Код 2304 00 000 1. Пошлина за соевый шрот при импорте

Код 2304 00 000 1

ЖМЫХИ И ДРУГИЕ ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРИ ИЗВЛЕЧЕНИИ СОЕВОГО МАСЛА, НЕМОЛОТЫЕ ИЛИ МОЛОТЫЕ, НЕГРАНУЛИРОВАННЫЕ ИЛИ ГРАНУЛИРОВАННЫЕ: СОЕВЫЙ ШРОТ

РАЗДЕЛ IV. Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители

23 Остатки и отходы пищевой промышленности; готовые корма для животных

2304 00 000 Жмыхи и другие твердые остатки, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные:

2304 00 000 1 соевый шрот

Импортная пошлина: 0%
Экспортная пошлина: 0%
Ввозной НДС: 10% (по преференции ЛП)
Акциз: 0%

Документы, необходимые для ввоза

Приведенный список документов основан на коде товара по ТН ВЭД и является ориентировочным. Необходимость получения документов зависит от характеристик конкретного товара.

Свяжитесь с нами для получения более точной информации.

Общий перечень категорий товаров, для которых требуется Сертификат или Декларация ТР ЕАЭС, установлен Решением Комиссии Таможенного союза № 526 от 28.11.2011 г.

Также Евразийской экономической комиссией принимаются отдельные решения с перечнями продукции, требующей предоставления Сертификата или Декларации ТР ЕАЭС при ввозе.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09.12.11 N 874 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»

Примеры декларирования по данному коду

Хотите узнать больше об особенностях ввоза отдельных категорий товаров? Читайте нашу энциклопедию:

соевый шрот КОД ТН ВЭД

Какие коды ТН ВЭД могут подходить под вашу продукцию (соевый шрот) для импорта или экспорта.

Как сэкономить при ввозе товара (соевый шрот)

  1. При импорте правильно подобранный код ТН ВЭД соевый шрот позволяет сэкономить 1 до 18% (не платя за пошлину).
  2. Какие разрешительные документы нужны? (под каждый код ТН ВЭД собственный список). Экономия до 200.000 рублей
  3. Правильный выбор схемы импорта: белая, серая, черная (Риски, сроки доставки)
  4. Если использовать параллельный импорт для соевого шрота (3%)
  5. Как правильно вернуть НДС?
  6. Поставщики
  7. Стоимость таможенных платежей

?? Доставка соевого шрота из разных стран (круговая диаграмма)

Поставки соевого шрота из стран: РОССИЯ, СЕРБИЯ, КИТАЙ, ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, ТУРЦИЯ, ПОЛЬША, АРГЕНТИНА, США, ГЕРМАНИЯ, БЕЛАРУСЬ, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, ИСПАНИЯ, НОРВЕГИЯ

Наши специалисты полностью сделают расчет оптимального пути для вашего груза — 8 (499) 350-14-21 при импорте соевого шрота

Код ТН ВЭД Таможенная ставка Импорт Таможенная пошлина Экспорт
2304000001 НДС: 20 %
Пошлина: нет
Пошлина: нет
2309905100 НДС: 20 %
Пошлина: 5 %
Пошлина: нет

??? Соевый Шрот импорт

2304000001

2309905100

?? Поставщики соевого шрота

Если вы ищите проверенных поставщиков: то можете их посмотреть на крупнейшем портале б2б поставки (b2b-postavki.ru). Страны импортеры: ИНДИЯ, ТУРЦИЯ, БРАЗИЛИЯ, СЕРБИЯ, ПОЛЬША, ГЕРМАНИЯ, США, ИСПАНИЯ, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, КИТАЙ, АРГЕНТИНА, НОРВЕГИЯ, БЕЛАРУСЬ, РОССИЯ

?? Логистические компании и таможенные брокеры

Вы можете позвонить или отправить запрос на просчет вашего груза (соевого шрота) в следующие компании:

Если вы сами брокер или у вас хорошие цены по логистики. Присылайте ваши условия, отзывы, рекомендации и мы вас добавим: [email protected]

?? Продвижение бизнеса

Если вы планируете экспортировать соевый шрот — мы поможем вам с этой задачей. Кроме этого мы занимааемся поиском клиентов в различных странах мира.
Заполните заявку и мы вышлем вам подброную информацию

????Соевый Шрот экспорт

Вы можете прочитать статью или заказать консультацию по экспорту вашего товара документы на экспорт

Декларация или сертификации соответствия 2020

Название товара в декларации соответствия Код ТН ВЭД
ШРОТ СОЕВЫЙ КОРМОВОЙ ТОСТИРОВАННЫЙ 2304000001
Шрот соевый кормовой 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный 2304000001
Шрот соевый 2304000001
ШРОТ СОЕВЫЙ КОРМОВОЙ ТОСТИРОВАННЫЙ. 2304000001
ШРОТ СОЕВЫЙ КОРМОВОЙ ТОСТИРОВАННЫЙ. Поставщик: 2304000001
Шрот соевый кормовой, тостированный 2304000001
шрот соевый кормовой тостированный 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный 2304000001
Шрот соевый пищевой «Белый лепесток» обезжиренный нетостированный 230400000
ШРОТ СОЕВЫЙ КОРМОВОЙ 2304000001
Шрот соевый кормовой не ГМО, насыпью 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный (произведен из соевых бобов линии 40-3-2 и соевых бобов линии MON87701xMON89788) 2304000001
Нетостированный соевый шрот (untoasted soya grits) для пищевых целей, упакованный в мешки, массой нетто по 500 килограмм 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный (произведен из соевых бобов линии 40-3-2, устойчивых к глифосату и соевых бобов линии MON87701xMON89788, устойчивых к чешуекрылым насекомым-вредителям и устойчивых к глифосату, Monsanto C 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный, молотый, не гранулированный, без ГМО(груз не относящийся к классу 4.2). 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный, молотый, негранулированный 2304000001
Шрот соевый кормовой тостированный, насыпью. 2304000001

Возникли вопросы?

Уточнить информацию подходит вам код ТН ВЭД или какие документы вам нужны для ввоза груза можно по телефону 8 (499) 350-14-21 (Ирина) или по почте [email protected]

Подсолнечный шрот для китайских потребителей является новым продуктом и, самое главное, – не содержащим ГМО. В текущем сезоне после подписания протокола требований при экспорте шрота из Украины в Китай доля импорта украинского продукта в Поднебесной существенно выросла. Относительно текущих тенденций данного сегмента рынка ИА «АПК-Информ» пообщалось с участниками рынка как китайской, так и украинской сторон.

