Требования к разработчикам и пользователям тестов*. Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям

Требования к разработчикам и пользователям тестов*

страница 7/20 Дата 01.07.2017 Размер 3.37 Mb.

Навигация по данной странице:

  • Требования к психодиагностическим методикам
  • Требования к пользователям
  • 3.2. Требования к разработчикам и пользователям тестов*

    * Словарь-справочник по психологической диагностике// Бурлачук Л.Ф., Моро­зов С.М. — Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
    Важнейшим условием успешности психодиагностики явля­ется не только готовность испытуемого принять участие в про­цедуре тестирования, но и то, какую позицию займет в этой системе взаимоотношений исследователь. Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обсле­дования, не должна быть использована во вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов со­циальной нравственности*, закрепленных нормами Междуна­родных профессионально-этических стандартов, принятыми в работе психологов, которые включают в себя:

    • принцип ответственности (исследователь отвечает за досто­верность и конфиденциальность полученной информации);
    • принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
    • принцип этической и юридической правомочности (ис­пользование полученной информации в рамках действу­ющего законодательства);
    • принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создания у испытуемого в результате исследований благоприятного впечатления о психологической диагностике);
    • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
    • принцип благополучия испытуемого (в результате тести­рования не должно ухудшиться психологическое и сома­тическое состояние испытуемого, а также его материаль­ное положение; ему не должен быть нанесен вред);
    • принцип профессиональной кооперации ( возможность обмена психологической информацией в целях повыше­ния качества методической и организационной практи­ки, а также в целях повышения качества психодиагнос­тической оценки испытуемых);
    • принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психо­диагностики. Это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
    • принцип морально-позитивного эффекта обследования (необходимо добиваться того, чтобы у испытуемого в ре­зультате обследования и консультации повышалось на­строение и снижалась вероятность проявления негатив­ных особенностей поведения);
    • принцип гражданственности и патриотизма (умелое со­четание принципа благополучия испытуемого с обеспе­чением эффективности функционирования профессио­нальной или социальной общности, где данный человек живет и работает).
    • * Шведин Б.Я. Диагноз или приговор // Знание — сила. — № 5. — 1990.

      Требования к психодиагностическим методикам

      2. Экспертные методы.

      1. однозначная формулировка цели, предмета и области применения методики. Получение надежных данных обеспе­чивает достаточное число экспертов, обладающих необходимым уровнем квалификации;
      2. инструкции должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стан­дартному набору данных (эталону);
      3. обработка результатов должна быть стандартизированной, позволяющей однозначно интерпретировать промежуточные данные любому эксперту;
      4. создание базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик, подготовка и переподго­товка пользователей.
      5. Методический инструментарий должен пройти аттеста­цию в межведомственной комиссии при Обществе психоло­гов РФ.

        Требования к пользователям:

        1. знание и практическое применение общих теоретико-методологических принципов; владение основами дифферен­циальной психометрии; анализ психодиагностической литера­туры; создание банка информационных данных и банка тесто­вых средств;
        2. ответственность за решения, принимаемые на основе те­стовых данных, за обеспечение соответствия репрезентативно­сти и прогностической валидности методики;
        3. обеспечение необходимого уровня надежности диагноза с применением параллельного тестирования или экспертной оценки;
        4. разработка тестовой батареи на основе наибольшей эф­фективности диагностики — максимум надежности при мини­муме затрат;
        5. проведение научно-исследовательской работы по совер­шенствованию методик в заданной области;
        6. соблюдение требований стандартизации методов, подсче­та баллов, интерпретации данных, прогноза профпригодности;
        7. корректное использование и распространение методи­ческих средств психодиагностики;
        8. обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия;
        9. выполнение требований по охране авторских прав разра­ботчиков психодиагностических методик.

        Перечисленные требования носят рекомендательный харак­тер и, к великому сожалению, по сей день в России не приобре­ли еще статуса нормативных правовых актов, которые в настоя­щее время законодательно регулируют психодиагностическую деятельность исследователей, например, в США*. Они полнос­тью основываются на нравственно-этических качествах психо­логов. И поэтому моральная ответственность каждого исследо­вателя, психолога-практика за чистоту психологического экспе­римента над живыми людьми очень велика. Многие психологи в организациях и учреждениях влияют на решение кадровых воп­росов, к их советам прислушиваются в процессе консультаций или психотерапии. Во всех случаях основной принцип «не на­вреди» в сознании каждого психолога должен быть возведен в ранг закона практической деятельности, а профессиональные решения должны пропускаться через его совесть.

        * См.: Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — С. 583-608.

