Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Кандидат в президенты россии требования

Правила регистрации кандидатов-самовыдвиженцев на выборах президента РФ. Досье

Минимум требований: Россия вошла в число стран, где легче всего стать кандидатом в президенты

Россия вошла в число стран с самой либеральной избирательной системой, сообщила газета «Известия». К такому выводу пришли эксперты Российского общественного института избирательного права (РОИИП) в рамках исследования «Избирательные цензы на выборах глав государств».

Избирательные цензы — это ограничения на прямых выборах президента страны, которые вводятся в отношении потенциальных кандидатов. Всего в мире насчитывается 16 таких критериев, из которых в России действуют всего шесть. Столько же цензов эксперты нашли в политической системе Франции, а в США и Польше их еще меньше. Сложнее всего зарегистрироваться в качестве претендента на должность президента Бразилии — там действует 11 ограничений.

В России требования к кандидатам на пост главы государства определены Конституцией. Потенциальный президент должен быть старше 35 лет, дееспособен и проживать в России не менее 10 лет. Должность главы государства одно и то же лицо не может занимать более двух сроков подряд.

Такие требования к кандидатам являются базовыми — они присущи практически всем странам мира. При этом в некоторых из них система «отбора» претендентов на президентский пост более жесткая — в Грузии, например, избираться могут лишь те лица, которые получили гражданство по рождению. В Греции, Монголии и Мексике такое требование предъявляется и к ближайшим родственникам кандидатов.

В Азербайджане и Казахстане в президенты не возьмут без диплома о высшем образовании, а в Бразилии — без навыков письменности и чтения. В некоторых странах проверяют и денежное положение кандидатов: чтобы претендовать на президентский пост, в Аргентине нужно иметь доход не менее двух тысяч песо, а в Монголии — рассчитаться с долгами.

«Сегодня количество цензов в России находится на оптимальном уровне»

Эксперты провели сравнительный анализ самых крупных стран мира, где число избирателей измеряется миллионами, рассказал «360» глава РОИИП Игорь Борисов. «Кроме того, речь шла именно о тех странах, где глава государства избирается путем всеобщего голосования, а не через парламент», — уточнил он. В процессе исследования выяснилось, что большое влияние на развитие избирательной системы оказывают культурные и исторические особенности государств. Каждая страна имеет свою предысторию и устанавливает правила для кандидатов, согласно имеющемуся опыту, заявил Борисов.

Избирательные цензы — гарантия защиты института демократии, уточнил эксперт. «Это гарантия того, что выборы глав государств будут отражать волю населения и не пострадают от различных манипуляций», — рассказал он. Требования, выдвигаемые к кандидатам на высшие государственные посты, охраняют государство и людей от нежелательных последствий.

Сегодня количество цензов в России находится на оптимальном уровне. Это законодательные нормы, которые обсуждались в парламенте и сделаны с учетом текущего состояния России, как ведущей мировой державы. Все вызовы, которые идут к нашей стране, в том числе и внешние, должны учитываться при выборах главы государства

Неэффективные избирательные системы рано или поздно докажут свою несостоятельность, рассказал «360» политолог Сергей Марков. «Это относится к Ирану, где требуется подтверждение со стороны религиозного духовенства. В Северной Корее тоже избирательная модель довольно негативная», — объяснил он. При этом в большинстве стран мира установился общий тренд, направленный на либерализацию избирательных прав и политических институтов.

Российская система проведения выборов главы государства списана с американской и французской, рассказал Марков. «Она создана замечательными специалистами в области международного права и соответствует мировым образцам», — уточнил политолог. Если государство вводит чрезмерное количество избирательных цензов, это может негативным образом отразиться на его конкурентоспособности.

Я думаю, что существующая в России избирательная система вполне адекватна. Сейчас есть другой момент, который обсуждается, — это образовательный ценз. Он нужен, чтобы люди на волне популизма не выбрали человека, который бы рубил все на корню. Чтобы в России не появился еще более неграмотный Трамп

Требования к кандидату в президенты РФ. Конституция Российской Федерации

Сегодня нас с вами будут интересовать требования к кандидату в президенты РФ. Кроме того, порядок выборов руководителя страной тоже придется изучить. Ведь данный процесс важен для всех граждан. Только он имеет огромное количество правил и принципов, которые должны в обязательном порядке соблюдаться. Причем нарушения могут привести к недействительности результатов. Поэтому обратить внимание стоит не только на требования к кандидатам в президенты, но и на сами правила проведения процесса. К счастью, все не так трудно, как кажется на первый взгляд. Сам процесс выборов прописан в Федеральном законе «О выборах Президента РФ». Рассмотрим основные важные моменты, которые только могут касаться нашего сегодняшнего процесса.

