Нарушение правил страхования осаго. Нарушение правил страхования осаго

Статья 12.37. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

СТ 12.37 КоАП РФ

Комментарий к Ст. 12.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В п. 3 ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. Пункт 1 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным Законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263. Пункт 2 ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения устанавливает запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Аналогичный запрет установлен в п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

В ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных в п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности, использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

2. Объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, выражается в неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

3. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений предполагает умысел.

4. Субъектами анализируемых правонарушений являются владельцы транспортных средств. Кроме этого, по ч. 2 комментируемой статьи к ответственности привлекаются водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не осуществили страхование своей гражданской ответственности. При этом водители привлекаются к административной ответственности лишь в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует (т.е. водителю известно об отсутствии полиса обязательного страхования).

5. При совершении правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ).

6. Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Указанные нарушения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и его заместителем, а по ч. 1 комментируемой статьи — также сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

Нарушение правил страхования осаго

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях:

    Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

    влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

    2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

    Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

    Комментарии к статье 12.37 КоАП РФ, судебная практика применения

    Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.37 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, регулируемые Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — закона «Об ОСАГО»). Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждено Банком России 19.09.2014 N 431-П.

    Ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

    В ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных в п. 1 статьи 16 закона «Об ОСАГО» условий ограниченного использования транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан. Такими условиями Законом признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году. Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении юридических лиц, признается их сезонное использование, в частности использование снегоуборочных, сельскохозяйственных, поливочных и других специальных транспортных средств в течение шести и более месяцев в календарном году. Соответствующие ограничения указываются в страховом полисе.

    Ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

    В ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнении обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной в статье 4 закона «Об ОСАГО», и в управлении транспортным средством, владельцем которого не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности в нарушение положений ст. 19 Закона о безопасности дорожного движения, устанавливающей запрет на использование (эксплуатацию) таких транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Таким образом, ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ содержит состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в невыполнении предусмотренной ст. 4 закона Об ОСАГО обязанности по страхованию гражданской ответственности, либо в управлении транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.

    10 дней для страхования с момента возникновения права на автомобиль

    При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им.

    Рекомендуем статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?», содержащую ответы на вопросы:

    Могу ли я, по истечении срока действия полиса ОСАГО (договора ОСАГО) еще месяц ездить без полиса?
    Предусмотрена ли законодательством какая-либо возможность ездить без полиса ОСАГО в течении определенного времени, например, если я купил автомобиль и перегоняю его в свой город?

    Разграничение правонарушений по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ

    Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ, необходимо отграничивать от административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 12.3 КоАП РФ, ответственность по которой наступает в случае, когда владельцем транспортного средства обязанность по страхованию гражданской ответственности выполнена, однако у водителя, управляющего данным транспортным средством, отсутствует при себе полис обязательного страхования.

    Субъектами правонарушений, предусмотренных рассматриваемой статьей, являются владельцы транспортных средств. Административной ответственности по ч. 2 статьи 12.37 КоАП РФ подлежат также водители, управляющие транспортными средствами, владельцы которых не выполнили обязанности по страхованию своей гражданской ответственности.

    Субъективная сторона указанных правонарушений характеризуется умышленной виной. При этом водителями, управляющими соответствующими транспортными средствами, административное правонарушение может быть совершено только с прямым умыслом, о чем свидетельствует указание в диспозиции статьи на заведомость знания виновного об отсутствии обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.

    Разъяснения Верховного Суда РФ

    В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2020 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

    Не застраховал ответственность по ОСАГО — ответственность по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, управление ТС с нарушением условий ОСАГО — ответственность по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ

    «..Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 указанного выше федерального закона, а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежит квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, в то время как управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи».

    В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014 года содержатся следующие разъяснения (извлечение):

    10 дней управления транспортным средством без полиса ОСАГО

    «До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

    …В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ).

    Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ).

    Согласно Федеральному закону N 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

    Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса».

    Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 12 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

    В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

    Не застраховался – нарушил ч. 1 статьи 12.37 КоАП РФ, не вписан в полис – ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ

    При пересмотре постановлений органов Госавтоинспекции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 закона N 40-ФЗ «Об ОСАГО», а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, — по части 1 названной статьи.

