Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России. Гражданство рф шпора

Шпаргалка по конституционному (государственному) праву России. Щербакова О.В.

М.: изд-во «Аллель-2000», 2005. — 64 с. (сер. «Полный зачет»)

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальным преподом. Здесь найдешь все необходимое по Конституционному (государственному) праву России, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера!

Формат: pdf / zip

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
1. Конституционное право России как отрасль права и отрасль науки 5
2. Предмет и методы российского конституционного права 5
3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты 5
4. Источники конституционного права РФ 7
5. Конституция: сущность, содержание, свойства и виды 7
6. Развитие Конституции в России 7
7. Конституция РФ 1993 г.: принципы верховенства и прямого действия 9
8. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции РФ 9
9. Правовая охрана Конституции РФ 9
10. Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ 11
11 . Российское государство и его конституционные характеристики 11
12. Государственный суверенитет РФ 11
13. Экономические и политические основы конституционного строя России 13
14. Принципы социального и правового государства в Конституции РФ 13
15. Народовластие — основа конституционного строя РФ. Виды и формы народовластия 13
16. Понятие и виды референдумов в РФ 15
17. Всероссийский референдум: порядок организации и проведения 15
18. Основы правового статуса личности в РФ: понятие и основные элементы 15
19. Принципы конституционного статуса человека и гражданина в РФ 17
20. Гражданство РФ: понятие и общие принципы 17
21 . Основания и порядок приобретения гражданства РФ 17
22. Основания и порядок прекращения гражданства РФ 19
23. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Право убежища 19-
24. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в России 19
25. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ 21
26. Личные права и свободы граждан РФ 21
27. Свобода совести и вероисповедания в РФ. Основы правового статуса религиозных объединений 21
28. Политические права граждан РФ 23
29. Право на объединение в РФ: содержание и нормативная основа. Основы правового статуса общественных объединений 23
30. Политические партии в России 23
31 . Свобода информации. Основы правового положения средств массовой информации 25
32. Социально-экономические и культурные права и свободы по Конституции РФ. 25
33. Конституционные обязанности личности в РФ 25
34. Конституционные гарантии основных прав, свобод человека и гражданина в РФ 27
35. Институт Уполномоченного по правам человека в РФ 27
36. Правовой режим военного и чрезвычайного положения в РФ 27
37. Принципы федеративного устройства РФ 29
38. Принцип равноправия и самоопределения народов и формы его реализации. Правовое положение коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в РФ. 29
39. Конституционно-правовой статус субъектов РФ 29
40. Автономные округа и автономная область: конституционно-правовой статус 31
41 . Принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов Государственной власти РФ и ее субъектов 31
42. Правовые формы разграничения полномочий и взаимодействия РФ и ее субъектов. Юридическое значение договоров и соглашений между органами государственной власти РФ и субъектов РФ 31
43. Соотношение законодательства РФ и ее субъектов 33
44. Принятие в состав РФ и образование нового субъекта Федерации в России 33
45. Государственные символы и правовой статус столицы России 33
46. Правовой статус языков в РФ 35
47. Избирательное право: понятие, структура, нормативная база 35
48. Принципы российского избирательного права 35
49. Типы избирательных систем и их использование в формировании органов государственной власти Российской Федерации 37
50. Избирательный процесс в РФ: общая характеристика 37
51. Назначение выборов, образование избирательных округов как стадия избирательного процесса 37
52. Избирательные комиссии по выборам депутатов: понятие, система, порядок образования, состав, срок полномочий, компетенция 39
53. Выдвижение кандидатов как стадия избирательного процесса 39
54. Регистрация кандидатов. Статус зарегистрированных кандидатов 39
55. Информирование избирателей и предвыборная агитация 41
56. Финансирование выборов в России 41
57. Голосование и определение результатов выборов 41
58. Признание выборов недействительными и несостоявшимися 43
59. Порядок определения результатов выборов депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу 43
60. Разделение властей и единство системы органов государственной власти: реализация в РФ..43
61. Президент РФ как глава государства, основные направления деятельности. 45
62. Выборы Президента РФ 45
63. Полномочия Президента РФ .45
64. Прекращение полномочий Президента РФ и гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий .47
65. Органы при Президенте РФ. Администрация Президента РФ. Совет Безопасности РФ 47
66. Государственный совет РФ. Институт полномочных представителей Президента РФ 47
67. Акты Президента РФ: порядок опубликования и вступления в силу 49
68. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ 49
69. Структура и компетенция Государственной Думы РФ 49
70. Порядок работы Государственной Думы РФ 51
71. Порядок формирования Совета Федерации РФ 51
72. Структура и компетенция Совета Федерации РФ 51
73. Порядок работы Совета Федерации ФС РФ 53
74. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ 53
75. Законодательный процесс в РФ: общая характеристика 53
76. Право законодательной инициативы в РФ и субъектах РФ 55
77. Порядок рассмотрения, принятия и одобрения федеральных законов 55
78. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат Федерального Собрания 55
79. Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ 57
80. Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ 57
81. Конституционные основы статуса Правительства РФ: порядок формирования, полномочия, акты 57
82. Конституционные основы судебной власти в России 59
83. Конституционный Суд РФ: функции, структура, основные принципы деятельности 59
84. Конституционное судопроизводство в РФ 59
85. Решения Конституционного Суда РФ 61
86. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ 61
87. Органы законодательной власти субъектов РФ 61
88. Органы исполнительной власти субъектов РФ 63
89. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ 63
90. Местное самоуправление в РФ: общие принципы организации и деятельности 63