Возрастная категория

Для начала стоит отметить, что, согласно современному законодательству, имеет место так называемый возрастной ценз кандидата. Что это такое? Так называемое ограничение по возрасту для потенциального руководителя страной. Важный момент, который должен соблюдаться. В противном случае баллотироваться в президенты вам никто не позволит.

Какое тут требование? Дело все в том, что некоторые полагают — президентом можно стать уже с 18 лет. Только вот федеральный закон говорит об обратном. Ведь ограничение по возрасту установлено на 35 годах. Это значит, что кандидат на должность президента РФ должен быть не моложе указанного возраста. То есть от 35 лет и старше. Именно такой принцип имеет место. Но это еще не все.

Оседлость

Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

Почему? Потому что и без того все потенциальные кандидаты постоянно проживают на территории РФ. Причем длительное время. Но вот если посмотреть на ограничения, то ценз оседлости при этом указывает, что жить в России нужно минимум 10 лет. Причем непрерывно. Переезжать из одного населенного пункта страны в другой разрешается. Поэтому обратите внимание на эту особенность. Если вы в России живете меньше десятка лет, у вас не будет никаких прав на участие в качестве кандидата. Только как избиратель сможете голосовать за ту или иную кандидатуру.

Гражданство

Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

Читайте так же:  Официальный сайт мировой суд амурской области. Официальный сайт мировой суд амурской области

Судимость

Разумеется, на взаимоотношения потенциального руководителя страной с законом тоже обращают внимание. Причем этот момент способен в некоторых случаях доставить массу проблем кандидатам. Почему?

Все потому, что глава государства должен быть дееспособным, а также без судимостей. Причем любых. Также запрещается выдвигаться на пост президента тем, кто отбывает наказание в местах лишения свободы. Либо у кого отняли по решению суда возможность занимать руководящие и государственные должности.

Обратите внимание — у гражданина должен быть военный билет (для мужчин). Понятное дело, что к 35 годам потенциальный кандидат военную службу пройдет. Но только если когда-то он пытался увильнуть от своей воинской обязанности, вследствие чего на него было заведено уголовное дело, можно не баллотироваться вовсе. У такого человека нет возможности участия в выборах в качестве кандидата. В принципе, никаких больше ограничений нет. Только сплошные правила. Требования к кандидату в президенты РФ не такие уж и огромные. Обычно их легко соблюсти. А что можно сказать непосредственно о выборах? Как проводятся они? Ведь именно этот момент крайне важен. И он еще включает в себя некоторые условия и правила в отношении поведения кандидатов перед выборами. На что стоит обратить внимание?

Сроки избрания

Моментов важных очень много. Скажем, стоит узнать, на какой срок избирается президент в России. Это важно. И все потому, что от этого зависит то, когда именно будут проводиться следующие выборы.

Согласно современным законам, глава государства в РФ выбирается на 6 лет (ранее на 4 года). После придется снова повторять процедуру. Только у каждого кандидата есть возможность быть избранными на второй срок. Таким образом, максимальная продолжительность пребывания на посту главы государства — 12 лет. На 3 и последующие сроки уже нельзя баллотироваться в президенты. Только с перерывом минимум в 1 период «правления».

Таким образом, в России происходит так называемая периодическая смена главы государства. Это обязательный процесс. Но самое главное, что после двух непрерывных сроков и одного периода без руководства государством можно снова баллотироваться в президенты. Так что здесь все предельно просто. Никаких проблем не возникает.

Порядок выдвижения

К слову, есть некоторые правила выдвижения тех или иных кандидатур для участия в выборах. Они тоже прописаны в федеральном законе. Обычно никаких проблем не вызывают, на практике в России имеет место преимущественно один из вариантов.

Выдвижение кандидатов может происходить от какой-либо политической партии. Как раз этот расклад чаще всего встречается в России. Но обратите внимание — у политической партии должно быть право на выдвижение кандидатов, а также на участие в выборах. Если данные правила соблюдены, то объединение сможет предложить своего участника на пост главы государства. И никаких проблем с этим не будет.

Но имеет место и самовыдвижение кандидата в президенты. Не самое частое явление. В России оно практически не используется, хоть и существует «на бумаге». Ведь проблемы возникнут тогда, когда придется проводить предвыборную кампанию. В случае с политическими партиями все гораздо проще — вы получаете поддержку от нее. Но вот самовыдвижение потребует огромных затрат. Кроме того, в России выборы президента — это преимущественно политическая гонка. Соответственно, в ней участвуют разнообразные партии.

Еще одна особенность, которая имеет отношение к самовыдвижению — вас должны поддержать избиратели. Даже если это будет небольшая группа. К сожалению, это очень редкое явление. Поэтому на практике самовыдвижение кандидатуры практически невозможно. Только если очень сильно постараться. Но вряд ли вы сможете получить пост президента — у политических партий куда большее влияние на граждан, чем у обычного участника выборов. К слову, согласно современным законам, нужно около 2 миллионов подписей избирателей, которые готовы вас поддержать.