    Правительство России

    Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка формирования тарифов ОСАГО

    Распоряжение от 15 июля 2020 года №1547-р. Цель законопроекта – повысить качество удовлетворения потребностей страхователей, сформировать необходимый для этого набор условий обязательного страхования, продолжить переход от жёсткого регулирования обязательного страхования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам.

    Документ

    Распоряжение от 15 июля 2020 года №1547-р

    Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» (далее соответственно – законопроект, ОСАГО) подготовлен Минфином во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 14 марта 2016 года (№Пр-637ГС от 11 апреля 2016 года, подпункт «о» пункта 3).

    Правительству России было поручено разработать дополнительные меры стимулирования применения страховыми организациями повышающих или понижающих коэффициентов страховых тарифов ОСАГО в связи с наличием или отсутствием в предшествующие периоды установленных фактов неоднократного нарушения правил дорожного движения и предоставления такими организациями дополнительных скидок за безаварийную езду.

    Законопроектом предлагается предоставить страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учётом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством (характеристик вождения, зафиксированных телематическими устройствами, и наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД). При этом предлагается сохранить ограничение на максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования.

    В целях исключения случаев присвоения водителю различных классов и значений коэффициента бонус-малус и «обнуления» истории вождения при покупке нового транспортного средства предусматривается введение учёта истории вождения каждого водителя. История вождения будет включать информацию о наличии и количестве страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам ОСАГО, в том числе не предусматривающим ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

    Планируется также поэтапное исключение коэффициентов страховых тарифов, зависящих от территории преимущественного использования транспортного средства, с 1 января 2020 года, от технических характеристик транспортного средства (мощности двигателя легкового автомобиля) – с 1 октября 2020 года.

    Предусматривается также увеличение размера страховой суммы за вред, причинённый жизни или здоровью потерпевшего, – до 2 млн рублей с 1 января 2020 года.

    Владельцам транспортных средств предлагается предоставить право на использование телематического устройства, фиксирующего характер вождения, для предоставления скидок страхователям, аккуратно эксплуатирующим транспортное средство.

    В целях обеспечения возможности присутствия страховщика при организованной потерпевшим самостоятельно независимой технической экспертизе, независимой экспертизе (оценке) повреждённого имущества или его остатков вводится обязанность потерпевшего информировать страховщика о месте, дате и времени проведения такой экспертизы.

    В целях обеспечения соразмерности неустойки размеру подлежащей возврату страховой премии или её части предлагается в качестве базы расчёта неустойки установить размер подлежащей возврату страхователю страховой премии или её части при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами ОСАГО.

    Принятие и реализация законопроекта позволят повысить качество удовлетворения потребностей страхователей, сформировать необходимый для этого набор условий обязательного страхования, продолжить переход от жёсткого регулирования обязательного страхования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и по неценовым факторам.

    Условия страхования ОСАГО

    Страховые компании успешно реализуют программы страхования ответственности граждан в различных сферах их жизнедеятельности.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Это быстро и БЕСПЛАТНО!

    Они предусматривают заключение в добровольном либо обязательном порядке между страхователем и страховщиком договора по обеспечению защиты имущественных интересов. ОСАГО входит в категорию страхования осуществляемого в обязательном порядке в соответствии с положениями действующих нормативно-правовых актов.

    Ответственность водителя

    По своей сути «страхование гражданской ответственности» есть механизм, с помощью которого законодатель стремится повысить безопасность дорожного движения. Предметом страхования выступают имущественные интересы автовладельцев, которым наносится ущерб в дорожном происшествии по его личной вине либо по вине стороннего лица.

    Под страховым случаем подразумевается факт причинения вреда жизни и здоровью одним из автовладельцем другому, его имуществу. Страховщик выплачивает некую денежную сумму потерпевшему лицу при определенных условиях.

    К ним относятся:

  • гражданская ответственность виновного в ДТП лица и потерпевшего застрахована в установленном законодателем порядке;
  • наличие действующего на момент возникновения происшествия полиса.
  • Страховая компания обязуется возместить ущерб каждому из пострадавших лиц, не выставляя ограничения по количеству произошедших страховых случаев.

