Договор аренды в уис. Договор аренды в уис

Новости

МОСКВА, 26 сен — РАПСИ. Сенаторы Андрей Кутепов и Дмитрий Шатохин внесли в Госдуму РФ законопроект, согласно которому предлагается разрешить организациям заключать договора аренды производственных объектов учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) без проведения торгов, если ранее торги уже были признаны несостоявшимися. Об этом говорится в сообщении верхней палаты парламента. Документ, как пояснил Кутепов, направлен на привлечение организаций, осуществляющих производственную деятельность, к трудовой адаптации осужденных.

Изменения предлагается внести в статью 17.1 федерального закона «О защите конкуренции».

Сенатор отметил, что за федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы закреплены на праве оперативного управления производственные здания для организации трудовой адаптации осужденных. При этом значительная часть этих зданий — более 40 процентов — не эксплуатируется или эксплуатируется частично по причине отсутствия заказов и сбыта продукции. Большинство неиспользуемых производственных объектов учреждений УИС требуют капитального или текущего ремонта. Проводимые в 2015–2018 годах учреждениями УИС аукционы на заключение договоров аренды имущества признаны несостоявшимися при причине подачи одной заявки или отсутствия заявок.

Законопроект предоставляет право заключить договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений УИС без проведения торгов, если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися.

Также предоставляется право заключить договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений УИС без проведения торгов.

«Устранение необходимости проведения конкурсов, аукционов при размещении производств сторонними организациями в исправительных учреждениях ФСИН России значительно расширит возможности по привлечению осужденных к труду, а также позволит восстановить и содержать государственное имущество в надлежащем состоянии», — сказал сенатор.

Предлагаемая норма должна применяться для всего государственного и муниципального имущества вне зависимости от ведомственной принадлежности. Передача в аренду, безвозмездное пользование имущества уголовно-исполнительной системы организациям, осуществляющим производственную деятельность, с целью привлечения осужденных к труду, как подчеркнул Кутепов, будет осуществляться с соблюдением всех режимных требований уголовно-исполнительного законодательства.

Законопроект позволит увеличить количество трудоустроенных осужденных. Рост может составить от 1,8 тысяч человек до 12,7 тысяч человек.

Договор аренды и его виды

юридические науки

  • Абхалимов Вильдан Илдарович , студент
  • Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
    • Похожие материалы

      В настоящее время договор аренды является очень важным звеном в мире, помогая многим людям дать или взять в свою временную собственность определенную вещь, которая так нужна, но покупать нет денег или смысла. Договор аренды является очень популярным сейчас, но он был таким и до современности. Данный договор возник уже несколько тысяч лет назад. Такие древние цивилизации, как древнегреческая, римская и египетская активно использовали между собой аренду земельных участков, потому что в то время это был хороший, а иногда даже единственный доступный способ, чтобы получить нужные средства для работе на земле. Упоминалась аренда и в актах Древнего Вавилона и Египта. Последующее развитие аренда получила в Риме. В римском праве договор аренды рассматривали как 1 из видов договора найма. Специфика аренды в то время была в том, что смена собственника влекла за собой расторжение договора. В дальнейшем времени менялись только незначительные части правового регулирования, но основы его оставались прежними.

      Давайте же рассмотрим, что такое договор аренды. Арендный договор – это гражданско-правовой договор, в котором арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное пользование и владение, а арендатор в свою очередь за это платит арендную плату. Регулирует такой договор в большинстве своем Гражданский Кодекс РФ, но также могут его регулировать и такие кодекса как Земельный, Водный, Лесной и другие законы. (Алексеев С. С. Гражданское право. 536 с.)

      Арендный договор несет в себе определенные признаки, такие как:

    • Он относится к договорам на передачу имущества во владение и пользование или только в пользование, тем самым создавая обязательства по передаче имущества в пользование наряду с иными видами договоров.
    • По данному договору арендатор наделяется статусом титульного владельца, что дает ему право использовать вещно-правовые способы защиты.
    • Право аренды характеризуется правом следования, это означает, что если право собственности перешло к другому владельцу, то данный договор все равно не может быть изменен или прекращен при этом условии.
    • Договор аренды обладает также следующими характеристиками:

    • Договор является консенсуальным, так как он считается заключенным с того момента, как стороны достигнут соглашения по его существенным условиям, а момент, когда договор вступает в свое действие, не связывают с передачей арендованного имущества арендатору.
    • Договор является возмездным, потому что арендодатель должен получить от арендатора за выполнение своих обязанностей по передаче ему имущества во владение и пользование арендную плату.
    • Договор является двусторонним и взаимным, так как каждая из сторон этого договора несет свои обязанности по отношению к другой стороне и является ее должником в том, что должна сделать в ее пользу, и также считается одновременно с этим ее кредитором, так как имеет право от нее требовать.
    • Гражданский Кодекс РФ выделяет следующие виды договора аренды:

    • договор проката (ст. ст. 626-631 ГК РФ);
    • договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 632-641 ГК РФ);
    • договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 642-649 ГК РФ);
    • договор аренды зданий и сооружений (ст. ст. 650-655 ГК РФ);
    • договор аренды предприятия (ст. ст. 656-664 ГК РФ);
    • договор финансовой аренды (лизинг) (ст. ст. 665-670 ГК РФ).
    • Предметом договора является любое индивидуально-определенное имущество, которое при пользовании не теряет своих свойств. Доходы, которые получены арендатором в процессе пользования арендованным имуществом, принадлежат ему и являются его собственностью. Под имуществом понимается непотребляемая индивидуально-определенная вещь в том состоянии, которое соответствует условиям договора и назначению вещи со всеми нужными принадлежностями и нужными документами.

      Заключая договор аренды нужно обязательно очень подробно описать арендуемое имущество. Стороны договора – арендодатель и арендатор. В их роли могут быть любые субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, и государство.

      Арендодатель (лессор) – это собственник имущества, а также лицо, управомоченное законом или собственником. Арендатором (посессор) же является любое лицо, но в некоторых видах аренды субъектный состав могут ограничить по закону. Например, в договоре аренды предприятия и в договоре лизинга обе стороны по закону должны быть предпринимателями, а в договоре бытового проката предпринимателем должна выступать только 1 сторона – арендодатель.

      Если договор заключен между физическими лицами на срок более 1 года, а также, если 1 из сторон выступает юридическое лицо, то форма договора должна быть письменной. При аренде недвижимого имущества тоже обязательно заключение договора в такой форме.

      Срок договора аренды не является важным условием. Но при этом действует правило, что если срок не указан, то любая из сторон может расторгнуть договор в любое время в одностороннем порядке, но при условии, что она предупредит об этом другую сторону, участвующую в договоре за 1 месяц (если имущество движимое) или за 3 месяца (если недвижимое). Данные сроки могут быть изменены законом или самим договором.

