Продление лицензии на розничную продажу алкоголя. Договор аренды алкоголь

Продление лицензии на розничную продажу алкоголя

Добрый день.
Полагаю, что бороться бессмысленно.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» .
Внести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». следующие изменения:
«Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции
в) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган:
.
3) документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;

Гражданский кодекс (ГК РФ)
Статья 609. Форма и государственная регистрация договора аренды
1. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
2. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Во-первых, положения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которые устанавливают новые требования, предъявляемые организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, (абзацы первый и второй пункта 6 статьи 16 Федерального закона) вступают в силу с 01.07.2012 года (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ). То есть требования по заключению договоров аренды на срок более 1 года действуют с 01.07.2012 года.

Во-вторых, пунктом 3.2. статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011) установлен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган соискателем лицензии для получения новой лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В-третьих, порядок продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определен пунктом 17 той же статьи, в том числе в указанном пункте определены документы, представляемые в лицензирующий орган:
1) заявление о продлении;
2) копия документа об уплате государственной пошлины в размере 40 000 — за каждый год срока действия лицензии;
3) справка налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (с учетом пункта 5 статьи 74 Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

В-четвертых, полномочия по определению порядка лицензирования розничной подажи алкогольной продукции с 22.07.2011 не входят в компетенцию органов гос. власти субъектов РФ (пп. «а» пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ).

Поэтому лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата, обратившегося с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, договоры аренды, заключенные на срок более 1 года и, соответственно, зарегистрированные в Росреестре.

Договор аренды для торговли алкоголем

Краткое содержание

  • Требования к договору аренды для продления лицензии на розничную торговлю алкоголем.
  • Вопросы

    1. Требования к договору аренды для продления лицензии на розничную торговлю алкоголем.

    1.1. Ирина
    для составления договора обратитесь к юристу очно или к юристу сайта в приватном порядке

    2. Регистрирую ООО. юр адрес присваиваю своей по своей прописке.
    Договор аренды помещения для торговли алкоголем, могу ли я оформить на себя как на физ лицо и зарегистрировать его в юстиции? Тем самым заплатив пошлину 2 т.р. или договор надо на ООО регистрировать?

    2.1. Здравствуйте.
    Договор аренды торговой площади для торговли алкоголем должен быть однозначно оформлен строго на ООО, а не на физлицо.

    3. У меня вопрос! У меня 2-х этажное помещение в собственности. На втором этаже — кафе с лицензией на алкоголь. Подходит срок Ее действия! На 1-М этаже тоже хочу открыть точку торговли с реализацией алкогольной продукции! Для минимизации расходов, могу ли я использовать одну лицензию, внеся изменения в договор аренды (расширив площади)? Или надо регистрировать как обособленное подразделение » буфет» например.

    3.1. Здравствуйте! Фраза из вопроса «У меня 2-х этажное помещение в собственности» . «Для минимизации расходов, могу ли я использовать одну лицензию, внеся изменения в договор аренды (расширив площади)?» У Вас договор аренды.. кто арендодатель. Уточните вопрос.

    4. У нас такая ситуация. На мужа оформлена нежилая недвижимость. Муж заключил со мной договор на 5 лет, что отдает мне (сврей жене. Индивидуальному предпоинимателю) в БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Я это помещение сдаю в аренду и плачу налоги от имени ИП. Вопрос: можно ли договор о БЕЗВОЗМЕЗДНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ помещением провести через рег. палату? Нам это нужно для моих арендаторов, для получения ими лицензии на торговлю алкоголем. Спасибо. Вроде понятно в е написала)))

    4.1. Анна, можно оформить, если договор заключен на срок более года. Можете найти хорошего юриста для помощи в своем городе. Вам помогут составить грамотный договор
    Удачи Вам. Анна Титова.

    5. У нас ИП на ЕНВД согласно договора аренды мы взяли торговую площадь 58 кв.м для осуществления розничной продажи продуктами, также в этом торговом зале согласно договора аренды осуществляет деятельность ООО торговля алкоголем, тоже ЕНВД на площаде согласно договора аренды 30 кв.м (общая площадь торгового зала 88 м 2)каждый уплачивает согласно своим м 2 ЕНВД! у каждого своя касса, правильно это? просто налоговая утверждает что каждый предприниматель должен уплатить налог с 88 м 2!

