Статья 23. Гражданский кодекс рф понятие предпринимательской деятельности

Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

2. Утратил силу с 1 марта 2013 г.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 Гражданского кодекса РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами .

———————————
Более подробно см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 32 — 33, 37 — 39, 42 — 56.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439? // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства , регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями , обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр.). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных статьёй 401 ГК РФ. Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить…». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

Статья 23 ГК РФ. Предпринимательская деятельность гражданина

Новая редакция Ст. 23 ГК РФ

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Комментарий к Ст. 23 ГК РФ

1. Возможность граждан свободно осуществлять предпринимательскую деятельность — одно из основных субъективных гражданских прав, составляющих правоспособность физических лиц. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК. Комментируемая норма под страхом указанных в п. 3 последствий предусматривает необходимость:

а) государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

2. Основное правило участия индивидуальных предпринимателей в имущественных отношениях — распространение на них (за некоторыми изъятиями) законодательства о коммерческих организациях.

Другой комментарий к Ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Действующий ГК включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской деятельностью, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (см. комментарий к ст. 2).

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, т.е. как индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации в этом качестве. В силу п. 3 ст. 23 к предпринимательской деятельности граждан применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц (коммерческих организаций), если иное вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя является обязательным условием для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. С 1 января 2004 г. порядок ее осуществления регулируется Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и в соответствующем случае прекращении ими такой деятельности. В едином государственной реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения: фамилия, имя и отчество (последнее, если имеется) лица на русском языке, пол, дата и место рождения, гражданство (при его отсутствии указывается «лицо без гражданства»), место жительства в РФ (указывается адрес — наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры, — по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке), данные основного документа, удостоверяющие личность гражданина РФ на территории РФ, дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации, дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа), сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. п. 2, 4 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен: сведения о паспортных и других персональных данных физических лиц могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, установленных Правительством РФ. Данное ограничение не касается предоставления сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, адресованного непосредственно регистрирующему органу физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из реестра; копии документа (документов), имеющегося в реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Срок предоставления указанных сведений не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Предоставление сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральным законом. Ее размер устанавливается Правительством РФ. В случаях и порядке, определенных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственном реестре сведения органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в их производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.

Читайте так же:  Возврат порта, диктофон в колонии и неустойка по ОСАГО: важные дела ВС. Адвокат шухардин в.В

Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведений и документов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен, не допускается.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В регистрирующий орган представляются: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; 2) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для гражданина РФ), копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качества документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (для иностранного гражданина); 3) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ; 4) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним); 5) документ об уплате государственной пошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Личная явка гражданина для государственной регистрации необязательна.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется на срок не более чем пять лет. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Статья 22.3 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулирует порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа — свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — устанавливаются Правительством РФ (п. п. 2, 3 ст. 11 названного Закона). Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указывается вид (виды) деятельности, которыми вправе заниматься индивидуальный предприниматель. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Закона о лицензировании).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

11 июня 2003 г. Президент РФ подписал Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Согласно ст. 1 этого Закона фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К данной деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Членами фермерского хозяйства могут быть: 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства вправе быть принятыми в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет; 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве предпринимателем признается глава крестьянского, (фермерского) хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек (ст. 3 Закона).

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Распоряжение имуществом хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой. По сделкам, совершенным главой в интересах фермерского хозяйства, последнее отвечает своим имуществом (ст. 8). Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что она заключена в личных интересах главы хозяйства. Гражданин в случае выхода из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом хозяйства заявления о выходе.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода из него.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию его членов признается один из его членов. В том случае, когда фермерское хозяйство создано одним гражданином, он и является главой хозяйства (ст. 16 Закона). В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой хозяйства другого его члена. Смена главы хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве (ст. 18 Закона). Основания и порядок прекращения фермерского хозяйства определены в гл. 8 Закона. Споры, возникающие в связи с прекращением крестьянского (фермерского) хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

3. Не все индивидуальные предприниматели соблюдают требование о государственной регистрации. Исходя из этого обстоятельства, комментируемая статья предусматривает, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, в частности норму о повышенной ответственности (независимо от вины) в предпринимательских отношениях за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (см. п. 3 ст. 401). Закон о защите прав потребителей возлагает на индивидуального предпринимателя, как и на коммерческую организацию, ряд дополнительных обязанностей по информированию потребителей, обеспечению безопасности товаров для жизни и здоровья в случае продажи товаров, выполнения работ и услуг и др.