    На руки автовладельцу выдается полис ОСАГО, если договор страхования подписан сторонами. Он предъявляется инспектору ГИБДД, приехавшему на место происшествия. Он составляет протокол в ходе обследования места происшествия, уточняет детали, обращается с очевидцами, выявляет виновника. Протокол подписывается сотрудником ГИБДД, участниками дорожного происшествия.

    Законодатель координирует стоимость полиса ОСАГО путем введения ограничений по размеру страхового возмещения, что позволяет установить минимальный размер. Что касается размера понесенного ущерба, то он находится с учетом износа автотранспортного средства. Он подсчитывается в процентном соотношении, исходя из года выпуска и общего пробега.

    Размер страхового возмещения:

    • за причинение увечья жизни и здоровью любого потерпевшего лица до 500 000 рублей;
    • за нанесение повреждения имуществу — 400 000 рублей. Указанная сумма выплачивается лицам, которые оформили страховку с 2020 года.
    • Сообразно условиям страхования полис не обеспечивает гарантии, если автотранспортное средство было украдено. Полиса ОСАГО надлежит сохранять в продолжение 5 лет, несмотря на окончание срока действия. Как правило, по нему предоставляется скидка по стоимости, если автовладелец будет оформлять в дальнейшем полис.

      При оформлении страховки осуществляется ряд действий, в число которых входит:

    • оформляется бланк заявления установленного образца, который выдается страховщиком;
    • в страховую компанию предоставляются утвержденные законодателем официальные бумаги и документы.
    • В обязательном порядке сведения, указанные в заявлении подлежат проверке. В свою очередь страхователь может проверить страховой полис. Заключение договора совершается в ходе переговоров. Договор страхования заверяется подписями заинтересованных лиц. Страхователь производит оплату полиса, после чего квитанция предъявляется в компанию.

      Пакет документов автовладелец может представить лично, отправить по электронной почте. Оплата полиса производится наличным либо безналичным расчетом в зависимости от условий, которые предъявляет страховая компания. Как правило, она не выставляет особых требований к заполнению бланка заявления.

      Перечень документов

      Автовладелец должен заполнить специальный бланк заявления, который предоставляется страховой компанией. Он имеет унифицированную форму, утвержденную законодателем.

      К нему прилагаются:

    • паспорт автовладельца;
    • свидетельство об осуществлении регистрации в органе ГИБДД;
    • талон, подтверждающий о прохождении технического осмотра;
    • водительское удостоверение лиц, допущенных к управлению автотранспортным средством;
    • при наличии полис, действие которого прошло.
    • Пособие по потере кормильца оформляют на ребенка. Подробнее в статье.

      Новые условия страхования ОСАГО

      Вопросы относительно страхования гражданской ответственности лиц, обладающих и управляющих автотранспортным средством, регламентируются Федеральным законом «Об ОСАГО» и актом «Правила ОСАГО». В указанных актах предусмотрены нормативы, позволяющие установить размер страхового возмещения. Оно предоставляется стороне, понесшей в результате дорожного происшествия убытки.

      На автовладельца налагается определенная мера воздействия, если он не соблюдает установленные законодателем правила безопасности дорожного движения. В соответствии с указаниями актов автовладелец должен иметь полис ОСАГО. Если страховка не оформлена, то автотранспортное средство не регистрируется органом ГИБДД.

      Договор заключается при следующих условиях:

    • ограниченное либо неограниченное число лиц, допущенных к управлению автотранспортом;
    • заключение договора на один год, на любой период, начинающийся от 3 месяцев;
    • на время в пути, которое необходимо для следования от места приобретения автотранспортного средства к месту постановки на регистрационный учет в органе ГИБДД;
    • осуществление технического осмотра автотранспорта с последующим оформлением диагностической карты.
    • Выбор условий страхования остается за автовладельцем, поэтому он лично решает вопрос о страховщике. Что касается технического осмотра, то сведения о его прохождении заносятся в единую автоматизированную информационную систему ГИБДД. Она запущена в действие Российским союзом автовладельцев.

