Правовые проблемы транспортного налога в Российской Федерации. Проблемы налогообложения транспортный налог

Правовые проблемы транспортного налога в Российской Федерации

Рубрика: 7. Финансовое право

Дата публикации: 26.10.2015

Статья просмотрена: 1214 раз

Бобкова Ю. Д., Токарева А. А. Правовые проблемы транспортного налога в Российской Федерации [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. ? С. 75-78. ? URL https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9023/ (дата обращения: 21.10.2020).

Правовые проблемы транспортного налога в Российской Федерации

Бобкова Юлия Дмитриевна, студент;

Токарева Алена Анатольевна, студент

Саратовская государственная юридическая академия

Транспортный налог является относительно новым для налоговой системы России, он был введен в действие лишь с 1 января 2003 Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». В качестве предшественника данного налога в части автомобилей был налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался ими на основании ФЗ «О дорожных фондах в РФ» (в настоящее время утратил силу), а в части иных транспортных средств — налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п.2 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» лиц (в этой части утратил силу).

В настоящие время положения транспортного налога регулируются нормами как материального, так и процессуального прав. Нормы материального права содержатся в Налоговом Кодексе РФ (далее — НК РФ) [1]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что до введения гл. 28 НК РФ, данный налог взимался весьма разобщенно и не был хорошо систематизирован. В связи, с чем до сих пор возникает ряд вопросов, требующих немедленного разрешения. И на наш взгляд, можно смело сказать, что на сегодняшний день данный вид налога является, наверное, самым значимым и это во многом объясняется тем, что в нашей стране достаточно мало граждан и организаций, которые не имеют какого-либо транспортного средства, облагаемого налогом.

Именно благодаря транспортному налогу пополняется бюджет регионов. Однако и здесь существует такая проблема как «уход от уплаты налога» в результате чего, бюджеты регионов получают лишь половину от той суммы, которые должны были получить. По данным приведенным российской газетой транспортный налог должны платить 45 млн. владельцев автомобилей, а платят всего лишь 20 млн. [2] И в настоящие время одной из важных задач государства является создание такой правовой модели транспортного налога, которая могла бы сочетать в себе интересы как государства и субъектов, так и налогоплательщиков.

Согласно ст. 14 НК РФ, транспортный налог является налогом региональным, то есть вопросами введения его в действие занимаются субъекты РФ, конечно же, основываясь на положения Налогового Кодекса. В соответствии со статьей 356 НК РФ субъекты РФ могут самостоятельно определять налоговую ставку, но в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса, также они могут определять порядок, сроки уплаты данного налога, могут установить налоговые льготы, которые предоставляются различным категориям граждан и все это, как правило, содержится в соответствующем Законе субъекта РФ. Плюсом данного положения является то, что региональные власти могут более точно и детально регламентировать данные положения уже исходя из экономической, социальной и в какой-то степени политической ситуации в своем регионе. Хотя здесь еще и необходимо отметить тот факт, что при установлении транспортного налога нельзя проследить такую зависимость как «размер налога — количество машин в регионе», то есть невозможно точно ответить на вопрос руководствуются региональные власти при установлении налоговой ставки такого налога такими данными как величина транспортных средств в соответствующем субъекте, а именно чем больше транспортных средств, тем меньше налог и наоборот.

В нашей работе мы решили сравнить некоторые ставки транспортного налога в двух регионах: Тамбовская область [3] и Саратовская область [4]. Изучив для этого два закона соответствующих регионов.

Благодаря такому анализу нам удалось отметить разные налоговые ставки на одни и те же транспортные средства, например, на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (с каждой л. с.) в Тамбовской области установлена налоговая ставка в размере 20 рублей, а в Саратовской в размере 14 рублей; на мотоциклы и мотороллеры с мощностью до 20 л.с. (до 14.7 кВт) -10 р. и соответственно 4 р.. Во многом данные цифры объясняются экономической ситуацией в субъекте РФ.

Также необходимо отметить тот факт, что Налоговый кодекс не отдает полностью транспортный налог в руки региональных властей, это выражается в том, что, во-первых, НК устанавливает минимальный размер ставки, и в то же время в статье 361, указывает на то, что данная ставка может быть увеличена, уменьшена, но не более чем в 10 раз. Однако указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. Такой подход позволяет не допустить некой распущенности со стороны субъектов РФ.

В качестве плательщик данного налога ст. 357 НК РФ называет лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, и необходимым условием является, чтобы данное транспортное средство было объектом налогообложения.

Объекты налогообложения также перечислены в гл. 28 НК РФ, а именно в статье 358: «Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

10) морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

В соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года в подпункте 6 пункта 2 статьи 358 слова «федеральным органам исполнительной власти, где законодательно» будут заменены словами «федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации».

Как нам кажется, определение объектов налогообложения необходимо детально раскрыть, то есть указать какие именно транспортные средства выступают объектами налогообложения, по такой же схеме как это сделал законодатель в ч.2 ст. 358 НК РФ. Это было бы удобнее в первую очередь для простых граждан, не обладающих юридическим образованием.

Так же необходимо уделить внимание такому вопросу как уплата и исчисление налога. В соответствии со ст. 363 НК РФ, налогоплательщики физические лица уплачивают транспортный налог тогда, когда ими будет получено соответствующие уведомление из налогового органа. Если этот документ владельцы собственности не получат до конца сентября, ФНС России рекомендует проявить инициативу, обратившись в инспекцию лично. В случае обнаружения ошибок или некорректно начисленных данных в уведомлении налогоплательщики могут вовремя предупредить инспекторов — вместе с налоговым уведомлением направляется форма заявления, предназначенная для обратной связи с налоговым органом. В случае подтверждения в регистрирующих органах этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление. [5] Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гражданин должен сам позаботиться об уплате транспортного налога. Изучив судебную практику, нам удалось найти большое количество дел, связанных с тем, что физическое лицо предполагало, если не было направлено, то и не нужно платить налог.

Например, в Алтайском крае в 2013 году, в апелляционной жалобе гражданин К. требует отменить решение суда первой инстанции и ссылается на то, что изначально суд сделал неправильный вывод, что налоговым органом гражданин К., был извещен своевременно об уплате транспортного налога. Суд решил не удовлетворять требования К. и обосновал свои требования рядом статьей НК РФ и главное статье 45, в которой говориться, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. [6]

В своей работе нам показалось интересным сравнить транспортный налог в России, Германии и США. И благодаря данному анализу решить какая бы из систем нам подошла.

В США действует следующая система взимания транспортного налога, здесь налоговые сборы включены в стоимость бензина и, по сути, представляют собой акцизы на топливо. Они оплачивается автовладельцами прямо на заправках при покупке горючего. С каждого залитого в бензобак галлона топлива около 15 % от суммы отчисляется в федеральный дорожный бюджет, а 40 % пополняют бюджет соответствующего штата, где заправляется автовладелец. Так, например, в штатах Аляски в федеральный дорожный бюджет отчисляется около 18,4 цента от суммы топлива, а в Вашингтоне — это уже 55,9 цента.

К преимуществам подобного подхода к взиманию транспортного налога относится полное отсутствие бюрократии и потери времени на заполнение квитанций. К тому же, это является и более справедливым, ведь оплата происходит пропорционально интенсивности использованию автомобиля. То есть тот, кто ездит по минимуму и использует машину только для необходимости, будет платить меньше, чем те, кто использует ее каждый день. Но есть и недостатки — рост стоимости топлива.