Кампании

Федеральный закон «О выборах Президента РФ» указывает еще и на то, что в ходе подготовки к процессу кандидаты на пост президента РФ имеют право проводить разнообразные кампании, чтобы мотивировать избирателей голосовать именно за конкретного участника.

Главное требование здесь — это законность. То есть ваши действия не должны нарушать Конституцию РФ, а также законы страны. Кроме того, они не могут быть опасными или ущемляющими права других кандидатов. Скажем, порочить чью-то честь и достоинство нельзя ни под каким предлогом. Это незаконно. Иногда предвыборная кампания, которая нарушила все устои страны, влечет за собой дисквалификацию участника.

Ни для кого не секрет, что разнообразные предвыборные программы будут показываться и публиковаться в СМИ. Кандидат на должность президента РФ имеет полное право выбрать, какими именно источниками информации пользоваться. Причем их количество не ограничено. А Совет Федерации, в свою очередь, гарантирует всем участникам равные права и доступ к СМИ. То есть на выборах изначально все равны. И никто не имеет каких-то преимуществ. А значит, можно надеяться на честность процесса.

Избиратели

Отдельного внимания требуют избиратели. Они играют для выборов важную роль. И к ним, как ни странно, тоже выдвигаются определенные требования для участия. К счастью, их значительно меньше, чем у кандидатов на пост главы государства. Какие действуют ограничения, согласно закону «О выборах Президента РФ»?

Для начала — это то, что участвовать в процессе имеет право только совершеннолетний гражданин России. Такой человек может прийти и отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в назначенный день. Правда, немаловажным моментом является то, что избиратель еще и дееспособным признан должен быть. То есть адекватным. Недееспособные граждане участвовать в выборах даже в качестве избирателей не могут.

Обратите внимание на еще одну небольшую особенность. Гражданин России, пришедший на выборы, имеет только один голос. И отдать его можно лишь в пользу одного кандидата на пост главы государства. Такой подход гарантирует равную и законную борьбу в процессе выборов. Поэтому избирателям стоит хорошенько подумать, прежде чем отдавать свой голос тому или иному участнику.

Кроме того, участие в процессе — это индивидуальное решение. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право на голос при проведении выборов в президенты РФ. Но только данный процесс не носит принудительного характера. При желании избиратель способен просто не явиться на голосование. Да, это не слишком патриотично, но никто не принуждает вас к участию. И никакого наказания за отсутствие на выборах не полагается.

День выборов

Итак, выдвижение кандидатов, требования к ним, а также ограничения и возможности избирателей уже понятны. Некое представление о том, как проходят выборы, соответственно, тоже имеет место. Но на этом закон «О выборах» не заканчивается. Он предусматривает еще очень много особенностей процесса.

К примеру, в вопросе назначения дня выборов. Решение принимается Советом Федерации страны. При всем этом оно должно быть вынесено не раньше, чем за 100 дней до выборов, но и не позднее, чем за 90. После в обязательном порядке происходит обнародование данных. На это, согласно современному законодательству, у Совета Федерации будет не более 5 дней с момента принятия решения. Так что учтите этот фактор.

Каким образом выбирается день проведения выборов? Это второе воскресенье месяца, в котором ранее проводился данный процесс. Именно такие правила прописаны в Федеральном законе «О выборах Президента РФ».

Регистрация

Очередной важный момент — это регистрация кандидатов для участия в нашем сегодняшнем процессе. Дело все в том, что для этого тоже существуют свои собственные правила и алгоритмы. Несоблюдение оных ведет к тому, что сам процесс «сорвется», а результаты признаются недействительными. Кроме того, иногда несоблюдение правил регистрации кандидатов на пост главы государства РФ ведет к дисквалификации. Подобные случаи, к счастью, почти что не встречаются.

Центральная избирательная комиссия (далее ЦИК) занимается регистрированием участников. Те, в свою очередь, после выдвижения своей кандидатуры должны предоставить определенный перечень документов для участия. Что к ним можно отнести?

Первый пункт — подписные листы. Каждый кандидат в свою поддержку обязан собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. При этом проверка подлинности проводится ЦИК в отношении 20% листов.

Далее требуется платежный документ, который подтвердит то, что вы оплатили изготовление подписных листов. То есть это своеобразное доказательство подлинности оных.

После следует протокол о сборе подписей избирателей. Без него обойтись никак нельзя. Вы не сможете баллотироваться в президенты, если отсутствует данное заключение. Оно в обязательном порядке предоставляется вместе с подписными листами. Никаких исключений и отсрочек!

Еще один момент — от вас потребуется предъявить в Избирательную комиссию список тех, кто собирал подписи. Скорее всего, будет проведена проверка подлинности предоставленных вами данных. Поэтому учтите, что обман приведет к дисквалификации.