      Для прохождения техосмотра нужно представить:

    • доверенность представителя автовладельца, если он не имеет возможности лично присутствовать при прохождении техосмотра;
    • свидетельство об осуществлении регистрации автотранспортного средства либо его технический паспорт.
    • Нормативы действующего законодательства предусматривают увеличение страховой суммы за счет заключения договора по форме добровольного страхования — ДСАГО. Услуга по его осуществлению предоставляется во многих страховых компаниях. Соответственно условиям ДСАГО страхователь вносит некую денежную сумму, дозволяющую повысить величину основной страховой суммы.

      На какой срок заключается договор

      В соответствии с указаниями действующего Федеративного закона об ОСАГО, в частности статьи 10, полис ОСАГО должен быть приобретен российскими гражданами на один год. Иностранные граждане при использовании своего автотранспортного средства, состоящего на учете вне пределов Российской Федерации, обязаны подписать на какой-либо отрезок времени договор страхования.

      Как правило, страховщики предлагают им приобрести временный полис. При этом минимальный срок его действия составляет 5 календарных дней.

      Основные принципы

      К отличительным признакам страхования относятся:

    • «Европротокол». Автовладелец наделяется правом получения страховой выплаты при мелком ДТП непосредственно в страховой компании. При этом необязательно обращение в органы ГИБДД, чтобы оформить протокол, подтверждающий факт наступления страхового случая;
    • «Прямое возмещение» или «Прямое урегулирование», означающее обязанность обращения за получением страхового возмещения в страховую компанию, где застраховано потерпевшее лицо. Правило распространяется на дорожные происшествия, в которых получили повреждения не более 2 автотранспортных средств. При этом не было нанесен вред жизни и здоровью людей. Но обязательным условием является осуществление страхования по программе ОСАГО обоими участниками дорожного происшествия.
    • При страховании ОСАГО стала действовать система скидок за безаварийную езду — «бонус-малус».

      Соответственно условиям за каждый год управления автотранспортным средством без создания аварийной ситуации его владелец может претендовать на получение скидки в размере 5% при продлении полиса ОСАГО. Нужно заметить, что размер страхового взноса повышается в зависимости от наличия и количества страховых выплат, совершенных в год предшествующий заключению страховки.

      Многие автовладельцы задают вопрос, что такое грубые нарушения в страховании гражданской ответственности? Законодатель ввел коэффициент, учитывающий наличие грубых нарушений условий страхования с численным значением — 1.5. Если автовладелец допустил нарушение, отнесенное к категории грубого, то размер стоимости полиса ОСАГО для него повысится на 50%.

      Он применяется при допущении нарушений:

    • предоставление страховщику информации, которая была предоставлена с целью введения его в заблуждение. Она некоторым образом может повлиять на стоимость полиса ОСАГО;
    • умышленное искажение обстоятельств, при которых наступил страховой случай. Как правило, мера предпринимается с целью повышения размера страхового возмещения;
    • причинение вреда потерпевшему лицу при обстоятельствах, которые могут вызвать регрессное требование к виновному лицу.

    Выдает ли РОСНО страховку для выезда заграницу? Смотрите здесь.

    Страховщик предлагает выполнить ремонт по ОСАГО? Узнайте, стоит ли соглашаться.

    В правилах ОСАГО установлены типовые условия, в соответствии с которыми заключается между заинтересованными лицами договор. В нем разъяснены способы установления размера страховых выплат, которые совершаются в случаях причинения вреда жизни и здоровью.