Так, в начале 2015 года в Правительство РФ было направлено предложение от Государственной думы, заключающиеся в замене с транспортного налога дополнительным акцизом на топливо, то есть по той системе, которая действует в США, данное предложение до сих пор находится на рассмотрении и возможность ее принятия весьма не велика, так как для нашей страны это будет не очень удобно и действенно. С одной стороны, чиновники опасаются злоупотреблений со стороны заправок, с другой стороны, лоббируют интересы нефтеперерабатывающей компаний, не желая их нагружать еще и оплатой налогов за граждан. К тому же при включении налога в стоимость топлива величина налога будет намного выше, чем сейчас в нашей стране, что пагубно отразится на бюджете граждан, ведь повысятся цены не только на бензин, но и на транспортную составляющую цены любого товара. [8]

В Германии с 2009 года действует единый принцип налогообложения автомобилистов. В стоимость налога одновременно входят, оплата за объем выброса углекислого газа в атмосферу и за объем двигателя автомобиля. Причем стоимость газа здесь намного выше, чем в нашей стране. То есть, чем сильнее автомобиль загрязняет окружающую среду, тем больше платят за него владельцы. Но есть и льготная норма — если автомобиль выделяет меньше 95 грамм углекислого газа на километр пути, то немцу платить за экологию не придется. Такая система оплаты налога поощряет покупку и производство экологических автомобилей, а за одно правительство Германии заботится о чистоте окружающего воздуха в своей стране.

И как нам кажется, такая система транспортного налога также не сможет прижиться в нашей стране.

Таким образом, рассматривая — Россию, Германию и США, нельзя выделить наилучшую систему взимания транспортного налога. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Если смотреть со стороны способа ухода от уплаты налога, самой эффективной и безопасной для бюджета страны является американская система взимания, ведь налогоплательщик не сможет уже злоупотребить своим правом и не нарушит закон, например, дачей взятки сотруднику ГИБДД, оформляющему ПТС, для того чтобы тот уменьшил количество лошадиных сил.

То есть, сравнивая системы взимания транспортного налога в России и зарубежных странах, можно сказать, что российская система, хотя и имеет свои недостатки, наиболее эффективнее подходит для нашей страны

И в конце, мы хотели бы рассмотреть еще один насущный вопрос, а можно ли вообще уйти от уплаты транспортного налога? Разрешение данного вопроса необходимо нам, юристам, прежде всего для того, чтобы научится пресекать такого рода правонарушения и преступления. И немного, пробороздив по просторам интернета, нам удалось найти уйму способов, как обойти транспортный налог. Перечислялись такие способы и как дача взятки, перебивка данных двигателя, снятие с регистрации и многие другие. И хотим с уверенностью сказать: уйти от уплаты налога невозможно. Государство предоставляет определенные льготы гражданам, но это не способ уйти от уплаты транспортного налога. Тем более льготы предоставляются не всем, а лишь отдельным категориям граждан.

  • Налоговый Кодекс Российской Федерации //Собрание законодательства РФ», 2000, № 32, ст. 3340.
  • Транспортный налог заменят акцизом на топливо в 2016//Российская газета, 2015 URL: http://www.rg.ru/2015/02/26/nalog-site-anons.html (дата обращения:19.10.2015 г.)
  • Закон Тамбовской области от 28.11.2002 № 69-З «О транспортном налоге в Тамбовской области»// «Тамбовская жизнь», 2002,№ 234–235(22678–22679).
  • Закон Саратовской области от 25.11.2002 № 109-ЗСО (ред. от 25.12.2014) «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» // «Саратов — столица Поволжья», 2002, № 234(666).
  • Официальный сайт Федеральной налоговой службы URL:https://www.nalog.ru/rn (дата обращения: 20.10.2015 г.)
  • Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 25.09.2013 г по делу № 33–7692/13
  • URL: http://www.klaxon.ru/archivepaper/ (дата обращения:19.10.2015г)
  • Стенограммы обсуждения законопроекта № 325571–5«О внесении изменений и дополнений в статьи 357–363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» об изменении способа взимания транспортного налога. URL: http://api.duma.gov.ru/api/transcript/325571–5 (дата обращения-09.10.2015 г.)
  • Похожие статьи

    транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый.

    Правовые проблемы транспортного налога в Российской. транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть.

    Правовые проблемы транспортного налога в Российской. транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть. Экологизация транспортных налогов в.

    Экологизация транспортных налогов в Российской Федерации

    транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть. Действующий механизм исчисления и уплаты транспортного.

    Экологические налоги, влияние транспортного налога на.

    транспортный налог, РФ, Российская Федерация, Налоговый кодекс, налог, США, налоговый орган, налоговая ставка, Россия, исполнительная власть.

    Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

    Российская Федерация, налог, Налоговый Кодекс РФ, налоговая система, сбор, государственный бюджет, общая сумма доходов, глава, РФ, бюджетная система. Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

    Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

    налоговая система, налог, налоговая нагрузка, уплата налогов, налоговое законодательство, Российская Федерация, налогоплательщик, Россия, сбор. Основные недостатки действующей системы налогообложения.

    Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете.

    2) Высокие налоговые ставки транспортного налога

    Основные термины (генерируются автоматически): транспортный налог, средство, бюджет, субъект РФ, целевое назначение, Российская Федерация, налоговая ставка, дорожный фонд, налог, Саратовская область.

    Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

    Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые платежи, налоговые отчисления, налоговая нагрузка, регулирование экономики.

    Налоговая система Российской федерации состоит из Федеральных, Региональных и Местных налогов и сборов.

    Транспортный налог: проблемы и пути решения

    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 24.10.2017 2017-10-24

    Статья просмотрена: 1737 раз

    Библиографическое описание:

    Савченко Д. В. Транспортный налог: проблемы и пути решения // Молодой ученый. ? 2017. ? №43. ? С. 168-169. ? URL https://moluch.ru/archive/177/46067/ (дата обращения: 21.10.2020).

    На сегодняшний день транспортный налог касается почти всех жителей регионов Российской Федерации, так как с каждым днем на дорогах становится все больше и больше водителей. В данной статье приводятся главные налоговые вопросы, которые касаются автолюбителей.

    Ключевые слова: транспортный налог, водители, машина, налоговая инспекция, бюджет

    Транспортный налог на сегодняшний день является молодым налогом, который постоянно пересматривается и изменяется. Это связанно с постоянным увеличением количества транспортных средств в регионах Российской Федерации, который прямым образом пагубно сказывается на состоянии и качестве дорожного покрытия. В связи с этим регионами вводятся в действие законы субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, который каждый год не только не понижается, но и увеличивается. От чего в бюджете увеличиваются налоговые поступления денежных средств.

    Во-первых, рост поступлений денежных средств в бюджет не должен расстраивать, ведь денежные средства, полученные от уплаты транспортного налога, пойдут на реконструкцию и строительство новых автомобильных дорог, но увидев качество выполнения ремонта и реконструкции дорог, введение дополнительных акцизов н бензин, повышение стоимости ОСАГО, платить транспортный налог не хочется. Разбираясь в данном вопросе и даже проблеме, необходимо начать с определения транспортного налога.

    Транспортный налог — это налог, который взымается с владельцев автомобильного транспорта, а также владельцев водного и авиационного транспорта.

    Предшественником транспортного налога был дорожный налог. Он назывался так, потому что главной целью дорожного налога было — поддерживать дороги в надлежащем состояние. Дорожный налог предназначался для осуществления ремонта, проведения необходимого обустройства и модернизации дорог. В 2003 году, когда субъекты Российской Федерации получили право использовать доход с дорожного налога и на другие цели, его переименовали в транспортный налог.

    Читайте так же:  Штраф за отсутствие ОСАГО в 2020 году. Какой штраф за управлением автомобиля без страховки

    Расчет транспортного налога и порядок его уплаты — регулируется 28 статьей налогового кодекса РФ.

    В уплату транспортного налога входит:

    1) ГИБДД который передает информацию об автомобиле и его владельце в налоговую инспекцию;

    2) налоговая инспекция производит расчет транспортного налога необходимого к оплате;

    3) автовладельцу через почту России отправляется налоговое уведомление;

    4) владелец транспорта сверяет свою информацию о транспорте и производит погашение налога в банке. Главная задача– оплатить до первого числа декабря того года, что следует за отчетным годом.

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

    Каждый год возникает идея включения транспортного налога в цену бензина. Например, часто ездишь — больше платишь налог, ездишь не постоянно — платишь меньше. Данный пример сейчас реализован в Америке, где налог включен в стоимость топлива.