Определение предпринимательской деятельности

Статьи по теме

Определение предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ, согласно которой «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Определение предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ, согласно которой «предпринимательской является самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Необходимо сразу отметить, что требование быть «зарегистри­рованными в этом качестве» применительно к некоммерческим организациям не совсем корректно, и может означать лишь регистрацию их устава, предусмат­ривающего осуществление предпринимательской деятельности, разрешенной некоммерческим организациям в соответствии с законодательством, на условиях и с ограничениями, установленными законом.

В процитированном нормативном определении предпринимательской деятельно­сти ключевым является слово «деятельность», к которой, например, нельзя отне­сти разовые однократные имущественные сделки (договоры). Это обстоятельство подчеркивается в определении указанием на то, что предпринимательской счита­ется деятельность, которая направлена на систематическое (т. е. неоднократное) получение прибыли.

По смыслу приведенного нормативно-правового определения к предпринима­тельской деятельности, очевидно, следует отнести такую приносящую доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений, которую они выполняют сверх заданий учредителя и обязательств перед страховщиками либо в форме вспомогательной по отношению к основной деятельности (связанной с нею), при условии, что такая деятельность носит систематический характер («направлена на систематическое получение прибыли»).

Попытку более подробного описания нормативного значения данного в ГК РФ определения предпринимательской деятельности предпринял Минфин России в письме от 14.01.2005 № 03-05-01-05/3. Несмотря на то что письмо посвящено определению предпринимательской деятельности граждан, описанные в нем при­знаки и характеристики такой деятельности применимы и к юридическим лицам, в т. ч. к государственным и муниципальным учреждениям. В письме Минфина России, в частности, отмечается, что самого по себе факта совершения сделок на возмездной основе для признания предпринимателем недостаточно, если совер­шаемые сделки не образуют деятельности. Предпринимательская деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск и быть направленной на систематическое получение прибыли.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
? 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
? 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
? Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
? Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
? Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

О наличии признаков предпринимательской деятельности могут свидетельство­вать, в частности, следующие факты: изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализа­ции; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимо­связанность всех совершенных в определенный период времени сделок; устойчи­вые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Предпринима­тельский риск заключается в вероятности наступления событий, в результате кото­рых продолжать данную деятельность станет невозможно.

Деятельность учреждения, не отвечающая перечисленным критериям, не может относиться к предпринимательской и должна считаться иной приносящей доход деятельностью. С практической точки зрения (налогообложения прибыли, бюджет­ных процедур учета доходов, их распределения и расходования) разграничение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности для учреждения имеет значение потому, что предпринимательская деятельность должна быть отра­жена в уставе учреждения, в то время как непредпринимательская деятельность не требует отражения в уставе учреждения.

Существует официальная классификация видов деятельности, не связанная с осо­бенностями правого регулирования и источниками доходов и предназначенная исключительно для целей статистического учета, — Общероссийский классифика­тор видов экономической деятельности (ОКВЭД), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст для классификации и кодирования видов экономи­ческой деятельности и информации о них.

Включенная в классификатор деятельность расценивается как предприниматель­ская в зависимости от того, соответствует ли она признакам, указанным в норма­тивном определении предпринимательской деятельности.

ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономиче­ской деятельности и их описания. В нем использованы иерархический метод клас­сификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов эко­номической деятельности состоит из 2-6 цифровых знаков, и его структура пред­ставлена в следующем виде: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т. п. и может выделяться признак «используемые сы­рье и материалы». В ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно-правовая форма и ведомственная под­чиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между коммерчески­ми и некоммерческими организациями и видами экономической деятельности.

При использовании ОКВЭД для классификации деятельности, выполняемой за вознаграждение или на договорной основе, рекомендуется рассматривать эту деятельность как деятельность хозяйствующих субъектов, производящих ту же продукцию или оказывающих те же услуги за собственный счет.

Несмотря на то обстоятельство, что ОКВЭД предназначен для статистического уче­та, он содержит самый полный перечень видов деятельности и может быть поле­зен для государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учрежде­ний для выбора вида приносящей доход деятельности.