Мнением с китайской стороны поделилось представительство в Украине одной из ведущих китайских компаний – Sinopharm. Со стороны продавцов АПК-Информ пообщалось с украинскими компаниями, входящими в ТОП-3 экспортеров подсолнечного шрота в КНР в 2017/18 МГ, и предприятиями, которые получили месяцем ранее данное разрешение и планируют продавать данный продукт в Китай в 2018/19 МГ.

Для удобства мнения покупателей и продавцов были разбиты на следующие тематические блоки:

— Спрос

— Потребление

— Логистика и качество

— Перспективы

— Получение разрешения на экспорт в Китай

— Расширение географии импортеров в КНР

Китай: мнение покупателей

Андрей Грищенко,

руководитель департамента масла и масличных
ООО «Синофарм Украина»

Спрос

Безусловно, подсолнечный шрот в настоящее время востребован на китайском рынке. В связи с торговой войной Китай активно ищет альтернативные варианты получения протеиновой группы товаров. И если говорить о подсолнечном шроте, то Украина как раз станет ключевым партнером для Китая. Ведь при экспортном потенциале на текущий сезон 4,6 млн. тонн Украина сможет существенно покрыть китайский спрос.

При этом китайское агентство статистики утверждает, что в Китае в настоящее время высокие остатки соевых бобов и шрота (на текущий момент: соевые бобы – 6,6 млн. тонн; соевый шрот – 1,21 млн. тонн), но мы ожидаем спрос на украинский подсолнечный шрот на уровне 1 млн. тонн в новом сезоне.

Потребление

Подсолнечный шрот обычно используется в составе комбикормов, и крупные животноводческие фермы имеют свои собственные производственные мощности для кормов. Поэтому в качестве потребителей можно рассматривать и фермы, и производителей комбикормов.

Подсолнечный шрот не имеет каких-то особенных уникальных свойств по сравнению с соевым или рапсовым, например. Но важным его преимуществом является относительно низкая цена.

Первыми, кто начал использовать подсолнечный шрот в Китае, были производители комбикормов для рыбы. Ранее китайские переработчики использовали рапсовый шрот из Канады (Canola Meal), но украинский подсолнечный шрот оказался схожим по качественным показателям вплоть до протеина, жира, влажности и т.д. Единственное различие – это более высокий уровень клетчатки (до 20% в подсолнечном шроте против 6% в рапсовом). На отдельные группы животных высокий уровень клетчатки в кормах может оказывать негативное влияние, как, например, замедление роста, поэтому технолог должен всегда учитывать допустимую долю продукта в их рационе. Но на некоторые группы рыбы высокий уровень клетчатки в кормах вообще не оказывает плохого влияния, поэтому занимающиеся рыбоводством китайские фермеры охотно стали использовать подсолнечный шрот как аналог более дорогого канадского рапсового шрота. Сейчас существуют различные мнения, какой должна быть стоимость украинского подсолнечного шрота по отношению к канадскому рапсовому. Кто-то утверждает, что цена должна быть одинакова, но пока на данном этапе китайские потребители считают, что подсолнечный шрот должен быть дешевле примерно на 300 юаней/т, чем рапсовый.

Немного позже подсолнечный шрот также начали использовать свинофермы и производители курятины.

Стоит отметить, что в Украине подсолнечный шрот в основном используется при изготовлении корма для крупного рогатого скота, в рационе которого он может составлять до 60%! Но китайские производители КРС в настоящее время не проявляют интереса к закупкам данного продукта. Они используют люцерну, но мы уже работаем над тем, чтобы переломить данную ситуацию.

Логистика и качество

Срок годности подсолнечного шрота по технической документации многих стран составляет 6 месяцев. Поэтому срок доставки в 1 месяц не составляет вообще никакой сложности. Максимальный срок, который может пройти от производства шрота до получения китайским конечным потребителем, — это 3-4 месяца: 1 месяц на складе украинского производителя; 1 месяц – доставка в порт и складирование в порту или перетаривание товара и погрузка на судно; 1,5 месяца на доставку морем и еще 0,5 месяца на доставку конечному потребителю. И, повторюсь, это максимум! Обычно все происходит гораздо быстрее. То есть еще остается 2 месяца в запасе. А так как подсолнечный шрот не входит в список продуктов продовольственной безопасности КНР, то он не накапливается на государственных портовых складах, а сразу же реализуется. Но даже если срок годности шрота истечет, то это не значит, что его нельзя использовать на корм животным. Это лишь значит, что кормовая ценность теоретически может снизиться (усвояемость протеина и т.д.).

Гораздо же большей проблемой является плесневение груза в процессе доставки. Многие слышали о том, что значительная часть подсолнечного шрота была доставлена в Китай с плесенью. Причиной этого является игнорирование элементарных правил при погрузке. Все знают, что в контейнере нужно использовать силикагель как абсорбент для впитывания излишней влаги. Но мало кто учитывает температуру шрота при погрузке, а она может быть не более чем на 10 градусов выше температуры воздуха, где происходит погрузка контейнера. Если же погрузить горячий шрот, то как гигроскопичный продукт он впитает в себя влагу из окружающей среды, и тогда появление плесени неизбежно.

Относительно планов нашей компании, то в этом сезоне мы собираемся закупить 150 тыс. тонн подсолнечного шрота для китайского рынка.

Для импорта 1 млн. тонн шрота Китаем есть все возможности, ведь суммарная мощность аккредитованных заводов более 360 000 тонн продукта в месяц. Но главным все же остается вопрос цены. Первое – это кто будет платить дороже: Беларусь, ЕС или же Китай? Второе – это будет ли цена на подсолнечный шрот конкурентной по отношению к стоимости соевого и рапсового? Не забываем, что подсолнечный шрот – это, в первую очередь, товар-субститут.

К примеру, в июне мы встречались с крупнейшей китайской животноводческой корпорацией (ТОП-3 в мире), которая сообщила, что на потребляемый ими объем очень влияет цена. И даже снижение стоимости подсолнечного шрота на 200 юаней/т может повысить потребление их корпорацией почти в два раза.

По моему мнению, уже через месяц ситуация будет намного яснее, но даже сейчас понятно, что этот сезон будет неимоверно интересным.

Расширение географии импортеров в КНР

Относительно расширения географии импортеров шрота в КНР, возможно, переговоры с Россией и Казахстаном и ведутся, но никто результатов не знает наверняка, даже такие крупные китайские государственные компании, как «Синофарм». Это точно так же, как и с Украиной, до момента публикации списка никто не знал точную дату. Все оперировали только слухами.