    Потерпевший наделяется законодателем правом подачи требований к виновному лицу в следующих случаях:

  • умышленное причинение вреда жизни либо здоровью потерпевшего лица, причинение вреда в результате нахождения в нетрезвом состоянии вследствие принятия алкогольных напитков, наркотических и одурманивающих средств;
  • управляющее автотранспортное средство лицо было лишено права вождения;
  • отъезд без предупреждения виновного лица с места, где произошло дорожно-транспортное происшествие;
  • виновное в происшествии лицо не было включено число лиц, наделяемых правом вождения автотранспортным средством;
  • страховой случай наступил при использовании не указанным в договоре лицом в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.
  • И в заключении нужно заметить, что в статье 16.1 Федерального закона «Об ОСАГО» предусмотрена норма о предъявлении досудебной претензии к страховщику. Как правило, она подается при возникновении разногласий, связанных с выплатой страхового возмещения. Мера приобрела законную силу с сентября 2020 года. К тому же, потерпевшее лицо вправе подать исковое заявление в судебный орган, если страховщик не оплатил полагающееся страховое возмещение в установленные сроки.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
  • Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

    1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
    2. Позвоните на горячую линию:
      • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
      • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
      • Регионы — 8 (800) 222-69-48

    ВАС узаконил «административку» для страховщиков за просрочки выплат

    Страховая компания затянула рассмотрение документов пострадавшего в аварии водителя и выплатила причитающиеся деньги месяцем позже. Она, правда, присовокупила к ним и сумму неустойки, однако служба по финансовым рынкам все равно решила привлечь страховщика к ответственности – за нарушение правил о лицензировании. Суды компанию «оправдали», заметив, что нет специального акта о лицензионных требованиях в страховании, а значит, и нарушать нечего. Однако Высший арбитражный суд решил иначе, указав на совокупность норм, которые позволяют наказать штрафом страховую компанию за нарушение сроков за несоблюдение подобных требований.

    В ноябре позапрошлого года А. Устюжанина на своем автомобиле Mazda попала в аварию, виновником которой был признан находившийся за рулем Mitsubishi С. Логвинов. У него был полис ОСАГО в ООО «БИН Страхование», а потому, спустя день после аварии, Устюжанина подала в эту компанию заявление о страховой выплате, приложив все необходимые документы. Но свои деньги (сумма в материалах дела не указывается) она получила только 25 января 2013 года, то есть значительно позже установленного законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств 30-дневного срока.

    В деле не говорится, откуда об этом стало известно в Региональном отделении ФСФР в Уральском федеральном округе, но и служба решила провести проверку. По ее результатам в отношении «БИН Страхование» был составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия компании были квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (наказывается штрафом от 30 000 до 40 000 руб.). Кроме того, компании вменили в вину нарушение ст. 13 Закона об ОСАГО, в соответствии с которой страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования, приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения.

    Материалы были переданы в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для привлечения страховой компании к административной ответственности (дело А75-1180/2013). Однако суд первой инстанции требования ФСФР решил не удовлетворять. Судья Ольга Чешкова заметила, что страховщик действительно опоздал с выплатой, но компенсировал это выплатой неустойки в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Что же касается нарушения КоАП, то Чешкова указала на отсутствие в российском законодательстве таких норм о лицензировании страховой деятельности, которые устанавливали бы специальные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении. Поэтому по аналогии судья обратилась к закону о лицензировании отдельных видов деятельности и нашла в нем прямое указание на то, что к лицензионным не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом. И сделала вывод, что подход ФСФР к толкованию ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ является «расширительным».

    Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил это решение в силе, но представители теперь уже Службы Банка России по финансовым рынкам (правопреемник ФСФР) обратились в надзор. Дело было рассмотрено Президиумом ВАС 4 февраля 2014 года, в результате чего оба акта нижестоящих инстанций были оставлены в силе, а заявление – без удовлетворения. Однако на прошлой неделе ВАС опубликовал полный текст постановления, которое оказалось совсем не в пользу страховщиков.

