Готовим приказ на обучение сотрудника. Образец приказа на проведение тренинга

Готовим приказ на обучение сотрудника

Обучение или повышение квалификации

Распространенная ошибка при оформлении необходимых документов заключается в непонимании того, каким именно видом образовательных услуг предстоит воспользоваться компании. Зачастую знак равенства ставится между обучением и повышением квалификации, что является неверным. Для того чтобы развести эти понятия, следует обратиться к Федеральному закону «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ . Статья 73 классифицирует профессиональное образование по трем программам:

Программа Объект Цель
Профессиоанльной подготовки Лица, ранее не имевшие профессии рабочего или должности служащего Первичное получение профессии рабочего или должности служащего
Профессиональной переподготовки Лица, уже имеющие профессию или должность Получение новой профессии или новой должности
Повышения квалификации Лица, уже имеющие профессию или должность Последовательное совершенствование имеющихся знаний, умений и навыков по имеющейся профессии или должности

Когда необходимо отправить

Ст. 196 ТК РФ наделяет работодателя правом самостоятельно определять необходимость развития сотрудников. Исключение составляют случаи, когда выполнение работником той или иной деятельности невозможно без первичной профессиональной подготовки или дополнительного образования (ст.196 ТК РФ). Например, медицинский работник не допускается до манипулирования новейшим оборудованием, если он не прошел соответствующий курс повышения квалификации. Кроме того, для отдельных групп работников законодательно регламентирована периодичность прохождения допобучения или проверки знаний. В коммерческих предприятиях это касается прежде всего работников, ответственных за охрану труда. Приказ 1 29 обучение по охране труда предписывает руководителям и специалистам организации проходить проверку знаний не реже, чем один раз в три года.

Документы для направления

Трудовое законодательство не предусматривает конкретного алгоритма направления сотрудника на учебу и не обязывает организацию иметь соответствующий локальный нормативный акт. Однако если речь идет об образовании за счет предприятия, то работодатель заинтересован в максимально корректном оформлении сопутствующих документов. Перечислим основные из них:

  1. Договор с лицензированным поставщиком образовательных услуг.
  2. Приказ о направлении работника на учебу.
  3. Соглашение с работником о получении дополнительного образования.

Первые два документа принципиально важны, если работодатель планирует освободить плату за образовательные услуги от обложения НДФЛ в соответствии с п. 21 ст. 217 Налогового кодекса РФ. Что касается соглашения с работником, то данный документ призван обезопасить работодателя от финансовых потерь, согласно ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения сотрудника

Как правильно составить приказ о направлении на обучение

Приказ является основанием для посещения сотрудниками занятий в рабочее время. Законодательство не определяет четких требований к оформлению данного документа. Тем не менее, в текст приказа необходимо включить указание на то, что учеба персонала осуществляется за счет предприятия и в его интересах. Рекомендуется развернуто изложить причину, по которой работник или группа нуждается в профессиональной подготовке, переподготовке или повышении квалификации. Только при соблюдении этих условий работодатель может рассчитывать на то, что затраты на образование будут учитываться при исчислении налога на прибыль. В качестве примера предлагаем приказ об организации обучения по охране труда.

Образец приказа на обучение сотрудника

Что работник должен предоставить после обучения

Обязанность сотрудника что-либо предоставлять руководству по результатам прохождения образовательного курса не регламентирована законом. Однако работодатель вправе включить подобный пункт в локальный нормативный акт и соглашение с работником, сформулировав его на свое усмотрение. Как правило, от человека, завершившего учебу, требуется предоставление документа, подтверждающего данный факт. В некоторых случаях руководство может запросить справочные и методические материалы, полученные учащимся на занятиях. Кроме того, распространена практика проведения внутренней оценки эффективности обучения, в ходе которой от сотрудника требуется подтвердить на практике полученные знания. Данная процедура также должна фигурировать в локальном нормативном акте.

Примерный текст приказа об организации тренинга персонала предприятия («Проспект», 2011)

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 01.08.2010.

Примерный текст приказа
об организации тренинга персонала предприятия
В соответствии с разд. III программы организационного развития. (указать наименование предприятия в соответствии с учредительными документами) (далее — предприятие) и программой тренинга персонала предприятия на 2005 г.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. В период с 5 января по 27 декабря 2005 г. организовать на предприятии тренинг персонала в составе учебных групп (приложение 1 к программе тренинга). Общее руководство организацией тренинга возложить на заместителя генерального директора по управлению И.О. Фамилия, а руководство обучаемыми непосредственно в ходе занятий — на руководителей соответствующих учебных групп (руководителей структурных подразделений).
2. Для проведения занятий использовать первую и третью среду каждого месяца. Установить предельную общую продолжительность занятий в течение учебного дня 8 академических часов. Состав занятий и обучаемых определять в соответствии с ежемесячными планами тренинга. Ответственность за своевременное объявление содержания планов тренинга возложить на начальника отдела тренинга И.О. Фамилия. Ответственность за качественное проведение занятий возложить на должностных лиц предприятия, которым в соответствии с программой тренинга предписано их проведение (приложение 3 к программе тренинга).
3. Целью тренинга персонала предприятия на предстоящий год считать всемерное повышение профессионализма всех категорий работников. Особое внимание в процессе тренинга уделить индивидуальной подготовке молодых (вновь принятых на предприятие) работников, а также работников из числа руководителей младшего и среднего звена управления.
4. Основными задачами тренинга персонала предприятия на предстоящий год считать:
4.1. Совершенствование ранее обретенных всеми категориями работников навыков, знаний и умений.
4.2. Закрепление и углубление важнейших теоретических знаний в области экономической и правовой подготовки, а также менеджмента.
4.3. Дальнейшее развитие практических навыков и умений в области технологической подготовки, бухгалтерского учета, делопроизводства.
5. Важнейшими направлениями тренинга персонала предприятия на предстоящий год считать:
5.1. Для работников из числа руководящего состава — экономическую и правовую подготовку.
5.2. Для работников из числа специалистов — технологическую подготовку, основы корпоративной культуры и этики.
5.3. Для работников из числа технических исполнителей — технологическую и специальную подготовку.
6. Особенностями тренинга персонала предприятия на предстоящий год считать:
6.1. Ускоренное обучение молодых (вновь принятых на предприятие) работников основным практическим навыкам, необходимым им для качественного выполнения порученной им работы (трудовой функции).
6.2. Обучение работников из числа руководителей младшего и среднего звена управления знаниям в области обеспечения охраны труда и техники безопасности при производстве работ с учетом возрастания угрозы экологических и техногенных катастроф, в том числе в результате совершения террористических актов.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя генерального директора И.О. Фамилия.
Генеральный директор Личная подпись
И.О. Фамилия
Заместитель генерального директора Личная подпись
по управлению
И.О. Фамилия