      Если переданное имущество не соответствует условиям договора, то арендодатель должен по выбору арендатора либо безвозмездно убрать недостатки, либо уменьшить арендную плату, либо возместить арендатору расходы, которые он понес, устраняя недостатки, либо принять арендную плату, из которой вычли расходы, направленные на устранение недостатков. Также арендодатель должен заменить несоответствующее имущество соответствующим, если арендатор этого потребует.

      Основным обязательствам по рассматриваемому нами договору является выплата арендной платы. Если стороны не договорились о порядке, условиях и сроках ее внесения, то действует правила, что тогда стороны имели ввиду обычно применяемые правила при аренде такого же имущества при сравнимых обстоятельствах.

      Плата за аренду бывает следующих видов:

    • Платеж в определенной сумме, который вносится периодически или единовременно;
    • Устанавливается доля от результатов хозяйственной деятельности арендатора;
    • Оказание арендодателю каких-то определенных услуг;
    • Передача арендатором арендодателю в его собственность или в аренду определенного имущества, о котором стороны договорились;
    • Складывание на арендатора затрат, которые пойдут на улучшение арендуемого имущества.

    Стороны могут изменить плату за аренду по обоюдному согласию, но не чаще 1 раза в год.

    Арендатор должен пользоваться имуществом согласно договору и в соответствии с назначением имущества.

    Существует такой договор аренды, как субаренда – это договор аренды того имущества, которое уже арендуется, он заключен арендатором с 3-м лицом. Но заключить такой договор можно только с согласия арендодателя.

    От субаренды отличается понятием «перенаем» — это когда арендатор передает свои права и обязанности другому лицу. То есть происходит изменение определенного арендатора на другого, но также это возможно только с согласия арендодателя.

    Основаниями прекращения договора аренды являются:

  • Исполнение договора;
  • Ликвидация юридического лица, если оно было одной из сторон договора – арендатором или арендодателем. Смерть гражданина – участника договора не является его прекращением, так как правами и обязанностями умершего наделяется его наследник;
  • Расторжение договора с согласия обеих сторон;
  • Исковое требование в суд 1 из сторон, так как арендный договор может быть досрочно расторгнут судом только в случае существенного нарушения другой стороной условий договора.
  • Давайте рассмотрим подробнее каждый из видов договора аренды и что они из себя представляют:

    1. Договор проката (ст. ст. 626-631 ГК РФ). По нему арендодатель, который осуществляет сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязан предоставить арендодателю движимое имущество за определенную плату во временное владение и использование. Данный договор должен быть заключен в письменной форме и он является публичным. Арендодатель имеет право в любое время отказаться от договора, но он должен предупредить об этом арендатора не менее чем за 10 дней. В обязанности арендодателя входят проведение текущего и капитального ремонта, которое было сдано в аренду. Данный договор заключается на 1 год.
    2. Договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 632-641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за определенную плату во временное владение и пользование, оказывая так же самостоятельно услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Данный договор должен быть заключен в письменной форме. Многие пункты договора стороны могут обговаривать между собой и устанавливать самостоятельно. Если вдруг транспортное средство будет уничтожено или повреждено, арендатор будет обязан возместить арендодателю сопутствующие убытки, но только если арендодатель сможет доказать, что эти убытки были причинены обстоятельствами, за которые арендатор отвечает в силу закона или договора.
    3. Договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 642-649 ГК РФ). Данный вид договора почти аналогичен предыдущему, но отличается в некоторых моментах. К примеру, арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, также на него возложена обязанность по проведению текущего и капитального ремонта. Арендатор производит управление транспортным средством самостоятельно и собственными силами.
    4. Договор аренды зданий и сооружений (ст. ст. 650-655 ГК РФ). По данному договору арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование арендатору здание или сооружение. Договор должен быть заключен в письменной форме. И если такой договор заключен на срок более чем 1 год, то он должен пройти государственную регистрацию и будет считаться заключенным с момента осуществления такой регистрации. Передача здания или сооружения происходит по передаточному акту или другому документу о передаче, который подписывают обе стороны. В договоре должен быть установлен размер арендной платы.
    5. Договор аренды предприятия (ст. ст. 656-664 ГК РФ). По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору за определенную плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие средства, которые входят в состав предприятия, передать все это в порядке, на условиях и в пределах, которые устанавливает договор, также запасы сырья, топлива, материалов и других оборотных средств, право пользования землей, водой и иными природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием. Также арендодатель должен уступить арендатору право требования и перевести на него долги, которые относятся к предприятию. Договор должен быть заключен в письменной форме и он подлежит государственной регистрации, после чего и считается заключенным. Передача предприятия арендатору происходит по передаточному акту. При передаче предприятия в аренду вместе с ним передаются те обязательства, которые у него уже имеются.
    6. Договор финансовой аренды (лизинг) (ст. ст. 665-670 ГК РФ). Это договор финансовой аренды, по которому арендатор может пользоваться имуществом, принадлежащем арендодателю и приобретенным по заказу арендатора за определенную периодическую плату для предпринимательских целей. Объектом такого договора может быть как движимое, так и недвижимое имущество. Наиболее часто в качестве объектов лизинга используют сельхозтехнику, строительную, авиационную и дорожную технику, машины, телекоммуникационное оборудование. В данном договоре принимают участие 3 субъекта: арендодатель, арендатор и продавец. (Егоров А. В. Лизинг: аренда или финансирование? С. 36-60.)
    7. Одной из актуальных проблем аренды сейчас является те, которые связаны с арендой квартиры или дома. Собственники все чаще могут натолкнуться на мошенников, которые притворяются жильцами, ищущими жилье. На самом же деле они могут снять квартиру и потом сдать ее в субаренду или, что еще хуже, продать квартиру ничего не подозревающим людям. Чтобы избежать этих, а также других возможных проблем, нужно правильно составлять договор аренды со своими будущими жильцами и проверить их. Во-первых, нужно указать в вашем договоре, что субаренда находится под запретом. Во-вторых, нужно посмотреть паспорт съемщика жилья, попросить его копию, спросить о месте работы, рабочем и личном телефоне, позвонить по номерам, чтобы проверить, подлинные ли они. В-третьих, нужно добавить в договор такой пункт, как посещение собственной квартиры раз в месяц, чтобы убедиться, что она находится в том же состоянии, что и была до этого. В-четвертых, нужно предупредить своих соседей о новых жильцах и попросить их, если что предупредить вас о какой-либо их подозрительной или незаконной деятельности. В-пятых, нужно взять залог в размере одной месячной арендной платы на случай, если съемщики жилья наделают большие счета за свет, воду, электричество, телефон. Но лучше также включить в договор пункт о том, чтобы съемщики сами платили по своим счетам, пока снимают вашу квартиру. Тогда вы спасете себя от больших долгов и других неприятностей, которые мы с вами здесь обговорили.

