Минтруд России предлагает увеличить пособие по безработице, изменив порядок и условия его выплаты. Заключение пособие по безработице

Минтруд России предлагает увеличить пособие по безработице, изменив порядок и условия его выплаты

Минтруд России разместил на общественное обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в части уточнения условий и сроков выплаты пособия по безработице)», который подготовлен с учетом замечаний, полученных в ходе согласования его предыдущей редакции.

Для повышения доступности для граждан государственных услуг в области содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан законопроектом предлагается исключение обязательности представления гражданами справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и возможность представления гражданами, не относящимися к категории инвалидов, но имеющими медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, представлять медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное в установленном порядке медицинской организацией.

С целью стимулирования безработных граждан к активному поиску работы предлагается изменить сроки выплаты пособия по безработице и установить один период выплаты пособия по безработице всем признанным в установленном порядке безработными гражданам:

  • уволенным по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель – равный 6 месяцам в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице;
  • впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель; прекратившим индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; а также не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, – равный 3 месяцам в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице.
  • Кроме того, учитывая, что особо значимыми является не только качество образования выпускников организаций профессионального образования, но и наличие у них опыта практической работы, включающего способность к восполнению и применению своих знаний, умение добросовестно и своевременно выполнять поставленные задачи, выстраивать межличностные отношения в коллективе, указанным проектом предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнив ее выпускниками организаций среднего профессионального образования и высшего образования в возрасте до 25 лет, ищущих работу в течение года с даты окончания обучения в образовательной организации. При этом предлагается дополнить перечень государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, включив в него государственную услугу по организации временного трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования) в целях приобретения опыта работы (стажировки), включая оказание материальной помощи за счет средств субвенций.

    По мнению Минтруда России, изменение условий и сроков выплаты пособия по безработице позволят увеличить размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице.

    По предварительным расчетам предполагается увеличение максимальной величины пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, минимальной величины пособия по безработице – до 30% от максимальной.

    В случае принятия данного федерального закона потребуется дополнительное выделение средств федерального бюджета.

    Заключение

    В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы:

    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.

    Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посоветовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.

    Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.

    Считаю, что нам удалось достичь цели, поставленной в начале исследования, путем реализации поставленных перед нами задач и изучения данного вопроса.

    Список используемой литературы

    1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года российская газета — 1993 — №237 (25 декабря).

    2. «Трудовой Кодекс российской Федерации» от 13.12.2001 №197 — ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. От 28.02.2008) Консультант плюс.

    3. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 года №1032 -1 ПС Гарант.

    4. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №-178 — ФЗ Собрание законодательства РФ — 1999 г. №29.

    5. Власов В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. — изд. Москва, 2006.

    6. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник Сулейманова Г.В. — изд. Ростов — на — Дону, 2006.

    7. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости и трудоустройстве населения: учебник Власов В.И., Крапивин О.М. — изд. Москва, 2007.

    8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. — изд. Москва, 2001.

    9. Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р. — изд. Москва, 2003.

    10. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения [ТЕКСТ]: учебник/ Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. — изд. Москва, 2001.

    11. Пашин Н.П. Занятость и безработица: учебник/ Пашин Н.П. — изд. Москва, 2003.

    12. Яковлев С.Н. Право социального обеспечения: учебник/ Яковлев С.Н. — изд. Москва, 2001.

    13. Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного. Правоведение: учебник/ Пашков А.С., Магницкая Е.В. — изд. Москва, 2004.

    14. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник/ Гусов К.Н., Толкунова В.Н. — изд. Москва, 2007.

    15. Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства: учебник/ Соловьев А.А. — изд. Москва, 2000.

    16. Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование: учебник/ Сулейманова Г.В. — изд. Москва, 2004.

    17. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник/ Сыроватская Л.А. — изд. Москва, 2002.

    18. Цуриков В.В. Трудовое право: учебник/ Цуриков В.В. — изд. Москва, 2001.

    Пособия по безработице в 2020, максимальные и минимальные размеры выплат

    Найти хорошую работу – не самая простая задача. Иногда поиски затягиваются на долгие месяцы, при этом мало кто пользуется услугами служб занятости. И весьма опрометчиво, поскольку пособие по безработице хоть и не обеспечивает прожиточный минимум, но все же может стать хоть каким-то подспорьем на то время, пока не наступит долгожданный момент трудоустройства.