    Но есть и ряд минусов. Первое — это цена самого бензина. Цены на топливо ежегодно постоянно растёт, а если в стоимость топлива будет включен и транспортный налог, то цена на топливо может подняться до небывалых высот. Тут необходим тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она была «доступной», то есть не вызывала у водителя паники и отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет — крайне важно для государства.

    Но из этого решения вытекает следующая проблема — с ростом цен на бензин — повышаются и тарифы общественном транспорте, а это расходится с политикой.

    Но и в этом случае есть выход — можно топливо предоставлять для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, спасет от повышения цен на проезд в общественном транспорте.

    Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод о частично неверной налоговой политике, на мой точку зрения. Одной из причин при постоянном увеличении транспортного налога — доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может сократиться, что дает спад налоговых поступлений. Но самой главной причиной, по которой водители не захотят платить налог, и будут всячески от него уклоняться — это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом — развязки, съезды. И вот эта проблема есть главной — возможной причиной снижения поступлений транспортного налога.

    Хочется сделать вывод, если в ближайшее время в дорожной политике не будут произведены изменения, а ставки на транспортный налог все также будут увеличиваться, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличится.

    1. Блохин А. Е. Целесообразность взимания и перспективы дальнейшего развития транспортного налога в России // Рос. предпринимательство. — 2011 — № 9, вып 1, — С. 35–40.
    2. К вопросу о транспортном налоге // Экономика и учет труда. — 2012, — № 3 — С. 29–33.
    3. Пономорёв В. А. Транспортный налог: ошибки и последствия // Науч. журн. КубГАУ — 2006 — № 23(7).
    4. Проблемы и пути совершенствования транспортного налога в РФ

      Общие положения транспортного налога: его понятие, механизм исчисления и уплаты. Перспективы развития транспортного налогообложения в Российской Федерации. Анализ поступлений транспортного налога в бюджет, проблемы и основные пути его совершенствования.

      Рубрика Финансы, деньги и налоги
      Вид курсовая работа
      Язык русский
      Дата добавления 16.09.2017
      Размер файла 54,9 K

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      Глава 1 Общие положения транспортного налога

      1.1 Понятие транспортного налога

      1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога

      Глава 2 Перспективы развития транспортного налогообложения в РФ

      2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет

      2.2 Проблемы и пути совершенствования транспортного налога

      Актуальность темы. Главным инструментом реализации экономической политики страны всегда были и есть налоги. Больше всего это проявляется во время перехода к рыночным отношениям от командно-административных методов управления, когда в условиях сократившихся возможностей страны оказывать влияние на процессы экономики, налоги становятся действительным рычагом государственного экономического урегулирования. Вместе с этим государство только в том случае может в действительности использовать налоги через характерные им функции, и в первую очередь, стимулирующую и фискальную, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании, как установленных государством правил взимания определенных налогов, так и экономической надобности существования налоговой системы.

      Систематическое финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует постоянного пополнения финансовых ресурсов на местном и федеральном уровне. Достигается это за счет оплаты физическими и юридическими лицами налогов и иных обязательных платежей. На основании действующего налогового законодательства и других нормативных актов плательщики обязаны выплачивать указанные платежи в определенные сроки и в установленных размерах.

      Транспортный налог является региональным и устанавливается Налоговым кодексом России и законами субъектов РФ. При том региональный налог в действие вводится законом субъекта РФ согласно Налоговому кодексу России и к уплате обязателен на территориях соответствующих субъектов России.

      Вносимые в Налоговый кодекс России постоянные изменения осуществляются спонтанно, бессистемно, без достаточной научной обоснованности, что приводит к бесконечному процессу «усовершенствования налогового законодательства».

      В настоящее время происходит постепенное реформирование налогообложения транспорта, которое включает отмену действующего транспортного налога и постепенное повышение топливного акциза. Плательщиками налога выступают как юридические, так и физические лица — владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, баржа или самолет. Поэтому в настоящее время проблема реформирования транспортного налога широко обсуждается как на различных Интернет-сайтах, так и в периодической печати.

      Степень разработанности проблемы. Проблема транспортного налогообложения широко обсуждается в научном мире. Так вопросами совершенствования налогообложения транспортных средств рассматривали такие ученые как Е.М Ашмариной, М.Ю. Березина, К.С. Вельского, Д.В. Винницкого, A.B. Брызгалина, Е.Ю. Грачевой, О.Н. Горбуновой, Л.Н. Древаль, Т.А. Гусевой, B.М.Зарипова, C.B. Запольского, А.Н. Козырина, М.В. Карасевой, Н.П. Кучерявенко, Ю.А. Крохиной, Г.В. Петровой, С.Г. Пепеляева, И.В. Рукавишниковой, Е.В. Покачаловой, Г.П. Толстопятенко, Э.Д. Соколовой, Э.А. Цыганкова,Н.И. Химичевой и др.

      Цель исследования заключается в выявлении проблем и путей совершенствования транспортного налога в РФ.

      Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

      — раскрыть понятие транспортного налога;

      — изучить механизм исчисления и уплаты транспортного налога;

      — проанализировать поступления транспортного налога в бюджет;

      — выявить проблемы и определить пути совершенствования транспортного налога.

      Объектом исследования является механизм исчисления транспортного налога.

      Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты транспортного налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.

      Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе исследования выводы и предложения призваны обеспечить повышение практического и научного уровня усовершенствования методов налогообложения транспортных средств в системе налогов.

      Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций, направлений и мер по совершенствованию системы налогообложения транспортных средств в общей системе налогов.

      Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного познания, такие как системный, эмпирический, диалектический, а также специально-юридических методов, а именно формально-юридического, сравнительно-правового.

      Теоретическую основу исследования составили учебная периодическая и экономическая литература, которая раскрывает вопросы уплаты, исчисления и путей совершенствования транспортного налога, как на региональном уровне, так и в России в целом, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы РФ.

      В качестве нормативно-правовой базы для написания работы использовались постановления Правительства РФ, законы РФ, нормативно-правовые акты Федеральной налоговой службы РФ и Минфина России. Также использовалась.

      Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников.

      Глава 1 Общие положения транспортного налога

      1.1 Понятие транспортного налога

      Транспортным налогом является налог, который взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога выступило очередным этапом проводимой в России налоговой реформы. Транспортным налогом заменили налог с владельцев транспортных средств, налог за использование автомобильных дорог, налог на имущество с физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизы с продажи в личное пользование граждан легковых автомобилей. Семенихин В.В. Транспортный налог: научная статья // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2011. — № 6 (270). — С. 32.

      С 2003 г. каждый владелец транспортного средства, которое подпадает под определенные критерии, является плательщиком транспортного налога. В Налоговом кодексе России сказано четко, что транспортный налог носит статус регионального налога. Данный статус присвоен в силу различий в условиях проживания, эксплуатации и наличия дорог в разных регионах Российской Федерации. Правительство региона само может определять ставки налога, механизм уплаты и периодичность таких поступлений.

      Транспортный налог изначально был введен для обеспечения государства средствами на ремонт, содержание и совершенствование дорожного полотна по всей территории России.

      В России согласно ранее действовавшему законодательству предусматривался ряд «транспортных» налогов, которые отличаются порядком налогообложения, размерами ставок налогов, субъектами и объектами налогообложения, порядком исчисления и иными необходимыми атрибутами налогов. Такая разрозненность в совокупности вносила в налогообложение путаницу, как в отношении налоговых органов, так и в отношении субъектов налогов. Взимался транспортный налог вместе с налогами, которые поступали до 15.11.1997 г. в дорожные фонды.

      Современный транспортный налог, в отличие от прежнего налога, относится к так называемым поимущественным налогам. Взимается он в региональный бюджет с владельцев зарегистрированных транспортных средств, т.к. относится к региональным налогам. Величину налога, формы отчетности, сроки его уплаты и порядок, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако порядок определения налоговой базы, объект налогообложения, пределы налоговых ставок и порядок исчисления налога, налоговый период определяются федеральными законами. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Л.Я. Маршавиной, Л.А. Чайковской. — М.: Юрайт, 2014. — С. 312.