Однако если это и произойдет в ближайшее время, то вряд ли окажет серьезное влияние на рынок. Экспортный потенциал Казахстана – 50 тыс. т/год; России – 1,1 млн. т/год. При этом 50% экспорта уйдет в Турцию, около 7% – в Египет и большая часть – в Европу. Вряд ли что-то останется для Китая…

Украина: мнение продавцов

Татьяна Генкина,

трейдер по шроту компании ООО «Дельта Вилмар СНГ»

В ноябре 2017 года ООО «Дельта Вилмар СНГ» получило разрешение на экспорт подсолнечного шрота в Китай и первым экспортировало контейнерную партию объемом 0,5 тыс. тонн уже в декабре 2017 года. Доля компании от общего объема поставок в Китай составляет 29%.

Как вы знаете, наша компания была одной из первых, кто получил разрешение экспортировать украинский шрот в Китай, и на тот момент никто не верил в то, что КНР откроет двери для украинского продукта. Поэтому, когда был анонсирован первый список, все начали активно отправлять свой груз в страну, которая кроме проявленного к нашему продукту интереса, еще была готова платить определенную премию за него. Не удивительно, что переработчики, которые не имели разрешения на экспорт в Китай, поставили перед собой цель его получить. Однако китайская сторона не спешила с выдачей разрешений, и только спустя полгода после получения первых партий подсолнечного шрота из Украины был опубликован новый список, куда вошли уже 24 компании.

Рынок Китая для украинского подсолнечного шрота является многообещающим. С момента получения возможности экспортировать данный продукт в КНР переработчики, получившие разрешение, по-новому взглянули на географию экспорта, отдавая приоритет новому для Украины направлению. Не могу сказать, что на пути экспорта в Китай мы столкнулись с какими-то препятствиями, однако стоит отметить, что, будучи первыми отправителями, у нас было много вопросов на предмет того, как правильно оформить документы, чтобы покупатель впоследствии не столкнулся со сложностями в оформлении импорта. Нам повезло, что первый «блин» не был комом.

Украинский подсолнечный шрот довольно успешно отгружается в страны Азии, и до сих пор единственной проблемой, с которой могли столкнуться отправители, было появление плесени на поверхности груза в контейнере. Однако, как показывает наша практика, от этой проблемы также можно уйти, используя охладительные установки и выдерживая оптимальное соотношение влажности шрота и температуры (как самого груза, так и окружающей среды). В отношении качественных параметров предмета для беспокойства быть не должно.

Говоря о тенденциях на рынке подсолнечного шрота в первом полугодии 2018 года, стоит отметить, что в Украине давно не наблюдалось такого уровня цен, однако было бы неверным связывать это на 100% со спросом со стороны Китая. Здесь важно понимать, что изначально рынок подсолнечного шрота нельзя отделять от сегментов других источников протеина, и, на мой взгляд, основным фактором, повлиявшим на укрепление цен на подсолнечный шрот, являлась погода, а именно неурожай соевых бобов в Аргентине, вызванный сильнейшей засухой. Добавить сюда постоянно существующий спрос со стороны ЕС, увеличившийся интерес со стороны Беларуси, а также внутреннее потребление, и результат не заставил себя долго ждать – мы увидели вполне логичный рост цен на рынке.

Сложно говорить о ценообразовании одного отдельно взятого продукта, ведь, по сути, украинский подсолнечный шрот рассматривается в Китае как альтернатива рапсовому шроту, а в условиях торговой войны между США и Китаем, где последний твердо намерен отказаться от поставок соевых бобов из США, подсолнечный шрот является прекрасным заменителем как рапсового, так и соевого шрота. Безусловно, нельзя исключать потенциальную конкуренцию за рынок сбыта и ее влияние на ценообразование, но и возможности Китая в потреблении подсолнечного шрота также нельзя недооценивать. Поэтому говорить однозначно о том, что цены на рынке начнут снижаться под влиянием увеличившегося предложения на экспорт в Китай, наверное, не совсем верно.

Если верить официальной статистике, то Китай импортировал порядка 150 тыс. тонн подсолнечного шрота за полгода. Если учесть тот факт, что часть импортеров уже познакомилась с нашим продуктом, успешно использует его и говорит о потенциальном увеличении объемов импорта, то относительно перспектив экспорта украинского шрота в Китай стоит добавить тех, кто еще не использовал данный продукт и вполне может переключиться на него ввиду сложной торговой ситуации, сложившейся между Китаем и США. Учитывая вышесказанное, я бы оценила потенциальный объем экспорта подсолнечного шрота в Китай на уровне 800 тыс. тонн в сезоне-2018/19 с его дальнейшим увеличением, в то время как китайские источники оценивают его на уровне 3,5 млн. тонн, дабы частично компенсировать недопоставку соевых бобов из США.

Что касается конкретно компании ООО «Дельта Вилмар СНГ», то мы однозначно планируем наращивать объемы поставок, тем более что в Китае мы являемся лидерами по переработке соевых бобов и поставляем на внутренний рынок как соевый, так и рапсовый, а теперь еще и подсолнечный шрот. Свою долю на рынке мы планируем удерживать на уровне 30% и всячески будем стремиться к этому.

Расширение географии импортеров в КНР

На мой взгляд, это был бы очень логичный шаг на пути демонстрации Китаем своей независимости от поставок соевых бобов из США. И, полагаю, Россия и Казахстан приложат усилия к тому, чтобы иметь еще один альтернативный рынок сбыта. А там, где есть обоюдный интерес, не может быть ни задержек, ни препятствий.

Сергей Рудченко,

директор Мелитопольского маслоэкстракционного завода

В ноябре 2017 года Мелитопольский МЭЗ получил разрешение на экспорт подсолнечного шрота в Китай. Доля компании от общего объема поставок в КНР составляет 7%.

Получение разрешения & спрос

В 2015 году мы заинтересовались поставкой шрота в Китай, и в этом же году государственная администрация по надзору за качеством, проверке и карантину AQSIQ КНР посетила с проверкой наше предприятие. Почти три года ушло на согласование этого разрешения на государственном уровне, нам оставалось только ждать. Потенциал китайского рынка огромен, потребление продуктов питания постоянно растет, соответственно увеличивается и потребление кормов.

Относительно украинского рынка подсолнечного шрота, то в настоящее время спрос внутри страны умеренный. Многие потребители данного продукта, наученные опытом прошлых лет, сделали достаточные запасы шрота на летний период, когда большинство МЭЗов останавливаются для проведения капитального ремонта. Сейчас мы реализуем шрот на внутреннем рынке, отгружаем в Беларусь и Польшу. На протяжении сезона-2017/18 реализовали на внутренний рынок около 32% произведенной продукции, в Беларусь – 24%, Китай – 28%, прочие – 16%.