    Условия начисления пособия по безработице и сроки его выплаты

    Пособие по безработице выплачивается государством гражданам, не трудоустроенным официально. Однако это совсем не означает, что, после увольнения с работы можно автоматически претендовать на получение пособия. Закон «О занятости населения» наделяет статусом безработных только тех, кто в надлежащем порядке зарегистрирован в службе занятости или, как ее чаще называют, бирже труда.

    Кто является безработным

    По определению Международной организации труда, безработный — это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

    Всё население России делится на 2 группы:

  • экономически неактивное население – это те жители России, которые не входят в состав рабочей силы. К ним относятся:
    • учащиеся;
    • студенты дневных отделений учебных заведений различного уровня;
    • пенсионеры, которые вышли на пенсию по старости или по другим основаниям;
    • граждане, которые ведут домашнее хозяйство. Например, осуществляют уход за детьми, больными родственниками;
    • те, которые не могут найти работу;
    • граждане, у которых нет необходимости трудоустраиваться. Например, рантье, живущие на проценты от вкладов и имеющие высокий уровень дохода;
    • экономически активное население – это те граждане, которые входят в состав рабочей силы и годные для производства товаров и услуг для населения. К ним относятся:
      • занятые лица в возрасте 16 лет и старше, которые осуществляют свою деятельность по найму за определённое вознаграждение, или трудящиеся без оплаты своего труда на семейных предприятиях;
      • безработные граждане в возрасте от 16 лет и старше, которые не имеют работы, занимаются трудоустройством, готовые приступить к трудовой деятельности или обучающиеся по различным направлениям от государственной службы занятости. Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 132 – 1 «О занятости населения», в России безработными считаются граждане, которые достигли трудоспособного возраста, но временно не трудоустроенные по определенным причинам. Безработные не получают заработной платы, а, следовательно, не делают отчислений в ПФР и другие фонды.
      • Важное условие! Безработный должен целенаправленно подыскивать себе работу и быть готовым к тому, чтобы приступить к ней немедленно. Именно по этой причине он приходит в Центр занятости населения по своей постоянной регистрации, и встает на учёт.

        Из этого определения можно сделать вывод, что безработным признаётся гражданин, отвечающий определенным условиям:

        • трудоспособный возраст, то есть гражданину должно исполниться 16 лет (п. 3 ст. 3 закона № 132- 1);
        • временное отсутствие трудовой деятельности. То есть гражданин не получает зарплату и не имеет возможности её получать;
        • регистрация в соответствующих органах. В России регистрацией безработных граждан занимается Центр занятости. Для получения статуса необходимо принести соответствующие документы и встать на учёт.
        • Процедура постановки на учет несложная – достаточно лишь заполнить заявление-анкету, приложив пакет документов, в который входят:

        • заявление установленного образца;
        • паспорт;
        • документ об образовании — диплом или аттестат, если таковые имеются, а также различные свидетельства и сертификаты, подтверждающие наличие образования и квалификации;
        • справка с последнего места работы о размере заработной платы. Если заявитель трудоустраивается в первый раз, то этот документ не нужен.
        • В течение десяти дней после обращения гражданину либо предоставляется трудоустройство, либо присваивается статус безработного и одновременно принимается решение о начислении соответствующего пособия.

          Но пособие по безработице невозможно получать всю жизнь. Его выплата производится не дольше, чем 24 месяца из 36 месяцев пребывания гражданином в статусе безработного. Иными словами, если клиент службы занятости не был трудоустроен спустя два года с момента регистрации на бирже, выплаты прекращаются на год, по истечении которого они могут быть возобновлены.

          Размер пособия по безработице

          Статья 30 Закона «О занятости» определяет верхний и нижний пределы пособия по безработице. Так, минимальный его размер по состоянию на 2018 год составляет 850 рублей, максимальный – 4 900 рублей. Для безработных, проживающих на крайнем севере или в других приравненных к нему регионах, размер пособия увеличивается на сумму установленного районного коэффициента. Например, для республики Башкортостан установлен районный коэффициент в размере 1,15. Поэтому размер максимального и минимального пособия по безработице в этом регионе будет 5 635 рублей и 977,5 рублей, соответственно.