Приведенное в начале раздела определение предпринимательской деятельности из ГК РФ охватывает разные виды деятельности, которые отличаются друг от друга источниками дохода, способами их получения и, главное, правовым регулирова­нием. При этом под понятие предпринимательской деятельности не подпадают доходы, имеющие разовый (несистематический или однократный) характер, на­пример доход автономного учреждения от продажи объекта имущества; доход бюджетного учреждения, полученный от реализации исключительных интеллекту­альных прав по договору отчуждения, однократной выдачи неисключительной или исключительной лицензии на использование результатов интеллектуальной дея­тельности. Такая деятельность по извлечению дохода может быть определена как «иная деятельность».

Кроме того, учреждения вправе получать доход от безвозмездных поступлений из разных источников: пожертвования граждан и юридических лиц; завещания граж­дан, которые не подпадают под понятие предпринимательской деятельности и дея­тельности вообще (за исключением случаев, когда учреждение целенаправленно организует кампании и проводит специальные мероприятия по сбору пожертво­ваний, так называемый «фандрайзинг»). В связи с этим для целей настоящего сборника предлагается классификация приносящей доход деятельности в зависи­мости от особенностей правового регулирования разных видов доходов учрежде­ния, т. е. того места, которое занимает данная деятельность по отношению к устав­ной. Именно в таком плане дополнительная деятельность по извлечению доходов учреждений социальной сферы описывается в отраслевых законах (в законода­тельстве о здравоохранении, образовании, культуре, физической культуре и спор­те, науке), а также в уставах соответствующих государственных и муниципальных учреждений.

По правовым основаниям можно выделить следующие виды приносящей доход деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

оказание дополнительных платных услуг (выполнение работ) в соответствии с основным видом деятельности;

получение доходов от использования закрепленного собственником имуще­ства;

получение доходов от иной приносящей доход деятельности;

доходы от безвозмездных поступлений (гранты, пожертвования).

Некоторые виды разрешенной деятельности по извлечению дохода прямо на­правлены на достижение уставных целей учреждения. В таких случаях учрежде­ние, помимо услуг (работ), предоставляемых в рамках ведения основной деятель­ности, оплачиваемой из бюджета или фондов обязательного страхования в соот­ветствии с заданием учредителя либо обязательствами перед страховщиками, предоставляет за плату аналогичные услуги в расширенном объеме или расши­ренному кругу лиц. Характерными примерами такой деятельности являются пре­доставление медицинским учреждением на платной основе дополнительных ме­дицинских услуг, не предусмотренных договором со страховщиком; прием и обу­чение на платной основе учреждением образования, например вузом, студентов по тем же основным программам, по которым ведется обучение на бюджетных местах, но сверх квоты мест, оплачиваемых за счет средств бюджета и определен­ной в задании учредителя.

Некоторые виды приносящей доход деятельности прямо не направлены на дости­жение основных уставных целей, однако связаны с уставной деятельностью учреж­дения технологически и относятся к деятельности, связанной с уставной. Напри­мер, учреждение самостоятельно обеспечивает сотрудников или лиц, пользую­щихся его услугами, питанием, предоставляет возможность приобретения опреде­ленных вещей (медицинское учреждение продает лекарственные препараты или литературу соответствующей тематики; учреждение культуры распространяет ли­тературу, репродукции и прочее, обеспечивает посетителей питанием; спортив­ное учреждение распространяет предметы со спортивной символикой, занимает­ся рекламой, предоставляет услуги для отдыха и т. п.).

Другой пример технологической связи — реализация продукции и иных объектов имущественных прав, возникающих в ходе ведения основной деятельности учреж­дения (например, образовательное учреждение реализует созданную обучаю­щимися в результате образовательного процесса продукцию, научное учреждение или учреждение культуры осуществляет продажу исключительных прав на резуль­таты интеллектуальной деятельности, возникших в ходе ведения основной дея­тельности и т. п.).

Читайте так же:  Налоги на частные дома в 2020 году. Налог для коттеджей

В ряде случаев с основной деятельностью может быть связана также деятельность по получению доходов от использования закрепленного за учреждением имущест­ва — сдача площадей учреждения в аренду другим организациям и индивидуаль­ным предпринимателям для обеспечения его уставной цели. Например, образовательное учреждение сдает площади для размещения книжного магазина с учеб­ной литературой или столовой для обучающихся, медицинское — для размещения аптечного киоска и т. п.

Вместе с тем в практике наблюдаются такие виды деятельности по извлечению дохода, которые совсем не связаны с уставной деятельностью учреждения (на­пример, федеральный государственный научно-исследовательский институт с раз­решения соответствующего ведомства сдает подвальные помещения для склада оптовой торговли или комнаты на первом этаже для магазина одежды). В подоб­ных ситуациях возникает вопрос о легитимности и допустимости подобной дея­тельности ради извлечения дохода для государственных или муниципальных учреж­дений, даже если эти помещения самим учреждением не используются и могут быть отнесены к категории «излишнего имущества».