      Основные понятия, механизм и особенности взимания транспортного налога устанавливаются главой 28 НК России. Также любой из регионов согласно Налоговому кодексу может принимать дополнительные нормативные акты для регулирования вопросов о транспортном налоге.

      В России налог на транспортные средства зависит только от мощности двигателя. Чем больше мощность, тем больше платить. Данное правило касается даже самолетов, за исключением реактивных.

      В мире осталось не так много государств, в которых водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества. В зарубежных странах в последнее время власти с помощью налога стараются урегулировать транспортную ситуацию. Многие уже ввели для владельцев экологичных автомобилей налоговые льготы и, наоборот, для водителей «вредных машин»- санкции. Больше всего экспериментируют с транспортным налогом в Германии. С июля 2009 г. в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Одновременно водители платят за объем выброса и за объем двигателя. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят 2 евро за каждые 100 куб.см. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже -за каждые 100 куб. см по 9 евро. Но в Германии владельцы транспортных средств дополнительно платят и за объем выбросов, при этом этот стоит куда дороже: 2 евро за каждый грамм.

      Почти идентичная действует система и во Франции. Его хозяин при регистрации нового автомобиля уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля, а не от его объема, как в Германии. Вдобавок владельцы большинства машин платить должны за каждый грамм выбросов. Но от уплаты такого разового налога освобождены хозяева автомобилей, выделяющие менее 200 г. газа на 1 км. Деньги, которые собраны с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.

      Сбор налогов с автомобилистов в США построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме: платит больше тот, кто больше ездит. Это очень просто реализовано: транспортный налог включен в цену на топливо. В Израиле и в Дании автомобилисты должны в государственную казну платить куда больше российских водителей. В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта вроде мопедов и велосипедов, поэтому при регистрации автомобиля с водителя берут 105% стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тыс. крон (примерно 18 000 долл. США), то хозяину придется государству отдать уже 180% ее цены. Притом большим акцизом в Дании облагается и бензин, т.е. платят водители налог дважды: при использовании машины и при регистрации. С лета 2010 г. в Израиле все автомобили поделили условно по уровню загрязнения окружающей среды на 15 экологических групп. Покупатели самых «вредных» машин в казну платят 92% стоимости машины.Бачило Т.Г., Н.В. Трубицина Еще раз о транспортном налоге: научная статья // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2014. — № 2 (20). — С. 46.

      Минимальный же составляющий 10% цены налог, должны государству отдать хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти определили налог в размере 30%. В среднем же водители государству платят около 70% стоимости автомобиля.

      До недавних пор в Китае действовала система, подобная российской, со всех автомобилистов по единой ставке брали транспортный налог. Правда, в отличие от России деньги шли на содержание дорог. Однако китайцы посчитали, что логичнее этот сбор включить в цену топлива, а налогами совершенствовать свой автопром. В Китае в настоящее время покупатели автомобилей платят налоги согласно цене автомобиля. Если владельцу машины местного производства нужно будет в казну отдать около 10% его стоимости, то желающему купить иномарку уплатить придется уже 40%.

      Многие наблюдатели утверждают, что в странах СНГ и других близлежащих государствах Европы транспортный налог значительно ниже, чем в России, при этом в этих государствах нет по уровню ставок такой дифференциации. К примеру, в той же Европе, основные дорожно-транспортные сборы «закладывают» в цену топлива, которое во многих государствах стандартно стоит в среднем 1 евро за литр.

      Таким образом, в России далеко не самый высокий транспортный налог. Однако в развитых зарубежных государствах, у людей доходы несоизмеримо выше, чем в России. Многим российским жителям трудно платить налог больше 1000 руб. в год. Притом немало мест в России, куда общественным транспортом не добраться.

      Таким образом, транспортным налогом является налог, который взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Введение транспортного налога выступило очередным этапом проводимой в России налоговой реформы. Транспортным налогом заменили налог с владельцев транспортных средств, налог за использование автомобильных дорог, налог на имущество с физических лиц в отношении воздушных и водных транспортных средств и акцизы с продажи в личное пользование граждан легковых автомобилей.

      Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

      1.2 Механизм исчисления и уплаты транспортного налога

      Транспортным налогом является одно из обязательств, которым обременяются владельцы транспортных средств. Как и любой другой налог, транспортный налог определяется следующими элементами налогообложения: налоговой базой, объектом налогообложения, порядком исчисления, ставкой налога и сроками уплаты налога.

      В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса России налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству России зарегистрированы признаваемые объектом налогообложения транспортные средства.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс»

      Транспортными средствами выступают мотоциклы, автомобили, автобусы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на гусеничном и пневматическом ходу, вертолеты, самолеты, яхты, теплоходы, катера, парусные суда, мотосани, снегоходы, гидроциклы, моторные лодки, буксируемые (несамоходные) суда и другие воздушные и водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке согласно законодательству России (ст. 358 НК РФ).

      Объектом налогообложения не являются транспортные средства, которые не зарегистрированы по каким-либо причинам. В данном случае речь можно вести о нарушении правил регистрации, но не о налоговом правонарушении. Если бы в ст. 358 Налогового кодекса было установлено, что объектом налогообложения выступают транспортные средства, которые подлежат регистрации, тогда ситуация была бы иной.

      Налоговая база в отношении транспортного налога определяется в зависимости от валовой вместимости, мощности двигателя водного транспортного средства или от единицы транспортного средства.

      Налоговый кодекс России обязывает все организации самостоятельно, вне зависимости от того, на каком они находятся режиме налогообложения, в отличие, к примеру, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.

      Статьей 360 Налогового кодекса России по транспортному налогу установлены налоговый и отчетные периоды: налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, выступающими организациями, — I, II, III кварталы. Соответственно, обязанность исчисления и уплаты авансовых платежей по транспортному налогу предусмотрена по истечении каждого отчетного периода и по истечении налогового периода — собственно налога.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правов. сист. «Консультант Плюс»

      В соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса России исчисляется транспортный налог в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

      Сумма транспортного налога, которая подлежит уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммами авансовых по нему платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

      В соответствии с п. 2.1 ст. 362 Налогового кодекса России налогоплательщики-организации суммы авансовых платежей исчисляют по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

      Бухгалтер при расчете суммы авансовых платежей по транспортному налогу может использовать формулу:

      А = Нб х Сн х 1/4, (1)

      где: А — сумма авансового платежа;

      Нб — налоговая база;

      Сн — ставка налога.

      Если фирма в течение квартала снимала с учета автомобиль (или, наоборот, регистрировала его в Госавтоинспекции), то авансовый платеж рассчитывать нужно с учетом специального коэффициента (Кф), рассчитывающийся по формуле:

      где: Км — количество месяцев в квартале, когда транспорт числился за налогоплательщиком.

      В то же время при установлении транспортного налога представительные (законодательные) органы субъектов РФ могут и не определять отчетные периоды в соответствии с п. 2 ст. 360 Налогового кодекса России. В данном случае авансовые платежи по налогу не уплачиваются.

      Когда возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки, можно опираться на мнение Минфина, изложенное в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11. Согласно Письму, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, его исчисление и уплата притом должны осуществляться согласно действующему на территории соответствующего субъекта РФ законодательному акту субъекта РФ транспортном налоге.Берестовой А.А. Транспортный налог: правовые коллизии: научная статья // Пробелы в российском законодательстве. — 2012. — № 2. — С. 298-300.

      Согласно международной практике взимания налогов Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 г. № 84 было одобрено Типовое соглашение между иностранными государствами и Россией об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество. Данное Соглашение было принято в качестве основы для переговоров с уполномоченными органами иностранных государств о заключении соответствующих межгосударственных соглашений с другими государствами. Притом предыдущая редакция Соглашения, утв. Постановлением Правительства России от 28.05.1992 № 352, была признана утратившей силу.

      Таким образом, законодательно расчет и порядок взимания сбора регламентируется Налоговым кодексом. Налогом облагается весь наземный, воздушный и водный транспорт. Максимальный уровень ставки устанавливается НК РФ, а распределение по категориям осуществляется на региональном уровне. На местах ставку могут дифференцировать по мощности автомобиля, его возрасту, вместимости и др. Тут определяются и сроки уплаты, льготы и объекты налогообложения по категориям.