    Суд указал, что привлечение страховых компаний к административной ответственности за нарушения страхового законодательства, допущенные в отношении потребителей услуг, является законным. Президиум согласился, что отдельный нормативный акт о лицензионных требованиях к страховщикам отсутствует, но подход первой инстанции, согласно которому надо применить по аналогии норму закона о лицензировании отдельных видов деятельности, ВАС назвал «ошибочным». Действовать, по мнению его судей, надо было по-другому, а именно обратить внимание на следующие положения: п.п. 1 п. 5 ст. 30 Закона об организации страхового дела (субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство) и п.п. 14 п. 3 ст. 32 того же закона (для получения лицензии страховая компания должна представить документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования). То есть «БИН Страхование» должна была соблюдать в качестве лицензионных требования, установленные законом об ОСАГО и правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года о 30-дневном сроке. «Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование», – говорится в постановлении президиума, а их нарушение «образует состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП». Что касается роли неустойки в этом деле, президиум отметил, что этот «институт не освобождает страховщика от публично-правовой ответственности, поскольку гражданско-правовая ответственность не исключает возможности применения мер административного воздействия». А акты первой и апелляционной инстанций ВАС оставил в силе лишь потому, что нарушение не являлось длящимся, а значит, годичный срок для привлечения «БИН Страхования» к ответственности уже считается истекшим.

    Эксперты постановлением довольны. «Это решение ВАС поможет привлекать страховые компании к административной ответственности за несоблюдение сроков выплаты страхового возмещения, обосновывая это как нарушение лицензионных условий», – уверен адвокат компании «Налоговик» Сергей Литвиненко. Сейчас, поясняет он, страховая компания только платит неустойку, если несвоевременно произвела страховую выплату, но не штраф, хотя такое нарушение – самое распространенное в сфере страхования. «Теперь их количество должно уменьшиться», – надеется юрист. Адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Громадская согласна с этим. «Новелла, выработанная Президиумом ВАС, теперь позволит привлечь к административной ответственности страховщиков, затягивающих страховую выплату по полису ОСАГО, что, безусловно, повысит дисциплину в сфере выплат по обязательному страхованию», – прогнозирует она.

    ОСАГО по-честному: что ожидает автомобилистов

    Автовладельцам начали приходить уведомления об отсутствии полисов ОСАГО — в Москве заработала проверка с помощью дорожных камер. Это не единственное нововведение в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. «Известия» разбирались, как поступить, если вашего полиса нет в базе, и каких сюрпризов ожидать автовладельцам.

    В колл-центр Российского союза автостраховщиков (РСА) поступают звонки от водителей, которые получили уведомления об отсутствии у них полисов ОСАГО. Для некоторых это явилось неприятным сюрпризом. В РСА предупреждают: полисы некоторых автовладельцев могут отсутствовать в базе, так как являются поддельными. В пресс-службе союза призвали автомобилистов проверять подлинность страховки самостоятельно, сообщает агентство городских новостей «Москва».

    Пока только предупреждают

    Теперь все столичные комплексы видеофиксации, находящиеся в введении ЦОДД, могут проверять у автомобилистов наличие полиса ОСАГО. Проверка происходит в автоматическом режиме, но пока за отсутствие страховки автовладелец получит не штраф, а уведомление. Тестовый период позволит исправить ошибки в системе — при объединении баз РСА и ГИБДД были обнаружены расхождения, из-за чего сроки запуска проекта несколько раз сдвигались.

    За три месяца тестирования выявили более 700 тыс. автомобилистов, передвигающихся без полиса, но уведомления, по информации «Коммерсанта», получили только 5,5 тыс. — в РСА проверяют каждый случай вручную.

    Когда и как начнут штрафовать

    В ноябре пилотный период должен завершиться и за отсутствие полиса будут выписывать штраф — 800 рублей. Причем в течение 20 дней со дня вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50%. Из-за того, что новый владелец машины должен оформить ОСАГО в 10-дневный срок, в РСА установили двойную проверку. Если на 11-й день после того, как камера зафиксировала машину, полис не появится в базе, автовладелец получит штраф. И будет получать «письма счастья» ежедневно, пока не оформит страховку.

    Впрочем, некоторые считают такое наказание недостаточным. Депутат «Единой России» Сергей Вострецов предложил увеличить штраф до 5 тыс., а в парламенте Кабардино-Балкарской Республики считают, что за повторное нарушение нужно карать не только пятью тысячами, ни и в качестве альтернативы лишать прав на срок от четырех до шести месяцев.

    Система будет рассылать извещения даже водителям из других регионов, но работает пока только в Москве. В будущем систему автоматической фиксации планируют запустить в Санкт-Петербурге и Казани.