В соответствии со статьей 296 ГК РФ, если имущество не используется учрежде­нием по назначению или является излишним, то собственник вправе изъять его и распорядиться им по своему усмотрению. Но в таком случае доходы от исполь­зования получает собственник, а имущество снимается с баланса учреждения. Не соответствующая уставным целям практика использования имущества была широко распространена в период недостаточного бюджетного финансирования, вероятно, в качестве возмещения недостающих бюджетных ассигнований. При этом часть доходов, получаемых от аренды, нередко не отражалась в документах бухгалтерского учета учреждения и использовалась по усмотрению руководителя, в лучшем случае на нужды учреждения.

С точки зрения законности все доходы государственных и муни­ципальных бюджетных или автономных учреждений, получаемые от реализации продукции, интеллектуальных прав, использова­ния имущества, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также безвозмездные поступления должны в пол­ном объеме направляться на достижение уставных целей учреж­дения с соблюдением установленных правил учета и отчетности, а для бюджетных учреждений — еще и с соблюдением процедур, установленных БК РФ, по статьям бюджетной классификации и бюд­жетной смете (смете доходов и расходов).

Как уже отмечалось, такие доходы не могут поступать в полное распоряжение соб­ственника-учредителя государственного или муниципального учреждения (т. е. распределяться по его усмотрению), поскольку учреждение создано им не для це­лей извлечения прибыли. Доходы учреждения должны в полном объеме направляться на финансирование деятельности данного учреждения (для бюджетного учреждения с соблюдением бюджетного процесса и по отдельной смете).

Понятие предпринимательской деятельности и незаконного предпринимательства. Статьи по предмету Предпринимательское право

В современном мире участились случаи, когда предприниматели просто не регистрируют свою деятельность. Происходит это по разным причинам: нежелание тратить деньги, время, незнание и многое другое. Вместе с тем очень важно получать регистрацию на предпринимательскую деятельность и делать это правильно. За нарушение закона в сфере предпринимательской деятельности наступает ответственность: административная, уголовная.

1. Понятие предпринимательской деятельности и незаконного предпринимательства

Обратимся к понятию предпринимательская деятельность. Законодатель установил, что предпринимательской является самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке . Зафиксированные в указанной норме права признаки предпринимательской деятельности:
———————————
Статья 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

— самостоятельный характер;
— осуществление на свой риск;
— направленность на систематическое получение прибыли;
— государственная регистрация субъектов предпринимательства дают достаточно полную его правовую характеристику. Вместе с тем следует согласиться с отдельными учеными, которые к числу сущностных признаков предпринимательства относят самостоятельный характер деятельности, осуществление ее на свой риск и направленность на систематическое получение прибыли. Именно они определяют саму природу предпринимательства. Указание же в законе на обязательную регистрацию лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, является формальным признаком .
———————————
Чорновол Е.П., Головизнин А.В. Нормативно-правовые, доктринальные и правоприменительные признаки предпринимательской деятельности // Право и экономика. 2016. N 1; СПС «КонсультантПлюс».

Понятие незаконной предпринимательской деятельности содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, согласно ст. 171 незаконное предпринимательство — это осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна .
———————————
Статья 171 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, незаконное предпринимательство может быть выражено в трех самостоятельных формах — в осуществлении предпринимательской деятельности:
1) без государственной регистрации.
Под отсутствием регистрации понимается занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо отсутствие регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица, или когда лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею до принятия решения по данному вопросу; либо тогда, когда лицо получило отказ в регистрации, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность.
Обязанность пройти государственную регистрацию закреплена Гражданским кодексом РФ за всеми субъектами хозяйственной деятельности. Согласно ст. 23 ч. 1 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр ;
———————————
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «КонсультантПлюс».