          Пособие в максимально возможном размере выплачивается гражданам, вставшим на учет в службу занятости в течение года после увольнения, при условии, что на последнем месте работы они трудились не менее 26 недель в календарном исчислении. Минимальный же – для тех, кто впервые озаботился вопросом трудоустройства или был уволен с прежнего места работы по отрицательным мотивам, а также гражданам, пропустившим годичный срок постановки на учет с момента увольнения. В случаях, когда безработный направлялся службой занятости на обучение, но по своей вине был отчислен с места учебы, он также может рассчитывать на получение пособия в минимальном размере.

          Что влияет на размер пособия

          Чтобы безработный понимал, какую сумму он будет получать в качестве пособия по безработице, он должен знать, какие факторы влияют на его размер. К таковым можно отнести:

        • наличие или отсутствие у заявителя необходимого минимального периода трудоустройства – 26 недель оплачиваемой работы на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели. Этот стаж должен быть обозначен за 12 месяцев до подачи документов для постановки на учёт. Если заявитель работал неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, то нужно произвести перерасчёт с учётом реально отработанного времени;
        • причины, по которым заявитель прекратил трудовые отношения с работодателем. Если была доказана вина работника в противоправных действиях, то пособие будет выплачиваться в минимальном размере;
        • размер среднего заработка заявителя у последнего работодателя.
          Важно! Если заработок был высокий, то это не означает, что и пособие будет выплачиваться в таком же размере. Максимально – 4 900 рублей.
        • Получать пособие в минимальном размере будут следующие категории соискателей:

        • впервые трудоустраивающиеся;
        • граждане, которые более года не работали;
        • граждане, уволенные по инициативе работодателя в связи с доказанным фактом совершения противоправных виновных действий;
        • решившие уволиться сразу же после истечения срока отпуска по уходу за ребёнком.
        • Сроки выплаты пособия

          Пособие по безработице не выплачивается вечно! В законе прописаны определённые сроки. В законе № 1032 – 1 сказано, что максимальный срок получения пособия от государства составляет 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Важно! В установленные сроки, безработный должен проходить перерегистрацию.

          Установленные сроки – 2 раза в месяц с целью учёта и контроля граждан, которые временно не трудоустроены. Безработный должен иметь при себе пакет документов, подтверждающих отсутствие у него работы в данный момент. В п. 4 ст. 31 Закона № 1032 – 1 сказано, что есть 2 периода получения пособия:

        • первый период, который не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. В этот период, пособие выплачивается в размере, прописанном в ст. 33 этого же Закона;
        • если в течение первого периода безработный не смог найти себе работу не по своей вине, то у него начинается второй период выплат – тоже 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 1,5 лет. Но в этот период он будет получать минимум, установленный государством. А именно 850 рублей в месяц.
        • Прекращение и приостановление выплат

          В ст. 35 Закона «О занятости населения» устанавливаются исчерпывающие основания для прекращения выплаты пособия по безработице или для приостановки его выплаты.

          Так, право на получение пособия утрачивается в случаях:

        • трудоустройства гражданина;
        • его смерти;
        • переезда в другой регион;
        • если ЦНЗ отравил безработного на курсы переквалификации или повышения квалификации с выплатой стипендии;
        • если заявитель не явился на перерегистрацию в течение 1 месяца;
        • осуждения к лишению свободы или исправительным работам;
        • назначения пенсии;
        • отказа от услуг биржи труда.
        • Получение пособия обманным путем или попытка такого получения тоже являются основанием для снятия безработного с учета и лишения его права на денежное вспомоществование государства. Пособие по безработице не выплачивается в период декретного отпуска, прохождения срочной военной службы или нахождения на военных сборах, однако время перерыва не засчитывается в общий срок выплат.

          Кроме того, безработный может лишиться пособия на срок от одного до трех месяцев. Это происходит по следующим причинам:

        • в случаях отказа от двух и более мест работы, предложенных службой занятости;
        • явки на биржу для прохождения перерегистрации в состоянии опьянения или за иные нарушения правил сотрудничества с органами занятости;
        • безработный выразил письменный отказ принимать участие в общественных работах, при условии, что за них будет уплачено денежное вознаграждение. Важное условие! С момента признания гражданина безработным и до момента отказа должно пройти не менее трёх месяцев;
        • безработный, который ранее нигде не трудился, то есть ищущий работу впервые в жизни, отказался пройти обучение, которое было предложено ЦЗН. Важное условие! У этого гражданина не должно быть профессии или какой-либо специальности. Это же основание относится и к тем гражданам, которые встали на учёт, имея довольно продолжительный период (более 1 года) нетрудоустройства;
        • безработный нарушил правила прохождения перерегистрации, не явился в указанное время или не представил необходимые документы;
        • соискатель принял самостоятельно решение не продолжать обучение, на которое его направил ЦЗН.