      Глава 2 Перспективы развития транспортного налогообложения в РФ

      2.1 Анализ поступлений транспортного налога в бюджет

      Предпочтительнее проводить исследование современной системы налогообложения транспортных средств не только через критический подход к ее составным элементам налогообложения, но и затрагивая ее влияние на формирование доходной части государственного бюджета. Ведь именно обеспечение сборами и налогами доходов определенного уровня управления государства позволяет соответствующим ветвям власти исполнять возложенные на них задачи. Необходимость налогов непосредственно предопределяется их функциями.

      Поступления от этих налогов в современных условиях формируют только бюджеты субъектов РФ. Определяется порядок их закрепления за соответствующим бюджетом не Налоговым кодексом России, а законом субъекта РФ, устанавливаемым в отношении регионального налога. Действует такой механизм в отношении не только вышеназванных налогов, но и всех региональных налогов.

      В течение 2013-2016 гг. наблюдается позитивный рост налоговых поступлений по налогам, объектом налогообложения которых выступают транспортные средства (таблица 1). Так, если за 2013 г. поступления по этим налогам в абсолютных выражении составили 228823,3 млн. руб., то за 2016 г.- 447780,4 млн. руб., т.е. увеличились на 218957,1 млн. руб., или на 95,7%. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения: 27.11.2016.

      На фоне положительной динамики налогов с транспортных средств наблюдается и повышение их удельного веса в общей сумме налоговых доходах государства. В течение анализируемого периода он увеличился на 2,9 пункта и составил 7,1% по состоянию на 1 ноября 2016 г, а это подтверждает стабильность налоговой базы по этим налогам, на которую влияние не оказывают результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. В экономике в условиях кризисных явлений на фоне общего понижения доходов бюджета доля и объемы поступлений таких налогов повышаются. Данная тенденция повышает роль региональных налогов в обеспечении жизнедеятельности субъектов РФ и одновременно от всех органов исполнительной и законодательной власти требует принятия оперативных мер, направленных на повышение эффективности их администрирования.

      Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки»

      Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Каширина Марина Валентиновна, Салихов Гасан Магомедович

      Транспортный налог представляет собой один из основных источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Но учитывая несовершенство законодательства, собираемость налога остается на низком уровне. Система определения налоговой базы устарела и не соответствует современным условиям, что вызывает недовольства со стороны налогоплательщиков и недостаточно эффективную работу налоговых органов по взиманию данного налога. В статье рассматриваются проблемы исчисления транспортного налога и возможные пути их решения, а также обоснованность идеи отмены налога и включения его в акциз на бензин, а также достаточно новая для Российской Федерации система налогообложения большегрузного транспорта «Платон».

      Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Каширина Марина Валентиновна, Салихов Гасан Магомедович,

      The main problems and the ways of reforming transport tax

      The transport tax is one of the main sources of the budgets’ replenishment of the constituent entities of the Russian Federation. However, due to the imperfection of the legislation the collection of tax is at a low level. System for determining the tax base is outdated and does not meet modern conditions, which causes dissatisfaction on the part of taxpayers and inefficient work of the tax authorities to levy this tax. The authors analyze the problems of transport tax and possible ways of it reforming, as well as the validity of the idea of the abolition of the tax and its inclusion in the excise tax on gasoline, new for the Russian Federation tax system for heavy-duty vehicles «Platon».

      Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России»

      ?Актуальные проблемы и пути реформирования транспортного налога в России The main problems and the ways of reforming transport tax

      1,if МОСКОВСКИМ ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

      DOI 10.24411/2413-046Х-2018-15037 Каширина Марина Валентиновна,

      доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: [email protected])

      associate Professor, The Department of tax policy and customs tariff regulation Financial University under the Government of the Russian Federation

      Салихов Гасан Магомедович, студент-бакалавр «Финонсово-экономического факультета» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: [email protected]) G.M. Salihov

      Аннотация: Транспортный налог представляет собой один из основных источников пополнения бюджетов субъектов Российской Федерации. Но учитывая несовершенство законодательства, собираемость налога остается на низком уровне. Система определения налоговой базы устарела и не соответствует современным условиям, что вызывает недовольства со стороны налогоплательщиков и недостаточно эффективную работу налоговых органов по взиманию данного налога. В статье рассматриваются проблемы исчисления транспортного налога и возможные пути их решения, а также обоснованность идеи отмены налога и включения его в акциз на бензин, а также достаточно новая для Российской Федерации система налогообложения большегрузного транспорта «Платон». Summary: The transport tax is one of the main sources of the budgets’ replenishment of the constituent entities of the Russian Federation. However, due to the imperfection of the legislation the collection of tax is at a low level. System for determining the tax base is outdated and does not meet modern conditions, which causes dissatisfaction on the part of taxpayers and inefficient work of the tax authorities to levy this tax. The authors analyze the problems of transport tax and

      possible ways of it reforming, as well as the validity of the idea of the abolition of the tax and its inclusion in the excise tax on gasoline, new for the Russian Federation tax system for heavy-duty vehicles «Platon».

      Ключевые слова: транспортный налог, региональное налогообложение, региональная налоговая политика, администрирование транспортного налога, налоговая карточка, система «Платон».

      Keywords: transport tax, regional taxation, regional tax policy, administration of transport tax, the tax card, system «Platon».

      Транспортное налогообложение в России и за рубежом

      Транспортный налог является одним из основных бюджетообразующих налогов на уровне субъектов Российской Федерации. Как известно, он заменил ряд платежей, среди которых дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог. Тем не менее, вокруг данного налога ведутся споры, связанные с его справедливостью и эффективностью.

      Транспортный налог в России регулируется главой 28 Налогового кодекса. Поступления этого налога полностью зачисляются в бюджеты субъектов РФ. Региональные законодательные органы в свою очередь вправе устанавливать элементы налога, в частности, налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты и другие. Тем не менее, особенностью формирования региональных бюджетов является прямая зависимость от положений федерального законодательства.

      На сегодняшний день транспортный налог выполняет две функции: регулирующую и фискальную. То есть налог обеспечивает поступление средств в бюджеты субъектов РФ, и является важным фактором достижения экономических целей и способом разрешения социальных противоречий.

      В целях социально-экономического развития субъектов, региональные власти нацелены на предложение привлекательных налоговых условий для инвесторов. Это связано с расширением источников налоговых поступлений, созданием новых рабочих мест, расширением производства, увеличением количества квалифицированных работников. Поэтому региональные власти заинтересованы в установлении различных налоговых ставок и льгот для создания налоговой конкуренции за инвестиции. Таким образом, органы государственной власти стараются увязать налогово-бюджетную политику с программами социально-экономического развития регионов.

      Для того чтобы оценить значение транспортного налога, следует провести анализ его поступления в консолидированный бюджет субъектов РФ в разрезе имущественных налогов.

      Поступления имущественных налогов в консолидированный бюджет субъектов РФ, млрд. руб.

      Виды налогов 2015 2016 2017

      млрд. руб. в % к объему поступлений в конеоЛИД. бюджеты субъектов РФ млрд. руб. в % к объему поступлений е консолвд. бюджеты субъектов РФ млрд. руб. в % к объему поступлений в консолвд. бюджеты субъектов РФ

      Налог на имущество организации 634.6 9,8 712,4 10,3 662,5 10,3

      Земельный налог 175,3 2,7 185,1 2Л 172,1 2:8

      Транспортный налог 117,5 1,8 140,0 2:0 130,2 1,7

      Налог на имущество физических лиц 27,1 0.4 30:3 0:4 28.2 0:б

      Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта ФНС России

      Как показывает таблица 1, несмотря на рост поступлений (в 2017 году на 0,3% больше предыдущего года), транспортный налог стабильно занимает третью позицию. Положительная динамика может быть связана с такими факторами, как:

      — Расширение перечня дорогих автомобилей;

      — Структурные изменения имущества физических лиц и организаций;

      — Изменение налоговых ставок и повышающих коэффициентов в регионах.