      Такие образом, в нашей статье мы рассмотрели, что такое договор аренды, его предмет, субъектов, особенности. Выделили виды и охарактеризовали их: договор проката, договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации, договор аренды зданий и сооружений, договор аренды предприятия, договор финансовой аренды (лизинг). Рассмотрели основания прекращения договора аренды. А также мы рассмотрели проблемы, которые могут возникнуть с арендой квартиры или другого жилого помещения и предложили алгоритм, который спасет этих проблем. В целом тема является очень актуальной, так как аренда встречается в нашей жизни довольно часто.

      Список литературы

      1. Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ часть 2.
      2. Алексеев С. С. Гражданское право. — М.: Проспект, 2012. — 536 с.
      3. Сергеев А. П. Гражданское право. В 3-х тт. Т. 2. — М.: РГ-Пресс, 2012. — 880 с.
      4. Егоров А. В. Лизинг: аренда или финансирование? // Вестник ВАС РФ, 2012. № 3. С. 36-60.
      5. Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        Предоставление федерального имущества в аренду в уголовно-исполнительной системе России: правовые и финансовые аспекты Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

        Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Кацуба Евгений Евгеньевич

        Исследуется механизм предоставления федерального имущества , закрепленного за уголовно-исполнительной системой , в аренду в разрезе трех ключевых организационно-экономических составляющих: право предоставления имущества в аренду , механизм заключения договора аренды , в том числе порядок определения арендной платы, а также порядок распоряжения арендной платой. Эти аспекты рассматриваются с учетом реформы 2011 г. согласно Федеральному закону от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

        Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Кацуба Евгений Евгеньевич,

        GRANTING FEDERAL PROPERTY AS RENT IN A PENAL SYSTEM OF RUSSIA: LEGAL AND FINANCIAL ASPECTS

        The procedure of assigning the federal property to the penal system in the form of rent examined as the unity of three organizational and economic aspects is investigated: the right of granting property in the form of rent , the mechanism of signing the contract of rent , including an order of dedetermining rent and also a form of the order of disposing rent . These aspects are taking into account reform of 2011 according to the Federal law of May 8, 2010 No. 83-FZ «About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of the legal status of the public (municipal) institutions».

        Текст научной работы на тему «Предоставление федерального имущества в аренду в уголовно-исполнительной системе России: правовые и финансовые аспекты»

        ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КАЦУБА, Институт Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

        ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ

        Реферат: исследуется механизм предоставления федерального имущества, закрепленного за уголовно-исполнительной системой, в аренду в разрезе трех ключевых организационно-экономических составляющих: право предоставления имущества в аренду, механизм заключения договора аренды, в том числе порядок определения арендной платы, а также порядок распоряжения арендной платой. Эти аспекты рассматриваются с учетом реформы 2011 г. согласно Федеральному закону от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

        Ключевые слова: аренда, федеральное имущество, уголовно-исполнительная система, бюджетное законодательство.

        EVGENY EVGENYEVICH KATSUBA, Institute of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]

        GRANTING FEDERAL PROPERTY AS RENT IN A PENAL SYSTEM OF RUSSIA:

        LEGAL AND FINANCIAL ASPECTS

        Abstract: the procedure of assigning the federal property to the penal system in the form of rent examined as the unity of three organizational and economic aspects is investigated: the right of granting property in the form of rent, the mechanism of signing the contract of rent, including an order of dedetermining rent and also a form of the order of disposing rent. These aspects are taking into account reform of 2011 according to the Federal law of May 8, 2010 No. 83-FZ «About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of the legal status of the public (municipal) institutions».

        Keywords: rent, federal property, penal correction system, budgetary legislation.

        Производственно-хозяйственная деятельность играет важную роль в уголовно-исполнительной системе (УИС), обеспечивая ее важнейшими материальными ресурсами (продовольствие, одежда и пр.), а также позволяя зарабатывать денежные средства, столь необходимые для развития УИС.

        Арендные отношения — это один из инструментов производственно-хозяйственной деятельности, который позволяет эффективно использовать имущество хозяйствующего субъекта. УИС, имея в своем распоряжении огромный имущественный комплекс и осуществляя различные виды экономической деятельности, должна иметь в распоряжении такой инструмент.

        Реформа, проведенная в УИС в 2011 г. в рамках Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее —

        Закон № 83-Ф3), открыла для УИС новые возможности применения арендных схем.

        Федеральные казенные учреждения по своей сути не должны осуществлять коммерческую, то есть приносящую доход, деятельность, но особое отношение государства (в лице Минфина России) к УИС позволило сохранить казенным учреждениям нашей системы почти всю производственно-хозяйственную деятельность и даже открыло еще большие перспективы, например, в сфере арендных отношений.

        Предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду государственными (муниципальными) учреждениями имеет три ключевые организационно-экономические составляющие: право предоставления имущества в аренду, механизм заключения договора аренды, в том числе порядок определения арендной платы, а также порядок распоряжения арендной платой (рис. 1). Эти составляющие носят правовой и финансовый характер. Рассмотрим их подробнее прежде всего с точки зрения реализации в УИС.

        © Кацуба Е. Е., 2017 © Katsuba E. E., 2017

        Правовые аспекты Финансовые аспекты

        Рис. 1. Правовые и финансовые аспекты предоставления государственного (муниципального) имущества в аренду государственными (муниципальными) учреждениями

        1. Право предоставления государственного (муниципального) имущества в аренду. Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

        В УИС России имущество является федеральным и закреплено на праве оперативного управления за федеральными казенными учреждениями и на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, поэтому вышеуказанные учреждения и предприятия, не являясь собственниками этого имущества, не могут самостоятельно сдавать его в аренду.

        В отношении государственных (муниципальных) учреждений полномочия собственника осуществляет уполномоченный орган власти (который, как правило, является их учредителем). В УИС России полномочия собственника осуществляет ФСИН России (ст. 11 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний»).

        Учредители государственных (муниципальных) учреждений определяют порядок и особенности сдачи государственного (муниципального) имущества в аренду.

        В сфере федерального имущества данный вопрос регламентируется:

        — в отношении имущества, закрепленного за федеральными казенными и бюджетными учреждениями, — постановлением Правительства РФ от 26 июня 2010 г. № 537;

        — в отношении имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, — постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739.

        Согласно вышеуказанным нормативным актам учредители федеральных казенных (бюджетных) учреждений принимают решение о

        сдаче имущества в аренду по согласованию с Росимуществом.

        Данный порядок действует и в УИС России, согласно которому ФСИН России принимает решение о предоставлении закрепленного за ним федерального имущества в аренду по согласованию с Росимуществом. Инициатором выступают территориальные органы ФСИН России, учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, а также ФГУП ФСИН России.

        В УИС России порядок подготовки документов для сдачи федерального имущества в аренду определен письмом ФСИН России от 16 марта 2015 г. № исх-04-12885.

        Кроме того, следует иметь в виду письмо Рос-имущества от 7 сентября 2015 г. № 0Д-14/37010, которое письмом ФСИН России было доведено до сведения территориальных органов ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также ФГУП ФСИН России. Данное письмо содержит рекомендации относительно сроков предоставления имущества в аренду.