        Нужно знать, что период приостановления выплат будет включён в общий период выплаты пособия в центре занятости. Законом также предусмотрены основания для снижения размера пособия на ? часть в течение 30 календарных дней. К таким основаниям относятся:

      • соискатель не прибыл в ЦЗН для получения направления на прохождение обучения или для трудоустройства. Отсутствие должно быть без уважительной причины. Если, например, безработный болел и у него на руках есть больничный лист, то пособие не будет снижено;
      • безработный не явился на собеседование с потенциальным работодателем в течение трёх дней с момента получения на руки направления из Центра занятости. Размер пособия будет снижен, если соискатель не предъявит документы, подтверждающие его отсутствие на переговорах по уважительной причине. Таким документом может быть листок нетрудоспособности.
      • Пособие не выплачивается совсем в следующих случаях:

      • период отпуска по беременности и родам. Безработная женщина имеет право получить в женской консультации, в которой она находится на учёте в качестве беременной, больничный лист. Он выдаётся при наступлении определённого срока беременности. Этот больничный лист она может предъявить в ЦЗН. В течение этого периода её не снимут с учёта, но и пособие ей платить не будут. При этом она может получить «декретные»;
      • безработный уехал с места своей постоянной регистрации в другой населённый пункт для получения образования в учебных учреждениях различных уровней;
      • соискатель был призван на военные сборы или для прохождения иных мероприятий, связанных с военной подготовкой или несением государственной службы.
      • Эти периоды продлевают общий период выплат пособия по безработице и не засчитываются в общий срок. Любое решение об изменении размера пособия, а также о прекращении и приостановлении его выплат принимается сотрудниками службы занятости, но требует обязательного предварительного уведомления безработного в письменной виде. При этом именно работники ЦЗН должны позаботиться о том, чтобы безработный был уведомлён о принятом решении должным образом. Если этого не произойдёт, он имеет право оспорить принятое решение в судебном порядке.

        Заключение

        Обращение в центр занятости – это реальная помощь безработным гражданам в поиске работы. Многие начинают свою трудовую деятельность с помощи этого государственного органа.

        Пособие по безработице повысят. И другие изменения в законе о занятости

        Размеры пособия по безработице не менялись с 2009 года и варьируются в пределах от 850 до 4900 рублей. Это не дело, решили в Минтруде и придумали, как изменить условия выплаты пособия так, чтобы это позволило в дальнейшем увеличить его размер.

        Накануне Минтруд разместил обновленную редакцию закона о занятости. Что поменяется – расскажем.

        Справка о зарплате

        Законопроектом предлагается исключение обязательности представления гражданами справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

        Практика применения Закона о занятости населения показывает, что получение уволенными гражданами данной справки зависит от работодателей, в числе которых находятся и те, которых не могут разыскать правоохранительные органы. В этой связи обязательность наличия данной справки является административным барьером, не позволяющим потерявшим работу гражданам получить полноценную защиту от безработицы в части выплаты пособия по безработице, а также возможности пройти обучение по направлению органов службы занятости.

        Проектом федерального закона предусматривается, что указанная справка представляется при ее наличии, при этом ее отсутствие влияет как на подбор подходящей работы, так и на размер и период выплаты пособия по безработице.

        Медицинская справка

        Проектом вводится возможность представления гражданами, не относящимися к категории инвалидов, но имеющими медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ, представлять медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ, выданное в установленном порядке медицинской организацией.

        Внесение данного изменения необходимо для подбора гражданам подходящей работы, а также при решении вопроса о приостановке выплаты пособия по безработице при отказе безработного гражданина от предложенной работы, как не соответствующей его состоянию здоровья.