    Что делать, если полис оказался поддельным

    Автомобилистам, купившим полис, но получившим уведомление о его отсутствии в базе, рекомендуют звонить на горячую линию РСА по федеральному номеру 8 (800) 200-22-75 или московскому (495) 641-27-85. Статус полиса любой желающий может проверить на сайте союза, однако привязки к конкретному автомобилю и владельцу там нет. Поэтому узнать о дубле, то есть полисе с теми же серией и номером, но зарегистрированным на другую машину, невозможно. Чтобы получить более подробную информацию, эксперты советуют направить обращение в страховую компанию либо самому прибыть в официальный офис страховщика.

    Что делать, если полис всё же оказался поддельным? Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует незамедлительно сообщить о случившемся в полицию, чтобы установить личность продавца подделки. В последующем к нему можно будет предъявить требование о возврате полученных денег в порядке ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

    «Прекратите эксплуатацию автомобиля и обратитесь в официальный офис страховой компании для оформления подлинного полиса ОСАГО. Можно обратиться к официальному страховому агенту, но предварительно попросите агента продемонстрировать доверенность от страховой компании либо агентский договор. Впрочем, нельзя исключать вероятность подделки как доверенности, так и агентского договора. Еще один вариант, оформить полис ОСАГО в электронной форме», — рассказал «Известиям» Мацала.

    Директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков обратил внимание на то, что недействительным договор ОСАГО может быть оформлен и на настоящем бланке, который страховая компания, например, потеряла.

    Ложные сотрудники и настоящие полисы

    Тем временем автовладельцы жалуются на частые звонки мошенников, пытающихся продать полис от имени крупных страховщиков. Их легко спутать с реальными сотрудниками страховых компаний — они уверенно называют марку автомобиля, правильно рассчитывают стоимость ОСАГО и даже предупреждают о необходимости проверить полис на сайте РСА.

    В начале августа выяснилось, что из страховой компании «Наско» пропали 48 300 бланков строгой отчетности ОСАГО. Недостачу обнаружила временная администрация, введенная после того, как у страховщика 15 мая этого года была отозвана лицензия. До этого «Национальная страховая компания Татарстан» была одним из лидеров рынка ОСАГО — за I квартал было оформлено 272 тыс. полисов — это 8-е место в России по этому показателю.

    Чтобы снизить число возможных мошеннических действий с электронными полисами, с 29 октября, согласно новой редакции закона об ОСАГО, проверять сведения в заявлении на электронный полис ОСАГО будут по-новому. Страховщик сможет потребовать сканированные копии документов, только если у него нет возможности провести проверку представленных сведений в органах власти. Если данные не соответствуют сведениям в государственных информационных системах, страховая компания будет в праве приостановить оформление электронного полиса.

    ОСАГО — грядут изменения

    В октябре ожидается еще несколько нововведений обязательного страхования автогражданской ответственности. Например, появится оформление европротокола через портал госуслуг. В том случае когда направляемое страховщику извещение о ДТП подписывается участниками аварии в электронном виде. При этом файлы будут направлены автоматически, специальным программным обеспечением.

    Осенью должно заработать новое мобильное приложение от РСА, которое позволит оформлять европротоколы в электронном виде за 15 минут. Оно будет некоторое время работать параллельно с уже существующей программой «ДТП. Европротокол», позволяющей только зафиксировать обстоятельства ДТП. Позже их планируют объединить в одну программу.

    МВД планирует упростить процедуру проверки электронных полисов ОСАГО на дорогах. Законопроект вносит изменения в перечень документов, которые водитель может предъявить для проверки. По словам представителя ведомства Ирины Волк, инспектору ГИБДД можно будет предъявить не только бумажную распечатку, но и электронный документ на смартфоне.

    Будут внесены изменения в бланк полиса ОСАГО, на нем перестанут указывать серию. Каждому договору теперь присваивают уникальный номер, по которому можно идентифицировать страховщика и определить подлинность договора.