        2. Механизм заключения договора аренды государственного (муниципального) имущества

        регламентируется Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ). Согласно ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ процедура заключения договора аренды может иметь несколько вариантов. Первым и приоритетным является вариант конкурсов (аукционов) на право заключения договора аренды.

        Порядок проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора аренды регламентируется приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и

        перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (вместе с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества).

        Второй вариант — без проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договора. Право на него имеет ограниченный перечень субъектов. Так, в соответствии с п. 3.2 ст. 171 Закона № 135-ФЗ образовательная организация вправе заключить договор аренды без конкурса (аукциона):

        а) с медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации;

        б) организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

        в) физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

        Важной составляющей заключения договора аренды является определение размера арендной платы. Действующая нормативная база предполагает следующие варианты определения величины арендной платы:

        а) путем проведения независимой оценки;

        б) путем проведения конкурса (аукциона);

        в) иным способом.

        3. Распоряжение арендной платой от сдачи имущества в аренду государственными (муниципальными) учреждениями. Это ключевой аспект с точки зрения конечной цели предоставления имущества в аренду. Ведь арендодатель, предоставляя имущество в аренду, предполагает получить арендную плату как часть доходов от своей производственно-хозяйственной деятельности, чтобы истратить эти средства на свою основную деятельность.

        В нашей ситуации все осложняется тем, что имущество в аренду предоставляет, как правило, балансодержатель (например, федеральное казенное учреждение — исправительное учреждение), а право на доход — по общему правилу, заложенному в ГК РФ, — возникает у собственника. Так как собственником является орган власти, то доход от аренды государственного (муниципального) имущества превращается в доход соответствующего бюджета. Такая ситуация лишает смысла сами арендные отношения с точки зрения арендодателя — балансодержателя: зачем сдавать имущество в аренду, если дохода не будет? Вместе с тем предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду — это один из способов эффективного его использования в ряде случаев, поэтому бюджетное законодательство предусматривает некоторые особые правила, позволяющие разрешить это противоречие.

        Механизм распоряжения арендной платой от сдачи имущества в аренду государственными (муниципальными) учреждениями претерпел существенные изменения с 2011 г. в ходе реформы в рамках Закона № 83-ФЗ (рис. 2).

        Рис. 2. Порядок распоряжения арендной платой от сдачи имущества в аренду государственными (муниципальными) учреждениями

        До 2010 г. (включительно) в соответствии с п. 3 ст. 41 и ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) арендная плата от сдачи имущества в аренду государственными (муниципаль-

        ными) учреждениями считалась неналоговыми доходами соответствующего бюджета, который ее и получал. Это в принципе лишало экономического смысла такие арендные отношения с точки зрения

        балансодержателя — государственного (муниципального) учреждения.

        Однако, например, многие годы федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год федеральным бюджетным учреждениям социальной сферы разрешалось оставлять арендную плату для собственных нужд. Договоры аренды носили трехсторонний характер: балансодержатель (учреждение), представитель собственника (территориальное управление Росимущества) и арендатор. Средства поступали на специальный внебюджетный счет учреждения, открытый в органах Федерального казначейства, и расходовались учреждением по отдельной смете на уставную деятельность. На такую схему имели право учреждения культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательные и архивные учреждения (ст. 33 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год»).

        Таким образом, практика предоставления федерального имущества в аренду в основном существовала лишь в вышеупомянутой социальной сфере. Этот особый механизм использовался и в УИС

        России. Например, образовательные учреждения УИС России активно применяли арендные схемы в приносящей доход деятельности.

        Реформа государственных (муниципальных) учреждений 2011 г. схему принципиально изменила. Новые редакции п. 3 ст. 41 и ст. 42 БК РФ определили следующий порядок распоряжения арендной платой (в части государственных (муниципальных) учреждений):

        — в доход соответствующего бюджета поступает арендная плата только при предоставлении имущества в аренду казенными учреждениями;

        — арендная плата при предоставлении имущества в аренду бюджетными и автономными учреждениями не является доходами соответствующего бюджета, а поступают с распоряжение вышеупомянутых учреждений.

        Новый порядок расширил возможности использования арендной платы государственными (муниципальными) учреждениями, определив ключевым фактором организационно-правовую форму: казенное учреждение либо бюджетное или автономное учреждение.

        В УИС эта реформа создала некую особую реальность (рис. 3).

        Распоряжение денежными средствами федеральных казенных учреждений УИС России от приносящей доход деятельности (с 2011 г.)

        Общий порядок: средства поступают

        в федеральный бюджет _(п. 3 ст. 161 БК РФ)_

        Доходы от привлечения осужденных к труду (в рамках собственного производства): средства остаются в распоряжении учреждения _(п. 10 ст. 241 БК РФ)_

        Рис. 3. Порядок распоряжения денежными средствами учреждениями УИС от приносящей доход деятельности с 2011 г.

        В рамках вышеупомянутой реформы государственных (муниципальных) учреждений с 2011 г. учреждения УИС получили статус казенных. Это, по сути, должно было означать потенциальную ликвидацию любой приносящей доход деятельности, в том числе и арендных отношений. Однако учреждения УИС в рамках этой реформы сразу получили некий особый статус. Согласно п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в тер-

        риториальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

        Реализация реформы 2011 г. показала, что это не предел для УИС. Особое отношение государства (в лице Минфина России) к УИС привело к появлению еще одного механизма распоряжения средствами от приносящей доход деятельности (в том числе арендной платы). Минфин России, по сути, принял на себя обязательства фактически возвращать федеральным казенным учреждениям УИС средства, полученные от приносящей доход деятельности, — в виде дополнительного бюджетного финансирования. Этот порядок позволил сохранить казенным учреждениям нашей системы почти всю производственно-хозяйственную деятельность, более того, даже открыл еще большие

        перспективы, например, в сфере арендных отношений. Другими словами, предоставление имущества в аренду теперь имеет экономический смысл не только в социальных учреждениях УИС (обра-

        зовательных, медицинских, научных), но и во всех остальных, и эта новая возможность должна в полной мере быть использована для развития УИС России.

        ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

        Кацуба Евгений Евгеньевич — кандидат экономи- Katsuba Evgeny Evgenyevich — phd in economy,

        ческих наук, доцент, доцент Института Академии associate professor, associate professor of Institute on

        ФСИН России по кафедре бухгалтерского учета, ана- department of accounting, the analysis, finance and the

        лиза, финансов и налогообложения, г. Рязань, Рос- taxation, Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Rus-

        сийская Федерация, e-mail: [email protected] sian Federation, e-mail: [email protected]

        БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

        Кацуба, Е. Е. Предоставление федерального Katsuba E. E. Predostavlenie federal’nogo im-

        имущества в аренду в уголовно-исполнительной ushhestva v arendu v ugolovno-ispolnitel’noj sis-

        системе России: правовые и финансовые аспекты / teme Rossii: pravovye i finansovye aspekty [Grant-

        Е. Е. Кацуба // Человек: преступление и наказание. — ing federal property as rent in a penal system of

        2017. — Т. 25(1-4), № 4. — С. 640-644. russia: legal and financial aspects]. Chelovek:

        prestuplenie i nakazanie — Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp. 640-644.