        Выпускники

        Учитывая, что особо значимыми является не только качество образования выпускников организаций профессионального образования, но и наличие у них опыта практической работы, включающего способность к восполнению и применению своих знаний, умение добросовестно и своевременно выполнять поставленные задачи, выстраивать межличностные отношения в коллективе, указанным проектом предлагается расширить категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, дополнив ее выпускниками организаций среднего профессионального образования и высшего образования в возрасте до 25 лет, ищущих работу в течение года с даты окончания обучения в образовательной организации.

        При этом предлагается дополнить перечень государственных услуг, оказываемых органами службы занятости, включив в него государственную услугу по организации временного трудоустройства выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования) в целях приобретения опыта работы (стажировки), включая оказание материальной помощи за счет средств субвенций.

        Обязанности работодателей

        Проектом уточнен абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона о занятости, что вызвано участившимися в последнее время обращениями работодателей, свидетельствующими о неоднозначности прочтения данного абзаца. Отдельные работодатели полагают, что они обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, касающуюся только их деятельности по содействию в обеспечении занятости инвалидов.

        Однако абзац содержит норму о представлении двух видов информации:

      • информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
      • информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
      • Предлагаемая редакция лишь конкретизирует формулировку, исключая неоднозначность прочтения. При этом по сравнению с действующей редакцией абзаца перечень информации не расширяется.

        Сейчас

        Будет потом

        Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

        информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

        информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

        Порядок представления работодателями сведений и информации, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается органами государственной власти субъекта РФ.

        Справка вместо больничного

        В настоящее время уважительная причина неявки безработного в органы службы занятости или на обучение в случае заболевания, травмы, отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей трудоспособности, на время протезирования в условиях стационара, беременности и родов, при усыновлении ребенка подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности. Расходы по изготовлению бланков листков нетрудоспособности несет бюджет ФСС, который формируется посредством уплаты работодателями страховых взносов.

        В целях исключения нецелевого применения листка нетрудоспособности, предлагается определить в качестве документа, подтверждающего период временной нетрудоспособности безработного, медицинскую справку, выданную медицинской организацией.

        Срок работы

        Сейчас при определении размера пособия по безработице учитывается наличие 26 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем.

        Вместе с тем, практика применения указанных положений показала их неоднозначную трактовку, которая в отдельных случаях приводит к снижению уровня социальной поддержки граждан, особенно испытывающих трудности в поиске подходящей работы (инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов), которые в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, часто работают в режиме гибкой занятости или имеют периоды временной нетрудоспособности. Данная неоднозначность в настоящее время устраняется судебными решениями. Так, например, гражданину, работающему на 0,5 ставки 26 недель, при пересчете устанавливается, что он имеет 13 недель оплачиваемой работы, в то время как в страховой стаж (при наличии страховых платежей) ему засчитывается именно 26 недель, поскольку именно этот период он состоял в трудовых (служебных) отношениях, предполагающих выполнение работником определенной трудовой функции и получение заработной платы. При этом наличие такой работы, а также периодов временной нетрудоспособности уже отражается на сумме заработка гражданина.

        Таким образом, очевидно, что в период оплачиваемой работы следует включать время фактической работы, а также время, когда работник фактически не работал, за ним в соответствии с законодательством сохранялось место работы (должность).

        Проектом федерального закона предлагается по тексту закона применить понятие «состоявшие в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее (менее) 26 недель», что устанавливается органами службы занятости исходя из сведений, содержащиеся в трудовых книжках граждан либо в представленных ими договорах (контрактах).

        Период выплаты

        Период выплаты

        Кому выплачивается

        6 месяцев в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

        уволенным по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых отношениях не менее 26 недель

        3 месяца в течение 12 месяцев с даты начала выплаты пособия по безработице

        впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

        стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва;

        уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель;

        прекратившим индивидуальную предпринимательскую и иную деятельность; вышедшим из членов КФХ;

        уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

        направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия;

        не представившим справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы

        Напомним, согласно действующим нормам безработные граждане вправе получать пособие по безработице в течение двух периодов выплаты и общий период выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан установлен как не превышающий 24 месяцев в суммарном исчислении в течение 36 месяцев, а для иных категорий — 12 месяцев в течение 18 месяцев или 6 месяцев в течение 12 месяцев.