        Мир психологии

        психология для всех и каждого

        Анализ требований, предъявляемых к психодиагностическим процедурам (требования к методикам и требования к пользователям)

        Требования к методикам

        1. Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

      6. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели ис­пользования результатов: для прогноза успешности профессиональ­ной деятельности, для психологического вмешательства, для приня­тия правовых, административных решений, для прогноза стабильно­сти коллектива и т. п.;
      7. процедура проведения должна быть задана в виде однозначно­го алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему спе­циальных психологических знаний, или ввода в компьютер, исполь­зуемый для предъявления заданий и анализа ответов;
      8. процедура обработки должна использовать статистически обо­снованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (ди­агностические суждения) на основе тестового балла должны сопро­вождаться указанием на вероятностный уровень статистической дос­товерности этих выводов;
      9. тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентатив­ность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);
      10. процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже­ны средствами контроля за достоверностью, позволяющими автома­тически отсеивать недостоверные протоколы;
      11. головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

    2. Экспертные методы:

    • данный пункт повторяет содержание пункта а) для тестов. До­полнение: инструкции по применению снабжаются указанием на тре­буемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;
    • инструкции по применению должны пройти специальные ис­пытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, звуко-или видеозаписей и т. п.);
    • процедура обработки результатов должна включать в себя та­кое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;
    • пользователи-разработчики должны иметь возможность вос­произвести нормативное исследование по измерению экепертжж со­гласованности на эталонном наборе данных;
    • головная организация должна вести банк данных, обеспечивая подготовку пользователей и их переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).
    • Требования к пользователям

      К пользователям, являющимся профессиональными психологами, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требования.

      13. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.
      К числу основных требований, которые предъявляются к психодиагностическим методикам, относятся: надежность, валидность. стандартизация
      Надежность — это свойство метода приводить к одним и тем же результатам разными людьми и тем же человеком при повторном обследовании (А.Анастази).
      Н-р. если при проведении обследования с помощью теста интеллекта у
      ребёнка стандартный IQ-показатель в понедельник равен 110. а в пятницу 80. тони один из показателей не является правильным: т.е. данный тест не обладаетнадежностью, его надо дорабатывать
      Т.о., надежность — это такой критерий, который позволяет судить о том. можноли доверять полученным результатам.Методика признается надежной, если коэффициент надежности не ниже 0.75 — 0.85.
      Лучшие по надежности тесты дают коэффициенты порядка 0.90 и более.
      Валидность — это соответствие используемого метода измеряемому качеству.
      Н-р, при обследовании интеллекта применяются тесты на интеллект.
      Термин «валидность» в переводе означает: полноценный, пригодный, соответ-ствующий.Выделяют валидность содержательней. текущую. прогностическую,
      экологическую, эмпирическую, критериальную, конструктную.
      Валидность прогностическая показывает, можно ли по результатам теста прогно-зировать особенности поведения испытуемого.
      Н-р, при приеме на работу сотрудника мы ему предложили тест технических
      способностей, он выполнил его хорошо и предпопагается, что он будет успешен в работе Если это так, то тест валиден
      Коэффициент вал иди ости признается низким порядка 0.20—0.30. средним —0.30—0.50 и высоким — свыше 0.60.
      Стандартизация (А.Анаетази. 1982) — это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.
      Т. о., стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых тре-бований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов теста
      Единообразие процедуры проведения геста включает следующие требования:
      1) инструкцию надо сообщать всем испытуемым одинаково: при устных указаниях она дастся в разных группах одними и теми же словами, в одинаковой манере;
      2) ни одному испытуемому не дается никаких преимуществ (это касается подска-зок,разъяснений н т.д.);
      3) эксперимент с разными группами следует проводить в сходных условиях;
      4) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых д. б. одинаковыми и тд.
      Единообразие оценки результатов теста снятано с критерием, статистической
      нормой, которая определяется с номошью выборки сгандартизации.
      Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называетсявыборкой стандартизации. Её численность д.б. не менее 50 человек, но лучше если их более 200.
      Для вычисления статистический кормы психологи-диагносты также обратились кприемам математической статистики. Математики показали, что для опи-сания распределения рассматриваемых величин достаточно знать два показателя – среднюю, арифметическую и стандартное отклонение.
      Н-р, для тестов Стэнфорд-Бине границы нормы будут от 84 до 116.
      Интерпретируется это так: результаты испытуемых, которые не выходят за этиграницы, находятся в пределах нормы. Те, чьи результаты менее 84, находятсяниже нормы, а те, чьи результаты более 116. — выше нормы.

      14. Требования, предъявляемые к пользователям диагностических методик.Требования к психологу как пользователю методик
      Пользователь-психолог:
      а) должен знать и применять на практике теоретико-методические принципы психодиагностики, владеть основами психометрии, следить за текущей методиче-ской литературой по психодиагностике;
      б) отвечает за решения, принимаемые на основе обследования, предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, препятствует некоррект-ному и неэтичному применению психодиагностики;
      в) пользуется преимущественным правом на проведение диагностики, на получе-ние методических материалов в качестве индивидуальной профессиональной собственности;
      г) при подборе методик в комплексную программу обследования исходит из тре-бования максимальной эффективности диагностики: максимум надёжности при минимуме затрат;
      д) параллельно с использованием методик ведёт научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в задан-ной области;
      е) при проведении стандартных методик не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики;
      ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, пре-дупреждает испытуемого о том, как может быть использована информация;
      з) психолог хранит профессиональную тайну;
      и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и
      альтернативную диагностическую гипотезу.(см.: Бурлачук, Морозов «Словарь-справочник по психодиагностике»,Бодалёв, Столин «Общая психодиагностика»).
      Требования к специалистам-смежникам по использованию методик
      1.В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать спе-циалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, юристы, социальные работники и др. 2.Специалисты-смежники имеют право использовать только некоторые, хорошо стандартизированные методики, которые не требуют специальных знаний при интерпретации результатов.
      3 .Психометрически необоснованные методики не могут использоваться специа-листами-смежниками. 4. Пользователь-смежник должен предварительно проконсультироваться с прак-тическим психологом, о том, какие именно методики м.б. применены для решения поставленных задач.
      5. Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автома-тически берёт на себя обязательство по соблюдению требований профессио-нальной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и к третьим лицам.
      6. Специалист-смежник может получать дополнительное образование по психо-диагностике и расширять свою сферу деятельности.(см.: Бурлачук, Морозов «Словарь-справочник по психодиагностике»,Бодалёв, Столин «Общая психодиагностика»).
      Все приведенные требования находятся в соот¬ветствии с международными-профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов.
      Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная коопера-ция, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм.