Первые два контейнера в Китай отгрузили в декабре 2017 года, и наш покупатель получил его в канун китайского Нового года. Путь занимает больше месяца, и существует большая вероятность того, что качество шрота может ухудшиться. У нас был положительный опыт отгрузки шрота в контейнерах в Тайвань. В первую очередь это зависит от качества продукта, который загружается в контейнер, и от защиты от влаги в процессе транспортировки. Загрузку первых контейнеров мы осуществляли самостоятельно на заводе, тщательно контролировали качество продукта и защиту от влаги. Могу отметить, что по качеству нареканий у покупателя не было.

Перспективы

Объемы экспорта шрота из Украины в Китай будут расти в связи с увеличением потребления комбикормов для животных и рыбы. Также китайское правительство поставило задачу сократить внутри страны потребление соевого шрота и заменить его другими высокопротеиновыми ингредиентами. Мы планируем в сезоне-2018/19 отгрузить порядка 30% от произведенного объема.

Эксперт крупной трейдинговой компании, входящей в ТОП-3 по поставкам украинского подсолнечного шрота в Китай

Как известно, AQSIQ опубликовало первые списки подтвержденных украинских производителей подсолнечного шрота только к концу ноября, хотя сам протокол был подписан еще 15 сентября. И несмотря на то, что наша компания уже была к этому готова и первые поставки начались в декабре, это были гораздо меньшие объемы, чем мы ожидали (за декабрь было экспортировано всего около 3500 тонн). А все потому, что конечный китайский потребитель не спешит принимать изменения. Подсолнечный шрот – это новый продукт для китайского рынка. В сентябре 2017 года мы выставляли стенд на аграрной выставке в Гуанчжоу, а половина наших гостей и случайных посетителей думали, что подсолнечный шрот — это что-то для употребления человеком. И даже пробовали на вкус, но были разочарованы.

Поэтому процесс знакомства китайского потребителя с новым продуктом стал самой большой сложностью. Хочу отметить, что, будучи в Пекине и в Шанхае уже в конце июня 2018 года, я встречался с самыми крупными китайскими холдингами-потребителями кормовых продуктов, и оказалось, что на тот момент они еще не использовали подсолнечный шрот в кормах для своих животных.

Ценовые тенденции

Если же говорить о сложностях, которые возникали внутри украинского рынка, то это в первую очередь стремительный рост цен. В один момент появился еще один покупатель украинского подсолнечного шрота, и хоть объемы тогда еще были не очень большими (всего с декабря 2017 по июнь 2018 гг. было экспортировано в Китай около 170 тыс. тонн), все же на рынке образовалась нехватка продукции, и цены начали расти. Еще и колоссальную поддержку ценам оказала засуха в Аргентине, которая является одним из крупнейших игроков на мировом рынке протеиновой группы товаров. В результате засухи Аргентина собрала почти на40% меньше соевых бобов, чем планировалось изначально.

Говоря языком цифр, если еще в декабре цена на шрот CFR Китай была 235 USD/т, то в феврале она уже составляла 265 USD/т, а в мае — 310 USD/т. Так как большинство трейдеров были в коротких позициях, то многие не смогли понести такие убытки и попросту дефолтировали контракты.

На данный момент существует два способа доставки шрота в Китай — насыпью в трюме корабля (балк) и контейнерные поставки. Как раз в балкерных поставках есть сложность. Если раньше самые большие корабли, которые грузились шротом, были до 25000 тонн (и это было не очень популярно), то чтобы стоимость фрахта на Китай была выгодной, необходимо грузить суда размером 45000-60000 тонн. А это сложно реализуемо в украинских портах (конкретно для шрота).

Относительно контейнерных поставок есть хорошее преимущество. Для стоимости перевозки контейнерами расстояние не имеет значения. Более важным является объем обратного потока. И в связи с тем, что Китай экспортирует много продукции в Украину, то и экспортный фрахт предлагается контейнерными линиями по разумным ценам.

В конце текущего сезона разрешение на экспорт подсолнечного шрота в Китай получили уже 24 украинских предприятия. Но я не думаю, что это приведет к увеличению предложений данного продукта для продажи его в КНР и соответственно снижению цен на него. Расширенные списки были опубликованы (уже объединённой карантинной службой Китая и таможенной службой) в конце июня 2018 года, но цена не снизилась, как бы этого ни ожидали китайцы. Просто на тот момент Китай не готов был платить высокую цену и не мог конкурировать ни с ЕС, ни даже с Вьетнамом и Таиландом.

В одном я точно уверен, что в текущем сезоне при торговле с Китаем уже не стоит ожидать такую же маржинальность, как это было в прошлом сезоне. И это вполне разумно и обоснованно, рынки сужаются по цене, когда они становятся глобально более открыты.

Относительно цены остается вопрос, кто будет в этом сезоне маркетмейкером: Китай, Беларусь или ЕС? Китай – очень закрытая страна с точки зрения внутрирыночной информации. Даже крупные китайские государственные трейдеры не знают достоверно, какие реальные запасы продукции внутри страны. Поэтому вопрос, будет ли у Китая большая альтернатива импорта протеиновых продуктов в связи с торговой войной с США, остается открытым.

Юрий Шевченко,

директор по развитию бизнеса ООО «УкрОлия»

Подтверждение права на экспорт подсолнечного шрота в Китай получено в июле 2018 года.

Процесс получения разрешения

Разрешение мы получали более 6 месяцев. В процессе получения возможности экспортировать подсолнечный шрот возникли разрывы в коммуникациях и невозможность контролировать и влиять на сроки. МЭЗ «УКРОЛИЯПРОДУКТ» попал под так называемую вторую волну сертификации. По согласованию между нашими странами китайская сторона не выезжала на завод, только украинская сторона (Госпродпотребслужба) провела инспекцию предприятия, оформила акт проверки с указанием, что завод и продукт полностью соответствуют требованиям КНР. Пакет соответствующих документов был отправлен дипломатической почтой в Китай, где украинская сторона уже не может повлиять на сроки рассмотрения заявки на получение аккредитации. Да, мы не выиграли по срокам, но в результате мы все же смогли открыть экспортный рынок.

Китайский рынок является огромным и сверхперспективным. Для нас интерес в данном направлении вызван новыми возможностями для расширения географии сбыта и количества потенциальных покупателей.Если принять во внимание, что Южная Америка является основным мировым экспортером соевого шрота, где сейчас прогнозы на общий урожай снижены, а США с Китаем находятся в торговом противостоянии, устанавливая торговые пошлины, а также то, что уровень жизни в КНР (соответственно и потребление населением мяса) растет и правительство Китая активно ищет замену соевому шроту в качестве корма для сельскохозяйственных животных, то с большой долей вероятности такой альтернативой и стал подсолнечный шрот. Благодаря открытию китайского рынка на украинском экспортном рынке наблюдалось укрепление цен в 2017/18 МГ.