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Основания и порядок приобретения гражданства РФ

31.05.2002 — ФЗ «О гражданстве РФ» (в редакции от 02.11.2004)

Гражданство РФ приобретается:

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство РФ;
  • в результате восстановления в гражданстве РФ;
  • по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ.
  • Приобретение гражданства РФ по рождению:

    1. Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

    а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

    б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

    в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ;

    г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

    2. Ребенок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

    Прием в гражданство РФ в общем порядке:

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

    а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно . Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года.

    б) обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

    в) имеют законный источник средств к существованию;

    г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено м/н договором РФ или настоящим ФЗ, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

    Читайте так же:  Образец договора оказания бухгалтерских услуг. Договор на предоставление услуг бухгалтера

    д) владеют русским языком ; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    3. Лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения вышеперечисленных условий.

    4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

    Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке:

    1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет, дееспособные, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, если они:

    а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

    б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

    2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, если указанные граждане и лица:

    а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

    б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

    в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и являющихся гражданами РФ.

    3. В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке ветераны Великой Отечественной войны , имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ.

    Восстановление в гражданстве РФ:

    Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ, при этом срок их проживания (требуемый для получения гражданства) на территории РФ сокращается до трех лет.

    Отклоняются заявления о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданстве РФ, поданные лицами, которые:

    а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями создают угрозу безопасности РФ;

    б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с федеральным законом;

    в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

    г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено м/н договором РФ;

    д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с ФЗ;

    е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с ФЗ;

    ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с ФЗ (до истечения срока наказания);

    При изменении Государственной границы РФ в соответствии с м/н договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим м/н договором РФ.

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    Понятие и принципы гражданства РФ

    Гражданство — устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод граждан.

    Устойчивый характер отношений гражданства — длятся обычно от рождения до смерти гражданина. Нельзя расторгнуть эти отношения в одностороннем порядке (гражданином) — требуется принятие решения государства.

    Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством внутри страны и за ее пределами.

    ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года (в редакции ФЗ о 02.11.2004) — устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. Принципы гражданства (Статья 4):

    1. Принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    2. Гражданство РФ является единым (гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ) и равным независимо от оснований его приобретения.

    3. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ .

    4. Неотъемлемость гражданства — Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству.

    6. РФ поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

    7. Наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

    Статья 5 — Гражданами РФ являются:

    а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего ФЗ;

    б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим ФЗ.