    5.1. Здравствуйте.
    Для решения Вашего вопроса нужно смотреть договоры аренды, которые Вы заключили. Также нужно смотреть договоры между вами.

    6. Частный дом с магазином в цокольном этаже. Севастополь. Для торговли алкоголем с 1 янв нужен договор аренды, сегодня узнал, что нужен кадастр. Паспорт сначала на это нежилое помещение, но! Россия не даёт нынче этого паспорта. Плюнуть на всё?

    6.1. Здравствуйте. Кто Вам сказал, что не изготавливаются технические паспорта? Обратитесь в БТИ.
    Если дом Ваш, то никакая аренда Вам не нужна.
    Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

    7. Со мной заключен договор аренды нежилого помещения для торговли алкогольной продукцией. Нежилое помещение мной используется под кафе, кто должен нанимать продавца для продажи алкоголем?

    7.1. Ну это вы решить должны были. Нужно было составлять договор, а не после тыкаться. Не забывайте что нужно разрешение на алкоголь.

    7.2. Здравствуйте, Маргарита!
    Если Вы осуществляете продажу, то Вам и нанимать продавца, т.е. Вы будете являться работодателем для продавца.

    8. Бессрочный договор аренды нежилого помещения не регистрируется в рег. палате, не будет ли это препятствием для получения лицензии (торговля алкоголем)

    8.1. Здравствуйте.
    Вы уже подали документы?

    Получение лицензии на торговлю алкоголем

    Цитата: 3.2. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:

    1) документы, предусмотренные «подпунктами 1» — «4 пункта 1» настоящей статьи;

    2) документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с «пунктом 5 статьи 16» настоящего Федерального закона;

    3) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. В случае, если указанные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие документы (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

    Цитата: Требования к стационарным объектам при продаже алкогольной продукции в предприятиях общепита

    Предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям, установленным к стационарным торговым объектам (под которыми понимаются и заведения питания), в частности к их площади, срокам действия договоров (если они арендуются). На примерах из арбитражной практики рассмотрим, какие претензии лицензирующего органа к объектам лицензирования являются основанием для отказа в выдаче лицензии, что поможет предприятиям избежать их и, соответственно, не платить пошлину дважды.

    В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей:

    в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м;
    контрольно-кассовую технику.

    Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей:

    в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 кв. м;
    контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

    В силу абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. На организаций и индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху в розницу при оказании ими услуг общественного питания, данное условие не распространяется.

    Такие требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием.

    При этом, как известно, несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).

    На вопрос, что считать стационарным торговым объектом, Росалкогольрегулирование в п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04 дает следующие разъяснения. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присо­единенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

    Исходя из данного определения, а также учитывая позицию, содержащуюся в Определении ВС РФ от 09.06.2010 № 8-Г10-7, Росалкогольрегирование указывает, что стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.
    Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта

    Площадь стационарного торгового объекта. При рассмотрении заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции лицензирующий орган уделяет пристальное внимание площади объекта. Так, в споре, рассмотренном судьями в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 № 09АП-32052/2013 № А40-61292/13, одним из оснований отказа в выдаче лицензии предприятию общественного питания, осуществляющему деятельность в г. Москве, послужило отсутствие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м (иначе говоря, заявитель не соответствовал лицензионным требованиям).

    Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».

    Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.

    Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.

    В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.

    Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

    В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.

    Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.

    При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.

    Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.

    Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.

    В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

    Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).

    Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

    В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.

    Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 19.09.2013 № А68-9369/2012: общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. После внеплановой проверки общества лицензирующий орган в продлении лицензии отказал на том основании, что у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (договоры аренды на указанную дату не прошли государственную регистрацию, следовательно, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ считаются незаключенными). Суд эту позицию поддержал.
    Стационарный или нестационарный торговый объект?

    Проблемы с получением лицензии могут возникнуть и в том случае, если лицензирующий орган придет к выводу о «нестационарности» объекта лицензирования. Связано это с тем, что согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

    на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (абз. 5);
    в нестационарных торговых объектах (абз. 7).

    Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в этих местах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания.

    Соответственно, лицензирующий орган при проверке объекта лицензирования будет устанавливать не только его соответствие требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, но и то, является такой объект стационарным или нет. И если, например, здание кафе будет соответствовать п. 6, но при этом окажется не стационарным, организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

    Подтверждение тому – Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 № А70-5319/2012. В данном деле общество осуществляло деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе. В связи с истечением срока действия лицензии оно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о ее продлении. Лицензирующий орган лицензию продлил, но при этом разрешил обществу реализовывать по месту осуществления деятельности спиртные напитки и вино с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако тот в поддержке обществу отказал. Основание: имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что помещение является временным сооружением, следовательно, возможна только продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. При этом суд руководствовался вышеприведенным определением стационарного торгового объекта из Федерального закона № 381-ФЗ и определением нестационарного торгового объекта (п. 6 ст. 2 данного закона), которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

    Согласно решению лицензирующего органа причиной установления обществу ограничения по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% послужил вывод о том, что здание кафе, в котором заявитель реализует алкогольную продукцию, не является стационарным объектом, а представляет собой временное сооружение, у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него права собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления или в установленном порядке зарегистрированного права аренды на стационарный объект, в котором он осуществляет лицензируемый вид деятельности.

    Суд, разбираясь с этим вопросом, исследовал следующие документы:

    приказ о присвоении временному нежилому зданию адреса;
    архитектурно-планировочное задание на разработку проекта – временное кафе быстрого питания на 75 мест и т. д.

    Как отметили арбитры, во всех представленных документах речь идет о временном сооружении, которое вне зависимости от его реальных технических характеристик является нестационарным объектом.

    Не помогли обществу и представленное им в качестве доказательства стационарности объекта техническое заключение проектной фирмы, согласно которому спорное здание является капитальным строением, так как оно жестко связано фундаментами с землей (монолитная железная плита), технический паспорт, строительные решения на объект. Оценивая их, судьи пришли к выводу об отсутствии документального подтверждения доводов общества о стационарности здания кафе, поскольку возведение иного, чем разрешено в установленном порядке, объекта может на основании ст. 222 ГК РФ свидетельствовать о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматического изменения статуса здания как временного и являющегося нестационарным.

    При этом судьи указали, что наличие договоров с ресурсоснабжающими организациями также не свидетельствует о том, что спорный объект является стационарным. По мнению арбитров, представленные обществом договор аренды торговых площадей, акт приема-передачи нежилых помещений не являются документами, свидетельствующими о наличии у него стационарных торговых объектов, поскольку не относятся к правоустанавливающим документам и не содержат характеристик объекта как стационарного. Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, арбитры пришли к выводу о законности решения лицензирующего органа.

    Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Анализ арбитражной практики показывает, что проблема с получением (продлением) лицензии у организации может возникнуть, если:

    у нее имеются только стационарные торговые объекты и отсутствуют складские помещения;
    стационарный торговый объект (зал предприятия общественного питания) и складское помещение расположены в разных местах здания с разными входами;
    площадь стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью менее 50 кв. м – в городских поселениях (менее 25 кв. м – в сельских поселениях);
    в договоре аренды стационарного торгового объекта не определен его срок;
    договор аренды не прошел государственную регистрацию.

    Также проблемы могут возникнуть в том случае, если у организации не все в порядке с документами на объект лицензирования: есть риск, что он будет признан нестационарным, и тогда организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

    Согласно позиции чиновников, при подаче в лицензирующий орган нового заявления о предоставлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, если ранее было отказано в ее выдаче, заявитель должен повторно уплатить государственную пошлину (Письмо Минфина РФ от 27.03.2013 № 03-05-06-03/9655).

    Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

    (19.02.14,О. А. Фролова

    Источник: Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»)

    Договор аренды помещения, заключенный на срок менее года, лишает возможности получить лицензию на розничную продажу алкоголя

    Одним из лицензионных требований для организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, является наличие у нее стационарных торговых объектов и складских помещений, в частности, в аренде, срок которой составляет один год и более. Договор аренды, заключаемый на такой срок, подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Требование лицензирующего органа о наличии зарегистрированного договора аренды помещения является правомерным, однако заключен такой договор может быть и на срок от одного до трех лет.