Порядок выборов президента предусматривает также предоставление личных данных и документов, подтверждающих соблюдение всех конституционных требований к участникам процесса. Не забудьте, что при изменении информации нужно тут же принести в ЦИК справки, которые могли бы это подтвердить.

Последнее, что от вас потребуется, — это личный финансовый отчет. Без него тоже обойтись никак нельзя. Это все. Теперь можно подавать вышеперечисленный перечень документов в Избирательную комиссию, а затем просто ждать. У комиссии будет 10 дней с момента получения бумаг на то, чтобы либо зарегистрировать вашу кандидатуру, либо отказать в этом процессе. Но тогда должно быть обоснование действий. Скрывать их никто не имеет права. Как только все кандидаты будут зарегистрированы, места для голосований (в каждом субъекте по районам распределяются оные) определены, можно ждать дня выборов.

Досрочная отставка

Только жизнь — это нечто непредсказуемое. И поэтому точно сказать, что президент будет на своем посту положенный срок, нельзя. Как быть, если имела место досрочная отставка главы государства? Неужели страна будет без руководителя оставшийся срок?

А вот и нет. Если по тем или иным причинам президент РФ отказывается от должности досрочно, то Совет Федерации должен назначить день выборов не позднее, чем через 14 дней с момента отставки руководителя страной. В противном случае это право переходит к ЦИК. Датой выборов будет являться последнее воскресенье месяца, в котором истекает трехмесячная отставка предыдущего президента. Такие правила действуют на территории РФ. И никаких исключений.

По каким причинам можно покинуть пост главы государства? Во-первых, это может быть добровольное решение. Крайне редкое явление, которое вообще в малом количестве стран встречается. Руководители, как правило, от своих должностей просто так не отказываются. Особенно если они стремились к данному посту.

Во-вторых, имеет место импичмент. По тем или иным причинам само государство способно отстранить руководителя от должностных полномочий. Причины могут быть разнообразными — от нарушения проведенных выборов (иногда это «вскрывается» после происшествия) до противозаконных действий гражданином.

В-третьих, состояние здоровья. Если по каким-то обстоятельствам из-за проблем с организмом президент не может больше выполнять свои должностные обязательства, он должен покинуть пост руководителя. Сюда же можно отнести принудительное отстранение в связи с наступлением недееспособности, психические заболевания (шизофрению, например).

В конце концов смерть гражданина, занимающего пост президента, ведет к прекращению его должностных обязанностей. Как следствие — требуется досрочное проведение выборов и назначение нового руководителя страной. Ничего сложного для понимания в этом нет. Все предельно просто.

Как видите, требования к кандидату в президенты РФ по Конституции не так уж и трудно запомнить. Кроме того, сам процесс выборов для избирателей тоже является простым. Большинство трудностей достается высшим инстанциям, которые занимаются непосредственной подготовкой к процессу. Помните, что голосование — это ваш выбор. Никто не имеет права принудить вас отдать голос в пользу того или иного кандидата (только мотивировать — поможет предвыборная кампания). Также вы имеете право не являться на выборы. Никакого наказания за это не предусмотрено.

Читайте так же:  Горбачев сложил с себя полномочия лидера СДПР. Горбачев сложил полномочия в

Требования к кандидатам в президенты РФ

Правом стать президентом РФ обладают многие граждане страны – действующее законодательство предусматривает возможность баллотироваться на пост главы государства практически для каждого человека. Однако существует ряд ограничений и достаточно строгих требований к кандидатам в президенты России, которым должно соответствовать лицо перед допуском к всенародному голосованию. Узнайте, кто может стать президентом РФ и как это сделать.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Статус Президента в соответствии с законодательством, а также кандидата в Президенты наделяет как определенным спектром дополнительных прав и полномочий в сравнении с остальными гражданами и должностными лицами РФ, так и соответствующими ограничениями. В частности, таковые могут включать обязательный отказ от ведения предпринимательской деятельности, хранения средств на счетах в иностранных организациях и так далее.

Подробные требования к кандидату в Президенты РФ

Действующее Федеральное законодательство тщательно регулирует порядок регистрации кандидатов в Президенты России и механизмы, при которых обеспечивается отказ в регистрации кандидата. Так, к регистрации в качестве кандидата в Президенты могут допущены лишь лица, соответствующие как конституционным требованиям, так и положениям вышеозначенного ФЗ «О выборах президента». Общий список требований, согласно которым можно понять, кто не может быть кандидатом для выдвижения в президенты, является следующим:

  1. Кандидат в президенты не должен обладать судимостью за свершение уголовно караемых преступлений тяжкого характера, либо относимых к особо тяжким. В случае наличия и последующего снятия или погашения таковой судимости, к выборам в качестве кандидата в Президенты РФ, таковое лицо может быть допущено не ранее, чем через 10 лет после фактического снятия или погашения наличествующей судимости в случае тяжкого преступления или 15 лет – для особо тяжких преступлений.
  2. Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не могут баллотироваться в Президенты.
  3. Лица, уличенные и привлеченные к ответственности за использование, пропаганду или распространение нацистской символики или материалов, признанных экстремистскими не могут регистрироваться в качестве кандидатов в Президенты РФ до истечения срока, в течение которого таковые лица считаются подвергнутыми административному наказанию.
  4. Лица, лишенные права занимать государственные должности по решению суда также не могут в течение этого срока выдвигаться в качестве кандидатов на президентские выборы.
  5. Лица, обладающие иностранным гражданством или видом на жительство на территории другого государства, не могут быть избраны Президентом, если не откажутся от таковых преференций и сторонних гражданств окромя российского.
  6. Недееспособные граждане, лишенные дееспособности в судебном порядке, вне зависимости от причин такового лишения не могут баллотироваться в Президенты.

Все вышеозначенные ограничения касаются как лиц, самовыдвигающихся в Президенты, так и выдвинутых политическими партиями.

Порядок самовыдвижения кандидатов либо выдвижения их от политических партий является различным. При этом политическая партия не имеет права выдвигать кандидатов, состоящих в иных партиях, но может предлагать к выдвижению беспартийных лиц. Для регистрации в качестве кандидата в Президенты необходимо подтвердить наличие народной поддержки у такового кандидата.

Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты России

В целом, подать документы на регистрацию себя в качестве кандидата в Президенты РФ может любое лицо, соответствующее вышеозначенным требованиям. Однако прежде чем лицо будет внесено в избирательные списки, следует совершить целый ряд дополнительных действий в соответствии со строгим регламентом действующего законодательства. Порядок действий для регистрации кандидата в Президенты РФ будет следующим:

  • Необходимо собрать группу из как минимум 500 граждан Российской Федерации, каковые обладают активным избирательным правом для демонстрации поддержки избирателями будущего кандидата.
  • Следует назначить дату собрания группы избирателей, а также уведомить Центризбирком РФ не позднее, чем за пять дней до даты такового собрания. На собрании должно быть вынесено решение про поддержку самовыдвижения потенциального кандидата, формировании избирательной группы и назначении уполномоченных лиц таковой группы. Протокол собрания и все его решения должны быть зафиксированы в нотариальной форме.
  • В течение 20 дней с момента объявления и публикации решения про назначение выборов Президента РФ, кандидат должен обратиться в Центризбирком с ходатайством про регистрацию избирательной группы граждан. Кроме этого, в Избирком предоставляются также документы, удостоверяющие личность и гражданство потенциального кандидата, а также решения собрания избирательной группы, заявление самого кандидата о его самовыдвижении, декларация о доходах кандидата и его семейства, декларация об имуществе,
  • После одобрения регистрации кандидата, он обязан собрать не менее 300 тыс. подписей граждан РФ (для самовыдвиженцев, при выдвижении от партии — 100 тыс. подписей). При этом Центризбирком запрещает предъявлять более 7500 подписей из каждого из конкретных субъектов РФ, а также – более 7500 автографов от граждан РФ, находящихся вне российской территории. Подписные листы производятся исключительно за наличествующие средства избирательного фонда потенциального кандидата по установленной на федеральном уровне форме.
  • После сбора подписей, их проверки, а также предоставления окончательного пакета документов, в том числе свидетельствующего о закрытии всех имеющихся иностранных счетов, проводится окончательная регистрация кандидата в Президенты РФ и внесение информации о нём в избирательные списки, а также её публикация.
  • Все отказы центральной избирательной комиссии по поводу регистрации кандидатов на любом этапе должны выдаваться не более, чем в двухдневный с момента подачи документов. Кроме этого, любой отказ должен быть мотивирован. Оспаривание таковых отказов проводится исключительно в Верховном Суде РФ, а рассмотрение таковых исков составляет не более пяти суток с момента их подачи.

    В целом, касательно регистрации кандидата действует дополнительный существенный список ограничений прав. В частности, не допускается превышение установленного на федеральном уровне максимума затрат на ведение избирательной компании и предвыборной агитации более, чем на 5 процентов. Таковые нормативы призваны обеспечить равные права у участников предвыборной гонки вне зависимости от наличествующих у них финансов.

    Голоса в процентах

    В постановлении, принятом на заседании комиссии, решено «признать выборы президента РФ состоявшимися и действительными». «Считать избранным на должность президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича, получившего 56 430 712 голосов, что составляет 76,69 процента, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании», — говорится в документе.