2) без специального разрешения (лицензии).
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
В настоящее время действует Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в ст. 17 которого установлен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. С момента вступления в силу данного Федерального закона, согласно ст. 19: «. виды деятельности, не указанные в настоящем Законе, могут осуществляться без наличия специального разрешения (лицензии), при условии, что требования лицензирования данных видов деятельности не были ранее установлены федеральными законами»;
3) с нарушением условий лицензирования.
К подобным нарушениям относятся, в частности: несоблюдение условий, предъявляемых к выпускаемой и реализуемой продукции (например, условия об обязательном указании срока годности продукта и даты его выпуска); несоблюдение технических требований к осуществлению лицензируемого вида деятельности (например, отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий для выпуска продуктов питания); осуществление деятельности за пределами территории, указанной в лицензии (т.е. лицензированы конкретные помещения, где выпускается продукция, или разрешена торговля спиртными напитками, а производство или торговлю переносим в иные помещения), а также иные нарушения.

2. Административная ответственность за незаконное предпринимательство

Глава 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях содержит информацию о том, какие деяния являются противоправными в области предпринимательской деятельности. В ст. 14.1 КоАП РФ законодатель указал основные составы административных правонарушений за незаконную предпринимательскую деятельность. Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации .
———————————
Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24,10.2006 N 18 ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

В указанном Постановлении отмечается, что субъектами административной ответственности являются граждане, должностные и юридические лица, индивидуальные предприниматели .
———————————
Пункт 14 Постановления N 18; СПС «КонсультантПлюс».

Следует обратить внимание, что в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе гл. 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение .
———————————
Пункт 15 Постановления N 18 // СПС «КонсультантПлюс».

Рассматривая судебную практику в отношении квалификации административных правонарушений, предусмотренных гл. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует отметить, что в связи с вступлением в юридическую силу изменений и дополнений (в частности, изменения по Федеральному закону от 29.12.2015 N 408-ФЗ) участились случаи привлечения к ответственности предпринимателей за различные нарушения в их хозяйственной деятельности. Причем ненадлежащее оказание услуг или выполнение работ уже квалифицируется по одной из статей главы 14 КоАП РФ. Так, суд удовлетворил заявление о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за то, что обществом не обеспечено исправное состояние систем противопожарной защиты (автоматических установок пожарной сигнализации и т.д.) . В похожей ситуации юридическое лицо также привлечено к административной ответственности (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2015 N Ф05-16922/2015 по делу N А40-56887/15).
———————————
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.12.2015 N Ф02-6441/2015 по делу N А74-4929/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время встречаются решения, в которых судьи сообщают, что нарушения при осуществлении хозяйственной деятельности имеют гражданско-правовую, а не государственно-правовую природу, предприниматели должны нести ответственность перед заинтересованными частными лицами, а не перед государством (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А79-5697/2015). При квалификации противоправных действий имеют огромное значение фактические обстоятельства дела, которые в каждом конкретном случае индивидуальны.
Нововведения закона дали административным органам широкие возможности для привлечения к ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, противоправные действия квалифицируются по одной из статей главы 14 КоАП РФ даже при условии, если компания не вела деятельности, подлежащей лицензированию, но ее рекламировала (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.11.2015 N Ф10-4063/2015 по делу N А64-731/2015).
Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи, при которых противоправные действия хотя и квалифицируются по одной из представленных главой 14 КоАП РФ статей, но фактически наказание не наступает в связи с малозначительностью деяния (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 N 02АП-4764/2015 по делу N А29-809/2015; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 N 06АП-2416/2015 по делу N А04-1152/2015).

3. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству или сопряжено с извлечением дохода в крупных размерах, является преступлением, ответственность за которое предусмотрено ст. 171 Уголовного кодекса РФ.
По смыслу данной нормы, для привлечения к ответственности необходимо, чтобы деятельность была предпринимательской и сопряжена с извлечением дохода в крупных размерах. Более того, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей должна отсутствовать запись о регистрации привлекаемого к ответственности лица в качестве индивидуального предпринимателя либо иметь место запись о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя . Под доходом (в рамках указанной нормы) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, доход признается крупным, если он превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей.
———————————
Иванова С.В. Прибыль в законе // СПС «КонсультантПлюс». 2015.

Следует отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации может повлечь негативные последствия не только для виновного в этом лица, но и для его контрагентов.
В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях уменьшения налогооблагаемой базы налогоплательщик вправе уменьшить сумму доходов на сумму произведенных расходов. При этом расходы должны быть подтверждены материально и быть экономически обоснованными. К подтвержденным и обоснованным расходам относятся только те расходы, которые налогоплательщик понес в рамках законной предпринимательской деятельности. Расходы, понесенные в процессе исполнения обязательств по сделке с лицом, не имеющим оснований для осуществления предпринимательской деятельности, не могут быть учтены в качестве обоснованных и подтвержденных затрат (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2007 N 1461/07).
В 2014 году в Особенной части УК РФ появилась статья 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), содержащая норму, которая предусматривает уголовную санкцию за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно. При этом в примечании к указанной статье отмечено, что нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней .
———————————
Лапина М.А., Карпухин Д.В., Трунцевский Ю.В. Административная преюдиция как способ декриминализации уголовных преступлений и разграничения уголовных преступлений и административных правонарушений в современный период // Административное и муниципальное право. 2015. N 11.