    При получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции организация должна представить в лицензирующий орган до­кумен­ты, подтверждающие, в частности, наличие у нее стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (п. 3.2 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», далее — Закон № 171-ФЗ).

    Если указанные до­кумен­ты, относящиеся к объектам недвижимос­ти, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не представлены заявителем, такие до­кумен­ты (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Аналогичные требования к до­кумен­там, подтверждающим права на помещение, содержит распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 10.09.2014 № 16РВ-48 «Об утверждении административных регламентов Министерства потребительского рынка и услуг Московской области по предоставлению государственных услуг».

    Одним из оснований для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона № 171-ФЗ (подп. 6 п. 9 ст. 19 Закона № 171-ФЗ). К этим требованиям для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), относится наличие стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м, в частности, в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (п. 6 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).

    Договор аренды здания или сооружения, в том числе и нежилого помещения, заключается в письменной форме путем составления одного до­кумен­та, подписанного сторонами (п. 1 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 434 ГК РФ). Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения, нежилого помещения влечет его недействительность. Такой договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ). При отсутствии госрегистрации он считается незаключенным.

    Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о регистрации договора может обратиться любая из сторон договора аренды недвижимого имущества (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ)).

    В том случае если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или час­ти помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (час­ти помещения) (п. 3 ст. 26 Закона № 122-ФЗ).

    Следовательно, лицензирующий орган вправе отказать организации в выдаче лицензии, если до­говор аренды помещений заключен на срок менее года и в том случае, если заключенный договор аренды на более длительный срок (от одного года) не прошел государственную регистрацию.

    Однако требование лицензирующего органа о том, чтобы договор аренды был заключен минимум на три года, является незаконным. Если на получение лицензии будет представлен зарегистрированный в установленном порядке договор аренды, заключенный на срок более года (но менее трех), и лицензирующий орган откажет на основании недостаточности срока его действия, такой отказ может быть оспорен организацией в судебном порядке путем подачи искового заявления о признании незаконным решения уполномоченного органа.

    Договор аренды и субаренды

    Цитата: Вопрос: Организация предполагает осуществлять в 2012 г. деятельность в сфере производства, хранения и поставок произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствии с лицензией.
    Вправе ли такая организация в целях получения лицензии представить в лицензирующий орган договор субаренды в качестве документа, подтверждающего наличие у организации производственных и складских помещений?

    Ответ: Если организация предполагает осуществлять в 2012 г. деятельность в сфере производства, хранения и поставок произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствии с лицензией, то для получения лицензии требуется представление документов, подтверждающих наличие у организации производственных и складских помещений в собственности или ином праве владения и (или) пользования, и в частности в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. При этом каких-либо специальных ограничений законодательство в отношении договоров субаренды не содержит.
    Учитывая то, что к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, организация — соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган — Росалкогольрегулирование договор субаренды в качестве документа, подтверждающего наличие у организации производственных и складских помещений, при условии, что срок его действия составляет один год и более.

    Обоснование: По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ч. 1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ).
    В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, — в соответствии с назначением имущества.
    Арендатор вправе с согласия арендодателя, если иное не установлено ГК РФ, другим законом или иными правовыми актами:
    — сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем);
    — предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;
    — отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
    Договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
    Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ определяются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).
    Деятельность в сфере производства, хранения и поставок произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции включена в перечень видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, при осуществлении которых требуется лицензия (п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ).
    Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее — Закон N 218-ФЗ) внесены изменения в п. 9 ст. 18 Закона N 171-ФЗ. Данные изменения вступили в силу с 22 июля 2011 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 218-ФЗ).
    Согласно п. 9 ст. 18 Закона N 171-ФЗ (в ред. Закона N 218-ФЗ) лицензии на виды деятельности, указанные в п. 2 указанной статьи, выдаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Исключением является розничная продажа алкогольной продукции.
    Лицензирование в соответствии с законодательством РФ деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется Росалкогольрегулированием (пп. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).
    В п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ приведен перечень документов, которые представляются в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ.
    Законом N 218-ФЗ данный перечень был дополнен пп. 12, в соответствии с которым требуется представление документов, подтверждающих наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2012 г. (ч. 3 ст. 6 Закона N 218-ФЗ).
    Поскольку к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, организация — соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган договор субаренды в качестве документа, подтверждающего наличие у организации производственных и складских помещений, если срок его действия составляет один год и более.
    Аналогичный вывод следует из п. 5 Разъяснений Росалкогольрегулирования по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Закона N 171-ФЗ с учетом изменений, внесенных Законом N 218-ФЗ.
    До 1 января 2012 г. указанные документы не представлялись. При этом требуется представление заключения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти о соответствии произ
    водственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (пп. 6 п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).