      15. Социально-психологический норматив.
      В психодиагностике помимо статистических норм существует и др. подход к
      оценке результатов, н-р, социально-психологический норматив, который разра-ботал К.М. Гуревич и его коллеги. СПН можно определить как систему требова-ний, которые общество предъявляет к личностному развитию каждого из его членов. Эти требования могут касаться умственного развития, нравственного, эс-тетического и т.д. Основная суть СПН такова: если за основу берётся 100% вы-полнение теста, то все испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп:
      1) наиболее успешные — 10%;
      2) близкие к успешным — 20%;
      3) средние по успешности — 40%;
      4) малоуспешные — 20%;
      5) наименее успешные — 10%;
      Результаты тестирования отражаются в графике. По каждой подгруппе подсчи-тывается средний % правильно выполненных заданий. Строится система коорди-нат, где по осиабсцисс идут номера подгрупп, по оси ординат — процент выпол-ненных каждой из подгрупп заданий. Построенный график отражает приближение каждой из подгрупп к социально-психологическому нормативу (Головей с. 193). Такая обработка проводится по результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности. Можно сравнивать данные тестирования внутри одного ученического класса и данные по разным классам.

      16. Психологическое заключение по результатам психодиагностического обследования.
      Психологическая характеристика на индивида, которые проходил психодиагностическое обследование, составляется по-разному в зависимости от того, кто и с какими целями запрашивает характеристику; от возраста испытуемого; от тех методов, которые использовались при изучении личности данного субъекта. Так, очень важная информация может быть получена в процессе наблюдения за поведением индивида в процессе диагностического исследования и в процессе беседы. Беседа по результатам психодиагностического исследования должна всегда дополнять данные, полученные при выполнении тех или иных методик.
      В отдельных случаях психолог вынужден писать психологическую характеристику (заключение) «вслепую», не имея возможности обсудить результаты с испытуемым. В таких случаях нужно быть особенно осторожным в выборе формулировок с тем. В любом случае психолог, составляющий заключение, должен руководствоваться принципом «не навреди» и принципом психопрофлактической формы выдачи результатов психодиагностических исследований.
      При составлении характеристики (заключения) вначале указывается возраст испытуемого, дата обследования, причина обследования. Психолог указывает, какой именно диагностический инструментарий использован для обследования.
      Далее дается развернутое описание психологических особенностей, которые выявились в результате психодиагностического исследования. Описывается уровень выраженности свойств, качеств, состояний; соотношение их с другими особенностями; в осторожной и мягкой форме высказываются предположения (гипотезы), о том, с чем могут быть связаны те или иные факты, обнаруженные при исследовании. Дается прогноз развития или поведения, исходя из полученных данных.
      При составлении психологического заключения по результатам методики 16PF Кеттела следует как можно более полно, непротиворечиво и логично писывать личность испытуемого, Отдельные качества объединять в смысловые блоки (например, коммуникативные качества), использовать выражения типа: «Для испытуемого характерно. »; «Скорее всего, испытуемый эмоционально устойчив. ». Для облегчения проверки правильности заключения с правой стороны текста на полях указывайте фактор и стен, которые послужили основанием для тех или иных выводов.
      При составлении психологического заключения по результатам выполнения методики «Несуществующее животное» следует описывать личностные особенности испытуемого, руководствуясь каталогом признаков. В тексте заключения, однако, не нужно указывать, какие элементы рисунка позволяют интерпретировать его тем или иным образом. Текст также должен быть логично связанным и представлять собой «психологический портрет» испытуемого.

      Нормативные требования к пользователям психодиагностических методик

      Билет 30.

      Причины необходимости контроля за использованием психодиагностических тестов:

      1) предотвратить всеобщую доступность содержания теста, которая делает его невалидным;

      2) гарантировать использование тестов только квалифицированными специалистами.

      Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам.

      Пользователь-психолог.

      Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практических учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические методики.

      1. Психолог должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по ПД, самостоятельно вести картотеку и личную библиотеку методик, применяемых в заданной области.

      2. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту (для предупреждения неправильного использования теста).

      3. Психолог должен осознавать границы своей компетентности и ограниченность своих средств и не предлагать свои услуги, а также не использовать методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

      4. Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или выборки.

      + в подборе методик в батарею (программу обследования) не должен руководствоваться собственными (субъективными) предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а должен исходить из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.

      5. Психолог несет свою ответственность за правильное применение теста и интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отношению к обследуемому.

      + психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза (применяя параллельные методики или при помощи экспертных оценок).

      6. В своей деятельности психолог всегда должен соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к испытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

      + пользователь должен избегать субъективизма (подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями), исключать любое возможное отрицательное воздействие.

      + при интерпретации данных обязательно следует рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу.

      7. Должен обеспечивать тщательное соблюдение всех стандартных требований при использовании методики. Не имеет права отклоняться от стандарта, вносить модификацию в уже изданную методику.

      8. Недопустимо «заочное» тестирование (пр: по почте, отдать методику на дом и т.д.). Такой способ не только не обеспечивает контроль за соблюдением условий тестирования, но также предполагает интерпретацию тестовых показателей без привлечения необходимой для этого информации об индивиде. В этих обстоятельствах результаты теста могут оказаться бесполезными и даже вредными.

      9. В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руководствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

      10. Психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики.

      Пользователь-непсихолог.

      В качестве пользователей психодиагностических методик могут выступать специалисты в свмежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

      1. Специалисты-непсихологи имеют право использовать только некоторые, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации результатов (пр: тесты учебных достижений или проф. умелости).

      Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

      2. Пользователь-непсихолог должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен использовать именно их.

      3. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о ПД или спец. подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан:

      — либо выбрать др. методику,

      — либо пройти соответствующую подготовку,

      — либо привлечь к проведению ПД психолога,

      — либо отказаться от проведения ПД.

      4. Пользователь, получающий доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, следует всем этическим нормам в проведении обследования по отношению к испытуемому и третьим лицам.

      Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 2011 ; Нарушение авторских прав? ;

      Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

      Нормативные требования к профессиональным пользователям и специалистам-смежникам

      Нормативные требования к психодиагностическим методикам.

      Целесообразно придерживаться разных требований к психодиаг­ностическим методикам разного типа.

      Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

      · должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Должна быть четко выделена область применения (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контин­гент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели ис­пользования результатов: для прогноза успешности профессиональ­ной деятельности, для психологического вмешательства, для прогноза стабильно­сти коллектива и т. п.;

      · процедура проведения должна быть задана в виде однозначно­го алгоритма, пригодного для передачи лаборанту;

      · наличие тестовых норм, указание на вероятностный уровень статистической дос­товерности этих выводов;

      · тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентатив­ность, надежность и валидность в заданной области применения.

      · процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабже­ны средствами контроля за достоверностью, позволяющими автома­тически отсеивать недостоверные протоколы;

      · головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных.

      Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций в обязанности- которых входит составление библиотек «аттестованных психодиагностических мето­дик».

      Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться пригодной для применения в практи­ческой психологии. Это не исключает возможность применения не­аттестованных методик в исследовательских целях.

      Пользователь-психолог:

      · должен знать и применять на практике общие теоретико-ме­тодологические принципы психодиагностики, владеть основами диф­ференциальной психометрики, должен следить за текущей методи­ческой литературой по психодиагностике, самостоятельно вести кар­тотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной об­ласти;

      · отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики;

      · пользуется преимущественным правом по сравнению с непро­фессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональ­ной собственности;

      · в подборе методик в комплексную программу обследования не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждения­ми в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффек­тивности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;

      · параллельно с использованием методик ведет научно-методи­ческую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области.

      · обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для про­ведения стандартных методик обследования.

      · обеспечивает конфиденциальность психодиагностической ин­формации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия».

      · психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструк­тивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуе­мыми секрет той или иной психодиагностической методики, на кото­ром основана его валидность;

      · сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному при­менению психодиагностики.

      Специалисты-смежники. Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснован­ные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

      u предварительно проконсультироваться с психологами, работа­ющими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач;

      u если психологи предупреждают пользователя о том, что правиль­ное использование методики требует общих знаний о психодиагности­ке или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользо­ватель обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответ­ствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагности­ки психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

      u пользователь, получающий доступ к «п-методикам», автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению профессиональ­ной тайны;

      u пользователь соблюдает все этические нормативы в проведе­нии обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам;

      u методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструк­цией, необходимыми показателями надежности и валидности, требу­ющие параллельного использования высокопрофессиональных экс­пертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;

      u пользователь содействует психологам в соблюдении процедур­ных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвраще­ния некорректного использования методик.

      Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1700 ; Нарушение авторских прав? ;

      Требования к психодиагностическим методикам и их пользователям

      НАВСТРЕЧУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ ПСИХОЛОГОВ

      НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ К РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 1

      В настоящем документе будут освещены некоторые принципы нормативного регулирования исследовательского и практического использования психодиагностических методик.

      Развертывание практической работы психологов в различных сферах производства, медицины, образования, требующей применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики, речь идет о системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик. До недавнего времени практическое и исследовательское применение методик плохо разграничивалось, это замедлило выработку свода нормативных предписаний (стандартов) к практическому использованию тестов и нестандартизованных процедур. Требуется изменить коренным образом такое положение, когда нормативное регулирование отстает от реальной практики: нормативное регулирование должно сопровождаться выработкой такой системы правил, которая бы опережала практику, задавала ей ориентиры, перспективы на будущее.

      ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ

      Разработчик и пользователь методик взаимодействуют между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководств, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов целого ряда стран.