        Сдача квартиры в найм

        #16 fSi

        Т.е. один обеспокоен, как он должен задокументировать свой доход, который необходимо провести в «белом» правовом поле, т.к. другой сотрудник предъявит этот же самый договор в казенное учреждение и будет получать компенсацию из госбюджета совсем «белую».
        И оба сдадут внутренние декларации. ДжейСи их сопоставит.
        ==========
        Участковые сейчас отрабатывают свой хлеб при тесном взаимодействии со старшими по дому, которые работают по договорам с управляющими.

        Сообщение отредактировал fSi: 20 Июнь 2016 — 13:45

        #17 Николаша

      6. #18 ДжейСи

        Николаша (20 Июнь 2016 — 13:18) писал:

        #19 Николаша

      7. Автор темы
      8. Сообщение отредактировал Николаша: 20 Июнь 2016 — 14:14

        #20 ДжейСи

        Сообщение отредактировал ДжейСи: 20 Июнь 2016 — 14:28

        Пользовательские награды и подарки

        #21 fSi

        ДжейСи (20 Июнь 2016 — 10:45) писал:

        ДжейСи (20 Июнь 2016 — 13:51) писал:

        ДжейСи, вывод сделать самостоятельно не получается. Возникла зацикленность на этапе:
        -хорошо, передается в доверительное управление и при этом сотрудник получает деньги платит налоги( первый пост)
        -но если подтверждается факт получения денег, то это оплачиваемая деятельность(второй пост )

        Что необходимо прописать(раз вопрос) в какой(два вопрос) форме договора передачи в доверительное управление? Можно образец попросить?

        #22 ДжейСи

        НЕ В СЕТИ

        Сообщение отредактировал ДжейСи: 20 Июнь 2016 — 14:53

        #23 fSi

        ДжейСи (20 Июнь 2016 — 14:52) писал:

        так понимаю, что в силу долж. обязанностей сталкивались с этой темой.
        Уже это становится любопытным для себя(хотя пока не касается). А этот образец из практики есть почитать? Личные данные не интересуют.

        А вот по теме квартиры: ОКВЭД ,конечно, можно и притянуть к сотруднику, как оплачиваемая деятельность.
        Но в классификатор вынесли этот вид деятельности для упорядочивания именно как предпринимательской деятельности (налоги , статистика и прочее).
        Для этого два пути:
        открыть юр.лицо
        зарегистрировать себя ИП.
        И те, и другие могут остаться на общих налогах или выбрать упрощенки (или 6, или 15%). Вот в этот момент и возникает «деятельность», как источник дохода.
        Это все не утверждаю, но так думаю.
        Что-то налоговая молчит.

        Сообщение отредактировал fSi: 20 Июнь 2016 — 15:03

        #24 ДжейСи

        fSi (20 Июнь 2016 — 14:57) писал:

        Я второй год в этом котле варюсь. В том году мы всех предупредили, в этом году самых непонятливых стали подтягивать, так что практики пока маловато. Может быть чуть позже, если кто пойдёт в суд обжаловать.

        #25 fSi

        ДжейСи (20 Июнь 2016 — 15:08) писал:

        слышатся последствия в отношении не услышавших.
        Поделитесь практикой позже, пжлста.

        Дополнение. Рассуждаю, как в этой статье, что сдача в поднаем жилого помещения и владение акция — не равнозначные виды доходов.
        Сдача в наем -документально фиксированная сумма. Взаимодействие в поставщиками комм.услуг возложить по условиям договора на арендатора. Деятельность не несет рисков по убыткам или непредвиденных иных доходов.
        Как это может быть при владении акциями( там может быть конфликт интересов). http://virtual-jurist.ru/note-82.html

        Но. сдачу квртиры можно использовать под обоюдовыгодный вывод средств, конечно.

        Сообщение отредактировал fSi: 20 Июнь 2016 — 15:34

        #26 iqmaster

        Член команды fsin-russia.ru

        П. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 дается такое разъяснение: «В тех случаях, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере), содеянное им не влечет уголовной ответственности за незаконное предпринимательство«.

        Источник: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 1.

        Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462: «О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты: изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок; устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. При отсутствии вышеуказанных признаков физическое лицо имеет право заключить договор о сдаче имущества в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

        от 25 февраля 2013 г. N ЕД-2-3/[email protected]

        Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу налогообложения доходов, полученных по договору аренды недвижимого имущества, и сообщает следующее.
        В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

        Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

        Таким образом, закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно, если совершаемые им сделки не образуют деятельности.

        На основании ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

        О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:

        • изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
        • учет хозяйственных операций, связанных с осуществлением сделок;
        • взаимосвязанность всех совершенных гражданином в определенный период времени сделок;
        • устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
        • Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой риск. Предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным.

          При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

          Вопрос. Может ли государственный гражданский служащий,проживая в доставшейся ему по наследству квартире, свою квартиру сдавать в наем?

          • 17 ноября 2014 года
          • Ответ:

            Действующее законодательство не содержит прямого запрета для гражданских государственных служащих по распоряжению принадлежащим им недвижимым имуществом.

            Вместе с тем пунктом 4 ч.1 ст. 17Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.

            Понятие предпринимательской деятельности дано в ст.2 Гражданского кодекса РФ – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

            При этом отсутствие регистрации гражданского гражданина, в том числе гражданского служащего, в качестве предпринимателя не означает, что он обойдет норму закона.

            Напротив, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации образует состав преступления, предусмотренного ст.171 Уголовного кодекса РФ — незаконное предпринимательство.

            Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» не влекут уголовную ответственность за незаконное предпринимательство случаи, когда не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобрело для личных нужд жилое помещение или иное недвижимое имущество либо получило его по наследству или по договору дарения, но в связи с отсутствием необходимости в использовании этого имущества временно сдало его в аренду или внаем и в результате такой гражданско-правовой сделки получило доход (в том числе в крупном или особо крупном размере).

            Таким образом, главным критерием возможности сдачи внаем помещения является наличие или отсутствия системности совершения действий. Распоряжение имуществом 1 раз, даже на длительный срок, независимо от полученного дохода предпринимательством не является.

            Если эти действия совершаются неоднократно, то есть осуществляется деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, это уже предпринимательство, что гражданскому служащему запрещено.