Приказ о проведении семинара-тренинга в рамках КДР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СОЧИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

О проведении семинара-тренинга

В соответствии с приказом УОН № 000 от 22 октября 2012 г. «О проведении оценки качества образования обучающихся общеобразовательных учреждений г. Сочи» и планом работы МУО Сочинского центра развития образования на 2013 год, в целях оказания методической помощи учителям русского языка и литературы в выборе эффективных форм и методов организации подготовки школьников образовательных учреждений г. Сочи к итоговой аттестации в формате ЕГЭ

1. Провести 28.02.2013 г. на базе МОБУ СОШ № 13 (для учителей Центрального и Хостинского районов), на базе МОБУ СОШ № 75 (для учителей Лазаревского района), на базе МОБУ лицея № 59 (для учителей Адлерского района) семинар-тренинг с участием учителей-тьюторов (лицей № 95), (СОШ № 67), (СОШ № 77), (СОШ № 24) для учителей русского языка и литературы по теме: «Подготовка выпускников 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ» Начало в 13.00.

2. Утвердить список участников семинара (приложение 1).

3. Утвердить программу проведения обучающего семинара (приложение 2).

4. Назначить ответственным за проведение семинара , начальника отдела гуманитарного образования МУО СЦРО.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на , заместителя директора по научно-методической работе.

С приказом ознакомлены:

Приложение к приказу директора МУО СЦРО

проведения семинара — тренинга для учителей русского языка и литературы

Тема: «Подготовка выпускников 11 классов к итоговой аттестации в формате ЕГЭ»

Дата, место и время проведения: 28.г., МОБУ СОШ №13, МОБУ СОШ № 75, МОБУ лицей № 59. Начало в 13.00.

Целевая группа: учителя русского языка и литературы, работающие в 11 классах

1. Цель проведения семинара-тренинга: Познакомить учителей русского языка с эффективными формами подготовки школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ (части В и С).

Вопросы для обсуждения:

1. Современные подходы к комплексному повторению учебного курса русского языка в процессе подготовки школьников к итоговой аттестации по русскому языку: ключевые разделы учебного курса (словообразование, морфология, сложные вопросы синтаксиса).

2. Эффективные приёмы организации работы с текстами разного типа и стиля речи на уроках русского языка: определение проблемы исходного текста, авторской позиции, комментирование текста (рецензирование).

3. Критерии оценивания части С. Комментарий к каждому критерию.

Директор СЦРО

Читайте так же:  Дидактические пособия для развития мелкой моторики малышей. Дидактическое пособие для развития мелкой моторики

Фрагмент документа

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»

При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

01 — Государственный герб Российской Федерации;

02 — герб субъекта Российской Федерации;

03 — эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 — код организации;

05 — основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 — идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

07 — код формы документа;

08 — наименование организации;

09 — справочные данные об организации;

10 — наименование вида документа;

11 — дата документа;

12 — регистрационный номер документа;

13 — ссылка на регистрационный номер и дату документа;

14 — место составления или издания документа;

16 — гриф утверждения документа;

18 — заголовок к тексту;

19 — отметка о контроле;

20 — текст документа;

21 — отметка о наличии приложения;

23 — гриф согласования документа;

24 — визы согласования документа;

25 — оттиск печати;

26 — отметка о заверении копии;

27 — отметка об исполнителе;

28 — отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 — отметка о поступлении документа в организацию;

30 — идентификатор электронной копии документа

4.7. Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.

Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 11, 14.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04, 05, 06, 08, 09 и, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 08, 10, 14 и, при необходимости, ограничительные отметки для границ зон расположения реквизитов 11, 12, 13, 18, 19

Пример 1

Продольный бланк приказа (с нумерацией реквизитов согласно ГОСТу Р 6.30-2003)

Пример 2

Угловой бланк приказа с центрированным расположением реквизитов и их нумерацией

Мы продемонстрировали продольный и угловой бланки с центрированным расположением реквизитов – это самые распространенные варианты оформления. Еще существует угловой бланк с флаговым расположением реквизитов: так же как и в Примере 2, реквизиты размещаются в левой части листа, но не центрируются там, а располагаются от границы левого поля.

