако Уложение разрешало в случае отсутствия поместий выделять вдовам во владение часть выслуженной вотчины до их смерти, пострижения в монастырь или вторичного выхода замуж, после чего вотчины возвращались в род мужа. Но несмотря на ограничения, право распоряжения и родовой, и выслуженной вотчинами было весьма широким.

Распоряжение княженецкими вотчинами (т.е. бывших удельных князей) было ограничено еще постановлением Ивана Грозного 1562 г. Их нельзя было продавать, менять, давать в приданое. Это было направлено против старой удельной аристократии.

В несении военной службы вотчинники были уравнены с помещиками. Размеры службы были регламентированы указом Ивана Грозного от 1556 г., а затем Соборным Уложением и целым рядом царских указов.

Уже к началу XVII в. образовалась развитая система поместного права. Владеть поместьями могли только служилые люди, которые получали поместный оклад по чинам за службу и только на время службы. Кроме того, величина поместья зависела от качества земли. Помещики не могли свободно распоряжаться своими поместьями. Но дворянство упорно добивается приравнения поместья к вотчине.

Уже в начале XVII в. помещики получили право “припускать” своих сыновей к участию во владении поместьем и передавать поместья (в случае отставки по болезни, увечью и т.д.) своим сыновьям. С 1611 года стали выделять часть поместья вдовам и дочерям на прожиток. Дочери могли передавать поместья своим женихам при условии несения последними службы. Так, фактически поместье уже передавалось по наследству. Тем самым стиралось важнейшее его отличие от вотчины. Уложение 1649 года закрепило такой порядок. По Уложению уже можно менять поместье на поместье, поместье на вотчину и наоборот. Требовалось лишь согласие на это правительства.

Под видом мены часто скрывались запрещенные купля-продажа и дарение поместий.

Таким образом, в XVII в. идет процесс сближения юридического положения поместья и вотчины.

Одним из крупнейших землевладельцев была церковь. Патриархи, митрополиты, епископы раздавали земли своим дворянам и детям боярским. Церковные владения считались неотчуждаемыми.

Толковый словарь Ушакова

вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.

Смотреть значение Вотчина в других словарях

Вотчина Ж. — 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшиеся по наследству). 2. перен. Территория, место, где кто-л. является полновластным хозяином.
Толковый словарь Ефремовой

Вотчина — -ы; ж.
1. В России до 18 в.: родовое наследственное земельное владение.
2. Разг. О месте, территории, предприятии и т.п., где кто-л. чувствует себя полновластным хозяином.
Толковый словарь Кузнецова

Вотчина — — 1) в России — древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в ХШ-XV вв. Стала господствующей.
Экономический словарь

Вотчина — Возникло из древнерусского отьчина, произвенного от отьчии – «отчий» прилагательного к отец. Согласная «в» появляется перед начальной гласной.
Этимологический словарь Крылова

Вотчина — — 1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. — господствующая форма.
Юридический словарь

Вотчина (отчина) — — наследуемое земельное владение, включающее весь комплекс недвижимости, а также особые имущественные и неимущественные права (на зависимых крестьян, право суда , сбора.
Юридический словарь

Выслуженная Вотчина — — разновидность феод. земельной собственности. По своему правовому статусу занимала промежут. положение между родовой В. и поместьем. Условная форма феод. землевладения.
Юридический словарь

Купленная Вотчина — — категория семейного или корпоративного феодального землевладения, при котором источником возникновения вещных прав являлись отношения купли — продажи.
Юридический словарь

Вотчина — древнейший вид земельной собственности в России,переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская,монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения.
Большой энциклопедический словарь

Вотчина — — древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходящее по наследству. Возникла в XI в. (княжеская, боярская, монастырская). В XIII—XV.
Исторический словарь

Вотчина (отчина) — владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном.
Исторический словарь

Выслуженная Вотчина — — разновидность феод. земельной собственности. По своему правовому статусу занимала промежут. положение между родовой В. и поместьем. Условная форма феод. землевладения.
Исторический словарь