        Вместе с тем, в 2016 году средний период выплаты пособия по безработице составил 93 дня (при среднем периоде безработицы 121 день), в 2017 году – средний период выплаты составляет 87 дней (при среднем периоде безработицы 114 дней).

        Размер пособия

        По предварительным расчетам предполагается увеличение максимальной величины пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, минимальной величины пособия по безработице – до 30% от максимальной.

        При этом изменение порядка и условий признания граждан безработными и назначения им пособия по безработице (повышение доступности социальной поддержки безработных граждан) будет способствовать увеличению численности граждан, обратившихся в целях поиска работы, в связи с чем в случае принятия данного федерального закона потребуется дополнительное выделение средств федерального бюджета.

        Реферат — Пособие по безработице

        Скачивание файла

        Введите число с картинки:

        МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

        ИМ. И. И. ПОЛЗУНОВА

        по правовому обеспечению социальной работы на тему: Пособие по безработице

        Выполнила: студентка 3го курса

        заочного факультета гр. 9 СР 71

        Кириловская Лидия Сергеевна

        № студ. билета 07142014

        1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО…………………………….. 5

        1.2. Права и обязанности безработного…………………………………. 13

        2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ 16

        2.1 Виды социальных гарантий…………………………………………..16

        2.2 Пособие по безработице………………………………………………17

        2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице……. 24

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 29

        Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. Существует фрикционная безработица, имеющая место тогда, когда индивид не ищет работу по собственному желанию, и институциональная безработица, которая возникает в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в нестесненном рыночном хозяйстве.

        Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова выступила в Госдуме с докладом о состоянии дел на рынке труда. Приведенные ей данные тревожны: за последние пять месяцев число безработных в стране увеличилось на 1,1 млн. человек. При этом власти до сих пор не выработали системного подхода к решению проблем рынка занятости, что, впрочем, неудивительно: «нефтяное изобилие» позволяло пускать многие вопросы на самотек. Но в условиях кризиса отсутствие внятных и действенных мер по стабилизации рынка труда может дорого обойтись государству и обществу.

        Одно из самых заметных последствий экономического кризиса в России – растущая буквально день ото дня армия безработных. По словам Татьяны Голиковой, на сегодняшний день в органах занятости уже зарегистрированы 1,8 млн. россиян. Но цифры, приводимые министром, — лишь вершина айсберга. Подавляющее число людей, лишившихся работы, не состоят на учете. По данным Росстата, рассчитанным по методологии Международной организации труда (МОТ), в январе 2009 года в стране насчитывалось 6,1 млн. безработных, то есть свыше 8% экономически активного населения РФ. Но и это, скорее всего, не окончательная цифра, ведь многие компании предпочитают не увольнять сотрудников, а отправлять их в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Таких «отпускников» тоже можно отнести к безработным, поскольку они лишены постоянного источника средств существования.

        Поэтому выбранная тема реферата является актуальной для подробного изучения в условиях мирового финансового кризиса.

        1 ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

        1.1. Понятие безработного

        В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. [1] 1

        В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2007), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

        Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

        Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

        Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.

        Готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.

        Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.

        Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;

        Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. [2] 1

        Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел. [3] 1

        Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

        — паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;

        — трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

        — документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;

        — справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 N 62 «О порядке исчисления среднего заработ.

        Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

        Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.

        Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

        Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

        Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. [4] 1 Это правило применяется в отношении граждан:

        — впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

        — отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

        — состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;

        — обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

        На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости. [5] 1

        Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:

        — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

        — трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;

        — документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

        При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.

        Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.

        Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы. [6] 1

        Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

        — не достигшие 16-летнего возраста;

        — которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

        — отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложения оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды, в том числе и профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности;

        — не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

        — осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

        — представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

        Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

        Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:

        — признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

        По Закону о занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

        — неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;

        — длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

        — переезд в другую местность;

        — если при обращении в органы по вопросам занятости со стороны гражданина допущены злоупотребления (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);

        — осуждение гражданина к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;

        — назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет. [7] 1

        Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.

        1.2. Права и обязанности безработного

        С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

        Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

        — правомочия, направленные на реализацию права на труд;

        — правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

        Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного. [8] 1

        Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

        право на получение подходящей работы;

        право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;

        право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

        право на участие в общественных оплачиваемых работах;

        Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

        пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

        стипендия на период обучения по направлению службы занятости;

        материальная помощь безработным и членам из семей;

        назначение досрочной пенсии безработным;

        организация отдыха и лечения детей безработных граждан;

        возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

        оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

        К этой группе как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного. [9] 1

        Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.

        Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

        Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

        В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        2 СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ

        2.1 Виды социальных гарантий

        Социальными гарантиями называются те материальные условия, которые государство, общество может обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

        Уровень этих социальных гарантий зависит от возможностей страны на данном этапе развития.

        Согласно Международному пакту ООН об экономических, социальных и культурных правах, каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государство должно принимать меры в целях полного осуществления этого права. Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь. [10] 1

        Закон РФ «О занятости в Российской Федерации» предусмотрел следующие права и гарантии, определяющие правовой статус безработного:

        -гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организации, предоставляемые согласно ст. 180, 181 ТК;

        -выплату пособий зарегистрированным безработным в установленном порядке;

        -выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

        -возможность участия в оплачиваемых общественных работах, организуемых местными органами самоуправления;

        -компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению органа службы занятости;

        -выплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности в размере причитающегося пособия по безработице;

        -оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

        Закон о занятости не относит материальную помощь безработным к гарантиям социальной поддержки, а именно в ст. 28 «Гарантии социальной поддержки безработных» о ней ничего не говорится. Наверняка это обусловлено тем, что оказание материальной и иной помощи безработным осуществляется по усмотрению службы занятости, это не обязательная выплата.

        2.2 Пособие по безработице

        Пособие по безработице — гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета. [11] 1

        Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости как безработные, уволенные по любым основаниям, и впервые ищущие работу. Решение о выплате пособия принимается одновременно с решением органа службы занятости о признании гражданина безработным, т. е. на третьем этапе регистрации.

        Размер пособия по безработице и порядок его выплаты установлены ст. 30—35 Закона о занятости. Размер пособия устанавливается в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы, если гражданин уволен в течение 12 предшествующих безработице месяцев и имел в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного или неполного рабочего времени с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В других случаях (в том числе гражданам, впервые ищущим работу или возобновляющим трудовую деятельность после более годичного ее перерыва) пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к величине прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Начисление пособия в первом случае и в случае увольнения из Вооруженных Сил, внутренних, железнодорожных войск, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел производится с момента регистрации в качестве безработного в следующих размерах: в первые три месяца безработицы — 75% среднего месячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); в следующие четыре месяца безработицы — 60%; в дальнейшем — 45% указанного заработка. Во всех случаях размер пособия должен быть не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. При непредоставлении работы более 18 месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия в размере 30% величины прожиточного минимума. [12] 1

        Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

        Пособие выплачивается безработному до его трудоустройства, но не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более длительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать продление сроков выплаты при определенных условиях в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов. Срок выплаты продлевается сверх 12 месяцев гражданам со стажем, дающим право на пенсию по старости, на две недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. В этих случаях общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев (два года) в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

        Безработным гражданам, имеющим достаточный трудовой стаж для полной пенсии по старости (включая льготные условия), не имевшим в течение пяти лет до того перерыва в работе более 12 месяцев, по предложению органа службы занятости пенсия с их согласия оформляется досрочно, но не более чем за два года до установленного возраста выхода на пенсию.

        Таким образом, безработный предпенсионного возраста с большим трудовым стажем может получать два года пособие по безработице, а затем досрочно на два года раньше пенсионного возраста получать пенсию по старости. Это большая социальная гарантия безработным предпенсионного возраста.

        Законом предусматривается увеличение размера пособия по безработице для следующих категорий безработных граждан:

        К первой категории относятся граждане, у которых на содержании находятся другие лица. При этом размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

        К числу лиц, находящихся на содержании безработного, могут относиться дети, отец, мать, супруг, братья, сестры, внуки, не имеющие трудоспособных родителей, дед и бабушка при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. При этом перечисленных выше членов семьи можно считать находящимися на иждивении гражданина, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. [13] 1

        Дети считаются находящимися на иждивении обоих родителей независимо от того, какую оплату труда получает каждый из них. Это значит, что надбавка на ребенка назначается к пособию любого из родителей, признанного безработным, даже если его заработок был меньше, чем у того супруга, что продолжает работать.