Примеры 1 и 2 отличаются не только размещением реквизитов, но и их составом, например, у организации может быть вышестоящая организация, а может и отсутствовать, у нее может быть своя эмблема или право использовать герб России / ее субъекта, а может и не быть. Кстати, если у организации есть несколько эмблем / товарных знаков да еще и право использования герба, то на бланке документа нельзя размещать сразу все – придется выбрать что-то одно. Специальные уголки (скобки) для размещения заголовка к тексту на бланке не обязательны (есть только в Примере 2), вне зависимости от продольного или углового способа размещения реквизитов бланка заголовок к тексту печатается от границы левого поля.

Чем же бланк приказа отличается от бланков других видов документов? Приказ является внутренним документом, поэтому в его бланке отсутствуют реквизиты, в которых указываются метаданные организации: ее код (реквизит 4), ОГРН (5), ИНН/КПП (6), справочные данные об организации (9). Нет на нем и ссылки на регистрационный номер и дату входящего документа (реквизит 13), которая характерна только для писем и заполняется на ответных документах.

Не следует забывать, что сейчас мы говорим о бланке документа, т.е. о чистом листе бумаги формата А4, на котором аккуратно, без ошибок и опечаток, напечатаны сведения, одинаковые для всех приказов данной организации, а также нанесены отметки для дальнейшего проставления некоторых переменных реквизитов 3 .

Как разработать и защитить от редактирования отдельные фрагменты формы документа или бланка, рассказано в статье «Создание защищенных форм документов в MS Word» на стр. 84 журнала № 11’ 2012

Признаюсь, я, как любая женщина, люблю все блестящее, поэтому мне больше нравятся бланки, изготовленные типографским способом, особенно выполненные способом тиснения текста на хорошей плотной бумаге. Однако при желании на издании бланков можно сэкономить, создав шаблон бланка с помощью компьютера, и в дальнейшем использовать его для оформления приказов, распечатывая их на любых доступных печатающих устройствах.

При оформлении приказов следует помнить, что в них нет обращения к предполагаемому корреспонденту, поэтому реквизит 15 (адресат) также отсутствует (при этом любой приказ можно отправить какому-либо должностному лицу, например, по почте, может быть составлен и специальный список рассылки приказа). Приказы не утверждаются, а подписываются руководителем, поэтому на их бланках не предусмотрено место для оформления реквизита 16 (гриф утверждения документа). А вот перечисленные ниже реквизиты вполне могут быть оформлены на таком официальном документе, как приказ:

20 – текст документа;

21 – отметка о наличии приложения;

23 – гриф согласования документа;

24 – визы согласования документа;

25 – оттиск печати;

26 – отметка о заверении копии;

27 – отметка об исполнителе;

28 – отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 – отметка о поступлении документа в организацию;

30 – идентификатор электронной копии документа.

Герб, эмблема или товарный знак

В соответствии с законом «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб РФ разрешается помещать на бланках государственных учреждений федерального уровня (например, на бланке Центрального Банка РФ, на бланке Министерства юстиции РФ, Министерства иностранных дел и т.д.). Размещение герба РФ на бланках других организаций является нарушением законодательства и может привести к соответствующим санкциям.

Герб субъекта РФ помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами этих субъектов.

Эмблему организации или товарный знак (знак обслуживания) помещают на бланках организаций в соответствии с уставом (положением об организации). Но если вы не располагаете средствами, с помощью которых можно нанести эмблему организации на бланк приказа (например, в вашем распоряжении только пишущая машинка), а также учитывая тот факт, что приказ является внутренним документом, эмблему на бланке приказа можете и не размещать.

Наименование организации

Наименование организации является основным реквизитом бланка приказа, с помощью которого идентифицируется автор документа, поэтому наличие данного реквизита на бланках приказа необходимо, и оно должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Так, если в уставных документах указано наименование: Закрытое Акционерное Общество «Лучьшие друзя природы – ХХ1», то и на бланке должно быть воспроизведено это наименование со всеми орфографическими и пунктуационными ошибками.

Для части приказов установлен предельный срок хранения – постоянно. Поэтому наименование вашей организации должно быть прочитано и понято не только вами и вашими современниками, но и потомками. Представьте, сколько сил потребуется исследователю для расшифровки следующего наименования: РОСФИНМОНИТОРИНГ или МОСЭЛЕКТРОТЯГСТРОЙ. Это напоминает задорновское название НИИВТОРСЫРЧЕТМЕТБРЕДСНАБСТЫДСБЫТЗАГРАНПОСТАВКА. И это могло бы быть просто шуткой, если бы не сокращенное наименование организации, увиденное мною на реальном бланке письма из Самары: ОПП ЖБИ СГО СРО ООО ИВА.

Если уставом организации утверждено использование краткого наименования организации, то его нужно размещать на бланке приказа в скобках под полным наименованием (см. Пример 1).

При необходимости на бланках указывается наименование вышестоящей организации, которое печатается выше наименования организации. Наименование вышестоящей организации может быть напечатано как полно, так и сокращенно (см. тот же Пример 1).

Если филиалу, территориальному отделению или представительству предоставлено право самостоятельно издавать распорядительные документы от имени руководителя подразделения, в том числе и приказы, то им предоставляется право издавать и бланки приказов. При этом наименование подразделения располагается ниже наименования организации, в состав которой они входят.

Наименование вида документа

В качестве наименования вида документа в приказах всегда печатается слово «ПРИКАЗ» полностью заглавными буквами.

Дата и регистрационный номер

Датой приказа является дата его подписания руководителем. Иногда неопытные делопроизводители датой приказа считают дату его регистрации, но хочу обратить ваше внимание – это является грубейшей ошибкой. На практике встречаются ситуации, когда руководитель подписывает приказы поздно вечером, а на регистрацию они попадают только следующим утром, но и в этой ситуации (с юридической точки зрения!) датой приказа должна быть дата его подписания руководителем.