    Т.И.Сивошенкова
    Консультационно-аналитический центр
    по бухгалтерскому учету
    и налогообложению
    23.01.2012

    Как правильно составить договор аренды, чтобы получить лицензию на розничную продажу алкоголя

    Хочу арендовать торговую площадь для продажи алкоголя в магазине общей площадью 200 кв метров. Я должна обязательно арендовать 50 кв метров в этом магазине ( и указать это в договоре аренды), чтобы получить лицензию или мне достаточно арендовать площадь менее 50 кв метров исходя из того, что торговая площадь данного магазина в целом более 50 кв метров и этого достаточно для получения лицензии.

    Ответы юристов ( 2 )

    в соответствии со статьей 16 №171-ФЗ должны арендовать не менее 50 кв.м

    6. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Добрый день! Согласно с п. 6 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров

    п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04сказано, что под стационарным торговым объектомпонимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присо­единенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

    Таким образом, В договоре аренды должно быть указано, что Вы должны арендовать торговую площать НЕ менее 50 кв. м.

    Тот факт, что весь магазин площадью 200 кв.м. роли не играет, поскольку Вы получаете право не на 200 м., а только на ту часть, что арендуете

    Лицензия на алкоголь 2020

    Лицензия на алкоголь 2020

    Как оформляется алкогольная лицензия в Москве 2020:

    Подготовка документов для выдачи алкогольной лицензии осуществляется бывшими сотрудниками Росалкогольрегулирования, которые находятся «в теме» и помогут с наименьшими затратами оформить лицензию и начать работу.

    Оформление лицензий:
    +7 (495) 363-52-76

    Что еще может потребоваться для оформления

    Калькулятор стоимости алкогольной лицензии:

    Стоимость оформления «под ключ» зависит от нескольких факторов – они приведены в таблице – просто выберите исходные условия и получите итоговую сумму регистрации.

    Зарегистрирована ли перепланировка помещения, если нет, то укажите площадь всего объекта:

    Количество комнат по договору аренды:

    Количество собственников помещения:

    Планировка помещения не соответствует ЕГРН:

    Рассчитать стоимость лицензии

    Порядок оформления алкогольной лицензии 2020:

    Порядок оформления полномочий для реализации алкогольной продукции закреплен за структурами Росалкогольрегулирования. А также за местными органами самоуправления и безопасности. Поэтому, для получения разрешительной документации необходимо пройти проверки на всех этапах и подготовить соответствующий пакет документов.

    Существует всего лишь два вида деятельности подлежащих лицензированию:

  • Розничная продажа алкогольной продукции — магазины, кафе, рестораны, клубы
  • Оптовая продажа — склады, ритейлеры, магазины, рынки
  • Алкогольная лицензия для магазина требования:

    К помещения по продаже алкосодержащей продукции имеются требования, несоблюдение которых в конечном итоге не позволить получить разрешение на работу.