Купленная Вотчина — — категория семейного или корпоративного феодального землевладения, при котором источником возникновения вещных прав являлись отношения купли — продажи.
Исторический словарь

Вотчина — 1) Термин, употребляемый в историч. лит-ре для обозначения комплекса феод. зем. собственности (земли, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на феод.-зависимых.
Советская историческая энциклопедия

ВОТЧИНА — ВОТЧИНА, -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение. || прил. вотчинный, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Что такое Вотчина

Значение слова Вотчина по Ефремовой:

Вотчина — 1. Феодальная земельная собственность, родовое поместье на Руси (до XVIII в. передававшиеся по наследству).
2. перен. Территория, место, где кто-л. является полновластным хозяином.

Значение слова Вотчина по Ожегову:

Вотчина — Родовое наследственное земельное владение

Вотчина в Энциклопедическом словаре:

Вотчина — древнейший вид земельной собственности в России,переходившей по наследству. Возникла в 10-11 вв. (княжеская, боярская,монастырская), в 13-15 вв. господствующая форма землевладения. С кон. 15в. противостояла поместью, с которым сближалась в 16-17 вв. и в нач. 18 в.слилась в один вид — имение. В дальнейшем вотчина — всякая феодальнаяземельная собственность….2) Термин, употребляемый в русской историческойлитературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности исвязанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась нагосподское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчиныее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежалаадминистративная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимывотчины — сеньория, манор, поместье.

Значение слова Вотчина по словарю Ушакова:

ВОТЧИНА
вотчины, ж. (истор.). В Московской Руси — родовое имение крупного землевладельца (князя, боярина), переходившее от отца к сыну.

Значение слова Вотчина по словарю Брокгауза и Ефрона:

Вотчина — термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве В. противополагается поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин В. сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин «недвижимое имение», смешало поместье и вотчину под одним наименованием «недвижимое имение вотчина». По своему грамматическому происхождению термин В. означает все доставшееся от отца сыну («купля отца моего — моя отчина», 1373) и может поглощать собой понятия «дедина» и «прадедина». Теряя частноправовой характер, В. в княжеском словоупотреблении возвышается до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владеть какою-нибудь областью: так, московские князья и цари называют своей вотчиной Новгород Великий и Киев. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажется, еще в XI в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.: «Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьского монастыря и церкы, яже тамо есть святого Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы«. Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным. в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле. такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным. они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному (военно-служилому), то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг «под дворским», которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (начало XIV в.), которая, действительно, как бы намекает на поместье (не употребляя, однако, самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин «поместье» в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами (в актах литовско-русских — несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная. во второй половине XVI века уже замечается взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы «в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила». Здесь под словом «земля» равно разумеется и поместье, и В.. в Московском царстве с вотчины отбывается такая же обязательная служба, как и с поместья, — крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — «не против государева жалованья (т. е. поместий) и своих (в)отчин в службах бывают». Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними. установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому «впредь… как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина», необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения. их три: 1) собственно «вотчина» (родовая, старинная). 2) «купля». 3) «жалованье» (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., например, курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводивший порой к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос (см. Наследственное право). Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам «купель». Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей. а в жалованных грамотах на вотчины с 1619 г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: «а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают». От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца. в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до 1619 г.. 2) с 1619 г. по 1628 г.. 3) с 1628 г. по 1639 г.. 4) до 1683 г. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать. нельзя было только отдать в монастырь по душе. Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости. Литература: Г. Ф. Блюменфельд, «О формах землевладения в древней Руси» (Одесса, 1884). Б. Лакиер, «О вотчинах и поместьях» (СПб., 1848). В. Н. Сторожев, «Указная книга поместного приказа» (М., 1889. свод законодательства до Уложения и источники вотчинного права последнего). Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства в России». А. С. Лаппо-Данилевский, «Выслуженные вотчины в Московском государстве XVI и XVII веков» (в «Историческом Обозрении», т. III). В. Сторожев.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.