Допускается несколько способов оформления даты:

  • арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год, например, 15.06.2012 или
  • словесно-цифровым способом, например, 15 июня 2012 г.
  • Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера и дополнительного индекса. Например, приказам, изданным по вопросам утверждения или изменения тарифов, можно присвоить индекс «т», тогда регистрационный номер получится 125-т или 125/т. Отдельные элементы номера могут разделяться между собой косой чертой или тире. Можно кодировать любую удобную вам информацию о приказах, прибавляя ее к порядковому номеру документа внутри своей отдельной подгруппы. Еще часто в номер документа включают номер дела по номенклатуре дел, в которое он будет подшит, например: 07-12/125.

    Место составления или издания документа

    Его указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения. Еще наименование столичного города не принято предварять буквой «г». Хотя, как видно из изученных мною источников, этим грешат и наши федеральные учреждения.

    Пример 3

    Хочется вспомнить очень смешной случай с этой самой буквой «г». Вы знаете, что при создании баз данных полям присваиваются названия. Так вот, в одной базе данных в разделе «Адрес клиента» поле, в котором нужно было указывать город, было названо просто «г.». А один из сотрудников, заполнявших базу, эту же букву вписал и в содержимое ячейки вместе с наименованием города, у него получилось «г. Ейск». При автоматическом формировании адресных ярлыков для почтовой рассылки документов по клиентам программа, формируя адрес, писала «г.» и далее подставляла содержимое этой ячейки, написанное заглавными буквами. В результате в адресе получился населенный пункт «г. Г.ЕЙСК». Другой оператор, бегло проглядывавший автоматически сформированные ярлыки перед их распечаткой, заметил ошибку и быстро исправил ее. удалив одну точку, получилось «г. ГЕЙСК». Вот так рождаются на карте новые города!

    Текст приказа

    Заголовок к тексту оформлять желательно. Он является основным поисковым признаком документа и «палочкой-выручалочкой» для сотрудников, регистрирующих документ, т.к. отражает смысловую нагрузку (в заголовке кратко излагается суть приказа). Это позволяет значительно сократить время на регистрацию документа.

    Заголовок начинается с предлога «О» (или «Об») и формируется при помощи отглагольных существительных или существительных, указывающих на предмет. Он должен соответствовать содержанию приказа и кратко передавать его смысл. Например:

    • О создании аттестационной комиссии;
    • О проведении торжественных мероприятий, посвященных 65-й годовщине Великой Отечественной войны;
    • Об итогах проведения семинара.
    • Теперь подробно остановимся на основной части документа, ради которой собственно и проделываются все манипуляции с бланками, – на его тексте.

      На бланке печатается, как правило, только первая страница приказа, вторая и последующие печатаются уже на чистых листах бумаги формата А4. Если в приказе более двух листов, то они нумеруются.

      Текст приказа по основной деятельности состоит из двух взаимосвязанных частей: констатирующей и распорядительной.

      Констатирующая часть является введением в существо вопроса и обосновывает издание приказа. В ней могут быть перечислены факты, события, дана им оценка. Если приказ подготовлен на основании документов других организаций или ранее изданных документов, то в констатирующей части приказа указывают их реквизиты: наименование документа, наименование организации-автора, дату и регистрационный номер документа, заголовок к тексту в кавычках (Пример 4). В последнем предложении констатирующей части точка не ставится.

      Пример 4

      Констатирующая часть текста приказа

      Во исполнение приказа Председателя ЦБ РФ от 12.02.2011 № 125 «О внесении изменений в нормативные документы»

      Распорядительная часть приказа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами с отдельной строки от левого поля документа. После него ставится двоеточие.

      Затем с абзаца новой строки следует текст распорядительной части приказа. Используемые здесь формулировки должны быть конкретными, четким, не допускающими двоякого толкования и лингвистически правильными. Они не должны противоречить ранее изданным нормативным и распорядительным документам, изданным в данной организации и в целом в правовом поле России.

      Если распорядительная часть приказа предполагает различные по характеру действия или поручения, которые будут исполняться несколькими исполнителями, то ее следует разделить на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Если текст приказа содержит подпункты, то их также лучше нумеровать арабскими цифрами (их номер будет состоять из порядкового номера пункта, точки и порядкового номера подпункта внутри пункта и т.д.). Количество уровней вложенности может быть разным (где-то 1 уровень, где-то – 2, где-то – 3 и т.д.); нумерация, конечно, поможет определить, что куда относится, но злоупотреблять не стоит. См. Пример 5.

      Обратите внимание, что после номера пункта/подпункта приказа обязательно стоит точка, которая отделяет номер от текста этого пункта/подпункта. А когда вы хотите на него где-либо сослаться, то номер уже нужно писать без последней точки, например, «согласно подпункту 2.1.1 приказа».

      Текст абзацев нумерованного списка может начинаться от границы левого поля (отступы будут делаться только в красной строке каждого абзаца, как в Примере 6). А может быть расположен весь с большим отступом и вправо будут «съезжать» только номера пунктов/подпунктов, которые в этом случае будут хорошо видны (этот вариант показан в Примере 11).

      Пример 5

      Нумерация поручений распорядительной части приказа

      В каждом пункте указываются исполнитель, предписываемое действие и срок исполнения. Исполнителя рекомендуется указывать в дательном падеже, при этом называется не только его фамилия, но и должность (возможно с наименованием структурного подразделения) – см. пункт 1 в Примере 6. Если предписываемое действие будет исполняться несколькими исполнителями одновременно, то в этом случае исполнители могут быть указаны обобщенно (как в пункте 2 того же Примера 6).