      Целесообразно различать круг требований к документам разного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных журналах, сборниках и монографиях, 2) к обзорно-аналитическим руководствам и справочным изданиям, освещающим процедурные и количественные, а также содержательно-теоретические аспекты какой-либо методики или какого-либо класса методик, 3) к «подручным» методическим материалам, непосредственно инструктирующем пользователя о применении методики и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты, задания, ключи, нормы , правила и интерпретации, 4) к популярным изданиям, освещающим психодиагностические методики и понятия.

      1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические основания методики (концепт и методический прием), способ разработки и эмпирического обоснования, исследовательские данные о репрезентативности, надежности, валидности шкалы, тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионный и факторный вес). Для читателей в научном сообщении могут быть даны образцы, отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными ограничениями ( П-методик ) — полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации. Обо всей этой информации автор научного сообщения должен говорить лишь косвенно, используя ссылки на распространяемую с грифом «ДСП» инструктивную литературу. В научном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых непрофес сионалами

      (и их возможное применение непрофессионалами) не может принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики. Этот класс методик предлагается условно обозначать термином «открытые методики» ( О-методики ).

      Автор научного сообщения имеет право определить статус разработанной им методики как «открытой», но любые модификации или адаптации методики, уже определенной как «профессиональная» П-методика , должны освещаться в научных сообщениях в соответствии с указанными требованиями.

      Во избежание опасности невольного разглашения профессиональных тайн автор О-методики должен получить санкцию на опубликование своей методики у соответствующего экспертного совета.

      2. Справочно-методические издания. В этих изданиях могут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (вопросов), ключи, нормы, но при одном принципиальном условии — изданию придается статус «для научных библиотек», обеспечивающий ему распространение среди читателей, имеющих необходимую психологическую подготовку. Авторский коллектив такого издания лично отвечает перед Обществом психологов СССР за распространение тиража этого издания по назначению.

      3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, обеспечивающ ее ее а декватное использование в точном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения Описание обязательно должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики, полученных при этом сведениях о надежности и валидности . Приведенные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием выборки стандартизации и характера диагностической ситуации в обследовании: добровольное участие испытуемых, бескорыстно сотрудничающих с психологом в целях помощи исследованию («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), использование методики в ходе запроса испытуемого на получение консультативной помощи («ситуация клиента»), использование методики в ходе принудительного (сплошного) административного обследования («ситуации экспертизы»).

      Справочные издания и инструктивные материалы должны периодически (с определенным интервалом, зависящим от типа методики) пересматриваться, так как условия применения методик со временем неизбежно меняются, а следовательно, меняются и психометрические свойства.

      В справочных и инструктивных материалах должны быть однозначно сформулированы требования к профессиональному статусу пользователя методики.

      Инструктивные материалы должны пройти объективные испытания на однозначность указанных в них предписаний: пробная выборка пользователей методики (теста) должна прислать автору руководства копии протоколов по результатам обследования, на основании которых автор должен обеспечить идентичность стандартов авторского варианта методики и тех характеристик методики, которые выявляются при ее использовании пользователями. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предполагающих значительное участие экспертной оценки (инструкции к контент-анализу , к интерпретации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т.п.)

      Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть также описаны с однозначной ясностью, позволяющей получать идентичные результаты при обработке одинаковых протоколов разными пользователями руководства.

      Предпочтительно включение и использование пользователями тестов локальных тестовых норм (по сравнению с неспециализированными по популяции).

      4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну: описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.

      Одной из важнейших обязанностей всех органов Общества психологов СССР (президиума, координационных комиссий, экспертных советов, секций и т.п.) является контроль за деятельностью средств массовой информации в целях соблюдения профессиональных тайн психодиагностических методик.

      ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКАМ

      Целесообразно придерживаться разных требований к психодиагностическим методикам разного типа.

      1. Измерительные методики (тесты). Должны удовлетворять следующим требованиям:

      А. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен

      на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т.п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, судебно-административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т.п.

      Б. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов.

      В. Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.

      Г. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность воспроизвести предпринятое стандартизационное исследование в своей области и выработать свои локальные стандарты.

      Д. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью , позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы.

      Е. Головная методическая организация в данном ведомстве (области применения) должна вести банк данных, собранных с использованием теста и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

      2. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

      А. Данный пункт повторяет содержание пункта «А» для тестов. Дополнение: указание на квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных.

      Б. Инструкции по проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному (эталонному) набору данных (текстов, рисунков, звуко — или видеозаписей и т. д.).

      В. Процедура обработки результатов должна включать в себя такое документирование промежуточных результатов, которое позволило бы проверить конечный результат другому эксперту.

      Г. Пользователи и разработчики должны иметь возможность воспроизвести нормативное исследование по измерению экспертной согласованности в использовании методики к заданному эталонному набору данных.

      Д. Головная организация должна вести банк данных, обеспечить подготовку и переподготовку пользователей (переподготовку в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

      Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, ведущих особый банк «аттестованных психодиагностических методик». Вся методическая литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться инструктивной в практическом смысле. Это не исключает возможности применения таких методик в исследовательских целях.