  • Продажа разрешена лишь в капитальных сооружениях
  • 50 м.кв. — минимальная площадь объекта
  • Наличие системы водоснабжения, канализации, отопления и пожаротушения
  • 100 метров — минимальное расстояние от двери помещения до спортивных, образовательных и медицинских и детских учреждений
  • Зарегистрированный в Росреестре договор аренды
  • Алкогольная лицензия (розничная)

    Алкогольная лицензия (оптовая)

    Только пакет документов

    Регистрация договора аренды в Росреестре

    Услуги Срок выполнения Стоимость
    12 дней 9 000
  • Срок регистрации по закону — 30 дней
  • Госпошлина для ООО — 65 000 руб. в год
  • Комплект документов на помещение и на лицензиата
  • Комплект док-ов на помещение
  • Зарегистрированный договор аренды
  • Соответствие планировки помещений в договоре и по факту
    • Бесплатная проверка помещения
    • Бесплатная выписка ЕГРН и БТИ
    • Комплект документов на алкогольную лицензию
    • Правовая экспертиза помещения и пакета документов для регистрации договора
    • Выездная экспертиза помещения, при которой наш специалист выезжает на точку продаж и проверяет помещение на соответствие требованиям закона. Данный выезд, мы делаем в любом случае, т.к. обыватель не всегда знаем на какие моменты нужно обратить внимание. Например, при всех соответствиях основным требованиям – помещение имеет незарегистрированную планировку в государственном кадастре недвижимости. Регистрация договора аренды в таком случае попросту невозможна без предварительного решения вопроса планировки.

      Регистрация договора аренды помещения, в котором и будет происходить реализация алкоголя, является одним из самых главных условий. Наша сильная сторона в решении данного вопроса в том, что это одно из наших главных направлений. Мы регистрируем около 300 договоров каждый месяц и знаем об это все!

      Оформление лицензии на алкоголь происходит в установленном законом порядке в срок 30 дней. Однако, возможно ускоренная регистрация за 20 дней, при правильно подготовленных документах. Узнайте больше:

      Узнать лицензию на алкоголь
      +7 (495) 363 52 76

      Регистрация договора аренды включена в стоимость

      Важным шагом в подготовке документов для лицензии является регистрация договора аренды помещения. Без выполнения этого шага, к сожалению лицензии не получить. Мы ставим этот шаг на первое место по сложности выполнения подготовительных процедур. Регистрация договора аренды включает в себя такие тонкости как:

      Регистрация договора при получении алкогольной лицензии
      Что нужно учесть при подготовке договора к регистрации

    • Зарегистрированна ли ваша часть объекта на отдельном кадастровом учете
    • Имеются ли «красные линии»
    • Имеются ли уже обременения
    • Имеется ли готовый технический план
    • Что отразить в договоре
    • Готов ли комплект первичной подачи
    • Выполнены ли требования к оформлению документов
    • Имеется в наличии нотариальная доверенность на заявителя
    • Оплачена пошлина по верным реквизитам МФЦ
    • Предварительная запись по ЭЦП для подачи документов
    • Требуется ли проект перепланировки для узаконивания

    Что нужно знать об оформлении алкогольной лицензии:
    Выполнение технических требований регулятора лишь малая часть работ при получении лицензии. Стоимость услуги компаний регистраторов зависят от ширины решаемых вопросов. Конечно же, топовые личности могут выполнять под ключ абсолютно любые проекты, но цена вопроса в таком случае может достигать 7-значных цифр.

    Чем же отличаемся мы от описанных элементов? А тем, что наша специализация позволяет затронуть именно те вопросы, которые требуется решить при оформлении лицензии. Это в первую очередь правовая экспертиза, и исходя из нее — подготовка технической части необходимого пакета. Мы занимаемся решением каждого вопроса по отдельности на профессиональном уровне и каждую услугу можем предоставить индивидуально. Из каких именно частей состоит оформление лицензии с нуля:

    Каждый этап — это наша специализация, поэтому мы практически единственные в Москве, кто сможет выполнить весь комплекс работ «под ключ» на профессиональном уровне.

    Дмитрий Романов, Генеральный директор

    Единый Регистрационный Центр

    Этап 1 — правовая экспертиза и сбор информации о помещении

    Выдача лицензии осуществляется под каждую торговую точку индивидуально. А это значит, что основное требование регулятора нацелено на соответствие торгового помещения принятому законодательству. И регулируется законом о «Лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

    В соответствии с федеральным законом, помещение должно удовлетворять минимальным требованиям и нормам торговли алкоголем. Поэтому и первые шаги в подготовке документации нацелены на экспертизу правоустанавливающих документов на объект торговли.