Учитывая специфику и путь из Украины в Китай, верхний слой экспортируемого продукта может повреждаться. Следовательно, во избежание ухудшения качества продукта при погрузке учитываются особые условия транспортировки и действительно предпринимается ряд дополнительных мер. В первую очередь, необходимо строго придерживаться температурного режима, скорости погрузки, требований к контейнерам и т.д.

Китайский рынок достаточно сложный. Темпы экспортных отгрузок сдерживает целый ряд факторов. А именно, китайская сторона требует специальную аккредитацию производственных комплексов, проведение дополнительных анализов по качеству, запрашиваются дополнительные пакеты сопроводительных документов. Так как украинские поставки шрота в Поднебесную в ощутимом объеме были открыты лишь в январе 2017 года, то на данном этапе изучается ёмкость рынка, его развитие и переход с соевого на подсолнечный, прорабатываются базы данных конечных покупателей.

В настоящее время нашими основными покупателями в Украине являются производители комбикормов, свинофермы, молочные фермы и птицефабрики. 70% производимой нами продукции реализуется в Украине, 30% — это экспортные продажи в Польшу и некоторые страны Азии.

Относительно планов экспорта нашей компанией подсолнечного шрота в Китай на данный момент ведутся переговоры с рядом китайских компаний. Для себя мы выбираем партнеров по принципу долгосрочного сотрудничества. Для этого у нас есть все инструменты, а именно: Генеральная администрация по таможенным вопросам Китая (GACC) внесла МЭЗ «УКРОЛИЯПРОДУКТ» в список украинских предприятий, которым разрешено поставлять подсолнечный шрот в Китай.

Мы имеем все необходимые разрешительные документы для экспорта подсолнечного шрота в Китай, и качество его соответствует. Также мы имеем возможность осуществлять загрузку в контейнеры на заводе и обеспечивать доставку их на территорию Китая.

Наталья Павленко,

трейдер по международной торговле « Allseeds»

Официальное разрешение на экспорт подсолнечного шрота в Китай получено в июле 2018 года.

Мы еще в конце октября 2017 года прошли все необходимые инспекции для получения разрешения на экспорт подсолнечного шрота в Китай. После этого более чем полгода ждали опубликования разрешения Китаем.

Интерес работать на китайском рынке вызван прежде всего его высокой емкостью и потенциалом, а вот какая будет цена спроса на шрот – покажет время. У китайского рынка очень большая потребность, поэтому они могут купить весь производимый объем украинского шрота. Основной фактор, сдерживающий пока экспорт украинского подсолнечного шрота в Китай, – это уровень цен спроса, которые озвучивает китайский покупатель в настоящее время.

Логистика

Относительно инфраструктуры и логистических затрат, то в первую очередь выгодно или нет продавать шрот в Китай, будет зависеть от цен покупателей. Завод Allseeds находится непосредственно в порту Южный, и если говорить о поставках шрота большегрузными судами с формированием крупнотоннажных партий, то мы находимся в идеальном расположении для отгрузки продукции в Китай. Потому что имеем возможность загружать суда порядка 100-200 тыс. тонн и таким образом удешевлять фрахт.

В сезоне-2017/18 наша компания 90% подсолнечного шрота поставила в Европейский союз, что, кроме прочего, свидетельствует о высокой репутации, уровне и качестве нашего производства и продукции. Но если в 2018/19 МГ цены спроса на поставки этого продукта в Китай будут достаточно привлекательными, то мы быстро переориентируемся на рынок КНР.

Подготовила Виктория Зеленая

30-31 мая в Ленинградской области прошла III международная конференция «Мировая соя — Корма», организованная издательским домом «Сфера». Генеральным партнером мероприятия стала компания Soytex.

Тема состояния и перспектив рынка соевого шрота вылилась в оживленную дискуссию среди игроков рынка, и стала самой обсуждаемой на конференции.

Председатель совета директоров Soytex Евгений Коктыш в своем выступлении (смотреть видео) рассказал о ситуации, сложившейся на российском рынке соевого шрота после того, как летом прошлого года Россельхознадзор запретил ввоз шрота, произведенного из ГМО-бобов стековой (гибридной) линии. По его словам, это привело к увеличению стоимости продукции, что, в конечном счете, негативно влияет на эффективность работы животноводческих предприятий. «С одной стороны, отраслевые союзы утверждают, что цены на шрот растут, и они необоснованно большие, а с другой — доминирующая на рынке компания « Содружество » говорит, что цены низкие. Но, может быть, якобы низкими ценами прикрывается работа с минимальной рентабельностью в 3% и высокие издержки? У нас есть свое видение рынка», — подчеркнул Коктыш.

На первый взгляд, в рублях шрот действительно подешевел примерно с 36 тыс. руб./т в октябре-ноябре прошлого года до 30 тыс. руб./т в апреле 2017-го. Динамика цен Роттердама (ориентир цены для торговли шротом на территории Европы) также понижательная, сравнил Коктыш. «Но давайте посмотрим, как формируется цена в России: это цена CIF Роттердама, плюс фрахт, перевалка, железнодорожный тариф, таможенное оформление, эффективность работы компании (переработчика или импортера), а также прибыль. В сумме получаем цену DDP РФ, — перечислил Евгений Коктыш. — Базисом являются все составляющие после цены CIF Роттердам. Если посмотреть на него внимательно, то почему-то после запрета импорта он начал расти, хотя стоимость фрахта, железнодорожный тариф и прочее остались без изменений. Получается, что-либо уменьшилась эффективность переработчиков, либо выросла их прибыль — это вопрос, выводы делайте сами».

Сделав коррекцию графика в долларах с учетом того, что его курс с начала 2016 года по апрель 2017-го снизился на 26%, Коктыш отметил, что цена на соевый шрот не падает, а разрыв между российской и мировой ценой вырос с $59-70/т в момент закрытия до $160-213/т после запрета импорта. «Это говорит о том, что цена необоснованно большая, и для этого остается только одна причина — пользуясь моментом, « Содружество » получает сверхприбыль», — отметил он.

«По оценке Soytex, сейчас доля «Содружества» на российском рынке соевого шрота составляет 67%, а если рассматривать только европейскую часть страны, то 76%. Доминирующее положение и то, что компания в основном перерабатывает зарубежную сою, приводит к тому, что рынок во многом зависит от ценовой политики группы. В этих условиях другие игроки не могут хеджировать свои риски, обратил внимание Евгений Коктыш.

По его словам, рост цен можно было бы понять, если бы « Содружество » закупало соевые бобы на Дальнем Востоке, где они были дороже, чем импортные. Но поскольку доля отечественного сырья в переработке группы составляла лишь 5%, а 2,2 млн т сои было ввезено за более дешевый, чем год назад доллар, себестоимость готового продукта должна была быть меньше, чем у остальных производителей, использующих местное сырье, подчеркнул он.