      Пример 6

      1. Начальнику Управления операционно-кассового обслуживания Петрову И.И. провести ревизию кассы Дополнительного офиса «Малышок». Срок исполнения – 12 декабря 2012 года.

      2. Руководителям филиалов подготовить ежегодный отчет по итогам деятельности подразделений за 2012 год. Срок исполнения – 21 января 2013 года.

      Предписываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме – «разработать», «утвердить», «подготовить», «ввести в действие» и т.д.

      Срок исполнения должен устанавливаться для каждого задания в отдельности. Не допускается формулировка заданий без установления соответствующего срока исполнения.

      См. статью «Как определить сроки исполнения?» на стр. 12 журнала № 8’ 2011

      Чтобы не было лишней путаницы, лучше использовать формулировку «Срок исполнения – », как это сделано в Примере 6. Это означает, что если поручение выполнено в указанный день (до конца рабочего дня), то оно выполнено своевременно. Если же вы будете использовать предлоги «к», «до», то будьте готовы к тому, что не все поймут их смысл одинаково. Например, «до 14.12.2012» кто-то поймет как до конца предыдущего дня, т.е. по 13.12.2012 включительно. Еще больше вопросов возникает, когда крайнюю дату исполнения поручения приходится высчитывать, например, для формулировки «в течение 10 дней»:

    • с какой даты отсчитываем срок – с даты подписания приказа или со следующего дня?
    • считаем календарные дни или только рабочие? и т.п.
    • Работая с документами, издаваемыми современными авторами, мне приходится делать печальный вывод о том, что красиво и аккуратно разместить текст приказа на листе бумаги многие просто не умеют, т.к. плохо владеют средствами редактирования текстов, например, программой MS Word. Какие ошибки наиболее распространены? Люди не умеют пользоваться функцией «создание нумерованного списка», а если и умеют, то могут заставить машину считать только до первого уровня списка. Не владеют функцией «табуляция». И часто отступ оформляют «дедовским» методом – с помощью клавиши «пробел».

      Когда я работала преподавателем делопроизводства, мне пришла в голову замечательная идея: а не использовать ли нам такую простую вещь, как таблицу? Во-первых, текст тогда будет выровнен по левому краю одинаково, номера пунктов тоже сразу видны. Во-вторых, для исполнителя и срока исполнения можно отвести отдельные ячейки, тогда и эта информация будет сразу бросаться в глаза. См. Пример 7.

      Говоря об использовании таблиц при составлении документов, мне не хотелось бы, чтобы вы понимали это как руководство к действию (долой текстовые документы!) и перешли на составление документов с помощью «программы-калькулятора» Exсel. Да-да! И это не смешно. Мне присылали на редактирование приказы, отпечатанные в виде такой «умной» таблицы. Скажу честно, править их невозможно. легче перепечатать. Предлагаю использовать таблицы (если моя идея вам понравится) в текстовом редакторе MS Word. Их границы должны быть прозрачными (т.е. видны только на экране).

      Пример 7

      Структуризация пунктов распорядительной части текста приказа при помощи таблицы

      Текст приказа составляется исполнителем-автором документа. Как правило, тщательной проработке подвергается каждое слово поручения. Часто проект документа проходит процедуру согласования с несколькими должностными лицами. Ведь простая ошибка или опечатка могут привести не только к мелким неприятностям, но и к большим проблемам. Вспомните старый-престарый мультфильм, в котором предлагалось правильно поставить запятую в простом распоряжении: «Казнить нельзя помиловать».

      Обращу ваше внимание еще на одну проблему – это любовь к сокращениям. Бесцеремонно сокращают должности, названия структурных подразделений. А еще, бывает, пытаются с любовью и придыханием писать с заглавной буквы название каждой должности или структурного подразделения и, что совсем недопустимо, каждое слово должности «горячо любимого руководителя».

      Конечно, это не делопроизводство в чистом виде, а скорее вопрос корпоративной этики. Чтобы раз и навсегда уйти от назойливой проблемы, необходимо во внутреннем нормативном документе, например, в инструкции по делопроизводству, четко установить правила написания должностей и подразделений, а также утвердить перечень используемых в документах общепринятых сокращений.

      Что писать с маленькой и что с заглавной буквы в наименованиях должностей и подразделений, мы разобрались в статье «Написание наименований должностей», опубликованной на стр. 54 журнала № 9’ 2012

      Если к приказу прилагается какой-либо документ, то в тексте приказа его наименование указывается полностью и после этого сразу в скобках делается отметка о том, что документ прилагается к приказу (например, «(прилагается)» или «(приложение 1)», еще см. Пример 8). Если приложений несколько, то они нумеруются. Но отдельно отметка о наличии приложений после текста приказа не оформляется!

      На первом листе документа, являющемся приложением к приказу, в правом верхнем углу пишут «Приложение №» с указанием наименования распорядительного документа, его даты и регистрационного номера (Пример 9). Допускается выражение «ПРИЛОЖЕНИЕ №» печатать прописными буквами.

      Пример 8

      Упоминание приложений и утверждение документов в тексте приказа

      1. Утвердить Перечень структурных подразделений, участвующих в смотре (приложение 1).

      2. Утвердить и ввести в действие с 21 января 2013 г. Порядок взаимодействия подразделений банка в процессе издания распорядительных документов (приложение 2).

      3. Считать Порядок взаимодействия подразделений банка в процессе принятия управленческих решений, утвержденный приказом Председателя Правления банка от 12.03.2010 № 33/44, утратившим силу.