    1. Помещение должно находиться на отдельном кадастровом учете и иметь кадастровый номер и техническую информацию соответствующую договору аренды. Грубо говоря – площадь в договоре аренды и количество комнат должно соответствовать выписке из ЕГРН именно на этот кадастровый номер.

    2. Планировка помещения должна соответствовать планировке БТИ без красных линий. Также данная планировка должна быть зарегистрирована в государственном кадастре недвижимости и помещение должно иметь ту же самую площадь, что и указана в договоре аренды.

    3. Документы необходимые для регистрации договора должны быть в наличии, а также уплачена государственная пошлина по верным реквизитам на МФЦ. И лишь после этого возможна регистрация договора аренды.

    После успешного завершения Этапа №1 – можно приступать к подготовке документов на получение лицензии на продажу алкоголя для магазина. Комплект представляет собой сбор справок и заключений регулирующих органов о безопасности объекта и продукции в целях защиты прав потребителей и обеспечения их безопасности.

    Основная задача, которая предстоит для решения всех вопросов по сбору документов – это иметь первичный комплект и хорошее состояние помещения. Опять же, чем хуже начальное состояние помещения – тем больше нудно будет приложить усилий для получения положительных заключений. Основное внимание при этом будет уделено мерам противопожарной безопасности и СЭС. Для того, чтобы получить эти два заветных заключения может потребоваться перепланировка помещения, а также значительные вложения в ремонт и отделку.

    Комплект документов передается через службу «одного окна» Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, законным представителем заявителя на основании нотариальной доверенности. Также существует еще несколько видов подачи документов, но они имеются чисто технически. Данная процедура еще не «обкатана» до автоматизма и в любом случае придется лично являться для предоставления некоторых документов и заявлений.

    Выездные проверки регуляторов.
    Сам процесс рассмотрения заявления длится 30 календарных дней и включает в себя ряд выездов сотрудников регулирующих продажу алкоголя служб для проверки выполнения требований законодательства. Данные выезды нацелены на устранение возможных нарушений, и конечно же носят отчасти формальный характер, т.к. все недочеты мы исправляем еще при подготовке комплекта документов на подачу.

    Перечень документов мы подготавливаем для каждой сделки индивидуально. И лишь по этому не приводим готового решения. Просто позвоните нам и мы в соответствии с Вашим запросом предоставим полный перечень документов для Вашей сделки и помещения.

    Комплект документов для лицензии на продажу алкоголя

    Комплект документов установлен законодательно в Законе города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 64 «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции»

  • Комплект учредительных документов
  • Сертификаты на реализацию продукции
  • Организованный «Уголок потребителя»
  • Заключение о проверке СЭС
  • Заключение о проверке пожарной службы
  • Документы о регистрации кассы
  • Договор на пожарную охрану, или акт обследования имеющейся сигнализации
  • Справка из банка об оплате уставного капитала
  • Заключение Федеральной противопожарной службы
  • Справка из налоговой об отсутствии задолженности
  • Фактическое состояние отрасли алкогольного регулирования сегодня сводится к целому ряду факторов зависящих от внешней и внутренней экономической политики нашей страны. Суровость наших законов, как и всегда, соперничает с необязательным их выполнением. Это в первую очередь касается значительного пополнения государственного бюджета за счет налогов от продажи алкогольной продукции. И, как и полагается хорошо отлаженной машине – сама себе палки в колеса она ставить не будет. Поэтому, при проверке документов на оформление лицензии – регуляторы имеют право небольших отступлений от требований. Если имеется пара небольших недочетов в целой горе прекрасно оформленных документов – на это закрываются глаза. И во вторых – модернизация министерства экономики с приходом молодых и очень перспективных руководителей действительно делает очень много для поддержки бизнеса. Мы это можем заявить на примере статистики нашей работы за последние годы. Жить стало лучше, жить стало веселее…

    Читайте так же:  Как получить помощь для инвалидов. Доплата 3 группа инвалидности

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.