При этом, как заявил Коктыш, себестоимость соевого шрота с завода «Содружества» выше, чем импортного шрота с заводов Аргентины, как результат, в соседние страны (Беларусь и Азия) группа поставляет 75% импортного шрота и только 25% — собственного производства.

До введения запрета на ввоз шрота российские цены коррелировали с белорусскими (с учетом коррекции на логистику в центральный регион), однако сейчас они примерно на $100/т выше белорусских, сравнил Евгений Коктыш. В этих условиях, уверен он, прежде всего, проигрывают потребители шрота — птицеводческие и животноводческие компании, поскольку себестоимость их продукции оказывается выше, чем в соседнем государстве.

«По данным Росптицесоюза , уровень самообеспечения мясом птицы достиг 106%, чтобы компании могли развиваться дальше, его нужно экспортировать, но для этого российская продукция должна быть конкурентоспособной на внешних рынках, поэтому себестоимость ее производства нужно снижать», — подчеркнул Коктыш. В ситуации, когда в России соевый шрот дороже, чем в Беларуси, это сложно сделать, считает он.

Кроме того, « Содружество », получающее сейчас дополнительную прибыль, в любой момент может начать играть на понижение, предупредил Коктыш. «Смогут ли другие переработчики конкурировать с ним, когда цена окажется ниже себестоимости, или им придется продавать свои активы за бесценок? Но может быть и иначе, все будет зависеть от позиции других игроков», — уверен он.

Евгений Коктыш затруднился предположить, будет ли разрешен ввоз шрота в следующем сезоне. «Все соседние с Россией страны разрешают использовать шрот из ГМО-сои стековой линии, мы всем его поставляем и нормально конкурируем, — сказал он. — Может быть, у российских чиновников наступит прозрение, что ГМО — не враг, будет упрощена регистрация, но это непрогнозируемые вещи».

По его словам, в целом компанию устраивает сложившаяся ситуация: благодаря запрету на поставки шрота в Россию, Soytex открыла новые рынки, увеличила отгрузку в другие страны, в том числе завозит ГМО-шрот в Турцию, несмотря на пошлины и жесткие требования, и конкурирует с местными переработчиками. «Однако, если мы получим разрешение на импорт в Россию, то сможем спокойно ввозить до 500 тыс. т продукции — цепочка поставок у нас не нарушена», — сказал Коктыш. В этом случае цены на шрот вернутся на прежний уровень и будут коррелировать с мировыми, добавил он.

Soytex входит в состав швейцарской Fatexpro. Компания работает на рынке более 10 лет и является одним из лидеров по поставке сельскохозяйственной продукции в Россию, страны СНГ и Балтии, в ряде стран, в частности, Турции, Грузии, Китае у нее есть свои представительства. Основной вид деятельности компании — оптовая торговля компонентами для комбикормов, такими как соевый шрот, рыбная мука, зерновые и масличные агрокультуры, аминокислоты и молочные ингредиенты. Также Soytex оказывает логистические услуги, экспертные консультации, занимается брокерскими операциями.

Пошлина за соевый шрот при импорте

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июля 2020 г. N 03-07-07/50499 О применении НДС при ввозе на территорию РФ соевого шрота

Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) прошу дать письменное разъяснение по вопросу применения законодательства о налогах и сборах в отношении налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации (далее — РФ) соевого шрота.

ООО планирует с 3 квартала 2020 года осуществлять ввоз на территорию РФ соевого шрота, соответствующего по своим характеристикам требованиям ГОСТ Р 53799-2010 «Шрот соевый кормовой тестированный».

В соответствии с абзацем 11 подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ реализация на территории РФ маслосемян и продуктов их переработки (шротов, жмыхов) облагается по ставке 10 процентов.

Согласно пункту 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ. При этом, поскольку пункт 3 статьи 164 НК РФ сформулирован по «методу исключения» (для случаев, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 той же статьи 164 НК РФ), полагаем, что при определении возможности применения при ввозе ставки НДС 10 процентов нужно учитывать содержание пункта 2 статьи 164 НК РФ — то есть наименование продукции в сочетании с кодом вида продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяемыми Правительством РФ.

Соевый шрот относится к позиции ТН ВЭД 2304 00 000 1 «Соевый шрот». В Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, включен код 2304 00 000 «Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные», который включает в себя позицию ТН ВЭД 2304 00 000 1 «Соевый шрот».

С 1 апреля 2020 года вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, внесенные Постановлением Правительства РФ от 06.12.2018 N 1487. Примечания к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, дополнены пунктом 4, согласно которому коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в указанном Перечне, применяются исключительно в отношении товаров, предназначенных для использования в пищевых целях.

Согласно ГОСТ Р 53799-2010 «Шрот соевый кормовой тестированный» соевый шрот предназначается для кормовых целей путем непосредственного введения в рацион животного и для производства комбикормовой продукции, т.е. целью его использования является кормление животных.

При этом в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 отсутствует определение понятия «в пищевых целях» для установления ставки 10 процентов при ввозе товаров на территорию РФ и не указано, включается ли в понятие «пищевых целей» кормление животных. Вместе с тем в абзаце 11 подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ отсутствует специальное указание о том, что реализация маслосемян и продуктов их переработки (шротов, жмыхов) облагается по ставке 10 процентов исключительно в отношении товаров, предназначенных для использования в пищевых целях. Таким образом, в НК РФ отсутствует ограничение на применение ставки 10 процентов при ввозе товаров, прямо поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в зависимости от конечных целей использования ввезенных товаров.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2017 N 19-П следует, что установление федеральным законодателем в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ пониженной ставки налога для маслосемян и продуктов их переработки (шротов, жмыхов) не предполагает произвольного решения вопроса о ее применении в каждом конкретном случае в зависимости от критериев, прямо не установленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума ВАС РФ N 33 от 30.05.2014 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 33), в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ при осуществлении полномочий по определению кодов видов товаров Правительство РФ не вправе вводить дополнительные основания ограничений на применение ставки НДС 10 процентов, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 НК РФ.

В частности, применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ — поскольку из пункта 2 статьи 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия.

Соевый шрот относится к позиции ОКПД 2 10.41.41 «Жмых и прочие твердые остатки растительных жиров или масел» и включен в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908. Таким образом, реализация соевого шрота на территории РФ облагается НДС по налоговой ставке 10 процентов.

Из этого следует, что с учетом пункта 20 Постановления N 33 не должно быть различного налогообложения операций с одним и тем же соевым шротом в зависимости только от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ.