      Пример 9

      На приложении к приказу отражается его номер и дается ссылка на утверждающий документ

      Пример 10

      На утвержденном документе оформляется гриф утверждения с указанием реквизитов приказа

      Приказом могут утверждаться внутренние нормативно-методические документы. В этом случае в тексте приказа должно быть воспроизведено их полное наименование (см. пункт 2 текста в Примере 8), а на утвержденном документе оформляется гриф утверждения (см. Пример 10 и обратите внимание, что в грифе слово «УТВЕРЖДЕН» должно согласовываться с родом утвержденного документа, например: Положение – УТВЕРЖДЕНО, Порядок – УТВЕРЖДЕН, а Инструкция – УТВЕРЖДЕНА). Отдельным пунктом приказа помещается перечень документов, утративших силу или подлежащих изменению и дополнению в связи с изданием данного приказа (см. пункт 3 текста в Примере 8).

      Последним пунктом приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением данного приказа. Не рекомендуется в качестве контролера указывать руководителя учреждения, подписавшего приказ. Фраза «Контроль исполнения оставляю за собой» не совсем корректна. Контрольная функция присуща руководителю изначально при назначении его на должность. И если он самостоятельно контролирует исполнение изданных им распорядительных документов, то данный пункт просто не печатается.

      Приказ подписывает руководитель учреждения или другое должностное лицо, которому руководитель делегировал свои полномочия. В состав реквизита «Подпись» входят:

    • наименование должности лица, подписавшего документ;
    • личная подпись;
    • расшифровка подписи (инициалы и фамилия).
    • Наименование должности печатается сразу от левого поля документа (без отступа). См. Пример 11.

      Так как приказы печатаются на специальных бланках с указанием наименования организации «в шапке», то дублировать его в должности «подписанта» не нужно. Заверять подпись на этом внутреннем документе печатью тоже не нужно.

      Отметка о контроле за исполнением приказа чаще всего проставляется на документе, поступившем из вышестоящей организации, исполнение которого обязательно для подведомственных структур. Особо подчеркну, что исполнение данного приказа будет контролироваться не только руководителем организации, получившей приказ, но и учреждением, которым документ был издан.

      Отметку о контроле проставляют в верхнем правом углу документа в виде буквы «К» или слова «Контроль». Для этого часто используют штампы.

      Пример 11

      Приказ по основной деятельности

      Сноски

      1. Служба ДОУ (служба документационного обеспечения управления) на конкретном предприятии может именоваться по-разному: Управление делами, секретариат, канцелярия и т.п., вплоть до личности отдельного секретаря в малой организации.

      2. Это типовые приказы, поэтому они нашли отражение в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Министерства культуры от 25.08.2010 № 558).

      3. Известны случаи, когда на специальную мелованную бумагу наносили только изображение эмблемы организации, а затем с помощью принтера печатали необходимый в конкретной ситуации бланк или документ в целом.

      Тренинги и семинары для сотрудников

      «Кадровый вопрос», 2011, N 5

      ТРЕНИНГИ И СЕМИНАРЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ

      Как учесть расходы организации на проведение обучающих семинаров и бизнес-тренингов, читайте в нашей статье.

      В Налоговом кодексе РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ), предусмотрены расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников организации-налогоплательщика при соблюдении следующих условий:

      1) обучение осуществляется на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус (п. 3 ст. 264 НК РФ);

      2) обучение проходят работники, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года (п. 3 ст. 264 НК РФ).

      Что касается расходов на обучение (например, в форме тренингов, семинаров, консультаций), проводимых организациями, не имеющими лицензии на ведение образовательной деятельности, то они прямо не поименованы в НК РФ, но тем не менее их можно учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Так, в прочих расходах пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрены расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, так как данная позиция законодателем более подробно не расшифрована, то это дает право налогоплательщику при наличии документального подтверждения и экономической обоснованности относить сюда расходы на обучение, даже если такое обучение проводилось необразовательным учреждением.

      Если обучение проводится за границей, это не лишает организацию права учесть такие расходы как уменьшающие налогооблагаемую прибыль (Письмо Минфина России от 28 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/137). Стоимость проезда работника к месту обучения и обратно, стоимость проживания во время обучения и суточные также учитываются в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, но как расходы на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

      Зачастую работодатель организует обучающие семинары следующим образом: заключает договор, с одной стороны, с организацией, которая будет проводить обучение, и, с другой стороны, с местом проведения, например пансионатом. Так как место проведения обучения за пределами территории работодателя, то возникают еще и расходы на командировки, которые организация должна возместить сотруднику:

      — расходы по проезду;

      — расходы по найму жилого помещения;

      — дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

      — иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

      Здесь следует обратить внимание на тот факт, что не признаются расходами на обучение работников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, поэтому трудно будет убедить налоговые органы в обоснованности расходов на экскурсии, прогулки на теплоходе и т. п.

      Для того чтобы доказать экономическую обоснованность, необходимо наличие связи между темой семинара или тренинга с деятельностью организации, что такие расходы произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода. И если с необходимостью проведения семинаров по бухгалтерскому и налоговому учету для бухгалтеров все ясно, то как быть с тренингами личного роста, по управлению временем и т. п.? Если организация считает, что проведение такого тренинга для сотрудника скажется на повышении эффективности его деятельности, то она может считать расходы на проведение тренинга обоснованными. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

      Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

      Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Документальным подтверждением расходов на тренинги и семинары послужат:

      — договор на проведение обучения;

      — программа или план;

      — приказ о проведении тренинга;

      — приказ о командировании сотрудников для участия в проведении тренинга;

      — командировочное удостоверение, приказ о направлении сотрудников в командировку;

      — счет за проживание;

      — акт о выполнении услуг.