    Согласно данным, внесенным в приложение к постановлению ЦИК, Павел Грудинин (КПРФ) набрал 8 659 206 голосов, или 11,77%, Владимир Жириновский (ЛДПР) — 4 154 985 голосов, или 5,65%, Ксения Собчак («Гражданская инициатива») — 1 238 031 голос, или 1,68% , Григорий Явлинский («Яблоко») — 769 644 голоса, или 1,05%, Борис Титов (Партия роста) — 556 801 голос, или 0,76%, Максим Сурайкин («Коммунисты России»), — 499 342 голоса, или 0,68%, Сергей Бабурин («Российский общенародный союз») — 479 013 голосов, или 0,65%.

    «Число избирателей, принявших участие в выборах: 73 млн 629 тысяч 581 избиратель, что составляет 67,54% от общего количества избирателей, включенных в списки. Число избирателей, принявших участие в голосовании: 73 млн 578 тысяч 992, то есть 67,5%», — заметила, оглашая результаты, председатель Центризбиркома Элла Памфилова. Всего в списки были включены 109 млн 8 тысяч человек, добавила она.

    «Президентом избран Путин Владимир Владимирович», — объявила глава ЦИК после того, как члены комиссии единогласно приняли постановление о результатах выборов главы государства.

    Кампания по выборам президента России отвечала всем критериям свободных и демократичных выборов, заявила Элла Памфилова. «Чтобы результаты выборов были признаны в первую очередь внутри нашего общества и международными органами, они должны быть конкурентными, прозрачными, пройти строго в соответствии с законом, а результаты должны быть подсчитаны достоверно», — отметила она и подчеркнула, что вся работа Центризбиркома была направлена на достижение этих основных целей.

    «Состоявшиеся 18 марта 2018 года выборы президента по всем основным параметрам соответствовали тем требованиям, которые должны были быть выполнены», — уверена Памфилова.

    Глава ЦИК выразила сожаление, что некоторые кандидаты не смогли принять участие в выборах из-за отсутствия пассивного избирательного права. Но это, подчеркнула, требование закона, обоснованность которого подтвердил Конституционный суд.

    Исключение из предвыборной гонки кандидатов с криминальным прошлым «не является эксклюзивным для РФ, встречается в международной практике не так редко, как некоторые думают», отметила глава ЦИК.

    Она также полагает, что разговоры о якобы неконкурентных выборах — это «плевок в лицо» всем кандидатам, принявшим участие в кампании, и избирателям, которые их поддержали.

    Выборы были свободными, отметила Элла Памфилова, все кандидаты имели возможность донести свою программу до избирателей через СМИ, совместные агитационные мероприятия, личные встречи. В ЦИК уверены, что принцип равенства кандидатов соблюдался во всяком случае при распределении бесплатного эфирного времени и места в печатной прессе.

    Впрочем, представитель КПРФ в ЦИК Евгений Колюшин высказал по этому поводу и попросил приобщить к протоколу свое особое мнение.

    Элла Памфилова не стала отвечать на выступление Колюшина, процедура принятия протокола этого не предусматривает, но пообещала позже провести заседание и «разобрать по косточкам» все замечания.

    Что думают об этом кандидаты, узнать не удалось, никто из них не пришел на оглашение результатов выборов. Но возможность высказаться у них еще будет: в ЦИК планируется встреча с участием кандидатов, экспертов, доверенных лиц, на которой планируется обсудить ход кампании и применение на практике новых процедур.

    На одной из них Элла Памфилова остановилась подробно — это механизм «мобильный избиратель», который позволил проголосовать на выборах дополнительно четырем миллионам россиян. Примерно столько составляет разница между теми, кто на прошлых президентских выборах пришел на участки с открепительными удостоверениями, и теми, кто воспользовался новой процедурой голосования по месту фактического нахождения.

    Особенно порадовала Центризбирком небывалая активность россиян за рубежом. На 401-м избирательном участке в 145 странах мира проголосовали 474 616 человек. «Это самая высокая активность, начиная с 2000 года», — сказала председатель ЦИК. Это стало возможно в том числе благодаря механизму «мобильный избиратель». При этом Памфилова подчеркнула, что явку за рубежом ЦИК не считает во избежание двойного учета избирателей. Показательны и результаты выборов за рубежом: Владимира Путина поддержали 85,02% избирателей, второе место у Павла Грудинина — 5,01%, на третьем месте Ксения Собчак — 4,05%, далее идут Владимир Жириновский — 1,73% , Григорий Явлинский — 1,57%, Борис Титов — 0,65%, Сергей Бабурин — около 0,4% голосов, Максим Сурайкин — 0,3% голосов.