Учитывая вышеизложенное, просим ответить, правильно ли мы понимаем, что правомерно применять налоговую ставку НДС 10 процентов при ввозе соевого шрота на территорию РФ с учетом:

— включения кода ТН ВЭД 2304 00 000 1 «Соевый шрот» в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 (в действующей редакции);

— обложения НДС реализации соевого шрота на территории РФ по налоговой ставке 10 процентов?

Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации соевого шрота Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.

Одновременно сообщаем, что на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение НДС отдельных видов продовольственных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, производится по ставке НДС в размере 10 процентов.

Перечень товаров, в отношении которых применяется пониженная ставка НДС, установлен вышеуказанным подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса. При этом конкретные коды видов указанных продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908.

Таким образом, ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса продовольственных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, наименования и коды которых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрены в перечне, утвержденном вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Отвечая на вопрос о ставке НДС при ввозе в Россию соевого шрота, Минфин указал следующее. Ставка НДС 10% применяется в отношении продовольственных товаров, ввозимых в Россию, наименования и коды которых по ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрены в правительственном перечне.

Рынок соевого шрота: 2008-2009 гг.

Определение и виды шротов

Шрот – продукт, получаемый при изготовлении растительных масел, по сути дела представляющий из себя отходы производства, также, как и более широко известный жмых. Ключевое отличие состоит в том, что шрот содержит значительно меньше масла при высоком содержании белков. Это и обуславливает его широкое применение в кормлении животных, так как эта составляющая комбикормов позволяет заменить дорогостоящие животные корма, а кроме того повысить выход продукции в животноводстве и птицеводстве.

Соответственно видам масличных культур, из которых изготавливают растительные масла и получают жмыхи, различаются и виды шротов – подсолнечный, рапсовый, соевый, кукурузный, арахисовый и другие. Первые три вида наиболее распространены, а лидирующее место по праву принадлежит продукту переработки сои, так как соевый шрот обладает наибольшей ценностью – высоким содержанием белка.

Мировой рынок шротов

В мире ежегодно производится более 130 млн тонн соевого шрота. Лидером по объемам производства являются США (около 35% от всего объема), в ТОП-3 также входят Аргентина и Китай. Структура мирового экспорта по части крупнейших стран-поставщиков соевого шрота не вполне соответствует производственной, так как США и Китай реализуют выпущенные объемы на внутреннем рынке, что не свойственно Аргентине и Бразилии – которые обеспечивают львиную долю мирового экспорта (40% и 25%, соответственно). Наибольшее количество шрота потребляют страны Евросоюза, Китай и США, и если у двух последних стран есть возможность обеспечить свои запросы из внутренних резервов, то ЕС приходиться закупать шрот у других стран – что составляет более 40% от объема мирового импорта этого продукта переработки сои.

Цены на соевый шрот определяются на биржах, таких как Чикагская торговая биржа, торговые площадки в Роттердаме и Гамбурге, и в последнем сезоне они продолжали расти вместе со спросом. На уровне цен сказался также невысокий урожай в Аргентине и динамика курсов основных валют. Что касается динамики переработки сои – основного сырья для получения шрота, последние годы ее объемы находятся на высоком уровне, а с ростом благосостояния населения и потребления продукции животноводства в 2004 – начале 2008 гг. спрос и потребление соевого шрота, в том числе и в России, стабильно росли.

Российский рынок шротов 2008-2009 гг.

В целом, российское производство жмыхов и шротов за последние 10 лет значительно возросло.

Производство шротов и жмыхов в 1998-2008 гг, тысяч тонн

Выращивание и переработка сои – основного источника сырья для производства шрота, в России недостаточно развиты. Долгое время этому направлению уделялось мало внимания и только в 2001 году посевные площади под эту культуру начали увеличиваться. За последние три года, однако, динамика была слабо отрицательной, при этом наибольшую долю среди масличных культур традиционно занимает более привычный подсолнечник. Стоит отметить также, что стагнация в выращивании сои идет на фоне растущих объемов посевов рапса и подсолнечника, что обусловлено рядом факторов, речь о которых пойдет ниже.

Объем посевных площадей под основные виды масличных культур в 2002-2008 гг, тысяч гектаров

Выращивание масличных культур в России в 2006-2008 гг. оставалось на достаточно низком уровне, а доля посевов за последние 3 года колебалась в районе отметки 10% от общей посевной площади сельскохозяйственных культур. Невысокий интерес к выращиванию сои связывают с недостаточным знанием технологии и непониманием экономической выгоды от переработки соевых продуктов. Главной особенностью российского производства соевых продуктов является то, что на переработку идет малая часть, преимущественно выращенная соя идет в корма в необработанном виде, в то время как в западных странах основным направлением является получение шрота, а соевое масло в большей степени выступает побочным продуктом.

Доля посевных площадей основных масличных культур в общей площади сельскохозяйственных посевов в 2002-2008 гг, в %

Источник: данные ID-Marketing на основе информации ФСГС РФ

Импорт соевого шрота в Россию 2008-2009 гг.

Традиционные места выращивания сои в России – Краснодарский край, Белгородская область, не так давно культура начала выращиваться в Воронежской и Липецкой области. Однако, большая часть соевых продуктов в виде шрота или бобов завозится из-за границы. С марта 2009 года в целях защиты внутреннего рынка на соевый шрот была введена 5% пошлина сроком на 9 месяцев (до этого импорт был беспошлинным). Динамика импортных потоков, несомненно, связана и с динамикой цен на шрот, которые остаются на высоком уровне из-за завышенного курса доллара и планируемого снижения объемов сбора сои в текущем году.

Импорт соевого шрота в 2008-2009 гг, тонн

Источник: данные ID-Marketing на основе информации ФТС РФ

В целом, за 2008 год было ввезено на 10% меньше соевого шрота (но на 36% больше в денежном выражении), чем в 2007, а за январь-май 2009 почти вдвое меньше, чем за соответствующий период 2008 года – 112,5 тысяч тонн против 221,6 тысяч тонн в прошлом году. Снижение импорта обусловлено и введением пошлины на ввоз, и общей стагнацией рынка после кризиса, и поиском альтернативных вариантов добавок в комбикорма.

Доли стран-производителей импортного шрота в 2009 гг., в %

Производителями импортированного в январе-мае 2009 года шрота стали 6 стран. Традиционно ведущее место принадлежит соевому продукту из Аргентины, почти не отстают Нидерланды, суммарно эти две страны занимают почти 80% импортного рынка России. Самый дорогой в мире немецкий шрот – занимает третье место с неполными 15% от общего объема импорта соевого шрота в первые 5 месяцев 2009 года.