      Однако, несмотря на положительную статистику, собираемость данного налога находится в пределах 80-85%.

      Также оценить влияние транспортного налога на консолидированные бюджеты регионов позволит сравнение его поступлений в бюджеты города Москва, Московской области и Кировской области.

      Поступления транспортного налога в бюджет г. Москвы, Москов Кировской областей, 2015-2017 гг., млн руб.

      Город Москва Кировская область Московская о

      2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016

      Налоговые доходы в консолидированный бюджет субъекта РФ= всего 1279022 1339422 1405695 26450 26941 30072 25631 26692

      Транспортный налог 16314 19096 22966 943 1014 1151 932 948

      Удельный вес, % 1,3 1=4 1,6 3=6 3=8 3=3 3=6 3=5

      Источник: составлено авторами на основе данных официального ФНС России

      Как показывают данные таблицы 2, поступления транспортного налога в консолидированные бюджеты субъектов РФ значительно дифференцированы по регионам. В городе Москва, который является лидером по налоговым поступлениям в бюджет, удельный вес транспортного налога в 2017 году составлял 1,6%, в Московской области — 3,3%, в Кировской области — 3,8%, то есть почти в 2 раза больше, чем в Москве. В 3-х субъектах РФ за период с 2016 по 2017 год поступления транспортного налога имеют устойчивую тенденцию к увеличению. В городе Москва это связано с увеличением налоговых ставок практически по всем легковым автомобилям. Кроме того, льготы сохранены на автомобили только до 200л.с., так как участились случаи регистрации транспортных средств с большой мощностью на инвалидов или других лиц, освобожденных от уплаты налога.

      Таким образом, регионы стараются влиять в первую очередь на увеличение собственных доходов, а также на сокращение количества налогоплательщиков, уклоняющихся от его уплаты.

      Изучение зарубежного опыта при реформировании транспортного налога имеет большое значение. Во многих европейских странах особое внимание уделяется проблеме экологии, что обуславливает зависимость размера транспортного налога от объема вредных выбросов. Использование в качестве налоговой базы объема выбросов углекислого газа в атмосферу позволяет оказывать влияние, как на экологическую ситуацию, так и на темпы технического прогресса в области машиностроения. То есть такой подход стимулирует к приобретению автовладельцами более экономичных и экологически чистых автомобилей. В свою очередь, автопроизводители заинтересованы

      во внедрении новейших разработок, которые позволили бы снижать негативное воздействие транспортных средств на окружающую среду.

      Транспортный налог в зарубежных странах может включать в себя несколько платежей. Например, в США транспортный налог состоит из двух составляющих: налог с покупки транспортного средства и плата в дорожные фонды, включенная в стоимость бензина [1]. Первый налог уплачивается при государственной регистрации транспортного средства. В данном случае налоговая база — это стоимость транспортного средства, а ставки налога варьируются от 0% до 7% в зависимости от штата. Плата в дорожные фонды включается в стоимость бензина. В этих условиях, налоговая нагрузка ложится на владельцев транспортных средств, поскольку собственники автозаправок включают плату в стоимость бензина.

      В Великобритании расчет транспортного налога включает три показателя: дата регистрации автомобиля, размер автомобиля, тип топлива и количество выбросов углекислого газа [2]. Таким образом, владельцы крупных автомобилей с вредными типами топлива платят налог в большем размере, так как загрязняют окружающую среду. Кроме того, в Великобритании предусмотрено, что владельцы, зарегистрировавшие автомобиль до 2001 года, платят налог независимо от размера автомобиля и типа топлива. Поскольку старые автомобили могут угрожать дорожному движению и экологии, то и транспортный налог уплачивается в большем размере по сравнению с теми, кто зарегистрировал автомобиль после 2001 года.

      В Германии сумма транспортного налога зависит от объема двигателя и чистоты выхлопа. Кроме того, владельцы транспортных средств уплачивают по два евро ежегодно за каждый грамм углекислого газа, вырабатываемого его машиной, по данным производителя. От этого платежа полностью освобождены владельцы экологичных транспортных средств.

      Таким образом, в международной практике существуют различные вариации исчисления транспортного налога. Россия в целях повышения собираемости транспортного налога, улучшения экологической ситуации и поиска оптимального баланса между справедливостью и эффективностью применения транспортного налога может воспользоваться опытом зарубежных стран, в частности Великобритании. Однако необходимо учитывать особенности налоговой системы конкретной страны и уровень налоговой культуры ее граждан.

      Следует учитывать, что если транспортный налог в России будет определяться с учетом размера автомобиля или типа топлива, то это позволит дифференцировать

      налогоплательщиков по степени загрязнения окружающей среды, что в свою очередь приведет к взиманию с них большей суммы налога. А включение дополнительной платы в стоимость бензина, повысит собираемость транспортного налога, так как владелец транспортного средства при покупке бензина не сможет избежать ее уплаты.

      Современные проблемы исчисления транспортного налога в россии

      В настоящее время транспортный налог вызывает недовольство как со стороны налогоплательщиков, отмечающих высокие ставки, так и со стороны налоговых органов, неспособных обеспечить высокую собираемость налога с физических лиц. Для решения вопроса о реформировании транспортного налога целесообразно учитывать следующие проблемы.

      Во-первых, транспортный налог не имеет целевого характера. А плательщиками налога является относительно небольшая группа владельцев транспортных средств. По нашему мнению, целесообразней перечислять средства в определенные дорожные фонды, которые в свою очередь направляли бы средства на улучшение транспортной инфраструктуры, развитие дорожной сети, защиту окружающей среды. Это связано с тем, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности, а также негативно влияют на экологию и дорожную сеть.

      Во-вторых, установленная прогрессивная шкала ставок не является справедливой. Существующая градация ставок требует реформирования, поскольку из-за разницы мощности двигателя на единицу лошадиной силы (далее л.с.), налогоплательщик может уплатить транспортный налог в несколько раз больше.

      Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются конкретные налоговые ставки, однако Налоговым кодексом определены минимальные значения по каждому транспортному средству. Согласно статье 316 НК РФ, автомобиль с мощностью 101л.с. переходит уже в категорию «свыше 100л.с. до 150л.с.». Соответственно, ставка увеличивается с 2,5 руб./л.с. до 3,5 руб./л.с. [3].

      Если рассматривать закон города Москвы «О транспортном налоге» № 33Щ, то скачок в размере ставки налога произойдет с 12 рублей до 25 рублей. Так, например, владелец автомобиля Hyundai Solaris с мощностью 102л.с. заплатит в Москве налог в сумме 2 550 рублей. А владелец автомобиля Volkswagen Polo Sedan с мощностью 100л.с. уплатит 1 200 рублей.

      Таким образом, разница мощности двигателя на 2л.с. приводит к увеличению суммы налога на 1 350 рублей. В связи с этим возникает необходимость в пересмотре шкалы налоговых ставок.

      В-третьих, экологическая проблема. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя, которая напрямую не связана ни с размерами транспортного средства, ни с объемом выбросов в атмосферу. Зачастую именно автомобили с низкой мощностью двигателя в большей степени загрязняют окружающую среду, так как работают не на экологически чистом топливе. Как отмечалось ранее, транспортный налог в зарубежных странах учитывает эти составляющие при определении налоговой базы.

      В-четвертых, низкая собираемость транспортного налога. Данная проблема, в первую очередь, касается физических лиц, поскольку налогоплательщики-организации уплачивают транспортный налог практически на 100%. Это доказывает таблица 3.

      Собираемость транспортного налога с организаций, млрд. руб.

      Начислено к уплате, млрд. руб. 24.81 27,23 30,19

      Уплачено в бюджет, млрд. руб. 24.54 2635 30.26

      Источник: составлено авторами на основе данных официального сайта

      Это связано с тем, что в отношении организаций налоговая служба имеет рычаги воздействия, в частности, списание суммы налога со счета, арест имущества, «заморозка» счетов, в то время как в отношении физических лиц инспекция может только обратиться в суд.