        Ко второй категории относятся граждане, Проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях. В указанных случаях размер пособия устанавливается с учетом действующего в данной местности районного коэффициента. При этом гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях.

        И, наконец, третья категория граждан, к которой относятся граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие:

        — постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально — экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 года — в размере 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 50 рублей;

        — постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей;

        — постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее 200 рублей.

        С пособий по безработице производятся все виды удержаний (алименты, возмещение причиненного ущерба, обратное взыскание с работника денежных сумм, полученных на основании судебного решения) в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

        Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, завершившим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, но не трудоустроенных по окончании обучения, в соответствии с п. 2 ст. 34 Закона о занятости, пособие по безработице выплачивается в следующих размерах:

        — гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов, в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей;

        — гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва — в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

        Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости. [14] 1

        Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными.

        Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

        Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

        В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей, если иное не предусмотрено Законом о занятости.

        Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

        Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста. В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

        2.3 Прекращение и приостановление пособия по безработице

        Орган службы занятости в определенных законом случаях может приостановить или прекратить выплату пособия или сократить его размер.

        Так, выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

        1) трудоустройства безработного или признания гражданина занятым;

        2) прохождения безработным профподготовки, переподготовки или повышения квалификации по направлению органа службы занятости с выплатой стипендии;

        3) истечения срока его выплаты;

        4) получения пособия или попытки его получения обманным путем;

        5) осуждения безработного по приговору суда к лишению свободы или к исправительным работам;

        6) назначения безработному пенсии по старости или за выслугу лет;

        7) длительной (более месяца) неявки безработного в орган службы занятости без уважительных причин;

        8) переезда безработного в другую местность;

        9) отхода от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

        10) смерти безработного.

        Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

        -отказа безработного от двух вариантов подходящей работы;

        -увольнения за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия;

        -самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости;

        -нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного;

        -отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона);

        -явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения,

        -вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.

        Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. [15] 1

        Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

        1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости;

        2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).

        Указанные меры дисциплинируют безработных.

        О решении о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.

        Выплата пособия по безработице не производится в периоды: отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются.

        Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах:

        -уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 календарных недель — 75% их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации;

        -впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

        -стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

        -уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта);

        -уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель — в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. [16] 1

        При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента;утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.

        Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

        В заключении данной работы можно подвести следующие выводы:

        Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.

        Пособие по безработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.

        Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.

        В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        Конституция Российской Федерации. Российская газета. № 237. 1993

        «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.12.2001)(ред. от 28.02.2008) Консультант плюс 2008

        Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1″О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 18.10.2007). Консультант плюс 2008

        Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 01.03.2008) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Консультант плюс 2008

        Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006

        Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007

        Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007

        Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2008

        Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2009

        Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2006

        Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — М. 2005

        Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006

        Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2007

        Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2009

        [1] 1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 72

        [2] 1 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 67

        [3] 1 Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001 с. 124

        [4] 1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 с. 85

        [5] 1 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М. 2001 с. 208

        [6] 1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 93

        [7] 1 Власов В.И., Комментарий к Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М. 2006 С. 45-48

        [8] 1 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

        [9] 1 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 208

        [10] 1 Цуриков В.В. Трудовое право. М. 2001 с. 74

        [11] 1 Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России. М. 2003 с. 127

        [12] 1 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 с. 208

        [13] 1 Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. — М. 2001 С. 81-83

        [14] 1 Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М. 2007 С. 49-55

        [15] 1 Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М. 2007 с. 93

        [16] 1 Яковлев С.Н. Право социального обеспечения. М. 2001 с. 59

        Смотрите также

        Контрольная работа — Задачи

        Презентация — Пособия по временной нетрудоспособности и безработице

        Г. Сочи – 2011 г Академический колледж. – 17 слайдов
        Автор: Айвазян А. А.
        Преподаватель: Гурьянова Г. В.

        Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу

        Шпоры по праву соц. обеспечения

        Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум

        Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум
        Автор: К. В. Добромыслов, Е. Е. Мачульская
        Издательство: Книжный мир. 2010 г., 416 с.

        Рассматриваемые темы:
        Понятие социального обеспечения. государственная система социального обеспечения
        Предмет, метод, система права социального обеспечения

        Читайте так же:  Официальный сайт мировой суд амурской области. Официальный сайт мировой суд амурской области
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.