4. Проблемы правового регулирования незаконного предпринимательства

К сожалению, Президиум ВС РФ оставляет без внимания очень важную для практической деятельности как правоохранительных, так и судебных органов проблему — отграничение сферы действия норм административного, уголовного и гражданского права при осуществлении смешанного правового регулирования одних и тех же правоотношений. В результате вопрос, норму какой отрасли права применять для разрешения конкретного казуса, всякий раз является актуальным и неразрешимым. Поэтому всякий раз он решается по-разному. А мизерная сумма ущерба, установленная в качестве низшей границы для применения нормы уголовного права, с одной стороны, делает ее номинальной, а с другой — дает широкий простор для злоупотреблений, создавая ситуацию, при которой за одни и те же действия одно лицо привлекают к административной, а другое — к уголовной ответственности. Причем за причиненный ущерб в размере 250 000 рублей и 1 копейки это лицо не всегда получает наказание в виде условной меры. Кстати, третье лицо вообще может отделаться легким испугом, получив на руки судебное решение о взыскании с него какой-то суммы.
В теме «незаконное предпринимательство» остается еще один вопрос, который необходимо раскрыть, а именно о квалификации по ст. ст. 171 и 199 (198) УК РФ. С одной стороны, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) является общей нормой по отношению к уклонению от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ) или с физического лица (ст. 198 УК РФ). Поэтому при установлении факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов действия лица должны квалифицироваться по ст. 198 или ст. 199 Кодекса во избежание назначения двойного наказания за одно и то же действие.
С другой стороны, содержание нормы, сформулированной в ст. 171 УК РФ, значительно сужает объем понятия «незаконное предпринимательство». Это не позволяет определять данные составы как общий и специальный по отношению друг к другу, то есть объем одного состава не перекрывается объемом другого. К тому же и субъектный состав правоотношений в этих случаях различается существенно: в случаях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов одной из сторон правоотношений выступают фискальные органы, а в случае незаконного предпринимательства — органы управления специальной компетенции, не относящиеся к фискальным, а также фискальный орган при осуществлении государственной регистрации и ведения единого госреестра. Следовательно, при наличии в действиях лица признаков состава преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 199 (198) УК РФ, их следует квалифицировать по совокупности. Это подтверждает п. 2 Постановления N 23, в котором Пленум ВС РФ указывает, как квалифицировать действия физического лица, которое приобрело имущество и сдает его в аренду, не уплачивая при этом налоги .
———————————
http://www.garant.ru/article/6515/#ixzz4JdJ7xEw1

Читайте так же:  Патентная система налогообложения (ПСН) в 2020 году: виды деятельности. Сколько стоит патент на 2020 год

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Утратил силу с 1 марта 2013 года. — Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к ст. 23 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена предпринимательской деятельности гражданина — частному случаю предпринимательской деятельности, которая отнесена к ведению гражданского законодательства, а право на ее осуществление — элемент содержания правоспособности гражданина (абз. 3 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК). Предпринимательская право- и дееспособность гражданина возникают одновременно: право на предпринимательскую деятельность может быть реализовано только самостоятельно, а потому исключены случаи, когда бы возможности правоспособного, но еще не дееспособного гражданина восполняли действия его дееспособных законных представителей. Закон не определяет момент возникновения единой предпринимательской право- и дееспособности, но разрешает заниматься предпринимательством (и регистрироваться в качестве предпринимателя) несовершеннолетним, для чего необходимо нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителя либо документ, подтверждающий наличие полной дееспособности (подп. «з» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации юридических лиц).

Гражданин вправе заниматься предпринимательством без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23), которую обеспечивают Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (см. Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 (СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961)) с изм. (далее — регистрация, предприниматель). Регистрация предпринимателя основывается на его заявлении и решении налогового органа и сопровождается включением данных о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГРИП), который ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым, кроме отдельных сведений, доступ к которым ограничен (см. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (СЗ РФ. 2003. N 43. Ст. 4238)).