      Что касается физических лиц, то проблемы низкой собираемости налога часто связаны с недостоверной информацией, предоставляемой ГИБДД и недостаточно эффективным администрированием со стороны налоговых органов. Зачастую налогоплательщикам приходят платежные поручения с неверным расчетом или поручения об уплате налога с уже проданных автомобилей.

      Таким образом, недополучение актуальной информации налоговыми органами вследствие несовершенства информационного обмена приводит к сокращению поступлений в бюджеты субъектов РФ.

      Пути совершенствования транспортного налога

      Нормы главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации претерпели изменения в 2016 — 2018годах. Федеральным Законом от 29 декабря 2015 года №396-Ф3 установлено, что при смене собственника транспортного средства в середине месяца, налог платит

      только один из них — до 15-го числа — новый владелец, после 15-го числа — прежний владелец. Данная норма ранее не применялась к транспортному налогу.

      Еще одним изменением, введенным с этого года, является то, что п.2 ст.362 НК РФ уточняет порядок применения перечня дорогих автомобилей. Теперь данный перечень применяется в отношении того периода, в котором он опубликован. Для налогоплательщиков это выгодно, так как в отношении добавленных моделей налог, уплаченный ранее с повышающим коэффициентом, пересчитывать не нужно.

      На сайте Министерства промышленности и торговли 27 февраля 2015 года опубликовали перечень дорогих автомобилей, который по сравнению с действовавшим ранее был расширен. Министерство финансов высказало мнение, что по автомобилям, включенным в новый перечень, но отсутствующим в старом списке, необходимо пересчитать транспортный налог за 2014 год без пеней и штрафов. Однако позже позиция изменилась. За 2014 год повышающие коэффициенты применяются только к тем транспортным средствам, которые есть в перечне, утвержденном в том же году. Новый перечень применяется только при расчете авансовых платежей и налога за 2015 год. Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2017 года):

      — 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

      — 1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

      — 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

      — — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

      — — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

      С 2018 года повышающий коэффициент для автомобилей стоимостью 3-5 млн руб. не старше 3 лет стал единым — 1,1 (отменены коэффициенты 1,3 и 1,5, которые в 2017 году применялись к авто, которым от 1 года до 2 и до 1 года соответственно). ФНС согласилась с этим подходом [7].

      Однако этих изменений недостаточно для повышения собираемости транспортного налога в регионах. Поэтому рассмотрим основные предложения по реформированию транспортного налога.

      1. Изменение шкалы ставок. То есть целесообразней будет ввести следующую шкалу: до 100л.с.; свыше 100л.с. до 120л.с.; свыше 120л.с. до 150л.с.; свыше 150л.с. до 180л.с.; свыше 180л.с. до 250л.с.; свыше 250л.с. Таким образом, вместо пяти существующих групп появится еще одна дополнительная.

      2. Введение прогрессивной шкалы ставок в зависимости от мощности двигателя. То есть определяются фиксированные значения мощности двигателя, например, 100л.с., 120л.с., 150л.с., 160л.с., 180л.с. и так далее. Налог же рассчитывается с величины, превышающей границу установленного диапазона. Например, мощность автомобиля составляет 160л.с., налог будет взиматься по следующей формуле:

      где, — ставки налога для соответствующих мощностей.

      При расчете налога таким образом не возникает резкого скачка с одной мощности на другую, как отмечалось ранее, что позволит соблюдать принцип справедливости.

      Тем не менее, данный вариант не предусматривает изменения показателя налоговой базы — мощности двигателя. Поэтому Минфин выдвигает идею о дифференциации ставок и введению коэффициентов в зависимости от экологического класса транспортного средства. В связи с тем, что большинство современных мощных машин отвечают экологическим стандартам, предлагается введение коэффициентов, которые будут применяться следующим образом: при расчете налога на машины, отвечающие стандартам «Евро-4», будет использоваться коэффициент 0,7-1, для «Евро-3» -коэффициент 3, а для «Евро-2» — коэффициент 2.

      Данный способ имеет негативные последствия. Во-первых, сложность определения экологического класса. Необходимо будет ужесточить техосмотр, указывать в техпаспорте тип класса, а также отслеживать экологически вредные автомобили.

      Во-вторых, уровень жизни большинства граждан страны не позволяет заменить старое транспортное средство автомобилем с первым экологическим классом. Даже если внедрить данную модель расчета налога с одновременной программой по утилизации старых автомобилей, средств, полученных от утилизации, будет недостаточно для покупки новой машины.

      В связи с этим, на данном этапе заменить показатель налоговой базы, рассчитанной на основе мощности двигателя на показатель, учитывающий экологический класс, нецелесообразно.

      — Исчисление налога исходя из его использования, а не фактического наличия транспортного средства. На сегодняшний день законодательство определяет исчисление налога исходя из фактического наличия автомобиля, то есть даже если владелец не использовал автомобиль на протяжении месяца или года, ему все равно необходимо заплатить налог. В данном случае, можно было бы обратиться к опыту Нидерландов, где все автомобили оснащаются устройствами, фиксирующими перемещения и отправляющими информацию в органы, которые занимаются расчетом налога.

      Однако для реализации такого проекта в России есть ряд препятствий. В первую очередь, недостаточная техническая оснащённость. Кроме этого, территория России более чем в 400 раз превышает территорию Нидерландов, что делает затруднительным отследить все передвижения транспортных средств. Следовательно, увеличится количество граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, в связи с тем, что данные устройства, фиксирующие перемещения автомобиля, можно будет либо вывести из строя, либо отключать.

      — Введение налоговых карточек для физических лиц. В связи с недостаточно эффективным администрированием транспортного налога по физическим лицам целесообразно применять налоговые карточки. В данных карточках можно указывать ФИО гражданина, марку и модель транспортного средства, мощность (л.с.), объем двигателя и так далее. После обработки в ГИБДД данные карточки будут переданы в налоговые органы, что снизит вероятность ошибочного расчета налога.

      Учитывая недостатки исчисления, уплаты и администрирования транспортного налога, некоторые специалисты предлагают его отмену и включение в цену акциза на бензин. Здесь важно отметить как положительные, так и отрицательные стороны данного подхода.

      К положительным моментам относится упрощение налогообложения. Физические лица не будут получать по почте к оплате квитанции. Организациям не нужно будет заполнять, и сдавать в налоговые органы еще одну декларацию.

      Кроме того, акциз зависит от количества потребляемого топлива, поэтому налогоплательщики, часто использующие автомобили, покупая топливо, автоматически платят и налог. Это повысит его собираемость, затруднит отсрочку и уклонение от уплаты.

      Несмотря на это все же существуют и отрицательные стороны данного вопроса. К ним относятся:

      — Рост цен на бензин, в связи с тем, что акциз будет заменять два вида платежа.

      — Сокращение доходов региональных бюджетов. Так как транспортный налог -региональный налог и регулируется законами субъектов РФ, а акциз — федеральный налог, то органы государственной власти субъектов РФ не смогут самостоятельно определять элементы налогообложения, в частности ставки не будут зависеть от региональной специфики.

      — Отсутствие возможности предоставления льгот отдельным категориям граждан, например, инвалидам, пенсионерам и так далее. Региональные бюджеты смогут получать только незначительный процент поступлений от акцизов.

      Кроме того, сложность возникает в том, что бензин и дизельное топливо используется не только для транспортных средств, а, также и в промышленности, например, для работы электрогенераторов [9].

      Следует отметить, что вопрос об отмене транспортного налога и включении его в стоимость акциза рассматривается уже давно. Законопроект об отмене транспортного налога с 2016 года был внесен в Государственную Думу в 2015 году. Депутаты приняли во внимание зарубежный опыт, в частности введение подобной системы в КНР 8 лет назад, и тот факт, что автовладельцы поддержали отмену налога. Например, Федерация автовладельцев России за месяц собрала 100 тысяч подписей автомобилистов, поддержавших эту идею. И, наконец, весомым аргументом выступила статистика, согласно которой собираемость данного налога в регионах довольно низкая, особенно с физических лиц.