            Кроме того, п.4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» установлена обязанность для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            В силу ст.ст. 207, 208, 224, 228, 229 Налогового кодекса РФ доход физического лица от сдачи в наем квартиры подлежит налогообложению в размере 13% и должен быть уплачен до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц подлежит представлению в налоговый орган по месту своего учета до 30 апреля следующего за истекшим налоговым периодом.

            fSi (20 Июнь 2016 — 13:04) писал:

            Iqmaster, Вы опять ошибаетесь. Правила опять поменялись.
            В росреестр не ходят сейчас за регистрацией самого договора аренды. Это раз.
            Общение с росреестром в большинстве городов уже (или в процессе) вынесены в компетенцию МФЦ(одно окно). Это отступление.
            Изначально был задан вопрос о договоре аренды, где арендодатель и арендаторы объявлены сотрудниками. Это два.

            Т.е. один обеспокоен, как он должен задокументировать свой доход, который необходимо провести в «белом» правовом поле, т.к. другой сотрудник предъявит этот же самый договор в казенное учреждение и будет получать компенсацию из госбюджета совсем «белую».
            И оба сдадут внутренние декларации. ДжейСи их сопоставит.
            ==========
            Участковые сейчас отрабатывают свой хлеб при тесном взаимодействии со старшими по дому, которые работают по договорам с управляющими.

            Не суть важно. Из МФЦ все равно попадет в Росреестр или в налоговую.

            А один сотрудник другому сдал квартиру для жилья, сотрудники не являются зависимыми друг от друга по подчиненности, возможно даже в разных учреждениях. В чем может быть коррупционная составляющая?

            Я свою квартиру пару лет сдавал, прокуратура проверяла сведения о доходах, все отразил, налоги уплатил, никаких вопросов.

            В СФ разработали законопроект о праве аренды производственных зданий колоний без торгов

            МОСКВА, 26 сентября. /ТАСС/. Глава комитета Совета Федераций по экономической политике Андрей Кутепов разработал и в четверг внесет в Госдуму законопроект о праве бизнесменов арендовать производственные помещения учреждений ФСИН без торгов, если ранее они были признаны несостоявшимися. Документ имеется в распоряжении ТАСС.

            «Законопроект предоставляет право заключить договор аренды или безвозмездного пользования на производственные объекты учреждений уголовно-исполнительной системы без проведения торгов, если ранее проведенные торги признаны несостоявшимися. Устранение необходимости проведения конкурсов, аукционов при размещении производств сторонними организациями в исправительных учреждениях ФСИН России значительно расширит возможности по привлечению осужденных к труду, а также позволит восстановить и содержать государственное имущество в надлежащем состоянии», — говорится в пояснительной записке.

            Сенатор напомнил, что за федеральными казенными учреждениями уголовно-исполнительной системы закреплены производственные здания для организации трудовой адаптации осужденных. При этом более 40% из них, как отмечается в пояснительной записке, не эксплуатируется или эксплуатируется частично из-за отсутствия заказов и сбыта продукции. Кроме того, большинство неиспользуемых производственных объектов колоний требуют капитального или текущего ремонта. Как отмечает автор документа, проводимые в 2015-2018 годах аукционы на заключение договоров аренды имущества признаны несостоявшимися, так как была подана лишь одна заявка или такие заявки отсутствовали вовсе.

            «Указанные меры направлены на то, чтобы исключить случаи содержания или хранения учреждениями ФСИН России брошенного имущества предпринимателей при прекращении деятельности на территории учреждения ФСИН России, а также исключить в обозначенных случаях необоснованные расходы на оплату коммунальных услуг. Данные мероприятия сократят расходы учреждения ФСИН России, что положительно скажется на общей экономической ситуации», — подчеркивается в законопроекте.

            По словам сенатора, благодаря законопроекту количество трудоустроенных осужденных при пессимистичном прогнозе увеличится на 1,8 тыс. в год, при оптимистичном — на 12,7 тыс. Социально-экономический эффект от реализации законопроекта при пессимистичном прогнозе в год составит 751 млн рублей, за счет полученной осужденными зарплаты потерпевшим от совершенных ими преступлений будет выплачено 687 млн рублей. При оптимистичном прогнозе социально-экономический эффект, согласно прогнозам сенатора, в год составит 1,51 млрд рублей, в том числе возмещение ущерба потерпевшим — 1,05 млрд рублей, НДФЛ — 221,8 млн рублей, экономия федерального бюджета на содержание осужденных составит 229 млн рублей.

            Сдача в аренду имущества учреждения

            Статьи по теме

            Особенности оформления договоров аренды, финансирования затрат на содержание имущества, учета доходов и расходов при сдаче имущества в аренду бюджетными, автономными и казенными учреждениями рассматривает этот материал.

            Из статьи вы узнаете:

          • Когда учреждение вправе сдать имущество в аренду
          • Как составить договор аренды и прописать существенные условия
          • Как отразить в учете арендную плату

      Полезный материал в статье

      Таблица отражения операций сдачи в аренду муниципального имущества

      Сдача имущества в аренду учреждениями разных типов

      Для бюджетных и автономных учреждений сдача государственного имущества в аренду, то есть предоставление в аренду временно не используемых зданий и помещений – один из видов предпринимательской деятельности, направленной на получение собственных доходов.

      Для казенного учреждения сдача в аренду федерального или муниципального имущества возможна, только если право вести предпринимательскую деятельность зафиксировано в учредительных документах. При этом доход от аренды имущества казенного учреждения поступает в соответствующий бюджет, а не остается в распоряжении арендодателя.

      Общие положения договора об аренде, а также нормы, регулирующие заключение договоров отдельных видов объектов аренды, установлены главой 34 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

      Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, становятся собственностью арендатора.

      Согласно статье 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды заключается в письменной форме независимо от срока его действия, если хотя бы одна из сторон договора – юридическое лицо. Таким образом, учреждения заключают письменный договор аренды имущества.

      При этом статьей 651 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным только с момента такой регистрации.

      Как отразить в учете сдачу части здания в аренду, читайте в статье журнала Учет в учреждении.

      Договор аренды для бюджетного и автономного учреждения

      Напомним, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым, а также недвижимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником.

      Автономные учреждения заключают договоры аренды имущества в рамках реализации права на самостоятельное принятие решения в отношении деятельности по оказанию платных услуг. Если сделка в форме договора аренды подпадает под понятие крупной или сделки с заинтересованностью, она может быть совершена учреждением только с согласия наблюдательного совета.

      Цена крупной сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом автономного учреждения может быть предусмотрен и меньший размер крупной сделки.

      Обязательные условия договора

      Есть два существенных условия договора аренды недвижимости, без которых договор не считается заключенным. О них и поговорим далее подробно.

      Остальные пункты вносятся по желанию. Однако обратите внимание на то, кто по договору будет проводить ремонт (текущий и капитальный).

      Согласно статье 616 ГК РФ арендодатель обязан проводить за свой счет капитальный ремонт имущества, а арендатор — текущий. Но только в случае, если в договоре не указан иной вариант. При желании стороны вправе указать удобный им порядок. Например, арендодатель проводит за свой счет и капитальный, и текущий ремонт.