      Оплата организацией за налогоплательщика обучения, осуществляемого в его интересах, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ признается доходом налогоплательщика, полученным в натуральной форме (Письмо Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/291). Если обучение — инициатива работодателя, то НДФЛ с сотрудника не удерживаем.

      Приказ об организации онлайн-обучения персонала, который сэкономит налоги

      Популярное по теме

      Как документ позволит сэкономить. Онлайн-обучение работников набирает сейчас все большую популярность. Такой вид образования позволяет повышать квалификацию и уровень мастерства сотрудника, практически не отрывая его от рабочего процесса. Одновременно такой вид обучения позволяет получить налоговую экономию, если в качестве организатора вебинаров выступает дружественная организация на льготном режиме налогообложения – «упрощенец» c объектом обложения «доходы», иностранная компания из низконалоговой юрисдикции либо образовательная компания с льготной ставкой налога на прибыль 0 процентов (ст. 284.1 НК РФ). Это позволит не только повысить квалификацию персонала, но и вывести часть доходов группы компании из-под налогообложения.

      Однако у бухгалтера компании могут возникнуть проблемы при учете расходов на обучение работника на различных интернет-курсах, онлайн-семинарах, вебинарах и консультациях. Прежде всего, из-за сложности доказать реальность услуги, подтвердить ее документально. А также из-за неоднозначности законодательства.

      Так, в Налоговом кодексе в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ), предусмотрены расходы на консультационные и иные аналогичные услуги. Так как данная позиция законодателем более подробно не расшифрована, это дает право налогоплательщику при наличии документального подтверждения и экономической обоснованности относить сюда расходы на участие в вебинарах, даже если такие вебинары организованы не образовательным учреждением.

      Для того чтобы доказать экономическую обоснованность, необходимо наличие связи между темой семинара или тренинга и деятельностью организации. И показать, что такие расходы произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если организация считает, что проведение такого тренинга для сотрудника скажется на повышении эффективности его деятельности, то она может считать расходы на проведение тренинга обоснованными.

      Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

      В налоговом законодательстве не приводится перечень документов, которые должны подтверждать понесенные расходы на тренинг или семинар. Кроме того, статья 252 НК РФ говорит о возможности косвенного документального подтверждения расходов. Из этого следует, что налогоплательщику предоставлена определенная свобода в решении вопроса документального подтверждения расходов на семинары: при отсутствии одних документов он вправе предоставить иные, подтверждающие понесенные расходы.

      Документальным подтверждением расходов на тренинги и семинары послужат:

    • договор на проведение обучения;
    • программа или план обучения;
    • приказ руководителя о проведении тренинга;
    • приказ об участии сотрудников в вебинарах и тренингах.
    • Случается, что налоговики сомневаются в правомерности учета расходов на участие в семинаре из-за отсутствия у организации лицензии. Однако, как и следует ожидать, большинство судов такой подход не одобряют (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 21.10.10 № КА-А40/12309-10, от 23.09.09 № КА-А40/9373-09-2).

      Наличие лицензии у образовательного центра – не обязательное условие для учета расходов. Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию (п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.11 № 174).

      В каком виде составляется. Конкретные требования к форме и содержанию такого документа отсутствуют, но чаще всего необходимость в участии в вебинарах оформляется в виде приказа или распоряжения по организации с перечнем тем таких семинаров и тренингов, а также перечнем сотрудников, принимающих в них участие. Данные сведения могут быть также систематизированы в виде, например, программы обучения на текущий год.

      Что обязательно должно быть в документе. Для учета расходов на приобретение услуг по проведению вебинаров выгоднее, чтобы такие затраты не подпадали под подготовку или переподготовку кадров, а являлись тренингом или консультациями по каким-либо вопросам.

      Кроме того, в этом случае дружественная образовательная компания может действовать без лицензии и применять «упрощенку». Тогда как для использования льготной ставки по налогу на прибыль 0 процентов необходимо осуществлять именно образовательную деятельность.

      В документе обязательно должна быть раскрыта экономическая обоснованность участия в вебинаре именно для конкретной организации с указанием темы семинара и должностей сотрудников, участвующих в таких онлайн-семинарах. К данному приказу можно приложить заключение кадровой службы компании об анализе эффективности работы персонала тех или иных профессий с предложением участия в семинарах с определенными темами.

      Дополнительные меры безопасности. Взаимодействие между преподавателем и участниками вебинара происходит при помощи web-технологий, поэтому на рабочих местах участников вебинара из програмного обеспечения должен быть установлен лишь любой веб-браузер. Поэтому фактически налоговый орган может элементарно проверить как длительность заявленного вебинара, так и количество его слушателей.

      Это позволяет сделать распечатка страниц сайта, где показан вход в личный кабинет, участие в онлайн-семинаре, вебинаре и т.д. Для снятия возможных рисков организация должна обеспечить сотрудников возможностью участия в вебинаре.

      Возможно заключение договора только с одной образовательной организацией по интересующей теме, соответственно цена за организацию такого индивидуального вебинара будет значительно выше. Стоимость услуг также может зависеть от количества слушателей, таким образом можно завысить расходы на оплату вебинаров.

      Факт получения консультационных услуг подтвердят распечатки электронных документов:

    • платежных документов;
    • писем о предоставлении обучающемуся после оплаты паролей доступа к занятиям, личному кабинету на сайте и т.д.;
    • файлов с программой обучения, раздаточным материалом и указаниями количества часов посещения образовательного сайта.
    • Как отстоять перед налоговиками расходы на тренинг или корпоратив

      Все больше компаний проводят корпоративы в середине года. Тренингами с приглашенными экспертами тоже никого не удивишь. Но налоговики не успокаиваются, пытаясь снять расходы. Практикующий адвокат рассказывает, какие контрдоводы помогут доказать, что все расходы по тренингам и корпоративам подтверждены.