Регистрация осуществляется по месту жительства предпринимателя в течение 5 рабочих дней со дня представления заявления, копии документа, удостоверяющего личность, документа об уплате госпошлины, других документов для заявителей-иностранцев и несовершеннолетних. Момент регистрации — внесение записи в ЕГРИП. Регистрации подлежат изменения сведений о предпринимателе и прекращение его деятельности в этом качестве. Перемена места жительства предпринимателя требует внесения изменений в ЕГРИП с одновременной передачей налоговым органом его регистрационного дела в налоговый орган по новому месту жительства. Отказ в регистрации возможен при непредставлении необходимых документов или при обращении в ненадлежащий налоговый орган. Безусловные препятствия для регистрации: а) не утративший силу факт регистрации (правило, препятствующее двойной регистрации); б) неистечение одного года с момента принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве предпринимателя; в) неистечение срока, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательством. Решение об отказе в регистрации может быть оспорено в судебном порядке. Основания для прекращения гражданином предпринимательской деятельности: а) его личное решение; б) смерть; в) решение суда о признании его банкротом или принудительном прекращении его предпринимательской деятельности; г) вступивший в силу приговор суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательством на определенный срок; д) аннулирование документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия такого документа. Регистрация утрачивает силу с момента внесения записи в ЕГРИП или с иного момента (например, смерти, принятия судом решения о признании предпринимателя банкротом или о принудительном прекращении его предпринимательской деятельности, вступления в силу приговора суда) (ст. ст. 2, 4 — 6, 8, п. 1 ст. 9, ст. ст. 11, 22.1 — 22.3, п. п. 1, 5 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц).

2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — хозяйство) признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства (п. 2 ст. 23). Статус хозяйства определен Законом о крестьянском хозяйстве. Оно может быть одночленным (состоящим из одного лица) или объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, его членами могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов (но не более чем из 3 семей), иные граждане, не состоящие в родстве с главой хозяйства (но не более 5 человек). Хозяйство (кроме одночленного) создается и действует на основе соглашения, которое подписывают все его члены и в которое вносятся все изменения, касающиеся выбывших и вновь принятых членов, а также смены главы. Хозяйство считается созданным со дня его регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном для регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.

Хозяйство не является юридическим лицом: даже будучи договорным объединением, оно является неправосубъектной организацией, которая воспринимается в гражданском обороте через его главу. Это отличает современные неправосубъектные хозяйства от хозяйств — юридических лиц, создававшихся согласно прежнему одноименному Закону. Гражданский кодекс исключил из закрытого перечня коммерческих организаций известные в прошлом индивидуальные (семейные) частные предприятия (они должны были до 1 июля 1999 г. преобразоваться в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидироваться, а по истечении этого срока подлежали ликвидации в судебном порядке (п. 5 ст. 6 Вводного закона), однако созданные в соответствии с прежним законом хозяйства — юридические лица вправе сохранить этот статус до 1 января 2010 г. (п. п. 1 — 3 ст. 1, п. 2 ст. 3, ст. ст. 4, 5, 16, 17, п. п. 2, 3 ст. 23 Закона о крестьянском хозяйстве).

3. К предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК, регулирующие деятельность коммерческих организаций (п. 3 ст. 23), что свидетельствует о единстве гражданско-правового режима предпринимательской деятельности. Исключения из этого могут следовать из закона и иных правовых актов или из существа правоотношения. Споры между предпринимателями, между ними и юридическими лицами (в том числе споры с участием глав хозяйств), кроме споров, не связанных с осуществлением данными гражданами (главами) предпринимательской деятельности, — компетенция арбитражных судов. При разрешении таких споров последние опять-таки руководствуются нормами о коммерческих организациях, если иное не вытекает из закона, правового акта или существа правоотношений. Споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (а значит, не обладающих специальным статусом), в том числе споры, связанные с фактическим осуществлением ими предпринимательской деятельности, — компетенция судов общей юрисдикции. При их разрешении возможно применение правила п. 4 ст. 23 (п. 13 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

4. Согласно п. 4 ст. 23 гражданин, занимающийся предпринимательством без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к этим сделкам правила ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Речь идет о возможности применения отдельных норм (например, п. 3 ст. 401 ГК), групп норм (например, § 3 гл. 30 ГК), а также правил тех нормативных актов, к которым отсылает ГК. Отсюда: а) поскольку гражданские нормы о предпринимателях являются специальными и отличаются повышенной строгостью, п. 4 ст. 23 формулирует санкцию в отношении фактических предпринимателей, игнорирующих требование регистрации; б) применение данной санкции зависит от усмотрения суда; в) сама предпринимательская деятельность покоится не столько на формально-юридическом моменте (регистрации), сколько на фактических (сущностных) признаках осуществляемой деятельности.