      Или, наоборот, все виды ремонта можно включить в обязанности арендатора. Примерная формулировка: «Арендатор обязан за свой счет проводить капитальный и текущий ремонт помещения. Текущий ремонт проводится не реже одного раза в два года. Капитальный ремонт необходимо производить не реже одного раза в пять лет».

      Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
      Узнайте сейчас:
      ? 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
      ? 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
      ? Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
      ? Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
      ? Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

      Предмет договора

      Укажите все необходимые данные, относящие-ся к объекту недвижимости (п. 3 ст. 607 ГК РФ), а также порядок предоставления имущества: во временное владение и (или) пользование за плату.

      Объектом договора аренды недвижимости может быть здание, сооружение или помещение (часть здания или сооружения). Обратите внимание, что жилое помещение разрешается передавать по договору аренды юридическим лицам только лишь для проживания граждан. Физическим лицам помещения передаются во временное пользование по договору найма (ст. 671 ГК РФ).

      Перечислим, какие данные следует зафиксировать в разделе «Предмет договора». Прежде всего способ передачи имущества — во временное владение и пользование или только во временное пользование. Далее укажите такие сведения:

    8. вид недвижимого имущества (здание или сооружение);
    9. наименование здания или сооружения, если оно имеется, или же обобщенное название (например, гостиница «Весна», административное здание, ангар и т. п.);
    10. кадастровый номер объекта недвижимости;
    11. инвентарный номер — государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации;
    12. почтовый адрес;
    13. общая площадь (для зданий) или протяженность (для сооружений);
    14. назначение (жилой дом, стадион, гостиница, трубопровод и др.);
    15. количество этажей;
    16. кадастровый номер земельного участка, на котором расположено здание или сооружение.
    17. Приведем примерные формулировки:

      • В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное владение и пользование здание кинотеатра “Орион” с кадастровым номером 54:15:01:02:03:25:05:11 и инвентарным номером 43543. Объект аренды находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Советская, д. 39. Общая площадь — 1234,3 кв. м. Назначение здания — кинотеатр, этажность — 2 этажа. Кадастровый номер земельного участка 35:18:01:03:03:25:08. Копия кадастрового плана дана в приложении № 1 к Договору»
      • В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное пользование здание склада с кадастровым номером 46:08:05:05:04:14:05:09 и инвентарным номером 129982. Объект аренды находится по адресу: г. Дубна, ул. Циолковского, д. 18/12. Общая площадь — 521,8 кв. м. Назначение здания — склад для хранения товаров, этажность — 2 этажа, в том числе один — подземный. Кадастровый номер земельного участка, на котором находится здание, 94:18:08:15:03:25:07. Копия кадастрового плана дана в приложении № 1 к Договору».
      • Если по договору аренды вы передаете помещение, то есть не все здание, а только его часть, то в договоре укажите:

      • вид недвижимого имущества (помещение);
      • кадастровый номер помещения;
      • инвентарный номер помещения, если он имеется;
      • кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение;
      • этаж (один или несколько), на котором расположено помещение;
      • общая площадь помещения;
      • назначение помещения (жилое или нежилое).
      • Пример формулировки: «В соответствии с Договором Арендодатель обязуется передать Арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение с кадастровым номером 75:07:04:06:07:11:08:10, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 89, строение 8. Помещение расположено на третьем этаже. Общая площадь — 258,4 кв. м. Кадастровый номер здания 75:07:04:06:07:11:08. Копия поэтажного плана дана в приложении № 1 к Договору».

        Кроме того, и для зданий и сооружений, и для помещений в договоре подтвердите факт того, что объект аренды находится в собственности арендодателя, и запишите реквизиты свидетельства о собственности. Соответствующий пункт можно сформулировать так: «Право собственности арендодателя на Помещение зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серия III-АВ № 342123, выдано 22.05.2008 Управлением Роснедвижимости по Ленинградской области».

        Арендная плата

        Это второе и последнее существенное условие договора аренды недвижимости. Без него договор считается незаключенным (п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 654 ГК РФ).

        Укажите размер арендной платы или способ его определения, порядок и сроки перечисления платы, а также возможность изменения ее размера.

        Как правило, арендную плату устанавливают в фиксированном размере. Тогда формулировка будет такая: «Арендная плата по Договору составляет 100 000 (Сто тысяч) руб. в месяц».

        Иногда вместо арендной платы арендодатель просит арендатора выполнить какие-либо работы. В этом случае формулировка будет следующей: «В счет арендной платы по Договору Арендатор обязан выполнить для Арендодателя работы, перечисленные в приложении № 3 к Договору».

        Изменять плату можно по соглашению сторон в установленные договором сроки, но не чаще одного раза в год, если иное не предусмотрено договором (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

        Договор аренды имущества казенного учреждения

        Особенности арендных отношений казенных учреждений обуславливаются их правовым положением. Казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

        Пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственное (муниципальное) казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы от такой деятельности поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Доходы от оказания казенными учреждениями платных услуг относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

        Из норм статьи 298 Гражданского кодекса РФ следует, что государственное казенное учреждение не имеет права распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Особенности сдачи в аренду муниципального имущества казенными учреждениями таковы:

      • решение о сдаче имущества в аренду принимает учредитель (а не учреждение с разрешения учредителя);
      • приносящая доход деятельность в форме аренды объектов основных средств указана в учредительных документах учреждения;
      • полученные суммы арендной платы нельзя непосредственно использовать для возмещения расходов государственного (муниципального) казенного учреждения в рамках основной и приносящей доход деятельности.
      • Для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления даны отдельные разъяснения.

        Согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (статья 35 Бюджетного кодекса РФ) расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено Законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов государственных (муниципальных) казенных учреждений, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

        Не нашли ответ на свой вопрос?
        Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

        Затраты на содержание имущества бюджетных учреждений

        В случае сдачи в аренду недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, затраты на содержание такого имущества учредитель не возмещает. Это установлено пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Кроме того, в разделе 9 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что расходы на содержание имущества учреждений не учитываются при определении объема субсидии на государственное (муниципальное) задание, в случае если оно сдано учреждением в аренду. Однако сдача имущества в аренду не влечет за собой уменьшение расходов на уплату налогов на это имущество.

        Затраты на содержание такого имущества могут быть учтены как в составе нормативных затрат на оказание госуслуг, применяемых при расчете объема субсидии на госзадание, так и в рамках целевой субсидии. Таким образом, в принципе, расходы на содержание имущества, передаваемого в аренду, могут быть учтены при формировании государственного или муниципального задания.

        Вместе с тем в разделе 6 Комментариев отмечено, что содержание госимущества за счет соответствующего бюджета в случае сдачи его учреждением в аренду не финансируется только в части затрат на содержание имущества. Таким образом, уменьшение субсидии на сумму арендной платы происходит лишь в части затрат на содержание имущества, а не в части расходов, входящих в прямые затраты.