      Казалось бы, ни у налоговых органов, ни у бухгалтеров не должно возникать вопросов о правомерности отнесения затрат на обучающие тренинги. В письмах Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 апреля 2009 г. N 03-03-06/1/257 и от 28.02.2007 N 03-03-06/1/137 признается возможность учета стоимости обучения на семинаре в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако, судебные споры между налоговыми органами и налогоплательщикам не утихают.

      Какие же претензии со стороны налоговых органов наиболее характерны и как на них реагировать? Рассмотрим наиболее типичные ситуации:

      1. Налоговая инспекция оспаривает сам факт обучающего тренинга, полагая, что для сотрудников был организован отдых.

      Необходимо предоставить доказательства проведения тренинга, связанного с производственной деятельностью Общества и направленной на извлечение дохода. Это могут быть договор тренинга, акты выполненных работ, программы и материалы семинаров, тренингов и конференций: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. по делу N А82-8294/2008.

      2. Налоговые органы отказывают в учете расходов на участие в тренинге ввиду отсутствия у обучающей организации, проводящий тренинг, лицензии на соответствующее обучение.

      Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию (Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. N 174).

      3. Налоговые органы требуют представить программы обучения, сертификаты, подтверждающие прохождение обучения сотрудников.

      Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на учет расходов за тренинг (информационно-консультационные услуги) с предоставлением данных документов.

      Расходы не являются расходами на подготовку и переподготовку кадров, учитываемыми на основании положений пункта 3 статьи 264 НК РФ.

      Для признания расходов на консультационные семинары и тренинги, на участие в конференциях и на организацию тренингов налоговое законодательство не устанавливает специальных критериев кроме тех, что указаны в статье 252 НК РФ.

      Обстоятельства получения информационно-консультационных услуг подтверждаются актами оказанных услуг, а не сертификатами.

      4. Налоговый орган не признает расходы, так как не указаны конкретные работники, проходившие тренинг и отсутствуют локальные нормативные акты (приказы на обучение сотрудников).

      А) Такого требования нет в законе, значит оно не является обязательным.

      Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» предусматривает также формы приказов о предоставлении отпуска работнику, о направлении работников в командировку, о поощрении работников.

      Налоговый кодекс предусматривает издание работодателем приказов только для утверждения учетной политики для целей налогообложения (пункт 12 статьи 167, статья 313 НК РФ), оформления решения об отказе от участия в конкурсе либо о нецелесообразности приобретения лицензии при ведении налогового учета расходов на освоение природных ресурсов (статья 325 НК РФ): Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.

      Б) Список участников при направлении сотрудников на консультационные тренинги составляется, только если договор с контрагентом прямо предусматривает его в качестве приложения к договору, либо если состав участников указан в программе тренинга.

      В) В контрактах с сотрудниками указано, что они обязаны посещать профессионально расти, посещать тренинги, семинары. Возможно также предоставление планов и графиков корпоративных программ обучения.

      А) Расшифровки подписей не являются обязательными реквизитами первичного документа.

      Расходы общества подтверждаются договорами, актами об оказании услуг, программами и материалами мероприятий, счетами-фактурами, счетами, платежными поручениями и выписками банка по расчетному счету общества.

      Б) В соответствии со статьей 252 НК РФ возможность учета тех или иных расходов для целей исчисления налога на прибыль зависит от наличия документов, подтверждающих произведенные расходы.

      Нарушение правил оформления первичных бухгалтерских документов является нарушением законодательства, регулирующего правоотношения в сфере организации ведения бухгалтерского учета, но само по себе не влечет вывод об отсутствии затрат как таковых и не является самостоятельным основанием для исключения из состава расходов фактически понесенных налогоплательщиком затрат.

      Таким образом, при реальности хозяйственных операций, акты являются не единственными документами, подтверждающими произведенные обществом затраты: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2011 г. N 09АП-32031/2010.

      6. Налоговая инспекция признает неправомерным включение в состав затрат командировочных расходов, транспортных расходов и затрат на проживание, связанных с организацией тренинга для представителей дилерских компаний.

      Оплата расходов, связанных с организацией мероприятий по повышению эффективности деятельности компании, произведена стороной, заинтересованной в увеличении дохода. Таким образом, расходы имеют производственную направленность и уменьшают налоговую базу в силу подп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.

      Документы первичного бухгалтерского учета (договора, счета, накладные. ) подтверждают, что дилеры являются реальными деловыми партнерами: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 сентября 2008 г. N А56-33426/2007; Постановление ФАС Московского округа от 20 сентября 2010 г. N КА-А40/10387-10-2 Дело N А40-67488/09-20-476.

      Из всего вышесказанного, следует сделать вывод, что бояться тренингов не нужно, но при заключении договоров с соответствующими компаниями следует проявить обычную осмотрительность, как и при совершении любых сделок. Запросить выписки из ЕГРЮЛ, как можно больше документов обосновывающих необходимость и полезность тренингов для самого предприятия и его сотрудников (любая солидная тренинговая компания вас обеспечит такими материалами в избытке). Нужно очень внимательно отнестись к составлению подробных актов выполненных работ (услуг), что позволит заранее снять многие проблемы.

      Правила трудовых проверок ужесточат. Готовьтесь в нашем онлайн-курсе по кадровому учету. Научим составлять документы так, что ни один инспектор не придерется.

      Обучение полностью дистанционно. Выдаем сертификат. Записывайтесь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.