Судебная практика по статье 23 ГК РФ

При этом статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 данной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели; пункт 1 статьи 23 ГК Российской Федерации в целях реализации конституционных гарантий свободы предпринимательской деятельности, обеспечения стабильности гражданского оборота и защиты законных экономических интересов всех его участников (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 383-О-О, от 17 июля 2012 года N 1391-О, от 24 марта 2015 года N 730-О и др.) связывает возникновение права граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с моментом государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Что касается абзаца третьего пункта 1 статьи 2 ГК Российской Федерации, то он определяет понятие предпринимательской деятельности и носит общий характер нормы-дефиниции. При этом в силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 23 ГК Российской Федерации физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Вопрос же о квалификации той или иной деятельности физических лиц в качестве предпринимательской разрешается правоприменительными органами на основании фактических обстоятельств конкретного дела. Следовательно, абзац третий пункта 1 статьи 2 ГК Российской Федерации также не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 143, 166, 230, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия оспоренного решения с учетом доказанности ведения заявителем в проверяемом периоде предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли.

Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11, 145, 143 — 146, 207, 209, 221, 346.11 — 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, суды подтвердили, что доход от сдачи объектов недвижимости в аренду и продажи объекта нежилого назначения был извлечен предпринимателем в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неправильного применения судами положений статей 14, 23 Закона N 14-ФЗ, статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам, не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, касающиеся несогласия с результатами судебной экспертизы, об отсутствии у общества сведений о реквизитах расчетного счета наследников для перечисления денежных средств и отсутствия со стороны наследников заявления о выплате действительной стоимости доли, являлись предметом исследования и оценки судов трех инстанций и мотивированно отклонены.

Прекращая производство по делу, суды руководствовались статьями 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, учли результаты проведенной по делу судебной экспертизы и исходили из того, что предметом заявленных администрацией по настоящему делу требований является жилой дом, в котором проживает семья предпринимателя из 14 человек, спорные правоотношения возникли из деятельности ответчика как физического лица и не связаны с предпринимательской деятельностью, доказательств использования спорного объекта для ведения предпринимательской деятельности, администрацией не представлено.

Отменяя судебные акты, принятые судами первой и апелляционной инстанций, и отказывая в удовлетворении заявления общества, суд округа, действуя в пределах осуществления предоставленных ему полномочий, руководствуясь положениями подпункта «м» пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», исходил из того, что до подачи обществом документов для государственной регистрации смены генерального директора общества постановлением судебного пристава-исполнителя был установлен запрет на совершение регистрационных действий по внесению изменений данных общества (должника) в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации является правомерным. При этом суд исходил из того, что регистрирующий орган правильно установил содержание постановления судебного пристава-исполнителя, исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений.

Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 23, 195, 196, 199, 200, 205, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 12, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», приняв во внимание установленный договором срок исполнения обязательства по оплате поставленного по товарной накладной от 23.10.2010 N 5 товара, суды с учетом ходатайства ответчика пришли к выводу об истечении срока исковой давности по требованию о взыскании задолженности по оплате поставленного товара и отказали в удовлетворении иска.

По смыслу статей 23 и 24 Гражданского кодекса прекращение статуса индивидуального предпринимателя (главы крестьянского фермерского хозяйства) не влечет прекращение его обязательств по договору, поскольку в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса гражданско-правовые обязательства должны быть исполнены надлежащим образом. Утратив статус индивидуального предпринимателя, физическое лицо лишается возможности заниматься предпринимательской деятельностью, но продолжает нести перед кредиторами имущественную ответственность по неисполненным обязательствам.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 2, 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11, 145, 146, 153, 154, 168 Налогового кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что деятельность Фоминой Т.А. по сдаче в аренду и реализации объектов недвижимости направлена на извлечение прибыли и непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, доход от осуществления которой подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Указывая на нерассмотрение судами заявления о восстановлении пропущенного срока исковой давности, заявитель не учитывает, что в силу положений пункта 3 статьи 23, статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином — индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.