    Статья 6 Двойное гражданство

    1. Принцип приоритета норм международного права — Гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается РФ только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных м/н договором РФ или ФЗ.

    2. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ .

    Защита и покровительство граждан РФ , находящихся за пределами РФ — государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и м/н обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

    Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.

    Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

    Отрицание автоматического изменения гражданства:

  • заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.
  • изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим.
  • расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

    Гражданство рф шпора

    20. ГРАЖДАНСТВО РФ: ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

    Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

    Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

    Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

    Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

    В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности – военный билет и т. д.

    РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.

    Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.

    Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.

    Принципы гражданства РФ – основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.

    Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

    Читайте так же:  Лицевой счёт квартиры: как получить выписку. Где получить выписку из лицевого счета

    Шпаргалки (шпора) по Обществознанию.

    Шпаргалки (шпора) по Обществознанию.

    Принципы прав и свобод: полнота, равенство, неотчуждаемость, непосредственное действие.

    Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации (1993 г.). Условно их можно разделить на несколько групп.

    На основании Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (Двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» дает следующие понятия, касающиеся регулирования данного института международного частного права:

    — гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

    — иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

    — двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

    Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

    Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» гласит, что иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50% и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

    Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г.) закрепил следующие положения:

    Граждане Российской Федерации и лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом (свидетельством), подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

    Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

    Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

    Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

    Отличия конституции от других правовых актов

    — Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

    — Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

    — Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

    — Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

    Виды конституций

    писаная

    неписаная

    существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

    существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

    реальная

    фиктивная

    адекватно отражает реальное конституционное строение

    не соответствует фактическим условиям, является декларативной

    народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

    октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

    Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

    Функции конституции

    Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

    Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

    Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

    Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

    Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

    Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

    Смена политического режима в государстве

    Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

    Образование
    нового государства

    => Принятие новой конституции

    Конституция Российской Федерацииэто основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

    Этапы конституционного развития России

    Основной закон российского государства

    Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

    Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

    Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

    Конституция Российской Федерации (РФ)

    Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

    Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

    Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

    Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

    Особенности Конституции РФ

    Особенности,
    обусловливающие
    центральное место
    Конституции РФ
    в правовой системе

    Принимается народом (или от его имени)

    12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

    Имеет учредительный характер

    В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

    Обладает высшей юридической властью

    Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

    Имеет всеохватывающий характер

    Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

    Является основой для всех иных источников права

    Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

    Отличает особый порядок охраны

    Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

    Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

    Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

    Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 /5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 /5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 /3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

    Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 /3 субъектов РФ.

    Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

    Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

    После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 /3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

    Структура Конституции РФ

    По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

    Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

    Основы конституционного строя

    Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

    Права и свободы человека и гражданина

    Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

    Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

    Президент Российской Федерации

    Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

    Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

    Правительство Российской Федерации

    Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

    Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

    Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции

    Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

    Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

    Основные задачи Конституции РФ

    Преобразование России в демократическое правовое государство

    Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

    Основы конституционного строя России.

    Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

    Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.
  • Защита конституционного строя обеспечивается:

  • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
  • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
  • Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

    • демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
    • нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
    • российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
    • патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
    • Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

      1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
      2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
      3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
      4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
      5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
      6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
      7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
      8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
      9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

      Добавить комментарий

      Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

    Права человека. Их закрепление в Конституции РФ.
    10 декабря 1948г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) приняла «Всеобщую Декларацию прав человека», которая имела международное значение, провозглашала принципы правового положения личности и носила рекомендательный характер.
    На основе принципов этой Декларации ООН приняла ряд международных договоров — документов, которые имеют обязывающий характер для участников и составляют международно-правовой базис прав и свобод. Среди них можно назвать следующие: Конвенцию о политических и культурных правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Римская конвенция); Конвенция о правах ребенка, а также Международный билль о правах человека ООН.
    • Права человека — понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; права человека проистекают из естественного права, принадлежат всем людям и каждому в отдельности от рождения, независимо от их гражданства.
    • Права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (через гражданство), предполагают возможность участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.
    Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.
    • Важнейшая задача любой конституции — нахождение баланса между властью и правами и свободами человека.