      Однако Правительство РФ высказалось отрицательно по этому поводу, отметив, что в условиях кризиса налог не может быть отменен. Позиция подкреплялась тем, что налог напрямую влияет на наполняемость региональных и местных бюджетов. Кроме того, отмена налога предполагает рост акцизов на топливо, что в свою очередь приведет к росту бензина и дизельного топлива. А это в итоге повлияет на стоимость всех товаров в России, что в условиях выхода из финансового кризиса не приемлемо [8]. Таким образом, без тщательной подготовки на данный момент Россия не может пойти по данному пути.

      Положительное нововведение за последние годы — система «Платон»

      Попытки реформирования транспортного налога проводятся практически каждый год. В частности, с 2015 года добавилась новая статья доходов дорожных фондов — система «Платон». Эта система взимания платы с большегрузов за проезд по всем российским

      дорогам федерального значения (50 774 км). Её цель — компенсировать ущерб, который наносят трассам грузовые автомобили массой свыше 12 тонн.

      Полученные средства ежедневно поступают в Федеральный бюджет РФ и направляются на обеспечение поддержания автомобильных дорог, финансирование строительно-ремонтных работ и улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры.

      Реализация проекта позволит обеспечить достижение целевых параметров программы «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» (подпрограмма -«Автомобильные дороги») при снижении нагрузки на государственный бюджет, а также добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог.

      Минфин РФ (в письме от 27 ноября 2015) поясняет, что плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Ведомство ссылается на пункт 1 статьи 252 и пункт 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

      Вокруг этой системы ведётся большое количество обсуждений. Автовладельцы называют её ещё одним налогом. Однако говорить об эффективности и справедливости этого новшества еще рано. Во-первых, действует она совсем недавно с августа 2015 года, это одно из самых последних изменений в законодательстве, результаты которого можно увидеть лишь в перспективе. Во-вторых, ставка на данную выплату — 1,53 руб./км. И часто, сумма сделки, которую осуществляют с помощью перевозки, в десятки, сотни раз выше, чем сумма платы по системе «Платон». И эти деньги можно включить в стоимость самой сделки, поэтому нет веских причин владельцам таких транспортных средств уклоняться от уплаты по данной системе или требовать её отмены.

      По данным на апрель 2017 года, к системе подключены 281,61 тыс. компаний и 815,47 тыс. грузовиков. Установленные на них бортовые устройства, отслеживающие маршрут каждого конкретного большегруза, помогают отделять честных грузоперевозчиков от представителей «серого» сектора.

      Поступления могут составить около 40 млрд рублей в год. Это позволит к 2020 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создает комфортные условия для региональных дорожных фондов, т.к. их собственные ресурсы

      могут быть направлены на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах.

      Стоит отметить, что это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии — $0,16. 1,5293 руб. по сегодняшнему курсу — $0,025 — в 6 раз ниже, чем тариф в Белоруссии.

      Кроме того, владельцы грузовых средств, вправе уменьшить сумму транспортного налога к уплате за год на сумму платежей в системе «Платон». Если сумма платы в системе «Платон» меньше исчисленного транспортного налога, то в региональный бюджет доплате подлежит только разница между ними. Если же плата больше транспортного налога, то владельцы грузовых транспортных средств освобождаются от транспортного налога.

      С 2020 года плата не будет учитываться в уменьшение транспортного налога, но при этом в полном объеме будет учитываться в расходах как при общем режиме, так и при упрощенной системе налогообложения.

      Несмотря на значительные попытки Правительства РФ внести коррективы в налогообложение транспортного налога, современная система расчета транспортного налога несовершенная и требует доработок. В тоже время, рассмотренная нами система «Платон», положительно отразилась на пополнении той части бюджета, которая направлена на улучшение состояния дорог. Например, в 2016 году на ремонт дорожного покрытия в России было направлено свыше 10 млрд. рублей.

      По нашему мнению, современная система расчета транспортного налога требует дальнейших доработок:

      Во-первых, в связи с отсутствием единой информационной базы, налоговые органы зачастую получают неактуальную информацию от ГИБДД. Поэтому целесообразно ввести налоговые карточки по транспортному налогу, которые будут заполнять налогоплательщики во время регистрации транспортного средства.

      Во-вторых, возникают разногласия по поводу шкалы ставок. Поэтому целесообразно разделить интервалы на более мелкие. Интервалов станет на один больше, но это позволит более справедливо распределить налоговую нагрузку.

      В-третьих, согласно статье 360 НК РФ, налоговым периодом является календарный год, отчетные периоды предусмотрены только для юридических лиц. Поэтому, чтобы равномерно распределить налоговую нагрузку и сократить задолженность по транспортному налогу следует ввести отчетные периоды и для налогоплательщиков —

      физических лиц. Введение этой нормы можно было бы предоставить органам государственной власти РФ.

      В-четвертых, налоговые ставки не учитывают степень влияния конкретных транспортных средств на дорожную сеть страны и экологию. В связи с этим, целесообразно ввести дифференцированную схему налогообложения. Такая схема позволит облагать налогом владельцев мощных машин, и предоставлять льготы или освобождать от уплаты небольшие машины.

      Не исключено, что в будущем транспортный налог можно будет включить в сумму акциза на бензин. Для этого необходимо учесть некоторые нюансы, например:

      — механизм распределения поступлений акциза между федеральным и региональными бюджетами;

      — предоставление льгот отдельным категориям и другие.

      Предложенные меры будут способствовать повышению собираемости транспортного налога, упрощению работы налоговых органов и сокращению вероятности допущения ошибок при его расчете.

      1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

      2. Car tax by state // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.factorywarrantylist.com/car-tax-by-state.html/

      3. Агузарова Ф.С. Транспортный налог: современное состояние, проблемы и повышение его роли в Российской федерации [Электрон. ресурс]// Экономическая политика. — 2015. -№1. — С.149-158.

      4. Андреева Н. В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 117-119.

      5. Бобкова Ю. Д., Кириллова В. А., Токарева А. А. Актуальные проблемы роли транспортного налога в бюджете Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 113-115.

      6. Заикин В.В., Бочарникова М.И. Транспортный налог в Российской Федерации и зарубежных странах. [Электрон. ресурс] // Современные инновации — 2017. №1(15) — С.67-69. http://elibrary.ru

      7. Каширина М.В., Порядок уплаты транспортного налога изменен, Учет в строительстве, №11, 2013 г. — М.: ЗАО «Актион-Медиа», тираж 3250 экз. — с. 26-31.

      8. Каширина М.В., Ходова К.Р., Изменения регионального налогообложения, проблемы и пути совершенствования. // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №2. стр.302.

      9. Каширина М.В., Бобошина В.Н. Перспективы взимания транспортного налога и налога на игорный бизнес. Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно — практической конференции (18 апреля 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. Ч.1 / — Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017.

      10. Леонтьева Ю.В., Майбуров И.А. Совершенствование фискальных инструментов, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств [Электрон. ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — №3. — С. 471479. http://elibrary.ru

      11. Логинова Н.А., Лаврентьева Е.А. Региональные особенности формирования льгот по транспортному налогу [Электрон. ресурс]// Морское образование: традиции, реалии и перспективы: материалы научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, март 2015г.) — Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, 2015. — С.120-124.

      12. Нетруненко Р.С. Транспортный налог: проблемы и перспективы совершенствования. [Электрон. ресурс]// Актуальные направления развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики в иновационно-ориентированной экономике: материалы IV международной научно-практической конференции. (Ростов-на-Дону, ноябрь 2015) -Ростов-на-Дону: АзовПечать, 2015. — С.510-516. http://elibrary.ru

      13. Тян Н.Г., Кравченко Е.А. Транспортный налог: Особенности начисления и уплаты. [Электрон. ресурс] // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики: материалы студенческой международной научно-практической конференции. (Хабаровск, март 2016) — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. — С.272-275. http://elibrary.ru

      14. Чушникова, Е. В. Повышение эффективности транспортного налога / Е. В. Чушникова // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 5 (332).

      [1] Закон Москвы от 09 июля 2008 года №33 «О транспортном налоге» (с изменениями на 01.04.2015г).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.