    Высокие цифры явки в России и за ее пределами не в последнюю очередь стали плодом усилий Центризбиркома, без ложной скромности признала Элла Памфилова. Комиссия разместила наглядную агитацию на 70 тысячах рекламных носителей, запустила в эфир видеоролики общей продолжительностью 84 часа. В Интернете было охвачено 40 миллионов пользователей, в том числе 2,5 миллиона в социальных сетях. К тем, кто не смотрит телевизор и не пользуется Интернетом, пришли члены участковых избиркомов с буклетами, приглашениями, разъяснениями. В итоге лишь 1 процент россиян не знал о президентских выборах, сказала Памфилова, сославшись на данные ВЦИОМ.

    Читайте так же:  Лия Ахеджакова о Крыме: Он уже не наш. Заявление лии ахеджаковой

    Отдельная тема наблюдатели на выборах. Если в прошлый раз наблюдателей могли направить четыре партии и пять кандидатов, то сейчас кандидатов было восемь, а партий семь. Кроме того впервые в истории российских выборов право наблюдения получили общественные палаты как федеральная, так и региональные. Они подготовили более 146 тысяч человек. «Если говорить о наблюдателях, которые были непосредственно на участках, присутствовало 356 тысяч наблюдателей, из них от общественных палат более 150 тысяч, и еще плюс 105 тысяч членов комиссий с правом совещательного голоса, и почти 15 тысяч аккредитованных представителей средств массовой информации», — заметила председатель ЦИК. По ее словам, в среднем на каждом участке было пять наблюдателей. «На выборах работали 1513 иностранных, международных наблюдателей из 115 стран, еще и эксперты», — добавила она. Самая внушительная миссия была от БДИПЧ и Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Если сравнивать с прошлыми выборами, то в 2012 году за ходом голосования следили 685 международных наблюдателей из 58 стран.

    Конфликты на избирательных участках 18 марта в большинстве случаев были минимизированы. В день голосования было только 3 удаления наблюдателей с участков в судебном порядке и около 12 административных штрафов наблюдателям и членам избиркомов.

    «Мы видели вчера в видеороликах, как наблюдатели вмешивались в работу участковых избирательных комиссий . С другой стороны, провозглашая максимальную лояльность, доброжелательность, мы настраиваем наши комиссии: давайте создадим максимально благожелательную обстановку на участках», — отметила Памфилова.

    Итоги голосования отменили только на 16 избирательных участках, в том числе по двум из них в судебном порядке. Кроме того есть иски об отмене результатов выборов еще на семи участках. «К настоящему времени самостоятельно территориальными избирательными комиссиями были отменены итоги голосования на 14 избирательных участках, также в судебном порядке по инициативе комиссий были отменены итоги на двух участках . Более того, у нас четыре избирательных комиссии подали сами иски о признании недействительными итогов голосования еще на семи избирательных участках», — привела данные Памфилова. Это единичные случаи и они никак не скажутся на общем результате выборов. Для сравнения: всего в стране работало 97 723 избирательных участка.

    Большая работа была проделана информационно-справочным центром ЦИК, на его телефонный номер поступило более 4 миллионов звонков, причем большую часть из них обработали не операторы, а робот, которого в комиссии прозвали «Сашенькой».

    Элла Памфилова поблагодарила за работу всех своих коллег в регионах, это более миллиона человек в участковых, территориальных, региональных избирательных комиссиях. Слова благодарности прозвучали также в адрес кандидатов в президенты, их уполномоченных и доверенных лиц. «И всем нам, кому небезразлична судьба нашей страны, тем, кто внес свой душевный, сердечный, умственный вклад в то, чтобы страна наша развивалась в интересах граждан, огромное спасибо», — заключила она.

    О приёме документов на соискание премии Президента для молодых деятелей культуры

    Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству объявляет о приёме со 2 сентября 2020 года документов на соискание премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры за 2020 год.

    Представления на соискателей указанной премии и прилагаемые к ним материалы, адресованные Совету при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, принимаются по почте либо при личном приёме в аппарате советника Президента Российской Федерации В.И.Толстого:

    – заказным почтовым отправлением по адресу: 103132, г.Москва, Старая пл., д.4, подъезд 6, аппарат советника Президента Российской Федерации В.И.Толстого;

    – личный приём осуществляется по предварительной записи, справки по телефонам: (495) 606–35–36, (495) 606–80–00.

    Срок приёма документов истекает 1 ноября 2020 года.

    Требования к оформлению представлений на соискателей премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры и прилагаемых к ним материалов

    1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с Положением о премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (далее – Положением), утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 3 февраля 2011 г. № 144 «О премиях Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры» (далее – премии Президента).