      Внутриведомственные головные методические организации объединяются на уровне Общества психологов СССР в межведомственную аттестационную экспертную комиссию (см. «Положение. »), основная цель которой — обеспечить единый уровень психодиагностических разработок во всех отраслях практической психологии.

      ТРЕБОВАНИЯ К ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ

      Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям-непсихологам .

      А. Должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрии, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области.

      Б. Отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие

      репрезентативности и прогностической валидности методики. Предупреждает возможные ошибки; допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста.

      В. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

      Г. В подборе методик в батарею (программу обследования) не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.

      Д. Параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе он поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы.

      Е. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Не имеет права уклоняться от стандарта в проведении методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики.

      Ж. Обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психодиагностики.

      З. Хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана ее валидность, предупреждая о том, кем и для чего будет использована информация по результатам обследования. Не сообщает при использовании косвенных методик о подлинном предмете диагностики (при тестировании памяти могут быть на самом деле выявлены установки или личностные черты и т.п.).

      И. Обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве.

      К. Сообщает в региональные или центральные органы общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных или этических) принципов психодиагностики. Уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики и должен выполнять эту обязанность независимо от должностной субординации. В соблюдении профессионального устава психолог подотчетен только Обществу психологов СССР и его действительным членам.

      2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК СПЕЦИАЛИСТАМИ-СМЕЖНИКАМИ

      Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалист-пользователь методики должен:

      A. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно аттестованными методиками.

      Б. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики вообще.

      B. Пользователь, получающий доступ к П-методикам , автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

      Г. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим

      лицам: он, так же как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

      Д. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности , требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-непсихологами .

      Е. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

      Ж. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной экспертной комиссии Общества психологов СССР, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

      ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПСИХОМЕТРИСТУ (РАЗРАБОТЧИКУ)

      Статус психолога-психометриста (разработчика методик) присваивает аттестационная экспертная комиссия при Обществе психологов, которая выдает разработчику специальный аттестат-разрешение на ведение разработок (сроком на 4 года). Разработчики проходят периодическую переаттестацию (раз в 4 года). О порядке аттестации специалистов и методик см. «Положение об аттестационной экспертной комиссии».

      А. Разработчик методик должен быть специалистом-исследователем в области дифференциальной психометрии. Он должен обеспечить вновь созданной (адаптированной) методике необходимые психометрические характеристики репрезентативности, надежности, валидности , установленные в специальных психометрических экспериментах.

      Б. Разработчик экспертных методик должен знать и применять принципы количественной проверки согласованности экспертных оценок, необходимой для обоснования экспертной методики и стандартизации как самой процедуры ее проведения, так и процедуры подготовки пользователя (новый пользователь «стандартизируется» по отношению к эталонным оценкам, вынесенным по эталонным наборам данных уже обученными согласованными экспертами).

      В. Разработчик методики подготавливает инструктивные материалы и руководство по применению методики, направляет эти материалы в методический центр для получения аттестации. Разработчик отвечает за правильное определение круга специалистов, которым могут быть предоставлены материалы по использованию аттестованной методики.

      Г. С помощью головной методической организации (в рамках данной отрасли) разработчик собирает сведения о круге специалистов, активно использующих методики в практической работе, принимает от них рекламации и предложения. Разработчик определяет структуру и способы пополнения банка данных по методике.

      Д. С накоплением новых предложений по усовершенствованию методики и с накоплением новых данных разработчик через обоснованный интервал времени (от двух до пяти лет) разрабатывает пересмотренную версию методики.

      Е. При разработке методики разработчик обеспечивает ее корректное использование с процедурной и этической точки зрения, сопровождая инструктивные материалы специальными рубриками, освещающими эти вопросы. Психолог-разработчик выполняет все требования профессионально-этического кодекса психологов, принятого Обществом психологов СССР.

      Ж. Психолог-разработчик выполняет все требования по охране авторских прав других разработчиков, а также международные обязательства, принятые СССР по охране авторского права. Психолог-разработчик — активный проводник всех законодательных решений, приняты х в СССР по изобретательству (утвержденных Госкомитетом по делам изобретений открытий).

      З. О работе по модификации уже аттестованной методики психолог должен поставить в известность тот общественный или административный (отраслевой) центр (в рамках Общества психологов), который аттестовал методику. Психолог не имеет права вносить модификации в уже аттестованную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы.

      И. Разработчик может задавать «открытый статус» оригинальной, разработанной им методике и описать процедуру применения в массовом издании. Но перед опубликованием психолог должен получить справку из методического центра о том, что методика действительно является оригинальной и не имеет аналогов их числа зарегистрированных в картотеке центра

      аттестованных П-методик , либо о том, что зарегистрированные аттестованные аналоги методики уже имеют «открытый статус».

      К. Психолог-разработчик должен содействовать патентоведческой (информационно-поисковой) работе методического центра в той области психологии, в которой он имеет аттестованные методики.

      Л. Разработчик активно содействует работе практиков, направленной на практическое внедрение. По результатам внедрения аттестованной методики разработчик получает от заказчика справку о внедрении, которая заносится в учетную карточку по этой методике, хранящуюся в картотеке методического центра. Разработчик должен помнить, что престиж аттестованных методик выше, чем неаттестованных , а внедренных — выше, чем невнедренных .

      ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГАМ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

      А. Преподаватель психодиагностики в своей работе руководствуется всеми нормативными стандартами данного предписания, учитывая состав аудитории (профессионалы-психологи или непсихологи ).

      Б. Психолог-преподаватель психодиагностики отвечает за :

      1) дачу ложных и непроверенных сведений по конкретным методикам;

      2) разглашение профессиональной психодиагностической тайны (иллюстрируя учебный материал, не должен нарушать принципа конфиденциальности психодиагностики);

      3) раскрытие сути профессиональных методик ( П-методик ) непрофессионалам;

      4) бесконтрольное распространение имеющихся у него П-методик .

      ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭВМ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

      А. Головные методические центры отрасли должны поощрять применение ЭВМ психологами-разработчиками методик на этапе как психометрического анализа теста, так и автоматизации процедуры проведения, обработки и интерпретации результатов обследования. В инструктивных материалах по методике обязательно фиксируется уровень автоматизации методики, указываются авторы оригинальных программ (на правах соавторов методики или авторов модифицированных автоматизированных версий).

      Б. Пользователями, обладающими правом получения программного обеспечения к автоматизированной методике, являются профессиональные психологи. Специалист в смежной области не имеет права использовать программу-методику без разрешения отраслевой методической организации психологов.

      В. Все варианты использования автоматизированной методики без уполномоченного пользователя следует считать некорректными и с профессиональной, и с этической точки зрения. Пользователь лично отвечает за принятие адекватного решения на основе результатов автоматизированной методики: он обязан содержательно контролировать достоверность этих результатов. При использовании автоматизированной обратной связи (когда клиент-испытуемый получает информацию о своих промежуточных или финальных результатах работы по методике) пользователь лично отвечает за правильное понимание испытуемым смысла обратной информации, за психотерапевтический эффект этой информации.

      Применение систем автоматизированной интерпретации считается корректным только в том случае, если клиент-испытуемый получает информацию на языке не научного диагноза, а собственного запроса.

      Г. Бесконтрольное распространение аттестованных программ-методик среди пользователей ЭВМ, попытки использования аттестованной П-методики в качестве игры с ЭВМ следует считать некорректными. Психологи должны предотвращать возможность неправильного использования автоматизированных методик и их бесконтрольное распространение среди программистов.

      Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этого стандарта могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов:

      1. Принцип ответственности.

      2. Принцип компетентности.

      3. Принцип этической и юридической правомочности.

      4. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

      5. Принцип конфиденциальности.

      6. Принцип благополучия клиента.

      7. Принцип профессиональной кооперации.

      8. Принцип информирования клиента о целях обследования.

      9. Принцип морально-позитивного эффекта исследования.

      10. Принцип гражданственности и патриотизма.

      1 Печатается в порядке обсуждения. Настоящий проект разработан инициативной группой в составе А.А. Бодалева , В.В Столина , А.Г. Шмелева (МГУ), В.И. Похилько ( I ММИ), А.А. Кроника (ИПАН).

      Требования к пользователям психодиагностических методик

      Распространение практических психологических исследований в различных сферах производства, медицины, образования. Изучение требований, предъявляемых к пользователям-психологам. Разработка и использование психологических методик специалистами-смежниками.

      Рубрика Психология
      Вид реферат
      Язык русский
      Дата добавления 11.03.2012
      Размер файла 17,0 K

      Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

      Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

      Размещено на http://www.allbest.ru/

      Требования к пользователям психодиагностических методик

      методика психолог специалист пользователь

      1. Измерительные методы (тесты)

      3. Требования, предъявляемые к пользователям (к пользователям-психологам)

      Распространение практических психологических исследований в различных сферах производства, медицины, образования, требующих применения психодиагностических методик, остро ставит вопрос о нормативной регуляции подобной практики.

      Измерительные методы (тесты) должны удовлетворять следующим требованиям:

      а) цели, предмет и область применения методики должны быть однозначно сформулированы. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумеваются особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение). Должны быть конкретизированы цели использования результатов: для прогноза успешности профессиональной деятельности, для психологического вмешательства, для принятия правовых, административных решений, для прогноза стабильности коллектива и т. п.;

      б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лаборанту, не имеющему специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

      в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов;

      г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы);

      д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

      е) головная методическая организация определенного ведомства (области применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и производить периодическую коррекцию всех стандартов методики.

      2. Экспертные методы

      Экспертные методы основываются на таких требованиях, как:

      а) четкое формулирование цели, предмета и области применения методик. Дополнение: инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экспертов, их необходимое количество для получения надежных данных по методу независимых оценок;

      б) наличие инструкции к проведению, прошедшей специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (текстов, рисунков, аудио- или видеозаписей и т. п.);

      в) наличие процедуры обработки результатов, включающей в себя такое документирование промежуточных этапов обработки, которое позволило бы перепроверить конечный результат другому эксперту;

      г) возможность воспроизведения (повторения) пользователями-разработчиками нормативного исследования по измерению экспертной согласованности на эталонном наборе данных;

      д) ведение головной организацией банка данных, обеспечивающих подготовку пользователей и переподготовку (в соответствии с пересмотренными стандартами методики).

      Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требованиям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, в обязанности которых входит составление библиотек аттестованных психодиагностических методик. Вся инструктивная литература по методикам, не прошедшим аттестацию, не может считаться годной для применения в практической психологии. Это не исключает возможности применения не аттестованных методик в исследовательских целях.

      3. Требования, предъявляемые к пользователям( к пользователям-психологам)

      Разные требования предъявляются к пользователям, являющимся профессиональными психологами, и пользователям — не психологам.

      а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

      б) должен отвечать за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики, должен предупреждать возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, незнакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;

      в) должен пользоваться преимущественным правом по сравнению с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Психолог пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе с помощью их приобретения в качестве индивидуальной профессиональной собственности. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и не стандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

      г) не должен руководствоваться в подборе методик в батарею (программу обследования) субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат;

      д) должен вести параллельно с использованием методик научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего в исследовательских и практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;

      е) должен обеспечивать тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

      ж) должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе личного доверия. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

      з) должен хранить профессиональную тайну: не передавать лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

      и) обязательно должен рассматривать наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу презумпции невиновности в судопроизводстве;

      к) должен сообщать в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать , некорректному и неэтичному применению психодиагностики. Отдельные теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр.

      При этом пользователь — не психолог:

      а) должен предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен применить именно аттестованные методики;

      б) должен выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики, если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой);

      в) должен автоматически брать на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны, получая доступ к методикам;

      г) должен следовать всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам. Он не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

      д) не должен использовать методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов;

      е) должен содействовать психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимать меры для предотвращения некорректного использования методик.

      4. Использование методик специалистами-смежниками

      Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

      а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

      б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

      в) пользователь, получающий доступ к «психодиагностическим методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

      г) пользователь соблюдает все этические нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

      д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами — не психологами;

      е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

      Все приведенные требования находятся в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратно сформулированы в виде следующих принципов: ответственности; компетентности; этической и юридической правомочности; квалифицированной пропаганды психологии; конфиденциальности; благополучия клиента; профессиональной кооперации; информирования клиента о целях обследования; морально-позитивного эффекта исследования; гражданственности и патриотизма.

      Список используемой литературы

      1. Бодалев А.А., Столин В.А. — Общая психодиагностика, 2000.

      2. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007.

      3. Основы психодиагностики. Под ред. Шмелева, А.Г. «Феникс» Ростов — на — Дону, 2005.

      Размещено на Allbest.ru

      Подобные документы

      Психодиагностика в психологическом консультировании. Методы психологического тестирования и сферы их применения. Организация и проведение исследования социально-психологических факторов профессиональной адаптации сотрудников фирмы, анализ результатов.

      курсовая работа [1012,0 K], добавлен 24.01.2015

      Группы методов психологических исследований, их классификация. Сущность и основные задачи анкетирования, наблюдения, беседы. Особенности проведения естественного, лабораторного и моделирующего эксперимента. Анализ методов психологических исследований.

      курсовая работа [49,5 K], добавлен 05.03.2012

      Причины, специфика и формы проявления подростковой агрессивности. Подбор психодиагностических методик для констатирующего и контрольно-сравнительного этапов исследования агрессивного поведения. Арттерапия как метод консультационной работы с подростками.

      дипломная работа [420,7 K], добавлен 25.05.2015

      История развития, содержание, методы и принципы социально-психологической диагностики. Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики. Особенности, классификация и характеристика различных методик психодиагностики личности.

      курсовая работа [67,1 K], добавлен 08.05.2011

      Понятие и виды эксперимента, его организация. Этические проблемы при его проведении. Использование теста для объективной оценки индивидуально-психологических различий. Сущность исследований человека в социальном контексте посредством качественных методов.

      реферат [19,8 K], добавлен 16.02.2011

      Разработка и внедрение психологических методик для диагностики враждебности, конфликтности или потенциальной агрессивности. Изучение поведения молодежи в контексте социальной ситуации. Характеристика проявлений агрессивности в современном спорте.

      дипломная работа [165,1 K], добавлен 20.12.2015

      Психологическая консультация по вопросам преодоления различных конфликтных ситуаций в семье. Сущность психологических методик «Семейный договор» и «Семейная конференция». Анализ причин отказа в регистрации брака. Особенности составления брачного договора.

      контрольная работа [30,5 K], добавлен 12.09.2010

      Проблема соответствия психологических исследований нормам этики. Требования к деятельности психолога в эксперименте по отношению к испытуемому. Психологические эксперименты, неоднозначные с этической точки зрения. Обязанности профессионального психолога.

      реферат [22,7 K], добавлен 04.02.2013

      Категория стресса в системе психологических знаний. Понятие и виды стресса. Стресс и эмоции в деятельности водителей. Исследование влияния антистрессовых методик на автоводителей. Программа эмпирического исследований и обработка его результатов.

      дипломная работа [109,2 K], добавлен 25.04.2012

      Теоретический обзор по профориентационной работе и языкам программирования. Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для их автоматизации, результаты исследования. Оценка эффективности внедрения компьютерных технологий.

      дипломная работа [193,8 K], добавлен 16.02.2011

      Читайте так же:  Льготы для инвалидов в 2018-2020 году. Налоговые льготы для инвалидов 1 группы в москве

      Добавить комментарий

      Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.