        Расходы на содержание имущества автономных учреждений

        В практической деятельности автономных учреждений следует руководствоваться общими правилами, установленными Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках, определяемых учредителем, производится за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Пунктом 3 статьи 4 Закона № 174-ФЗ установлено, что выполнение госзадания финансируется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Также финансовое обеспечение выполнения госзадания покрывает затраты на уплату налогов, которыми облагается такое имущество, в том числе земельные участки.

        Однако в случае сдачи такого имущества в аренду с согласия учредителя его содержание не финансируется. Таким образом, на уровне федерального закона установлена прямая норма, согласно которой расходы на содержание переданного в аренду имущества (зданий, помещений, отдельных площадей) выводятся из состава затрат по основной деятельности автономного учреждения и учитываются обособленно. Из разъяснений, приведенных в разделе 6 Комментариев, следует, что при принятии в течение года решения о сдаче в аренду имущества автономного учреждения, используемого им на праве оперативного управления, учредитель вносит изменения в госзадание, уменьшая объема субсидии в части затрат на содержание имущества.

        Государственное имущество, которое относится к объектам инфраструктуры для детей и предназначено для их образования, воспитания, развития, отдыха, оздоровления, может использоваться только в этих целях (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ). Перед сдачей в аренду государственного имущества проводится экспертиза.

        Содержание имущества казенных учреждений

        Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, имеют право распределять бюджетные ассигнования между этими учреждениями с учетом объемов поступлений от приносящей доход деятельности, которую ведут эти учреждения (п. 22 ст. 30 Закона № 83-ФЗ). Если учредитель принимает решение о возможности оказания казенным учреждением платных услуг и этот факт отражается в уставе учреждения, бюджетные ассигнования такому учреждению планируются, в том числе, с учетом расходов на финансовое обеспечение приносящей доход деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. При этом статья 161 Бюджетного кодекса РФ не регулирует вопросы выделения затрат на приносящую доход деятельность из состава общих расходов.

        Если иное не установлено федеральными законами, цены на платные услуги казенных учреждений устанавливаются органами государственной власти или распорядителями бюджетных средств. Таким же образом определяется и плата за аренду имущества казенного учреждения. На этапе определения арендной платы учитываются рыночные цены на аналогичные услуги в регионе (местности). Также следует установить, включаются ли в состав арендной платы суммы возмещения стоимости сопутствующих услуг (содержание арендованного имущества, потребленные арендатором коммунальные услуги, прочие расходы). Такое возмещение можно учитывать обособленно по отдельно выставляемым казенным учреждением счетам или иным аналогичным документам.

        КОСГУ: особенности сдачи имущества в аренду

        Если договор аренды предусматривает отдельное возмещение стоимости потребленных коммунальных услуг, то, по мнению автора, суммы полученного возмещения отражаются обособленно – в составе доходов от оказания платных услуг, то есть по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе от аренды, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ. Расходы на содержание имущества отражаются по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, а затраты на коммунальные услуги – по коду 223 «Коммунальные услуги» бюджетной классификации.

        Поскольку в статье 9.2 Закона № 7-ФЗ речь идет только о расходах на содержание имущества, формальные основания для отражения стоимости коммунальных услуг по коду финансового обеспечения «2» отсутствуют. В общем случае эти расходы учитываются в составе затрат, возмещаемых за счет средств субсидии. Стороны могут предусматривать в договоре аренды различные сочетания форм арендной платы. Суммы возмещения учреждению-арендодателю расходов на коммунальные услуги могут включаться в состав арендной платы. В этом случае, по мнению автора, расходы на коммунальные услуги, потребленные на обслуживание переданных в аренду площадей, учитываются по КФО «2». Доходы в виде возмещения стоимости потребленных арендатором коммунальных услуг в таком случае из арендной платы не вычленяются и, следовательно, отражаются в составе сумм, учитываемых по коду КОСГУ 120. Как учитывать налоги при аренде читайте в журнале >

        Учет операций по сдаче в аренду имущества

        В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений при отражении операций сдачи в аренду муниципального имущества оформляются следующие записи:

        Отражена сумма стоимости коммунальных услуг в арендованном помещении 4 401 20 223
        «Расходы на коммунальные услуги» 4 302 23 730
        «Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам» Отражена сумма стоимости за услуги связи, потребленные арендатором 4 401 20 221
        «Расходы на услуги связи» 4 302 21 730
        «Увеличение кредиторской задолженности по услугам связи» Отражена сумма стоимости прочих работ, услуг 4 401 20 226
        «Расходы на прочие работы, услуги» 4 302 26 730
        «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» Отражена сумма арендной платы 2 205 21 560
        «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности» 2 401 10 120
        «Доходы от собственности» Отражена сумма рыночной стоимости работ и услуг, которые по условиям договора оплачиваются отдельно от арендной платы 2 205 31 560
        «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» 2 401 10 130
        «Доходы от оказания платных услуг»

        Учет операций, связанных с предоставлением имущества казенных учреждений в аренду, ведется по общим правилам. Затраты на содержание имущества отражаются в составе общих расходов по счету 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Расходы на оплату коммунальных и иных сопутствующих услуг учитываются по соответствующим кодам КОСГУ по счетам бухгалтерского учета 1 401 20 221 «Расходы на услуги связи», 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и т. д. При этом распределение расходов возможно только в целях определения сумм, подлежащих возмещению арендатором, без обособленного отражения распределенных сумм в системном бухгалтерском учете. Суммы начисленной арендной платы отражаются по кредиту счета 1 401 10 120 «Доходы от собственности» и дебету счета 1 205 21 560 «Увеличение по дебиторской задолженности по доходам от собственности».

        Аренда имущества казенного учреждения: НДС и налог на прибыль

        Налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не облагается (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС не исчисляется в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) казенными учреждениями начиная с 1 января 2012 года. После вступления в силу Закона № 83-ФЗ осталось неясным, подпадает ли аренда государственного или муниципального имущества казенных учреждений под действие процитированной нормы. В частности, применяется ли к таким ситуациям статья 161 Налогового кодекса РФ, согласно которой при приобретении государственного или муниципального имущества НДС платит покупатель как налоговый агент. Однако впоследствии Минфин России урегулировал проблему в своих письмах. Так, письмом Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-07-11/51697 разъяснено, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС. В этом письме Минфина России речь идет только о муниципальном имуществе, однако та же логика применима и к случаям аренды государственного (федерального или субъектов РФ) имущества.

        При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями госуслуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ). Передача временно не используемого имущества в аренду формально к государственным или муниципальным функциям не относится. Поэтому с сумм арендной платы, по мнению автора, налог на прибыль нужно уплачивать на общих основаниях. Соответствующие лимиты бюджетных обязательств учитываются при определении объема расходов по статье 290 «Прочие расходы».

        Читайте так же:  Заявление на налоговый вычет имущественный образец. Заявление на налоговый вычет имущественный образец

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.