    Новый год — новые правила

    В середине июля правительство внесло в Госдуму проект об индивидуализации тарифов ОСАГО. Согласно ему, с нового года будет отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября 2020-го — мощностной. Вместо них при расчете цены полиса будут учитывать стиль вождения автомобилиста и соблюдение им ПДД. То есть грубые нарушения правил в течение года — к ним относятся проезд на красный, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде — увеличат стоимость страховки.

    Продолжится расширение тарифного коридора: с 1 января — на 40% вверх и вниз и с 1 октября — еще на 30% в обе стороны. Напомним, что в настоящее время тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746–4942 рубля.

    Что будет с ценами

    По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховыми компаниями, в результате чего средняя цена полиса снизилась на 5–6%. Дальнейшая реформа тарифов должна усилить этот тренд.

    Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков поддержал отмену территориального и мощностного коэффициентов, однако сомневается, что автовладельцы смогут сэкономить на цене полиса. По его словам, страховщики обязательно воспользуются расширением тарифного коридора.

    «Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растет — цитирует слова Лысакова «Парламентская газета».

    Наценка для лихача

    Теперь министерство финансов доработает свой законопроект с учетом всех правок. Если новая версия закона всех устроит, то рассматривать его предстоит депутатам Госдумы.

    Напомним, что о введении коэффициента, который повысит стоимость полиса для злостных нарушителей правил дорожного движения, говорилось довольно давно. Изначально его введение предлагали в Госавтоинспекции. Страховщики идею поддержали. Дело осталось за реализацией.

    Надо сказать, что поправки минфина в закон об ОСАГО только вводят сам коэффициент и устанавливают, за что он начисляется. А коэффициент в цифровом выражении установит уже Центробанк.

    Впрочем, изначально вопросы возникли именно к тому, за что этот коэффициент будет начисляться.

    Страховщики изначально предлагали начислять его по количеству совершенных правонарушений в течение года. Так, по их подсчетам выходило, что для тех, кто совершил от 5 до 9 нарушений за год, стоимость полиса увеличивается на 1,86. То есть почти в два раза. Для тех, кто нарушил правила в течение года от 10 до 14 раз, стоимость страховки надо будет умножить на 2,06. От 15 до 19 правонарушений — умножаем на 2,26. За 20-24 нарушения коэффициент будет равен 2,45. За 25-29 нарушений он составит 2,65. 30-34 нарушения — уже 2,85. А более 35 нарушений — 3,04.

    При этом в этот список не входят нарушения, которые не влияют на безопасность окружающих. Например, нарушение правил парковки или непристегнутый ремень безопасности. Также страховщики утверждают, что согласно их исследованию автовладельцы, у которых четыре и менее нарушений — это 95 процентов от всех застрахованных по ОСАГО.

    Минфин изначально в своем проекте предлагал наказывать повышенным коэффициентом только за грубые нарушения. То есть за те, за которые предусмотрено лишение прав. Например, за движение по встречной полосе, управление в нетрезвом виде или превышение скорости более чем на 60 км/час.

    Впрочем, у МВД к этому проекту возникли вопросы. Они усмотрели в нем двойное наказание. То есть первый раз водитель заплатил штраф, а потом еще и повышенный коэффициент за страховку. Также МВД не понравилась идея предоставления страховщикам доступа к базам данных органов МВД. Это противоречит законам «О полиции» и «О персональных данных».

    Однако после совместного совещания, на котором обсуждались эти поправки в закон об ОСАГО, ведомства пришли к пониманию и соглашению. В итоге повышенный коэффициент за нарушения правил дорожного движения будет применяться в случае опасного вождения.

    Как будет сформулирована новая статья, пока неясно. Но ясно, что до тех пор, пока в Кодексе об административных правонарушениях не появится ответственность за опасное вождение, автовладельцам не грозит и новый коэффициент.

    Депутаты, правда, обещают принять поправки в КоАП уже в весеннюю сессию. Но введение коэффициента привязано к либерализации тарифов на ОСАГО, и в законопроекте прописано, что вступит в силу он только через год после официального опубликования.

    Читайте так же:  Развод: тот, кто хочет сохранить семью, должен бороться до конца. Муж подал на развод как вернуть

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.