    2. Лицо или художественные, учёные и научные (научно- методические) советы организаций культуры, научных и образовательных организаций (далее – организации), обладающие в соответствии с пунктом 9 Положения правом выдвигать кандидатуру на соискание премии Президента, представляют в Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (далее – Совет) представление, оформленное в виде письма, содержащее:

    а) резюме, содержащее перечень произведений литературы и искусства, реализованных творческих и исследовательских проектов в сфере культуры, иные результаты соискателя, являющиеся значительным вкладом в культуру Российской Федерации, завершающееся обобщающей формулировкой, в которой говорится, за какие достижения в области культуры предлагается присудить премию;

    б) сведения о наличии у соискателя премий, призов и иных наград, свидетельствующих о признании его творческих или научных достижений, к которым относятся государственные премии и награды Российской Федерации, премии и награды общественных организаций, в том числе полученные по итогам конкурсов и фестивалей, награды и премии иностранных государств, международные премии, награды и призы;

    в) перечень прилагаемых материалов.

    3. Если в соответствии с пунктом 6 Положения на соискание премии Президента выдвигается коллектив соискателей (не более трёх человек), в представлении указываются предусмотренные пунктом 2 настоящих Требований сведения о персональном вкладе каждого соискателя в общие результаты деятельности, а также сведения о наличии у каждого из соискателей премий, призов и иных наград.

    4. Представление подписывается лицом, выдвинувшим кандидатуру (кандидатуры) на соискание премии Президента, которое указывает свои фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, гражданство, адрес места жительства, место работы или род занятий, лауреатское, учёное и (или) почётное звание, контактные телефоны, а также прилагает копию документа, подтверждающего наличие у данного лица права выдвижения на соискание премии Президента. Подпись выдвигающего лица удостоверяется нотариально либо в другом установленном законодательством порядке.

    В случае выдвижения кандидатуры организацией представление подписывает руководитель либо лицо, председательствующее на заседании. К представлению прилагается протокол (выписка из протокола) заседания соответствующего совета с решением о выдвижении кандидата (кандидатур) на соискание премии, а также полные реквизиты организации. Подпись на представлении заверяется печатью организации.

    5. Рекомендуемый объём представления – до 7 страниц. К представлению прилагаются: анкетные данные каждого соискателя (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, адрес места жительства, контактные номера телефонов, место работы или род занятий, учёная степень, учёное звание, почётное звание), подписанные им лично, копия первой страницы общегражданского паспорта. Совет должен быть извещён об изменениях в указанных сведениях, произошедших в период рассмотрения представления.

    Также прилагаются опубликованные творческие и научные работы, литературные произведения, за создание которых их автор выдвигается на соискание премии Президента. Кроме бумажной версии материалов необходимо представить электронные версии представления, перечня прилагаемых к представлению материалов, перечня трудов (научные монографии, статьи, патенты, творческие работы и литературные произведения и т. п.), а также электронные версии наиболее значимых печатных работ (желательно в форматах Adobe PDF или Word). Работы, обнародованные иным способом, могут представляться в форме кино-, фото-, видео- или аудиоматериалов (звукозаписи), а также в иной форме.

    6. Все документы (в одном экземпляре) и материалы (в двух экземплярах) представляются в Совет заказным почтовым отправлением. Выдвигающее лицо (руководитель организации) может представить документы и материалы лично или через доверенное лицо.

    7. Представления, не отвечающие настоящим Требованиям, а также представленные в Совет вне установленных сроков, к рассмотрению не принимаются.

    8. Представления, а также прилагаемые к ним материалы возврату не подлежат.

    Кто по закону может стать президентом России?

    Согласно части 2 статьи 81 Конституции РФ, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. В части 3 указанной статьи приводится еще одно требование — одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

    В статье 32 Конституции РФ (часть 3) сформулировано общее требование, согласно которому не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Таким образом, конституционных требований шесть:

    2) не моложе 35 лет;

    3) постоянно проживает в РФ не менее 10 лет;

    4) не занимает должность Президента РФ второй срок подряд;

    5) не признан судом недееспособным;

    6) не содержится в местах лишения свободы по приговору суда.

    Указанные положения Конституции воспроизводятся в пунктах 2 и 5 статьи 3 специального закона (Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). Так, пункт 5 указывает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

    Никаких иных требований Конституция РФ к кандидату в президенты РФ не предъявляет. Конституция РФ представляет собой акт высшей юридической силы и прямого действия (это означает, что Конституция действует непосредственно, и для приведения в исполнение ее норм не требуется принятия иных нормативных актов).

    Правда, в самой Конституции имеется оговорка- часть 4 статьи 81 предусматривает, что порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом (тем самым 19-ФЗ» О выборах Президента РФ»). И вот тут , как всегда, начинается самое интересное. Специальный закон, который, по идее, ничего к конституционным требованиям к кандидату добавлять не должен, а предусматривать только процедуру выборов, содержит целый ряд дополнительных требований:

    I) Пункт 5.1 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства»;

    II) Пункт 5.2 статьи 3 — «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

    1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

    1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

    1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

    2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

    3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

    4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

    III) Пункт 6 статьи 3 — «Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока».

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.