Направления импорта соевого шрота в России по регионам, в %

Стоит отметить, что предпочтение импортному шроту большинство компаний отдает из-за более низкой цены его доставки, и хотя с 2007 года соевый шрот в больших объемах производит группа компаний «Содружество», доставка с Северо-запада России для многих комбикормовых предприятий и птицефабрик оказывается невыгодной. С 1 мая 2009 года Белорусская железная дорога снизила тарифы на транзит из Калининградской области соевых шротов и другой продукции компании на 20%. Каким образом это снижение сказалось на динамике поставок по железной дороге, можно отследить уже сейчас.

Динамика поставок соевого шрота по железной дороге в 2008-2009 гг., тонн (по регионам отправления)

Источник: информационный массив ID-Marketing

Суммарный объем поставок по железной дороге в январе-мае 2009 года увеличился на 64% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, доля Калининградской области в 2009 году существенно возросла. Запуск завода «Содружество» был произведен в 2007 году, и если в 2008 доля поставок в среднем находилась на уровне 60%, то за первые 5 месяцев 2009 года – среднее значение достигло 80-84% от объемов перевозок шрота по железной дороге. Общая мощность предприятия оценивается в 740 тыс.тонн соевого шрота ежегодно. Эффект от снижения тарифов на транзит через Беларусь в мае заметно не отразился на объемах поставок из Калининградской области.

Производство соевого шрота в России 2008 г.

Внутреннее производство шрота из сои на начало 2008 года было представлено 15 предприятиями. Пять из них – крупные компании масложировой отрасли: Иркутский масложиркомбинат, Хабаровский МЖК, Уссурийский МЖК, ОАО Эфирное и Бийский МЖК. При этом производства расположены в основном в Краснодарском крае, в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В центре производство представлено только заводом «Эфирное», который начал производство соевого шрота с 2006 года с незначительными объемами, а через год даже уменьшил показатели, сосредоточив усилия на переработке подсолнечного шрота, объемы производства которого ежегодно удваивались с 2005 года. Производственные показатели ведущих заводов, таких как Иркутский и Уссурийский МЖК (Приморская соя), компания «Содружество», «Амурагроцентр», с 2006 года растут высокими темпами (от 17 до 40% в год). Последний в этом году расширил производство: «Амурагроцентр» запустил новых цех по рафинации соевого масла, общая мощность завода составит около 115 000 тонн соевого шрота в год. Стоит отметить, что для этих предприятий именно шрот из сои является главным направлением деятельности, в отличие от завода компании ЭФКО в Белгородской области. Несмотря на развитие внутреннего производства – большую часть соевого сырья и продуктов Россия импортирует. Это связано и с растущими запросами комбикормовых заводов, которые активно используют соевые добавки в производстве, и с нехваткой посевов сои внутри страны, которые могли бы обеспечить переработчиков сырьем.

Перспективы развития рынка соевого шрота при всех его преимуществах для основных потребителей – комбикормовых заводов, птицефабрик и свиноферм не столь безоблачны. Первое конкурентное направление – программы по импортозамещению, призванные обеспечить так называемую белковую независимость России и активно продвигаемые на юге страны. Так в Белгородской области при активном участии руководства компании ЭФКО – крупнейшего игрока на масложировом рынке, были проведены исследования и разработаны методы обработки подсолнечного шрота, которые позволят приблизить его показатели к составу и питательной ценности соевого продукта. Программа должна быть реализована при поддержке губернатора области, который в своем выступлении подчеркнул необходимость использования для кормления животных продуктов, не содержащих ГМО (чем «грешит» импортный соевый шрот), и выразил надежду на успех комбикормовых добавок из подсолнечника, которые позволят сэкономить до 40% на стоимости сырья. Привлечение административного ресурса к данной программе может повысить шансы на расширение применения подсолнечных шротов компании ЭФКО в регионе.

Еще один «соперник» соевого шрота – продукт переработки рапса, выращивание и обработка которого в последние годы заметно растет. Мировые эксперты отмечают значительное увеличение потребления рапса, связанное с развитием в Европе биодизельной отрасли, а также высоким уровнем цен на продукты переработки сои. В 2008 году в России было произведено более 750 тысяч тонн рапса, который уже сместил сою с традиционного второго места после подсолнечника. У рапса есть ряд преимуществ – его можно выращивать на больших территориях, в отличие от подсолнечника, ограниченного климатическими условиями, шрот из него более дешевый, а по последним исследованиям некоторых французских ученых – он даже позволяет повысить производство молока. В рапсовом шроте, однако, может содержаться эруковая кислота, которая негативно влияет на животных, и, несмотря на то, что благодаря новым технологиям обработки рапса содержание ненужных веществ скоро сведется к нулю, использование рапсового шрота в России ограничено. Биодизельная отрасль, основной двигатель развития переработки рапса в мире, в нашей стране не имеет четких перспектив, так как, в отличие от Европы, это направление тормозится отсутствием достаточных объемов сырья и низкой рентабельностью (так на экспорт рапса действует 15% пошлина, а внутри России культура не очень популярна).

Растущие тенденции в сельском хозяйстве формируют устойчивый спрос на комбикорма и кормовые добавки. С 2004 года в свиноводстве и птицеводстве наметился постоянный рост. С 2004 по 2006 год поголовье птицы выросло на 30 млн.голов, а средняя цена на мясо птицы на 75% за последние 7 лет. Поголовье свиней с 2004 года увеличилось на 2,9 млн голов.

Поголовье свиней в России в 1995 – 2008 году, по состоянию на конец года, млн.голов

Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства и ввод в действие новых производственных мощностей последние три года также растут. Льготные кредитные программы и планы активного финансирования АПК в предстоящие годы дает основание предположить, что рост этого сектора продолжится.

Инвестиции в основной капитал и ввод в действие производственных мощностей в некоторых отраслях сельского хозяйства: птицефабрики и животноводческие предприятия в 2004-2008 гг.

Итоги и прогнозы

Рост мировых цен на соевый шрот, введение 5% пошлины на импорт, при ограниченных свойствах подсолнечного и рапсового аналогов, значительным образом не повлияют на объемы использования продуктов переработки сои в кормлении животных, отразившись лишь на ценах готовых комбикормов и мясных продуктов. Неразвитость российского производства сои и ее переработки, отсутствие выгодных для животноводства и птицеводства эквивалентов соевого шрота из других масличных культур, оставляют достаточно много шансов импортному продукту из сои, который чаще всего превосходит «российского коллегу» по качеству и цене. Тем не менее, активная помощь сельскому хозяйству, объявленная одним из ключевых приоритетов развития государства, при грамотной агротехнической поддержке выращивания и производства соевых продуктов, могли бы позволить развить собственное производство качественных добавок для кормов, приемлемых по цене и безопасных с точки зрения содержания ГМ-сырья.

Автор: Новикова Е.Е., генеральный директор ID — Marketing

Читайте так же:  КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детского - сада № 123» на 2015-2018 г. Коллективный договор в доу бюджетного

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.